Как игрушка влияет на психику ребенка

Обновлено: 01.05.2024

Разбираемся, что делают с детьми смартфоны, узнаем, каких игрушек стоит опасаться, а какие, наоборот, покупать, и выясним их влияние на будущую личность.

Свой путь личность начинает с детства: в момент, когда появляется осознанность, и… первые игрушки. Они оказывают прямое влияние на психику ребенка, как показывают исследования. Иными словами, от того каким образом, во что и как часто играет ребенок зависит то, кем он может стать. В связи с этим, Royal Cheese решил разобраться, как именно игрушки влияют на детей, сколько их нужно, каких игрушек лучше избегать, а на каких наоборот сконцентрироваться.

Как игрушки влияют на детей?


Игрушка — важнейшая часть любой культуры. По мнению ученых, какая игрушка — такое и общество. Она как «зеркало» окружающего мира. В ней отражены понятия о хорошем и плохом, о добре и зле, об истинном и ложном. К примеру, в американском обществе, где сейчас активно находит свое развитие идея толерантности и терпимости, появляются игрушки, которые борются с бинарным восприятием пола. Иными словами, детей с детства будут учить, что гендер — это нечто, что не зависит от биологии. В результате на прилавках детских магазинов уже давно появились куклы-транссексуалы, транссексуалки, геи и лесбиянки.

Что хорошо, а что плохо — определяет общество. И игрушки появляются соответствующие этим представлениям. Через игру ребенком усваиваются социальные установки, к примеру, дочки-матери — игра имитирующая семейную жизнь. Через игрушки дети получают информацию о мире (транспорт, оружие, животные), и они же способны подстегнуть интерес ребенка к чему-либо. Взаимодействуя с игрушкой, ребенок всесторонне развивается: нравственно, умственно, физически и эстетически. Поэтому игрушка, живое общение с родителем и книжка — древнейшие педагогические методики для воспитания гармоничной личности.

Много игрушек — много проблем


Но и в этом, как и во многих других жизненных вопросах, нужен баланс. Ученые из университета Толедо выяснили, что большое количество игрушек в доме негативно сказывается на психике ребенка. Они провели простой эксперимент: детей поочередно сажали в комнату где 16 игрушек, и туда, где их было всего четыре.

Выяснилось, что когда дети взаимодействовали с четырьмя игрушками, им было веселей, а сами они были более изобретательны. Когда же их сажали в комнату с большим количеством игрушек, им быстро становилось скучно и у них портилось настроение. Наступало пресыщение.

«Обилие игрушек создает рассеянность мышления. Меньшее количество игрушек позволяет детям сосредоточиться, начать исследовать игрушку и подходить к процессу творчески».

Тем самым, психологи рекомендуют воспитывать детей в нужде, так они начнут ценить подарки и будут быстрее развиваться. При этом специалисты не рекомендуют сразу выбрасывать все игрушки, для эксперимента они советуют оставить ребенка наедине с листком бумаги и посмотреть чем он будет заниматься. Психолог Лариса Суркова рекомендует менять игрушки раз в месяц, оставляя в свободном доступе не более 10. Остальное сложи в коробку и убери куда-нибудь на антресоль. Когда срок подойдет, вытащи и замени игрушки. Так у ребенка сохранится эффект новизны и радость от игрушек.

Телефон: благо или порок?


«Возьми телефон и отстань от меня» — такая модель поведения у многих родителей, которые покупают гаджеты своим детям, чтобы те дали им минуту передышки. Они конечно же скажут, что сделано это было для того, чтобы «ребенок всегда был на связи», но суперспособность смартфона перетягивать на себя все внимание ребенка просто не может не радовать родителя, уставшего от назойливого внимания своего чада. И ведь действительно, времени становится больше, ребенок занят, а ты предоставлен собственным, гораздо более интересным занятиям. Но чем это чревато в долгосрочной перспективе?

Если верить научной информации Американской академии педиатрии, то проблем может быть много: от простого ожирения до задержек в развитии, проблем со сном, депрессий и зависимости от гаджетов. Согласно опубликованным данным, не рекомендуется в принципе использовать гаджеты раньше года и трех месяцев, а если это происходит — обязательно под надзором и во время просмотра фрагментов образовательных передач. Делаем акцент на качестве такого контента и при этом понимаем — живые люди учат эффективнее.

Не рекомендуется отдавать смартфоны в полное распоряжение детям. Лучше контролировать время, проводимое за ними. В противном случае ребенок может хуже себя сдерживать и хуже понимать эмоции и мысли других людей. От двух до пяти лет — не более часа в день и всегда с родителем во время просмотра образовательных передач («Улица Сезам»). При этом папа или мама должны помогать своему ребенку понять, что происходит на экране, и соотносить действия персонажей с реальным миром. После пяти лет нет каких-то строгих ограничений, все индивидуально, но, по мнению психологов, очень важно следить, чтобы в смартфоне не было жестоких игр, видео и передач, где картинки быстро сменяют друг друга. Помни, никакой телефон не заменит живого общения. Люби своего ребенка, будь примером и уделяй побольше времени. Не стоит демонизировать гаджеты и устройства, однако учти, что их надо уметь применять во благо, а не во вред.

Как подобрать игрушку своему ребенку?


Для начала разберемся с тем, каких игрушек стоит избегать. Кандидат психологических наук, сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Иван Кириллов советует избегать следующих игрушек:

  • «Провокаторы». К ним относятся игрушки, издающие громкие и неприятные звуки.
  • Герои и антигерои. Таковой игрушка считается, когда сделана по мотивам злодея или персонажа, который проявляет агрессию. Скорее всего, ребенок будет подражать ему не только в игре, но и в реальности. Случай из жизни автора: племяннику покупают кулаки Халка, и что он делает? Начинает «ломать-крушить» и носиться по комнате с дикими воплями, раздавая тумаки плюшевыми боксерскими перчатками. Не совсем нормальное поведение.
  • Агрессия. По мнению Ивана Кириллова, и Соловья-разбойника можно сделать нормально — без сжатых кулаков или с ними, но при этом во втором случае будет транслироваться агрессия. Или Алешу Поповича с тремя головами, которые отображают разные эмоции. Даже такой банальный игровой момент, как смена головы, может переключить восприятие ребенка, и он станет отрывать головы уже другим игрушкам.

Специалист отмечает, что на сегодняшний день существует не так уж много игрушек, которые напрямую вызывают нежелательное поведение, агрессию или другие негативные эмоции. По мнению Ивана Кириллова, следует покупать игрушки:

  • Соответствующие возрасту ребенка. Это позволит расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр и разнообразить физическую активность.
  • Разные по типу. Мячики, кубики, фигурки, машинки и прочее. Однако если ребенок коллекционирует что-то, то следует подстроиться.
  • Из безопасных материалов. Игрушки проходят обязательную сертификацию, но зачастую те, которые продаются в специализированных магазинах. Если возникают сомнения — от покупки лучше отказаться.
  • Адекватные по цвету, форме, запаху и тактильным ощущениям. Это важно с психологической точки зрения. Восприятие цвета формируется в первые годы жизни, поэтому не стоит брать слишком яркие и неестественные по цвету игрушки. Подходят спокойные «природные» оттенки. Запахи — сюда же: не должно быть резких и неприятных. Касаемо формы, нужно объективно понимать, сможет ли ребенок пораниться об игрушку.
  • Не вызывающие страха и не способствующие фобиям. Тут очень важно внимание взрослого. Если родителю трудно определиться с игрушкой, то лучше идти к психологу. К примеру, есть так называемый «эффект Барби», когда ребенок — обладатель коллекции одноименных кукол — склонен расстраиваться из-за своей непохожести на нее. Это редкое явление, но имеет место быть: иногда дети сравнивают себя не со сверстниками или поп-звездами, а с игрушками.

Если хочешь подробнее ознакомиться с темой воспитания — почитай нашу статью про эффективные подходы к воспитанию детей.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера - это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы - мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.

Как развивается зависимость от компьютерных игр?

Компьютерные игры - интересные. Они используют так называемые “игровые механики” , которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры - и это нас привлекает.

Почему компьютерные игры вызывают зависимость?

Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны - подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.

Зависимость от чего-либо - это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.

Чем опасна зависимость от видеоигр?

Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, - это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, - игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это - работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.

Как понять, что ребенок зависим от компьютера?

Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр , если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе - она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях - стоит задуматься.

Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть - размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит - в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать - это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, - это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего - консультация психолога не помешает.

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

Польза компьютерных игр для детей

У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.

  • Компьютерная реальность безопасней психологически

В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.

В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков - это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.

Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать - ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.

Самые простые - как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные - тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере - да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.

Вред компьютерных игр для детской психики

При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.

Неспособность контролировать время

Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать - не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби .

Отсутствие у ребенка других интересов

Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.

В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования .

Проблемы с общением в реальном мире

В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть - не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.

Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию . Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.

Нервные срывы

Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.

Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.

Можно ли представить жизнь ребенка без игрушки? Родители стараются порадовать, удивить, выполнить желание чада, купив эту забаву. Понимают ли родители, насколько серьезно надо подходить к этому вопросу, и как важна роль игрушки в развитии детей?

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие способностей, эмоционально-нравственной сферы, познавательных процессов. При игре активизируются: воображение, внимание, память, мышление. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей и соответствовать их возрасту. Важно знать различие между полезными и вредными игрушками.

Куклы необходимы как для девочек, так и для мальчиков. Пропорции куклы должны напоминать ребенка, а не сформированное тело взрослого человека. Кукла – пупс является прообразом младенца, и игры с нею вызывают у ребенка желание кормить, нянчить, укладывать спать, лечить, ограждать от разных бед.

У мальчиков, игра с пупсом развивает такие качества, как: мужественность, ответственность, заботливое отношение к окружающим. У девочек формируется чувство любви, материнства, желание создавать и поддерживать семейный очаг

Дети переживают со своей куклой различные события, происходящие в их жизни. В моменты разочарований ребенок обращается к любимой игрушке и находит утешение в игровой иллюзии общения. Играя с куклой, он легче проявляет свои эмоции и чувства, не боится открыться, происходит формирование и реализация творческих способностей, учится общению и познанию себя.

Мягкая игрушка предназначена дарить ребенку нежность. Для правильного развития малыша важно, чтобы игрушка вызывала в воображении образ, который соотносится с реальностью. Например, слоненок должен быть толстеньким, а корова с рогами. А вот зеленого зайца или красного цыпленка ребенку трудно идентифицировать (установить совпадение) с реальным объектом.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Игра в машинки дает представление о правилах дорожного движения, об их различном назначении. Если девочка интересуется машинками или собирает конструктор, в этом нет ничего страшного, наоборот, это полезно для формирования и развития логического мышления, любознательности.

Очень полезно научить ребенка использовать для игры окружающие вещи. Можно воспользоваться природным материалом: песком, снегом, прутиками, камешками, ракушками и т.д. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает камешки — в макароны, листочки — в деньги, песок — в сахар. Перевернутые стулья могут стать автобусом, кораблём. Такое использование в игре предметов, развивает интеллект и фантазию ребёнка.

Игрушки должны помочь детям отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Игрушки с безобразными лицами, непропорциональными формами тела приводят к разрушению целостности психики ребенка, оказывают негативное влияние на формирование здоровой личности ребенка.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, пробуждающих чувства насилия, жестокости, агрессивности. Игрушки-чудовища, скелеты, монстры, покемоны, трансформеры с устрашающими лицами могут научить ребенка безразличному отношению к страданию, способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни. Такие игрушки призывают детей к играм, наполненным злом, формируют отношение к насилию как к норме, разрушают духовность.


* Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и продолжить прерванную игру. Если он знает, что его игра останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать.

* Приучайте убирать за собой игрушки после игры. Просматривайте с ребенком его уголок, вместе мойте игрушки, вытирайте пыль, отбирайте поврежденные, лечите их в детской больнице. Все это поможет воспитать в ребенке дисциплинированность, ответственность, а совместная деятельность укрепит и наполнит положительными эмоциями ваши взаимоотношения.

* Большое количество игрушек, приводит к их обесцениванию в глазах ребенка. Поломав одну, он уверен, что завтра купят другую.

* Обыгрывайте игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Также можно предложить, изготовить совместно своими руками дополнительные атрибуты (сумочку с крестом, фартук, подзорную трубу и т.д.).

* Постарайтесь, что бы Ваш ребенок познавал этот мир через хорошую игрушку. Проявляйте мудрость и дальновидность при ее выборе.

* Если Вы не можете или считаете нецелесообразным приобретение игрушки, которую просит Ваш ребенок, постарайтесь объяснить ему отказ или переключить внимание малыша на что – то другое.

* И, конечно же, дорогие родители, даже самая лучшая игрушка, не заменит общения с любимыми папой и мамой. Разговаривайте с детьми, проводите с ними как можно больше времени, развивайте способность к состраданию, сочувствию, милосердию.

Читайте также: