Как делают новогодние игрушки из стекла

Обновлено: 01.05.2024

«Летидор» побывал на старейшей в России фабрике ёлочных игрушек «Ёлочка» и рассказывает о секретах стеклодувного мастерства.

Игрушки сушатся перед упаковкой

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки — дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы.

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение — длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России — шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

В эти предновогодние дни портал Материнство приглашает вас на экскурсию в подмосковный Клин на фабрику елочной игрушки. Мы посмотрим на работу мастеров и полюбуемся старинными новогодними украшениями в музее.

Фабрика елочных игрушек в Клину

Стеклодувный промысел в Клину основан еще в дореволюционную эпоху. В 1848 году князь А.С. Меньшиков получил разрешение на открытие в своем имении стекольного завода на три печи с 80 рабочими из числа крепостных для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. Когда в России появился обычай наряжать елки не только съедобными подарками, но и игрушками из ваты, картона, стекла, на том же заводе начали выдувать стеклянные елочные игрушки. Со временем многие крестьяне занялись промыслом на дому, некоторые кустари открыли собственные мастерские. Готовые бусины нанизывали на нитку дети, начиная лет с 5-6. Окрашивали стекло тогда изнутри, заливая внутрь краску.


Современный промысел, конечно, усовершенствован, но во многом традиционен. Игрушки по-прежнему делаются вручную. Стеклодувы используют газовые горелки, чтобы разогреть стекло и сделать его мягким. Стекло плохо проводит тепло, поэтому мастер держит трубочку за концы голыми руками. После того, как стекло размягчилось, ему придают форму.



Существует два метода: формовка и свободное выдувание. Формовкой получают всевозможные шишки, домики, фигурки.



На этих фото показаны все стадии изготовления формованной ёлочной игрушки - от эскиза до готового изделия, увакованного в коробку.

Свободное выдувание позволяет получить шарики, шпили (верхушки), элементы бус и некоторые игрушки шарообразных форм - снеговиков, грибочки и т.п.




Из стеклодувного цеха голые игрушки ("гольё") поступают в цех металлизации. Заготовки аккуратно загружают в кассету, которую помещают в вакуумную машину. Также внутри машины располагают вольфрамовые нити с закрепленными на них кусочками алюминиевой фольги (этот процесс подробнее показан в нашем видеоролике).




Внутри машины создается вакуум, и под действием электрического поля частицы алюминия, испаряясь с поверхности фольги, оседают на игрушках.

Процесс занимает час-полтора в зависимости от размера игрушек.





После металлизации игрушки подвергают окрашиванию. Используются два способа: погружение в краску и напыление.

Затем наступает черед росписи. Художник наносит рисунок, посыпает кое-где блестками, чтобы придать елочной игрушке законченный вид.


После росписи лищний конец трубки обрезают, вставляют крепление для подвески и упаковывают игрушку к коробку.


Крупные шары с ручной росписью стоят довольно дорого. Более дешевые игрушки получаются при использовании наклеек, а также при менее сложном рисунке, наносимом вручную.


Фабрика игрушки в Клину продает игрушки по всей России, а также в странах ближнего зарубежья. Выполняют тут и корпоративные заказы, изготавливают игрушки с логотипами.


Рост курса валют положительно сказался на этом промысле, где не требуется дорогостоящее импортное оборудование (вакуумные машины - отечественного производства). В данный момент спрос превышает предложение (в этом я сама убедилась в магазине при фабрике, взяв с полки последний шарик "Русь" - они явно пользуются популярностью, несмотря на высокую стоимость!)


Новогодние шарики с женскими именами


Новогодние шарики с мужскими именами


Набор елочных украшей для детской игрушечной елки. Цена - 1010 руб.

Тем не менее, фабрика не останавливается на достигнутом. Ежегодно ассортимент обновляется на 15-20%, разрабатываются новые модели. В 2016 году исполняется 200 лет сказке Гофмана "Щелкунчик", по которой П.И.Чайковский, знаменитый уроженец Клина, написал балет. К этому событию приурочен выход серии игрушек по сказке. А еще есть шарик с портретом самого Чайковского.



Вышла также серия игрушек по сказке Гоголя "Ночь под Рождество".



Не все игрушки попадают в массовую продажу, некоторые коллекционные образцы выпускаются ограниченным тиражом, или даже вовсе существуют в единственном экземпляре.



Отдельного внимания заслуживает выставочный комплекс "Клинское подворье", где Новый год длится круглый год.


Если попадете в Клин - не упустите возможность побывать там. Экскурсии и интерактивные программы проводятся круглый год - можно отметить Масленицу, выпускной, а летом - поговорить об истории России и пособирать ромашки.



Но самое интересное, конечно - это богатейшая коллекция ёлочных украшений разных времен. Тут и дрезденские картонажи, и папье-маше, и стекло, и вата. Каждая игрушка - отражение своей эпохи. Персонажи сказок, фрукты и овощи, часы, космонавты, представители разных народов - что только не вешали на елку в разные годы!

























Новогодние открытки 60-х годов были не такими красочными, как теперь, но прорисовывались со всей тщательностью.


Дедов-Морозов из ваты в 60-е выпускалось великое множество. Поздлее, в 70-х, они стали одинаково-безликими, пластмассовыми.





Так выглядела типичная елка 60-70-х годов

А началось все с указа Петра I, повелевшего праздновать Новый год 1 января и украшать по этому случаю елку. Кстати, указ регламентировал также и длительность ее пребывания - стоять ей до 7 января.


Кстати: указ Петра I о праздновании Нового года повелевал "пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".


Первоначально все украшения были съедобными, после праздника их раздавали детям. Первый стеклянный шар, как искусственное яблоко, был изготовлен в Германии.


Зато сейчас украшений великое множество, на любой вкус. Можно нарядить елку в винтажном стиле, или в едином колорите, или обвязать ее широким бантом, а можно и вовсе подвесить к потолку.


Но какой бы вариант вы ни выбрали, пусть елка принесет в ваш дом уют и радость!

Как делают стеклянные новогодние игрушки

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек - сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того.

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие. Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.






Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:



А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!




На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:


Здесь же можно и купить их игрушки.


Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс.

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.


На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:


Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок.




Далее заготовку нагревают и выдувают изделие необходимой формы (имеются специальные формы):


Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.


Далее игрушки попадают к художникам.


Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:


Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:


Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.






А далее игрушки пакуются и отправляются в магазин.


Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике:



Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений.

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.


За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки.


Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное — поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду — и ничего не получится.


Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.


В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.


Работают на производстве, в основном, женщины — мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.


Следующий этап производства — металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.


После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.


Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.


В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.


Декабрь — пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.



После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.




Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.


Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.


Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.


После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» — они больше не пригодятся.


Отпиливание — один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.


Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.


Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!

Кот свалил елку, несколько любимых игрушек разбились, остальных спасли еловые лапы. Лапы кошачьи унесли от наказания кота в другую комнату, где этот мохнатый хулиган спрятался под кровать. Со вздохом и смехом, водрузив елку обратно, я собрала разноцветные осколки в кучу. Сколько лет уже прошло, а елочные игрушки до сих пор так легко бьются. Интересно, как их вообще делают, задумалась я, и на следующий день позвонила в «Елочку», фабрику елочных игрушек в городе Клин и попросила мне все показать и рассказать.

Как рождается елочная игрушка?

Казалось бы, а что такого сложного, придумать дизайн елочной игрушки? Нарисовал эскиз, слепил форму, выдул и раскрасил. Но все гораздо труднее. Далеко не все задумки можно воплотить в стекле. Поэтому над разработкой новой елочной игрушки на старейшей в России фабрике елочных украшений «Елочка» в тандеме работают два человека — главный художник и главный технолог. Сначала художник придумывает идею и рисует эскиз. Затем будущая елочная игрушка лепится из пластилина.

Елочны игрушки фабрики

На этом этапе уже нужно понимать, какого размера будет игрушка, по высоте, по ширине, каков будет сюжет. Далее фигурку вылепляют в гипсе и только потом выдувают в стекле. Формы для игрушек готовит специальный мастер. Художник сам разрисовывает свое «елочное дитя» в трех вариантах и уже в готовом виде представляет на фабричный художественный совет. Собравшиеся обсуждают будущее игрушки. На совете присутствуют представители планово-экономического отдела, которые часто отрезвляют творчески настроенных художников, они ведут расчет стоимости будущего изделия. Подключается и коммерческий отдел, который рассматривает игрушку на предмет интереса покупателей. А угадать желания последних — самая трудная из всех задач. После утверждения на фабрике елочное украшение должно пройти еще два испытания художественным советом, на этот раз Московской области, затем Федеральным. Быть ли на рынке этому изделию или нет, решает именно они, при положительном решении елочному украшению присваивается артикул и записываются все его технические характеристики. Только после этого игрушку отдают в производство.

Как выдувают елочную игрушку?

Как делают фигурку елочную игрушку

Каждый шарик, каждая фигурка на фабрике выдувается человеком, а не бездушной машиной. В XXI веке это уже редкость. За каждым стеклодувом закреплен определенный ассортимент. Кто-то дует шары, кто-то отвечает за фигурки, причем, у кого-то лучше получаются зайчики, у кого-то грибочки. Белочек, снежинок и домиков стеклодувам придется дуть не один десяток, а несколько тысяч в месяц. На фабрике шутят, что если человека не окажется на рабочем месте, то не будет и зайчиков. Причина узкой специализации по «мишкам и домикам» очевидна — слишком разные техники выдувания, нужно переучиваться и набивать руку, вернее рот.

Как выдувают елочные игрушки

Елочные игрушки делают из полых стеклянных трубок — стеклодротов. Их «Елочка закупает тоннами с расчетом на производственный бой. «Если партия стекла попалась неудачная, шары получаются неровными», — сетуют мастера. Кроме того, важен газ. На горелке регулировать постоянную температуру сложно, она должна быть около 650°C, на природном газе работается легче, при постоянной его подаче. Стеклянная трубочка нагревается очень быстро, стеклодувы растягивают ее и «тянут пульку» — отделяют горячий кусок для работы. В процессе выдувания стекло нагреют еще не раз. Через «усик» мастер вдувает внутрь воздух, четко дозируя его количество, постоянно поворачивая заготовку над пламенем. Фигурки выдувают с помощью формы, куда помещают горячее стекло. Процесс похож на изготовление вафель, с той лишь разницей, что нужно еще немного подуть.

Стеклодув за работой на фабрике

В стеклодувном цеху полутьма — там лучше видно огонь и изделие в нем, от технического шума спасают наушники. Все сотрудницы слушают музыку или подкасты по время работы.План на день у каждого стеклодува зависит от продукции, ее размера и планов предприятия. В среднем, например одних шаров нужно выдуть 240 штук за смену, и это только те, что пройдут контроль качестве и не разобьются в процессе.

Стеклодув на фабрике

Количество больших шаров или сложных верхушек с многоступенчатой системой выдувания в день изготавливают намного меньше формовочной игрушки. Все зависит от сложности. Выдуть большой шар — работа сложная. Попробуйте на мыльных пузырях выдуть идеально ровную сферу, не приплюснутую, не вытянутую. Рассчитайте объем воздуха во время выдоха и его силу. А теперь представьте, что это горячее стекло. За все время пока я наблюдала за девушкой, выдувавшей большие шары, у нее не лопнул и не разбился с легким звоном ни один.

Стеклянные шары-заготовки

Абсолютно все в стеклодувном цеху делают на глаз, в том числе и определяют температуру стекла, у мастериц внушительный опыт. И хотя есть шаблоны для проверки диаметра шаров, им пользуются крайне редко и то, для самоконтроля. И это при том, что все шары строго выдуваются по размеру. Погрешность допускается в миллиметр незаметный глазу. Все, что больше уже брак.

Стеклодув создает верхушку для елки

  • Orange-факт
    Самая сложная в изготовлении елочная игрушка — самовар с ручками и чашками, знаменитый набор «Чаепитие». Изделие выдувают поэтапно, элемент за элементом, затем припаиваются ручки и краники. Это весьма тонкая и ювелирная работа. Также непросто сделать верхушку — она должна быть на одной оси и не заваливаться ни в одну сторону.

Стеклодув на фабрике

А вдруг разобьется?

Новогодние шары фабрики

Конечно, разобьется. Стекло и игрушки бьются на каждом этапе. Труд полностью ручной, иногда случается все. Бой стекла — дело обычное, его стоимость уже заложены в издержки предприятия. Стекло само по себе — материал непростой. Внутри шара есть напряжение, и если его не заметить, не обжечь еще раз после выдувания, с большой вероятностью такой шар лопнет, как тот самый мыльный пузырь. На микротрещины любые елочные изделия контролеры цехов проверяют на каждом этапе производства. Отбраковывается все, что вызывает сомнения. Многое проверяется на глаз, но изъяны высматривают и на специальном приборе, особенно на тех елочных игрушках, что готовят к высокохудожественной росписи.

Верхушки на елку фабрики

  • Orange-факт
    Многие старые технологии уже не используются, например, не выпускаются шары с фосфорным покрытием, светящиеся во тьме. Также утрачены сложные приемы, например по втягиванию горячего стекла в себя. Канули в лету многие интересные приспособления, с помощью которых стеклодувы выдували необычные формы.

​Как игрушки разукрашивают?

Как делают елочные игрушки

Большинство елочных игрушек, на этом этапе они еще именуются заготовками, покрывают тончайшим слоем алюминия. Так они приобретают новогодний привычный «серебряный» блеск. Кроме того, по такой краске рисунок ложится лучше, краски не растекаются и держатся дольше. Процесс называется металлизацией. Заготовки помещают на рамы, между которыми развешиваются тонкие полоски фольги. Рамы задвигают в агрегаты, где создается вакуум. Внутри огромного металлического шкафа, происходит волшебство. Вольфрамовые испарители, это те самые спирали накаливания в лампочках в условиях вакуума превращают фольгу в облако алюминиевой пыли, которое и покрывает елочные игрушки.

Производство елочных игрушек

На есть процесс нужен всего час. Затем их отправляют в покрасочный цех. Окрашиваются шарики тоже вручную — на предприятии художественных промыслов возможен только ручной труд. Здесь все довольно просто — изделие за «усик» опускается на несколько секунд в краску, а затем помещается в сушильный шкаф. Сразу после сушки проверяют нет ли где капель и подтеков. Если все хорошо — игрушки снова отправляются в путешествие, на этот раз туда, где их будут расписывать.

Покрасочный цех на фабрике
Окрашивание шаров на фабрике

  • Orange-факт
    Елочные игрушки, которые остаются прозрачными называются гольё. По «голью» тоже рисуют, но преимущественно белыми красками. Часто в такие шары кладут наполнители — искусственный снег или маленькие шишки. Такой продукции выпускается всего 5% от общего количества. Большинство елочных игрушек проходят процесс металлизации.

Как расписывают игрушки?

Декорирование елочного шара

Вручную, акриловыми красками и кистями. В цеху, где расписывают шары, работают около 40 человек. В женском коллективе, как это всегда и бывает, то стоит тишина и каждый увлечен своим делом, то болтают за делом о детях и заботах, щедро при этом посыпая блестками украшения. Рисование на сфере отличается от рисования на плоской поверхности, слишком много нюансов.

Роспись елочных игрушек на фабрике

Предметы должны быть отрисованы в осях, не плыть по «шару». Шары и фигурки разукрашивают в несколько этапов, пока подсыхает краска на одних изделиях, художник работает над другим. Рядом с каждым мастером возвышаются горы елочных игрушек, они лежат, висят и стоят. Ни одной одинаковой игрушки вы не найдете: мышки хоть и похожи, но как сестры; кукуруза, хоть и с одной грядки, но кисть на каждый початок легла по-другому.

Елочная игрушка
Художник расписывает верхушку для елки

В этом цеху самой сложной задачей является роспись пейзажного шара. На стеклянной сфере диаметром 115 мм художник рисует русские деревни, монастыри, храмы или цветочные орнаменты. За смену таких шаров можно качественно сделать не более пяти штук, от этого и цена. Пейзажный шар стоит дорого. За роспись фигурок из коллекционных серий — таких как «Времена года», «Репка, «Народы севера» берутся профессионалы высокого уровня. Кому расписывать «Мышиного короля», а кому рисовать простые узоры решает мастер участка. После росписи игрушки отправляются в упаковочный цех, где им отрезают усики, одевают зажим для подвешивания и кладут в красивые коробки

Какие игрушки больше всего нравятся?

Елочные игрушки символы года фабрика

Люди предпочитают новинки, знаки зодиака по восточному календарю. Фигурки любят больше, чем шары. Нравится покупателям и ретро-игрушки — восстановленные по старинным формам коты в сапогах, мишки на дереве, слоны на шарах, такие игрушки всегда разбирают в числе первых. Ежегодно «Елочка» выпускает десятки тысяч зодиакальных изделий. Пока мы будем покупаем с вами мышей и крыс всех мастей, на предприятии уже давно утвердили эскизы быка, и зодиакальные елочные игрушки 2021 года на фабрике начнут производить уже в январе 2020 года.

Заготовки елочных игрушек у художников

Но не все зодиакальные животные расходятся хорошо. Например, оказалось, что к змеям большинство людей относятся негативно. Стеклянных пресмыкающихся, милых и улыбающихся в год Змеи покупали меньше, чем обычно. Непросто было и в год Хрюши, «подкладывать свинью» в качестве подарка многие не захотели.

  • Orange-факт
    Елочка выпускает более 600 наименований елочных украшений. Каждый год ассортиментный ряд обновляется на 10%. Кроме того, каждый год выпускают лимитированные коллекционные серии - такие, как «Космический набор», «Цирк». В архивах у «Елочки» хранятся тысячи форм для выдувания елочных игрушек, все они учтены и каталогизированы. Любую ретро-игрушку можно отлить, выдуть и отрисовать, но это возможно только под заказ.

Елочная игрушка

Как правильно хранить елочные игрушки?

Игрушка

В идеале — каждую игрушку нужно хранить в индивидуальной упаковке, что, конечно, не всегда возможно. Лучше их разложить в небольшие плоские коробки и переложить бумагой для упаковки. Хранить в темном месте. При правильном хранении, игрушки будут как новые. Елку желательно не ставить под яркий свет, чтобы краски, которыми окрашены игрушки не выцветали. Кстати, быстрее всего теряют насыщенность цвета синие оттенки, лучше всего хранятся красные и желтые елочные игрушки.

Как увидеть процесс производства своими глазами?

Верхушки на елку на фабрике

Елочные игрушки

Стоимость экскурсии для взрослого 550 рублей. Как правило, посетителей собирают в группы, но, если она не соберется в этот день, проведут и индивидуальный тур. Никому не откажут. После экскурсии можно заглянуть в маленький музей и остаться на мастер-класс по росписи елочного шара. Стоимость 270 рублей. Шарик отдадут с собой и подарят еще один, расписанный профессионалами. После «Елочки» непременно поезжайте в музей елочной игрушки «Клинское подворье» в Клин, чтобы узнать многое об истории елочных игрушек. И не забудьте купить себе новых игрушек в коллекции, в магазинах при «Елочке» и при музее вы найдете самый большой ассортимент и самые низкие цены.

Магазин елочных игрушек на фабрике
Набор елочных игрушек фабрики

Как добраться до фабрики елочных украшений "Елочка" в Высоковске:

Самый удобный способ — на автомобиле, около 80 км по Ленинградскому шоссе.


ВАТНАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА КАК НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ АКТУАЛЬНОЙ СПУСТЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. В ДОМЕ ЧИНОВНИКА СУХАНОВА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ИГРУШКИ ИЗ ПОДУШКИ». В ЭКСПОЗИЦИИ – ЁЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ 40–50-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА, А ТАКЖЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ, СДЕЛАННЫЕ ВРУЧНУЮ ИЗ ВАТЫ СОВРЕМЕННЫМИ ПРИМОРСКИМИ МАСТЕРАМИ.

О том, как сделать незабываемую ёлочную игрушку своими руками, насколько это занятие бывает опасным и с каким материалом сложнее всего работать, рассказала рукодельница, автор собственной коллекции ёлочных украшений ручной работы Елена ГЕОРГИЕВА.

Судьба бросала её по всей России, она работала в научной области и прошла пограничную службу. Но своё призвание Елена нашла в рукоделии. Сегодня в её коллекции игрушек – милые зверушки, удэгейцы, главные герои ёлки – Дед Мороз и Снегурочка, будто сошедшие с советских мультфильмов и сказок Александра Роу. Находит мастерица время и для другого ремесла – фьюзинга. Плавление стекла требует экстремальных температур.

– Елена Васильевна, первая реакция посетителей, которые приходят на выставку, – невольное восхищение. Расскажите, как вы доросли до высот творчества? Где истоки?

– Я с детства любила рисовать, больше украдкой, для себя. Хорошо помню, как в нашей семье под ёлку ставили большого ватного Деда Мороза. Его так и тянуло разобрать, посмотреть, что находится в мешке. Чуть подросла – разобрала, правда, испортила такую игрушку. Но любопытство взяло верх.

Портрет гостьи номера

Выросла в Казахстане, в Алма-Ате окончила Политехнический институт по специальности «гидрогеология», занималась инженерными изысканиями для строительства новых объектов. Переехала в Приморье, вышла замуж, а в «лихие» 90-е годы осталась без работы: наука перестала быть нужной. Следуя по стопам отца-военнослужащего, отправилась служить в пограничные войска, откуда уволилась в звании прапорщика. Родился второй ребёнок, и мне пришлось соображать, чем бы заняться дальше в домашних условиях. Подумала – и купила печку для фьюзинга (фьюзинг – техника спекания стекла, ред.).

– Почему выбрали работу со стеклом?

– Тогда была мода на возрождение традиций витражных технологий, вот и решила попробовать. Это очень древнее ремесло. Стекло спекали ещё во времена Римской империи, до сих пор при раскопках находят цветные украшения, отлично сохранившиеся за тысячи лет. В наше время технологию восстановили в современной Германии. Я осмелилась освоить фьюзинг в домашних условиях, но моя печь – метр на метр – позволила делать лишь миниатюрные композиции из цветного стекла. У печи очень мощная теплоизоляция, так называемое керамическое одеяло, ведь стекло разогревается и плавится при температуре 900 градусов.

– Это, наверное, ещё и опасно?

– Для первых опытов я закупила стекло для светофильтров производства брянского завода. Первые материалы грешили несовместимостью. Зелёные и синие стёкла спекались, красные и оранжевые – ни в какую! Это всё равно, что соединять оконные и бутылочные стёкла, их разрывает прямо в крошки. К счастью, никаких аварийных ситуаций не произошло. Сначала печка стояла в квартире, когда вырезала стеклорезом, много крошек летело по сторонам. Наконец семья устала ходить по стёклам, и от мужа поступило предложение – взять в аренду помещение. Я с удовольствием переехала в мастерскую со своей печкой, потом ко мне присоединилась взрослая дочь, чтобы работать на лазерном станке с фанерой. Так возникло наше небольшое семейное предприятие.

– А как вы перешли от сувениров к новогодним игрушкам? От стекла к вате?

– Причина простая – я же увезла из квартиры печь. Днём я трудилась в мастерской, резала и плавила стекло. А что было делать дома по вечерам? Телевизор не смотрела, а от привычки всё время рукодельничать никак не могла избавиться. И вдруг старые ватные игрушки, которые грели с детства, оставили светлые воспоминания, стали трендом XXI века. Людям надоели однотипные китайские, хотя ручная работа стоит дороже ширпотреба. Самый лучший вариант – сделать своими руками – и дешевле, и душевнее.

– Какие игрушки у вас лучше получаются?

– В моей коллекции много разных зверушек – традиционных зайчиков, хомячков, мишек. Но особенно мне нравится создавать образ Деда Мороза. Есть хорошая книга – «Советские ёлочные игрушки 1944 года», с её помощью я многому научилась. Представьте себе, разгар войны, а в стране работают артели, небольшие производства по изготовлению ёлочных игрушек. История сохранила множество интересных персонажей – фигурки посыльного, дворника, девочки с муфтой, барабанщика, советского солдата. Они незатейливы, сделаны просто – из прессованной ваты с проволочным каркасом, покрыты битым стеклом. Но это ручная работа, в ней заложена человеческая душа.

Как я уже рассказала, меня с детства интересовали ватные деды-морозы. И я стала создавать самых разнообразных дедов, ориентируясь на советское прошлое. В книге подробно расписано, как внутри был сделан дед-мороз, на каждый размер приведён точный расчёт – длина рук, ног и столько-то грамм ваты. Постепенно я пришла к своему стилю. Только за последние два месяца я произвела на свет 21 ватного деда-мороза, и каждая игрушка отличается от других. Любимец этого сезона – европейский святой Николай, очень вдумчивый и одухотворённый персонаж получился, так говорят коллекционеры. Многие увезли моих «морозов» с собой, одарили ими москвичей и ближнее зарубежье.

– С ватой тяжело работать?

– Я провела много мастер-классов для детей и взрослых, и они показали: это дело не для слабонервных. Два-три часа лепить из ваты какого-то снеговика! Неусидчивым детям очень сложно, хотя в XIX веке малыши ловко мастерили ёлочные украшения именно из ваты. Техника хорошо развивает мелкую моторику, творческие способности. Но даже талантливые и опытные мастерицы ругаются: «Чтобы я ещё когда-нибудь взяла в руки вату! Она к пальцам прилипает, не отклеишь!» Но зато какие шедевры возникают из простого материала! Приходите на выставку в дом чиновника Суханова и убедитесь в этом сами!


– Сколько времени уходит на ватные шедевры?

– Работа кропотливая, нескорая. Сделала валенки деду-морозу – поставила сушиться, надела тулупчик – снова на сушку. Игрушки создаются в несколько слоёв, и на изготовление одного деда порой уходит три дня. Одновременно успеваю сделать несколько украшений из цветного стекла, в этом году получилась забавная серия бычков.

Я использую сочетание старинных и современных технологий. Мои игрушки не такие блёклые, как те, что достали с чердака. Тонирую их специальными красками, покрываю лаком. Благодаря полимерной глине нам гораздо легче делать лица, чем мастерам, работавшим сто лет назад. Смотрится стильно и дорого – не сразу поймёшь, что перед тобой игрушка из ваты.

– У вас, наверное, дом красиво украшен к Новому году?

– Знаете, я как сапожник без сапог. С осени до 31 декабря – ни одного выходного дня. Реализация игрушек идёт вплоть до боя кураторов, ведь дальше начнётся мёртвый сезон. У меня свой круг коллекционеров и покупателей, которые берут игрушки на подарки. Такие фигурки – памятная вещь, они долго хранятся, их можно передавать из поколения в поколение. А дома ёлку мы украшаем в последние минуты. Мечта одна – отдохнуть и дух перевести. Если честно, для меня ватная игрушка – затратное производство, больше хобби для души, которое неожиданно стало приносить деньги.

– Елена, расскажите о самых оригинальных игрушках, сделанных собственноручно?

– Это композиция «Удэгейцы», представленная на конкурсе «Грани творчества», который проводит краевой центр народной культуры. Такой получился символ приморского, таёжного Нового года. Подарок отправила коренным удэгейцам в посёлок Красный Яр. А специально для выставки «Игрушки из подушки» я изготовила новогоднюю кукурузу. Она вышла такой аппетитной! Музейный кот Васька не выдержал, накинулся, хотел слопать. Пока моя любимая игрушка наступающего года находится на реставрации. Но не зря кот позарился, оценил!

Фото Дома Чиновника Суханова

Елена Васильевна Георгиева.

Родилась в Алма-Ате.

В Приморский край переехала с семьёй в пять лет.

По специальности гидрогеолог. Жила на Чукотке, служила в Приморье в пограничных войсках.

С 2007 г. увлеклась техникой фьюзинга. В последние годы её коньком стали ватные новогодние авторские игрушки. На образы вдохновляют сказки Бажова и картины художницы Беатрис Поттер.

– Ручная работа артельщиков прошлого века незатейлива – вата, клей, каркас, но сколько в ней человеческой души!

Интересно

Если до революции в России символом Рождества был младенец Иисус в пелёнках, то в 30-е годы умельцы стали «пеленать» животных – поросят, козлят, котят. Любопытен набор игрушек «Скотный двор», посвящённый крупнейшей сельскохозяйственной выставке ВДНХ 1939 года.

Кстати

Ватная игрушка была главной гостьей праздничных ёлок нашей страны с конца XIX века и до 1950-х годов. Во второй половине XX века её вытеснила блестящая и яркая стеклянная сестра. А раритет выставки «Игрушки из подушки» – дед-мороз начала 60-х годов – был передан музею одной из потомков знаменитой семьи – Татьяной Сухановой.

Читайте также: