Как дети стреляют с игрушечного пистолета

Обновлено: 19.04.2024

Может ли увлеченность военными играми зайти слишком далеко – вот что волнует взрослых. Если ребенок просит у Деда Мороза в подарок пистолет – это признак того, что в нем накопилось много внутренней агрессии или просто один из этапов познания мира? Могут ли игрушечные танки и автоматы воспитать жестокость в детях? Попробуем разобраться.

Появившись первого сентября в группе детского сада, новенький мальчик Слава сразу завоевал популярность. Все стремятся с ним подружиться, ведь у Славы всегда наготове идеи для интересных игр. То он зовет ребят бороться с космическими пиратами, и шестилетние космонавты с готовностью взлетают на лесенку-ракету. То делит друзей на команды, и земные жители сражаются против пришельцев. То превращает привычные догонялки в игру, где каждый герой обладает суперспособностями.

Дети в восторге. Они сплотились, без устали играют в ролевые игры и бурно обсуждают, кто сегодня атакует, а кто спасается. Обеспокоены только воспитатели, чем и делятся на собрании с родителями: какую игру ни возьми – везде у мальчиков сражения, стрельба, воинственные выкрики и выяснение, кто ранен, а кто уничтожен. Приносить оружие в детский сад запрещено. Но дети находчивы: строят пистолеты из конструктора, вооружаются карандашами, находят в траве палки, да и просто целятся друг в друга пальцами: пиу-пиу.

Может ли увлеченность военными играми зайти слишком далеко – вот что волнует взрослых. Если ребенок просит у Деда Мороза в подарок пистолет – это признак того, что в нем накопилось много внутренней агрессии или просто один из этапов познания мира? Могут ли игрушечные танки и автоматы воспитать жестокость в детях? Попробуем разобраться.

Почему детям интересно оружие?

Военные игры занимают детей на протяжении многих веков. Однако предрасположенность мальчиков к игре с оружием научно не обоснована: если и существует ген, который отвечает за милитари-увлеченность, то он не доказан. Дело скорее в том, что ребенок не может игнорировать сигналы, которые дает ему среда: новостные сюжеты по телевизору, драки в фильмах, компьютерные стрелялки, игры в «войнушку» старших братьев и друзей.

Заинтересоваться оружием ребенок может и без подачи родителей. В вашем мирном доме может не быть телевизора и компьютера, но однажды сын вернется с прогулки, наведет палец на плюшевого дракона и скажет: тра-та-та. Ровно как соседский мальчик, с которым он только что познакомился во дворе. Можно не покупать любителю «Звездных войн» световой меч – ребенок сам вставит фонарик в рулон от фольги и будет изображать джедая. Можно не затрагивать тему войны в разговорах, а мальчик увидит набор искусно выполненных солдатиков в магазине и застынет в восхищении.

Для мальчиков «войнушка» – важный элемент дружбы: дети объединяются в команду, учатся кооперироваться и играть по правилам, ищут правых и неправых, стремятся добром победить зло. Они существуют внутри фантазии, но потом легко переключаются: одна секунда и «стоп, я больше не солдат, а снова Миша».

Но бывает, что дети заигрываются, и игра уже напоминает настоящую войну, а воображаемые сражения выливаются в слезы, ссадины, обиды и потасовки. И там, где стирается граница между выдумкой и реальностью, необходимо вмешательство взрослых.

Прежде всего, за детскими играми нужно наблюдать. Прислушавшись к разговорам и выкрикам, вы поймете, как играют дети: имитируют сюжеты из увиденных фильмов или придумывают свои сценарии, видят целью игры – уничтожать врагов или изображают маневры, кувырки и перебежки, играют честно или используют запрещенные, болезненные приемы.

Если что-то в этих действиях вас беспокоит, попробуйте стать одним из участников игры, внесите в нее добрые моменты и уведите сюжет в более мирное и справедливое русло:

назначьте себя Магистром Йодой, учителем, наставником, который мудрым голосом напомнит, что в вашей галактике настоящие ранения недопустимы;

введите в игру военного врача или медицинский патруль, который помогает «раненым»;

составьте вместе с детьми список правил и предложите систему штрафов за их несоблюдение;

воплощайте не операцию по уничтожению противников, а игру в героев, которые защищают слабых или спасают планету, а врагов и хулиганов не убивают, а берут в плен и перевоспитывают;

подскажите, что если кому-то перестает нравиться ход игры – ребенок чувствует несправедливость, испытывает боль или не хочет играть злодея, он может крикнуть «стоп-игра», и тогда все должны остановиться и решить проблему;

если никто из детей не хочет играть отрицательного героя, предложите ввести воображаемого персонажа: детям на самом деле легко представлять, что противник – это шкаф, стул или даже кто-то совершенно невидимый.

Не спешите покупать игрушечное оружие, особенно если оно выглядит как копия настоящего. Лучше, если дети сами смастерят мечи из лего, картона, пенопласта. Если же вы покупаете игрушку в магазине, старайтесь, чтобы пистолеты и бластеры выглядели как игрушки – разноцветные и не способные причинить вред людям и животным. Попробуйте заинтересовать детей безопасными военными игрушками: наборами картонных или пластиковых солдатиков, фигурками рыцарей. С помощью фигурок можно устраивать реконструкции исторических сражений на игровых полях и сместить воинственный акцент: в такой игре оружие находится в руках игрушечного солдатика, а не ребенка.

Обсуждайте рисунки и игры на военную тематику. Слушая восторженные рассказы о мальчишеских сражениях, подчеркивайте разницу между реальными военными действиями и выдумкой: «Правда, интересно иногда притворяться?» или «Хорошо, что это не по-настоящему». Маленькие дети не понимают опасность оружия. Поэтому стоит лишний раз напомнить им о том, что даже игрушечные пистолеты нельзя направлять на тех, кто не в игре. Объясните, почему другим людям это может быть неприятно. Хорошей иллюстрацией к такому разговору может стать рассказ Николая Носова «Саша», где мальчик накрепко усваивает урок, почему нельзя пугать своим оружием прохожих.

Не разбираясь в предмете, дети могут романтизировать военные действия: высокие лозунги, красивую форму, изящное оружие. Говоря о войне, читая книги, важно рассказывать не только о подвигах и победах, но и об обратной ее стороне: о блокаде и недостатке продуктов и лекарств, о том, как дети оставались без родителей, о трудностях солдатского быта. Воспитывайте серьезное отношение к оружию, когда даже не заряженное ружье воспринимается как заряженное. Сходите на выставку, посвященную военному делу, подарите увлеченному ребенку энциклопедию на эту тему. Высказывайте свою позицию по поводу боевых действий в мире. Ребенок перенимает взгляды родителей и вряд ли вырастет агрессивным в семье, где жестокость не поощряется, на детей не поднимают руку, никто друг на друга не кричит и не решает проблемы с помощью кулаков.

Строго ограничивайте присутствие детей у экранов во время просмотра новостей, учитывайте возрастные категории при выборе фильмов дома и в кинотеатре, дозируйте время у компьютера – это гораздо эффективнее, чем запрещать играть с танком и саблей, ведь большинство военных сценариев дети не выдумывают, а копируют с экранов.

Если вас беспокоит, что игры в войну занимают большую часть детского времени, ограничьте их точно так же, как ограничиваете время просмотра мультфильмов или компьютерных игр. Переключайте детей на другие виды деятельности. Покажите, что чувствовать свою силу они могут и иными способами: колотить боксерскую грушу, осваивать боевые искусства, играть в дартс и кегли – здесь тоже поражается цель, но нет жестокости по отношению к ближнему.

Решение – запрещать или разрешать игры с оружием – ложится на плечи родителей. С одной стороны, такая мера может устранить грубые сценарии в играх, если увлеченность ими превысила норму. С другой стороны, ребенок, которому запретили играть с мечом и щитом, может решить, что у него плохая фантазия и мысли. В идеале даже во время военной игры ребенок отделяет выдумку от реальности и устанавливает для себя четкие понятия о плохом и хорошем, а родители наблюдают за течением игр и смотрят, не выходят ли они за рамки разумного. Порой мальчишеские увлечения могут даже помочь в воспитании: ребенок, который воображает себя супергероем, может собраться, если ему напомнить о том, что настоящий герой всегда делает зарядку, не ленится рано вставать и без капризов ест кашу. А коллективные стрелялки и имитация боевых действий, скорее всего, будут просто периодом, который мальчишки должны отыграть и перерасти. Как и любой этап в своем развитии.

Прогуливаясь по магазину детских игрушек, забрёл я в отдел оружия. С удивлением для себя обнаружил, что сейчас по сравнению с моим детством, пистолеты и ружья перешли на новый уровень. Их делают не из пластика, а из металла. Цены относительно пластиковых игрушечных пистолетов (по 100-300 рублей) выше, но в отличии от «взрослых» пневматических (по 3000 – 6000 рублей) с баллончиками (которые постоянно нужно еще докупать), выходит даром. Пострелять безопасно с ребенком, не сильно жалеть о возможной поломке, и самому еще получить удовольствие от весомого пистолета, можно как раз с такими. Их цена 500-1200 рублей.

В общем первой моей покупкой был металлический пневматический пистолет Glock 17 mini G.16. Он совсем небольшой, 14,5 сантиметров, можно положить в задний карман джинсов и даже не будет торчать. Магазин на 5-6 пулек пластиковых шестимиллиметровых (все следующее в обзоре оружие также стреляет этими пулями), заряжать натягиванием верхней части до щелчка (внутри сжимается пружина). Стреляли мы из него по алюминиевым банкам с 3 метров. Банку мнёт, но не пробивает, разброс попаданий – 10 сантиметров.

Сразу решил купить «брата» этой модели, но в полный рост. Это металлический пневматический пистолет Glock 17 G.15. Он уже длинной 19 сантиметров, пулек вмещает ужу 11 штук. За счет размера у него внутри более мощная пружина, поэтому он уже пробивал алюминиевую банку с 4 метров.

Дальше захотелось чего-то более навороченного. Приобрел металлический пневматический пистолет SIG 226 с глушителем и ЛЦУ G.26A. Он уже 20 сантиметров, вмещает 13 пулек. Вес около 0.7 кг. От глушителя толку мало, он больше для красоты. А вот лазерный прицел, если хорошо настроить, может помочь метко стрелять. Скорость выстрела заявлена - около 65 м/с, и можно поверить потому что алюминиевые банки также пробивались.

Ассортимент магазинов рос. Появился АК-47 в реальном размере, но правда уже не металлический. Выглядит максимально реалистично, даже есть взвод сбоку, регулируется прицел. Длинна 88 сантиметров. В рожок можно насыпать тучу пулек, думаю больше 200 штук, и уже оттуда быстро кнопкой модно заполнить обойму в 18 штук. Стрелять из него одно удовольствие, тоже мощный, пробивает алюминиевую банку, кучно стреляет.

В другой раз увидел огромную коробку с ружьем Barret M82 M99K. Не раздумывая купил. Похожа на Калашников, но чуть подлиннее – 93 сантиметра, и есть еще ножка для стрельбы с упором (она быстро сломалась), и оптический прицел (но он бутафорский, я его разобрал и сделал сквозную дырку, и стало возможно реально целиться через него).

Долгое время веселился этими агрегатами, но для полной коллекции не хватало дробовика. Нашел ружье M309. Оно прямо навороченное. В нем задействована технология продольной подкрутки шарика, что увеличивает стабильность и дальность полета. И действительно, стрелял он в десятку до дырки в бумаге (к тому времени я приобрёл мишень с пулесборником). Длина 64 сантиметра, в магазин на 14 пуль (которые весьма экстравагантно заряжаются, но даже удобно – в трубочку набиваем пулек, и продавливаем их палкой в магазин). Магазин кстати, полностью помещается в ствол и незаметен. Еще есть регулировка – нормальный и мощный выстрел, но разницы я не заметил. Однажды он у меня сломался – по видимому в заряд попало две пули и они застряли. Но это я понял позже, до этого я его разобрал, и не смог в последствии собрать, чтобы он снова работал (как бывает – остались лишние детали). Тем не менее я считаю данное ружье лучшим в моей коллекции, по силе выстрела, точности, и брутальности.

Ну душой кривить, полагаю, не стоит, одной из любимых игр детства была игра в "войнушку". Причем парадокс, не важно, в какой точке бывшего соцлагеря ты жил. В войну играли в Туле, в войну играли на западе УССР в Закарпатье, в войну играли мы советские дети между собой и в Чехословакии.

А что необходимо для войны - оружие. Да не всегда были под рукой разные игрушечные пистолеты и автоматы, тогда длинная палка могла быть автоматом, короткая пистолетом. Речь в этой статье о другом, о нашем игрушечном оружии, которое предлагала отечественная промышленность. А его было не мало, если брать пистолеты, то были и просто имитирующие внешний вид, были с пистонами, водяные, наконец, стреляющие разнообразными "пулями", будь то стрелы с присосками, будь диски.

Разные варианты цветового исполнения корпуса, фото Мешок, вверху дула справа видно отверстие, через которое в обойму вставляются пули-диски

Разные варианты цветового исполнения корпуса, фото Мешок, вверху дула справа видно отверстие, через которое в обойму вставляются пули-диски

В этот раз для всех, чье детство пришлось на времена позднего СССР, предлагаю вспомнить о пластиковом пистолете, стреляющим дисками.

Пистолет выпускался разного цвета, в длине был размером в 15 см, в высоту порядка 10 см (по рукоятке). Он был изготовлен из пластика безопасного для детей и качественного. В комплекте к пистолету шли диски общим количеством 30 штук. Диски также были разного цвета. Ближе к краю ствола пистолета была специальная обойма, куда вставлялись диски. В обойму пистолета входило 10-20 дисков. Весил такой пистолет порядка 90-100 грамм.

Основными недостатками пистолета было то, что иногда ослабевала пружина, и пулька не вылетала, а выплескивалась всего на пару метров. Еще одним минусом было то, что лично у меня боекомплект постепенно таял. Дело в том, что особенно при стрельбе на улице, небольшие размером с монету диски легко терялись. К тому же лично я использовал эти диски еще для каких-то своих игр в солдатики.

Если мне не изменяет память, то помимо дисков пистолет можно было зарядить и монетами соответствующего диаметра, разумеется, тогда они летели дальше, а при попадании били больнее.

Вначале пропал сам пистолет, не помню когда, возможно сломался и был отправлен в мусорное ведро, возможно при переездах остался за бортом, но а потом постепенно затерялись и последние пули-диски. Поэтому фото могу предложить лишь из сети "Интернет".

По мере взросления вид и предмет игры ребенка претерпевает кардинальные изменения. Если в возрасте 3-х месяцев малыш с упоением забавляется с погремушкой, то в возрасте 3-х лет ребенок уже копирует взрослые игры, которые часто бывают жестокими. Нужно ли поощрять детей играть в войну?

Игра – едва ли не основная деятельность ребенка. Это способ познания мира и собственной в нем роли. По мере взросления вид и предмет игры ребенка претерпевает кардинальные изменения. И если в возрасте 3-х месяцев малыш с упоением забавляется с погремушкой, то в возрасте 3-х лет ребенок уже копирует взрослые игры, которые часто бывают жестокими. Игра в войну порой становится любимой игрой в жизни ребенка от 3-х до 8 лет. Как к ней относится взрослым и что она дает детям? Взглянем на этот спорный вопрос с двух сторон.

Даме – цветы, детям – мороженое. Или нет: мальчикам – пистолетики, девочкам – куколки. Стереотип или сложившаяся веками под грузом развития общества схема? По словам Джошуа Вайнер (Joshua Weiner), детского и подросткового психиатра из США, штата Вирджиния, «…стоит лишь посмотреть вокруг, чтобы ответить на этот вопрос. Детские игры в войну - это результат влияния на ребенка, как генетики, так и современного мира». Мужчины, издревле решавшие все вопросы силой, уже в детстве проявляют свои генетические наклонности. Желание победы и самоутверждения, подкрепленное увиденным с экрана, порой находит воплощение в играх.

Игра в войнушку: «за»

Родители, руководствуясь мыслью о невозможности изменения сложившейся ситуации, позволяют детям «убивать» друг друга понарошку потому что:

С генетикой не поспоришь. Генетика или история развития общества привносят свои правила в типовые игры детей разного пола. Если девочки играют в дочки-матери, готовясь стать матерями в будущем, то мальчики играют в войну, желая стать защитниками своих семей.

Игра в плохого и хорошего есть ни что иное, как воспитание морали. Игра есть игра, это выдумка и все в ней не по-настоящему. Не настоящие монстры, полицейские, грабители. Перевоплощаясь в героев Звездных войн или Гарри Поттера, дети играют по извечным правилам жизни, где добро борется со злом. Изучая, что плохо, а что хорошо, дети познают принципы нравственности и морали.

Игра в войну – вопрос борьбы за спасение людей. Чаще ребенок играет роль спасителя-освободителя: «Я спасу тебя!» - кричит он, стреляя во врага.

Игра помогает побороть страхи. У детей их бывает много. Они самые разнообразные и непредсказуемые: боязнь темноты, собак, клоунов или мультяшных монстров. Играя с оружием и побеждая воображаемых врагов, ребенок преодолевает чувство страха, убеждаясь в своей силе.

Военные действия – это просто фантазия. Дети не воспринимают войну так, как воспринимаем ее мы. Они не понимают, что пуля ведет к смерти человека и горю любящих его людей. Для них оружие это просто предмет, обладающей некой силой, которую они и пытаются исследовать. Поэтому не стоит бояться, что играя в войну, ребенок вырастит воинственным и агрессивным человеком. Ведь, играя в пиратов, дети не становятся ими во взрослой жизни.

Активный - не значит агрессивный. Играя в войнушку, дети развивают двигательную активность и ловкость. Нельзя же все время только собирать конструктор и катать машинки?

Игра как способ самоутверждения. Даже маленькому мужчине нужно почувствовать себя победителем. Игра в войну – возможность почувствовать свою силу и силу оружия, которым он обладает.

Запретный плод сладок. Ребенок имеет право примерить на себя разные роли в детстве в процессе игры. Так он развивается более гармонично. Если запрещать ему играть с пистолетом, то он будет стрелять из ложки, но уже за вашей спиной, то есть без вашего контроля.

У жестокости другие корни. Вырастет ли из играющего в войну ребенка жестокий человек? Нет, потому что жестокие взрослые люди в детстве проявляли свою жестокость иначе, например, к животным. Они были чересчур замкнутыми в себе, как будто обиженными на всех детьми. Именно такие психологические расстройства ведут к нарушениям адекватного поведения в будущем. К тому же гораздо больший негативный эффект на ребенка производят ссоры родителей с применением жестокости, чем безобидная игра в войну ребенка из благополучной семьи.

Родительский лагерь противников игры в жестокие игры с темой убийства выдвигает следующие аргументы против приведенных выше доводов:

Родительский выбор. С генетикой спорить не придется. Никто не предложит мальчику играть в куклы. Если игра в дочки-матери несет в себе мирную тему, то игра в войну слишком рано сообщает ребенку о смерти, пускай и не настоящей, которая может случиться по его вине. От родителей зависит выбор правильной игры для своих детей, подходящей им по возрасту и по информационному посылу.

Моральные устои нельзя воспитывать войной. Всю историю вплоть до создания ядерного оружия, мужчины пытались решить политические вопросы силой. Когда силы стало так много, что за мгновение стало можно уничтожить целое государство, они – мужчины - перешли на мирное урегулирование вопросов. Их дети, наши дети – это зеркало нашего поведения, результат нашего воспитания, отражение нашей нравственности и культуры. Говоря о гуманном обществе, мы не говорим о войне. Так зачем воспитывать в детях воинственный дух, когда нужно сообщить им и научить их мирным способам урегулирования спорных вопросов?

Спасти значит избежать войны. Мой ребенок знает, что слово «убить» несет в себе зло. Когда из уст трехлетнего малыша звучит «Я убью тебя!» в адрес воображаемого противника вряд ли он испытывает разу 2 эмоции: желание освободить слабых и чувство агрессии. Скорее всего, он испытывает лишь последнее. На детской площадке двое шестилетних мальчиков гуляли без родителей и играли в войну, стреляя понарошку в детей, гулявших с ними. Мой сын стал заступаться за беспомощно смотрящих на происходящее детей: «Стрелять это плохо!». Мальчиков это забавляло еще больше, они становились все агрессивнее, кидая фразы, которые с трудом воспринимались мною из уст маленьких детей: «Мы тебя убьем и твоих родителей тоже! Наш папа сильный, он тебя убьет!». В конце концов, всем родителям пришлось прогнать «добрых» детей с площадки, освободив место мирным играм.

Игра в войну - коллективный вид деятельности. Если один ребенок играет роль нападающего, то другой является пострадавшим. И если один таким образом избавляется от скрытых страхов, то другой их приобретает. Ведь в коллективной игре часто выделяется лидер, для некоторых же заготовлены постоянные роли второго плана. Страх поражения, страх быть убитым воспитывает чувство неуверенности в ребенке как минимум, и нежелание общаться с коллективом как максимум. Да, ребенок может получить поражение в различного рода играх. Но если победить натренированного в беге мальчика он может, натренировавшись лучше него, то против силы оружия можно противостоять только более сильным оружием. Для духа детского соперничества это совсем неуместно.

Детские игры – сценарий для будущей жизни. Детство – предисловие к будущей жизни. В нем закладываются основы поведения. Если ребенок лишен ласки в детстве, скорее всего он вырастет неласковым человеком. Если ребенок в интернате получает уроки жестокости, то в будущее он покажет их другим. Детство и взрослая жизнь неразрывно связаны между собой. На свете много игр для мальчиков. Детские игры не должны повторять жестокие игры взрослого мира. Ребенок с пистолетом в руках, стреляющий в голубя, потом выстрелит из пневматики в птицу, кошку или собаку. Если такая игра приносила ему радость в детстве, то в будущем, применяя силу оружия, он получит те же эмоции, став взрослым.

Спорт – выбор сильных. Основной смысл игры в войну не скроешь за желанием развить ловкость и натренировать мышечный корсет. Последнее является лишь приложением. Дети копируют поведение взрослых, пусть это поведение будет правильным. Занимайтесь спортом вместе с детьми (дома, на улице, ходите в бассейн), установите спортивный комплекс дома, приглашайте друзей ребенка домой, и устраивайте соревнования: кто быстрее заберется по лесенке, кто больше раз подтянется на турнике, кто быстрее залезет по канату. К тому же игра в обычные прятки заставит изрядно попотеть. Так воспитается и дух соперничества, и укрепятся мышцы.

Мирное решение. Самоутвердиться, найти свое место в мире, почувствовать себя сильным можно и нужно куда более мирным путем. Помимо спортивных соревнований, есть большое количество игр, как настольных, так и коллективных, где выявляется победитель, и развивается логическое мышление. И они не несут в себе тему убийства. Гораздо правильней дать ребенку почувствовать силу своего разума, нежели силу оружия.

Запрещать надо с умом. Так как тема игры в войну кажется родителям, а особенно мамам, жестокой, они запрещают в нее играть своим детям. Однако психологи советуют не полностью запрещать ребенку играть с пистолетами, а играть в пределах разумного. Когда я спросила своего четырехлетнего сына, хорошо ли это стрелять из игрушечного пистолета, играть в войну, он ответил, что хорошо, но только если стреляешь не в живых. Он отвечал мне моими словами, так как я объясняла ребенку, что такое оружие, и какой вред оно несет. Если запрещать ребенку есть конфеты, ему отчаянно будет их хотеться. А если разрешать ему кушать их с умом (иногда, почистив потом зубки, потому что сладкое приводит к дырочкам в зубах), его желание конфет останется в пределах нормы.

Нельзя позволять ребенку играть в войнушку без контроля. Объяснив малышу, что такое война (хорошо это или плохо), нужно по мере возможности (или хотя бы изначально) следить за этой игрой, чтобы ребенок не причинил боль другому ребенку и не перешел грань дозволенного.

Тема детей и их взаимодействия с игрушечным оружия настолько остра и важна, что еще в 2018 году ее поднимали даже в журнале Vogue. Время идет, а вопрос: «Можно ли детям играть с оружием?» до сих пор остается в тренде. Решили разобраться, чего боятся противники игрушечных пистолетов, и когда любовь к военным играм должна насторожить родителей.


Чем вам не угодило игрушечное оружие? Нормальные мальчишеские игрушки!

Противники игрушечных пистолетов в доме обосновывают это тем, что игры с оружием провоцируют агрессивное поведение и могут стать причиной проявлений агрессии к другим людям (или даже использования реального оружия против них в будущем).

С одной стороны, не существует масштабных научных исследований, которые доказывали бы существование прямой связи между пластмассовыми пистолетами и агрессивным поведением. С другой стороны, с оружием чаще играют мальчики, чем девочки, и мальчики же чаще склонны к агрессивным играм. Правда, игрушечные пистолеты тут являются скорее не первопричиной, а средством проявления агрессии.

Зачем вообще покупать игрушечное оружие?

Если прямого запроса на игрушечное оружие у ребенка нет, то, вероятно, и покупать специально его не стоит. Впрочем, даже если ребенок попросил у вас купить ему пластмассовый меч или новый Nerf, не спешите паниковать.

По словам семейного психолога, психотерапевта и кандидата психологических наук Румии Калининой, игра помогает ребенку осваивать социальные отношения. Как игра в «дочки-матери» помогает смоделировать отношения внутри семьи, а игра «в магазин» — отработать правила социального взаимодействия, так и игры с оружием могут использоваться для познания мира через подражание — например, героям фильмов, книг или мультиков.

«Игрушечное оружие — это один из атрибутов, который отражает определенную часть действительности, ведь ребенок так или иначе видит оружие: у солдат, полицейских, трансформеров, героев сказок и фильмов», — говорит Румия.

При правильном использовании игрушечное оружие вполне может стать развивающей игрушкой. Его можно использовать в различных ролевых играх, где «хорошие парни» борются с «плохими парнями». Его можно применять для борьбы со страхами и переживаниями ребенка, которые он не способен до конца осмыслить и вербализовать, например, палить по воображаемым монстрам или чудовищам из ночных кошмаров.

Игрушечное оружие (как и любая другая игрушка) не входит в обязательный набор «игрушек для мальчиков», без него прекрасно можно обойтись. Однако если оно у вас все-таки появилось, самое главное здесь то, как ребенок с ним играет.

На что следует обратить внимание?

Следите за тем, как ваш ребенок играет с оружием, каков сюжет его игр, и как много времени он на это тратит. Если вы заметили, что стрельба по врагам внезапно стала ведущей активностью ребенка, возможно, стоит помочь ему переключить внимание на что-то другое.

Научитесь отличать агрессивные игры от агрессивного поведения. Если ваш ребенок «воюет» с кем-то или чем-то исключительно в рамках игрового взаимодействия и может контролировать себя в других ситуациях, то не стоит переживать. Если в процессе игры он целенаправленно стремится обидеть или сделать больно своему «противнику», а любые конфликты предпочитает решать силой, то это уже можно считать проявлениями агрессивного поведения.

Также стоит обратить внимание на ситуации, когда военные игры превращаются в драки, настоящие конфликты и травлю. Одержимость поиском и уничтожением «врагов» — это тоже «красный флаг».

«Если ребенок, по мнению родителей, „слишком“ любит агрессивные игры, то запретом проблему не решить, ведь, скорее всего, ребенок испытывает потребность отреагировать какие-то свои переживания», — комментирует Румия. — «Например, если от ребенка дошкольного возраста постоянно требуется беспрекословное послушание, у него накапливается напряжение, которые выплескивается в подобных играх. Гораздо эффективнее будет помочь ребенку снять это напряжение в игре с правилами безопасного использования оружия, а родителям задуматься о количестве запретов и ограничений в жизни ребенка».

Как научить ребенка правильно играть с оружием?

Для того, чтобы игры с оружием не перерастали во что-то более опасное, следует установить набор правил и следить за их соблюдением. Вот, что вы можете сделать.

Поговорите прямо и честно

Расскажите ребенку о том, для чего нужно настоящее оружие, кто может его использовать, и какие могут быть у этого последствия. Убедитесь, что ребенок осознает разницу между игрушечным и настоящим оружием и никогда не станет использовать свое оружие для того, чтобы навредить другим. Если в вашем доме есть настоящее оружие, перепроверьте, что оно недоступно ребенку.

Избегайте реалистичных копий

Психологи рекомендуют выбирать оружие, которое максимально непохоже на свои реальные прототипы. Пусть это будет что-то разноцветное, футуристичное или даже самостоятельно сделанное из подручных материалов. Игрушечное оружие должно выглядеть как игрушка — пусть дети используют собственное воображение в процессе игры.

Установите правила

Основное правило агрессивных игр заключается в том, что они не должны переходить в настоящую агрессию и не должны распространяться на тех, кто в них не участвует. Если игра с оружием начинает становиться опасной для ребенка, его друзей, членов семьи или домашних животных, ее следует немедленно прекратить и заново повторить все правила обращения с игрушечным оружием.

Правила должны быть простыми и понятными. Психолог Румия Калинина рекомендует ввести следующие ограничения:

  • если пистолет с пулями, то стрелять можно только в специальные мишени (или по предварительно оговоренным местам), но не в людей;
  • если это «холодное» оружие (меч, сабля, и т.д.), то можно бить только по щиту или оружию противника (или, опять-таки, по неодушевленным предметам);
  • если предполагается непосредственный контакт «противников», то оружие должно быть легким и мягким (подушки, надувное оружие, мягкие игрушки и т.д.).

Научите решать конфликты

Убедитесь, что вашему ребенку разрешено проявлять агрессию и злость, что он знает доступные способы проявления агрессии, избавления от стресса и решения конфликтов. Донесите до него, что агрессия и «убийства» уместны только в игровом мире, тогда как в реальности необходимо использовать совершенно другие методы (например, бить подушку вместо обидчика и использовать слова вместо физической силы).

Не забывайте, что это обязательно закончится

Мы можем понять, если от вида четырехлетки с автоматом в руках у вас по спине бегут мурашки — это нормально. Мы взрослые люди, и мы знаем, что этот кусок китайской пластмассы сделан в виде чего-то смертельно опасного. Однако если ваш ребенок проникся внезапной любовью к игрушечному оружию (и все перечисленные выше условия вы соблюли), то, пожалуй, вам ничего не остается, кроме как смириться и ждать, пока эта фаза закончится и превратится в другую.

Читайте также: