Как хранятся игрушки для прогулок и для игр в групповых ячейках в детском саду

Обновлено: 24.04.2024

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств. Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.Посуду и столовые приборы моют в двух-трех ваннах, с добавлением моющих средств (первая ванна с температурой воды не ниже 40 градусов, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 градусов (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машиныЧистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.Мочалки/ щетки для мытья посуды и ветошь кипятят 15 минут с добавлением соды. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти, ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря. Вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств.Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Оборудование участка ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, перелопачивают, загрязненный песок заменяют.

Воспитательно-оздоровительная работа, проводимая на воздухе, учитывает принцип групповой изоляции и возрастных психофизиологических особенностей детей.

Каждая возрастная группа имеет отдельную групповую площадку, изолированную от других групп кустарником. Площадь их определяется из расчета 9 м² - на ребенка дошкольного возраста. Покрытие групповых площадок в зависимости от возрастной принадлежности детей может быть травяным или иметь утрамбованный грунт, беспыльным, в районах с вечномерзлыми грунтами -дощатым. Асфальтовое покрытие использовать не рекомендуется (при нагревании в жаркую погоду оно может выделять вредные химические продукты).

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес из расчета 2 м² на одного ребенка. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Игровое оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество в безопасность.

Поверхность оборудования не должна иметь выступающих травмоопасных элементов. Для покрытия конструкций применяют материалы стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все используемые полимерные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам.

Ежегодно (весной) на игровых площадках проводят смену песка, новый песок должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. Для проведения физкультурных занятий на открытом воздухе на территории участка в ДОУ оборудуют одну или несколько физкультурных площадок. Они включают в себя зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, яму для прыжков, полосу препятствий.

Содержание и эксплуатация закрытых бассейнов (для обучения детей плаванию) должны соответствовать гигиеническим требованиям.

Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка следует проводить не менее 2 раз в день, а уборку территории -после него. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники очищают и дезинфицируют.

К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.

Оборудование групповых (игровых) комнат:мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.

В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать основным размерам столов и стульев для детей младшего и дошкольного возраста. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц. Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующий его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.

В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды.

Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.

В групповой, в специально отведенном отдельном помещении, может быть предусмотрен «уголок живой природы», который должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 6.13).

Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.

Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки — из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь З комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.

В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек.

В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста — 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста — 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5—8 м³ воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0—2,5 м², а высота помещения достигает З м.

Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки.

В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже -5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДОУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков.

В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже —20 ºС) проводится не более 2—3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей.

Для эффективного проветривания помещений ДОУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.

При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей).

Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, рычаги) для свободного их открывания и закрывания.

Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помочью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха.

Постоянное проветривание групповых ком ват и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения.

Игрушка необходима ребенку для игры - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Она является символом окружающего материального мира, удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, разнообразных движениях. Решению различных дидактических задач способствуют ярко выраженные в игрушках цвет, форма, назначение, величина, материал. Эмоциональное отношение к игрушке воспитывает нравственные качества. В игре формируется детский коллектив, при уходе за игрушками рождается интерес к труду, игрушка развивает эстетический вкус.

Игрушка должна быть идеологически выдержанной, функциональной, действующей, способствовать развитию умственных возможностей ребенка, его фантазии, воображения, выглядеть правдоподобно, давать правильное представление об изображаемом предмете. Необходимо соответствие игрушки полу и возрасту ребенка. Высокие требования предъявляются к художественному оформлению игрушки.

Существуют различные классификации игрушек. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.

Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам.

Материал, из которого изготавливают игрушки, должен быть исследованы на токсичность, отношение к микробной флоре, огнестойкость, возможность легкого ухода.

Запрещается использование в производстве игрушек целлулоида, материалов с меховой поверхностью, которая вспыхивает при приближении огня и по поверхности которых пламя распространяется со скоростью более 500 мм/с.

В детских садах запрещены игрушки: стеклянные, фарфоровые, фаянсовые, елочные украшения, бумажные (папье-маше), матерчатые, ватные, мягкие (с 3 лет).

Применение мягких игрушек в ДОУ ограничено санитарными правилами. Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.

Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Окраска игрушек должна быть прочной. Игрушку моют горячей водой (60 °Сс мылом не менее 3 мин, если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность), значит фиксация краски неудовлетворительна.

Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, 400 г — для детей до 7 лет, 800 г — для детей 7— 10 лет.

Конструкция игрушек должна отвечать требованиям безопасности, исключать травматизм. Игрушка должна быть удобной, иметь гладкие, ровные поверхности и хорошо заделанные края, бытьбез выступающих острых углов и мелких, легко отделяющихся частей.

Детям раннего возраста не рекомендуется давать мелкие игрушки, поскольку они могут проглотить их, засунуть в нос или ухо. Диаметр детали игрушки для детей этого возраста не менее 30 мм, высота 12 мм.

Для исключения поражения детей током напряжение микроэлектродвигателей, используемых в игрушках для детей до 7 лет, допускается не более 12 В.

Дети должны поддерживать порядок в игровом хозяйстве, аккуратно обращаться с игрушками.

Игрушки для детей раннего возраста хранят в закрытых шкафах, а для детей дошкольного возраста — в доступных для них местах: на столах, полках, стеллажах. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие — на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам.

В целях предупреждения инфекционных заболеваний в ДОУ должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать.

Последующая санитарная обработка: в группах раннего возраста их моют 2 раза в день горячей водой (50 °С) щеткой, мылом в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (37 °С) и высушивают.

В группах дошкольного возраста игрушки моют в конце дня. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

В младших группах игрушки должны быть расположены на открытых полках, в доступном месте, располагаться на уровне роста ребенка /т.к. игровые замыслы возникают только при непосредственном созерцании игрушки по принципу «увидел – захотел поиграть»/. Должно быть много одинаковых игрушек (для разрешения детских конфликтов), хотя разнообразие игрушек не слишком большое, т.к. опыт детей еще мал.

В старших группах игрушки можно хранить в специальных шкафах, на полках, т.к. игра уже идет от замысла. Но, все же желательно, чтобы игрушки были хорошо видны и удобно расположены для самостоятельного пользования. У каждой игрушки должно быть свое постоянное место хранения. Игрушек должно быть много разных, т.к. опыт детей богаче, и игры более разнообразны, чем у малышей. Каждая игрушка может быть представлена всего в 1-2 экземплярах.

Воспитатель не должен просто размещать игрушки в группе в отсутствии детей. Каждая игрушкаобязательно должна быть специально внесена в группу. Во время внесения важно зафиксировать на ней внимание детей, познакомить с внешним видом игрушки (что это, как называется, как устроена, из чего сделана), показать способы использования её в игре, объяснить правила пользования данной игрушкой. Если это кукла или игрушка, изображающая животное, надо дать ей имя /или придумать вместе с детьми/, договориться, где будет храниться /жить/ игрушка в нашей группе. Внесение игрушки может быть осуществлено на занятии или в вечерний отрезок времени. Его может сопровождать сюрпризный момент или другие педагогические приемы (встреча новых кукол, внесение посылки с игрушками, находжение в игровом уголке «заблудившихся»игрушек и т.д.). В старших группах воспитатель рассматривает игрушку с детьми, предупреждает, что с хрупкими игрушками надо обращаться бережно. Большую пользу принесет короткий, доступный детскому пониманию рассказ педагога о том, как делают игрушки и сколько людей стараются, чтобы они были интересными и красивыми. Воспитатель учит беречь игрушки. Главное, чтобы дети видели, что воспитатель не остается равнодушным, а огорчается и сожалеет по поводу сломанной или испорченной игрушки.

Нельзя сразу вносить в группу много игрушек, это рассеивает внимание детей, мешает сосредоточиться на понравившейся кукле или машине.

- продумайте варианты внесения игрушек в младшей и в старшей группе детского сада.

Дополнительная литература:

- Акулова О.В. Мир игрушки./ Дошкольная педагогика – 2001. – № 4.

- Виноградова Л. Создание условий для игровой деятельности/ Дошкольное воспитание. – 1979. - № 10.

- Володина А. Выбрать нужную игрушку/ Дошкольное воспитание. – 1969. - № 6.

- Зуева Е. Игрушки рассказывают. / Дошкольное воспитание. – 1990. - № 7.

- Иванова В. Играйте вместе с детьми/ Дошкольное воспитание. – 1981. - № 11.

- Казанович Е. Учите береч игрушку/ Дошкольное воспитание. – 1981. - № 11.

- Островская Л. Детский уголок дома/ Дошкольное воспитание. – 1980. - № 11.

- Панкратова А. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек/ Дошкольное воспитание. – 1988. - № 9.

- Савка А. Дети и взрослые в мире современных игрушек/ Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

- Стрелянова Н. Кукла для ребенка не вещь, а личность/ Дошкольное воспитание. – 1976. - № 5.

- Урбанская О. Какие игрушки дарить детям/ Дошкольное воспитание. – 1975. - № 7.

Подумайте над следующими вопросами:

- А.С.Макаренко называл игрушку «материальным центром игры». Можете ли вы полностью согласиться с его мнением? /Используйте доказательства из области психологии и педагогики игры дошкольника/

- Согласны ли вы с мнением Я.А Коменского о роли игрушек в развитии детей: «Всегда, играя с ними, дети будут развивать в теле здоровье, в уме живость, а во всех членах -- подвижность».

- попробуйте дать полную классификацию, имеющимся у вас дома нескольким игрушкам.

игрушки для средней группы детского сада

Основная цель времяпрепровождения ребенка в детском саду – подготовиться к школе и развить необходимые навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. На этом этапе задействуется тип обучения в форме игры, являющийся наиболее практичным и интересным для ребенка.

Игрушки, которые используются для этой цели, меняются по мере взросления малыша и должны соответствовать его возрасту. Желательно, чтобы в детском саду имелось все разнообразие сложных и простых геометрических фигур. Также должны быть игрушки-фигурки, позволяющие поближе познакомиться с животным миром и другими составляющими, которые можно наблюдать в реальной жизни: макеты домой и улиц, парковки, аэропорта, магазина и другое. Игрушки для средней группы это уже более сложное оборудование с глубоким изучением окружающей среды, ее свойств и признаков.

Наиболее практичными считаются автодидактические элементы игры, которые в состоянии самостоятельно обучить ребенка без посторонней помощи. Они могут натолкнуть малыша на мысль, как с ними обращаться. К таким элементам игры можно отнести сортеры, которые помогают развивать логическое мышление, пазлы различной сложности и материала, детские головоломки (танграм) и другие.

Средняя группа - как играть с детьми

Дети в этой возрастной категории чуть более усидчивые, поэтому они в состоянии играть с предметами, которые требуют большего внимания и терпения. Как правило, в этом возрасте идеально подойдут развивающиеся игры, где необходимо построить более сложные конструкции домиков, а также различных фигур из конструктора. Отлично подойдут ролевые игры, где присутствуют куклы и различные персонажи. Предлагайте детям самим перевоплощаться в различных сказочных героев, в людей разных профессий, животных. Все это обогащает их ежедневную игру в детском саду.

В средней группе ДОУ детям можно предлагать сложную мебель, а также одежду для их кукол. Мебель можно создавать из конструкторов и специальных кубиков. Это более сложное задание, но оно позволяет раскрыть глубокие возможности малыша и научить его терпению и усидчивости при выполнении непростых заданий. Это качество отлично пригодится в жизни, а также в школе. Кукольную мебель рекомендуется приобретать разных размеров - для кукол разного роста, комплект для мелких пупсиков и комплект крупной мебели, которые устанавливаются на пол игровой зоны.

В качестве обучения можно использовать карточки с надписями, плакаты, различные наглядные пособия, счетный материал, дидактические наборы и комплекты Воскобовича, Никитина, Монтессори материалы.

В целом на данном этапе игры несколько сложнее и требуют более глубокого мышления, благодаря чему усиливается способность ребенка к обучению.

Игрушками какого типа должна быть укомплектована средняя группа детского сада:

  • Деревянные конструкторы и кубики для свободного моделирования на полу и на столе.
  • Деревянные или пластмассовые конструкторы на социальные темы: город, транспорт, ферма, зоопарк, автомастерская.
  • Конструкторы по сказкам с более сложным сюжетом "Волк и семеро козлят", "Три поросенка" и др.
  • Сложные конструкторы разнообразных типов и из разных материалов: конструктор-дом, конструктор типа Лего, конструкторы из мягкого полимера, картона и фанеры. Пластмассовые конструкторы с различными типами креплений.
  • Кубики по принципу "сложи рисунок", лото, домино.
  • Каталки-машины и каталки-животные для улицы и помещений.
  • Развивающие игрушки: сложные пирамидки типа "Ступеньки", логические мозаики разного типа, "Геометрик", цилиндры-втыкалки, доски-лабиринты, шнуровки разного типа и материала.
  • Сюжетно-ролевые игры: магазин, поликлиника (больница), мастерская, салон красоты, почта и другие. В средней группе уголки должны быть уже более сложные. Наполнение для этих зон: бытовая детская техника, муляжи продуктов, корзины для супермаркетов, кассовый аппарат, весы и многое другое.
  • Куклы, машинки и прочие игрушки по гендерным признакам (игрушки для мальчиков и игрушки для девочек). Самолеты, лодочки, фигурки человечков и животных, пупсы, коляски, кроватки и мебель, инструменты для строительства и другое.
  • Уголок наблюдений за природой, научных оптов и исследований (градусник, стаканчики, лупа, наборы для опытов, подносы, пипетки и прочий материал).
  • Световой стол с цветным песков, кинетический песок.
  • Головоломки для детей по возрасту (танграм, колумбово яйцо, змейка и другие)
  • Дидактические материалы для педагога: веселая геометрия, сложные пазлы, наборы для мелкой сортировки, тактильные кружочки, математические весы, волшебные мешочки, сложи квадрат, тетрис, разрезные картинки, пособия по часам разного типа, счетный материал, матрешки, развивающие карточки с картинками и другое.
  • Театральная деятельность: кукольный театр ан руку, кукла рукавички, пальчиковый театр, теневой театр, шагающий театр и другое.
  • Комплект игр и игрушек для улицы: ведра, лопатки, совки, формочки, грабли, песочная мельница, скакалки, лошадки на палке, каталки машинки и другое.
  • Комплект для спортивных игр: кольцебросы, детский боулинг или кегли, скакалки, мячи разного размера, массажное оборудование (дорожки, следочки, тропинки, мячики для руки), конусы с гимнастическими палками, дуги для пролезания и другое.
  • Уголок искусств: тетради, альбомы, карандаши, пластилин, краски разного типа и другое.
  • Музыкальные игрушки: ложки, трещетки, ксилофон, маракасы, дудочка, гармошка и другое.

Мы публикуем документ от Министерства Образования и Науки РФ, который рекомендован к использованию в детских садах:

Средняя группа (4 - 5 лет). Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по освоению Основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно быть ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей.

В Перечне представлены не конкретные названия, а прежде всего, общая номенклатура объектов и средств учебно-материального обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности дошкольных образовательных учреждений. Количество объектов учебно-материального обеспечения приводится в требованиях в расчете на одну возрастную группу детей дошкольного возраста наполняемостью не более 25 детей. Департамент общего образования рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучения и содержания (присмотра и ухода) ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем Основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Заместитель директора Департамента С. М. БРЫЗГАЛОВА.

Пользуясь информацией из этого списка наши специалисты под берут необходимое игровое обеспечение для вашего детского сада и любого другого дошкольного учреждения. Мы предложим вам интересные и познавательные решения по каждому пункту данного списка!

Направ ления развития ребенка

Наименование оборудования

Количес-тво на группу

Тип оборудования

Познавательно-речевое развитие

Напольная пирамида высотой не менее 90 см из 18 крупных элементов попарно повторяющихся разных размеров 4 основных цветов

Объекты для исследования в действии

Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугольными элементами

Сортировщик с группами стрежней на общей основе и соответствующими цифрами и элементами для нанизывания соответствующих цветов, конфигурации и количеством отверстий

Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением, совпадающим по форме с отверстиями

Набор из круглой основы и фигурных элементов с возможностью устанавливать их на основе или друг на друге в различных комбинациях.

Набор из основы и вкладышей сложной формы, образованной наложением двух геометрических фигур друг на друга

Шнуровки различного уровня сложности

Набор объемных вкладышей по принципу матрешки

Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним элементами

Набор деревянных блоков с комбинированием окраски и озвучивания

Набор блоков с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением

Доска с прорезями для перемещения подвижных элементов к установленной в задании цели

Деревянная основа с повторяющимися образцами с различной текстурой

Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 4 основных цветов с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно

Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 8 цветов (основные и дополнительные) с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно

Логические блоки правильных геометрических форм

Игровой модуль-конструктор для действий с песком и водой

Познавательно-речевое развитие

Набор разрезных фруктов

Объекты для исследования в действии

Набор разрезных овощей

Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей

Набор прозрачных кубиков с цветными диагональными вставками со схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве

Набор прозрачных кубиков различных цветов для построения объемных конструкций с эффектом смешивания цветов.

Набор кубиков с линейными и двухмерными графическими элементами на гранях для составления узоров по схемам

Набор двухцветных кубиков с широкой полосой контрастного цвета по диагонали на каждой грани для составления узоров по схемам

Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве

Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

12.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные организации, осуществляется на основании медицинского заключения, выданного в установленном порядке.

12.2. Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети и дети, или с подозрением на заболевание, в дошкольные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение.

12.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

12.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5-6 часов, до 3-х лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12.5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.

12.6. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

12.7. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12, 5 часов, из которых 2, 0 - 2, 5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1, 5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3, 5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1, 5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

12.8. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

12.10. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех.

12.11. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

12.12. Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

12.13. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

12.14. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).

12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

12.16. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т. п.

12.17. Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

12.18. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

12.19. В середине года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин. , в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

XIII. Требования к организации физического воспитания

13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий рекомендуется использовать стол высотой - 72-75 см, шириной - 80 см, длиной - 90-100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей, представлена в таблице 3.

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

7.8 Групповые ячейки для детей ясельного (раннего) возраста (до 3 лет) должны иметь самостоятельный вход с участка.

Общий вход допускается предусматривать не более чем для четырех групповых ячеек для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

7.9 При входах в группы для детей ясельного возраста рекомендуется предусматривать помещение колясочных для хранения колясок и санок с устройством пандуса.

При общих входах в дошкольные группы предусматриваются помещения для хранения санок, велосипедов, лыж и игрушек, используемых на участке.

7.10 При главном входе в ДОУ предусматривается вестибюль-холл площадью не менее 18,0 м2 в зависимости от вместимости ДОУ, с удобной короткой связью с административными и медицинскими помещениями. Кроме того, предусматривается туалет для пользования детьми во время нахождения на участке.

Холл используется для ожидания родителями детей, устройства выставок рисунков детей и размещения информации.

7.11 Для обеспечения доступности зданий ДОУ родителями, относящимися к маломобильным группам населения, в том числе инвалидами на колясках, по заданию на проектирование могут быть предусмотрены следующие мероприятия в соответствии с требованиями СНиП 35-01:

4) обеспечение соответствия нормам входов и пути движения до помещений, посещаемых родителями (залы для физкультурных и музыкальных занятий).

7.12 Групповые ячейки в ДОУ, как правило, предусматриваются универсальными по принципу групповой изоляции.

Групповые ячейки являются местом основного пребывания детей каждой детской группы, где детям обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление, организация детских игр, питание и дневной сон (в круглосуточных ДОУ и ночной сон).

- для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалетная, дополнительные помещения.

Для малокомплектных групповых ячеек состав и площади помещений следует принимать по СНиП 31-06 (таблица 4.1)

7.14 В универсальных групповых ячейках площадь раздевальной (приемной) должна составлять не менее 18,0 м2.

7.15 В приемной для детей ясельного возраста, при наличии детей до 1 года, планировочно выделяется место для кормящих матерей.

7.17 Площадь помещения групповой должна составлять не менее 50,0 м2. Помещение групповой рекомендуется разделять с помощью оборудования на игровые зоны, зоны занятий и приема пищи в виде полузамкнутых пространств.

7.18 Помещение групповой должно быть решено в виде единого пространства, без выступов и поворотов для удобства его обзора воспитателем. В групповых встроенных и встроено-пристроенных ДОУ опорные элементы для вышележащих помещений рекомендуется предусматривать в виде колонн, которые не препятствуют обзору помещения воспитателем.

7.19 Групповая должна быть функционально связана со всеми остальными помещениями групповой ячейки - с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной.

7.20 Площадь спальни должна быть не менее 50,0 м2. Спальни оборудуются индивидуальными детскими кроватями.

7.21 При наличии в ясельной группе детей до 1 года в спальне для них выделяется зона, отделенная от остального помещения остекленной раздвижной перегородкой.

В групповых ячейках для детей от 4 до 7 лет туалетные предусматриваются раздельными для мальчиков и девочек с закрывающимися кабинами без запоров и с общей умывальной.

При отсутствии комнаты персонала с душевой и туалетом, на площади туалетной предусматриваются закрытые санитарные кабины для персонала с входом из туалетной или из коридора.

7.23 Буфетная предназначается для подготовки к раздаче пищи, поступающей из пищеблока, для мытья и хранения столовой посуды.

Буфетные должны иметь вход из коридора и кратчайшие связи с раздаточной пищеблока или со специальным подъемником (при расположении групповых ячеек на втором или третьем этажах).

Площадь буфетной должна быть не менее 3,8 м2, при этом длина фронта размещения технологического оборудования должна составлять не менее 2,2 м.

7.24 Состав и площади помещений универсальных групповых ячеек ДОУ, в том числе рекомендуемые дополнительные помещения и элементы, приведены в приложении А, таблицы А.1-А.5

7.25 В ДОУ, независимо от вместимости, предусматриваются специализированные помещения для работы с детьми:

Читайте также: