Как игрушки лечат игрушки

Обновлено: 25.04.2024

Что такое антиигрушка? Виды плохих игрушек. Рекомендации родителям.

ВложениеРазмер
kakoy_dolzhna_byt_igrushka.docx 21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - основной вид деятельности дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использований разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире.

Игрушки являются для ребёнка, той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализуют свои творческие способности, выражает свои чувства, а также учит общаться и познавать себя.

Подбор игрушки- дело серьёзное и ответственное. От успешности зависит не только игра ребёнка, но и прогресс в его развитии.

При выборе игрушки надо учитывать не только их красоту и санитарное – гигиенические свойства, но и возможность психологический эффект.

Главное в выборе игрушки- просто подумать, что она собой представляет и какие качества сформирует.

Ситуация на рынке современных игрушек не простая. С одной стороны полки ломятся от широкого ассортимента. А с другой- выбрать хорошею игрушку довольно сложно.

Какая же игрушка считается хорошей? Детские психологи и мы- воспитатели сходимся во мнении, что правильная игрушка-та, которая несёт добро и вызывает положительные эмоции, а также развивает у ребёнка способность к игровой деятельности.

Сегодня мы поговорим о антиигрушках.

Антиигрушка - это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушка - это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?

Монстры, вурдалаки, киборги, роботы - транс-формеры, устрашающего вида насекомые, и прочие чудовища:


Постоянное искажение образа человека – печальная современная тенденция, касающаяся не только игрушек, но и фильмов, мультфильмов, детских сказок и компьютерных игр. Сейчас стало модно снимать детские фильмы о вампирах, оборотнях, с утрированными и странными выражениями лица, роботах-трансформерах, киборгах, устрашающего вида насекомых и прочих чудовищах. Более того, детей заставляют относиться к ним положительно, сопереживать им, восхищаться ими. То есть героями современных детей больше не являются доблестные рыцари и отважные Иван-Царевичи – теперь они восторгаются и хотят быть похожи на разную нечисть со страшной наружностью и ужасной внутренней природой.

Психологи бьют тревогу. Дело в том, что ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

Если начистоту, то страшные игрушки существовали во все времена. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие примеры из сказок (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Горгона). Однако устрашающая внешность этих персонажей соответствует их внутренней сущности: они страшные, потому что злые. Такие игрушки предназначаются для обыгрывания негативных эмоций ребенка, для осознания и оценки собственных некрасивых и неправильных поступков.

И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добром и злом.

Игрушки в виде монстров, мертвецов и вампиров запросто могут привести к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека.

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) -это квази-игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух - трёх лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров.

Барби- блондинки, брюнетки. с особняками и симпатичными женихами Кенами.Воспитываясь рядом с этой куклой девочки понимают, что не соответствуют параметрам этой куклы-идеал, образ которой прочно отложится детском подсознании. Это для девочки может быть определённой психологической травмой.

Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Что плохого в этих игрушках - это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

Игрушка это любой предмет, используемый ребенком в игре. Психологи исследовали, могут ли дети применять предметы – заместители: например, играть бруском как машинкой или ластиком как кусочком мыла. Оказалось, что для умственно отсталых детей эти действия практически не возможны. Чем лучше ребенок может обосновать связь между реальным предметом и предметом – заместителем, тем лучше он готов к школе.

Как игрушки лечат? Игрушки для помощи маленькому пациенту, начала применять в психоанализе немецкий психоаналитик М. Кляйн. Это были простые немеханические игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки, качели, поезда, самолеты, животные, кубики, дома, мячи. Для творческого самовыражения в комнате были также бумага, ножницы, клей, карандаши, мелки и тазик с водой. Ребенку не указывали, во что играть: он сам выражал с помощью игры свои переживания, фантазии и тревоги, а психолог лишь пыталась понять и интерпретировать их, то есть сообщить ребенку, что с ним происходит.

Какие игрушки помогают проживать свои проблемы и преодолевать их?

Первая группа

Игрушки помогающие осваивать мир взрослых. Это докторский набор, набор посуды и игрушечных продуктов, машинки, набор для игры в магазин, кукольный дом с мебелью и кукольной семьей. Последний можно сделать самим – из коробки для обуви, кукол разных размеров и самодельной одежды: это гораздо «человечней», чем интерьеры Барби. Сюда относятся и куклы, одетые как строительные рабочие, полицейские, врачи, моряки, космонавты и т. д. Для девочки важно проигрывание роли женщины – для этого ей нужны одежда, косметика, украшения. Не пожалейте для дочери использованных тканей, помады, пузырьков от духов, красивого куска ткани, кружевной рубашки.

Вторая группа

Игрушки для отреагирования (этим термином психологи называют выражение, выброс отрицательных эмоций); пистолеты, наручники, резиновый нож, солдатики, а также агрессивные животные – тигр с открывающейся пастью, змея, крокодил, лев. Военные игрушки для мальчика – это не только способ выражения отрицательных эмоций, но и возможность освоения мира взрослых, примеривание роли героя – спасателя. По этому поводу вспоминаются слова одного очень опытного психоаналитика: «Пусть лучше ребенок в 3 года стреляет из игрушечного пистолета, чем в 30 лет – из настоящего.».

Третья группа

Игрушки выполняющие защитную функцию помогают ребенку почувствовать себя в безопасности. Английский врач и психоаналитик Д. Винникот ввел понятие «переходного объекта». Это предмет, присвоенный младенцем и ставший для него важным. Малыш спит с мягкой игрушкой, сосет или мнет одеяло и это помогает ему пережить моменты одиночества и неуверенности; такие вещи утешают, действуют как успокоительное. «Эти предметы, - писал Винникот в книге «Разговор с родителями», - на полпути между тем, чтобы быть частью младенца и быть частью внешнего мира.» Они могут сохранятся до школы как игрушка, с которой ребенок укладывается спать.

Другой вид защиты – это построение убежища, например под столом или в углу. Это «свой домик» - индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. В игровой комнате можно поставить дом – стенку, в котором занавесить окна. Ребенок там может лечь спать, звонить кому-то понарошку по телефону или кушать. Он может позвать взрослого в гости, например на день рождения. Выход ребенка из убежища бывает похож на второе рождение. Так, пятилетняя Катя на одном из сеансов вдруг стала вылезать из нижнего окна домика вперед ногами. Она говорила, что она – Баба Яга, вылезает из печки. Оказывается, она действительно рождалась ножками вперед.

Четвертая группа

: игрушки – песок и вода. Они тоже выполняют функцию ослабления эмоций, их возможности безграничны, по желанию ребенка они могут превращаться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с ними, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей. Кубики тоже можно отнести к этой группе – их можно швырять, а можно строить из них дома. «Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать и разрушать» пишет Г. Лендрет в своей книге «Игровая терапия: искусство отношений». Другие материалы для творческого самовыражения – пластилин, глина, тесто, ножницы, клей, бумага. В книге Д Эйнон «Творческая игра» приводиться множество видов игр с ними: грязная игра, спокойная игра, игра – работа. Для таких игр рекомендуется выделять определенное место и время. Вообще твердые ограничения очень важны для ребенка – это стены, на которые он может опереться, внутри которых чувствует себя в безопасности.

Пятая группа

: настольные игры. Очень важная игра для развития целеустремленности – это мишень с дротиками, настольный футбол, подкидные колпачки и т. д., формируют азарт, соревновательность.

Игрушки из фетра

Игрушки из фетра Приближается Новый год, и мы уже готовы воплотить в жизнь все праздничные идеи. Что бы создать новогоднюю атмосферу дома или в группе я.

Дымковские игрушки

Дымковские игрушки "Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. " Село Дымково уже.

Фотоотчет о проекте «Игры, которые лечат»

Фотоотчет о проекте «Игры, которые лечат» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 2015/2016 учебный год (долгосрочный) Автор проекта: Епифанова Ю. А. Участники проекта:.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Колокольчик»» в технике «канзаши» ко «Дню елочной игрушки на МAAM»

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Колокольчик»» в технике «канзаши» ко «Дню елочной игрушки на МAAM» Предлагаю вам смастерить елочную игрушку - колокольчик с использованием техники «канзаши». Необходимые материалы и инструменты: •.

Игрушки из фоамирана

Игрушки из фоамирана Предлагаю вашему вниманию оценить мое творческое увлечение " Изготовление игрушек из фоамирана". Методические пособия из этого материала.

Мини-музей «Игрушки»

Мини-музей «Игрушки» Мини-музей «Игрушки» группы №3 «Капитошка». Цели: 1. Ознакомить детей с разными видами игрушек 2. Дать общее представление о понятии «игрушка».

Мои вязаные игрушки

Мои вязаные игрушки Мне нравится вязать и учить этому своих школьников. И сейчас, во время отпуска, появилась возможность отвлечься и вязать для своего удовольствия.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки 17 декабря мы с детьми посетили наш музей. В музее проходит выставка старинные новогодние игрушки. На стеклянных полочках стояли дедушка.

Игрушки для помощи маленькому пациенту, начала применять в психоанализе немецкий психоаналитик М. Кляйн. Это были простые немеханические игрушки : маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки, качели, поезда, самолеты, животные, кубики, дома, мячи. Для творческого самовыражения в комнате были также бумага, ножницы, клей, карандаши, мелки и тазик с водой. Ребенку не указывали, во что играть: он сам выражал с помощью игры свои переживания, фантазии и тревоги, а психолог лишь пыталась понять и интерпретировать их, то есть сообщить ребенку, что с ним происходит.

Какие игрушки помогают проживать свои проблемы и преодолевать их?

Первая группа: игрушки, которые помогают осваивать мир взрослых. Это докторский набор, набор посуды и игрушечных продуктов, машинки, набор для игры в магазин, кукольный дом с мебелью и кукольной семьей. Последний можно сделать самим – из коробки для обуви, кукол разных размеров и самодельной одежды: это гораздо «человечней», чем интерьеры Барби. Сюда относятся и куклы, одетые как строительные рабочие, полицейские, врачи, моряки, космонавты и т. д. Для девочки важно проигрывание роли женщины – для этого ей нужны одежда, косметика, украшения. Не пожалейте для дочери использованных тканей, помады, пузырьков от духов, красивого куска ткани, кружевной рубашки.

Вторая группа: игрушки для отреагирования (этим термином психологи называют выражение, выброс отрицательных эмоций); пистолеты, наручники, резиновый нож, солдатики, а также агрессивные животные – тигр с открывающейся пастью, змея, крокодил, лев. Военные игрушки для мальчика – это не только способ выражения отрицательных эмоций, но и возможность освоения мира взрослых, примеривание роли героя – спасателя. По этому поводу вспоминаются слова одного очень опытного психоаналитика: «Пусть лучше ребенок в 3 года стреляет из игрушечного пистолета, чем в 30 лет – из настоящего.».

Третья группа: игрушки выполняющие защитную функцию помогают ребенку почувствовать себя в безопасности. Английский врач и психоаналитик Д. Винникот ввел понятие «переходного объекта». Это предмет, присвоенный младенцем и ставший для него важным. Малыш спит с мягкой игрушкой, сосет или мнет одеяло и это помогает ему пережить моменты одиночества и неуверенности; такие вещи утешают, действуют как успокоительное. «Эти предметы, - писал Винникот в книге «Разговор с родителями», - на полпути между тем, чтобы быть частью младенца и быть частью внешнего мира.» Они могут сохранятся до школы как игрушка, с которой ребенок укладывается спать.

Другой вид защиты – это построение убежища, например под столом или в углу. Это «свой домик» - индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. В игровой комнате можно поставить дом – стенку, в котором занавесить окна. Ребенок там может лечь спать, звонить кому-то понарошку по телефону или кушать. Он может позвать взрослого в гости, например на день рождения. Выход ребенка из убежища бывает похож на второе рождение. Так, пятилетняя Катя на одном из сеансов вдруг стала вылезать из нижнего окна домика вперед ногами. Она говорила, что она – Баба Яга, вылезает из печки. Оказывается, она действительно рождалась ножками вперед.

Четвертая группа: игрушки – песок и вода. Они тоже выполняют функцию ослабления эмоций, их возможности безграничны, по желанию ребенка они могут превращаться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с ними, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей. Кубики тоже можно отнести к этой группе – их можно швырять, а можно строить из них дома. «Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать и разрушать» пишет Г. Лендрет в своей книге «Игровая терапия: искусство отношений». Другие материалы для творческого самовыражения – пластилин, глина, тесто, ножницы, клей, бумага. В книге Д Эйнон «Творческая игра» приводиться множество видов игр с ними: грязная игра, спокойная игра, игра – работа. Для таких игр рекомендуется выделять определенное место и время. Вообще твердые ограничения очень важны для ребенка – это стены, на которые он может опереться, внутри которых чувствует себя в безопасности. В последнее время завоевал популярность кинетический или космический песок, который легко принимает любую форму и в то же время очень пластичный и податливый.

Пятая группа: настольные игры. Очень важная игра для развития целеустремленности – это мишень с дротиками, настольный футбол, подкидные колпачки и т. д., формируют азарт, соревновательность.

Консультация для родителей «Что ответить ребенку, когда он говорит «Я не умею» Каждый новый навык отдаляет ребенка от родителей. Поначалу такая самостоятельность в радость, но праздничные достижения быстро превращаются.

Консультация для родителей «Игры лечат» Для Вас, родители! Игры – лечат! Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми.

Консультация для родителей «Когда начинать занятия музыкой с педагогом и сколько заниматься?» Когда же наступает момент, с которого вашего малыша можно отдать в профессиональные руки? Сейчас мы не говорим о занятиях музыкой в детском.

Консультация для родителей «Когда огонь бывает злым» Дети, словно, мотыльки бессознательно тянуться к огню, который так легко вызвать с помощью спичек. А их они видят ежедневно, ежечасно в руках.

Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Очень важно отличить гиперактивных.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка, когда он не слушается?» Можно ли всегда найти подход к своим детям? Помочь им? Когда малыш не слушается, не реагирует на ваши замечания, то в этом случаи тяжело.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация для родителей «Когда не хватает слов» Мастер-класс «Когда не хватает слов…» Цель: познакомить родителей с невербальными средствами общения (жестами). Мы говорим о силе слова.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки»

Воспитатель: Давайте дружно все поздороваемся с ними.

Воспитатель: Одну куклу зовут - Света, а другую - Наташа.

Я подготовила заранее халаты, которые хочу примерить и одеть нашим куклам.

(Воспитатель одевает кукол)

Воспитатель: А теперь, ребята, внимательно посмотрите на них. Я одела им халаты белого цвета. Как вы думаете, кем эти куклы смогут работать?

Дети: Врачами, медсёстрами.

Воспитатель: Верно. А как вы догадались?

Ребёнок 1: У них белые халаты, и на них красные крестики.

Воспитатель: Правильно. У меня на столе лежит медицинская сумка. Подумайте внимательно и скажите, что в ней может лежать.

Ребёнок 2: Шприц.

Воспитатель: Верно. А давайте посмотрим, что же в неё ещё лежит.

(Воспитатель открывает и достаёт из сумки: шприц, вату, бинт, градусник, таблетки)

Воспитатель: Это всё нужно врачам, значит мы отдадим всё куклам, и они будут будут врачами. А кого они смогут лечить?

Ребёнок 3: Наши игрушки.

Воспитатель: Да, игрушки, которые живут в нашей группе.

Вот игрушки заболели,

Мы должны им всем помочь!

Всех их вылечить, только потом -

Дружно с ними поиграть.

Воспитатель: Дети, посмотрите у нас есть больные игрушки? Наши куклы: Света и Наташа обязательно их вылечат.

(Дети по-очереди подходят к куклам и говорят, что болит у игрушки. А куклы-врачи лечат всех больных)

Воспитатель: Вот и вылечили всех мы больных!

И больные игрушки теперь не болеют, их полечили наши врачи. И у нас всё в порядке! Все здоровы! Но, а мы обязательно их должны поблагодарить, и сказать "Спасибо!"

(Дети благодарят кукол)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Наше занятие уже подошло к концу.

А после него вы можете поиграть в игру "Доктор".

(Идёт самостоятельная, игровая деятельность детей)

Спасибо за внимание!

Конспект занятия по развитию речи на тему «Описание игрушки» в первой младшей группе Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 61» Конспект по развитию речи Тема: «Описание игрушки».

Конспект по развитию речи в 1 младшей группе на тему «Игрушки в гости к нам пришли!» Тема: "Игрушки в гости к нам пришли!." Цель: помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия животных. Задачи: учить узнавать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Игрушки для зверят» Цель: напомнить содержание ранее прочитанного произведения «Доктор Айболит»; Закрепить умение детей пользоваться словами, обозначающими.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Игрушки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на теме «Игрушки» Обучающие задачи: • расширять знания детей по теме «Игрушки» • развивать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые игрушки» по стихам А. Л. Барто Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые игрушки» По стихам А. Л. Барто Цели: - продолжать развивать интерес к.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Мои любимые игрушки» Программные задачи: Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Наши игрушки» по стихотворениям А. Л. Барто Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Наши игрушки» По стихам А. Л. Барто. Образовательные области: социально - коммуникативное.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Игрушки» Конспект занятия в средней группе. Развитие речи. Тема: "Игрушки" Тема: «Игрушки» Рассказывание об игрушках Программное содержание • Учить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Описание игрушки. Грузовик» Конспект занятия во второй младшей группе. Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения Тема: Описание игрушки (грузовик).

Конспект занятия по развитию речи «В гости к нам пришли игрушки» во второй младшей группе Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к нам пришли игрушки» Интегрируемые образовательные области: - Познание.

Игрушка это любой предмет, используемый ребенком в игре. И от нас с вами зависит чем станет этот предмет в руках ребенка и как это отразится на его психике.

ВложениеРазмер
kak_igrushki_lechat.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

«Как игрушки лечат»

Игрушка это любой предмет, используемый ребенком в игре. Психологи исследовали, могут ли дети применять предметы – заместители: например, играть бруском как машинкой или ластиком как кусочком мыла. Оказалось, что для умственно отсталых детей эти действия практически не возможны. Чем лучше ребенок может обосновать связь между реальным предметом и предметом – заместителем, тем лучше он готов к школе.

Как игрушки лечат? Игрушки для помощи маленькому пациенту, начала применять в психоанализе немецкий психоаналитик М. Кляйн. Это были простые немеханические игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки, качели, поезда, самолеты, животные, кубики, дома, мячи. Для творческого самовыражения в комнате были также бумага, ножницы, клей, карандаши, мелки и тазик с водой. Ребенку не указывали, во что играть: он сам выражал с помощью игры свои переживания, фантазии и тревоги, а психолог лишь пыталась понять и интерпретировать их, то есть сообщить ребенку, что с ним происходит.

Какие игрушки помогают проживать свои проблемы и преодолевать их?

Первая группа: игрушки помогающие осваивать мир взрослых. Это докторский набор, набор посуды и игрушечных продуктов, машинки, набор для игры в магазин, кукольный дом с мебелью и кукольной семьей. Последний можно сделать самим – из коробки для обуви, кукол разных размеров и самодельной одежды: это гораздо «человечней», чем интерьеры Барби. Сюда относятся и куклы, одетые как строительные рабочие, полицейские, врачи, моряки, космонавты и т.д. Для девочки важно проигрывание роли женщины – для этого ей нужны одежда, косметика, украшения. Не пожалейте для дочери использованных тканей, помады, пузырьков от духов, красивого куска ткани, кружевной рубашки.

Вторая группа: игрушки для отреагирования (этим термином психологи называют выражение, выброс отрицательных эмоций); пистолеты, наручники, резиновый нож, солдатики, а также агрессивные животные – тигр с открывающейся пастью, змея, крокодил , лев. Военные игрушки для мальчика – это не только способ выражения отрицательных эмоций, но и возможность освоения мира взрослых, примеривание роли героя – спасателя. По этому поводу вспоминаются слова одного очень опытного психоаналитика: «Пусть лучше ребенок в 3 года стреляет из игрушечного пистолета, чем в 30 лет – из настоящего.».

Третья группа: игрушки выполняющие защитную функцию помогают ребенку почувствовать себя в безопасности. Английский врач и психоаналитик Д. Винникот ввел понятие «переходного объекта». Это предмет, присвоенный младенцем и ставший для него важным. Малыш спит с мягкой игрушкой, сосет или мнет одеяло и это помогает ему пережить моменты одиночества и неуверенности; такие вещи утешают, действуют как успокоительное. «Эти предметы, - писал Винникот в книге «Разговор с родителями», - на полпути между тем, чтобы быть частью младенца и быть частью внешнего мира.» Они могут сохранятся до школы как игрушка, с которой ребенок укладывается спать.

Другой вид защиты – это построение убежища, например под столом или в углу. Это «свой домик» - индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. В игровой комнате можно поставить дом – стенку, в котором занавесить окна. Ребенок там может лечь спать, звонить кому-то понарошку по телефону или кушать. Он может позвать взрослого в гости, например на день рождения. Выход ребенка из убежища бывает похож на второе рождение. Так, пятилетняя Катя на одном из сеансов вдруг стала вылезать из нижнего окна домика вперед ногами. Она говорила, что она – Баба Яга, вылезает из печки. Оказывается, она действительно рождалась ножками вперед.

Четвертая группа: игрушки – песок и вода . Они тоже выполняют функцию ослабления эмоций, их возможности безграничны, по желанию ребенка они могут превращаться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с ними, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей. Кубики тоже можно отнести к этой группе – их можно швырять, а можно строить из них дома. «Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать и разрушать» пишет Г. Лендрет в своей книге «Игровая терапия: искусство отношений». Другие материалы для творческого самовыражения – пластилин, глина, тесто, ножницы, клей, бумага. В книге Д Эйнон «Творческая игра» приводиться множество видов игр с ними: грязная игра, спокойная игра, игра – работа. Для таких игр рекомендуется выделять определенное место и время. Вообще твердые ограничения очень важны для ребенка – это стены, на которые он может опереться, внутри которых чувствует себя в безопасности.

Пятая группа: настольные игры. Очень важная игра для развития целеустремленности – это мишень с дротиками, настольный футбол, подкидные колпачки и т.д., формируют азарт, соревновательность.

Читайте также: