Как делают романовскую игрушку

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Долгоруковского муниципального района Липецкой области

Творческая работа на тему:

Автор : Матвиенкова Маргарита,

обучающаяся 8 класса

МБОУ ООШ с.Вязовое

Руководитель: Филатова Светлана Николаевна,

учитель физической культуры

I . Цель :

- познакомиться с историей романовской игрушки,

- узнать о характерных особенностях изготовления и росписи романовской игрушки.

II . Задачи :

- опираясь на изученный материал изготовить романовскую игрушку с учётом особенностей росписи.

III . Ожидаемый результат:

- умение создать конечный продукт – романовскую игрушку, работая индивидуально.

IV . Практическая значимость:

- создание игрушек своими руками, оформление школьного музея, участие в выставке.

V . Историческая справка.

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках.

Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Наиболее ранние игрушки датируются концом Х I Х века.

Особенности романовской игрушки.

Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету, основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение "грубости" глины.

В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Невозможно найти две одинаковые игрушки, каждая из них является ручной работой мастера, в которой проявляется его индивидуальность. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных, их изображали в профиль, людей – анфас.

Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.

Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

Р омановская игрушка сформировалась в XVII веке, и называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в XVII веке с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии. Братья Романовы привезли на новые места крепостных крестьян из своей старой вотчины – села Вослебы, Скопинского уезда, Рязанской губернии. Есть версия, что скопинские переселенцы – потомственные гончары, зародили гончарный промысел в местах, богатейших залежами глины – красной, чёрной, жёлтой, белой. Однако, романовская игрушка довольно далека от скопинской своими формами, цветом и сюжетом. При строительстве железоделательных заводов в городе Липецке Петром I (1720 г.), где отливались пушки и якоря для флота, начался отток не только состоятельных граждан, дворян, купечества из Романова в город Липецк, но и крестьян, среди которых было немало мастеров гончарного промысла. С этого момента гончарный промысел и игрушка угасают, а бывший г. Романов разделяется на сёла: Пады, Троицкое, Романово (ныне Ленино), а Липецк в 1766г. получает статус уездного города.

Широкое распространение романовский промысел получает в конце XIX- начале ХХ вв. В начале XIX века в городе Липецке открывается первый в России курорт, и это послужило толчком к активному расцвету романовского народного промысла. Липецкий курорт того времени собирал большое количество петербургской и московской знати. С этого времени на романовских мастеров оказывает влияние бурная городская жизнь. Игрушечники стали вносить светские, городские мотивы в свои работы. Наряду с традиционными свистульками в виде птиц и зверей, есть фигурки барынь в больших шляпах, кафтанах и длинных юбках, «всадниц» в костюмах для верховой езды, сидящих на украшенных лошадях. Лица фигур не расписывались, а лишь отмечались нас, глаза и рот отверстиями.
Свистульки использовались как музыкальный инструмент в основном весной на закличках птиц. Так же считалось, что четыре звуковых отверстия позволяющие извлечь шестиступенчатый звукоряд отгонял порчу от человека и от жилища. Отличают игрушку пластичность и многообразие образов, лаконичность цветов – зеленый, красный, желтый, серебряный. "Романушка" единственная глиняная игрушка, где используется в росписи серебрянка. Краску покупали на вес (порошок), варили её с клеем и квасом, а затем наносили на обожженную игрушку (красный, жёлтый, синий, зелёный цвета, а серебрянка только как орнамент.). Существует около 80-ти сюжетов.

Техника изготовления. Гончарное дело часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Материалом для игрушки служила белая глина. Глину очищали от примесей, долго разминали. На каждое ведро влажной глины добавляли три литра воды и песок, глиняная масса считалась пригодной к лепке, если глина свободно отставала от рук. Инструменты при лепке: мокрые тряпки для сглаживания швов и острые лучинки, ими мастер делал глаза, волосы, прорабатывал мелкий орнамент. По окончании лепки игрушки ставили на полки для просыхания. Сушили они 4-5 дней и больше, чем лучше просохнут, тем меньше брака при обжиге. Обжиг производился в земляном горне. Изделия укладывались плотно по стенкам горна. Игрушки обжигали заодно с посудой. Их клали в внутрь горшков, махоток. Полный горн сверху накрывали черепицей, чтобы сильнее нагревался. В печь закладывали дрова. Горн накалялся до бела. Температура обжига достигала 1500 градусов. Игрушки светились, пламенели. Обжиг в горне продолжался 10 часов, а иногда и больше. Это зависело от степени накалённости горна.

Современными мастерами и главными хранителями старой романовской школы являются исследователь Н.А. Прямкова, член Союза художников России, Народный мастер России В.В. Маркин, Народные мастера России О.Л. Волокитина, А.С. Короленко, С.В. Ильина, народный мастер России, Член Союза художников Е.Г. Смолеевская.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Технология изготовления романовской игрушки».


Романовский козел. Мастер А.С. Короленко, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер О.Л. Волокитина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Лев" мастер А.С. Короленко. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Бронепоезд" мастер С.В. Ильина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Паровоз" мастер С.В. Ильина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская парочка. Мастер О.Л. Волокитина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка, композиция «Балаган», мастер В.В. Маркин Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка, композиция романовские барышни, мастер О.Л. Волокитина Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер В.В. Маркин, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер В.В. Маркин, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.

Видеозаписи

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИРОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИРОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА

Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только.

Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус.
В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.
Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими.

ЦАРСКИЕ КОРНИ ИГРУШКИ История названия игрушки началась в XVI веке, когда боя.

ЦАРСКИЕ КОРНИ ИГРУШКИ
История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной гли.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души гл.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках.

Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века.

ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ Для романовской игрушки характерен интерес к.

ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ

Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства.
Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.

Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы.

Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.
Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИИгрушку перестали лепить на продажу в 40-х год.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек.
Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.
В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком.

В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которы.

В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.

– Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему».

И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.

Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством влад.

Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству. Работал всегда молча. Даже когда показывал детям, как игрушки делать, – ни одного слова не проронит.
Виктор Маркин, когда в 1986 году организовал в Троицкой школе кружок романовской игрушки, уговорил и Ивана Фёдоровича, чтобы тот азами своего мастерства делился с ребятами.
Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти.
Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.

ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ИГРУШКИ В 1995 году романовская игрушка вышла на российский.

ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ИГРУШКИ
В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа.
Участвуя в первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени.

Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.

Виктор Маркин награждён Дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии.
Некоторые работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).
В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России.

В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м.

В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России. Сегодня за успехами Виктора Васильевича следуют и его ученики.
Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина – народные мастера России. Вместе с учителем участвуют в престижных выставках и фестивалях.
Работы Ольги Волокитиной не раз становились обладателями первых премий и вошли в коллекции различных музеев. Один из её излюбленных сюжетов романовской игрушки – чёрт на козле. Это композиция Ивана Гункина, уроки которого Ольге посчастливилось застать.
– Самое большое достижение в моей работе, – говорит Виктор Васильевич, – это мои ученики. А наше общее большое достижение – это то, что с нами сотрудничает Русский музей Санкт-Петербурга. Мы регулярно поставляем туда игрушки. А недавно наши мастерицы ездили в музей по приглашению искусствоведов, им дали возможность ознакомиться и отснять на плёнку романовские игрушки, которые хранятся в Этнографическом музее.
Всего в музее – шестнадцать ранних образцов липецкой глиняной игрушки.

РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА: В ПРОСТОТЕ ЗАМЫСЛА - ИСКРА БОЖЬЯ Почему игрушку всегда д.

РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА: В ПРОСТОТЕ ЗАМЫСЛА - ИСКРА БОЖЬЯ
Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие.
Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
В русском искусстве Сирин и её противоположность – Алконост – это традиционный изобразительный сюжет.

Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, пе.

Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни - «романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».

СОКРОВИЩЕ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ На московской IX Всероссийской выставке народны.

СОКРОВИЩЕ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ
На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка сразу нашла своих почитателей.
На равных соперничала с произведениями народных промыслов из 62 регионов России. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины – «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса.
По итогам смотра-конкурса липецкие мастера получили не только диплом «За участие», но и персональную награду: Анастасия Короленко удостоена диплома «За сохранение традиций народного искусства».
В канун 2011 года романовская игрушка как «Сокровище российской глубинки» приехала в столицу и открыла «Романовское Рождество». В государственном Доме народного творчества, который размещается в Поленовском особняке.

Вот уже десять лет романовские мастера вынашивают идею создания «Дома романов.

Вот уже десять лет романовские мастера вынашивают идею создания «Дома романовской игрушки» и культурно -туристической зоны «Романово Городище».
Романовский проект выигрывал Президентский грант в 2006 году. Теперь проектом «Романово Городище» заинтересовались в Министерстве культуры РФ.
Об этом можно было только мечтать: Троицкое становится «Романовым Городищем», и туда устремляется поток туристов. Приветливые хозяева будут катать гостей на бричках в конных упряжках. Со смотровой площадки для них откроются живописные картины природы, вид на величавую церковь.
Молодожёны будут специально приезжать в Троицкое, чтобы сыграть настоящую романовскую свадьбу, а потом на холме у «Романовского оленя-дерева» загадывать желание (олень-дерево, согласно сюжетам романовской игрушки, является небесным покровителем молодой семейной пары).

ПОЁТ ИГРУШКА-РОМАНУШКАВ Липецкой области в селе Троицкое проходят фестиваль.

ПОЁТ ИГРУШКА-РОМАНУШКА
В Липецкой области в селе Троицкое проходят фестивальи народного творчества «Поёт игрушка-романушка».

Первый Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поёт игрушка-романушка» состоялся в 2007 году по инициативе областного Дома народного творчества и имел статус областного.

Ныне Липецкая земля встречала гостей из Воронежской, Смоленской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, а также Калужской областей.

Игрушки поражали своим разнообразием и географией – романовская, добровская.

Игрушки поражали своим разнообразием и географией – романовская, добровская, суджанская, орловская, скопинская, хлудневская, филимоновская…

Мастера сделали игрушки по древним начертаниям, что нашли местные археологи. Основные образы – птица-феникс и кони.
Помимо игрушек в разном исполнении, народные умельцы представили изделия из бисера, лозы, дерева и других материалов.

Фестиваль романушки – это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры.

Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки. Существуе.

Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки.

Существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно.
У кого не получается - значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.

Дама Автор –Виктор МаркинСирин Автор - Виктор Маркин

Дама
Автор –Виктор Маркин
Сирин
Автор - Виктор Маркин

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Романовская игрушка

Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.
Традиции романовского промысла имеют глубокие корни. Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.
Делали ее гончары из с. Романова (ныне с. Ленино Липецкого района), расположенного в 15 км от Липецка. В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной.
О природных богатствах нашего края пишет краевед, писатель, этнограф, журналист, А. Леопольдов в «Очерках Липецка», опубликованных на страницах «Тамбовских губернских ведомостей» в 1858 г.: «Природа наделила городъ Липецкъ своими редкими и не оцененными дарами. Кроме красивой местности и благораствореннаго воздуха, къ естественнымъ богатствамъ его относятся: воды, грунтъ земли, камень и чугунная руда».
Местная гончарная глина, причем всех сортов – черная, красная, желтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп.
Д. П. Семенов – ученый-статистик, сын известного нашего земляка, выдающегося географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настольная и дорожная книга для русских людей» (1902 г.) писал: «В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ. ».
В начале XX века Михаил Трунов создает липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Тогда и стали собирать первую коллекцию глиняных игрушек для краеведческого музея. Об этом говорится в «Отчете Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний за 1909 год»: «В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ. Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя». Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. За пределами области игрушки стали известны благодаря скупщикам, развозившим изделия по губерниям. Именно к Егорьевской ярмарке, проводимой в г. Липецке, с. Борино и Усмани с 17 по 23 апреля, было приурочено их массовое производство. Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX века. Это различного рода свистульки в виде: коней, оленей, петухов, баранов и небольшие фигурки, покрытые желто-зеленой поливой, изображающие поездки и всадников. В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка.



Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы. К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.
Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька.
До Петра I чаще лепили домашних животных, а открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир.



В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла.



Сегодня трудно сказать, почему Иван Митин решился на такой риск. До 1918 года семейство Митиных работало сообща. Как отмечал искусствовед А. Фрумкин: «Иван Павлович делал замечательные традиционные игрушки: поездки, всадников, кавалеров, дам, самые разнообразные свистульки и прочее». Когда в 30-х годах промысел стал постепенно угасать, лишь сын И. П. Митина – Василий Иванович (1912-1975) продолжал «крутить дудки». Не оставил он любимое дело даже во время войны. Вернувшись с фронта, Василий Иванович стал передавать опыт своим детям. До середины XX в. вся семья трудилась над созданием игрушек: всю зиму лепили, сушили на печи, а весной начинали обжигать, затем раскрашивать и готовить на продажу. Этим и жили. В 60-е годы романовская игрушка былого интереса уже не вызывала и дохода не приносила. Да и дети стали разъезжаться из родного дома. Но навыки, полученные в детстве, помнят все Митины.

mv22



Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Ивану Федоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Трудно перечесть сюжеты мастера, даже в традиционных игрушках присутствуют разнообразные авторские варианты. Игрушки мастера не раз экспонировались на областных и всероссийских выставках. Сейчас они хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее.


Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке. 10 лет Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.



Среди игрушек Маркина есть разнообразные свистульки: жаворонки и сирины в кокошниках, петухи с гребешком-полусолнцем, утки с выводком утят и горделивые индюки, а также столь любимые мастером и весьма сложные в работе лихие запряжки с седоками и всадники-казаки, танцующие медведи и мужики, и конечно, барыни-романушки и романцы.



С 1993 г. Виктор Маркин участвует как мастер романовского творчества на выставках и фестивалях (Москва, Беларусь, Тверь, Италия, Скопин, Воронеж). В декабре 1997 г. состоялась его персональная выставка в Центральном Доме художника в Москве. Сегодня работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).



В 1998 г. В. Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м стал членом Союза художников России.
Более 20 лет В. Маркин обучает искусству создания глиняной фигурки собственных учеников. В 1986 г. им был организован кружок в местной Троицкой школе. В 2004 году появился «Центр традиционной романовской керамики». Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Областном Центре романовской игрушки, который был открыт в 2011 году.
Гости центра могут принять участие в увлекательных мастер-классах. Ученики В. В. Маркина: Снежанна Ильина, Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и др. занимаются изучением игрушки: восстанавливают ее роспись, собирают по крупицам то, что было утеряно в прошлом веке. Успешно проводят занятия с детьми.


Погрузиться в уютный мир творчества и попробовать смастерить своими руками свистульку можно в студии романовской игрушки Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Занятия там проводит народный мастер, член Союза художников России Елена Смолеевская. Впервые она познакомилась с романовской игрушкой во время учебы в ЛГПИ. Вместе с однокурсниками художниками она выезжала на практику к Ивану Федоровичу Гункину. Незабываемые впечатления получила она от знакомства с мастером, и спустя годы уже сама привозила к нему студентов перенимать бесценный опыт. Игрушки художницы, в большинстве своем, музыкальные. Елена Геннадьевна и сама с удовольствием наигрывает на уточках и лошадках интересные мелодии. Так же в ее творчестве представлены сложные композиции: это и герои 1812 года – офицеры, драгуны, гусары, уланы; пары, танцующие на балу Липецкого курорта; библейские сюжеты; образы царской семьи.





Несмотря на то, что сегодня многие предпочитают «цветную» романушку, Елена Смолеевская выбирает традиционную палитру – желто-зелено-красную, но находит свое решение – добивается эффекта «стекловидности», отчего ее игрушка кажется более тонкой. Еще одна отличительная особенность творческого почерка народного мастера – тонкий изысканный юмор. Вот почему работы художницы узнаваемы и вызывают интерес не только в России, но и за рубежом. Сегодня наши мастера - участники международных, Всероссийских фестивалей и семинаров, лауреаты и победители выставок и конкурсов.

Невероятно тепло встретили народного мастера Ольгу Волокитину в Олимпийской деревне в Сочи. Несколько дней липецкий мастер показывала, как лепить романовскую игрушку. Среди гостей нашлось много желающих попробовать свои силы в этом ремесле. Старинный промысел, делающий нашу жизнь богаче и красочнее, жив и развивается стараниями замечательных людей В. Маркина, О. Волокитиной, С. Ильиной, Е. Смолеевской и многих других липецких мастеров. Благодаря им романовская игрушка стала одним из символов Липецкого края, а с. Троицкое – перспективным туристическим центром региона.

Читайте также: