К типичным характеристикам современных игр и игрушек относятся

Обновлено: 01.05.2024

Наиболее целесообразно классифицировать игрушки по их основной педагогической направленности, выполняемой в про­цессе игры, т.е. по воспитательному назначению, по возрасту детей, для которых предназначена игрушка, и по виду основного материала, из которого она изго­товлена.

Классификация игрушек в зависимости от их основной пе­дагогической направленностиобъясняется свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей, позволяет наиболее полно проанализировать их потребительские свойства. В соответствии сэтим признаком игрушки объединяют в следующие группы.

Игрушки, способствующие развитию перво­начальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха развивают координацию движений), являются самыми первыми в жизни детей, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. Это самые первые погремушки, различные кольца, шары, кубики, пи­рамиды и др. Игрушки этой группы яркие и разноцветные, пре­имущественно пластмассовые и резиновые. Для развития дви­жений детей до года большое значение имеют кресла-каталки, мячи, каталки на палке.

Игрушки, способствующие физическому раз­витию детей, развивают силу, ловкость, меткость ударов ибросков, координацию движений. Для детей в возрасте одного года это мячи и каталки; в более старшем возрасте дети играют с кег­лями, прыгалками, обручами, настольными играми в футбол, хоккей, го­родки, игрушечное оружие. Для подвижных игр детей приме­няют санки, самокаты, велосипеды, лыжи и др.

Игрушки, знакомящие с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), знакомят детей с внешним миром, людьми, животными, природой, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек на­иболее разнообразен. Многие образные игрушки имеют меха­низмы, приводящие их в движение. Особое место в группе об­разных игрушек занимают куклы различных размеров, знако­мящие детей с разными национальностями, профессиями.

Игрушки, знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки), включают раз­личные конструкторы, наборы для опытов по физике, химии, для сборки моделей самолетов, судов, автотранспорта, теле­фона или телеграфа, микроскопы, фильмоскопы, действующие модели машин и механизмов, электронные, аэродинамические, пневматические, радио- и электромеханические игрушки, телеигры. Технические игрушки развивают у детей стремление к конструированию, способствуют их умственному развитию, прививают трудовые навыки, знакомят с устройством машин, приборов.

Игрушки, способствующие трудовому воспи­танию, включают садово-огородный инвентарь, наборы бу­маги для труда, переводные картинки, наборы для кроя одежды и детские швейные машинки, наборы различных столярных и слесарных инструментов, наборы для выжигания и чеканки и др. Они воспитывают у детей трудолюбие, трудовые навыки.

Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей – это театральные и музыкальные игрушки.

Театральные игрушки (образы героев сказок и рассказов в театральных костюмах, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, ёлочные и карнавальные украшения) знакомят с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, вызывают у детей много радости.

Музыкальные игрушки (игрушки в форме музыкальных ин­струментов) развивают музыкальный вкус, знакомят с осно­вами музыкальной грамоты, прививают любовь к музыке.

Игрушки-забавы вызывают смех и удивление. Для них характерен элемент неожиданности. Это фигурки-неваляшки, волчки, прыгающие и кувыркающиеся животные, сказочные персонажи, а также игрушки, у которых имеется элемент неожиданности, головоломки и фокусы и др.

Настольные игры: развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Классификация игрушек по возрасту детейдиктуется тем, что воспитательное значение игрушки может быть достигнуто лишь в том случае, если она правильно подобрана к возрасту ребенка. Игрушки, непонятные ребенку (или слишком прос­тые), не представляют для него никакого интереса. Поэтому главной задачей воспитателей является правильный подбор иг­рушек.

Детский возраст подразделяется на три периода: ясельный (до 3 х лет), дошкольный и школьный.

В раннем, ясельном, возрасте (до года) количество игрушек не­велико. Они имеют наиболее простую и наиболее совершен­ную геометрическую форму (шара или куба). Это яркоокрашенные погремушки, кольца, некоторые резиновые игрушки. После года у детей появляется потребность в игрушках, спо­собствующих организации подвижных игр (мячи, каталки и др.). К концу второго года любимыми играми детей становятся копание в песке, катание шариков, возникает потребность в пе­сочницах, формочках, ведерочках, лейках, лопаточках, сопках, автомобилях. Затем с двух с половиной лет ребенка начинает интересовать кукла. Игрушки должны соответствовать размеру руки ребенка, развивать его интерес к окружающим предметам и явлениям.

У детей дошкольного возраста (от 3 х до 6 и лет) игры становятся более содержательными и разнообразными. Дети начинают проявлять больше выдумки, фантазии, самостоятель­ности. Игрушки становятся более разнообразными.

Дети младшего дошкольного возраста играют с куклами и кукольной мебелью, мишками, зайцами, автомобилями, элект­ровозами, простейшими конструкторами, мозаикой, музыкаль­ными игрушками, игрушками для игр в песок и др.

У детей среднего дошкольного возраста значительно воз­растают подвижность и активность в играх. Им нужны мячи, кегли, прыгалки. В этом возрасте повышается значение транс­портной игрушки.

Игры детей старшего дошкольного возраста более органи­зованны и длительны. Им рекомендуются куклы разных разме­ров, гарнитуры мебели, кухонная посуда, транспортная и тех­ническая игрушка. Для детей этого возраста важное значение приобретают игры и игрушки, готовящие их к занятиям в шко­ле (наборы букв и цифр, настольные игры и др.).

Игры детей школьного возраста более серьезны и целенаправленны (шахматы, шашки, конструктор, компьютерные игры, наборы по радиотехнике, различные инструменты). На первых порах дети играют с теми же иг­рушками, что и в дошкольном периоде. Однако характер игр, их содержание становятся более углубленными. В этом воз­расте требуется также много новых игрушек, развивающих кру­гозор, способствующих закреплению учебного материала. Это технические наборы, настольно-печатные игры, различные кон­структоры. На протяжении всего школьного периода дети иг­рают в спортивные игры с мячом, в кегли, городки, настольный футбол, хоккей и др.

Школьники старших классов увлекаются конструированием и моделированием, фото- и радиотехникой, занятиями в круж­ках физики и химии. Возникает потребность в радиоконструк­торах, наборах опытов по физике, оптике, разнообразной тех­нической игрушке. Большое значение в этом возрасте имеют содержательные настольные игры по различным отраслям на­уки и техники.

Акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте 7 лет умеет читать и писать.

Классификация игрушек по материалу изготовленияносит в основном производственный характер, так как предприятия, выпускаю­щие игрушки, часто специализированы по виду материала для их изготовления.

Пластмассовые: отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций; должны обладать высокими эстетическими, эргономическими (в том числе и гигиеническими) свойствами, надежностью и безопасностью. Металлические: 2 ая и 3 ая возрастные группы; ассортимент: транспортные игрушки, садово-огородный инвентарь, конструкторы, инструменты. Деревянные и керамические игрушки: ограниченный ассортимент: гарнитуры кукольной мебели, лукошки, корзинки, свистки, копилки, городки; в настоящие время в целях безопасности заменены пластмассовыми. Резиновые игрушки: изготовлены из натурального каучука, имеют ограниченное применение; в настоящее время их заменяют мягкие игрушки из ПВХ-пленок и ПВХ-пластизоля. Надувные игрушки: изготавливают из ПВХ-пленки, предварительно закладывая специальный клапан, через который игрушки надувают. Мягконабивные: из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей; игрушки могут иметь заводной механизм и украшение; выпускают в широком ассортименте, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Кроме этого выпускают игрушки из папье-маше, стекла (елочные украшения), картонажные. Знание характеристики игрушек с учетом такой классификации важно для контроля качества игрушек, поскольку стандарты разрабатываются на игрушки из определенного материала.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек.

4. Педагогические требования к игрушке.

5. Виды игрушек.

1. Характеристика игрушки

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главнойособенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном видепредставлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которыхребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамикав игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностьючастей, звучанием.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальнаяоснова» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С еепомощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления обокружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.

Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки ссюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость,смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки длямаленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор,пробуждают любознательность. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, чтоигрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимыеигрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства,которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в немэстетические переживания, прививает художественный вкус.

Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

2. История возникновения игрушек

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявленийкультуры появилась в ходе исторического развития общества. История возникновения игрушки раскрыта В. Плехановым в егопроизведении «письма без адреса».

На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, преждевсего, касаются производства игрушек : от кустарного к промышленному. Сразвитием последней создается специальное производство игрушек, котороеделает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а такжедоступными для всех.

Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек,появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, изкоторых изготавливаются игрушки.

Под влиянием социальной политики общества и научно-техническогопрогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этосвидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушекна космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится болееразнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическоесостояние общества.

3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек

Под влиянием развития педагогической мысли меняется отношение к использованию игрушек как средства воспитания и обучения.

О значении игрушек для развития ребенка писали известные педагоги, просветители прошлого:

Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что новые подходы к игрушкам формировались под влиянием ученых, педагогов иписателей этого периода (А. Гайдара, М. Горького, Л. Кассиля; Е. А. Аркина,Л. С. Выгоцкого, Е. А. Флериной, А. П. Усовой; Н. К. Крупской,А. С, Макаренко и др.).

Социально-экономическая политика и общественное воспитание детей дошкольного возраста потребовали развития производства дешевых игрушек новой тематики.

Огромное педагогическое наследие по вопросам игрушки оставилаЕ. А. Флерина.

А. П. Усова рассматривала игрушки как один из главных источниковвозникновения игры.

Под руководством Р. И. Жуковской ряд исследователей разрабатывали проблему влияния кукол и игрушек-животных на нравственное становлениедетей, развитие их интересов и положительного отношения к людям разныхнациональностей (А. А. Анцыферова, М. М. Богомолова и др.).

Уточняются требования к игрушкам и оборудованию ими педагогического процесса (В. М. Григорьева, обобщается практический опытиспользования игрушек на занятиях и в повседневной деятельности (В. М. Изгаршева); детально разрабатывается методика использованиясюжетно-образных игрушек в работе с детьми раннего возраста (Е. В. Зворыгина, Г. Г. Локуциевская, Н. Я. Михайленко, Н. С. Пантина).

Огромный интерес проявляют исследователи к изучению истории возникновения игрушек и развития их производства (В. П. Пряхин,Д. Б. Эльконин, влиянию их на эмоциональное состояние и поведение детей (В. С. Мухина, А. С. Спиваковская); значительное внимание уделяетсяизучению возможностей использования конструктивно-строительныхматериалов для умственного развития дошкольников (В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, созданию развивающейпредметно-игровой среды (Н. Т. Грынявичене).

Актуальными являются вопросы использования технических,электронных игрушек и компьютерной техники в обучении дошкольников.

Проблема исследуется группой ученых под руководством С. Л. Новоселовой.

В последнее время много внимания уделяется разработке методики обучения детей созданию игрушек из бросового и природного материала,ткани, бумаги, дерева, соломы (З. В. Богатеева, Э. К. Гульянц, Л. В. Куцакова).

Таким образом, значение игрушек в решении проблем воспитания иобучения детей дошкольного возраста всестороннее и разнообразное.

4. Педагогические требования к игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят».

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки,поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которыеребенок выполняет, его чувства, переживания. Об этом писала Е. А. Флерина. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка кразнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающеетакие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки.

Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобывызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитыватьхудожественный вкус.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровьяребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующимобразом размещены, что требует использования определенного игровогооборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д.

Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули,трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

5. Виды игрушек

Игрушки распределяются по видам игр, в которых онипреимущественно используются. Это деление весьма условно: каждаяигрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разныхиграх.

Выделяются следующие виды игрушек :

Сюжетныеигрушкиили образныеигрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др.

Дидактическиеигрушкипредназначены для умственного исенсорного развития и обучения детей.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определениюЕ. А. Флериной, используются для развлечения детей.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

Музыкальныеигрушкипредназначены для развития музыкальногослуха.

Театрализованныеигрушки – это куклы – театральные персонажи,куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок дляразыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.

Техническиеигрушкивводят детей в мир техники; знакомят свнешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортныесредства, с характерными для них действиями.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детскоеконструирование, техническое изобретательство.

Игрушки-самоделкиизготовляются самими детьми, их родителями,воспитателями.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Требования к предметному содержанию развивающей ППС

Требования к предметному содержанию развивающей ППС Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей «История театра и его виды»

Консультация для родителей «История театра и его виды» Консультация для родителей «История театра и его виды» Театр - род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических.

Сценарий развлечения «Огородная история». Кукольная история по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

· Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

· Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Классификация игрушек А.С.Макаренко:

· Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

· Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

· Игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Практика подтверждает положение А.С.Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

На основе исследования Е.А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Классификация игрушек Е.А. Флериной

· Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры).

· Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

· Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

· Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.

В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

· Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить)

· Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

· Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

· Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

· Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).

· Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).

5. Основные педагогические, художественные, гигиенические требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ.

С педагогической функции игрушек неразрывно связаны ее художественно-эстетические качества. Игрушка народная или производственная является одним из первых произведений искусств, которая встречает детей на пороге их жизни и сочетает в себе скульптуру, графику, декоративное оформление. Она во многом может определить развитие художественного вкуса детей, их творческие способности, характер эстетического отношения к действительности. Еще советская педагогика, исходя их общих задач и принципов советского реалистического искусства, сформулировала некоторые эстетические показатели, обеспечивающие художественную полноценность.

1. Худ выразительность образа. Образ в игрушке должен быть особенно выразительными и строиться на реалистической основе. Образ в игрушке должен рассчитан на силы и возможности ребенка. При решении образа в игрушке художники как бы упрощают идею предмета, делают её совершено очевидной и преподносят детям в условной, иногда в несколько гиперболической форме. В игрушке не допустимы искажения, так как они могут повлечь за собой искажения в знании и представлении детей. Противопоказан в игрушках и сложный психологизм недоступный детям и чрезмерное увлечение формой за которыми теряется содержание и холодный натурализм который решает образ одухотворенности.

Форма игрушки. Отличие игрушки от модели и скульптуры. Игрушка должна отличаться от модели и от скульптуры. Модель – это равнодушное, механическое перечисление всех признаков и свойств предметов. В скульптуре, как правило, точно фиксируется состояние, что не располагает к игре. В игрушке художник творчески перерабатывает существенные на его взгляд признаки. Игрушка – живое, образное воспроизведение действительности, чем меньше ребенок, тем проще должна быть форма игрушки.

2. Динамичность и условность. Выступает в качестве основных особенностей формы в игрушке. Именно они позволяют игрушке легко входить в детскую игру. Динамичность в игрушке существенно отличается от того же свойства в мелкой скульптуре. То, что игрушка является неотъемлемой частью детского мира, ведет к особому условному строю всего игрушечного образа. Игрушка не анатомическое пособие. Для нее важна яркая образная игрушечная характеристика.

3. Цвет игрушки.Должен быть в игрушке особенно активным и действенным. Цвет должен помогать ребенку осваивать образ и делать его более доступным. Обычно для игрушек жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. Роль цвета ответственна в любой игрушке. Психологи высказывают предположение о том, что ребенок почти с момента рождения различает все цвета. Это делает возможным применение в игрушке широкой цветовой палитры.

4. Материал игрушки. Особую роль в создании выразительного образа имеет максимальное выявление физических и художественных свойств материала, что способствует формированию эстетической культуры детей. Важно полностью использовать специфические качества материала. Как и другие выразительные средства, он обязан раскрывать образ. Из разных материалов рождаются разные образы.

5. Конструкция игрушки. Должна быть простой, ясной и четкой с тем, чтобы делать игрушку удобной для игры, т.е. обеспечивать функциональный комфорт.

6. Композиционная законченность. Материал, цвет, форма, конструкция, не существуют в игрушке сами по себе. Они представляют единый художественный организм, композицию, где все компоненты находятся в сложной взаимосвязи. Только гармоническое их взаимодействие обуславливает определенную композиционную завершенность, а значит и художественную полноценность игрушки. Но она выявляется в полную силу, если художественное решение игрушки построено с учетом возрастных особенностей детей.

Художникам, создающим игрушку, следует помнить о недопустимости формализма и натурализма в игрушке, сатире и грубого юмора, которые характерны для некоторых современных зарубежных игрушек и детских книг. Создатели таких игрушек забывают о том, что за чрезмерным увлечением формой теряется конкретность образа, которое имеет особое значение в детском восприятии, а натурализм не может эмоционально воздействовать на живое воображение детей.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка [3].

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;

- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие [6].

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

- «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;

- характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

- куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

- этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа [7].

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей [7].

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует развитию познавательных способностей, появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

Читайте также: