Как научить ребенка беречь игрушки

Обновлено: 15.05.2024

Маленькие дети не очень-то берегут предметы, которые у них есть, а родители не придают этому значения, все прощая малышам. Если упустили этот важный момент в воспитании ребенка, не удивляйтесь, что чуть позже он испортит дорогую мебель или растранжирит семейную собственность.

Бережное отношение к вещам нужно начать взращивать в ребенка как можно раньше. Дети ничего не понимают в деньгах, для них ничего не значит, что что-то стоит дорого. Зато дети могут понять, что такое время, и какая связь существует между действием и вознаграждением. Предложите, например, ребенку мороженое за какую-нибудь легкую работу, уборку игрушек, чтобы он это запомнил.

Чем старше дети, тем более сложным должно быть задание и вознаграждение. Чем выше награда, тем больше времени потребуется, чтобы ее получить. Подобные ваши старания приучат ребенка к труду и научат его ценить труд других, помогут понять, что труд чего-то стоит и сколько стоит.

Предложите ребенку вложиться в семейные расходы. Почему, например, только папа и мама покупают мебель? Пусть ребенок сделает инвестицию в покупку мебели из своей копилки. Или пусть примет активное участие в выборе дивана или шкафа.

Поручите подростку регулярную работу по дому, за которую вы будете платить ему зарплату.

Поговорите с ребенком, который не убирает игрушки перед сном или бросает книгу, где попало. Если эти предметы имеют для него ценность, пусть он кладет их на место. Если они ему надоели, то лучше отдать их другим детям, у которых нет игрушек. Так вы приучите ребенка к благотворительности.

Воспитывая в ребенке бережное отношение к предметам, не забывайте, что порча игрушки может быть частью детского исследования, как устроен предмет внутри. Иногда ребенок ломает игрушку, не потому что он ее не бережет, а потому что ему интересно узнать ее содержимое.

Воспитание бережливости может быть сфокусировано не только на игрушках. Пусть ребенок занимается уборкой вместе с вами, вытирает, например, пыль на мебели или на машине и слышит родительскую похвалу.

Если ребенок испортил дорогую мебель или аппаратуру, скажите ему, что он должен заплатить за поломку, отработав, например, несколько часов на уборке территории у дома или своей квартиры. Так он поймет связь между своим плохим действием и необходимостью компенсировать свой плохой поступок трудом.

Ваш ребенок растет, и с возрастом его потребности в познании окружающего мира тоже возрастают. Ему требуются уже не гремящие игрушки-погремушки, а что-нибудь более взрослое и развивающее. Конечно, родители с удовольствием покупают своему чаду разнообразные машинки, куклы, конструкторы или музыкальные игрушки. И ребенок также с превеликим удовольствием разбирает или ломает их. Почему это происходит и можно ли научить ребенка хоть чуточку ценить свои игрушки?

Как научить ребенка беречь игрушки

Ребенок ломает игрушку не просто потому, что ему она не понравилась. Это может происходить из-за простого любопытства. Вашему чаду интересно, как устроена игрушка, что находится внутри. Например, родители часто говорят ребенку, что внутри машинки сидит дядя – водитель за рулем. Или куда попадает водичка, выпитая куклой, или как издает звуки детское пианино. Мама и папа сами зачастую возбуждают в ребенке любопытство.

Также детки ломают игрушки ради внимания родителей. Мама с папой много работают, мало времени уделяют своему малышу, и часто такое поведение компенсируют покупкой новой игрушки. Когда же родители видят, что очередная машинка осталась без колес, то начинаются объяснения, что так делать нельзя. А это уже общение. Этого и добивался ребенок своим поступком.

Лучше приучать малыша к бережливости с самого раннего возраста, показывая все на своем примере. Не нужно приобретать ребенку игрушки «не по возрасту». Берите такие, которые будут ему интересны сейчас, которые он будет любить. Например, для двухлетнего малыша можно приобрести книжки с картинками в твердом переплете, игрушки для его развития, пару машинок без мелких деталей. И конечно же, показать, как и во что можно играть с такими игрушками. Сломанные игрушки нужно «лечить» вместе с ребенком, при этом объяснять, что игрушкам больно от его поступков.

Книжки нужно читать и рассматривать вместе. Во-первых, ребенку будет намного интересней. Так мама может объяснять, что нарисовано на картинках или читать сказку. Во-вторых, в ходе чтения нужно показывать ребенку, что листы переворачивать надо аккуратно, что рвать или грызть их запрещено.

Убирайте сами и просите ребенка убирать игрушки на свои места. Для этого пусть для каждого вида игрушек будет свой уголок в квартире. Например, машинки разложить в гараже, кукол и медведей - на кровати, мелкие ценные вещи – в коробку или сундучок, а книжки – на полку. Даже если у малыша много игрушек, это не повод оставлять их на полу в разбросанном виде. Ребенок должен усвоить, что ломать или кидать вещи нехорошо. Родителям не стоит восхищаться такими поступками, а лучше всем своим видом показывать, что они очень расстроены.

Если ребенок с «разрушительным» характером, то стоит обратить внимание на такие игрушки, которые можно строить и ломать. Это кубики, конструкторы. Пусть малыш, перед тем как сломать, сначала построит.

Ломать все подряд – это ступенька развития ребенка. Научить серьезно ценить вещи до шести лет невозможно, потому что чувство заботы приходит только после четырех лет жизни. Какая бы дорогая и интересная игрушка не была, внимание родителей для ребенка дороже. Играйте сами с вашим малышом, проводите вместе много времени, а чувство бережливости придет само собой.

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок ломает игрушки. Причины такого поведения могут скрываться как в неправильно подобранной вещи, которая не соответствует интересам, так и в желании ребенка привлечь внимание. Сломанные игрушки могут указывать на агрессию, которой ребенок не умеет управлять. Что стоит делать родителям, как попытаться отучить ребенка портить и ломать игрушки?

Что делать, если ребенок ломает игрушки

Родители должны понимать, что любое поведение ребенка не берется из ниоткуда. Очень часто дети перенимают модель поведения, наблюдая за мамой и папой, за старшими сестрами или братьями и другими членами семьи. Потому в ситуации, когда ребенок постоянно ломает новые – или старые – игрушки, стоит задаться вопросом, откуда в нем могла появиться эта черта. Если ребенок становится свидетелем того, как родители постоянно сами портят какие-либо вещи, например, из-за раздражения, злости или неумения правильно с ними обращаться, то он постепенно перенимает такое поведение и переносит его на свои игрушки. В таком случае членам семьи стоит проанализировать свое поведение и изменить его, чтобы не подавать ребенку дурной пример.

Испорченные вещи могут быть сигналом для родителей о том, что ребенку не хватает внимания с их стороны. Подарки в виде кукол, конструкторов или машинок могут на некоторое время занять малыша, увлечь его. Однако ему все равно нужно, чтобы папа и мама уделяли ему время, играли с ним, общались. Сломанные игрушки могут быть молчаливым протестом, частью провокационного и демонстративного поведения. Однако в некоторых случаях таким способом дети стараются – часто неосознанно – манипулировать родителями. Прежде чем ругать ребенка за проступок, нужно постараться с ним поговорить и выявить причину, из-за которой он оторвал колеса у новой машины или поломал новую куклу. Если проступки ребенка действительно связаны с недостатком внимания и ощущением брошенности, то родители должны пересмотреть свои отношения с малышом, попытаться наладить с ребенком контакт, уделить ему больше внимания и заботы.

Очень часто папа и мама, бабушка или дедушка хотят порадовать малыша, потому покупают ему новые игрушки. Однако зачастую взрослые руководствуются своими интересами, не учитывают пожелания детей. Если маме не нравится кукла, о которой мечтает ее дочка, вряд ли она приобретет ее. Пытаясь навязать свои вкусы ребенку, родители рано или поздно обязательно столкнутся с проблемой, когда игрушки будут намеренно ломаться. В этом случае стоит задуматься о своем поведении, выбирать подарки для ребенка с учетом его желаний и предпочтений.

Важно помнить, что, если в руки ребенка попадает какая-либо новая вещь, нельзя оставлять его наедине с ней. Родители должны объяснить ребенку, как обращаться с новой игрушкой, что с ней делать можно, а что – нельзя. Это минимизирует риск того, что вещь будет сломана в первые минуты игры. Кроме этого, никогда нельзя забывать и про возраст ребенка. Неразумно вручать малышу сложный конструктор из множества деталей, а девочке-подростку дарить пупса с соской. Если такие игрушки и не будут сломаны, то они, вероятней всего, не принесут радости и будут закинуты в пыльный угол. Исключения составляют лишь ситуации, когда ребенок искренне хочет получить в подарок ту или иную вещь.

Родителям важно научиться не потакать всем капризам своего ребенка. Упомянутое выше манипулятивное поведение часто проявляется через порчу вещей и игрушек. Если после того, как кукла будет поломана, сразу приобрести для ребенка новую, то он запомнит это. И будет пытаться манипулировать родителями, повреждая какие-либо предметы и вещи, чтобы получить желаемое. Неразумно кричать на ребенка и жестко наказывать его, если он испортил новую игрушку. Важно спокойно с ним поговорить, объяснить, что такое поведение – неправильное. Через бережное отношение к игрушкам и свои личным вещам ребенок постепенно учится быть ответственным. Поэтому поддаваться на манипуляции точно не стоит, как не стоит угрожать ребенку, ставить какие-либо ультиматумы.

Во многих случаях причиной, почему ребенок ломает игрушки, выступает банальное любопытство. Тогда родители должны доходчиво объяснить, что подобный интерес портит вещи и так делать не следует. Возможно, есть смысл приобрести для любознательного малыша такие игрушки, которые будут легко разбираться и так же легко собираться.

Стоит также отметить, что, если через ломание вещей ребенок постоянно выпускает свою агрессию, раздражительность и иные негативные чувства, важно серьезно пообщаться с ним на подобную тему. Родители должны научить ребенка «обращаться» со своими эмоциями. Однако в тех случаях, когда ситуация совсем начинает выходить из-под контроля, разумно обратиться за консультацией хотя бы к детскому психологу. За деструктивным поведением малыша могут скрываться действительно серьезные внутренние проблемы, требующие коррекции.

Креативные способы побудить ребенка убрать в своей комнате

Многие родители задаются вопросом, как заставить ребенка убрать игрушки и навести порядок в своей комнате. Чаще всего взрослые рассказывают детям дошкольного возраста истории про сказочных персонажей, которые забирают вещи и игрушки, разбросанные по дому, а детей постарше лишают чего-либо приятного за непослушание.

Существуют ли действенные способы привлечь ребенка к домашним делам, не прибегая к страшилкам и наказаниям? Например, в Израиле отец, расстроенный тем, что его сыновья предпочитают компьютерные «стрелялки» помощи по дому, отвез их на «экскурсию» в лагерь беженцев в Восточном Иерусалиме. Увидев последствия войны, мальчики отказались от компьютерных игр и стали больше ценить чистоту и уют родного дома. А родители юной американки, увлеченной соцсетями, забрали у нее на две недели телефон, и все это время выкладывали в ее аккаунт свои шуточные фотографии, на которых они убирают в ее комнате. Девочке стало настолько стыдно за «глупых предков», что она удалила все страницы в социальных сетях.

Необычные методы воспитания детей применяют и многие известные люди. Например, певица Мадонна призналась, что когда ее дочь Лурдес была подростком, она выкидывала ее вещи, если та оставляла их на полу.

О том, какие методы воспитания сына применяет певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!».

Как приучить ребенка 2-5 лет собирать игрушки?

Помогите ребенку проявить свои способности. Предоставьте малышу возможность проявить свои лучшие качества. Для этого родителям важно понимать, какого рода способностями обладает их чадо, а также учитывать его возраст. Так, например, малышу двух-пяти лет можно предложить сначала собрать все красные игрушки, потом желтые и так далее. Или – сортировать все предметы по их назначению: машинки в одну коробку, куклы – в другую.

Как мотивировать ребенка 5-7 лет убирать в своей комнате?

Многие молодые родители пытаются заставить своих чад выполнить работу по дому, используя нотации и угрозы. Однако на большинство детей пяти-семи лет подобные методы воспитания не оказывают существенного влияния. Детские психологи рекомендуют родителям применять игровой и соревновательный методы воспитания ребенка.

Придумайте игру

Вместо того, чтобы кричать на ребенка, превратите процесс уборки детской комнаты и выполнение обязанностей по дому в интересную и увлекательную игру. Например, предложите своему чаду стать полицейским, который ищет пропавшие игрушки и возвращает их на свое место. Это поможет приучить ребенка выполнять порученные ему обязанности самостоятельно.

Избегайте рутины

Предложите детям навести порядок в своей комнате, используя необычный инвентарь для уборки помещений. Например, игрушечную швабру или детский пылесос. Чем интереснее и увлекательнее будут ваши поручения, тем больше ребенка привлечет выполнение домашних обязанностей. Так, можно попросить чадо выполнить какое-либо задание на скорость. После чего стоит поощрить ребенка, чтобы у него был стимул доводить дело до конца. Главное, чтобы поощрение было разумным.

Избегайте рутины

Устройте соревнования между детьми

Если в семье несколько детей, можно устроить соревнования между ними. Например, предложите им принять участие в состязании «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка» или «Кто лучше всех вымоет пол в квартире». Это поможет разнообразить досуг детей увлекательными занятиями и ненавязчиво привлечь их к выполнению домашних работ и поручений родителей.

Создайте интригу

Чтобы заставить ребенка убрать игрушки, спрячьте одну из его любимых игрушек или вещей и предложите найти ее. Измучившись с ее поисками, ваша дочь или сын, скорее всего, сами захотят навести порядок в детской комнате.

Дайте понять ребенку, когда он поступает неправильно

Если чадо игнорирует просьбы помочь по дому, родители также могут «отказаться» выполнять свои родительские обязанности. Так, например, мама может «забыть» о том, что они с сыном или дочерью собирались в кино или в кафе, а папа – взять с собой ребенка на рыбалку или в парк на выходных.

Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям

В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.

Мотивируйте ребенка

Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.

Найдите пример для подражания

Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни. Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести». На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.

Стимулируйте стремление стать взрослым

Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.

Стимулируйте стремление стать взрослым

Поддерживайте энтузиазм

Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным. Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада. В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей. Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку.

Демонстрируйте уважение

Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами. Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым. Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены. В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.

Покажите личный пример

И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.

Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.

Екатерина Кушнир

Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Как научить детей беречь и ценить вещи

Совсем недавно наблюдала картину, как мама в гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так как у ее сына-четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу, та открыла комнату, похожую на кладовую, и нашему вниманию предстали «залежи» свитеров, трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.

- Хранится это учебный год, потом выбрасывается , - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям, чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.

- Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?

- Бывает, но редко.

Мама растеряши нашла вещи ребенка и без извинений ушла домой. А я смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют.

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру обложены мягкими игрушками, их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к дефектам воспитания. Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители. Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.

Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.

Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать.

Читайте также: