К какому виду игрушек относится матрешка

Обновлено: 25.04.2024

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Все о семеновских матрешках

На фабрике в городе Семенове, находящемся в 70 километрах от Нижнего Новгорода, изготавливают известных во всем мире матрешек. Посредством популярного русского сувенира семеновская роспись сделалась национальным культурным достоянием. А местом рождения ее стало село Мериново, неподалеку от Семенова. О том, как возникла семеновская матрешка и роспись, о сегодняшнем положении ремесла, а кроме того, о специфичности техники росписи — мы рассказываем в нашей статье.




Особенности росписи

Семеновская матрешка выделяется среди остальных тем, что она многоместная и включает в себя 15-18 различающихся по окраске фигурок. Эта матрешка с цветочным платьем и расписным платком. Расписывают семеновскую матрешку, не следуя определенным правилам.

Основой семеновской росписи являются красочные, выразительные, большие цветы, которые увенчивают ягоды рябины, банты, точки и мелкий цветочек. Зачастую матрешку из Семенова сопоставляют с сергиевской: они схожи, но разукрашенные изделия из Семенова более орнаментированны.

Мастера Нижнего Новгорода ориентировались на так называемые травные древнерусские орнаменты.




Для матрешки семеновской росписи свойственны:

  • значительный объем незакрашенной древесины;
  • передник куклы, на котором нарисованы большие цветы;
  • синий, желтый и красный – цветовое доминирование которых должно гармонично вписаться в оформление платка, фартука матрешки, сарафана;
  • асимметричность местоположения букета на фартуке с незначительным смещением в правую сторону;
  • токарная обработка, при которой матрешка получается более статная (по сравнению с сергиевской), со сравнительно тонким верхом.

До 1953 года семеновские матрешки находились в тени загорских и сергиевских, однако первый раз попав за границу, они стали составлять конкуренцию более известным образцам. И соперничество было выгодным — красочное, колоритное исполнение семеновской росписи помогало матрешкам увеличить потребительский спрос.




История возникновения

Семеновская матрешка и мериновская — это то же самое? Ученые, занимающиеся исследованиями в области истории искусства, до сих пор спорят и к единому решению не пришли. Но то, что это аналогичные промыслы, несомненно.



Матрена потрясла всех на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Мастерам народных художественных промыслов стала сильно интересна эта игрушка. В России сформировался ряд центров для ее производства. Одним из них стал маленький городишко Семенов, располагающийся в 70 километрах от Н. Новгорода.

В глухом нижегородском лесном Заволжье располагалось поселение староверов, которое затем стало городом. Он славился росписью по дереву, которая называется «золотой хохломой».

Позднее, приблизительно в 1924 г., в Семенове стали точить из древесины и расписывать куклу, которая стала называться семеновской матрешкой, поскольку она разнится с полховско-майданской и загорской.


Село Мериново располагается в 8 километрах от Семенова. Отпрыском токаря А. Валгина была привезена из Сергиева Посада деревянная кукла (мужик с усами и бородой), выкрашенная в салатовый цвет. Мастер сразу же принял решение выточить куклу, состоящую из 2 элементов, вставляющихся, как пасхальные яйчата, один в другой. Так началось рождение семеновской матрешки. Поначалу она была выкрашена в пурпурный цвет, потом токарь изготовил лысого, усатого и бородатого мужичка и солидного мужчину в шляпе и пальто.

Однако реально прославила семеновскую матрешку и определила ее образ семья мастера А. Майорова. История ее такая. Мастер, посетив Н. Новгород, привез с ярмарки нераскрашенную деревянную куклу-болванку. Его дочь Люба посредством пера гуся нанесла на нее все контуры, а после раскрасила кисточкой анилиновыми красителями. На голове она нарисовала русский кокошник, а в середине разместила ярко-алый цветок, схожий с ромашкой. Фактически дочь Арсения превратила обыкновенную пустотелую куклу с ярмарки в великий русский символ. Именно в такой манере и стали в дальнейшем расписывать семеновскую матрешку.



Городская матрешка

Из села кукла перебирается в город Семенов. Судовладелец и биржевик Д. В. Сироткин основывает школу художественной обработки древесины (ШХОД). Ее возглавляет профессиональный художник, мастер художественных промыслов Г. П. Матвеев. В 1925 г. начинает функционировать матрешечная артель, в которой трудятся выпускники ШХОД. Артель первое время объединяла не больше 20 человек, главным образом надомников. Потом на базе артели образовываются общественные мастерские. Возрастает производство матрешек. В 1929 г. артель мастеров-игрушечников становится независимой. В 1932 г. она стала называться художественной фабрикой «Семеновская роспись».



Немало матрен изготовлено с того времени, но есть единственная, которую никто еще не превзошел. В 1970 г. изготовили заволжскую красавицу метровой высоты, диаметром 0,5 метра и толщиной стенок 0.5-0.6 миллиметров, включающую в себя 72 куклы. Масса этой матрешки приблизительно 30 килограммов. Художницам по росписи пришлось очень непросто. Ее занесли в Книгу рекордов Гиннеса, и сегодня она пребывает в Германии. Это не высшая точка для наших мастеров. Из страны восходящего солнца пришла заявка на заволжскую красавицу высотой 180 сантиметров.

Семеновские мастера ее изготовят, после того как отыщут подобающее ровненькое дерево.


Матрешки в современном мире

В настоящий момент семеновская фабрика под наименованием ООО «Торговый Дом Семеновская роспись» (название ее частенько менялось вследствие частых преобразований) с успехом функционирует и изготавливает, наряду с разнообразной продукцией, большой ассортиментный выбор матрешек. Дизайнеры и художники этой фабрики создали довольно много неординарных, зачастую занятных матрешек.

В образе современной деревянной игрушки, любовно названной матрешкой, сегодня улавливаются черты хохломской, мериновской и федосеевской народных росписей. Матрешки, изготавливаемые на ООО «Торговый Дом Семеновская роспись», расходятся по разным частям света – в ОАЭ, Англию, Германию, Францию, Канаду и так далее.



Мастера прославленной фабрики сделали большим преимуществом акцент на экологичной продукции: используются качественная древесина (береза и липа), анилин, гуашь, безвредный, имеющий сертификат лак. Необходимо обозначить, что лак является важнейшим элементом матрешки, для семеновской фабрики его производят по специальному заказу. Вследствие чего семеновские матрешки приобретают особенный блеск, насыщенную и приятную на ощупь текстуру.

В 2017 г. тут открыли музей матрешки и традиционной игрушки. В музее присутствуют классические образцы, демонстрирующие, как виртуозна семеновская роспись, а также буклетная матрешка и сувениры, новогодняя продукция. Можно здесь приобрести пенал, авторучку, ваньку-встаньку, сувенирную композицию «Теремок» и так далее.



Русская матрешка является настоящим чудом света. Настоящим – по той причине, что была, есть и останется произведением рук человека. Чудо света – потому что чудесным образом игрушечный символ нашей страны путешествует по всей планете, и для него не существует границ.

Исторически значимые промыслы, оттачиваемые годами, должны пребывать не только в архивах и коллекциях музеев. По этой причине все больше в нашей стране открывается детских кружков и студий, нацеленных на обучение детей традиционной росписи по дереву. И это существенный вклад в сохранение и распространение народных художественных традиций.

История происхождения и развития матрешки

Матрешка – забавная расписная игрушка с милым личиком. Она считается национальным сувениром, поэтому ее охотно покупают иностранные туристы и наши сограждане. Многие думают, что матрешка существует чуть ли не со времен древней Руси, но на самом деле это не так, и история этой игрушки имеет весьма оригинальное развитие.


Где и кто изобрел?

Деревянная куколка с привычной для нас росписью и краснощеким лицом появилась не так уж давно. Не стоит приписывать ей солидный возраст и искать истоки корней у древних славян. Известно, что первую матрешку сделали в 1890-х годах. Рождение игрушки связывают с популярностью русского стиля и интересом к народной культуре. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний, однако она многим полюбилась, что и привело к дальнейшему развитию промысла.


Родина прототипа матрешки – Япония. Многие бы никогда не подумали об этом, но именно в восточной стране очень давно было принято делать кукол-неваляшек и разъемные деревянные фигурки.

Однако эти игрушки имели другой облик и были совсем не похожи на улыбчивую крестьянскую девушку.


Одна из них изображала мудреца по имени Дарума. Считалось, что он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.


Также есть мнение, что предшественника матрешки создал беглый русский монах, поселившийся на острове Хонсю. За основу он взял фигурку бога по имени Фукурокудзю, который обычно изображается в виде благообразного старца с посохом или веером. Игрушка имела грушевидную форму, а внутри содержала еще несколько куколок, олицетворяющих других божеств. Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.



В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину. С появлением куколки само собой пришло имя – Матрена, оно было одним из наиболее распространенных и популярных на Руси. Некоторые исследователи считают, что художник никакого отношения к происхождению матрешки не имеет, а игрушку для детей придумал и сделал именно Звездочкин.

Несмотря на то что история выглядит немного туманной, та самая фигурка хорошо сохранилась и находится в музее Сергиева Посада.


Описание первой матрешки

Куколку изготовили в мастерской, специализирующейся на игрушках, на изделии можно найти штамп с названием «Детское воспитание». Игрушка состояла из восьми фигурок, помещающихся внутри самой большой из них. У нее улыбчивое и краснощекое лицо крестьянской девушки, и одета она в традиционном стиле: спереди у нее повязан передник, на голове – нарядный платок с цветастым узором. В руках она держит черного петуха.


Другие фигурки выполнены в таком же стиле. Они изображают девушек в русской крестьянской одежде, две из них держат в руках каравай и серп. Есть в этом семействе и младший братец – мальчик в красной расписной рубахе. А самая маленькая фигурка – младенец в пеленках.


Развитие до наших дней

Сергиево-Посадская матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:

  • к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя;
  • к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные;
  • в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей.


Матрешки стали настолько популярны, что их даже пытались подделывать за границей, а в России тем временем появилось несколько разных направлений.

В каждом регионе делали свои оригинальные изделия, которые можно было опознать по особенностям росписи.


Семеновские

Эти матрешки родом из Нижегородской области. Им присущи определенные черты, которые прослеживаются как в форме, так и в рисунке:

  • куклу делали из липы, осины или березы, вытачивая ее на специальном станке, основание при этом получалось немного зауженным у низа;
  • затем дерево грунтовали картофельным клейстером, чтобы материал не впитывал краску, а готовое изделие имело приятный блеск;
  • после этого вырисовывали черты лица и одежду, одна из характерных особенностей семеновских игрушек – кайма на платке, украшенная цветочными бутонами.


Традиции росписи закладывались потомственными мастерами Майоровыми, которые адаптировали народные мотивы древней Руси. В качестве декоративных элементов присутствовали различные цветы: розы и колокольчики, колоски и травы. Для росписи использовались оттенки желтого, красного, зеленого, фиолетового, малинового. В завершение игрушку покрывали лаком.


Характерная черта семеновских матрешек – они многоместные, могут состоять из 15–18 фигурок. Также именно здесь была изготовлена самая большая игрушка высотой 1 метр. Она включала 72 куклы.


Загорские

Они напоминают самую первую матрешку – такие же круглобокие, с устойчивой формой. Роспись лица довольно простая: две пряди волос под платком, нос в виде двух точек и губки бантиком. Одета кукла традиционно – в сарафан с передником. Наряд украшен незамысловатым растительно-цветочным орнаментом.


Полхов-Майданские

Эти игрушки – соседки семеновских, они тоже происходят из Нижегородской области. Процесс создания у них похож на начальных этапах, но роспись при этом отличается. На лице из-под платка видны завитки волос, передник имеет овальную форму, а не прямоугольную, и украшен цветочным узором. Орнамент может включать георгины, яркие розы, нежные колокольчики, дикий шиповник. Кроме того, эти матрешки имеют более стройный силуэт в отличие от своих соседок.


Вятские

На севере России тоже делали свои игрушки и украшали их особым способом. Техника инкрустации соломкой придает матрешкам оригинальный вид. Сама роспись оставалась традиционной: милое личико, платок и сарафан с передником, но поверх краски наносили дополнительный декор. Из соломенных элементов выкладывали цветы на переднике, окантовку и другие детали. Распространение такие игрушки получили позже других – в 60-х годах прошлого века.


Современные

Изменения в стране сказались и на дальнейшем развитии матрешки. Перестройка не только вызвала растущий интерес к русской культуре, но и дала возможность открывать небольшие мастерские, не зависящие от государства. Умельцы снова могли свободно продавать свои изделия, многие художники охотно воспользовались этим.


Современные игрушки очень разные по стилю, но можно выделить несколько наиболее популярных направлений.

  • Политические. Изображают известных деятелей разных эпох: как отечественных, так и зарубежных. Рисунки выполняются в реалистичном стиле или в виде шаржей – с чертами, преувеличенными для комичного эффекта.


  • Со звездами. Как и политические, являются портретными, только изображают в этом случае разных знаменитостей. Можно встретить фигурки с лицами звезд эстрады и кино, футболистов или гонщиков.


  • В традиционном стиле. Напоминают первых русских матрешек, фактически это подражание известным видам росписи. Куклы представляют крестьянских девушек или семью – мать с детьми.


  • Сказочные. Знакомые с детства истории нередко вдохновляют художников. На фигурках может присутствовать целый сюжет с последовательным развитием событий или же отдельные персонажи.


  • Архитектурные. Матрешек украшают изображениями старинных зданий. Это могут быть архитектурные памятники из разных городов, церкви и соборы.

Сюжетом для росписи может стать что угодно – современное искусство не ставит ограничений, позволяя художникам творить так, как они видят.


Процесс изготовления

Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.


Процесс создания заготовок включает несколько этапов:

  • начинают с самой маленькой фигурки;
  • затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
  • этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.


Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.


Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.

Все, что нужно знать о матрешках

Все без исключения – и дети, и взрослые, живущие в России, знают, как выглядит матрёшка, которую многие воспринимают в качестве символа нашей страны. Однако не каждый знаком с историей происхождения этой куклы. В этой статье вы можете ознакомиться с описанием матрёшки, а также узнать много нового не только об истории её создания, но и о её разновидностях.


Что это такое?

Матрёшка – это народная игрушка, имеющая для русских людей огромное значение. Выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол: внутри самой большой матрёшки находятся похожие на неё куколки, но в меньшем размере. Как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.

Каждая из кукол имеет плоское донце и по форме напоминает яйцо, состоящее из двух частей, которые легко соединяются и разъединяется.


Традиционный вариант русской матрёшки выглядит как женщина, наряженная в сарафан и платок. Вообще, расписана игрушка могла быть по-разному – например, хохломской, городецкой или дымковской росписью. Всё зависело от предпочтений её создателя.


История создания

То, как на Руси появилась первая деревянная кукла, получившая название матрёшка, история интересная и в нынешнее время всё ещё не совсем ясная. Многие полагают, что родом эта игрушка из самой Японии. Согласно этой версии один из русских мастеров увидел японскую фигурку и решил сделать подобную на свой лад.

В японской версии этой игрушки тоже находилось ещё несколько фигурок меньшего размера, а символизировала она божеств, что приносили людям счастье.


Однако утверждать точно, что всё было именно так, нельзя, ведь подобные фигурки встречаются также в китайской и индийской культурах. Большинство всё-таки склоняется к версии, что матрёшка была создана в период вдохновения мастера славянской культурой.


С создателем игрушки всё гораздо проще. Им является Василий Звездочкин, проживавший в Подольске и утверждавший, что аналогов матрёшки из Японии ранее не видел. Первая матрёшка была создана в 1890 году, а создателем её эскиза считают Сергея Малютина.


Выглядела эта кукла как девушка, держащая в руках чёрного петуха. От традиционного варианта игрушки она мало чем отличалась: внутри неё находилось ещё несколько фигурок, последняя из которых представляла собой запеленутого малыша. Своё название игрушка в итоге получила от распространенного на тот момент имени – Матрёна.


Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную выставку в Париже и получила там бронзовую награду. Это послужило толчком к распространению игрушки, её стали изготавливать во многих местах.

Использовали для этого, как правило, липу – её древесина была более мягкой и во время сушки не покрывалась трещинами.


Существует множество видов матрёшек: воронежская, тверская, тюменская и даже турецкая. Бывают также и авторские игрушки такого рода, которые делают под заказ. Ниже поговорим о разновидностях матрёшек, которые в зависимости от их места создания имеют характерные отличительные черты.

Загорская

Народный промысел, который возник на землях Сергиева Посада именуется Загорской матрёшкой. Созданием таких игрушек активно занимались в середине прошлого столетия, когда в городе активно функционировало большое количество мастерских. Промысел продолжает развиваться и сейчас.


У данной разновидности матрёшки есть отличительные черты: её роспись упрощена, в ней активно используют такие цвета, как красный, жёлтый, синий и зелёный. Как правило, очертания элементов таких матрёшек, включая лицо и одежду, либо обводят чёрным, либо выжигают.


Одета такая кукла довольно скромно. Её передник имитирует ткань, украшенную горохом или простыми на вид цветами. Руки такой куклы либо опущены, либо находятся в согнутом положении. В последнем случае в них можно увидеть корзину, домашнее животное или гармошку.


Семеновская

Данная разновидность матрёшек возникла ещё в прошлом столетии, а именно: в 1929 году. В этом году в Семёнове, который располагается в Нижегородской области, открыли артель по выпуску кукол из дерева. Уже спустя несколько лет на его базе возникла фабрика, которая получила название «Семёновская роспись». Произошло это в 1932 году, а сама фабрика функционирует и по сей день.


В росписи семёновской матрёшки можно легко обнаружить такой художественный мотив, как хохлома, а также элементы федосеевской или мериновской росписи. Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Руки её обычно не прокрашиваются, а фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.

Отдельно стоит сказать и об авторских семёновских матрёшках. Их делают под заказ, а их роспись обычно отличается своей замысловатостью.


Полхов-майданская

Полхов-Майдан – это небольшое село в Нижегородской области. Там изготавливать матрёшек стали с 1920 года. У кукол, произведённых в этом месте, также есть ряд отличительных характеристик: они очень вытянуты в длину и имеют маленькую голову. Расписывают их обычно красным, синим, зелёным и жёлтым цветами. Руки таких куколок обычно опущены, либо же в них находится поднос, на котором красуется каравай.


Недалеко от этого места располагается другое село, где также создают матрёшек, именуемых крутицкими. Они во многом похожи на полхов-майданских кукол. Отличает крутицкую матрёшку только стройность, статность и богатая роспись, в которой присутствуют большие и яркие цветочные элементы.


Другие

Есть и другие места, где занимаются изготовление матрёшек – например, Вятка. Там можно найти самых северных кукол, которые во многом похожи на девушек-северянок: волосы у них светлые или рыжеватые, а глаза голубые. Вятских кукол также отличает мягкость и приветливость черт лица и милая улыбка. В руках у них часто можно увидеть либо цветочный букет, либо поднос с традиционным караваем. Формироваться промысел по созданию матрёшек начал примерно в 1930 году, закончился этот процесс только ближе к 60-м.


Существует и тверская матрёшка – самая красивая, по мнению многих. Её, как правило, раскрашивают золотыми красками, имитируя тем самым хохломскую роспись. Кроме того, им характерен особый блеск, который делает куклу похожей на расписанное пасхальное яйцо. Наряд у такой куклы выглядит богато: платье праздничное, на её шее висят бусы, а сверху можно увидеть золочёный головной убор. Платок у такой матрёшки обычно выкрашен в красный цвет, а на переднике можно увидеть большие розовые цветки с зелёными листочками, которые располагаются на чёрном фоне.


Самой выделяющейся из всего этого списка является воронежская матрёшка. Её голова чуть заострена, что делает игрушку похожей на яйцо. Объясняется это тем, что в давние времена, когда промысел по созданию таких кукол только появился, эталоном красоты были полные девушки. Расписывают таких кукол в полном соответствии с народным костюмом воронежской губернии, по которому легко читается возраст, профессия и социальный статус. Ещё одна отличительная черта этой матрёшки – барановский платок красного цвета и чёрная традиционная юбка, которая делится красноватыми полосами на квадраты.

Такой раскрас олицетворяет чернозём, который был поделён на наделы.


Матрешки в современном мире

В нынешнее время яркая и приветливая на вид матрёшка считается одним из главнейших символов России. Она продаётся во многих магазинах, иностранцы зачастую привозят её домой в качестве сувенира.


Развитие данного промысла сейчас протекает так же активно. Однако в нынешнее время количество вариантов для росписей этой игрушки заметно расширилось: стали создавать необычных портретных матрёшек, перенося на дерево черты конкретного человека, а также кукол-пародий на деятелей политики.


В нынешнее время создаются авторские матрёшки, сделанные в виде известных персонажей. В качестве матрёшки также могут изображаться популярные персонажи из книг и кино, исторические деятели и не только.



Создаются и эксклюзивные варианты таких кукол. Делается это, как правило, под заказ. Некоторые из таких игрушек способны вмещать в себя около 50 фигурок чуть меньшего размера. Однако наиболее популярны матрёшки в наборе которых присутствует 5 или 7 игрушек.

матрёшка

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Содержание:

История появления промысла

токарь Василий Петрович Звездочкин

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

классическая матрёшка

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

старая матрёшка из 8 куколок

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

старые и современные матрёшки

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

виды матрёшек

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника изготовления

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

изготовление матрёшки

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

роспись матрёшки

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Читайте также: