К какому виду искусства относится глиняная игрушка

Обновлено: 03.05.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

Искусство – это средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека уже с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, способствующие образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, всегда вдохновляет на активную творческую деятельность. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам природы и красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают гедонистические чувства (наслаждения прекрасным). Обучение различным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека, служит одной из основ духовного развития личности.

Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, навыков оценки произведений искусства, духовных потребностей, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Народное искусство помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Основные виды декоративно – прикладного искусства:

Дымковская глиняная игрушка.

Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки. Фигурки лепили из красной глины. После обжига все фигурки покрывают белым цветом. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.

Тверская глиняная игрушка

Город Торжок в Тверской области – родина тверской игрушки. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два-три слоя. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Филимоновская глиняная игрушка

Родина этой игрушки – деревня Филимоново Тульской области. Эта яркая веселая игрушка – свистулька. В отличии от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с большой головкой. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.

Семеновская матрешка

Основа семеновской росписи – яркие, выразительные, крупные цветы, венчают которые ягоды рябины, бантики, точечки и мелкий цветок.

Каргопольская глиняная игрушка

Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. Игрушку делают в городе Каргополе Архангельской области на предприятии народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Лепят игрушку из красной глины. Цветовая гамма приглушенная, северная.

Богородская деревянная игрушка.

Родина игрушки село Богородское Московской области. Это игрушки-шутки. Богородские игрушки интересны тем, что они с движением. Основные герои медвежонок и фигурка мужичка-крестьянина.

Федосеевская топорная игрушка.

Родина деревня Федосеево Нижегородской области. Отличие этих игрушек от других деревянных игрушек (например, богородской) в том, что их опускают целиком в раствор желтого цвета (анилиновые краски). Они приобретают ярко-желтый цвет, оттого и получаются солнечными и веселыми.

Родина городецкой росписи город Городец Нижегородской области. На фабрике создаются деревянные расписные городецкие изделия: детская мебель, кони-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды, ложки, солонки, поставцы, разделочные доски, хлебницы, сундучки. Роспись яркая живописная. Это букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Основной мотив – цветок.

Хохломская роспись

Центр создания хохломской росписи находится в Нижегородской области в городе Семенове и селе Семине. В основу современной посуды вошли традиционные типы русской деревянной посуды- братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы. Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебельки-завитки. Постепенно их украшает пушистая травка, вплетаются изображения цветов, спелых ягод, листиков. После росписи изделия покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда и название хохломы – золотая, огненная.

Полхов-майданская роспись

В селах Полховский Майдан и Крутец Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-таратушки – это матрешки, кони-тройки, а также шкатулки, грибы, вазочки, солонки, поставцы, толкушки для кухни. Роспись нарядная, веселая. Кроме растительного узора, мастерицы любят и сюжетные композиции, пейзажи. Рисунок условный, цветы фантастические, каких нет ни в саду, ни в поле, ягоды больше дома, а яблони в полнеба. Цветы придумывают сами: какие придумывают, такие и рисуют.

Жостовские подносы

В деревне Жостово Московской области находится Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные – фестончатые, гитарные. Изготовляются подносы из железа штампуются и покрываются черным лаком однако подносы бывают красного, зеленого, синего цветов. Жостовская роспись – это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов.

Гжель

Гжель – это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла. Гжельские мастера создают разные изделия, но более известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег. Посуда и скульптура расписываются узором. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюжеты – гуляния, чаепитие, катание на санках, сказочные образы.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, воображение, мышление. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

Работа строится в трех направлениях:

1. Знакомство с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусства.

3. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетании цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи.

Младший дошкольный возраст

Развивать интерес к народной игрушке,

Учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка);

Учить видеть их яркость, народность, любоваться ими;

Учить выделять некоторые элементы и их цвет.

Средний дошкольный возраст.

Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, цвет и форма);

Учить различать два –три вида народных игрушек по некоторым признакам;

Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, розете, выделяя кайму, середину, углы.

[[bСтарший дошкольный возраст[/b]

Учить различать и называть знакомые народные игрушки, и их характерные особенности;

Знакомить с новыми видами игрушек и растительными узорами;

Учить видеть разнообразие материалов и их отличие друг от друга;

Учить составлять узоры, выделять элементы узора, предавать колорит росписи и характерные композиции;

Учить видеть связь узора с назначением предмета, его формой, и материалом изделия.

Таким образом, декоративное прикладное развитие детей – приобщение к прекрасному, формирование художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Прикреплённые файлы:

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка»

Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка» «Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить…» Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Неделя декоративно-прикладного искусства в группе «Пчелка»

Неделя декоративно-прикладного искусства в группе «Пчелка» Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.

Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали исследователи детского изобразительного творчества. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

В основу разработки данной темы была положена идея, согласно которой использование в непосредственной образовательной деятельности более расширенного, чем определено Программой изучения народных промыслов как вида искусства, будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей дошкольников.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:

общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. Некоторые из них, которые мы считаем наиболее эффективными:

Метод вызывания адекватных эмоций:

Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?», «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?», «А у вас бывает подобное настроение?», «Когда у вас было такое настроение?», «Чем это вызвано?», «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.

Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть, мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов»:

Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.

Метод музыкального сопровождения:

происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке, лепке, аппликации. Всё это происходит на одном «занятии» и даёт возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

Поэтому перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на занятиях по изодеятельности будут способствовать развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации.

1. Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ, что повышает интерес детей к занятиям.

2. Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.

3. Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.

4. Использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.

5. Упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.

6. Показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет.

7. Использование магнитной доски для обучения составлению композиции, расположению узора, поискам возможных вариантов.

8. Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации.

9. Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

Ознакомление детей с народной игрушкой проводилось нами не только на занятиях по изобразительному искусству (1 раз в месяц, начиная со старшей группы, но и на занятиях по рисованию и лепке.

Обучая детей лепке игрушек, мы акцентировали внимание на художественные средства народной игрушки. Некоторые из них:

– эстетическое содержание (тема, образ, идея);

– архитектоника (соответствие частей игрушки, т. е их пропорциональное соотношение);

– круговая композиция (её необходимо учитывать, чтобы игрушка выглядела объёмной);

– динамика (например, поза, положение головы, ног и т. д.);

– функциональное назначение (филимоновская – свистеть, каргопольская – для украшения интерьера, матрёшка – для игры);

Большое место на занятиях по лепке нами отводилось обследованию народной игрушки, которое было направленно на формирование её эстетического восприятия. Обследование включает в себя следующие этапы:

– взять игрушку в руки, потрогать, определить размер;

– выделить устойчивость фигуры;

– определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость);

– уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное, которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположении налепов;

– рассмотреть со всех сторон;

– установить пропорциональность туловища и головы;

– рассмотреть по частям;

– обследовать фигуры с закрытыми глазами.

Развитие творческого потенциала детей проходило при соблюдении нами ряда условий:

– знакомили детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

– создавали атмосферу для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

– включали ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

– создали предметно - развивающую среду на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающую возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

– направляли процесс обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

– учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка.

Формы работы используемые нами по ознакомлению с народной игрушкой :

1. Непосредственная образовательная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

2. Праздники и развлечения, в том числе с использованием театра на фланелеграфе («Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина избушка», «Курочка – ряба» и др.).

3. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Одень красавицу», «Составь узор для козлика», «Барыни и барышни», «Лошадки».

4. Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей. В уголке изобразительной деятельности есть достаточное количество трафаретов с изображением разных видов народной игрушки, наборов элементов для составления орнамента, нетрадиционных изобразительных материалом для росписи (печатки, тычки, ляпушки и т. д.). В качестве основного материала можно использовать не только бумагу, но и ткань.

5. В работе с родителями практиковались следующие формы работы: совместные проведения праздников «Ярмарка», «Праздник свистуньи», размещались стихи о народной игрушке в уголке для родителей, организовали мастер- класс по изготовлению глиняных игрушек.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет нашим детям чувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому и знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством проходит через игру. Внутри игры зарождается интерес к продуктивным видам деятельности, к которым относится изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и конструктивная деятельности. Их основное назначение – образное отражение действительности. Общим для этих видов деятельности является их направленность на получение конкретного продукта: рисунка, аппликация, модель, конструкция вылепленного предмета.

Согласно Программы обучение начинается со второй младшей группы. Детей учим рисовать графические изображения дымковской и филимоновской игрушек (чёрточки, круги, тычки, волну и т. п.). В средней группе мы начинаем осваивать технику композиционного составления орнамента на квадрате, круге, полоске, что существенно способствует дальнейшему знакомству детей с искусством народных мастеров (гжель, хохлома). С возрастом совершенствуется умение детей использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту или выделения в работе главного. При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности.

Старшие дошкольники обучены некоторым элементам предварительного продумывания содержания работы и средств её выполнения. В результате целенаправленной работы дети уже могут самостоятельно решить, что они будут рисовать, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый объект.

На занятиях рисованием, лепкой мы ставили перед собой определённые задачи: развивать детское творчество, вооружить детей изобразительными и техническими умениями, способствовать возникновению интереса к лепке народных игрушек. Творческие способности детей не будут развиваться, если ребёнок не овладеет одним из важных компонентов «ручной умелостью». Ручная умелость включает наличие у детей базовых умений и навыков по технике лепки и рисования, аппликации и ручному труду. Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.

Систему обучения мы строим таким образом, чтобы к моменту выхода ребёнка в школу он умел использовать полученные навыки в полном объёме. К концу пребывания в детском саду мы увидели (по результатам итоговой диагностики): дети достигли высокого уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; могут оценить то, что получилось, отметить выразительность формы, линии, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации.

Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы, 600 лет назад. Знаменит он шедевром древнерусского зодчества — Христорождественским собором XVI века. Места здесь дивные, незабываемые: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом — Русский Север!

Издавна селились тут люди неторопливые, работающие споро и ладно. Пустого и лишнего они не терпят. Меткое слово, доброе дело ценят и помнят.

В повседневной жизни среди этой обильной, но суровой природы в обиход человеческий входило самое полезное и нужное.

Так родилась здесь глиняная игрушка, завелась она по избам окрестных деревень, по городским домам, глубоко выразив народный характер, став настоящим художественным явлением.

Лепят игрушку руками, как пирожок, сушат, обжигают в русской печи, раскрашивают немудреными красками. Делают основательно и умело, как и всякую другую работу.


Обжиг игрушек в русской печи | С.Е. Дружинин. По грибы. 1970

И вот появляется на белый свет не то птаха, не то девица. Ничего подобного в небе не летает, в воде не плавает, по земле не ходит. Но узнать это существо можно. Перед нами птица Сирин — образ, дошедший к нам из древнерусской языческой мифологии. Он символизировал радость, был своего рода эмблемой счастья, поэтому из века в век украшал прялки и туеса, величаво парил над изображениями бытовых сцен, будь то поездка в санях, посиделки или чаепитие. Так долетела до нас мечта наших далеких пращуров о солнце и воле.

Кому не известны кентавры из древнегреческих мифов! На Руси они прижились под именем китоврасов. Полюбился народу образ доброго, удалого человека, скачущего конем. И перед нами — целое племя веселых и задорных деревенских славянских кентавров. Постукивают бородатенькие китоврасы копытцами, трясут головами в заломленных шапках, а во всю грудь у каждого — солнце с яркими лучами. Создать такое может только талантливый и душевный человек, многое повидавший на веку, знающий и горе и радость.

Авторы каргопольских игрушек — люди в основном пожилые, но не стареющие сердцем.

Замечательную память о себе оставила Ульяна Ивановна Бабкина — чудо-мастерица. Ее игрушки показывались на выставке в Москве.


Ульяна Ивановна Бабкина | Каргопольская изба

Герои каргопольской игрушки — и коровушка-буренушка, и гармонисты, и грибники.

После напряженного трудового дня в темную зимнюю пору или в гнилую осень посмотришь на эти рукотворные чудеса — и словно побеседуешь с хорошим и отзывчивым другом. Станет на душе и легче, и радостнее, в самом пробудится художник, и мир расцветится радугой.

Вот почему возник и укоренился на каргопольской земле этот народный промысел.


А.П. Шевелёв. Коровушка. 1975 | Мастер каргопольской игрушки А.П. Шевелёв

↑ История

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА — русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 — 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.


Мастера каргопольской игрушки Д.В. и К.П. Шевелёвы | С. Н. Яковлева. Гармонист. 1976

Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 — 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века. Сведения о гончарстве этого многовекового периода немногочисленны. При археологических раскопках на соборной площади г. Каргополя найдено большое количество обломков средневековой глиняной посуды, свидетельствующих о значительных масштабах и высоком уровне керамического производства.


Крестьянка с птицей | Баба
И.В. и Е. А. Дружинины. 1942 | 1947

Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 — началу 20 в.в. Историко-краеведческие публикации и статистические отчеты по кустарной промышленности упоминают о существовании этого промысла в 8 волостях Каргопольского уезда. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино.

Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление посуды давало дополнительные средства к жизни. За зиму гончар производил от 200 до 800 горшков, а его годовой заработок составлял 14 — 15 рублей (цена 1 горшка до 12 копеек). В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 — 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.

Передаваемые из поколения в поколение традиционные приемы изготовления глиняной посуды донесли до нас древнюю технологию. Мастера выделывали посуду на ручном деревянном гончарном круге, наращивая стенки сосудов из нескольких жгутов — «тетерок». Высохшие изделия помещали в обжигальню — закаляли огнем. Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную «болтушку» из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами. Такую посуду называли обварной.

В конце 19 века широкое распространение получила поливная керамика. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой «мучкой». Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 — серединой 16 в.в. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом — раствором жидкой глины с примесью извести.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе — юбке, обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника. Изменялась со временем и техника обработки поверхности (ангоб, обварка, полива), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды. Имеются сведения, что в конце 19 века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В каталогах предметов, поступивших в Олонецкий музей с 1871 по 1884 г.г., упомянуты детские глиняные игрушки из деревни Шалга: мужик, женщина, лошадь, корова, бараны и олень. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

После революции 1917г. с изменением социальных и хозяйственно-бытовых условий жизни спрос на гончарные изделия заметно упал и промысел постепенно угасал. В 30-е годы 20 века изготовлением посуды и игрушек занимались лишь немногие мастера.

↑ Возрождение


Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 — 1949г.г.) — талантливому мастеру — классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 — 1977г.г.) — самой знаменитой мастерице.

Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских игрушек. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 — 3 цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

В пластике и орнаменте «глиняных баб» Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери — покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной — образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.

Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься лепкой игрушки.

Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет — всю жизнь делала мастерица свои «бобки» (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» (г.Архангельск).

Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г.- 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки.

Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность.

Деревенская тема в игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист.

↑ Символы и каргопольская роспись

Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей еще за 6-7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.

В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом:

↑ «Берегиня» — знак Земли


Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.

Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца.

Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.

Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Роспись по подолу глиняных «баб» словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она-и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

Стоит отметить, что Берегиня — это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву «Буки» алфавита. Руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

↑ «Медведь» — знак Плодородия

У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

Медведь у большинства гончаров — добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет
— пела про него У.И. Бабкина

Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких — то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы — все это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

↑ «Олень. Лось. Баран» — знаки Неба

Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса — одной из плодородных в Каргополе культур — называли «бараном».

↑ «Полкан» — знак Солнца


Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище — как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана — лучистое солнышко.

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы — бога Солнца.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни.

Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» — пустота.

В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.

Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

↑ «Тяни-толкай»


Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней — черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне — символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника — на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе — а на других он уже прильнул к светлому коню.

↑ Каргопольские игрушки — сувениры


В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни».

Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники.

Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

В 1993 году в Каргополе был образован Центр народных ремесел «Берегиня».Сейчас он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 5 мастеров. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.

В 2003 году в с. Печниково, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный комплекс «Живая традиция» совместными усилиями Каргопольского музея и сельской школы. По сути — это музей-мастерская традиционной каргопольской игрушки. Работы старых мастеров представлены на музейной выставке «Глиняная сказка». А рядом, в мастерской, их потомки, печниковские ребятишки, постигают секреты гончарного ремесла.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный «Музей семьи Шевелевых». В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров.

Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее.

Читайте также: