Как научить ребенка держать игрушку в руке в 3 месяца

Обновлено: 25.04.2024

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук. Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3–4–месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

Упражнения для укрепления мышц рук

упражение 1


тренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 2


учим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5–7 раз.

упражнение 4


учим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3–5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4–5 секунд. Повторите упражнение 3–5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3–5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4–6 секунд. Повторите прием 2–3 раза.

упражнение 8

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

упражнение 10

Следующее упражнение — ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2–3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

как укрепить мышцы рук ребенка

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите по ссылке массаж рук.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу ВКонтакте.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме. .

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.


пример первой погремушки

Первой игрушкой малыша в большинстве случаев будет погремушка. Поэтому для начала очень важно приобрести в магазине правильную погремушку. Первая погремушка ребенка должна быть яркая легкая с мелко фрагментированным наполнителем, который создает нерезкий звук, чтоб исключить вздрагивание ребенка. Ручка у погремушки должны быть прямая, напоминающая ручку ложки. Не забудьте ее хорошенько помыть с детским мылом в теплой воде перед тем, как дать ее ребенку. Мои рекомендации как научить ребенка брать игрушку относятся к детям первых месяцев жизни. И прежде чем малыш потянется к игрушке, он должен научиться ее рассматривать или обращать на нее внимание.


мобиль на кроватку

Первое желание разглядеть игрушку появляется у ребенка в возрасте 1 месяца, затем он начинает прослеживать ее глазами. Для такого занятия младенцу хорошо подойдет игрушка «мобиль», прикрепляющаяся на кроватку. На третьем месяце жизни ребенок следит за игрушкой поворачивая голову всех направлениях. И только потом пробует протянуть руку к игрушке. К возрасту 3 месяца физиологический мышечный гипертонус в руках снижается, поэтому разжать кулачок и протянуть руку малышу становится легче. В ряде случаев таких как недоношенность или родовая травма, дети осваивают эти навыки с опозданием больше чем на месяц. Если вы потренируете внимание ребенка и подскажете, как правильно взять игрушку, он быстрее начнет это делать самостоятельно, что будет способствовать его интеллектуальному развитию. Я рекомендую перед тренировкой дополнительно проводить массаж ладошек и пальцев по предложенной методике (см. по ссылке), подготавливая мелкие мышцы кисти к действиям, акцентируя внимание ребенка на его руке, способствуя разглядыванию кулачка

Итак, как научить ребенка брать игрушку:

Занятия начните с тренировки прослеживания игрушки. Лежащему на спине ребенку на расстоянии 20-25 см от его глаз покажите яркую погремушку, привлеките его внимание и убедитесь, что малыш заинтересованно смотрит на нее. После чего медленно с потряхиванием перемещайте игрушку сначала в боковых направлениях, затем вверх и вниз, можно дополнительно по кругу. Но следите, чтобы малыш не терял игрушку из своего поля зрения. Повторите упражнение, постепенно доведя количество повторов до 4-5 раз в каждую сторону. Итоговым результатом тренировки должно быть плавное прослеживание, сопровождающееся поворотом головы в полном объеме и во всех направлениях. Только после этого в упражнение добавляется тренировка участия рук ребенка.

Прослеживание ирушки

Прослеживание игрушки

Следующим этапом будет попытка малыша дотронутся до игрушки. Что бы это желание появилось, игрушка должна попасть в поле зрения ребенка рядом с его ладошкой. Это выглядит так, когда ребенок поворачивает голову за предложенной игрушкой, дотроньтесь погремушкой до пальчиков ребенка, обращая его внимание на это

Следующим желанием малыша будет разжать кулачок, а вы в это время дотроньтесь ручкой погремушки до ладони ребенка. Он попытается захватить предложенную ему игрушку. Сначала это будет выглядеть не очень- то правильно и уверенно. Повторите попытку 3-5 раз, обязательно для каждой руки по очереди. С каждым разом это будет получаться лучше и быстрее

попытка взять игрушку

попытка взять игрушку

Следите, что бы захват игрушки был правильным, т.е. большой палец должен противопоставляться остальным.

Если ребенок берет и удерживает погремушку, попробуйте взяв его за предплечье, поводить его рукой с погремушкой в разные стороны, но в пределах его поля зрения. При этом ребенок сам должен удерживать игрушку.

Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизите свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой. Это будет способствовать освоению ребенком перекладывание игрушки из одной руки в другую.

После того, как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине, то предложите дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе, как более сложный вариант. Но предварительно несколько раз покажите, с участием руки ребенка, необходимые движения.

Рекомендация детского остеопата. Родители иногда замечают, что ребенок берет игрушки чаще и охотнее в левую руку. У них возникает соответственно вопрос: а не левша ли малыш? Можно с уверенностью сказать, что в грудном возрасте определить будет ли ребенок левшой пока невозможно. Его предпочтения в некоторых случаях охотнее пользоваться левой рукой зависят от следующих факторов. Самый распространенный вариант, это когда родители чаще протягивают ребенку игрушку в левую сторону малыша, при этом родитель правша и при общении с ребенком левая рука малыша оказывается ближе и удобнее именно для родителя. В итоге получается, что та рука, к которой чаще протягивают предмет, быстрее развивается, и ребенок начинает охотнее ей пользоваться. Возможен и другой вариант, в котором в руке изменен мышечный тонус с рождения, тогда отмечается повышенное мышечное напряжение (гипертонус), либо пониженное (гипотония). В разделе по тестированию на эти отклонения было обращено ваше внимание. Эта причина также способствуют неодинаковому развитию движений в руках. Будет отставать та рука, в которой сильно изменен тонус мышц. Но в любом случае обязательно учитывайте, что развивать моторику и координацию надо в обеих руках одинаково. В противном случае неправильная установка кистей рук, приведение первого пальца к ладони, сжатые в кулак пальцы за счет повышенного тонуса влекут за собой поздний и неправильный захват предметов руками, вследствие чего нарушаются психическое развитие ребенка, с возрастом и мелкая моторика, обучение письму, рисованию. Если у вас возникли сомнения в своевременности и правильности развития моторики и координации у ребенка, детский остеопат сможет определить наличие нарушения функции и провести необходимую мануальную коррекцию.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме. .

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Чтобы научить ребенка держать голову надо сделать две вещи: укрепить мышцы-разгибатели и сгибатели шеи и вызвать интерес малыша для активных движений головой. Для это воспользуйтесь следующими упражнениями:

Упражнение 1

поддерживаем голову

поддерживаем голову

Положите ребенка на столе на живот. Перед ним на стол поставьте игрушку типа неваляшки. Положите свою ладонь на лоб ребенка, приподнимите его голову, чтобы он увидел игрушку. Задержитесь в этом положении на 4-5 секунд и вернитесь в исходное положение, поддерживая голову ребенка. Упражнение повторите 5 раз.

Упражнение 2

Если при выполнении предыдущего упражнения вы почувствовали, что малыш может самостоятельно удержать поднятую с вашей помощью голову, попробуйте убрать свою ладонь со лба ребенка, но не забудьте его при этом подстраховать. Повторите упражнение 5 раз.

Упражнение 3

Если у вашего малыша появилось умение самостоятельно поднимать и удерживать голову, почаще стимулируйте это желание. Для этого выкладывайте ребенка несколько раз в день на живот, желательно не раньше, чем через 30 минут после кормления, чтобы избежать срыгивания. Заинтересовывайте его разноцветными игрушками или общайтесь с ним так, чтобы он как можно дольше видел вас

Упражнение 4

Если малыш научился хорошо держать голову, попробуйте потренировать его на гимнастическом мяче. Требования к гимнастическому мячу смотрите в статье «упражнения на фитболе для грудничков» общие рекомендации для занятий.

упражнение на мяче

упражнение на мяче

Упражение 5

Чтобы научить ребенка держать голову, еще нужно укрепить мышцы-сгибатели шеи. Эти мышцы наклоняют голову вперед. Следующие упражнения помогут укрепить данные мышцы и будут полезны для начальной группировки ребенка. Теперь перейдем к укреплению мышц шеи.

Упражнение 6

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.

Упражнение 7

Если малыш, при подтягивании его за ручки, научился их сгибать в локтевых суставах, то повторите предыдущее упражнение, но приподнимайте ребенка не за плечики, а за ручки. Не торопитесь, подождите его попытку приподнять голову над подушкой. Повторите упражнение 5 раз.

навыки4

тренируем приподнимать голову

Упражнение 8

Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.

Главная / Грудничок / Развитие ребенка / по навыкам / В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?

ребенок лежит на спине смотрит на игрушку


Покупать погремушку для младенца можно с самого рождения. Когда ему исполнится три недели – он уже ею заинтересуется.

Его вообще в этом возрасте начинает интересовать всё яркое и движущееся. Особенно младенцам интересны погремушки, издающие звуки.

Вы часто спрашиваете, когда же ребёнок начинает держать игрушку в своих руках? Сегодня как раз об этом и расскажу.

Особенности развития

Несмотря на то, что новорожденного ещё не интересуют игрушки, у него развит хватательный рефлекс. Если что-то попадает к нему в руки, он их сжимает и держит предмет, но сам не осознаёт, что происходит. Читайте подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Это может быть игрушка, мамин палец или одежда. Такое действие он совершает неосознанно, и чтобы выпустить предмет из рук, ему нужно помочь расцепить пальцы.

Прежде чем научиться держать игрушку в руках, пройдёт несколько этапов:

  1. С 8 недель малыш будет удерживать помещенные в руке предметы, и тянуть их ко рту.
  2. С 4 месяцев осознанно хватать игрушки, какие попались в его поле зрения, и притягивать их.
  3. После 5 месяцев ребёнок пробует брать игрушки с кроватки или с другой поверхности. Он зажимает их обеими руками, а также учится сдавливать их и одной рукой.
  4. В 6 месяцев ребёнок лёжа может схватить игрушки, а также держать в обеих руках разные игрушки. Допустим, правую руку он может взять погремушку, а в левую — мягкую игрушку.

О развитии ребёнка, особенностях сна и о том, как правильно воспитывать смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребёнка до года>>>

Чтобы ребёнку захотелось захватить игрушку в руку, она должна быть яркой и находиться на расстоянии около 40 см от него. Если игрушки будут ближе — он их просто не заметит. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть>>>

Тяжелую игрушку тоже не следует брать, ведь малыши пока ещё роняют игрушки и могут ударить себя.

Ещё примечательно вот что. Если в указанный период ваш ребёнок не выполняет те или иные действия, это не означает, что он отстаёт в развитии. Читайте интересную статью Развитие ребёнка по месяцам до года>>>

В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку — очень индивидуально.

Если он в положенный возраст не держит предметы в руках, значит, ему удастся это чуть позже. А родители могут ему в этом помочь.

Как научить ребёнка держать игрушку

Учить ребёнка держать предмет в руке необходимо в хорошем настроении, ласковым голосом и в игровой форме. Узнайте когда малыш начинает улыбаться>>>

От этого зависит, во сколько месяцев ребенок начнёт держать игрушки.

Запаситесь терпением, так как это займёт время и потребует многочисленных повторений.

Важно! Ни в коем случае не сравнивайте в чём-либо своего с ребёнка с другими.

Итак, обучение заключается в нескольких упражнениях:

  • сцепление рук;
  • вкладывание игрушки в руку;
  • схватывание предметов.

Чтобы ребенок умел сцеплять руки, нужно в этом ему помогать. Он научится чувствовать, что его пальцы могут сжимать что-то.

Перед тем, как вложить игрушку в руку ребёнку, поводите ею перед его глазами. Но на положенном расстоянии, чтобы он её видел. Малыш будет отслеживать игрушку взглядом.

Затем вложите её в руки ему между большим пальцем и всеми остальными пальцами, поперёк ладони. Так ему точно будет удобно её держать.

На первых занятиях соединяйте пальцы ребёнка своими руками.

Сначала малыш будет быстро выпускать игрушку из своих рук. Потом начнёт удерживать её на несколько секунд, а затем и дольше.

Когда ребёнок начинает держать игрушку в руке довольно продолжительное время, можно усложнить упражнение: слегка потягивать её на себя.

Это упражнение даст почувствовать ребенку напряжение в мышцах.

Для того чтобы ребёнок научился схватывать игрушки, повесьте яркий предмет рядом с какой-нибудь рукой: левой или правой, неважно.

Теперь уже не торопитесь вкладывать ему игрушки сами. Дайте ему возможность и время для того, чтобы он сам дотянулся до неё и схватил. Ведь ему важно познавать механизм движений и развивать его.

От вас потребуется:

  • коснуться тыльной стороны его руки, чтобы он раскрыл ладошку;
  • позвенеть погремушкой, чтобы он заинтересовался ею;
  • подождать, чтобы ребёнок сам взял выбранную игрушку;
  • поменять игрушку, если интереса не было проявлено;
  • подвести руку ребёнка с игрушкой к свободной руке и помочь дотронуться до предмета.

Важно! Непременно хвалите, когда ребёнок начинает держать игрушки самостоятельно.

Он уже учится радоваться и осознавать свой успех. Подробнее в статье Когда ребёнок начинает смеяться>>>

Обязательно следите за состоянием игрушек. Они должны быть чистыми, ведь ребёнок обязательно потянет их в рот.

Желательно брать качественные игрушки: чтобы они не издавали неприятного запаха и были гладкими, без заводских дефектов, которые могут повредить нежную кожу ребенка.

ребенок лежит на животе и сосет пальцы

Ох, сколько маминых волнений связано с этой проблемой! Одни считают это вредной привычкой, другие тревожатся по поводу вредных бактерий, третьи волнуются о будущем прикусе.

На самом деле, такая ли это трагедия — руки во рту у ребенка?

Физиология или психология?

Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?

Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:

Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.

К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:

  • рассматривать;
  • дотягиваться;
  • брать предметы в руки;
  • еще как-то манипулировать ими.
  1. Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.

Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:

  • различают температуру;
  • фактуру;
  • вкус предмета.

Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.

  1. К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.

Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:

  • ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
  • к 3 месяцам он находит свои ножки;
  • 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
  • в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.

Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:

  1. Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
  2. Перестает быть стерильной.
  3. Учится бороться с патогенной флорой.

Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.

Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.

Да он же голоден!

К концу третьего месяца жизни у малыша набирает силу сосательный рефлекс.

На заметку! Когда ребенок 3 месяцев сосет палец, порой бывает сложно понять — голоден он, или просто увлечен удовлетворением рефлекса, познанием реальности.

Как почувствовать разницу? Понаблюдайте за малышом.

Если он блаженно посасывает руку — все нормально.

Если же кроха яростно, неистово насасывает ручку — это может быть как простым проявлением высокой активности крохи, так и показателем голода.

Возможно, вы не так часто прикладываете его к груди, как требуется.

Важно! Когда малыш с жадностью сует свою руку в рот и буквально набрасывается на нее (особенно, если при этом еще и капризничает), не гадайте: голод или не голод. Приложите ребеночка к груди.

Если он начинает с жадностью сосать — сто процентов это — голод. Если же карапуз спокойно отворачивается от груди и снова отправляет в рот пальчики — не мешайте человеку заниматься познанием мира.

Если вы видите, что руки во рту у ребенка 3 месяцев, и при этом взгляд малыша затуманивается, тело расслабляется, скорее всего ребенку пора спать.

Будет лучше, если вы предложите грудь, и малыш заснет с ней. Ведь основные длительные сосания в этом возрасте происходят вокруг снов.

Если ребенок плохо спит, засыпает долго и с плачем, смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша 0–6 месяцев>>>

Когда и зачем отучать?

Я уже сказала, что до года сосание рук — явление абсолютно нормальное. Но кто-то из вас может мне возразить: вы же сами говорили, что после 3 месяцев у детей начинают вырабатываться устойчивые привычки!

А стоматологи, к тому же, стращают неправильным прикусом.

Согласна, о привычках говорила. Но в данном случае — речь не о вредных привычках, а о физиологически и психологически обусловленном процессе.

Поэтому, если ребенок 4 месяцев держит руки во рту — ничего опасного или вредного в этом нет. Тем более, не стоит отучать кроху от обусловленного природой действия.

После года ребеночек научится другим способам познания мира, действий с предметами, организации своего досуга. И сосательный рефлекс постепенно угаснет сам.

Вот и все на сегодня. Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях!

Читайте также: