Как делают фарфоровые игрушки

Обновлено: 23.04.2024

Привет дорогие Бебиковцы! Итак, в эфире кружок из Бостона «Очумелые ручки»!

Расскажу я вам сегодня, как мы с моей подругой Настей решили из фарфоровой куклы Гунзельки сделать Гунзельку фарфоровую в воске! Покажу я вам и процесс, и результат.

От процесса мы получили огромное удовольствие (в кадр не попал мой бокал вина, А Насте вино не дали, она тут еще беременная на 8 месяце вторым ребенком).

Попались мне на Ебае запчасти от одной из первых растиражированных молдов Гунзель «Georgina». Обычные фарфоровые запчасти, и кстати глаза вырезаны преотвратительно — тот кто отливал молд напортачил и полностью срезал верхнее веко… Но не суть.

Итак: не хочу обычную Гунзельку, хочу Гунзельку в воске.

Секрет покрытия воском Гунзель хранит за 7 замками. Как мне рассказывали, у нее специальная машинка, которая тонким слоем покрывает куклу, поэтому воск только снаружи. Внутри головы воска нет!
Но мы люди простые, и решили сами изобрести колесо!

А вот и процесс:
Во первых был приобретен обычный прозрачный воск из которого делают декоративные свечи.
И специальный термометр.
Из двух старых кострюлек соорудили водяную баню.
Из проволочной вешалки большой крючек-захват.
Что еще? Духовка, разогретая на маленькой температуре, фонарик.
Держалка для запчастей (в моем случае старая вешалка, можно соскодержатель, как вариант).
Ну и как я уже упоминала — бокал вина для меня, и стакан сока для Настены.

И процесс пошел.







Сначала мы решили потренироваться «на кошках». Жертвой пала безымянная китайская фарфорка, из которой мы без жалости выковыряли глаза. А что делать? Лес рубят, шепки летят.
Далее процесс «оваксизации»:


















Ну вроде ничего получилось!

Итак переходим к дичи покрупнее. Берем запчасти Гунзельки и уже наметанной рукой повторяем процесс:







И что же у нас получилось? Пропустим процесс сборки, одевания, опарикования и вуаля!

Кукла нашла свою хозяйку и сейчас живет на Гаваях! Надеюсь вдалеке от вулканов!









А теперь, если Вы еще не устали, маленький прикол:

Занимались мы куклами поздно, уже после того, как всех детей спать уложили. А заканчивали вообще заполночь!
И вот где то в районе полночи, мой муж спросонья пошел на кухню водички попить.
И видит такую картину: Я на плите варю какое то варево, везде фрагменты человеческих тел, а Настя стоит на четвереньках касаясь беременным пузиком пола и светит в духовку фонариком!
Если я вам скажу, что при этом мы с ней еще и тихо пели, то картина будет полной.
Надо ли говорить, что муж полностью повторил фразу из фильма «Посторонним вход запрещен!»,

Мы легко можем купить фарфоровую статуэтку в обычном сувенирном магазине или даже в ларьке подземного перехода. А задумывались ли вы о том, как создается фарфоровая кукла ручной работы? Заглянем в закулисье? Здесь творится волшебство, рождается будуарная кукла из фарфора…

Перед началом работы с этим материалом мастер тщательно изучает все нюансы, технологию создания фарфорового шликера, методику отливки, постобработки, росписи, сборки куклы. Самое простое в этом процессе — создание образа будущей куклы. В наше время существуют обучающие курсы, видео. А раньше были только книги, тексты, форум… И наши знаменитые мастера учились по ним, обменивались опытом.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 1

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 2

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 3

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 4

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 5

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 6

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 7

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 8

Не влюбиться в фарфор невозможно. А сколько блеска в глазах у авторов фарфоровых кукол! Однажды на выставке «Весенний бал кукол на Тишинке» автор изумительных шарнирных дев Екатерина Скворкина рассказала мне о волшебных свойствах фарфора.

Вы знали, что его можно согреть в руках? Он становится теплым в тепле, холодным в холоде. Прямо, как мы, он живой.

После изучения всех свойств и техник самого фарфора мастеру нужно познакомиться с инструментами и материалами для его обработки. Основной инструмент — муфельная печь. Это агрегат немалых размеров, в котором обжигают кукольный фарфор, в зависимости от марки до 1250 -1280 ºС. Также необходимы всяческие инструменты для лепки, ёмкости, кисти, краски, гипс и все для работы с ними, шлифовальная бумага, маска для защиты легких от фарфоровой пыли, перчатки, дистиллированная.вода.
И вот наступает момент подготовки к волшебству рождения. Первое, из чего создается фарфоровая кукла, — это мастер-модель (принято коротко называть её ММ). Автор воплощает будущий образ прекрасной нимфы в чертах лица, разрезе глаз, форме губ, изгибах пальцев… С готовой ММ снимаются гипсовые формы. Это очень трудоемкий и не самый приятный процесс для многих авторов. Но. без него не получится фарфоровой красавицы. После того, как формы готовы, их сушат несколько дней.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 9

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 10

Затем начинается процесс отливки деталей, их обработки. Если у мастера нет готового фарфорового шликера, он делает эту смесь сам. Волнительное и приятное действие, потому что фарфор - он как песня, нежная, романтичная. Шликер получается шелковистый, бархатистый, мягкий, с чудесным запахом. Сутки или больше масса отстаивается для выхода пузырьков — с ними не получится качественной детали.

Фарфор не любит спешки и громких звуков, он как тесто дрожжевое, которое должно подниматься медленно.
Отливка фарфора — это тоже не быстрый и не чистый процесс. Каждый этап создания куклы из фарфора требует усидчивости, упорства и стрессоустойчивости. Потому что при открытии форм можно очень разочароваться, и не один раз…
После изъятия отлитых частей куклы автор занимается их обработкой и детализацией. Через несколько дней фарфор становится сушьем. В этом состоянии он очень хрупок, легкое прикосновение может разрушить деталь.
Начинается первый обжиг, утильный. Производится он в течение 5-8 часов при температуре 800-1000 Сº. После первого обжига изделия приобретают прочность, их уже не так опасно дорабатывать, но все еще можно сломать.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 11

Затем проводят второй, основной обжиг, называют его «высокий», длится он в течение 10-15 часов, температура достигает 1220 -1280 Сº. После него фарфор становится очень крепким, прочным. Теперь ему не страшны ни влага, ни засуха, разрушить изделие можно, уронив на твердый пол с высоты. Удачные экземпляры отбираются к росписи.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 12

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 13

Раньше российские мастера делали роспись фарфора акриловыми, акварельными, масляными красками. Сейчас все большую популярность набирают специальные надглазурные краски, температура обжига которых составляет примерно 720 – 940 Сº. Проводится роспись в несколько этапов, красочных обжигов может быть 2, а может и 8. Но в итоге эти краски не выгорят, не смоются, не сотрутся.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 14

Когда фарфоровые детали готовы, кукле шьют тело. Мы говорим о будуарных куклах — как правило, тело у них текстильное. Получается девочка в смешанной технике.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 15

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 16

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 17

Заключительным этапом создания фарфоровой будуарной куклы является проработка образа, создание наряда, обуви, аксессуаров, прически.

Трудно сказать, какая ступенька рождения самая волшебная, тут все зависит от предпочтения автора. А какая часть больше нравится вам? Вы хотели бы прикоснуться к таинству рождения фарфоровой куклы?

В этой статье мы только приоткрыли шторку и заглянули в тайну одним глазком, чтобы иметь представление о том, что такое авторская фарфоровая кукла. Теперь понятно, что на создание одной красавицы уходит 2-3 недели, а то и больше.

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 18

Полюбоваться на фарфоровых дев мы можем на кукольных выставках. Можно даже не устоять и уехать домой с одной из них, или даже не с одной :)

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 19

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 20

Фарфоровая кукла. Волшебство рождения. фото № 21

Все используемые фото взяты из свободного доступа мировой паутины. Представлены как будуарные, так и шарнирные фарфоровые куклы для демонстрации красоты материала и мастерства авторов.

Авторская кукла – это редкое искусство, требующее высокого уровня мастерства и усидчивости. Существует множество техник, в которых современные мастера изготавливают авторских кукол. К более простым техникам относится работа с полимерными запекаемыми пластиками, но до сих пор чрезвычайно ценятся традиционные фарфоровые куклы ручной работы. Создать куклу из фарфора непросто, но готовая фарфоровая кукла будет радовать вас много лет своей изысканностью и утонченностью.

Как сделать фарфоровую куклу

  • Как сделать фарфоровую куклу
  • Как сделать куклу из глины
  • Холодный фарфор своими руками

В первую очередь, вам нужно подготовить модель и придумать эскиз куклы, а также определить, где именно будут соединяться подвижные части куклы. Нанесите на эскиз места креплений суставов. Закрепляйте суставы куклы с помощью шляпной резинки.

Из паперклея или скульптурной глины вылепите детали куклы, зашлифуйте и разгладьте их, а затем покройте лаком. Определите, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора – этого отверстия не должно быть видно в готовой кукле. К деталям куклы долепите воронку, через которую вы зальете жидкий фарфор. Разделите детали на две-три части, проводя линию разреза по местам сложного рельефа.

Теперь займитесь снятием формы – из пластилина сделайте подмодельник, облепите им модель по размеченной линии разделения, а затем сделайте в нем выемки обратной стороной карандаша. По краям подмодельника из пластилина сделайте бортики, после чего приготовьте раствор гипса, взбейте его и залейте в подмодельник.

Когда первая часть формы застынет, снимите подмодельник и смажьте деталь формы вазелином. Сделайте бортики и залейте гипс. Части формы разнимите и извлеките модель. Края формы зашлифуйте. Просушите форму в течение двух-трех дней при комнатной температуре. Соберите вместе сухую форму и стяните ее резинкой или проволокой, оставив в нужном месте отверстие для вливания фарфора.

Перемешайте фарфор и залейте в подготовленную воронку до краев формы, заливая медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырьков. Через пять минут слейте оставшийся фарфор из формы, а через три часа снимите резинки и разъедините форму. Осторожно извлеките фарфоровую деталь, срежьте воронку и сделайте отверстия по схеме крепления суставов. Изготовьте таким способом голову, туловище, руки и ноги куклы.

Просушите детали и зашлифуйте швы, оставшиеся от формы, перед обжигом. Затем обожгите фарфоровые детали, соблюдая правила изменения температур в печи, и наконец, когда детали остынут, начинайте раскрашивать лицо куклы, используя акриловые краски по керамике и фарфору.

Соберите куклу воедино с помощью шляпной резинки, сначала закрепляя на теле обе руки, а затем закрепив голову и ноги. Проденьте петлю в металлическую шайбу, чтобы она не соскальзывала. Теперь вам осталось доработать куклу – придумать одежду, аксессуары, сделать ей прическу.

Кому-то надо долго собирать материал, смотреть образцы аналогов, компилировать, долго делать эскизы, кто то вынашивает весь замысел в голове, прокручивает мысленно до малейших деталей, потом сразу начинает лепить без предварительных эскизов и моделей.

Начало работы

После того, как эскиз был утвержден, изготавливается модель из пластилина.

Затем с пластилиновой модели художник снимает черновую форму. Эта форма обрабатывается, и затем в неё заливается гипс. Получается гипсовая модель. Ее называют чистовая модель.

Модель для формовки приходится расчленять. Надо понять, как оптимальнее поделить фигуру на части, чтобы было удобнее работать.

Дальше гипсовую чистовую проработанную модель надо ещё раз отформовать, получить уже «литьевые формы». В эти формы заливается фарфоровфй шликер.

Это фарфоровая масса разведёная водой в определённой консистенции. Гипсовая форма впитывает в себя воду из шликера, на стенках гипса нарастает фарфоровый корж. Чем дольше держать шликер в форме, тем толще стенка изделия. После набора нужной толщины, шликер из формы выливают.

Основной процесс

Формы

Для работы нужно несколько форм. Одна такая форма без сильной потери качества способна выдержать примерно 30 отливок. Дальше стенки формы сильно выедаются, рельеф замыливается, появляются раковины. Грубые изделия можно лить и дальше, а вот тонкие уже не желательно.

Сушка

Следующая стадия – сушка. На этом этапе скульптура должна быть оправлена, т.е. очищена от литейных швов и неровностей.

Обжиг

Далее следует первый обжиг. В нем изделия обжигаются при Т=800 градусов (по цельсию). После этого обжига изделие становится крепче. На этой стадии его можно декорировать вручную цветными пигментами.

Глазуровка

Глазурь это тонко помолотый порошок, который после обжига на высокую температуру прочно спекается с поверхностью фарфора, образует на нём слой блестящего стекла.

Этот порошок разведён водой в нужной концентрации. В обжиге глазурь расплавляется и равномерно растекается по всей поверхности изделия.

Последующие обжиги

Теперь изделие может отправляться на второй обжиг. Этот обжиг-самый высокотемпературный, он идет от 1250-1360 градусов. После второго обжига, по необходимости можно расписать надглазурными красками, золотом, люстром. Затем снова обжигают, только теперь для закрепления краски, при более низкой температуре- 815 градусов.

На каждый обжиг затрачивается около суток. Время, затраченное на прохождение всех стадий производства может составлять от 1 недели до нескольких месяцев, в зависимости от сложности изделия.

Именно возможность тиражирования изделий автора, позволяет многократно повторять изделие по созданному однажды образцу. При этом последующие копии изделия никак не отличаются от первоначального варианта по качеству.

Как делают на производстве

На заводе Гжели, помимо скульптур, изготавливают в большом количестве изготавливают всякого рода посуду, вазы и другие изделия для быта.

Первым этапом создания изделия из фарфора является нанесение набросков с помощью карандаша. Потом создается гипсовая модель, по которой изготавливается первичная заготовка.

Мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

Затем гипсовая фигура отправляется на литейный участок форм. По ним делается разъемная литьевая форма. Исходное сырье из белой глины, разбавленное водой и хорошо перемешанное поступает по трубе из цеха массозаготовки в литейно-заготовлительный цех.

В первичной фарфоровой массе присутствуют твёрдые минералы, поэтому необходим очень тонкий помол.

Сырьем заполняют формочку, из которой затем извлекается изделие в стадии полуфабриката, после чего срезаются и швы от заготовительных форм. Далее заготовка направляется в специальную камерную печь.

Фарфор – сложный материал, поэтому для создания куклы из него может потребоваться не одна неделя. Однако, это того стоит. Не зря же именно из фарфора создаются коллекционные куклы и статуэтки. Изготовление кукол из фарфора состоит из нескольких этапов. На первом из них вам необходимо создать образ вашей будущей куклы. Нарисуйте схему куклы, определите, в каких суставах она будет подвижна, как вы будете соединять отдельные ее части.

Как сделать куклу из фарфора

  • Как сделать куклу из фарфора
  • Как сделать фарфоровую куклу
  • Как изготовить изделия из холодного фарфора дома

Следующий шаг – изготовление деталей. Из глины, пластилина или другого материала вылепите отдельные детали вашей куклы. Каждую деталь зашлифуйте, поскольку потом все существующие неровности будут видны на фарфоровой отливке. Если вы изготавливаете детали из паперклея, обязательно покройте их лаком.

При изготовлении всех частей обязательно продумайте, в каком месте будет находиться отверстие для заливки фарфора, чтобы потом его невозможно было увидеть на готовом изделии. Например, отверстия в деталях туловища закроет одежда, а в головке – волосы.

Дополнительно к деталям куклы долепите литник – здесь будет воронка, в которую будет потом заливаться жидкий фарфор (шликер). Каждую модель разделите линией на две-три части так, чтобы она прошла по местам с наиболее сложным рельефом.

Для изготовления подмодельника используйте оконную замазку или пластилин, в которую поместите модель по заранее намеченной линии. Гипсом залейте подмодельник таким образом, чтобы на поверхности не оказалось ни одного пузырька воздуха. После того как гипс застынет, форма готова. Высушите ее в течение двух-трех дней при комнатной температуре и можете продолжать процесс изготовления куклы. Высушенную форму соберите и скрепите тугой резинкой по горизонтали и вертикали и поставьте литником вверх.

В отверстие литника залейте фарфор (лучше тонированный) до самых краев формы. Делайте это медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырьков или полостей. Подождите около 5 минут, чтобы дать форме время набрать нужную толщину (2-3 мм), слейте оставшийся фарфор и через 2-3 часа снимите резинки и осторожно разнимите форму. Аккуратно сделайте отверстия в детали, пока она мягкая и ваша деталь полностью готова. Повторите процедуру с оставшимися деталями и соедините их между собой. Оформление куклы – вопрос исключительно вашей фантазии. Куклы из фарфора – отличный подарок к любому празднику.

Читайте также: