Как лепить каргопольскую игрушку

Обновлено: 15.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан.

Цель: Практическое освоение участниками мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.

1. Познакомиться с русским художественным керамическим промыслом – каргопольской игрушкой.

2. Раскрыть символическое значение орнамента в росписи глиняной игрушки.

3. Научить участников мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность занятия: 50 минут.

Материалы и оборудование:

1. Наглядные материалы:

- выставка традиционных каргопольских глиняных игрушек обучающихся в студии «Глиняная игрушка» и педагога;

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.

2. Учебно-дидактическое обеспечение:

3. Материалы и инструменты:

- дощечки для работы с глиной;

- стаканы с водой;

4. Технические средства:

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.

Ход занятия (слайд №1)

- Прежде всего мне хотелось бы услышать от вас, что вы знаете о каргопольской игрушке?

- Каргопольская игрушка - русский художественный керамический промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали глиняную посуду: печные горшки, миски, кринки. Некоторые мастера лепили глиняные игрушки. (слайд № 2 фото города)

- Мне очень интересно узнать, какие образы каргопольской традиции вам наиболее известны?

- Каргопольскую игрушку можно сразу отличить от яркой дымковской и филимоновской (слайд № 3 сравнение игрушек) по приземистой форме, глухой окраске, орнаменту. По своему характеру и сдержанной внутренней силе она близка к язычеству. В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: (слайд № 4) образы животных (конь, олень, медведь и др.), людей и сказочные персонажи.

Одним из таких персонажей является образ Полкана.

- Знаете ли вы кто такой Полкан?

(слайд № 5) Это фантастическое существо, полуконь-получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан – это символ огромного, доброго богатыря, защитника людей от зла, богатырь, наделенный несокрушимой народной силой.

- В каких других культурах встречается похожий образ?

Мастерица Ульяна Ивановна Бабкина, которой принадлежит заслуга возрождения и сохранения одного из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке – Полкана, лепила и приговаривала: «Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые. А на них золотые копыта».

(слайд № 6) фото У. И. Бабкиной

Постановка цели занятия

- Сегодня я предлагаю слепить эту необычную игрушку по традиционной технологии.

Планирование предстоящей работы

- Возьмите, пожалуйста, в руки Полкана, рассмотрите его и попытайтесь определить этапы изготовления игрушки. (слайд № 7)

- А может быть, кто-то из вас знает, что означает орнамент, который нанесен на игрушку? (слайд № 8)

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Все узоры, которые вы видите, являются символами солнца, земли, зерен. (слайд № 9). Основное занятие каргопольских мастеров – землепашество. Не случайно поэтому знаки солнца, земли, зерен как пожелание благополучия украшают их игрушки.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и годичный бег солнца вокруг земли. Крест – означает то, что солнце светит на все 4 стороны и все времена года о него зависят.

Древнейший мотив народного орнамента – «древо жизни». Иногда кружками на концах ветвей обозначены плоды. Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в скобки. Они символизируют засеянное поле.

Волнистые линии – обозначают воду (дождь).

Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.

Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось.

К сожалению современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, скульптурки все больше тяготеют к натурализму, а роспись становится более конкретной, чем это принято традицией.

Практическая работа

Технология изготовления игрушки:

Каргопольские игрушки лепят пластическим способом лепки, т.е. из одного кусочка глины:

1. Приступая к изготовлению Полкана, мы берем в руки хорошо промятый кусок глины и скатываем между ладонями валик.

2. Затем сгибаем валик по середине ровно на 90 градусов.

3. Левой рукой держим игрушку, а правой начинаем распределять глину на ноги. Распределили. И сразу начинаем влажными пальцами вытягивать столбики ног, которые широко расставлены и плавно сужаются книзу.

4. После того, как сделали ноги, четырьмя пальцами из задней части фигурки начинаем вытягивать хвостик. Он небольшой, аккуратный, направлен вниз.

5. Следующий этап – вылепливание верхней части фигурки. Сначала распределяем глину на руки и голову, затем снова влажными пальцами выравниваем руки, одна из которых направлена вверх, другая – вниз. Голову формируем на высокой шее с выступающим вперед массивным подбородком.

6. Для изготовления шляпы берем в руки небольшой кусочек глины, катаем в шарик и лепим из него шляпу с широкими полями. Затем тщательно примазываем ее к голове.

7. Для завершения образа, необходимо сделать нос и острым инструментом наметить на лице Полкана глаза и рот.

Вот и готов наш Полкан!

Вам лишь осталось обжечь игрушку в муфельной печи и расписать ее.

Оценка работы, подведение итогов

- Пришло время подведения итогов нашего мастер-класса. Я хотела бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали и чему научились? Как можете применить полученные знания в работе с детьми?

- В свою очередь, я хочу сказать мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей! Всего вам доброго!

И сейчас традиция лепки игрушки живет в Каргополе. Здесь находиться училище, и множество художественных школ, которые передают традицию детям. Здесь каждый год проходит большой фестиваль-конкурс игрушки, праздник, на котором весело всем, и взрослым и детям.

Когда организовали цех каргопольской игрушки, то мастеров в нем было совсем не много, около тридцати человек. Наряду с мастерами-надомниками Д.В. и К.П. Шевелевыми, С.И. Рябовым, С.Е. Дружининым, пришла сюда и увлеченная красотой и мудростью народного искусства молодежь, сменившая свою первую профессию - Т.С. Водяницкая, С.Н. Яковлева, А.Ф. Шевелева, Е.А. Пискунова и многие другие. Когда же встал вопрос о продолжении традиции игрушки, о том, что мастерство лепки и понимание души игрушки воспринимаются с малых лет, когда дети сперва мяли глину, затем пробовали сами лепить, обжигать и красить игрушки; теперь же получалось так, что в игрушку приходили мастера "со стороны", которым нужно было органично вливаться в традицию, причем не просто копировать произведения мастеров прошлого, но и вносить новые сюжеты, давать новую жизнь игрушке.

Первый шаг в этом направлении сделал А.П. Шевелев, организовав при городском Доме пионеров кружок глиняной игрушки. С 1963 года в школах, а затем в педучилище руководил такими кружками. Позже возникла Школа искусств. И теперь при обучении детей основам лепки игрушки используются разработанные этими мастерами педагогические программы, позволяющие воспринять всю мощь народного искусства органично со своим внутренним миром.

Когда ребятишки приступают к своим учениям, им не терпеться побыстрее слепить человеческую фигурку. Но учитель не торопиться. Первое серьезное задание - слепить шарик. Не скатать его в ладошках, а именно вылепить ровный круглый объем, работая всеми пальцами. Затем они раскрасят их, как мячи или елочные украшения. Потом они будут лепить целиндрик и конус - исходные формы каргопольской игрушки. Первая игрушка, с которой начинается обучение лепке, - собачка. Мастер может сделать крепкого невозмутимого деревенского пса со степенным добродушным выражением на морде, но чаще возникает другой характер, подвижная, с повернутой головой и расставленными лапами собака, у которой в зубах кость, а на спине сидит птичка.

Вы можете попробовать вылепить барыню по мотивам каргопольской игрушки. Для этого кусок глины, предназна­ченный для лепки, надо поделить на несколько частей для изготовления торса, юбки, рук и головного убора. Смотрите последовательные этапы лепки:


Лепим торс с головой. Катаем глиняный цилиндр, на­мечаем голову и слегка ее округляем. Шея у игрушки оста ется толстой (иначе сломается).


Лепим юбку-колокол. 1-й способ — метод кругового на-лепа: катаем колбаски толщиной 1см в диаметре. Каждая последующая должна быть немного короче предыдущей. Начинаем с самой большой. Сворачиваем ее в кольцо. Затем укладываем на него кольцо из следующей колбаски и т. д. Каждое глиняное кольцо прижимаем к предыдущему. У вас получилась глиняная пирамида.


Чтобы юбка не разваливалась, надо каждую сторону за­гладить — и снаружи, и внутри.

2-й способ. Кусок ткани намочить и отжать. Кладем гли­няный шар на ткань, закрываем его и прокатываем скалкой либо стеклянной бутылкой. Получаем глиняный блин тол щиной до 0,5—0,8 см. Вырезаем из него сектор и получен ную фигуру сворачиваем в конус. Места соединения замазы ваем.


3-й способ — выбирание стекой. Лепим глиняный конус и затем выбираем глину стекой или ложкой. Юбка готова.


Присоединяем туловище к юбке. Лепим руки. Примазываем со всех сторон и сворачива ем их калачиком. Делаем кокошник — вытягиваем голову и спереди примазываем полоску и серьги.

Для шляпы берем шарик, превращаем его в цилиндр. Поля либо оттягиваются от цилиндра, либо налепливается кол баска и примазывается. Поля не должны быть широкими.

Выглаживаем всю фигурку. Если у вас есть возможность обжечь высохшую игрушку в муфельной школьной печи, то обжигайте ее в течение 3 часов при температуре 400—450°.

После обжига ее белят водоэмульсионной краской и расписывают гуашью или темперой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выполнила Т.В. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 135 «Дюймовочка», г. Архангельск


Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Управление дошкольной общеобразовательной организацией


Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО


«Для чего нужно и кому подходит рисование двумя руками!?»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила Т.В. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 135 «Дюймовочка», г. Архангельск

Выполнила Т.В. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 135 «Дюймовочка», г. Архангельск

Из куска глины скатать столбик

Из куска глины скатать столбик

Сделаем из столбика катушку. Для этого от середины столбика глину переместим.

Сделаем из столбика катушку. Для этого от середины столбика глину переместим к краям Сначала с одной стороны Затем с другой Получится вот такая катушка

С одной стороны катушки делаем надрез Формируем ноги коня

С одной стороны катушки делаем надрез Формируем ноги коня

Вытягиваем ноги с противоположной стороны катушки

Вытягиваем ноги с противоположной стороны катушки

В итоге должно получиться вот так

В итоге должно получиться вот так

Часть глины с одного из верхних краёв катушки передвигаем в противоположную с.

Часть глины с одного из верхних краёв катушки передвигаем в противоположную сторону для изготовления торса

С противоположной от торса стороны техникой защипа формируем хвост Полкана

С противоположной от торса стороны техникой защипа формируем хвост Полкана

В своей верхней части хвостик должен быть узким и расширяться книзу

В своей верхней части хвостик должен быть узким и расширяться книзу

Для изготовления рук и головы Полкана верхнюю часть торса делим на три части.

Для изготовления рук и головы Полкана верхнюю часть торса делим на три части Формируем руки. Они должны быть округлыми (в форме колбасок) Для изготовления головы закругляем верхнюю часть заготовки

Из отдельного куска глины скатываем колбаску Примазываем её к лицевой части

Из отдельного куска глины скатываем колбаску Примазываем её к лицевой части

Формируем бороду в виде лопаты Сглаживаем места соединения бороды с головой и.

Формируем бороду в виде лопаты Сглаживаем места соединения бороды с головой и шеей

Из маленького кусочка глины способом примазывания лепим нос Полкана Сглаживае.

Из маленького кусочка глины способом примазывания лепим нос Полкана Сглаживаем места соединения носа с головой

Скатываем жгутик, слегка сплющивая его Обводим жгутиком вокруг головы по пери.

Скатываем жгутик, слегка сплющивая его Обводим жгутиком вокруг головы по периметру, формируя шляпу

Придаём игрушке смысловое значение через расположение рук. Например, одна рук.

Придаём игрушке смысловое значение через расположение рук. Например, одна рука на боку, вторая поднята в приветствии Верхняя часть каждой руки надрезается стеком на две неравные части – создавая подобие открытой ладони

С помощью заострённой палочки делаем глаза и рот Полкана Делаем лучики на бор.

С помощью заострённой палочки делаем глаза и рот Полкана Делаем лучики на бороде

Придаём законченность игрушке с помощью мелких деталей – пуговиц, погон, гарм.

Придаём законченность игрушке с помощью мелких деталей – пуговиц, погон, гармошки

Игрушка готова

 По материалам книги В.Н. Бурчевского «Глины не мять – красоты не видать»

По материалам книги В.Н. Бурчевского «Глины не мять – красоты не видать»

Краткое описание документа:

Презентация по лепке из глины каргопольской глиняной игрушки "Полкан" предназначена для проведения продуктивной деятельности с детьми подготовительной к школе группы детского сада. Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Данную презентацию также можно использовать для проведения мастер-класса с родителями воспитанников.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 481 материал в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Оставьте свой комментарий

  • 17.07.2019 1441
  • PPTX 8.2 мбайт
  • 40 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тищенко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

32 минуты

«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

111 минут

«Система экологического образования: организация работы по формированию экологического сознания личности»

125 минут

«Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан

Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан

г.Каргополь Архангельской областиКрай с богатой историей и природой

г.Каргополь
Архангельской области
Край с богатой историей и природой

Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка – русский художественный керамич.

Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка – русский художественный керамический промысел

Каргопольская игрушка отличается от яркой дымковской и филимоновской приземи.

Каргопольская игрушка отличается от яркой дымковской и филимоновской приземистой формой, «глухой» окраской, орнаментом.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, люд.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, люди и сказочные персонажи.

Полкан – мифическое существо, полуконь-получеловек, пришедший из народных лег.

Полкан – мифическое существо, полуконь-получеловек, пришедший из народных легенд и преданий.
Полкан – это символ огромного богатыря, наделенного огромной народной силой, защитника людей от зла.

Мастерица Ульяна Бабкина лепила игрушку и приговаривала: “Полкана-богатыря сд.

Мастерица Ульяна Бабкина лепила игрушку и приговаривала: “Полкана-богатыря сделаю.
В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая.
А на груди – солнышко.
Ноги – что у коня – быстрые. А на них золотые копыта”.
Заслуга возрождения и сохранения сказочного образа
Полкана принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной.

Этапы изготовления традиционной каргопольской глиняной игрушки Полкан.1.2.3.4.

Этапы изготовления традиционной каргопольской
глиняной игрушки Полкан.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Что означает орнамент, который нанесен на игрушку?

Что означает орнамент, который нанесен на игрушку?

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Все узор.

В древние времена каждый элемент орнамента имел
конкретное значение. Все узоры являются символами
солнца, земли, зерен.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и годичный бег со.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и
годичный бег солнца вокруг земли. Крест означает то, что солнце
светит на все стороны, и все времена года зависят от него.

Древнейший мотив народного орнамента – “Древо жизни”. Иногда кружками на конц.

Древнейший мотив народного орнамента – “Древо жизни”.
Иногда кружками на концах ветвей обозначены плоды.

Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в скобки. Они символизирую.

Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в
скобки. Они символизируют засеянное поле.

Волнистые линии обозначают воду, дождь. Прямые линии орнамента – борозды вспа.

Волнистые линии обозначают воду, дождь.
Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.

Этапы изготовления традиционной каргопольской глиняной игрушки Полкан.1.2.3.4.

Этапы изготовления традиционной каргопольской
глиняной игрушки Полкан.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 481 материал в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2015 2782
  • PPTX 4.5 мбайт
  • 89 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

59 минут

«Расстройства пищевого поведения»

65 минут

«Инклюзия – это реальность или фея?»

73 минуты

«Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Читайте также: