Как играют взрослые в детские игрушки

Обновлено: 08.05.2024

АНТИИГРУШКА – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушки могут являться известными брендами, они даже могут быть изготовлены из качественных материалов, но для детей они крайне вредны и опасны.

Кукла-вампир в гробу. Очень известный бренд. Депутаты Госдумы хотели наложить запрет на поступление подобных игрушек в Россию

Кукла-вампир в гробу. Очень известный бренд. Депутаты Госдумы хотели наложить запрет на поступление подобных игрушек в Россию

Основные характеристики антиигрушки:

2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Виды антиигрушек

Монстры - по определению это - "чудовища", поэтому и антиигрушки этого вида могут легко напугать детей. Играть с ними как-то не хочется.

Трансформеры - это роботы, превращающиеся то в автомобиль, то в самолёт.

Следует отметить, что раньше роботы были больше похожи на людей (робот - это и есть модель человека), но теперь они становятся всё ближе к монстрам. На них появляется всё больше шипов, пластин, оружия; их вид становится всё более агрессивным.

Страшные куклы - их внешний вид вызывает негативные эмоции: страха, брезгливости, иногда жалости. Этих кукол не хочется прижимать к себе, укладывать спать рядом, на них и смотреть-то страшно.

Куклы с гробами относятся к этому же виду антиигрушек.

►►► Иногда кукол Реборн относят к этому же виду. читайте о них:

Куклы Reborn, пугающие своей схожестью с младенцами

Асоциальные игрушки - незаметно переворачивают формирующиеся нравственные нормы у детей, способствуют растлению детского сознания.

Существует целая серия игрушек, носящая название "Неприличные мишки", в которой любимые детьми животные изображаются как весьма "озабоченные" создания. Причем, среди них есть "Немного неприличные мишки" и "Совсем неприличные". )))

Подумайте только: для кого дано пояснение к игрушке "Медсестра Нурси"?

"Обаятельная и сексапильная Нурси обожает свою работу. В отличие от своих коллег, она с радостью берется за любое дело, насколько бы деликатным оно не было. Причем, чем глубже ваша проблема, тем охотней с ней будет справляться неутомимая Нурси. Возможно, это ее даже возбуждает…"

Что уж говорить о Барби, если в некоторых наборах из огромной серии об этой кукле, детям раскрываются тайны супружеской жизни. /разместить не могу, просто стыдно. Вдруг ваши дети смотрят?/

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Ни одним краем души не могу воспринять игрушки, изображающие фекалии. Размещать фото игрушек на эту тему даже не хочется. Хотя, например, в Корее большим спросом пользуется "Пукающая кукла" (при нажатии на живот куклы раздаётся характерный звук, и . запах тоже).

Кровожадные куклы - игрушки, пугающие ребёнка натуралистическим изображением травм, увечий, следов кровопролития.

Здесь можно вновь напомнить серию о "Неприличных мишках", некоторые из которых подвергаются кровопролитным средневековым пыткам.

Но зачем об этом знать детям?

Да ведь это не игрушечный мишка - это модифицированный средневековый пыточный механизм "Нюрнбергская дева"! Беднягу помещали в саркофаг, где его тело протыкалось многочисленными шипами.

Да ведь это не игрушечный мишка - это модифицированный средневековый пыточный механизм "Нюрнбергская дева"! Беднягу помещали в саркофаг, где его тело протыкалось многочисленными шипами.

P.S. (от 16.03.21) содержание некоторых комментариев вынуждает остановиться на игрушках для взрослых (хотя это не является задачей данной статьи).

Жизнь показывает, что в обществе появилось много взрослых, играющих в игрушки. Интернет сообщает, что 10 % всех произведённых игрушек покупается взрослыми для себя (не для детей). Это - громадная цифра (я в неё не верю, надо побольше информации на эту тему).

Появилось даже понятие "кидалт" (от англ. kid — ребёнок, adult — взрослый), иначе говоря - "взрослый ребёнок".

Но сразу же вопрос: а взрослые в игрушки играют? Или они только коллекционируют их?

Определение: Игрушка - предмет для игры. Коллекционировать - не значит - играть, поэтому, даже игрушка станет антиигрушкой у коллекционера.

Далее: а само понятие "играть в игрушки" - можно отнести к взрослым?

Игра - "деятельность в воображаемой ситуации" (говоря компьютерным языком - "симулятор реальности").

Но дети играют именно потому, что им пока не доступна реальность : они "скачут" на воображаемом коне (палочке), потому что реальный конь им не доступен; "летают" на воображаемом самолёте, потому что лётчиками стать смогут лишь через пару десятков лет; пеленают кукол, потому что реальных детей заведут через.

Если перенестись в прошлое, вы наверняка увидите себя, прячущимся в самодельном шалаше среди сирени или забегающим попить к тем друзьям, у кого родители не загоняют домой. В детстве непримечательный двор в наших глазах становился местом сражений между казаками и разбойниками; супермаркетом, где за деньги-листья можно купить что угодно; и эпицентром вселенной со штабами на деревьях, войнушками и играми.

В месяц дворовых игр на 2х2 нам важно не только вспомнить «Зарницу» и «Царя горы», но и ответить на вопросы: что игры в нас формировали? Почему для них необходима хорошая площадка? Выходят ли сегодня ребята на улицу за новыми знакомствами и впечатлениями? Заменили ли онлайн-шутеры и файтинги привычные догонялки и салки? В этом тексте мы исследуем судьбу и историю дворовых игр. Айда с нами!

Иллюстрация: Катерина

Игра колоссальнее, чем мы можем себе представить

При погружении в детские воспоминания можно подумать, что игры во дворах — лишь вариант досуга без какого-то тайного смысла и значения. Полезный для здоровья? Безусловно, мы же играем на свежем воздухе. Интересный? Да, ведь вся площадка автоматически становится владением детей. Но на самом деле, игра — значительный пласт в истории человечества.

«Мы склонны впадать в убеждение, что игры — это часть культуры. И в этом есть определённый дисбаланс, ведь игра древнее, чем культура, — объясняет Александр Ветушинский, соавтор «Эпик файлов» на 2х2 и автор книги «Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре». — Современный способ говорить об игре был заложен ещё Йоханном Хёйзингой и не потерял актуальности: культуру можно рассматривать как продолжение игры. Общий её принцип — совокупность запретов, т.е. правил. Это мы и называем игрой: систему действий, повторяющихся во времени. И когда говорят, что игры — это эскапизм, что не очень хорошо, хочется напомнить, что в каком-то смысле так можно говорить и про проект культуры.

И по сути, игра оказывается клеем между природой и культурой, находится между нашим животным началом и человеческим. Понятно, откуда идёт этот скепсис по отношению к играм: мы живём в интеллектуальной культуре, где тон задаётся эволюционизмом. Он заставляет нас посмотреть на игру с точки зрения пользы. И игра важна, но именно детская, через неё ребёнок учится взаимодействовать с миром вокруг. Он охотится, любит и тратит деньги не по-настоящему, чтобы потом делать это всё в реальной жизни. Тут-то и начинается дискурс об инфантилизме: да, в детстве это хорошо, но если играет взрослый, то он не преодолел стадию детства. И в этом смысле игру сегодня нужно спасать». Что мы и стараемся делать, призывая всех выходить играть. Но во что?

Биография дворовых игр

Как мы выяснили, игры всегда были с нами — и русские народные не исключение. Ещё на раскопках в Великом Новгороде обнаружили шары, шахматные фигуры, детские луки и стрелы времён X-XIII в. Некоторые же игры отражали реалии прошлого: так «Казаки-разбойники» проецировали царскую Россию, где казаки охраняли мирное население от набегов разбойников.

Включаем машину ностальгии на полную мощность. Сегодня говорим о дворовой игре «Казаки-разбойники». Олды тут?

2х2.медиа Мария Масальцева

Известные же всем «Городки» пришли из Древней Руси: «Расстояния до фигур здесь — 13 и 6, 5 метров. А почему именно такие? Их придумали скоморохи, это хитрый и умный народ. Они ходили по ярмаркам, рисовали площадки, ставили фигуры и давали мужику палку. Он брал и бросал. Бросал, а бита летела шилом и не выбивала фигуры. Почему? Потому что бита делает оборот шесть метров. И если отойти ещё на полметра, она как раз не до конца развернётся и попадёт», — рассказывает 80-летний Валерий Целиков, который проводит турниры по «Городкам». Эту игру любили Пётр I и полководец Суворов: «Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск». Поэтому многие названия фигур — пушка, артиллерия — связаны с военной тематикой.

Иллюстрация: Катерина

XX век стал кульминацией дворовых игр: в 1928 году те же «Городки» включили в программу Всесоюзной спартакиады, «Зарница» с 1967 года официально считалась военно-спортивной игрой, а дворы 1980-1990 годов поголовно баловались игрой в ножички.

Названия некоторых игр отличались в зависимости от региона: «Кстати, салочки у нас называли петей, а салочки с предметом (т. е. сифа) — шкепой. Я до сих пор не могу найти других людей, которые бы так называли эту игру», — делится Саша Малько, выросшая в Приморском крае.

2х2.медиа Арина Пырина

Катапультирование в советский двор

Параллельно и само пространство двора становится местом некой свободы. Так, например, в советском Ленинграде бóльшая часть городских домов застраивалась по периметру, образуя внутри небольшое пространство (этакие дворы-колодцы). Оно и превращалось в место для стирки, сплетен на скамейках и, конечно же, игр. В коммунальных квартирах становилось слишком тесно по вечерам, когда родители приходили с работы, и дети часто перемещались во двор. К вынужденному «катапультированию» из дома добавилась и функция от властей в 1930-е годы: дворы должны были оберегать от травм на дороге и отвести от вандализма и хулиганства.

Советские пространства, с одной стороны, были максимально подстроены под человека того времени: «По рассказам родителей, искусству, литературе и кино, в советском дворе было место для всех. И это решалось не оборудованием, а тем, как были сформированы сообщества. Шахматные турниры, соревнования на турниках, общественный контроль в виде старшего поколения на лавочках, бытовая функция сушки белья, выбивание ковра. Дети и подростки самостоятельно исследовали относительно большие территории, что современные дети делать не могут, — объясняет архитектор, специалист по проектированию общественных и детских пространств, а также куратор мастерской «Драконопроект» Дарья Алексеенко. — С другой стороны, в советское время не было многих современных норм безопасности. Сегодня, например, просто невозможно поставить качели, на которых реально сделать „Солнышко“».

Иллюстрация: Катерина

Бонусы в дальнейшую жизнь

Но дворы были не просто пространством свободы для детей от взрослых — они превращались в настоящее поле для приобретения важных качеств. В исследовании А.Г. Жиляева и С.Н. Исламовой, опубликованном журналом «Вестник университета», говорилось, что дети спонтанно приобретали навыки общения, а сценарий игры уравнивал всех её участников — вне зависимости от их национальности и культурных особенностей. Так взращивалась толерантность к людям разных рас, идеологий и физических возможностей. Благодаря дворовым играм человек становился более гибким, открытым и подготовленным ко взрослой жизни. Открытые сценарии давали детям свободу устанавливать свои правила, менять ход игры под себя и вовлекать в игру всех вокруг.

2х2.медиа Наталья Лобачёва

Интересно то, что возможность поиграть, импровизировать и наслаждаться процессом, а не результатом (что особенно важно в современной гонке за карьерными успехами) доступна не только детям. Качества игры — её демократичность, открытость всем желающим и горизонтальность — не подвластны критерию возраста. Для игры достаточно желания и пространства — не так уж и много. Но пользуются ли такой роскошью сегодня?

Так куда уходит детство?

У дворовых игр сегодня, как у медузы Горгоны, несколько голов. Частично в них играют по канону, частично они привлекают более взрослую аудиторию, а частично вступают в отношения с технологиями. Рассмотрим каждый вариант.

Дань традициям

На некоторых площадках Москвы и Московской области сегодня можно поиграть в старые-добрые «Городки». Восьмидесятилетний Валерий Иванович Целиков, их организатор, настаивает: всем обязательно нужно попробовать сыграть. В школе он увлекался спортом, но травма, полученная во время ходьбы на лыжах, закрыла доступ к физическим нагрузкам. И тогда, в 1958 году, он открыл для себя «Городки».

«Мы начали заниматься с одним парнем с завода. Сначала рисовали на асфальте квадраты, обыкновенными палками бросали. Поехали впервые на соревнования в Орехово-Зуево, кажется. Над нами тогда смеялись, конечно, нас обыграли. Но это раззадорило. Мы увлеклись, построили отличную площадку: после нас в городе появилось пять или семь таких мест. Мы, городошники Домодедово, завоёвывали третьи места в Московской области. А Московская область больше, чем Франция!» — рассказывает Валерий Иванович в интервью 2х2.медиа.

Университет и работа в дальнейшем отодвинули игру на задний план: «Лет восемь назад, после пятидесятилетнего перерыва, я снова начал играть». Сегодня он проводит соревнования в районе Текстильщиков, в парке «Ёлочки» и в организации для трудновоспитуемых детей. Попасть на соревнования можно в праздничные дни: Валерий Иванович часто проводит их на День Победы, Масленицу и День города.

Целиков старается пробить игре дорогу в массы: он придумал настольную версию городков, которую показывал многим властям парков и территорий, где можно поиграть. «Меня постоянно прокатывали. Я доказывал, что эту игру нельзя сравнить с боулингом, дартсом, гольфом. Все они вместе взятые на порядок уступают по своим возможностям, интересу, интеллекту и азарту нашим русским „Городкам“. Иной раз я это доказывал, показывал настольную игру, но их не впечатлило. Я хотел получить деньги и построить площадку. Не получается».

На небольшие соревнования Целикова приходят дети, а взрослые стесняются присоединиться: «Просто-напросто не могут преодолеть самих себя. Хотя это всевозрастная игра».

Какие правила?

Этой осенью состоится большой фестиваль игры и игр «Какие правила?», который позволит вашему внутреннему ребёнку снова бегать, прыгать и импровизировать. Фонд V-A-C вместе с геймдизайнерами разрабатывает большой ивент: «Мы смотрим на дворовые игры не только как на ностальгию и историю, но и как на часть живой культуры, живой традиции. Мы „забираем“ у классических основные интересующие нас свойства и пытаемся представить, чем они могут быть сегодня», — рассказывает о цели фестиваля его сокураторка Катя Порутчик. Подробнее вместе с нашим куратором по играм Димой Весниным и продюсером 2х2.медиа Лёшей Абаниным они обсудили дворовые игры в новом выпуске подкаста «Ты кидалт»:

Катя также отмечает, что сегодня особенно важно выходить играть: «Нам всё труднее договориться с близкими в рамках прямого диалога — и на помощь приходит игра, инструмент, который с нами всегда. Я говорю о процессах, которые происходят не только внутри общества, но и внутри семей, между носителями культуры взрослых и культуры детей».

Игры с телефоном в руках

Дворовые игры — это живой организм, который меняется вместе со всем миром. В эпоху, когда телефоны прирастают к рукам, гаджеты оккупируют и дворовый досуг. Так, например, AR-игры достраивают в пространстве объекты, которые невидимы глазу. Тот же Pokémon Go требует выйти на улицу: «Моя подруга попросила зайти в игру ради бонусов от приглашённого друга. Я долго втягивалась. Но когда у меня появился первый вапреон по имени Валера, я загорелась. Теперь мы с ним ловим вместе покемонов, он приносит конфеты и подарки. Всем друзьям показываю Валеру. Особенно меня удивило, что после проигрыша мой аватар хлопает. И это сильно повлияло на меня, изменило состояние злости на доброе уважение моего оппонента», — рассказывает художница Шура.

И кажется, будто бы виртуальность нагло вытесняет реальные игры во дворах. Разобраться, так ли это, нам поможет история видеоигр. «Это стереотип, что виртуальный двор заменяет реальный, — объясняет Саша Ветушинский, — серьёзное заблуждение, ведь видеоигры никогда не противостояли телесным, потому что они выросли из настольных — в очень широком смысле этого слова. Это те игры, для реализации которых нужно специальное пространство, рядом с которым находится игрок. В реальных играх он „внутри магического круга“, настольные же разворачиваются перед ним. Теперь не он бегает, прыгает, борется — это делают за него специальные предметы на доске. По сути, действия делегируются фигурам на поверхности стола.

Рассказываем, почему мы с возрастом забываем про обычные игрушки, существует ли «внутренний ребёнок» и зачем вообще возвращаться к лего, куклам и киндерам.

2х2.медиа Наталья Лобачёва

Выходит, экран получает функцию стола. Для самых древних игр мы даже прикрепляли к нему специальные наклейки, потому что графики ещё не было. Клеишь, и тебе кажется, будто это теннисный корт. Но постепенно, к концу 70-х годов, экран становится окном в другую реальность. Потом в 1990-е уже открывается возможность посмотреть на мир игры глазами тех, кто в ней обитает. Мы пытаемся всё больше и больше оказаться по ту сторону, почувствовать телесно то пространство, что находится за экраном. И VR-технологии как раз максимально сокращают дистанцию между игроком и самой игрой».

По его мнению, игры вроде Pokémon Go — это зеркало VR-технологий, которое удваивает функции некоторых предметов. Раньше мы сами прибегали к этому: пол оставался полом, но одновременно превращался и в лаву. А зелёные листья становились главной валютой в пространстве игры.

Получается, мы делегируем функцию воображения играм с дополненной реальностью. Нам больше не нужно придумывать смыслы: за нас это уже сделали. Но если посмотреть на индустрию игр, мы видим, что сегодня она демократизируется и расширяется. Получается, всё больше людей оказываются вовлечёнными в процесс создания игр: «Значит, ни о каком конце воображения не может быть и речи. Люди продолжают придумывать, ведь они создают то, что потом потребляют другие», — подытоживает Ветушинский.

Где играть?

Когда мы разобрались с дворовыми играми и их форматами, важно определиться с местом для них. Сегодня площадка — это не просто локация, образующаяся в периметре домов. Это особое пространство, которое можно конструировать под запросы аудитории всех возрастов.

Всё больше в России появляется площадок, которые архитекторы создают вместе с детьми как с соавторами: «Мы верим в детей и считаем, что наши подходы растят ответственных, инициативных и включённых горожан», — делится Дарья Алексеенко. В течение последних пяти лет она курировала и вела множество программ «Драконопроекта»: это и стройка объекта «Живая площадка» на фестивале Архи Дни в Ясно Поле в 2017 году, где дети и их семьи создавали игровые пространства под свои запросы. Это и временный архитектурный объект Уюдинение в рамках МАРШroot в 2019 году. И разработанный вместе с детьми павильон «Дом веселья Разноцветнум» на Бауманской в 2016 году.

Кроме практики Дарья участвует и в разработках методических материалов, которые помогут создать удобное пространство: например, «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом», в составе «Драконопроекта» совместно с архитектурным бюро «Дружба» и МГПУ.

По словам Дарьи, общественные места должны разрабатываться вместе с их аудиторией: «Мы поддерживаем принцип „Ничего для нас без нас“. Таким образом, детское сообщество становится важнейшим источником знания о том, какие пространства нужны детям. Мэр Боготы, столицы Колумбии, Энрике Пеньялоса высказался, что дети являются своего рода лакмусовыми бумажками. Если построить хороший город для детей, он будет удобным для всех его жителей.

Но если вернуться от масштаба города к масштабу площадки, то успешными и востребованными будет игровые пространства для всех. В Москве только на одной детской площадке официально можно играть взрослым. Площадка „Салют“ в Парке Горького не имеет ограничений по возрасту. На остальных же прописано ограничение в 16 лет».

Если говорить про площадки, удобные как для детей, так и для взрослых, здесь Дарья считает что стоит делить их не по возрасту, а по сценарию:

Одинаково хочется тихо почитать в тени и бабушке, и внуку. Повисеть на турнике подросткам и взрослым. Поиграть в шахматы дедушке и студенту. Потрогать растения школьницам и уставшим взрослым. Не важен пол, не важен возраст. Важен сценарий.

Игры были и будут всегда. Их придумывали скоморохи, ими восхищались полководцы, в них с удовольствием играли мы сами в детстве. Двор давал нам свободу импровизации, территорию для знакомств и взращивания в себе толерантности к окружающим. Мы частенько забываем о том, что играть можно (и нужно!) в любом возрасте: пусть вам 6, 26 или 56 лет.

В сегодняшнем арсенале дворовых игр найдутся развлечения на любой вкус: хоть это классические «Городки», осенний фестиваль «Какие правила?» или возможность не отказываться от смартфона. А с появлением классно спроектированных площадок и само пространство двора становится слишком привлекательным, чтобы оставаться дома.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

«Доиграешься», «это тебе не игрушки», «игры кончились» — прислушайтесь. Эти устоявшиеся в языке выражения характеризуют детскую игру как что-то неважное, несерьезное, глупое. Такое общекультурное понимание игры сформировано с позиции взрослого. Но эта позиция не единственно возможная. О том, как понимают игру дети и почему ее не всегда понимают взрослые, как мы можем участвовать в играх, ничего не нарушая, и чему с помощью игры нас могут научить наши дети, сейчас и поговорим.

Два взгляда на игру: взрослый и детский

Взрослые живут, глядя в будущее. О будущем взрослый беспокоится и волнуется. Поэтому игра — процесс нелогичный, без ясной цели и значения — кажется взрослому человеку бессмысленной и неинтересной. Взрослый во всём хочет видеть возможность «стать», «уметь».

Детская позиция в игре (как, в общем-то, и в жизни) ориентирована на момент настоящего, на «здесь и сейчас». Дети видят во всём возможность «быть».

Эти две позиции — взрослая и детская — могут «встретиться» в рамках игры и быть сбалансированы так, чтобы право детей на свободу и самовыражение не нарушалось.

Детская позиция в игре

Игра для ребенка — выражение его свободы. Новая социология предлагает обратиться к самому ребенку, дать ему слово, посмотреть на жизнь его глазами. Нам следует перестать оценивать игру как «правильную» и «неправильную», «полезную» и «вредную». Все игры важны для ребенка одинаково.

Для нас, родителей, в таком отношении к детской игре есть несколько трудностей. Ведь игры непоследовательны, хаотичны, порой, агрессивны. Это шум и беспорядок. И мы часто заранее пытаемся ограничить то, что на самом деле не требует ограничений.

Что можно сделать

  • Определите безопасные границы: с чем и как можно играть, как долго, как громко, в каком месте дома или во дворе. Возможность следовать границам растет вместе с ребенком, главное — терпеливо и постепенно их устанавливать, обсуждая правила вместе с ним.
  • Наблюдайте за игрой, не оценивая, не организуя. При желании вмешаться и ограничить ход игры, прислушайтесь к собственным чувствам — какой страх стоит за этим желанием: остановить игру или подсказать другие варианты?
  • Относитесь к ребенку как к учителю, который покажет вам, что такое свобода и спонтанность, без мыслей о логичности и последствиях.

Навык присутствовать в моменте, быть «здесь и сейчас» пригодится не только в игре, но и в других обстоятельствах взрослой жизни.

  • Поищите своего внутреннего ребенка. Возможно, он скучает и хочет поучаствовать в игре на «детском» уровне.
  • Если расслабиться сложно, попробуйте подремать рядом с играющими детьми и прислушаться к своему воображению. Это своего рода трансовое состояние может оказаться для вас ресурсным.
  • Не стремитесь полюбить играть с детьми раз и навсегда. Всякий раз отмечайте для себя часы или даже минуты позитивного опыта без чувства вины за то, что в остальное время вы играть не хотите.

Взрослая позиция в игре

С точки зрения рационального, педагогического подхода (с позиции взрослого), ребенок — это не субъект, а объект. Его следует развивать, чтобы сделать из него «правильную» человеческую модель. А значит, не все активности детей служат развивающей цели. Эксперты-педагоги делят игры по степени важности, вносят иерархию и предлагают множество теоретических подходов. Нельзя сказать, что экспертный подход устарел. Многие техники важны и часто применяются дошкольными педагогами, а также родителями, которые предварительно прошли обучение основам.

Что можно сделать

  • Практиковать направленное наблюдение за игрой с целью выявления актуальных задач в жизни ребенка. Посмотрите, как дети играют: какие темы возникают чаще, как ребенок чувствует себя во время игры и проявляется в общении с другими детьми?
  • Участвовать в игре. Делать это можно несколькими способами:
    — Планировать и организовывать игру заранее, продумывая развитие необходимых навыков и способностей ребенка.
    — Повышать уровень игры, спонтанно и активно включаясь самому. Взрослый в данном случае показывает пример, предлагает варианты развития и усложнения сюжета, сотрудничает с ребенком и позволяет игре развернуться лучшим для ребенка образом.
    — Наблюдать за игрой с определенной целью. Внимательное и осознанное наблюдение за тем, как ребенок играет, может многое рассказать о его переживаниях, социальных отношениях, индивидуальных задачах развития.

Компьютерные игры — это игра?

Да, потому что в них есть собственные контроль и выбор, игровая мотивация, действие в условной реальности и общение. Они важная часть детской субкультуры и могут быть полезны в случае адекватного соотношения качества и времени, проведенного за экраном.

Нет, потому что контроль, выбор и общение для ребенка в рамках компьютерной игры ограничены, а переживание происходящего — неполный для него опыт.

Детям можно позволять играть в компьютерные игры, начиная с 5–10 минут, с возрастом доводя это время до 1 часа.

Главное — следить за качеством самой игры, предложенных сюжетов и наблюдать, каким образом это отражается на самочувствии ребенка и его способности играть в настоящие игры с другими детьми.

Нужно ли взрослому вмешиваться в детскую игру?

В скандинавской традиции, которая набирает популярность в разных странах, есть представление о том, что игра — это территория детей. Пространство детской свободы. С другой стороны, в наше время субкультура детской игры очень сильно страдает, меняясь под влиянием современных технологий.

Раньше дети сами передавали друг другу культуру свободной игры и во взаимодействии друг с другом, практически без участия взрослых, овладевали необходимыми навыками и ценностями.

Теперь это в прошлом, и взрослым следует бережно помогать детям удовлетворить заложенную в них потребность в игровом процессе. Это требует уважения к их свободе и пожеланиям. Наша задача — не подменять игру обучением, не переусердствовать с контролем. Ребенку важно чувствовать себя свободным в игре. Тем, к чьим интересам и фантазиям прислушиваются.

По мотивам курса психолога, игрового педагога Александры Романовой «Игры, в которые играют дети… и не только».

Игра - ключ к умственному и физическому развитию ребёнка, она помогает малышу всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия красивых игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, не самостоятельны и не заинтересованы в игре. А всё потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть.

Ошибка 1: Мы покупаем много игрушек не ребёнку, а себе.

Взрослые вместо того чтобы купить игрушку, которая нравится ребёнку, покупают именно то что нравится им. Ситуация усугубляется, если в детстве у родителей был дефицит игрушек. Такие родители часто покупают, не зная меры. Когда игрушек становится много это ведёт к пресыщению, что влечёт за собой скуку и апатию. Совет: Пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно подобраны в соответствии с возрастом и интересами ребёнка. Покупайте простые игрушки, которые дают малышу возможность проявить фантазию, задействовать воображение. Обычные машинки с этой точки зрения лучше тех, что работают на батарейках. А простая кукла лучше говорящей. Чтобы кроха не пресытился обилием игрушек, разделите их на несколько части. Большую часть из них уберите подальше от детских глаз. Наблюдайте за малышом. Как только заметите, что малыш не играет какой то игрушкой, уберите её и достаньте другую, из тех что спрятали.

Ошибка 2: Мы доверили детей «теленяне». Уже с первого года дети смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные игры. Результат – проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой, трудности в общении. Детям начинает не хватать фантазии и творческой активности. Малыш, сидящий подолгу у телевизора, привыкает получать готовые решения, становится творчески пассивным. Он не может себя занять, придумывать игры. Совет: Строго контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по времени. Не ставьте телевизор в детской. Ребёнок начнет охотно заниматься другими делами, у него проявится интерес к познанию. Помните, что у телевизора в зависимости от возраста ребенок может проводить: от 15 до 40 минут в день в возрасте 2-5 лет и не более 1 часа в день, если он старше 5 лет. Детям до 2 лет телевизор противопоказан!

Ошибка 3: Мы не даём ребёнку свободу и инициативу.

Родители очень активно и инициативно организуют досуг ребёнка. Беззаботная детская праздность, полезное ничегонеделание, возможность просто поскучать и пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми состояниями. Им кажется, что ребёнка обязательно нужно чем-то занять. В результате он теряется, когда никто его не направляет и не старается развлечь. Совет: Взрослые должны предоставить малышу максимум свободы для самостоятельных игр и исследований. Запланируйте неспешные прогулки в парке, во время которых можно наблюдать за птицами, облаками изучать цветы и травы. Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребёнком перед сном, послушать придуманные им истории. Научите кроху скучать в хорошем смысле этого слова, мечтать и фантазировать.

Ошибка 4: Мы забываем играть с ребёнком.

Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведёт к перенапряжению малыша. Однако и в России, и на Западе всплеска массовой ранней гениальности не наблюдается. Напротив, интеллектуальный уровень детей заметно снижается. Почему? Ребёнок в своем развитии последовательно проходит стадию за стадией. И игровая деятельность – одна из них. Ни занятия, ни учеба не могут дать в возрасте от 0 до 5 лет столько, сколько легко и непринуждённо даёт игра.
Совет: Предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк, комнату), необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу самовыражения. И будьте готовы научить его тому, что понадобится ему для продолжения игры. Не пытайтесь раньше времени развить в ребёнке то, до чего он еще просто не дорос!

Ошибка 5: Мы не любим играть с ребёнком.

Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми. Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры. Совет: Не любите играть - не играйте. Просто будьте рядом. Малыш чем-то занят, но все время прибегает к вам из своей комнаты? Ему нужно периодически убеждаться, что он в безопасности и вы на месте. Расположитесь на полу в комнате ребёнка, чтобы он в любой момент мог задать вам вопрос или похвастать результатом своей деятельности. Занимайтесь совместным творчеством. Вас увлекают лепка из гипса или рисование акварелью? Приобщите к этим занятиям своего кроху. Интересуйтесь его игрушками. Мы внимательно следим за тем, как у малыша растут зубы, как он социально интегрируется в яслях. Но его игрушки составляют основную часть его жизни и очень для него важны. Читайте детям книжки. Малыш знакомится с книгой только через взрослых. Уделяйте этому 10 минут перед сном или в выходные.

Ошибка 6: Мы перестали подавать пример, идеи. Чтобы организовать любую игровую деятельность, ролевую или предметную, придумать сюжет, нужен образец. И дать его – наша с вами задача: придумать сюжет, подкинуть идею, распределить роли, дать вторую жизнь старым игрушкам. Знают ли наши дети те игры, в которые играли мы? Классики, казаки-разбойники, прятки, догонялки, резиночки, салки? Нет. А откуда им знать, если никто не покажет и не научит? Совет: Играть – это не обязательно часами кататься по ковру и имитировать вой пожарной машины. Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш ребёнок. И по ходу дела непринужденно и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у вас идеями. После этого опять возвращайтесь к своим делам. Малыш творчески претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.

Иногда поиграть не прочь даже взрослые люди. Кто-то с азартом играет с детьми, катая по полу игрушечный паровозик. Кто-то находит интерес в лото или домино. Не секрет, что играть полезно в любом возрасте. А уж если речь идёт о поправке здоровья… Как говорится, комментарии излишни.

Почему взрослым полезно играть?

Давно доказано, что игры улучшают психическое здоровье взрослого человека. Большинство людей прекращает играть в игрушки в детстве, правда, в разном возрасте. Кто-то увлеченно играет до тринадцати-четырнадцати лет, а кому-то уже в десять куклы и машинки надоедают. Всё, конечно, зависит от человека, вернее — от его восприятия мира, но рано или поздно коробка с игрушками перекочевывает либо в сарай, либо в чулан — и… после этого о друзьях детства напоминают лишь фотографии.

Так можно ли открыть для себя преимущества и пользу игр (и существуют ли они вообще?) после того, как игрушки убраны? Или человека, который проявляет интерес к детским играм и игрушкам, всё-таки будут считать «впавшим в детство»?

Итальянка Федерика Паллавичини захотела помочь своему отцу восстановиться после того, как ему сделали операцию на головном мозге и провели лечение. При этом она поставила себе две цели: улучшить когнитивное здоровье отца, но при этом всё сделать так, чтобы ему ничего не напоминало о его болезни. Решение вопроса пришло неожиданно. Из видеоигр.

Почему взрослым полезно играть?

К играм любого вида у Федерики особое отношение. Психолог по образованию, она работает в университете Милано-Бикокка. Изучая, как видеоигры могут повлиять на психическое здоровье и психологическое благополучие пациентов, Федерика в один прекрасный день обнаружила, что играя в видеоигры после рабочего дня, она становится намного спокойнее. Негативные эмоции, полученные на работе, и стресс, который обычно следует за такими эмоциями, стали исчезать. И это несмотря на то, что Федерика играла в так называемые «стрелялки» — игры, которые ведутся от лица играющего и представляют собой симуляцию войны.
Фото: Depositphotos

Принято считать, что эти игры ассоциируются с насилием, что вряд ли поможет избавиться от стресса. Однако Федерика Паллавичини имеет на этот счёт другое мнение. В её жизни, считает она, игра стала формой терапии, которая вначале помогала отвлечься от негативных эмоций, а потом вдохновила на научную карьеру. Взвесив все «за» и «против», она задалась вопросом, может ли компьютерная игра помочь её отцу?

У Паллавичини были все основания ответить на этот вопрос положительно.

Во-первых, в процессе написания работы ей удалось выяснить, что люди, которые легко втягиваются в игру, намного реже страдают повышенным артериальным давлением.

Во-вторых, взрослые, которые обладают так называемыми «игривыми» чертами характера, по своей натуре более изобретательны, а также более спонтанны в своих действиях. Для того чтобы принять правильное решение, таким людям не нужно раздумывать долго. Торопливость, конечно, не всегда хороша, но иногда она просто необходима.

Почему взрослым полезно играть?

Представьте себе, что вам нужно вытащить из горящего дома живое существо. Ведь в такой ситуации дорогá каждая секунда, и долгое раздумье может обернуться трагедией. Поэтому в случае, когда нам или кому-то из окружающих грозит опасность, наша голова работает необычайно чётко. Да и где вы видели пожарных, которые прежде, чем броситься в огонь, рисуют на бумаге план спасения? Фото: Depositphotos

В-третьих, умение легко войти в игровую ситуацию помогает в воспитании детей. Те, кто склонен к игре, постоянно придумывают для своих сыновей и дочек всё новые и новые игры, в то время как люди, которым трудно заставить себя почувствовать ребёнком, очень часто испытывают скуку, если их мысли ничем не заняты. Им трудно не только придумать игру — им сложно даже расслабиться. Они словно «притягивают» к себе негативные эмоции и впечатления, заново переживая стрессовые ситуации, если им пришлось пережить нечто подобное.

Так почему же мы всё-таки прекращаем играть? И как научиться играть снова, после того, как мы перешагнули порог детства?

Рене Пройер, профессор психологии из германского университета Мартина Лютера, который находится в Галле-Виттенберге, говорит о том, что у умеющих играть взрослых есть много преимуществ. Таким людям легко представить каждодневные ситуации в виде игры. А проблемы, с которыми приходится при этом справляться, решать игровым способом, причём сделать это так, чтобы они стали занимательными и интеллектуально-стимулирующими.

— Пользу от умения играть, — по мнению Рене Пройер, — во взрослой жизни можно ощутить везде, начиная от медитации и заканчивая физическими упражнениями. А тем, кто по природе своей не склонен к возврату в игры, можно попробовать развить в себе этот навык, чтобы использовать его в той или иной ситуации.

Почему взрослым полезно играть?

С чего же следует начать и насколько это трудно? Фото: Depositphotos

«Совершенно не трудно», — считает профессор Пройер. Для начала нужно всего-то… понаблюдать за собой.

— Несколько дней подряд перед сном, — советует она, — попробуйте записать три момента, которые произошли в течение дня и которые можно считать неожиданными. Возможно, это общение с незнакомцем, когда вы пьёте кофе, или шутка, рассказанная коллеге. Со временем вы привыкнете к таким неожиданным ситуациям и почувствуете себя более уверенно там, где нужно проявить игривость характера. Кроме того, вам будет легче осознать радость в повседневной жизни.

При этом профессор из Германии призывает взрослых не бояться находить радость в том, что обычно не ассоциируется с теми, кто уже давно вырос. Те же самые настольные игры могут быть совершенно разными. Детям привычнее играть в игры с кубиком и фишками, а взрослые охотнее играют в домино, лото или карты. К тому же игры для взрослых требуют определенной обстановки, в то время как детские игры практически не зависят от неё.

На это кто-то может возразить: взрослые игры часто включают в себя элементы удачи или же стратегии, а это не способствует спонтанности в поведении, равно как мешает творческому подходу к игре. Каким образом такие игры могут помочь научиться получать удовольствие от повседневных дел?

Конечно, удовольствие от игры зависит, прежде всего, от характера человека, а ещё от его готовности быть открытым для новых форм общения. Рене Пройер советует:

— Не обязательно садиться за стол с коробочкой домино или колодой карт. Если вас легко чем-либо увлечь дома, вы быстро втягиваетесь в ситуацию и при этом не исключаете проявления игривости, попробуйте воспользоваться теми же самыми методами на работе. После этого посмотрите на результаты. Учитывая, что доказательства указывают на широкий спектр социальных преимуществ, не помешает присмотреться к тем небольшим моментам, которые имеют гораздо большее значение, чем вы думаете, как для вас самих, так и для людей, с которыми вы общаетесь.

В некоторых случаях надо быть заранее готовым к тому, что вас посчитают человеком, который «впал в детство». Профессор в области цифрового творчества Себастьян Детердинг из Йорка считает, что для того, чтобы люди могли заниматься игровыми видами деятельности, не испытывая при этом чувства неловкости, им можно придумать социально приемлемые «отговорки». В качестве примера он приводит книгу Эммы Фараонс «Книжки-раскраски: антистресс для занятых людей».

Более того, с ростом социальных сетей и всеобщей компьютеризации, такое понятие, как неловкость по отношению к игре, постепенно начинает уходить в прошлое. В наше время очень часто можно увидеть взрослых, играющих в видеоигры на пару с ребёнком. Если такие игры непродолжительны (не более одного часа), они, по исследованиям Себастьяна Детеринга, ничего кроме пользы не приносят.

Конечно, родителям следует выбирать такие игры, где нет наглядных убийств с большим количеством крови. Популярные «Танчики» в этом случае — как раз то, что нужно. Ведь не секрет, что игра сближает людей.

Поэтому играйте в любом возрасте, вносите элементы игры в каждодневную жизнь и будьте здоровы!

Читайте также: