Как играют с игрушечными животными

Обновлено: 25.04.2024

Игры в животных и с игрушечными животными в детском саду для детей 3-4 лет

Игра-ситуация «Ежик и котик»

Методика проведения. Воспитатель проводит инсценировку с помощью кукол бибабо.

Воспитатель. Жили-были котик и ежик. Они жили на даче и не знали друг друга. Однажды они встретились.

Котик. Я —котик. Мяу! А ты кто?

Ежик. Я —ежик. Давай дружить.

Котик. А ты не будешь драться?

Ежик. Это еще почему?

Котик. Да у тебя, ежик, шубка колючая. Дотронешься — брр! — и сразу уколешься. А вот у меня шубка мягкая, блестящая, красивая, гладкая!

Ежик. Я свои иголки выпускаю только на врагов. Идет волк —я свернусь клубочком, иголки выставлю — берегись, волк. И волк убегает. А вот у тебя когти на лапках острые.

Котик. И я когти на друзей не выпускаю.

Ежик. Так давай дружить!

Котик. Давай. А что мы будем делать?

Ежик. Будем друг к другу в гости ходить.

Котик. В гости? А где ты живешь?

Ежик. Я живу в норке, под деревом. Там мой дом. А ты где?

Котик. А я в доме, на кресле сплю.

Ежик. Пойдем ко мне, я тебя буду молоком угощать.

Котик. Молоком? А разве ежики пьют молоко? Я очень люблю молочко —оно такое вкусное. Все кошки его пьют.

Ежик. И мы, ежи, тоже пьем молоко.

Котик. Побежим пить молочко?

Ежик. Не спеши, котик. У тебя лапки длинные, ты бежишь быстро, прыгаешь далеко, а у меня лапки короткие, я не умею быстро бегать.

Котик. Я быстро не побегу, тебя подожду, ведь ты мой друг.

Ежик. Хорошо, когда есть друзья. Бежим. (Игрушки убегают.)

После инсценировки воспитатель предлагает детям поиграть в котиков и ежиков. Под соответствующую музыку дети проводят импровизации на тему «котик и ежик».

Игра-ситуация «Цыпленок и щенок»

Методика проведения. Воспитатель поводит инсценировку при помощи театра игрушки. Дети приобщаются к диалогу.

Воспитатель. Цыпленок гулял по двору. Он недавно вылупился из яйца и никого вокруг не знал. Это была его первая прогулка. Вдруг цыпленок увидел перед собой страшного зверя, большого и лохматого. «Кто это?» — подумал цыпленок и испугался. Щенок тоже никогда не видел цыплят, но цыпленка он, конечно, не испугался.

Цыпленок. Я — цыпленок, а ты кто?

Щенок. Я —щенок. Гав! Что ты умеешь делать?

Цыпленок. Я умею пищать: пи-пи-пи! А ты что умеешь делать?

Щенок. А я умею подавать голос: гав-гав! Я так лаю, когда идет кто-то чужой. Я —хороший сторож. Я люблю сторожить.

Цыпленок. А что ты сторожишь?

Щенок. Я сторожу то, что мне велят сторожить мои хозяева. Дом сторожу, сарай. А ты умеешь сторожить?

Цыпленок. Нет. Мне нечего сторожить. Зато я умею клевать червячков. А ты любишь червячков? На, попробуй. (Дает щенку червяка.)

Щенок. Фу, как ты можешь есть червяков? Они такие не вкусные. Лучше попробуй мясную косточку.

Цыпленок (клюет). Нет, мне ее не склевать. Она твердая, большая. Червячки лучше.

Щенок. А как мы будем дружить?

Цыпленок. Будем вместе гулять во дворе, на солнышке греться.

Воспитатель. Так они и дружили. Цыпленок клевал червячков, громко пищал: «Пи-пи-пи!» Щенок искал вкусную косточку и радостно лаял: «Гав-гав!» Поев, они ложились на травку и грелись на солнышке. Они были такие разные, но никогда не ссорились.

После инсценировки воспитатель предлагает детям поиграть в щенков и цыплят. Затем оставляет игрушки в распоряжении ребят для самостоятельной игры.

Игра-ситуация «Поросенок потерялся»

Методика проведения. Дети самостоятельно играют с игрушками. Воспитатель в роли хозяйки подходит к детям и спрашивает, не видели ли они поросенка Борьку. Он потерялся, когда она открывала загон для поросят. Все поросята на месте, а Борьки нет. Воспитатель ищет, зовет поросенка и просит детей ей помочь. Рассказывает, какой это умный поросенок, что он любит есть.

Воспитатель проводит игру-импровизацию.

Воспитатель.

У хозяйки на дворе поросенок жил, (Дети-поросята бегают по двору.)

И хозяюшку свою очень он любил.

Позовет она его, принесет поесть, (Хозяйка обращается к поросенку.)

— Хрю-хрю-хрю, я, хозяйка, здесь! (Поросенок выходит в круг.)

У хозяйки на дворе много поросят, (Поросята бегают по двору.)

У корытца каждый день в ряд они стоят. (Поросята выстраиваются в ряд.)

Позовет хозяйка их, принесет поесть,

— Хрю-хрю-хрю, мы, хозяйка, здесь! (Поросята отзываются.)

Все вместе находят поросенка (игрушку) в экологическом уголке и зовут его: «Борька, иди сюда, мы поесть принесли». Воспитатель от имени поросенка сообщает, что он хочет узнать, что ему приготовили дети. Если еда ему понравится, то он выйдет. Воспитатель побуждает детей приготовить специально для поросенка вкусную еду. Дети готовят поросенку похлебку из картошки, моркови, лука и репы. Воспитатель поощряет использование детьми предметов-заместителей. Поросенок убеждается в том, что еда вкусная и вылезает из укрытия. Дети гладят его, говорят добрые слова. Воспитатель от имени поросенка благодарит детей. Поросенок уходит в свой загончик.

Игра-ситуация «Поможем зайке»

Методика проведения. Воспитатель приглашает детей в лес, в гости к зайцам. Зайки часто спасаются от врагов, они очень осторожны и боятся непрошенных гостей. Но что-то случилось, и зайки прислали детям телеграмму: «Дорогие ребята, приезжайте, мы очень голодаем. Зимой стало нечего кушать. Помогите нам. Зайки». Воспитатель спрашивает у детей, что делать, и все вместе решают поехать в лес и помочь бедным зайкам. Воспитатель узнает у ребят, можно ли зайкам помочь. Дети предлагают привезти с собой еду: морковь, капусту. Воспитатель спрашивает у детей: «Кому еще из обитателей леса в морозы голодно?» Побуждает детей взять корм для птичек. Проводятся сборы в дорогу: собирают пакеты с едой для зайцев и для птиц.

В конце проводится игра «Зайка». Дети выбирают «зайку» и отражают в движении содержание стихотворения.

У вас дома наверняка живёт множество симпатичных мягких игрушек. Если вы устраиваете детский праздник (вечеринку, день рождения), вы можете устроить очень весёлые игры со своим запасом плюшевых игрушек. Пусть они поработают на вас и повеселят детей, а не просто сидят на полке или на диване! Такие игры очень нравятся детям (а у вас возникает повод купить новые мягкие игрушки, раз они оказываются такими полезными, а не просто собирают пыль!).

Итак, 12 лучших игр для вечеринки, главными героями которых выступают мягкие игрушки!

1. Вечеринка на вечеринке

Плюшевые животные могут выступать в роли друзей, приглашённых на вечеринку. Устраивайте чаепития, наряжайте их в кукольную одежду, играйте с ними в разные игры.

2. Спасение животных


Поместите всех животных в корзину (спасательное убежище) со знаком, который говорит: Спасите меня . Сделайте им всем карточки или блокнотики, свидетельства об усыновлении, которые дети могут заполнить именами, названием животного и какими-либо фактами, а также обещанием заботиться о своём спасенном животном.

Используйте штампы или наклейки, чтобы добавить печать одобрено , когда вы берёте какое-либо животное в дом.

Так вы можете либо просто поиграть, либо раздать приглашённым гостям игрушки в качестве призов, чтобы они могли их забрать с собой домой.

3. Найдите пятнистого щенка

Может быть, у вас нет игрушечного пятнистого щенка. Это нормально; вы можете назвать свою игру Найти чёрную кошку, фиолетового жирафа или. вы поняли идею. Подберите одну плюшевую зверушку, которая отличается от остальных, спрячьте её где-нибудь. Спрячьте и другие мягкие игрушки. Установите таймер, пусть дети ищут указанную игрушку. Они могут собирать и другие игрушки, но выиграют только тогда, когда будет найден конкретный плюшевый друг.




4. Музыкальные стулья

Игра в музыкальные стулья проста и всем знакома. В данном случае дети должны во время игры держать своих плюшевых животных в руках. Всякий раз, когда музыка останавливается, вместо того, чтобы самому сесть на стул, они должны посадить на стулья своих животных. Так же, как и в традиционной игре, игрок, чьё животное осталось без стула, выходит из игры.

5. Угадай животное


Поместите все игрушки в виде животных в большую корзину. Установите корзину за диваном или в отдельной комнате.

По очереди игроки должны подойти к корзине, закрыть глаза и наугад вытащить животное. Затем они должны вернуться в группу и действовать так, как это животное (не разговаривая), пока кто-то не догадается, что за животное они показывают.

6. Спасение животных

Разделите детей на две команды и поделите пополам мягкие игрушки. Поместите животных в затруднительное положение, из которого они должны быть спасены (котёнок на дереве, если вы устроили вечеринку во дворе, медведь застрял в заборе, свинья застряла между диванными подушками и т. д.). Каждая команда должна спасти такое же количество животных, как и другая команда. Первая команда, которая успеет спасти всех быстрее, выигрывает.



Этих бедных медведей действительно хочется спасти!

7. Гонки с игрушками


Разделите игроков на две команды. Пусть они встанут в очередь за линией старта.

Поместите две груды плюшевых животных (равное количество) примерно в 5-10 метрах от стартовой линии. Когда вы кричите: Вперёд! , первые игроки в каждой линии должны подбежать к своей кучке, схватить игрушку и бежать обратно, зажав её между колен, не роняя. Когда они возвращаются, бегут вторые игроки. Игра продолжается, пока все животные не будут собраны.

Побеждает первая команда, которая финиширует.

8. Угадай, что ты вытащил!

Все мягкие игрушки отправляем в большой пакет/мешок. Один за другим, с завязанными глазами, игроки запускают руку в мешок, чтобы вытащить животное. У них есть одна минута, чтобы ощупать плюшевую игрушку и угадать, какое это животное.

9. Перекидывания

Пусть гости вечеринки встанут по кругу. Возьмите одну из игрушек и бросьте её в воздух (посередине круга). Игроки должны держать игрушку в воздухе, отбивая / бросая друг другу. Когда животное падает на пол, игрок, который бросил его (или игрок, к котором игрушка приземляется ближе всего), выходит из игры.



Волк Забивака (символ Чемпионата Мира по футболу 2018).

10. Показ мод

Подходит для тех, у кого есть подходящая для плюшевых игрушек кукольная одежда (и много!). Идеальная игра для девичьей вечеринки.

Итак, играем с коллекцией кукольной одежды и аксессуаров. Пусть дети одевают своих животных, а затем устраивают показ мод. Приготовьте небольшие призы. Убедитесь, что у вас есть достаточно категорий для показа мод (лучший костюм, лучшее цветовое решение, самые оригинальные аксессуары, и т. п.), чтобы каждый ребёнок смог выиграть приз.


11. Найди своего друга!

Это игра для вечеринок, на которую дети принесли с собой каждый свою собственную плюшевую игрушку. Соберите всех животных в кучу. С завязанными глазами игроки ощупывают игрушки в куче. Кто сможет быстрее всех найти свою собственную игрушку?

12. Получаем призы


Хаски от Hansa: для тех, кто мечтает о реальной собаке.
Если вы приготовили множество небольших игрушек в подарок гостям вечеринки, подарить их можно не просто так, а оригинальным способом.

Пронумеруйте все подарочные игрушки, а затем нарисуйте квадраты на полу/асфальте (на полу в комнате можно использовать цветной скотч), располагая их по кругу. Пронумеруйте квадраты так, чтобы их номера соответствовали номерам игрушек. Если квадратов много, часть может остаться пустыми, пусть призы будут не на всех. Включайте музыку, пусть дети ходят по кругу, наступая на квадраты. Когда музыка останавливается, тот, кто оказался на пронумерованном квадрате, выигрывает соответствующую игрушку. Они после этого могут выходить из игры. Те же, кто оказался на квадратах-пустышках, ждут следующего захода, чтобы каждый ребёнок в итоге получил свой приз.

И помните — мягкие игрушки действительно помогают детям знакомиться с реальными животными, они становятся любимыми друзьями, о которых так приятно заботиться и с которыми, оказывается, можно так весело играть!

Пластмассовые и деревянные фигурки животных являются отличным источником бесконечной радости для маленьких детей, чьи умы настолько творческие, что взрослым и не снилось. Нужно только пробудить воображение ребёнка, если оно ещё не проснулось, и мир вокруг преобразится.

Игрушечные животные — отличный инструмент для обучения детей. Узнайте всё о мире животных, их местообитаниях. Также это сенсорная и математическая игра.


Детские миры наполнены животными, как живыми, так и представляемыми (в картинках, сказках и рассказах, персонажах и игрушках). Это делает животных популярной игровой темой для малышей. Лучшее, что вы можете сделать — хотя бы иногда выезжать на природу или в зоопарк, чтобы ребёнок мог познакомиться с самыми настоящими животными, увидеть, услышать, почувствовать их. В остальное же время к вашим услугам — игрушки.

Здесь мы собрали лучшие 20+ способов, чтобы ваш ребёнок играл с фигурками по-настоящему творческими способами.

Итак, более 20 самых интересных способов играть с фигурками животных.

1. Оставьте следы динозавра или других животных в игровом тесте: лапы фигурок отлично печатают следы!


2. Сортировка. Сортируйте животных по разным типам: сельскохозяйственных и несельскохозяйственных, млекопитающих и насекомых, для детей постарше — по ареалам обитания.



Семейки животных Sylvanian Families.

3. Фигурки — способ помочь ребёнку узнать звуки животных и где они живут.


4. Прочитайте сказку "Три поросёнка", а затем весело проведите время, строя различные домики для поросят.


5. Если у вас есть карточки или фото животных, играйте в игру, сопоставляя карточку и фигурку. Отличная деятельность для изучения и распознавания животных!



6. Изучайте, что едят животные. Учитесь отделять хищников от травоядных.



Иллюстрация из детской книги.

7. Играйте в математические игры с фигурками, и у ребёнка появится практика подсчёта количества предметов в весёлой форме, с использованием животных и других мелких предметов. Считайте туда и обратно.


8. Творческий мир: сделайте своими руками красивый игровой мир, мини-ферму, зоопарк, придумайте мини-деревья и пруды, травы. Мастерите сёдла и попоны фигуркам лошадей. Ваши фигурки животных обретут целый новый мир, а вы — множество творческих игр.



9. Заморозьте в морозилке в большой форме гигантский кубик льда с фигурками внутри, и выручайте из него пластиковых животных. Особенно наглядно так замораживать фигурки, например, мамонтов.



Настоящий жук в акриловой сфере, коллекция-партворк.

10. Возьмите гуашевые краски и фигурки, окрашивайте фигурки, а потом смывайте краску.


11. Сделайте мини-террариумы и поместите каждое животное в свою собственную среду обитания.


12. Вытаскивайте из мешка фигурки по одной, и пусть ребёнок их называет.


13. Пробуйте определить животных на ощупь в мешке, а потом вынимайте и смотрите, угадали вы, или нет. Также можно угадывать животных по фрагменту картинки, закрыв остальную часть рукой или листом бумаги.


14. Постройте из кубиков зоопарк с вольерами и распределите животных, размышляя, каких животных можно посадить в один вольер, а каких нельзя, и почему.


15. Играйте на солнце, чтобы узнать всё о тенях, делайте теневые рисунки, чтобы увидеть, как свет меняет форму и длину тени каждой фигурки.


16. Рисуйте и лепите животных, фигурки которых у вас есть.


17. Притворяйтесь животным, двигаясь, как двигается оно, издавайте характерные звуки. Это помогает развить осознание тела, создаёт двигательные навыки и может помочь с саморегуляцией (способность управлять чувствами, поведением). Притворяться животными полезно, это может помочь с развитием моторики, балансом и пониманием тела в пространстве (учитесь топать как слон, скакать как лягушка, скользить как змейка, и т. д.).


18. Изучайте части тела разных животных, находите похожие признаки и отличия.


19. Принесите песок в тазике и расположите животных "в пустыне", другой тазик может стать океаном для водных животных, пучки мха и травы, веточек — полями и лесами.


20. Придумывайте истории с животными (по мотивам сказок и совершенно новые), развивайте языковые навыки.



Иллюстрация из детской книги.

21. Изучайте названия животных на английском языке (можно и на других языках). Читайте самые простые детские стихи на иностранном языке с участием животных.


22. Заведите игрушечное животное и научись ухаживать за ним. Изучите всё о конкретном животном (которое особенно нравится ребёнку), представив, что вы смогли его завести.



Животные севера и юга, энциклопедии от МИФа (подробнее).

23. Собирайте нестандартных животных, например, в виде машинок, устраивайте фэнтези-игры.



Машинки Hot Wheels.

24. Также можно собирать марки, открытки с животными. Это обучение классификации, аккуратности, изучение окружающего мира.


25. Летом отправляйтесь на рыбалку или на прогулку в лес, наблюдая за птицами и другими животными.


26. Оформите сад фигурками животных, подобрав то, что вам нравится, в садовом декоре. Научитесь мастерить кормушки для птиц для своего сада.


Ролевые игры

Игра с животными — одна из ролевых игр, и её можно дополнить и другими.


Реквизит для игр, который нужно иметь дома: чайные наборы, кухонные принадлежности, игрушечная мебель, детская кухня, игрушечные пищевые продукты, кассовый аппарат, пустые контейнеры, кукольные дома, телефон, маски, карнавальные костюмы, игрушечные деньги, кошельки и сумки, магазин, инструменты, набор доктора, игрушечные животные, настольные и строительные игрушки, головоломки, книги-активити, всё для рисования.

Сегодня я хочу рассказать об одной из самых востребованных игрушек - фигурки животных.

Играя с животными ребенок отлично запоминает их названия и отличительные признаки.

Игры с животными:

✔Игра с карточками - сопоставить изображение на карточке с объемной фигуркой.

✔ Фигурки можно считать.

✔ Игра-сортировка- необходимо рассортировать животных по какому-либо признаку - дикие/домашние, хищники/травоядные, дневные/ночные.

✔ Расставляем по порядку - найти самого большого и самого маленького, а потом выстроить животных по росту.

✔ Находим сходства и отличия.

Например, у оленя и барана есть рожки, а у лошади и свиньи есть копыта.
Сравнить чем отличаются африканский и индийский слон,
белый и бурый медведь.

✔ Мяукаем, блеем, кукарекаем и лаем со всеми по очереди.

✔ Все знают, как говорит собака или кошка.
Но как говорит заяц или верблюд - ребенку наверняка будет интересно это узнать.

✔ Учим животных и их детенышей.

✔ Выстраиваем в ряд “мам”, которые потеряли своих деток.
И просим малыша помочь - к кошке поставить котенка, а к львице - львенка.

✔ Находим лишнего в ряду - например, 4 домашних животных и один морской обитатель – кто лишний?

✔ Кладем несколько животных в мешочек и находим определенное на ощупь.

✔ Строим или рисуем домики для животных и вспоминаем, кто чем питается.

✔ Игра - спасение изо льда - заморозим животных в формочках для льда - ребенку нужно освободить при помощи стакана с теплой водой и ложки. Это займет ребенка надолго!

✔ Купание с животными. Думаете им не надо мыться. Еще как надо!! Набираем в таз теплой воды - даем мочалку, мыло, щетки!

А в ванной интересно разместить подводный мир, с морскими обитателями.
Добавить камешки или ракушки, игрушечный кораблик или подводную лодку,
которая отправится в путешествие и будет изучать морских обитателей и их повадки.

✔ География - расположить животных на карте по месту их обитания.

✔ Выстраивать логические последовательности - выстраиваем в ряд 2 домашних животных, 2 диких и еще одного домашнего животного. Какое животное должно завершить ряд – домашнее или дикое?

✔ Игра «Кто пропал?»: выстраиваем в ряд несколько фигурок. Ребенок закрывает глаза, одну (или несколько фигурок) убираем. Ребенок должен ответить, кто пропал.

Развитие игровой деятельности в первой младшей группе.

ВложениеРазмер
igrovaya_deyatelnost.docx 25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности

в первой младшей группе детского сада.

Игровая деятельность в детском саду — это форма общественной жизни малыша, которая:

  • определяет направление его физического, психологического, интеллектуального роста;
  • формирует волевые, нравственные качества личности;
  • помогает раскрыть творческие способности.

По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2–3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы,водителя, доктора. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем («Коля везет машинку»), то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает («Я – водитель»).

Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить – укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед – кормить – укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и ее подружек – самостоятельно сервировать стол – кормить всех кукол – укладывать их спать под колыбельную).

Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» – в этом случае ребенок ищет решение сам.

Одна игровая задача может решаться разными способами. Например, воспитатель сообщает: «Маша, твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу, поставленную перед ребенком, можно решить, показывая и (или) называя игровое действие: «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки («сыночка», «дочки», лисички) напоить его молоком, приготовить постель, рубашку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:

а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов(листок используется как тарелка, шляпка; кружочек – как монета, блюдце);

б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением (например, воспитатель берет брусочек и говорит: «Возьму мыло, вымою руки»);

в) используется несколько заместителей;

г) используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель показывает ребенку новые обобщенные способы решения игровых задач.

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.

Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Кто встречает твой самолет?», «Что кукла будет делать, когда поспит?» и др. Для развития умения действовать с воображаемыми предметами, осуществлять воображаемые действия педагог по ходу игры задает вопросы, способствующие возникновению ощущения условности ситуации: «Не слишком ли горячий суп у куклы?», «На большой скороводе котлеты или картошка?», «У твоего зайки красное горлышко?» и т. д.

Исследователи предостерегают педагогов от излишней заорганизованности игры, навязывания своей воли, постоянного применения только образцов (действий, сюжетов) –все это сковывает свободу ребенка, делает игру скучным делом, превращает ее в занятие.

Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.

Н. Я. Михайленко одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, персонажами, ролями), развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом – знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.

Постепенно малыши все больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пациента), так и главные (например, роль доктора), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.

Прием подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает. «Оживление» игры возможно путем присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не разрушая атмосферу необязательности, нерегламентированной и свободы игры.

Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прокатывание мячей, тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, автомобили, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.). Воспитатель периодически изменяет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки), следит за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику (например, для «игры в парикмахерскую» – зеркало, ножницы, расческа, накидки, парфюмерные наборы и т. д.).

Исследователи считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, автомобилями.

Р. И. Жуковская считает, что кукольный уголок – это «не хранилище безымянных кукол, а местожительство" дружной кукольной семьи». Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Каждая кукла для ребенка имеет свои черты: имя, лицо, характер. Это побуждает малыша заботиться об игровом уголке, наводить в нем порядок.

В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов-заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.

Тематика игровых действий и сюжетов, которые ребенок использует в игре;

• игры с автомобилями и другим транспортом;

• игры с игрушечными животными;

• игры со строительным материалом;

• игры в больницу;

• игры в мастерскую;

• игры в парикмахерскую;

Некоторые сюжеты, например, «игры с куклами» дети 2–3 лет используют очень часто;

другие, например, «игры в мастерскую», ребята только осваивают. В «играх с куклами» игровые действия отражают повседневный опыт ребенка, поэтому такие игры-ситуации имеют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен – здесь имеют место действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед.

По мнению С. Н. Теплюк, задача взрослого состоит в том, чтобы поддержать инициативу каждого ребенка, развить его любознательность, ведь на прогулке малыш попадает в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду; он активно воспринимает, внимательно слушает. Этому способствуют вопросы, которые ставит воспитатель в процессе общения с малышом.

В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.

1.Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

3.Играя с детьми, помогать им, адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

4.Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

5.Формировать у детей умения, необходимые для игры: предметные действия «понарошку».

6.Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику.

7.Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (игрушечный руль, за настоящий; стулья стоящие в два ряда – автобус; игрушечные деньги и билеты, за настоящие и т. д.).

8. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

9.Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

1.Развитие игровой деятельности. Система работы с детьми 2-3 лет. Губанова Н.Ф.

Читайте также: