Как игрушка развивает ребенка

Обновлено: 30.04.2024

Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он играет, взаимодействуя с игрушками, то они должны быть правильно подобранны в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями. В статье подробно рассмотрены виды игрушек, способствующие развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста, и основные требования, предъявляемые к выбору игрушек.

ВложениеРазмер
vliyanie_sovremennoy_igrushki_na_garmonichnoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx 25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Значимым этапом для развития ребёнка является дошкольный возраст. Именно в этот период формируется характер ребенка, так как он начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро, и родителям нужно внимательно наблюдать за ними для того, чтобы заранее выявить какие-то отклонения в развитии. Родителям значительно легче, когда дети ходят в детский сад, в котором есть опытные воспитатели, способные правильно воспитывать и развивать детей. Но за то, каким вырастет ребенок, будет ли он всесторонне развитым, сможет ли гармонично ощущать себя в окружающем мире, основную ответственность несут родители.

Для того чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка, родители должны обратить внимание на основные составляющие целостности личности:

•Духовное или морально-нравственное развитие

Развитию всех составляющих необходимо уделять одинаковое внимание, только при этом условии ребенок будет гармонично развиваться.

Лучше всего ребенок дошкольного возраста развивается в процессе игры. Игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка [1]. Так как игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, то она всегда являлась объектом изучения многих педагогов и психологов, таких как: Аркин Е. А., Крупская Н.К., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Флерина Е.А., Павлова Л.В. и др.

По определению Эльконина Д.Б., игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и, в обобщенной форме, в специально создаваемых игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [2, 97].

Практически все игры не обходятся без использования игрушек. По мнению А.С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. Её использование содействует развитию личности ребенка, самостоятельности и расширению кругозора. У детей формируются дружеские взаимоотношения, они учатся согласовывать свои действия и договариваться.[3] Е.А. Флерина отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».[4] К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».[5,476]

Во время игры разные виды игрушек выполняют различные функции. Но главными остаются - развивать, развлекать и воспитывать детей.

Больше всего в игрушках нуждаются дети дошкольного возраста. На сегодняшний день существуют следующие виды игрушек, развивающие определенные способности ребенка [6]:

- сюжетные игрушки (куклы, фигурки людей, фигурки животных, автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др) развивают творчество, расширяют кругозор ребенка и его социальный опыт;

-дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др) предназначены для умственного и сенсорного развития ребенка;

-игрушки-забавы (смешные фигурки людей и животных) будят в ребенке заинтересованность, яркие эмоции, развивают чувство юмора, помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости;

-спортивные игрушки (волчки, мячи, обручи, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, настольный баскетбол, настольный хоккей и др) способствуют укреплению мышц руки, предплечья, ног, туловища, а также развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, координации движений, навыков бега, прыжков;

-театрализованные игрушки (куклы-марионетки, куклы бибабо, театральные персонажи, сказочные персонажи; также к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др) развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей;

-технические игрушки (машины, транспортные средства, механизмы, игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины, детские кассы, детские компьютера и др) вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями;

-строительные и конструктивные материалы (различные конструкторы с разными способами соединения деталей, конструкторы нового поколения- «LEGO») рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;

-игрушки-самоделки (такие игрушки дошкольник создает сам из подручных материалов) учат ребенка преобразовывать различные материалы в соответствии с поставленной задачей, ребенок испытывает радость при изготовлении игрушки и стремится к созидательной деятельности.

Для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста очень важно подобрать правильные игрушки в соответствии с его возрастом.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства[7].

До года лучшая игрушка для развития ребенка - это обыкновенная погремушка. Она необходима для развития органов чувств, восприятия звука, мелкой моторики и побуждает ребенка к самостоятельным действиям. Также необходимы разные фигуры (мячи, кубики) мягкие, пластмассовые и деревянные. Заслуга этих игрушек в том, что они знакомят ребенка с разными формами и размерами.

В период с 1 года до 3 лет активно развиваются органы чувств ребенка, поэтому лучше всего выбирать такие игрушки:

  • Музыкальные игрушки для развития слуха;
  • Настольные игры (с простыми правилами) для развития внимания, усидчивости, умения соблюдать правила;
  • Игрушки для игры в песочнице и воде для развития мелкой моторики, познания о размерах, формах и прочих физических свойств;
  • Мягкие игрушки (простые и не большие) для развития воображения.
  • Крупные мячи для развития движений;
  • Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) помогают лучше познать детям окружающий мир;
  • Дидактические игрушки для сенсорного воспитания и развития речи;
  • Игрушки-забавы для развлечения детей.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет осознает себя, как человека. Ему знакомы уже многие вещи и есть необходимость в продолжение развития познания окружающего мира. Для развития познания ребенку необходимы разные фигурки людей, животных, птиц и т.д. с целью знакомства его с моделью поведения не только себя, но и других. Лиса - хитрая, волк - злой, заяц - добрый и т.д. В этом возрасте дети любят играть в сюжетно-ролевые игры и, поэтому, им необходимы дополнительные предметы: фуражки, чемоданчики врачей, кассовый аппарат для магазина, флаги, различный строительный материал, из которого малыши создают объемные и сложные постройки. Игры приобретают коллективный характер и поэтому детям можно предлагать комплектные игрушки, которые будут вызывать желание совместно играть.

Дети в возрасте от 5 до 7 лет становятся активными участниками жизненных процессов. У них уже есть определенные представления об устройстве мира и месте человека в нем, есть опыт общения. У ребят появляется интерес к спортивным играм. Для развития координации, ловкости, точности необходимы не только крупные, но и небольшие мячи, кегли, городки и др. Дети в этот период очень любят творить, поэтому нужны конструкторы, особенно мальчикам, а девочек можно научить готовить или шить. В этом возрасте необходимо продолжать у детей развитие мелкой моторики и воображения с помощью лепки из пластилина и глины, рисования и т.д. Настольные игры: шашки, шахматы, пазлы, головоломки, мозаики развивают мышление.

При подборе игрушек в соответствии с возрастом детей необходимо учитывать предъявляемые к ним педагогические требования [6]:

-тематика и содержание игрушки, от которых зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства и переживания;

-динамичность, которая побуждает ребенка к разнообразным действиям в игре;

-оформление игрушки, которое вызывает у ребенка эмоциональное отношение и воспитывает художественный вкус;

-гигиена игрушек, от которой зависит здоровье ребенка.

Выдающийся педагог Флерина Е.А. так сформулировала свои требования к игрушкам: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности»[4], «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» [4].

Игрушка, как предмет детского обихода, должна соответствовать гигиеническим требованиям. Евдокия Тимофеевна Смирнова в своей книге «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях» предъявляет к игрушкам такие гигиенические требования [8] :

  • игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку;
  • детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены;
  • игрушка по весу и размерам должна соответствовать возрасту ребенка, его росту и физическим силам (максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) - не более 400 г для детей дошкольного возраста);
  • игрушки не должны быть сделаны из легко бьющегося материала (стеклянные, ломкие, острые и т.д.) они могут поранить, оцарапать, уколоть ребенка;
  • игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким;
  • резиновые и пластмассовые надувные игрушки бывают снабжены клапаном с пробкой. Пробка должна быть прочно закреплена;
  • игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Мягкую игрушку можно иметь при условии правильного пользования ею;
  • использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.

Взрослым необходимо тщательно подходить к вопросу выбора и приобретения игрушек для того, чтобы не нанести вред своему ребенку. Необходимо помнить, что правильно подобранная игрушка должна соответствовать возрасту ребенка и отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям. Еще большую пользу принесут игрушки, которые предназначены конкретно для мальчиков или девочек.

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.

Сегодня не буду говорить о главном - что развивающие игрушки и мелкая моторика - это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.

Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.

Развивающие игрушки малышам до года:

Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.

До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.

Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дударева Анастасия Владимировна,

магистрант 1 курса Института образования

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «Калининский детский сад «Солнышко»»

Россия, Кузбасс

Игрушка hand made,

как способ всестороннего развития ребёнка

Toy hand made,

as a way of comprehensive development of the child

Аннотация: в статье излагается актуальный способ всестороннего развития ребёнка в дошкольной образовательной организации - изготовление игрушки ручным способом (hand made). Раскрыта польза применения данного способа на умственное, эмоциональное и личностное развитие ребёнка.

Ключевые слова: игрушка hand made, игра, гармоничная личность, личностное развитие дошкольника, умственное развитие дошкольника.

Annotation: the article describes an actual way of comprehensive development of a child in a preschool educational organization - making toys by hand (hand made). The benefits of using this method on the mental, emotional and personal development of the child are revealed.

Key words: toy hand made, game, harmonious personality, personal development of a preschooler, mental development of a preschooler.

Игрушка XXI века – это предмет, способствующий развитию ребёнка? Выбор игрушки должен быть связан с задачами воспитания. Игра и игрушка неотъемлемы друг от друга. Игра ребёнку необходима для развития его способностей. Наши предки мастерили игрушки уменьшенными образцами реальных предметов из жизни, что приближало чадо к миру взрослых. Но в современную эпоху игрушка стала предметом пустого времяпрепровождения.

Какой должна быть игрушка, чтобы помогать развитию ребёнка? В научной статье С.С. Петровой и Д.П. Красаускас «Влияние современных игрушек на развитие детей раннего и дошкольного возраста» чётко прослеживается линия того, что большей воспитательной возможностью обладает та игрушка, которая представляет многофункциональность действий с ней [1;3].

Проведённый нами опрос показал, что законные представители детей дошкольного возраста, приобретая фабричную игрушку, уверенны в её развивающих функциональных возможностях. И не задумываются над тем, а что формирует оранжевый ёж, сиреневый жираф, Сиреноголовый и Хаги-ваги? Они закладывают искажённые основы об окружающем мире, дисгармоничное сочетание цветов, конструкций и форм предметов. К тому же, как показывает практический опыт, к таким игрушкам дети быстро теряю интерес, умоляя взрослых о покупке новых, развивая в подрастающем поколении расточительность. Но дошкольный образовательный стандарт нашего государства и современные мировые образовательные практики акцентируют внимание на всестороннее развитие ребёнка.

Что может послужить наиболее доступным способом формирования целостной личности в возрасте до 7 лет, учитывая ведущую деятельность данного возраста (игру) и материальную основу игры (игрушку)? Создание игрушки ручным способом (hand made). «Нand made» с английского – «руки делают», или «сделано вручную». В процессе изготовления игрушки ребёнок комбинирует, объединяет различные материалы и техники, осваивает теоретические знания на практике [4].

Игрушки hand made как фактор личностного развития ребёнка:

· выявляют и развивают творческие способности;

· помогают раскрыть уникальность;

· пополняют знания о свойствах, качествах объекта (о цвете, формах, фактуре);

· увеличивают активный словарь, так как появляются новые действия с материалами;

· тренируют визуальное восприятие мира;

· способствуют развитию сосредоточенности, акцентируя внимание на деталях;

· повышают эстетическое восприятие.

Игрушки hand made как фактор интеллектуального развития воспитанника:

· побуждают думать логически, собирая части игрушки в единое целое;

· помогают совладать с координацией рук, что благоприятно активизирует речевой центр мозга;

· воспитывают усидчивость и терпение;

· развивают теоретическое мышление;

· укрепляют связь левого и правого полушарий мозга, в результате одновременной работы;

· учат анализировать итоговый результат, исследуя отличия и сходства с образцом;

· формируют воображение и мировоззрение.

Игрушки hand made как фактор развития здоровья дошкольника:

· снижают возбудимость, раздражительность, улучшают сон;

· укрепляют нервную систему;

· учат выражать свои эмоции;

· помогают справляться с негативными чувствами;

· помогают преодолевать страхи;

· дают понять о психологическом состоянии ребёнка, анализируя готовые изделия;

· помогают принять реальность, выступая посредником между придуманным миром и настоящим;

· позволяют самовыражаться и самоутверждаться.

Анализируя современный педагогический опыт дошкольных организаций следует сделать вывод, что совсем не используются методики создания игрушек ручного труда. На базе МБДОУ «Калининский детский сад «Солнышко»» (Кузбасс) в 2021-2022 учебном году мы открыли творческую группу из числа старших дошкольников (детей 5-7 лет) по формированию умений и навыков изготовления игрушек своими руками. Занятия в данной группе проходят 1 раз в неделю, во внеурочное время.

Цель работы творческой группы: формирование навыков и умений у старших дошкольников по изготовлению игрушек hand made.

Объектом исследования выступает процесс формирования, развития навыков и умений у старших дошкольников по изготовлению игрушек hand made.

Предметом исследования являются особенности формирования, развития навыков и умений у старших дошкольников по изготовлению игрушек hand made.

Задачи: 1. Определить креативные способности воспитанников.

2. Установить пути формирования навыков и умений по изготовлению игрушек hand made.

3. Способствовать формированию навыков и умений по изготовлению игрушек hand made.

4. Подобрать методики создания игрушек hand made в продуктивной деятельности творческой группы.

На сегодняшний день мы освоили большую часть рабочего плана, реализовали значимое количество поставленных задач и имеем следующие результаты: активизирован детский интерес к изготовлению игрушек своими руками; расширены знания детей о способах создания игрушек и применении разнообразных материалов в продуктивной деятельности; дети с большим интересом и желанием ожидают следующую встречу; игрушки hand made вызывают у детей восторг, желание играть и общаться.

Следует отметить, чтобы ребёнок рос гармоничной личностью, нужно учить не только скорочтению и ментальной арифметике, ходить в театры и на выставки, читать книги и общаться со сверстниками, но и учить создавать что-то своими руками. Изобретательство позволяет выходить за грани общепринятого, способствуя преодолению возникших проблем, Создание игрушки ручным способом – это созидание. В игрушках hand made, чувствуется душа и тепло – то, чего не хватает современному автоматизированному миру. «Нand made» - это не только занимательный досуг, но и выполнение социального заказа общества на воспитание личности, способного преобразовывать окружающий мир [4].

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Инструктор по трудовой терапии для детей с девиантным поведением

Курс повышения квалификации

Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«КАК ИГРУШКА РАЗВИВАЕТ РЕБЕНКА»

(ранний и младший возраст)

подготовила
Мухаметкулова С.Ф.
старший воспитатель
2021

Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемый источник радости. С помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение.

Каково значение игрушки в жизни ребенка?

Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми.

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики: восприятие и ощущение, внимание, память, мышление, воображение, чувства и эмоции, речь.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения.

Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как малыш долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.

Сюжетные игрушки – побуждают детей к сюжетным играм. Они являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают детям творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре.

Дидактические игрушки - это игрушки, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи, воображения, воли и пр.

.
Игрушки–забавы, "весёлые игрушки" используются для развлечения детей. Особенность игрушек–забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки – забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх.
К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Игрушки–самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения.

Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства. В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления.

Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных, психических процессов, личности ребёнка.
Ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемый источник радости, с помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение.Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 452 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2021 207
  • PPTX 6.2 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мухаметкулова Светлана Фаритовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

76 минут

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

60 минут

«Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль»

59 минут

«Секрет заботливого взрослого: как помочь раскрыть потенциал ребенка, просто общаясь с ним за пределами развивающих занятий?»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: