Как дети с аутизмом расставляют игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Встречали когда-нибудь человека с неуместным предметом одежды? А может быть - взрослого человека с детской игрушкой в руках? О чём в этот момент вы думали?

А задумывались ли при этом - что стало причиной такого поведения?

Стереотипность - не единственная черта, свойственная особенным малышам. Привязанность к вещам - не меньшая часть характера детей с аутизмом. Будь то одежда, игрушки или посуда. Кто-то проходит сквозь жизнь с одной и той же игрушкой (наверняка вам доводилось видеть этих плюшевых медведей, затёртых до состояния кота-сфинкса). Кто-то меняет предпочтения - и такое тоже случается. (Как правило, когда одно желание к стимуляции сменяет другое). Но зависимость от вещей остаётся навсегда.

Одной из первых таких игрушек в нашей жизни была лопатка. Которая для песочницы. (Маленькая, красненькая и вообще - совочек. Но мы почему-то звали её лопаткой) И с помощью этой лопатки мы делали куличики в песочнице. У нас были разные формочки, разных цветов и объёмов. Вот только среди них не было избранных. Ровно как и стремления сделать этот самый куличик. Саша не хотел тромбовать песок в формочке, ему было всё равно - получится кулич целым или разваленым. Ключевым моментом было - стучать лопаткой по формочке

Это сейчас я понимаю, что тогда уже был первый звоночек. Что его "стучание" - ни что иное, как стимуляция слуха. Что уже на тот момент пошёл откат в развитии, ведь он даже любимую лопатку никак не называл - просто тянулся к ней и мычал, если мы пытались уйти гулять без неё. Но тогда. Тогда я железобетонно считал, что всё в пределах нормы. Просто не хочет ребёнок говорить да и всё. Уж если бы что-то было не так - жена точно бы это заметила. Раз она рожала - значит всё знает и умеет. Я даже не представлял - насколько сильно погряз в своём невежестве.

Позже лопатку сменил экскаватор. Саша увлечённо копался им в песочницах и никак не хотел играть с другими детьми. Да, тогда мы уже видели, что что-то идёт не так. Ему было 3 года. И тогда ему поставили первый диагноз - ЗПРР (задержка психо-речевого развития). А всё, что я на тот момент знал об аутистах - это ничего. Абсолютно (Ну кроме, пожалуй, того, что так оскорбляли плохих игроков в онлайн-играх) Всё, чему меня когда-то учили в школе и колледже, не содержало ни капли информации ни о детях, ни о заболеваниях.

Парадокс современного образования. Различные математические формулы, даты различных сражений и исторических свершений, описание проклятого Дуба в Войне и Мире - всё это нужно учить наизусть. Даже АК доводилось разбирать/собирать на ОБЖ. А как вести себя с инвалидами, что нужно знать о ВИЧе, распространённые болезни и зачем нужен СОБЕС - ни слова.

Если вы были на детских площадках - вы видели детей играющих вместе в песошке. Периодически берущих чужие игрушки (один из первых аспектов социализации - учиться просить) Представьте, сидят рядом два ребёнка. Один играет своей машинкой, другой своей. И первый захотел игрушку второго. Тяга к новому вполне логична. Но вот Саша срывался на визг, если кто-то пытался забрать его экскаватор. Особенно сильна была истерика, если к этому делу подключались родители просящего ребёнка:

А вся суть в том, что он не понял просьбы. Он увидел, что кто-то чужой и большой тянется руками, чтобы забрать его любимую штуковину. А издаваемые взрослым при этом звуки - не более чем фон. Он не умел ни разговаривать, ни понимать. И уж тем более - не умел отказывать как обычный ребёнок. Ни сказать "нет"! Ни скрутить кукиш.

А ведь единственный источник социализации - был тот самый Петя. И возможно Сашка привык бы играть с другим ребёнком. Но тот был безжалостно утащен в сторону. Потому что если мальчик больной - вдруг он кинется на нашего ребёнка? Или (НЕ ДАЙ БОГ!) заразит? Утащить от греха подальше! И не разбираясь нагавкать на его родителей! Так обычно происходили наши знакомства на площадках.

Потом были Молния Макуин, Бэймакс, Вспыш, Мэтр и (внезапно) кубик Рубика. А вот всяческие спиннеры и различные однотипные щёлкалки ему не заходят. Не знаю почему. А он не рассказывает )) Сейчас его главный фаворит - блокнот с переворачивающимися блёстками. Он помогает ему сосредоточиться и успокоиться. Да и вообще - многие аутисты таким образом вводят себя в ассоциативный ряд с миром обычных вещей. И не стоит их за это осуждать. Ведь у них, в отличие от нас, есть ещё и свой собственный мир. Который мы пока ни понять, ни представить не можем.

Так что если вы увидели на улице взрослого с детской игрушкой в руках - возможно он действительно больной и сумасшедший. Но вот дурак ли.

У каждого из нас и сейчас есть "тот самый экскаватор". Только у одних это любимая кружка - из которой пить другим НУ НИКАК НЕЛЬЗЯ! А на стенках кружки порой налёт кофе толщиной в палец. У других - цветок на окне, который поливать только тёплой дождевой или талой водой, а листья подрезать только на убывающую луну. А у третьих - машина. Которую нужно любить, полировать и тюнинговать. Но "не такие как все" при этом - дети с аутизмом? Или пора научиться принимать их инаковость?

Здравствуйте, интересно, как развивалась игра у вашей дочери. Как она играла в песок? Куличики делала? Как играла куклой, возила в машинках что-то, катала коляску, каталась на толокаре? Были ли рядочки? Ролевые игры? Я поняла, что сейчас она играет в планшете, какие игры её увлекают? Как дела с велосипедом, самокатом? Нравятся ли ей горки-санки? Может ли она вместе плясать с другими детьми? Или уходит в сторону? Наблюдает чужую игру, или вмешивается, или просто уходит? Любит ли шумные общие праздники типа Масленица или пытается избежать большого скопления людей?

Здравствуйте! Надо же, ваши вопросы заставляют меня гуглить и узнавать что-то новое! Например, что такое толокар я узнала только что )) оказывается, это то, что мы называли просто машинкой )))

Очень много вопросов. Постараюсь ответить на все, что вспомню.

Как она играла в песок? Куличики делала?

Нет, куличики сама она не делала. В песок играть любила. Понимаю теперь, что это было ее сенсорное насыщение. В песке она "плавала". Я не запрещала. Хочешь лежать в песке - лежи. Хочешь ковыряться лопаткой - ковыряйся. Единственное, что она любила песок той лопаткой расшвыривать вокруг себя. Поэтому эти игры были под моим наблюдением и только, если вокруг никого не было. (ну, не без промашек, конечно). А так мы почти всегда приходили домой с полной головой песка (и в памперсе тоже он был).

Как играла куклой, возила в машинках что-то, катала коляску, каталась на толокаре?

До 1,11 примерно - да. 1,11 - это тот возраст, когда мы заметили, что что-то не так. Дочь перестала откликаться на имя. Еще в 1,5 года она повторяла за нами игры в куклу, катала коляску. Потом коляску она тоже катала, но это было просто ради самого процесса - не ролевая игра. То есть сын сажал игрушки в коляску и катал игрушку в коляске, дочь же просто каталась в коляску по квартире.

Машинка "толокар" у нас тоже была. Не помню точно, кажется она каталась на ней, но не то, чтоб особо. Больше ей нравилось, если катали на нее ее. Но мы на улицу эту машину никогда не брали.

Были ли рядочки? Ролевые игры?

ДА! Рядочки - это было наше все. А еще собирать палочки на улице и тащить это все домой. Ходила как с букетом на улице постоянно.

Еще любимая игра была пересыпать все, что можно пересыпать из одной емкости в другую. Ну и вода. переливать, разливать и вообще постоянно лезть в ванну/ведро и прочее.

Ролевые игры - нет. До 1,11 были (кукла, "чай пили", по "телефону папе звонили"). Потом - нет. Сейчас она все сделает, но по просьбе.

Я поняла, что сейчас она играет в планшете, какие игры её увл екают?

Симуляторы типа Кот Том, Анжела, Кот Бубу, Пес Дуда. При этом у нее нет цели именно взращивать питомцем (хотя она понимает что нужно делать, чтоб перейти с уровня на уровень). Ей нравится по ним клацать, нажимать что-то, чтоб они танцевали, ну там всякая больничка (от игры зависит). Понимает, что для того, чтоб получать монетки нужно играть в мини игры, которые там есть - это пазлы, "Три в ряд", какие-то там догонялки с препятствиями - все может играть.

Когда была по-младше, то я ей в закладки ставила сайты с детскими играми (например, https://www.igraemsa.ru/ ). Там были всякие мини игры - пазлы, логические игры, раскраски и приятный женский голос, который говорил "Молодец, все правильно" или "Не правильно. Попробуй еще раз" ))) Кстати, эту фразы она долго потом использовала.

Любит еще игру "Сокровища пиратов" у меня в ОК. Правила понимает. Но ей больше нравится на летящие картинки там смотреть, чем играть. Хотя иногда играет (это игры из серии "три в ряд", шарики, кароче).

Как дела с велосипедом, самокатом?

Никак. Несколько лет уж как и нельзя ей такое развлечение насколько я знаю (кифоз+сколиоз).

В детстве я была не самоубийцей, чтоб детей не велик сажать или самокат в руки давать. Их и так двое как тараканы разбегались ))) Да я и сама не умею ни на том, ни на другом. Я до 2,5 лет детей в коляске возила как можно дольше (до площадки, от площадки). Возила бы еще и дольше, да по сугробам тяжело толкать коляску с детьми было.

Хотя она, когда велосипед видит, то садится на него. Но ждет, чтоб ее катили, хотя что делать нужно понимает.

Когда мелкие были, то был у детей трехколесный велосипед. Опять же, крутить педали самостоятельно у нее желания не было. А вот, чтоб катали - это пожалуйста.

Как-то одно время она просила у меня ролики, а потом скейт. Настойчиво пыталась взять это все в магазине. Не думаю, что она каталась бы. Если учесть опыт коньков, когда она стояла на них, а стоило руку отпустить мою, то сразу падала, то это была бы та же история - только падать больнее. Убилась бы еще или поламалась бы.

Нравятся ли ей горки-санки?

Да, в принципе ходили мы и на горки и катались на тьюбинге. Но это с ней опасная затея. Одну ее на горку пускать нельзя - убьется. Если честно - давно не катались. То зимы нет, то болеем, то еще чего-то. А я и сама с горок боюсь кататься )))

Может ли она вместе плясать с другими детьми? Или уходит в сторону? Наблюдает чужую игру, или вмешивается, или просто уходит? Любит ли шумные общие праздники типа Масленица или пытается избежать большого скопления людей?

Уходит в сторону. Ей такого рода мероприятия не особо интересны. Тусить со всеми не будет. Игра чужая ее не интересует. На шумные мероприятия я ее не вожу. Не потому, что она боится скопления народу и шума - нет. А потому, что она все равно не будет участвовать и просто начнет уходить. Смысл туда ходить? Сидеть и смотреть представление она не будет. Начнет ходить и всем мешать.

Я вообще избегаю всех этих мероприятий. Да, дочь поулыбается, может зависнуть с "крылышками", но это пять минут. А дальше все - уходить. И желательно туда, куда ей нужно ))



8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

C. Барон-Коэн с соавторами выявили нарушения в символической игре у аутичных детей различного возраста [Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1986]. По мнению авторов, аутичные дети испытывают трудности символической игры в связи с недостатками воображения и трудностью формирования образов объектов.

Наши наблюдения показали, что у детей с аутизмом с тяжелой степенью аффективной дезадаптации наблюдается выраженное недоразвитие игровой, деятельности, что находит отражение в следующих проявлениях:

• отсутствии интереса к игрушкам;

однообразных манипуляциях с игровыми предметами;

• предпочтении неигровых предметов (палочек, веревочек и пр.). Среди основных причин, тормозящих развитие игровой деятельности у детей с тяжелой степенью аффективной дезадаптации, можно выделить такие, как:

• повышенная чувствительность детей;

• задержка в овладении статическими функциями, что приводит к недоразвитию предметно-практических манипуляций;

• задержка речевого развития.

Наблюдаемая с раннего детства сенсорная и эмоциональная гиперестезии у аутичных детей негативно влияет на восприятие ими игрушек. При предъявлении яркой игрушки у ребенка может наблюдаться чрезмерная ориентировочная реакция, сопровождающаяся выраженным возбуждением. В дальнейшем привлечь внимание ребенка к игрушке уже трудно: он не смотрит на нее, не пытается взять в руки. В 2,5—3 года у детей увеличиваются стереотипные’ двигательные разряды и появляются однообразные аутистические игры. Например, кукла у ребенка с аутизмом не вызывает позитивных эмоций и не воспринимается им в качестве образа человека. Ребенок хватает ее за волосы, катает по столу, вытирает ею пол. Нередко пытается вырвать ей волосы, оторвать руку и пр. Эти реакции многие специалисты и родители оценивают как агрессивные. Однако такие действия ребенка можно рассматривать как результат отсутствия эмоционального отношения к игрушке. Некоторые дети пытаются попробовать игрушку «на вкус» или понюхать. Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизать пирамидку. Такие действия с игрушками говорят о неумении ребенка действовать с игрушками, об отсутствии опыта ее использования в соответствии с функциональным назначением. У многих детей с аутизмом, наряду с манипуляциями, встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: одевает и раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, раскидывает и ставит на место предметы. Однако, несмотря на стереотипность и «вычурность» игровых манипуляций у детей с аутизмом, нередко все же можно наблюдать использование неигровых предметов как заместителей других предметов.

Любимой игрушкой Коли, 4 лет 8 месяцев, страдающего ранним детским аутизмом, была старая машинка, с которой он не расставался даже ночью. В игровую комнату мальчик вошел с машинкой в руке. Его внимание привлекла большая кукла с растрепанными волосами. Психолог, заметив интерес мальчика, рассказала, что кукла Катя сегодня не умывалась, не причесывалась и решила прийти на занятие в таком виде. Коля взял куклу за волосы и своей машинкой стал «причесывать» ее, затем стал водить машинкой по лицу, при этом произнес слово «мыло».

Такие действия, на наш взгляд, обусловлены потребностями ребенка в игровой деятельности и подчеркивают смысловую направленность его игровых действий.

Дети с аутизмом, даже с тяжелой степенью аффективной патологии, могут успешно использовать в игровой деятельности предметы-заместители.

Юра, Згода 6 месяцев, постоянно приходил на занятия с любимой палочкой. Если ребенка пытались забрать эту палочку, он активно протестовал (кричал, ложился на пол и пр.). Когда мальчик пришел на очередное занятие к психологу, на детском игровом столике находилась тележка с палочками. Однако она находилась вне зоны досягаемости, достать рукой, подойти по-ближе, чтобы взять ее, было невозможно. Рядом с тележкой располагалась палка со специальным наконечником, позволяющая при желании лучше ухватить предмет. Тележка привлекла внимание мальчика, так как там находились палочки, аффективно значимые для него. Мальчик очень оперативно решил поставленную задачу. Он взял палку и успешно достал тележку.

Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности. Эти свойства игры имеют важное психо-коррекционное значение, то есть составляют ее психотерапевтический и пси-хокоррекционный потенциал.

Внедрение игровой терапии в практику психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями было впервые осуществлено представителями психоаналитической школы.

Игра как метод психотерапии и психокоррекции стала применяться в начале XX века. Одним из родоначальников, использовавших игровые методы в лечении больных, был Я. Морено (J. Moreno), который разработал метод психодрамы, направленный на коррекцию взаимоотношений пациентов. В 1922 году Морено впервые организовал в Вене лечебный «театр экспромта»; в котором вместе с больными на сцене выступали актеры-профессионалы. Основой лечебного эффекта психодрамы служит катарсис — душевное очищение и облегчение.

В середине 1920-х годов Анна Фрейд (A. Freud) и Мелани Кляйн (М. Klein) впервые обратились к использованию игры как метода психотерапии детей. Авторами были предложены две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная.

Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка.

Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению им эмоциональной устойчивости и развитию механизмов саморегуляции.



8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. Запись на консультацию

Бруно Беттельхейм, специалист по проблемам детского аутизма, справедливо подчеркивает: «Одним словом, недостаток удовлетворяющих потребности реакций со стороны людей, осуществляющих уход за младенцем, может спровоцировать преждевременное формирование отношения к миру как к фрустрирующей субстанции, когда ребенок еще лишен возможности в полной мере убедиться, что мир, в сущности; хорош. (…) Такие дети отказываются прилагать какие бы то ни было усилия, чтобы достичь желаемого» [Беттельхейм, 2004, с. 75-76].

По свидетельству психиатров и психологов, первые проявления раннего детского аутизма обнаруживаются еще в грудном возрасте. В первую очередь настораживает отсутствие или более позднее появление «комплекса оживления» ребенка, почти сразу формирующегося у здоровых детей при контакте с матерью и другими близкими. Дети с аутизмом не реагируют или реагируют слабо на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней. Когда их берут на руки, они остаются пассивными или ригидными. Нередко у детей с аутизмом наблюдаются отрицательные эмоциональные реакции при контакте с матерью. При попытке матери обнять и приласкать ребенка он гонит ее от себя и не только не обнимает и не льнет к ней, но даже стремится ударить. Описана также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей с аутизмом, когда ребенок отказывается оставаться без матери, тревожен в ее отсутствие и в то же время никогда не проявляет к ней ласки [Башина, 1974; Каган, 1981; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; и др.].

Как правило, диагноз «аутизм» ставится в относительно позднем возрасте (обычно не раньше трех лет). Вместе с тем на первом году жизни ребенка очень важна правильная оценка его эмоциональных реакций. Большинство авторов отмечает более позднее формирование эмоциональных реакций детей с аутизмом на присутствие человека и даже окружающие предметы. У многих детей на первом году жизни уже наблюдаются аутистические тенденции, такие как уклонение от зрительных контактов, боязливость или, наоборот, чрезмерное спокойствие, отсутствие интереса к окружающим. Однако здесь следует отметить, что различные варианты аутистического поведения могут формироваться вторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи, зрения, слуха, а также у детей с тяжелой умственной отсталостью.

Нами были проведены направленные беседы с матерями детей, страдающих аутизмом, предметом которых являлись особенности психического развития на первом году жизни. На первом этапе беседа с матерью проходила в произвольной форме. Мать просили рассказать об особенностях протекания беременности, родов. При этом делался акцент на оценку психического состояния матери в период беременности: матерям предлагалось оценить свое психическое состояние в период беременности по пятибалльной шкале. Из 42 опрошенных нами матерей детей с аутизмом только две оценили свое состояние как отличное, четыре как хорошее, остальные 36 человек охарактеризовали его как удовлетворительное или плохое.

На втором этапе беседы матерям предлагались направленные вопросы об особенностях психического развития ребенка на первом году жизни. Большинство матерей утверждало, что ребенок в целом развивался нормально. 24 матери обратили внимание на особенности развития ребенка только после шести месяцев. Отличие от других младенцев заключалось в том, что их дети начинали выделять родителей среди посторонних лип значительно позднее. Некоторые матери подчеркивали повышенную возбудимость, настороженность детей при появлении новых лиц, обращали внимание на нарушение ритма сна и бодрствования. Однако 18 из опрошенных матерей утверждали, что па первом году жизни их дети развивались нормально и они не замечали ничего необычного. Более подробные характеристики ребенку давали матери детей-аутистов, у которых уже был старший ребенок. Они отмечали трудности установления зрительного контакта, слабую мимическую экспрессию («лицо как у куклы, неживое»), немотивированные крики, задержку в развитии локомоторных функций («позже держал голову, не сидел», «поздно начат ходить»).

В целом анализ результатов направленных бесед показал, что в своих жалобах на ребенка с аутизмом в первый год жизни матери прежде всего обращали внимание на следующие моменты:

• особенности эмоциональных контактов;

• задержку в развитии психической активности;

• сниженность познавательной активности ребенка.

Таким образом, уже в период младенчества у детей с аутизмом наблюдается отсутствие или недоразвитие ряда поведенческих паттернов по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Кроме особенностей эмоционального реагирования на близких и ситуацию, некоторые родители детей с аутизмом обращали внимание на непереносимость ребенком яркого света, резких звуков, тактильных прикосновений и пр.

По воспоминаниям мамы мальчика, страдающего ранним детским аутизмом, еще на первом году жизни ребенка она замечала, что он очень возбуждается при работающем в комнате телевизоре, при виде люстры с горящими лампами. При малейшем прикосновении мальчик проявлял двигательное возбуждение. В полгода ему был назначен массаж, но он не подпускал к себе массажистку: как только она начинала работу с ним, он громко плакал, сопротивлялся.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Аутизм – это определённое нарушение в развитии. Чтобы понять, что это такое, нужно определено понимать следующее – наш мозг постоянно обрабатывает различную информацию, которая поступает в него с помощью зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов.

Особенность данного заболевания состоит в том, что нарушено восприятие тех сигналов, которые воспринимает наш мозг. И таким образом одни сигналы для детей с аутизмом являются очень интенсивным, а другие могут не замечаться вообще, нет той зависимости, которая есть у всех обычных людей, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые – слабо. В результате неправильного восприятия сигналов, нарушаются контакты ребёнка с окружающим миром, человек, находящийся в аутическом спектре реагирует на него иначе.

Главным заданием родителей является вовремя заметить, что его ребёнок другой и не такой как все, чтобы вовремя ему помочь социализироваться, наладить контакт с внешним миром.

Признаки раннего детского аутизма

Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.

Социальные проблемы

Нормотипичный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т.д.

Аутист не смотрит в глаза

Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.

  • «Холодность» или чрезмерная привязанность к матери

Аутичный ребёнок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т.е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.

Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.

  • Не проявляет интереса к окружающим людям и предметам
  • Не копирует поведение взрослого
  • Боязнь интенсивных раздражителей

Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребёнок реагирует через чур бурно, он кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.

Аутизм, боязнь звука

Зачастую такие дети играются не игрушками, а предметами мебели или одежды.

Трудности общения:

  • Замедленное развитие речи или регресс ключевых навыков.

Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.

Ребенок не говорит

Ребёнок почему-то не задаёт вопросов, которые задают всё нормотипичные дети

  • Отсутствие ответной улыбки
  • Отсутствие языка мимики и жестов
  • Отсутствие возможности диалога
  • Нет адекватной реакции на просьбы

Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.

  • Нет желания участвовать в коллективных играх

Ребенок не играет с детьми

  • Нет желания дружбы
  • Нет просьб
  • Присутствие в речи неологизмов или эхолалии.

В речи аутичного ребёнка очень часто встречаются придуманные, несуществующие слова или же ребёнок повторяет только, что услышанные слова в механическом порядке, не вдумываясь в смысл. Часто ребёнок с аутизмом может отвечать вопросом на вопрос.

  • Длительное использование второго и третьего лица для идентификации себя

Т.е. ребёнок не говорит о себе «я», чаще называет себя по имени.

Стереотипное поведение

Ребёнок может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т.д.

Стереотипные игры при аутизме

  • Невозможность отвлечения от однообразных, повторяющихся действий
  • Сложность адаптации к новым условиям и окружению
  • Жёсткая привязанность к распорядку дня
  • Избирательность в еде

Разобраться в данной проблеме родителям в одиночку практически невозможно. Все действия аутичного ребёнка воспринимаются как некоторые странности, которые ребёнок должен перерасти. Поэтому очень тяжело аутизм диагностировать рано. При чем, что удивительно, когда у ребёнка, не вовремя вырос зуб или недобор веса, то родители оббегают всех врачей. Но когда дитя не смотрит и не отзывается на маму, то значит, что он такой вредный.

Если у вашего ребёнка обнаруживается что-то схожее с вышеперечисленным, это не значит, что нужно самому ставить диагноз впадать в панику. Первое, что нужно сделать – это проконсультироваться со специалистом, а именно: педиатром, неврологом, психиатром.

В каком возрасте можно обнаружить аутизм

Ранний детски аутизм можно определить до 3-х летнего возраста, но специалисты уже с 3-х месячного возраста могут сказать, что риск этого диагноза достаточно высок.

Симптомы аутизма

Признаки аутизма у детей младше 1 года

В этом возрасте необходимо обратить внимание, соответствует развитие ребенка основным этапам. Вот несколько вещей, о которых стоит побеспокоиться:

  1. Не проявляет интереса к лицам.
  2. Не вглядывается в глаза, не улыбается, и может показаться, что малыш смотрит прямо через вас.
  3. Не всегда реагирует на звуки.
  4. Не реагирует на свое имя, не поворачивается, чтобы увидеть, откуда идет звук, или не проявляет никакой активности, когда слышит громкий шум. В других ситуациях его слух может показаться прекрасным.
  5. Не нравится, когда его обнимают или трогают.
  6. Не проявляет интереса к типичным детским играм.
  7. Не лепечет и не показывает других ранних признаков разговоров.
  8. Не использует жестов, как способ общения.

Признаки аутизма у малышей до 2 лет

Среди самых распространенных:

  1. Не использует жестов.
  2. Не качает головой: да или нет.
  3. Не указывает на то, что хочет.
  4. Не указывает объекты, чтобы проявить интерес к окружающему миру. К 14-16 месяцам большинство здоровых детей обращают ваше внимание на то, чем они заинтересованы, например, щенком или новой игрушкой.
  5. Не использует одиночные слова в возрасте 16 месяцев или двухсловных фраз в возрасте 24 месяцев.
  6. Потерял словесные или социальные навыки. Использовал для разговора несколько слов или проявлял интерес к людям, но теперь этого не делает.
  7. Проблемы с ходьбой.

Признаки РАС у детей 3-летнего возраста

У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые несколько месяцев жизни. У других не проявляются симптомы до двух лет. Легкие признаки трудно выявляются и могут быть ошибочно приняты за застенчивый темперамент или особенности характера.

Вы можете увидеть некоторые из признаков аутизма у трехлетних детей.

Навыки общения:

  • не отвечает на имя;
  • избегает зрительного контакта;
  • предпочитает играть в одиночку;
  • не любит или избегает физического контакта с другими людьми;
  • не заинтересован или не знает, как подружиться;
  • испытывает трудности с выражением или разговором о чувствах, с трудом понимает чужие чувства.

Языковые и коммуникативные навыки:

  • задерживаются речевые и языковые навыки (отстает от сверстников);
  • разговор в виде эхо – повторение последних нескольких слов разговора.

Поведенческие навыки:

  • выполняет повторяющиеся движения;
  • игрушки или другие предметы выстраивают организовано;
  • не любят перемен в быту;
  • циклические повторения игровых движений;
  • частое наблюдение за огнем, водой и крутящимися колесами.

аутизм симптомы

Другие потенциальные признаки аутизма:

  • импульсивность;
  • агрессивное поведение;
  • сильные истерики;
  • переборчивость в еде;
  • отсутствие чувства страха.

Наличие любого из этих признаков или симптомов может быть нормальным, но наличие нескольких из них, особенно с задержкой речи, должно вызвать дополнительную озабоченность.

Каковы признаки аутизма у 4-летнего ребенка?

Признаки аутизма у детей становятся более очевидными с возрастом.

У вашего ребенка могут проявляться некоторые из следующих признаков аутизма.

Навыки общения:

  • не откликается на свое имя;
  • избегает зрительного контакта;
  • предпочитает играть в одиночку, чем играть с другими;
  • не рассказывает истории;
  • не заинтересован во взаимодействии или общении с другими;
  • не любит или активно избегает физического контакта;
  • гримасничает;
  • с трудом понимает чужие чувства и плохо проявляет свои.

Языковые и коммуникативные навыки:

  • не может создавать предложения;
  • повторяет слова или фразы снова и снова;
  • не отвечает на вопросы соответствующим образом или руководствуется указаниями;
  • не понимает счет или время;
  • меняет местоимения (например, говорит «вы» вместо «я»);
  • редко или никогда не использует жесты или язык тела, такие как размахивание.

Поведенческие нарушения:

  • выполняет повторяющиеся движения;
  • строит игрушки или другие объекты в определенной последовательности;
  • расстраивается из-за небольших изменений в повседневной жизни;
  • играет с игрушками одинаково каждый раз;
  • любит определенные части предметов (часто колеса);
  • имеет навязчивые интересы;
  • повторяет определенные процедуры циклично.

Дополнительные признаки аутизма у 4-летних:

  • гиперактивность или короткое время внимания;
  • импульсивность;
  • агрессия;
  • истерики;
  • нерегулярная реакция на звуки, запахи, вкусы, взгляды или текстуры;
  • неуместные эмоциональные реакции.

Признаки аутизма у детей 5 лет

Красные флаги социальных коммуникаций:

  • ребенок не делится наблюдениями или опытом с другими;
  • как правило, не смотрит прямо на других людей (иногда называют отсутствием зрительного контакта);
  • может быть отсутствие речи или необычные речевые узоры, такие как повторение слов и фраз (эхолалия), отказ использовать «я», заменяет на «ты» и «вы»;
  • может не проявлять желания быть обнятым, предпочитает оказываться в кругу знакомых людей и может показаться, что он относится к людям как к объектам и к источнику комфорта;
  • избегает социальных ситуаций, предпочитая быть в одиночестве;
  • присутствует ограниченное развитие игровой деятельности, в частности, творческая игра;
  • повышенная плаксивость или необычное отсутствие плача.

Поведенческие красные флаги:

  • частые повторяющиеся движения, такие как дрожание рук или хлопанье, продолжительное раскачивание или вращение предметов;
  • наличие навязчивого интереса к некоторым игрушкам или предметам, игнорируя при этом другие вещи;
  • наличие чрезвычайной устойчивости к изменениям в процедурах или их окружении;
  • сложность в питании – не может пережевывать твердые предметы;
  • часто возникают трудности с приучением ходьбы на горшок;
  • проблемы со сном;
  • раздражение или агрессия во время посещения людных и шумных мест.

Признаки аутизма в возрасте 6 лет

Признаки аутизма с 6 до 15 лет схожи, и при отсутствии полноценной коррекции, могут с каждым годом усугубляться.

Социальные / эмоциональные проблемы:

  • трудности в создании и поддержании дружеских отношений;
  • изолированные или повторяющиеся игры;
  • атипичные интересы по сравнению со сверстниками;
  • непослушный или не осознающий, как его действия влияют на других;
  • выражает сильное беспокойство, депрессия, гнев или страх.

Речевые навыки:

  • монотонная или необычно формальная речь;
  • литеральная интерпретация фраз, не понимает сарказма, шуток;
  • низкие / плохие навыки невербальной коммуникации;
  • может закрыться и не реагировать на просьбы или вопросы.

Поведенческие навыки:

  • повышенный интерес / гиперфокус по одной конкретной теме, интересам или объекту;
  • интенсивная реакция на изменения бытовой рутины;
  • цикличные движения руками, качание или другие жесты при расстройстве или возбуждении;
  • чрезмерные реакции на прикосновение, текстуры, боль или звуки;
  • плохие двигательные навыки и навыки координации;
  • тревога, депрессия, выборочное молчание.

Психосоматика аутизма у детей

Многие психиатры считают, что причины развития аутизма необходимо искать в раннем младенческом возрасте (от 0 до 8 месяцев). Специалисты уверены, что в большинстве случаев причиной появления заболевания является психосоматика.

аутизм психосоматика

Дети закрываются от внешнего мира и теряют навык контактировать на подсознательном уровне, например, когда теряют чувство безопасности и защищенности, когда часто окружены бранью, криками, жалобами и т.д.

В младенческом возрасте психика детей очень слабая и ранимая, и для того чтобы не испытывать стресс, происходит полная отрешенность от внешней среды, от всех раздражительных факторов.

Психотерапевты замечают, что дети в спокойной и тихой обстановке начинают проявлять желание к общению, им комфортно.

Итак, психосоматика аутизма у детей – это своеобразная защитная реакция на стресс.

Читайте также: