Как игрушка развивает сенсорику и эстетический вкус

Обновлено: 27.03.2024

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем

ВложениеРазмер
sensornoe_razvitie_rebenka.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие ребёнка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир посредством анализа тех явлений, которые вокруг него происходят (которые он видит, слышит, или ощущает). Процессы восприятия начинают формироваться у ребёнка в результате синтеза разнообразных ощущений. Малыш, научившийся перемещаться в пространстве, может уже видеть один и тот же предмет под различными углами, в разных вариациях. Это даёт ребёнку возможность составлять более полное представление о конкретном объекте.

ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ — КАК ИГРА ВЛИЯЕТ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Отметим, что большинство сенсорных навыков формируется у ребёнка в раннем возрасте. Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. Чтобы ребёнок быстрее научился различать те или иные признаки предмета (явления), родители должны рассказывать о них в процессе игры. Наилучшим вариантом для сенсорного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук малыша. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.

Влияние детских игрушек на сенсорное развитие малыша

Развивающие детские игрушки играют большую роль в развитии сенсорных способностей ребёнка. В течение первого года жизни такие игрушки знакомят малыша с окружающим миром, учат распознавать геометрические фигуры и цвета. В старшем возрасте огромное влияние на всестороннее развитие ребёнка оказывает конструктор. Эта функциональная игрушка помогает развивать мелкую моторику рук , мышление, сообразительность и логику. Из стандартного пластмассового конструктора малыш учится создавать сложные формы, комбинировать цвета. Существует ещё магнитный конструктор, который знакомит детей со свойствами намагниченных предметов. Полезными для сенсорного развития детей дошкольного возраста будут разнообразные дидактические игры, обучающие малыша счёту и более сложным логическим задачам. Наилучшей игрой для развития зрительного восприятия будет мозаика или калейдоскоп, а вот музыкальные игрушки для детей помогут сформировать и развить слух.

Немаловажную роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, бисеринки разных цветов, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания. Существует несколько разновидностей сенсорного восприятия, каждая из которых осваивается ребёнком последовательно, с опорой на полученный ранее опыт.

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально–личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста. Сенсорное (от лат. sensus — чувство, ощущение) развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;

2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства.

Задачи работы по самообразованию:

1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Объекты в работе по самообразованию:

• Семьи детей, посещающих детский сад

Методы работы с детьми раннего возраста :

• Игровой метод (дидактические игры)

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов)

• Практический метод – показ способов действия с предметами

Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет — основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их подчас неловки, иногда и неосознанные. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.

1) Развитие сенсорики при помощи игрушек

Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств:

• Зрения (передается до 90% всей информации)

• Слуха (поступает 9% информации)

• Обоняние, осязание, вкус (1% информации)

До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать входящую информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.

2)Развитие через самообразование

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус, так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании основных цветов, запахов, определении форм или величин. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно : в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно будет учить.

Сенсорное восприятие мира основывается на нескольких параметрах:

Понятие о цветах и некоторых оттенках

Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат)

Понимание величины, размера

Развитие сенсорики у ребенка

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Они всегда стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать.

Развивающие игрушки

Для сенсорного развития используют игрушки, которые побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят малышей с различными формами и размерами, цветами и фактурой. В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают мелкую моторику, речь.

Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:

Сшитые из различных материалов мягкие игрушки, с природными или синтетическими наполнителями;

Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.

Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные)

Развивающие настольные игры

Осмысление действительности начинается у детей примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. Так начинается сенсорное развитие. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам. Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их, тщательно приклеить к картону. «Подбери для машинки колеса» — разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно колеса таких же цветов. Ребенку нужно к машинке определенного цвета подобрать колеса такого же цвета.

«Ежик собирает грибочки» — нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к животному грибы.

«Дерево и листочки», «Дерево с фруктами» — малышу дать задание на изображение дерева прикреплять листики или фрукты.

«Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. д.) – найти и соединить половину моркови, капусты, машины и пр.

Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие, развивают мелкую моторику, ведущие каналы восприятия, способствуют формированию понятия о внешних признаках предметов: форме, величине, цвету.

В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они нуждаются в похвале. Они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки. В 2-3 года крохи умеют многое:

• Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают по цветам

• Разбирают предметы по признакам большой, маленький, средний

• Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого предмета к маленькому и наоборот

• Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку

• Указывают на кубик, мячик, кирпичик

Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме

Принцип сенсорного развития Янушко

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то остальному он всему научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.

В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики. В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе сенсорного развития Елены Янушко.

Автор объясняет, что в раннем возрасте детское внимание носит непроизвольный характер. С ними не проводятся занятия с обучающими предметами или беседы, потому что их сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешки, пирамидки, рамки со шнурками, досками Сегена. Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития :

1. Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством, расположением в пространстве;

2. Слуховое восприятие – знакомство со звуками различного происхождения;

3. Тактильное восприятие – ощупывание предметов из разных материалов; разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.

Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки всевозможных предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

Сортировка однородных предметов согласно размеру, геометрической форме, цвету

Размещение предметов в соответствующие гнезда

Собирание мозаики по образцу

Рисунки красками на разные темы

Подражание взрослым в мимике, жестам

Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов

Таким образом, сенсорному развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Самообразование «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Самообразование по теме «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Воспитатель групп раннего возраста И. И. Махлай.

Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством.

План самообразования в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности» Поэтапно–творческий перспективный план работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности» на 2018.

Проект по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Проект по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Тип проекта По виду деятельности: познавательно- исследовательский По числу участников: групповой Время проведения: - 1 год По форме:.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Введение Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Тихеева Е. И. Речь - великий дар природы,.

Консультация «Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности» Тема: Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Выполнила: Бровкина М. А. МОУ детский сад № 362 Дзержинский район.

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Взрослые, покупая игрушки, зачастую не задумываются о глубине и степени влияния их на детей раннего возраста.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия, с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха) и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и пр. В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны : - Эталоны цвета - основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый. - Эталоны формы — геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник; величины — большой – поменьше – маленький; длинный – короткий; широкий и узкий; высокий и низкий. Геометрические тела- шар, куб, кирпич, призма, цилиндр. - Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. - Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача педагогов и родителей. Этому способствуют дидактические игрушки. Исходя из определяющей роли дидактической игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Дидактическая игрушка обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Поэтому рассмотрим некоторые развивающие игрушки по сенсорному развитию для детей раннего возраста :

Дидактические игрушки на восприятие эталонов формы и цвета:

1. Цветные столбики. Игра познакомит ребенка с основными геометрическими фигурами и цветами. У данной игрушки на подставке 4 столбика. В сечении столбиков круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. На каждый столбик надевается по 4 разных по цвету фигуры соответствующей формы. Фигуры основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Также взрослый может предложить найти фигуры определенного цвета.

2. Логический планшет. Игра познакомит ребенка с основными геометрическими фигурами и цветами. На деревянном планшете расположены 12 фигур: круг, квадрат, треугольник – основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого). В процессе игры с данным планшетом, ребенок группирует фигуры по цвету (N : «Найди все фигуры одного цвета») и по форме (N : «Найди все квадраты»).

3. Цирк с ключами. Разнообразная и увлекательная игра, которая развивает координацию движений, логическое мышление, а так же учит распознавать формы и цвета. В домике 6 комнат. У каждой комнаты дверь своего цвета. Чтобы открыть дверь нужно подобрать ключик такого же цвета (красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого, розового). У каждой комнаты свой цирковой обитатель (лев, слон.). Нужно подобрать обитателям свою комнату в соответствии с отверстием в крыше. Кроме того, в двери имеются отверстия простых геометрических форм, так что можно подобрать каждому обитателю свою фигурку (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

4. Собери яйцо. Развивающая игрушка -головоломка "Собери яйцо" развивает моторику пальцев, координацию движений, память, внимательность, познавательную активность и логическое мышление. В наборе 6 яиц сердцевина в каждом разного цвета и формы. Подбирая половинки яиц по сердцевине ребенок учится группировать.

Дидактические игрушки на восприятие эталонов величины:

1. Матрешки. Играя с матрешками, ребенок учится логически мыслить. Располагать их по возрастанию или убыванию. Вкладывать меньшие матрешки в большую.

2. Пирамидка. Пирамидка — традиционная игрушка для развития мелкой моторики и координации рук малыша, а как следствие и речевых навыков. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета. Лучше всего выбирать одноцветные пирамидки, потому что разный цвет колечек отвлекает от восприятия величины.

3. Логические столбики. Данная игрушка направлена на группирование столбиков по цвету и величине. Используются столбики 5 цветов (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый) разной величины. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесная корзинка»

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесная корзинка» Продолжая тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием системы Марии Монтессори» предлагаю вашему вниманию дидактическую.

Дидактические игры по сенсорному развитию

Дидактические игры по сенсорному развитию Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Закреплять знание о цвете, форме.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими руками

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими руками Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группе

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группе Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира,первой.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Что такое сенсорика, и почему нужно ее развивать

Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.

Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. К 5 годам малыш должен научиться сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:

  • цвета: цвета радуги, подтона и оттенки;
  • формы: круг, квадрат, треугольник и др;
  • величины: метрическая система;
  • слуха: ноты, звучание языка;
  • вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый и пр;
  • запаха: цветочный, пудровый, тяжелый и т.д.

Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства. Другие цели сенсорного воспитания:

  • Заложить у детей основу для развития интеллекта.
  • Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
  • Расширить словарный запас.
  • Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.

Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы. Во время воспитания сенсорики обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Подобрать игрушки по методике Монтессори можно в каталоге на наши сайте.

Игры по сенсорике

Игра – основной вид деятельности детей раннего возраста. И, чтобы помочь малышу освоить многочисленные понятия, необходимо с ним играть. Для удобства мы разбили сенсорные игры по возрастным категориям.

До года

В младенчестве человек только знакомится с возможностями своего организма. Поэтому сенсорное развитие детей раннего возраста – «проводник» в мир, с помощью которого они копят разнообразные ощущения путем рассматривания, ощупывания, пробы на вкус.

Как вы можете тренировать сенсорику малыша до года:

  • Предлагайте яркую игрушку – пусть фокусирует на ней взгляд.
  • Перемещайте любой яркий предмет ближе-дальше, влево-вправо, но чтобы он оставался в поле зрения крохи.
  • Научите различать первые звуки. Постоянно разговаривайте с малышом. И кроме тряски погремушек, полезно периодически ударять предметы с глухим звуком друг о друга. Хорошо для этих целей подойдут деревянные вещи.

Когда малыш начнет ползать и вставать, давайте ему изучать все, что будет для него безопасным. Например, покажите, как возить машинку-каталку. Это и для моторики полезно, и для познания мира, хотя пока что только на полу. Пусть знакомится с новыми предметами любыми удобными для себя способами, получая яркие эмоции и формируя полезные навыки.

1-2 года

До 1,5 лет дети идут путем разрушения: двигают предметы, изменяют их форму, наблюдают за тем, что делают. После полутора лет просыпается желание созидать. Эти навыки ложатся в основу опыта органов чувств и развития новых умений.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с понятиями цвета, формы, размера, расположения. Формируются логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.

Игрушки, которые помогут в 1-2 года развивать сенсорику:

    . Покажите, как собирается, расскажите, что кольца нанизываются в порядке уменьшения. Предложите повторить увиденное.
  • Конструкторы. Стройте замки и города, изучайте базовые фигуры, цвета, оттенки, величины (большое-маленькое, легкое-тяжелое).
  • Кубики. Сооружайте башни из разных цветов, высокие и низкие, широкие и узкие. . Протягивайте шнурки в бусины или завязывайте узлы на тематических стендах с отверстиями. Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, стимулируют речевые центры.

Понравится малышам играть в «найди предмет»: давайте разные игрушки и просите отыскать в доме вещи, схожие по цвету, форме, размеру.

Чем бы ребенок ни занимался в этом возрасте, комментируйте его действия, рассказывайте об окружающих предметах. Используйте образную, «сказочную» речь.

3-4 года

В этом возрасте формируются четкие сенсорные эталоны и малыш учится объединять предметы по одному или нескольким признакам. Также активно развивается аналитическое и логическое мышление.

Упражнения на тренировку сенсорного восприятия в 3-4 года:

Универсальная игрушка, которая подойдет и годовалому малышу, и 4-летнему, – бизиборд. Это «умная» познавательная доска с закрепленными на ней бытовыми предметами. Здесь экспериментатор может и катушку повертеть, и вилку в розетку вставить, и щеколдой поклацать.

5-6 лет

К пяти годам дети активно используют весь накопленный сенсорный опыт, стремятся изучить сложные понятия, например, времени и пространства. Знания становятся четкими, структурированными.

Как помочь ребенку старшего дошкольного возраста развивать сенсорику:

  • Введите ежедневные занятия по логике. Например, хорошо работает «сенсорная коробка». В большую емкость положите несколько разных вещей – по форме и фактуре, а ребенок пусть не глядя, на ощупь угадывает, что это за предмет. Здорово, когда детей целая компания, тогда в силу вступает и соревновательный момент.
  • Играйте в дидактические игры. Например, детское лото, домино, мемори с яркими цветными картинками фруктов, овощей, техники. Все эти настольные игры развивают наблюдательность, внимание, концентрацию.
  • Учите воспринимать начертания букв. В этом помогут шнуровки и кубики с буквами. Отдельно и в коротких словах из двух слогов.
  • Поддерживайте общение со сверстниками. Можно предложить детям поставить мини-спектакль на всем известную сказку. Например, «Репку», «Теремок», «Курочку Рябу».

Зная в 5 лет, как получать информацию, анализировать и систематизировать ее, в 6-7 лет малыш с легкостью будет осваивать школьную программу.

Развития сенсорных возможностей ребенка – это не вопрос генетики. Качественные знания, умения и навыки – это результат ежедневных целенаправленных родительских занятий. Помните, что для малыша с развитыми сенсорными способностями каждый день и новый предмет – это восхитительное открытие, что значит, он счастлив.

Больше информации про игрушки их роль в развитии детей читайте в нашем блоге.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть!

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Что же такое сенсорное развитие, сенсорика?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, а кубики накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.д.)

Ознакомление детей 3-4 летнего возраста с формой начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат, а затем и о многоугольнике) и запоминают их названия.

Обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорными эталонами развития являются:

· эталоны 7 цветов спектра;

· эталоны формы – геометрические фигуры;

· эталоны величины – метрическая система мер;

· в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;

· во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);

· в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Ø является основой для интеллектуального развития;

Ø упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Ø развивает наблюдательность;

Ø готовит к реальной жизни;

Ø позитивно влияет на эстетическое чувство;

Ø является основой для развития воображения;

Ø развивает внимание;

Ø дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;


Ø обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Ø обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Ø влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Ø влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Игры для детей младшего дошкольного возраста для сенсорного развития

Игра «Чудесный мешочек». Для игры понадобится тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Взрослый предлагает определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребёнок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка». Перед ребенком лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, он должны их рассортировать. Когда ребёнок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например завязать глаза. Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом.

Игра «Мозаика из бросового материала». Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребёнку выполнить по вашему образцу. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках». Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам ещё и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладём на стол резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них. Как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы. Можно читать любое стихотворение. Например, Мишка косолапый по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями. Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусёнок». Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть.

Можно делать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой, поочерёдно, «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения, (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. «Рано утром встал гусёнок Пальцы щиплет он спросонок» (смена рук) Скорее корма дайте мне, мне и всей моей семье!

Игра «Рисуем на крупе». Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркие контрастные линии. Попробуйте нарисовать какие –нибудь предметы (забор, дождик, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное не уставайте постоянно разговаривать с вашим малышом называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребёнок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденней будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребёнка к игре, насколько возможно играйте с малышом в развивающие и весёлые игры.

Участвуйте в игровом процессе это будет отличным способом для установления прочной связи между вами и вашим ребёнком.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

1.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

2.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

3.Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

4.Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.

5.Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.

6.Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

7.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

8.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

9.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Читайте также: