Как мыши кота хоронили богородская игрушка

Обновлено: 19.04.2024




Большое значение для народного искусства XIX века имели лубочные картинки. Их влияние и прямое использование в качестве оригиналов для многих произведений наглядно отразилось в деревянной игрушке. Одним из интереснейших и очень популярным среди лубочных картинок был сюжет "Похороны кота, или Небылица в лицах".
…Немало бед терпело мышиное племя от коварного кота. И когда показалось мышам, что кот лежит мертвый, они решили устроить своему врагу пышные похороны, а себе праздник. Уложили мыши кота на санки, но лапы ему на всякий случай связали. Многие мыши в сани впряглись, а другие со всех сторон стали подталкивать. И повезли мыши кота хоронить. Тут в самый разгар торжественной церемонии притворщик ожил, легко мышиные путы разорвал и набросился на своих врагов. Много потерь понес тогда мышиный род.

Ерошкин Ф. Д.


The Mice Burying the Cat

Late 19th – Early 20th century

Wood, carving. 96 х 19 х 14

Cheap popular prints were very important for folk art of the 19 th century. Their influence and direct use as originals for many works was clearly reflected in the wooden toy. One of the most interesting and widely distributed popular prints was the plot "The funeral of a cat, or The malarkey in characters".

. A lot of problems brought the cunning cat to the mice. And when it seemed to the mice that the cat was lying dead, they decided to arrange a lavish funeral for their enemy, and a holiday for themselves. They put the cat into the sledges, and they tied its paws just in case. Many mice harnessed in the sledge, and others began to push from all sides. But in the midst of the solemn ceremony, the pretending cat came to life; he easily ripped mice's bonds and attacked them. Then the mice suffered huge losses.

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.



По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».


Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.



Материалом для изготовления богородских художественных изделий служит мягкая древесина осины, ольхи, липы.

Зоркая наблюдательность, богатая фантазия и юмор присуши богородским мастерам. Убедительная реальность в передаче фантастических образов и сказочная поэтизация действительности говорят о глубокой народности искусства богородской резьбы. Для изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы, которая превосходно передает оперенье птиц, шерсть животных, с гладкой поверхностью.


Основываясь на древней традиции русских мастеров резьбы по дереву, богородские резчики делают изделия без предварительных эскизов, «смаху» (отсюда и название — «маховая» резьба). Этот прием обработки древесины придает богородским изделиям специфический характер.

Своеобразный композиционный прием резьбы из трехгранника, т. е. из брусков древесины треугольного сечения, которые получают при раскалывании полена радиально, тоже одна из отличительных черт богородской резьбы по дереву.



Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:


«Промысел как живой организм крайне болезненно реагирует на социальные катаклизмы, пугая ответной деградацией, а то и полной гибелью традиции». Однако эти слова искусствоведа Г.Л.Дайн, вряд ли, могут касаться богородских резчиков. Пожалуй, нет в России более глубокой исторической традиции. Рожденный более 300 лет назад, богородский промысел стал самобытным культурным феноменом русской народной резьбы. И остается таковым до сих пор.

Удивительному богородскому «явлению» и посвящена выставка, проходящая сейчас во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Впервые за последние годы в России открылась столь масштабная выставка богородской игрушки. На ней можно увидеть как новые образцы, так и творения прошлых веков. Причем, мотивы некоторых из них более никогда не повторялись. Менялись мастера, вкусы. Неизменным оставалось лишь живое обаяние резных «потешек».
Организаторам выставки удалось показать удивительную связь богородской игрушки с лубочными картинками прошлых веков. Которые не только способствовали формированию стиля игрушки, но и являлись основным источником сюжетов.

как мыши кота хоронили

Как мыши кота хоронили

Как мыши кота хоронили

Медвежья свадьба

«Как мыши кота хоронили», «Медвежья свадьба», «Поход Славного Рыцаря Колеандра Лодвiка». О некоторых из них мы что-то слышали. Но большинство показывается впервые. Так, лубок «Поход Славного Рыцаря Колеандра Лодвiка» лег в основу большой резной композиции «Прогулка короля Людовика» (не имеющей аналогов). Вообще такие масштабные «скульптуры» делались на заказ или же для участия в международных салонах. Роль «игрушки» здесь утрачивалась.





Правда, и такие большие резные композиции, и маленькие игрушки делались с одинаковой тщательностью и мастерством. Богородская игрушка славилась далеко за пределами села и близлежащего Сергиева Посада. Так, доподлинно известно, что классик богородской резьбы Андрей Яковлевич Чушкин (1882-1933) делал игрушку для больного цесаревича Алексея и бывал в Зимнем дворце.

«…В 1914 году он был командирован в Зимний дворец для сборки игрушки, а потом «для нахождения при подарке, подносимом земствами Наследнику Цесаревичу», и был пожалован серебряными часами с золотым изображением государственного герба «из Кабинета Его Императорского Величества».

Наверное, поэтому не поворачивается язык назвать богородских резчиков просто игрушечниками. Это скульпторы малой формы, но с большой буквы. Так, на выставке представлены работы целого клана мастеров конца XIX-начала XX века – семьи Барашковых. Пожалуй, с такой тщательностью, вниманием к деталям и продуманностью к игрушке мог подходить лишь настоящий художник. Перед нами проходит целый ряд профессий, людей, жизненных ситуаций. Охотники, ткачиха, людоеды, «гуляющий люд», плотники, резчики.








К каждому из них ремесленник подходил с любовью сказителя и умением художника. А главное – с иронией. Как жаль, что в прошлое уходят не только редкие мастера, но и «добрый смех».

Остается одно, но, пожалуй, самое главное – умение отражать эпоху, актуальность и «жизненность». Возникнув изначально в крестьянской среде, богородская игрушка постепенно восприняла и городские традиции, а в дальнейшем мастера начали отражать в своих работах важнейшие события разных эпох: Гражданская война, освоение Севера и индустриализация, триумф Победы, полеты в космос, Олимпиада. И сейчас – мастер волен в выборе тем. Остается форма, устройство, но смысл уже другой.


Приходится реагировать на спрос потребителя. Этим объясняется и рост числа расписных игрушек, редких для прошлых веков. Главное для мастера в такой ситуации – «сохранить специфику и не утерять себя».



Наше дело – сохранить уникальную богородскую игрушку, не только в музеях, но и в памяти. К сожалению, большинство современных детей даже не представляют, как она выглядит. А ведь когда-то наши бабушки и дедушки так радовались этим деревянным игрушкам с простыми механизмами. Мы очень надеемся, что выставке удастся не только возродить в памяти образы нашего детства, но и познакомить с уникальным явлением русской культуры подрастающее поколение.

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.











Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.












Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Читайте также: