Как научить ребенка не отдавать свои игрушки советы психолога

Обновлено: 25.04.2024

Если спросить наших бабушек, все в один голос скажут, что нас в детстве учили делиться своими вещами. Это и воспитательная работа, да и приличия нужно было соблюдать. Сейчас же всё чаще всплывает мнение, что делиться не нужно, ведь игрушка — собственность ребёнка. А что из этого правильно и нужно ли учить ребёнка делиться игрушками? На самом деле и те, и другие в чем-то правы, а в чем-то нет.

«Своё» и «чужое»

Эти два понятия малыш должен четко понимать: есть его вещи и есть чужие. С первым, обычно, всё просто. А вот объяснять, что чужие игрушки нельзя просто так хватать и отнимать — задача родителей. И начинать объяснять это нужно с первых выходов на площадку (или в другие общественные места), тогда уже в полтора года ребёнок понимает, что есть чужое и брать его нельзя (это, конечно, не дает гарантию, что не возьмет, но понимает).

В процессе наблюдения за игрой своего крохи, у родителей часто возникают следующие вопросы: как научить ребёнка делиться своим игрушками и как внушить не отнимать чужие.

Отнимают «своё»

Это может быть как выдернутая из рук игрушка, так и та, что просто лежит рядом и в данный момент малыша не интересует. Вариант, когда мама не вмешивается и дает ребёнку самому разобраться с проблемой (сейчас это очень модно) подходит для детей старше трёх лет, но однозначно плохая позиция для крохи 1,5-2 лет. В этом возрасте он только учится ощущать свои границы, учится, как себя вести, все эти ситуации новы и неприятны — и мама здесь — спасение и защита.

Вопрос, который волновал меня в том числе, как себя вести? Ведь родители второго малыша не всегда принимают участие в играх, и приходится иметь дело непосредственно с ребёнком. Ответ оказался достаточно простым: моё поведение зависит от того, чему я хочу научить своего малыша. Если я хочу вырастить цивилизованного человека, умеющего делиться, но и способным защитить свои интересы, то и поведение должно быть соответственное.

Например, если у Маши забрали игрушку, и она расстроена по этому поводу, хочет её забрать, то ваша задача подойти к чужому ребёнку, поздороваться, познакомиться и сказать, что эта вещь Машина, и сейчас она хочет с ней поиграть. Можно предложить поиграть после Маши или играть вместе с игрушками второго ребёнка. В большинстве случаев подобный диалог поможет получить свою вещь обратно. Если негативное поведение другого малыша продолжается, можно прибегнуть к другой тактике, сказать, что вы учите своего кроху не забирать без спроса чужие игрушки, потому что это не красиво, и с такими детками никто играть не захочет.

Если ребёнок только хочет взять игрушку, не спешите отдавать её самостоятельно или говорить что-то из серии: «Надо делиться!». Спросите у малыша, не против ли он, что в его игрушку немного поиграет другой мальчик или девочка. И только если ваш ребёнок согласен, можно её отдать. Если же он против, ни в коем случае не отбирайте игрушку насильно в угоду другим людям (обычно мамам на площадке), так вы предаете своего малыша. Но после происшедшего, постарайтесь объяснить, что делиться игрушками необходимо, ведь и он иногда просит поиграть с чужими вещами, а если он не будет уступать, то и ему перестанут. В любом случае, старайтесь сохранять гибкость, ведь вы не только защищаете интересы своего крохи, но и показываете ему пример, как решать конфликтные ситуации в будущем.

Также имейте в виду, что малыши редко делятся своими любимыми игрушками, поэтому желательно их на улицу не брать.

Хочется «чужое»

Случай из жизни: придя на площадку с палкой-каталкой «Вертолет», Вова увидел 2 такие же, и, естественно, играл с одной из них. Чужие игрушки всегда вызывают интерес и желание взять поиграть. Однако, следует сразу обозначать ребёнку, что чужие вещи без разрешения трогать нельзя, и, по возможности, находить владельца, представляться и просить его игрушку поиграть на время. При этом, если вам отказали — значит вам отказали, ребёнок имеет на это право. Своего малыша постарайтесь успокоить, проговорите его чувства, если он расстроился или разозлился из-за этого, и только после этого отвлекайте игрушками или совместными играми.

Если ваш малыш всё же отобрал чужую игрушку у другого ребёнка (именно отобрал, без вопросов и разрешения), вы забираете её и отдаете владельцу, параллельно объясняя, почему так делать нельзя и как надо. Конечно, эта ситуация вызовет у вашего крохи много неприятных эмоций и ваша задача — помочь ему их прожить: проговорить его чувства, выслушать его обиду или злость. Обязательно учите ребёнка просить игрушку: можно начать делать это вместе, подходить, знакомиться, просить поиграть. Тогда со временем малыш поймет, как делать это правильно. И, конечно, не менее важно научить его справляться с отказами, которые иногда будут случаться.

Никогда не стыдите своего ребёнка — это не поможет ему в решении проблемы, но в итоге пошатнет его уверенность в себе. А ведь наша цель — вырастить личность с нормальными ценностями и чувством собственного достоинства. Так давайте будем стараться делать это уже с песочницы!

он меня не жадный и с удовольствием поделится, но тогда когда сам захочет. но есть дети наглые подошел и вырвал из рук, мой тогда сразу начинает плакать и убегать. я его учу, что бы говорил, что моя игрушка, он говорит, но детям по барабану. сегодня в саду из за этого расплакался, и потом когда я уходила снова начал плакать(((( боюсь, что такие ситуации отобьют всю охоту ходить в сад, он туда идет только ради детей, а оно вот так получается.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

по настоящий момент боремся с этим(((

Думаю, сам должен понять. Тоже такой был: в песочнице сам все игрушки раздавал, в развивашке у него дети из рук забирали — или молча отдавал, или плакал. Я очень переживала. Пыталась ему объяснить, что если не хочет отдавать, то не обязан. Все бесполезно было. В садике все изменилось. В первый день, когда забирала, видела, что у него из рук пытаются вырвать игрушку, а он крепко держит и не отдает. Воспитательница разнимала, «обидчику» другую игрушку давала. Мой же первый взял. А на второй день, мне воспитательница сообщила, что ребенок дерется. Сам никого не трогает и не обижает, но когда игрушку у него пытаются отнять — дерется… Думаю, это этап становления личности. Через это надо пройти.

Знаю(( Мне очень обидно было: у меня крупный, а у него «всякая мелочь» игрушки отнимала… Пусть в меня кидают тапками, что воспитываю в ребенке жадность, драчуна и т.п. Но, мы же не отдаем свои телефоны, планшеты, машины и т.п. кому попало. Почему ребенок должен, когда он этого не хочет?!

Всегда говорю сыну:«Чужие игрушки не отнимай, детишек не обижай, но, если тебя обижают, сдачу давать МОЖНО». Характер формируется с детства. Если сейчас не научится отстаивать свои интересы, вырастет не мужик, а тряпка. Но это лично мое мнение. У всех свои представления о воспитании.

А вообще у меня позитивный добряк. Он даже на обидчиков не сердится долго. Через пару минут уже может с обидчиком спокойно играть…

полностью с вами согласна. вот только мне кажется рано учить давать сдачи, мне кажется он не сможет еще правильно разграничить когда стоит это делать, а когда нет. и будет лупить по поводу и без

Думаю, по ребенку надо смотреть: степени развития, физические возможности, характер и т.п. Если ребенок самый маленький в группе или просто на голову меньше всех, то, думаю, не совсем разумно учить его «давать сдачу» — плохо даст, получит больше. Ну или если ребенок часто маме истерики закатывает по поводу и без, часто в плохом настроении «права качает», тогда действительно больше вероятность, что будет лупить по поводу и без. Ну и степень развития — если говорит, может давать ответы на вопрос «почему» сам задает вопросы:«Как?», «Почему?» — Это уже думающий, почти полноценный член общества, до которого можно донести, что и почему можно делать и как поступать не стоит.

вообщем пришла его забирать, а он рыдает. оказывается, какой то ребенок забрал его машину и потерял. успокоился только когда поообщала купить новую. сомневаюсь, что ее найдут в саду((

У нас проще: в группу со своими игрушками не пускают. Играют с тем, что есть. А там много одинаковых, чтобы обидно не было…

нам сказали, что лучше принести свои любимые игрушки, вот мы и принесли. а машинок там всего одна или две((

Значит, либо беседуйте с воспитателем, чтобы следили. Из-за утраты «любимой игрушки» стресс наоборот сильнее может быть. Либо определитесь, какому способу решения конфликтов учить ребенка. Можно учить «уходить от конфликта» — делиться, предлагать что-то другое, играть вместе, жаловаться воспитателю и т.п. Либо учить давать сдачу, не давать свои игрушки и т.п. И в идеале объяснять такие вещи должен папа. У нас папа сыну сказал:«Не хочешь отдавать — держи крепко и не отдавай, не смог в руках удержать, значит сам виноват. Раз сам отдал — не плачь. В следующий раз держи крепче!» Сейчас хорошо держит :). Сначала за спину прятал, если угрозу видел. Сам он хорошо знает, что его, а что чужое. Всегда разрешение спрашивает.

я ему всегда так говорю, что бы не давал и держал крепко, он не может. и на площадке говорила, что бы сам забирал если отобрали, он побежит попробует забрать, не получается сразу слезы. видимо стоит предупредить воспитателя, что бы следила и была в курсе из за чего слезы, если что вдруг. по поводу " Можно учить «уходить от конфликта» — делиться, предлагать что-то другое, играть вместе, жаловаться воспитателю и т.п. " делиться и играть в месте он бы с удовольствие, но другие дети этого делать не могут, и пожаловаться не может, говорить он толком не у меет у меня

А если вам с запасом игрушки брать? чтобы у него что-то все равно оставалось, после того, как раздаст? Есть наверное дома, которые не жалко? Или на родительском собрании предложите купить в группу игрушки, чтобы дети не мучились…

дело в том, что у нас всего лишь адаптационная группа, 2 раза по 2 часа в неделю. покупать туда игрушки точно никто не будет. а по поводу игрушек дома, да их много, но он то помнит свои, и знает сколько и какие брал сс обой. он бы делился своими с удовольствием, если бы у него не вырывали с рук, а например ребенок начал играть сос воей машинкой и мой бы со своей, а уже в процессе игры, он не против меняться, отдать свои и взять машинку мальчика. а у них получается так, пока воспитатель успокаивает плачущего ребенка, тот что сильнее обижает слабого, и тогда к плачущим добавляется еще один. и скорее всего воспитатель не видела что произошло. лично я так понимаю ситуацию. попробуем разные варианты. наверное сначала уговорю не брать свои, если не согласится, то выбрать самые не интересные, типа тех что есть в группе

Каждая ситуация с детьми индивидуальна. У нас случай был на площадке: сидел мой в песочнице со своими игрушками. Пришла бабушка с двумя внуками: мальчик ровесник моего и девочка лет 5-6. Пришли со своими игрушками. Но, свои естественно не интересны. Взяли наши, причем большая девочка тоже взяла, даже не спросив разрешения. Мой был счастлив, что появилась компания, поэтому не возражал. Потом мальчик с нашими игрушками куда-то убежал, бабушка побежала за ним. Девочка остальные наши игрушки забрала, стала играть. Мой попросил разрешения взять ее игрушки. (В отличие от нее он спрашивает разрешения взять чужое) Она заявила:«Нет» свои игрушки спрятала за спину, сама играет в наши. Я ей сказала спокойно, что так нельзя, раз она играет с нашими игрушками, надо поделиться своими. Если не хочет делится, пусть отдаст наши. Девочка заявила:«Нет!» И продолжила играть. Я не стала ругаться и отнимать игрушки у чужого ребенка. Стала искать глазами бабушку, чтобы она сама разобралась. Но сын решил проблему сам: ему было скучно. Девочка делала куличики с нашим ведерком. Сын просто стал ломать эти куличики. Ему было весело, он даже забыл, что хотел играть в игрушки. Его устраивало, что кто-то делает куличики, а он ломает. Зато это не устраивало девочку. Дала сыну свои игрушки. В итоге все остались довольны. Иногда надо дать возможность деткам самим решать свои проблемы. Может, выход найдут не сразу, но они же учатся ;)

я уже писала, что мой ребенок умеет делиться, и играть с другими детьми. но когда так нагло вырывают из рук он теряется и начинат плакать. он просит отдать ему его машину, но ребенок не реагирует. пойти и вырвать из рук он не может, вот и получается что остается только плакать. конечно были и у нас разные ситуации в песочнице иногда получалось отстоять свою игрушку, но этотв случае если ребенок с первого раза не смог забрать, а больше и не пытался. знаете может и найду выход сами, но к тому времени мой может потерять интерес к саду. сейчас он идет туда играть с детьми, а если там будут постоянно отбирать игрушки, а не играть с ним, то зачем туда ходить.

Мой ребёнок — мальчик 1 год и 5 мес — не умеет отбирать игрушки и отстаивать их у других детей, и когда его пытаются ударить или толкнуть, начинает плакать и бежать ко мне за защитой. Как научить его давать сдачи, отбирать обратно игрушки? Иногда замахнётся в ответ, но как-то трусливо и с опаской. Или это черта характера? Я и муж в детстве были такими же. Помогите, как у кого в этой ситуации было? Мы уже и с мужем показывали ему на себе, как надо. Ну очень обидно за сына.(((

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Здравствуйте, вот все тут рассказывают, что нужно учить делиться и все такое… И возраст все пишут 2-3 года… я вот «доучила» щедрости((((Старшему 5 лет… когда берет куда свои игрушки, то ими играют все, кроме него… когда просит у кого-то игрушку, а ему не дают, сразу расстраивается т.к.свои раздал и играть нечем… приходят к нам гости, он готов хоть все игрушки подарить… Даже вещи, которыми мы строго на строго запретили делиться (планшет) втихую дал подружке и она его благополучно разбила… Вокруг все клевали, мол надо учить доброте, а в итоге? Его обзывают дураком, он даже не реагирует( смеётся вместе с оскорбившим его мальчишкой)… Он самый старший в группе, а его даже в пол головы меньше мальчишки задиоают иногда… играют с девочкой подружкой, раньше говорила ему уступать девочкам, а потом как увидела, что он у нее как прислуга ( играют они видите ли так), да еще его собачкой тявкой называет . сказала, ему, что девочкам надо уступать, но если ты чего-то не хочешь делать, то не делай… не хочешь играть, не играй… Вот до чего доводит стремление воспитать доброго ребенка( однозначно я перегнула палку(((()Теперь приходиться учить его жадничать, давать сдачи, и отстаивать свои желания при совместных играх.

Спасибо за мнение. Да, есть такой момент. Иногда сомневаешься в каких-то моментах воспитания, и ошибаешься, конечно.

Я прекрасно понимаю автора, дочке 2 года и она у нас одуван, вечно все у нее отбирают игрушки, толкают, шпуняют, а она просто отходит в сторону, пытаемся договариваться, взаимодействовать, но к сожалению нам попадаются неадекватные дети, капризные, избалованные, которые привыкли что если они хотят, то вынь и полож, я ума не приложу что делать, за ребеека своего обидно, да и не хочется чтобы выросла затюканной

Так в том- то и дело, что он спокойно игрушку не отдаёт, у него забирают, а он не может отобрать её обратно или сразу отстоять и сразу с ором и слезами ко мне несётся.

Не надо лезть в взаимоотношения к детям тем более учить сдачи давать, пусть сами разбираются… тем более самой защищать а так вырастит а привычка защищать везде и всегда сына останется

Не согласна: если пустить их там в песочницу одних да и не влазить во взаимоотношения, то там неизвестно что твориться будет. Многие дети и толкаются, и ударить могут. А нам травмы не нужны. Мне кажется, что не лезть к ним можно годам к 3, а сечас ещё надо помочь ребёнку.

Просто подходишь забираешь ребенка и уходишь в другое место, поверь в 3 года ты так же будешь думать и в 20, просто есть спокойные дети которые не дерутся и отдают спокойно игрушки, этому надо радоваться

а вот еслиб каждая мама учила своего ребенка такому вот- страшно представить, что на дет.площадках станет, да и что потом из детей вырастит! проще учить ребенка делится и не обижаться, когда берут его игрушку, а если бьют, то это проблемы тех мам, которые не останавливают своих детей, когда ее ребенок бьется… я свою просто увожу от такого ребенка… всегда своей говорю, чтоб делилась мячиком или еще чем-то, так вот когда она гуляет с мячиком и видит ребенка, то бегит к нему и кидает ему мяч и они играют вместе, а если кто-то отберет у нее игрушку, то у нее никогда не было криков и психов с ревом, она просто доставала из коляски другую игрушку… учите своих деток добру, а не агрессии.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Детский мир – это уменьшенная копия жизни взрослых. Поэтому все ситуации, которые возможны на игровой площадке, происходят и с родителями малышей. Представьте: вы выбрали в магазине красивую одежду, которая нравится и подходит, и уже планируете ее купить. И тут подходит кто-то и забирает ее со словами: «Это платье мне тоже нравится». Возмущены? Независимо от того, успели вы отреагировать или нет, ваши границы были нарушены.

Так и с ребенком: когда кто-то забирает у него лопатку, границы крохи нарушаются. И если вы по ту сторону баррикад, которая как раз нарушает чужие границы, надо прислушаться к мнению психолога и научить малыша уважать чужое. Психолог Анна Жулидова называет основное, что нужно делать в подобной ситуации.


1) Не давать отнимать чужие вещи.

Прямо забирать вещь из его рук и возвращать обратно. Держать руки и не давать отнимать физически. Спокойно, без криков, при этом поясняя, что чужие вещи отнимать нельзя.

2) Быть готовой к ярким и сильным чувствам, помогать ребенку проживать их.

Ваш малыш расстроится, когда узнает, что не все, что он хочет, он может получить прямо сейчас. Он может разозлиться, расплакаться, закричать, устроить истерику. Вы должны помочь ему прожить эти чувства, не ругая и не стыдя, а пользуясь пресловутым активным слушанием.

3) Помогать ребенку учиться просить.

Объяснять, что чужую вещь отнимать нельзя, но можно спросить. Помогать спрашивать, спрашивать вместе с ним. Показать ему, как вы спрашиваете, что вы при этом говорите. Следите за тем, как ваш ребенок просит, что он говорит при этом. Например, «Я хочу этот мяч» - это не просьба. А «Дай мне, пожалуйста, этот мяч» и «Можно я возьму этот мяч?» - просьбы.


Детям нужно много времени, чтобы понять правила, научиться им следовать. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется много раз повторять одно и то же, возможно, разными словами.

Моделируйте ситуацию, когда у вашего ребенка пытаются забрать любимую машинку или лопатку – во время игры с мягкими игрушками, к примеру. Пусть ваш медвежонок заберет что-то у медвежонка малыша. Разумеется, ребенку это не понравится. Мягко и доходчиво рассказывайте про границы. Про то, что нужно относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к нему самому.

Учите ребенка и своим примером, к примеру, в семье. Прежде, чем взять вещь, которая принадлежит папе, поинтересуйтесь, можно ли воспользоваться его зонтом или ключами от дома.

Расскажите, как вы ведете себя ситуации, когда ваш ребенок отнимает (у него отнимают) игрушки?

В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Ксения спрашивает:

«Сын 6 лет безропотно отдает свои игрушки другим детям, если они попросят. А иногда отдает и просто так. С одной стороны, это его собственность, с другой — игрушки тоже стоят денег. Может, он боится других детей и так пытается избежать ссоры. Тогда как научить его отстаивать свою собственность? Или сын просто не дорожит своими игрушками? И тогда как приучить ребенка ценить то, что ему покупают?»

Дошкольный психолог-педагог, сказкотерапевт

— Родители дошкольников нередко сталкиваются с ситуацией, когда ребенок дарит свои игрушки другим детям. В такие моменты мамы и папы растеряны и не знают, как правильно реагировать. Если запрещать, то можно «спугнуть» щедрость ребенка, но с другой стороны, если ничего не сказать, то малыш раздаст все свои игрушки.

Причины излишней щедрости

Понаблюдайте за ребенком, за тем, как и с каким настроением он это делает, кому дарит свои игрушки, друзьям или незнакомым ребятам.

Причины могут быть абсолютно разные, обозначим самые распространенные из них:

хочет завести нового друга, поэтому дарит подарок;

старается обратить на себя внимание и не находит другого способа, кроме как одарить сверстника новой игрушкой;

не понимает, что не одалживает вещь, а дарит ее. Не видит границ между этими двумя понятиями;

обладает неуверенностью в себе. Малыш может считать, что без подарка с ним никто не захочет играть;

восполняет нелюбовь со стороны взрослых;

привлекает внимание взрослого, раздавая игрушки сверстникам.

Проанализируйте, какая причина относится именно к вашему ребенку.

Что делать

После того, как вы определились с причиной, относящейся именно к вашему ребенку, проведите профилактическую работу и устраните недочеты, которые вы самостоятельно выявили.

Уделяйте больше внимания

Чаще всего ребенок дарит другим детям свои игрушки только потому, что ему не хватает вашего внимания. Когда мы говорим о совместном времяпровождении, это не значит, что нужно уделять ребенку все свое свободное время. Речь идет всего лишь о 40 минутах включенной игры в день. Этого будет достаточно, чтобы наладить детско-родительские отношения и восполнить недостающее внимание.

Учим понятие «чье это»

Дети часто не понимают простых различий между «мое» и «чужое». Чаще проговаривайте вслух, что именно в доме принадлежит разным членам семьи. Например: «это мамина сумка, это папина кружка, а это бабушкина кофта». Таким способом научить малыша новым понятиям получится достаточно легко и быстро.

Учим ценить свои вещи

Напоминайте ребенку, какие вещи принадлежат именно ему. Обязательно выделите отдельный шкаф или полку для его личных вещей. Не берите детские вещи без спроса. Именно так малыш научится ценить собственные вещи.

Расскажите правду

Многие родители умалчивают, сколько они работают, чтобы покупать новые игрушки. Не стоит думать, что детей нужно ограждать от финансов и рассказов и том, где и как родители зарабатывают.

Расскажите простыми словами, как много вы работаете, чтобы обеспечить семью всем необходимым. Дети после подобных разговоров часто самостоятельно приходят к выводу, что не стоит отдавать то, что родители купили именно им.

Доносить эту информацию необходимо в благоприятной атмосфере и тоном без упрека, ведь речь идет о простой беседе с ребенком.

Вам поможет сказка

Часто в работе с подобными случаями помогает сказка. Она обладает удивительным терапевтическим эффектом. Вот список сказок, подходящих для данной ситуации.

«Принцесса, не желавшая играть в куклы», Астрид Линдгрен.

«Городок в табакерке», Владимир Одоевский.

«Стойкий оловянный солдатик», Ганс Христиан Андерсен.

«Пастушка и трубочист», Ганс Христиан Андерсен.

«Ванькины именины», Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Если вы заметили излишнюю щедрость своего чада, определили причину и начали применять все рекомендации, которые описаны выше, результат не заставит себя долго ждать. Ребенок перестанет так великодушно раздавать свои игрушки и начнет больше ценить то, что имеет.

семейный и личностный психолог

— Ребенок может отдавать игрушки, так как его могут очень убедительно просить об этом другие дети. Или просто потому, что хочет подарить, не чувствуя их ценности.

Когда у ребенка появляется собственность, он что-то пытается с ней сделать, учится как-то с ней обращаться. Он смотрит на пример других людей, детей, своих родителей и набирается опыта. Если родители легко расстаются с тем, что получают, возможно, ребенок повторяет эту модель.

Чтобы ребенок начал что-то отстаивать — это должно быть ценностью. «У меня что-то есть, я не хочу, чтобы это исчезло. У меня хотят это забрать, для меня это ценность и эту ценность я отстаиваю». Как он это отстаивает — за этим наблюдают и корректируют родители.

Представьте ребенка, мама которого владеет магазином игрушек. И у него этих игрушек полные шкафы и полки. Другие дети приходят к ребенку в гости и чувствуют себя как в сказке, а у него самого эти игрушки не вызывают никаких эмоций. Дети просят: «А подари мне это? И это?». Ребенок понимает, что от пары игрушек ничего не изменится и спокойно дарит, раздает, забывает игрушки на улице. Сломал — снял с полки другую. Подарил — развернул новую.

Это рог изобилия, из которого сыплется и сыплется. Родители создали условия, при которых ценности нет. Ценность надо показать и развивать. Мы, взрослые, тоже не ценим холодную и горячую воду из крана, пока ее не отключат.

Если хотим, чтобы, например, машинка для ребенка стала ценностью, надо создать эту ценность. Мама может дать ему выбор. Но не поучая, как надо делать, а давая причинно-следственную связь: «Не забудь забрать свою машинку из детского садика, иначе она может потеряться и ее у тебя не будет». Здесь выбор: либо можешь не обратить внимания и тогда забудешь, потеряешь. А можешь беречь и тогда машинка будет с тобой.

Да, можно понять родителей, которые хотят, чтобы игрушка не терялась, ведь им придется покупать новую и поэтому они следят за игрушкой больше, чем сам ребенок. Но, если мы говорим о формировании ценности, нужно формировать ее на том языке, на котором ребенок может это понять.

Родители отдают эту игрушку ребенку (это же его игрушка, а не родителей) и дают ему выбор — беречь или нет. Ребенок идет в детский садик и там эту машинку отдает. Не важно, по какой причине он ее лишился. Приходит к маме: «Я эту машинку подарил, купи новую». А мама: «Нет, подожди…А почему я должна покупать новую? У тебя же была игрушка, ты принял решение ее подарить или отдать и, соответственно, ее нет. Игрушка у другого ребенка. Когда будет по плану — тогда и куплю новую, а эту ты подарил».

А дальше оставляем ребенка переработать и закрепить внутри себя: «Если я бездумно отдам эту игрушку, мне придется ждать новой, а я так не хочу. Поэтому, если меня снова будут просить или я захочу подарить, я подумаю — хорошо это или плохо для меня».

В 5-6 лет дети уже осознают, что у них есть какая-то собственность. Но готов ли он отстаивать эту собственность, зависит от того, насколько ребенок чувствует ценность того, что имеет. Безусловно, ставить ребенка в рамки — куда и что ему нести — не даст должного результата. Воспитательный процесс должен быть на практике. Надо дать выбор: если подаришь, то играть будет кто-то другой. Оставишь у себя — вещь будет радовать тебя дальше. Если тебе игрушка не нужна — подари, а если нужна — не отдавай.

Если ребенок боится кого-то, кто выпрашивает, отнимает игрушки, ему необходимо учиться противостоять этому. Родители не смогут всегда бегать и заступаться — в садике, школе, везде улаживать эти вопросы.

Думаю, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок отстаивал свои права. А чтобы он это делал, ему надо дать такую возможность на практике. Когда ребенок поймет, что без игрушки ему плохо, он начнет думать и искать варианты как противостоять этому. И тогда он будет либо противостоять самостоятельно, либо обратится за помощью к родителям. Процесс запустится.

Читайте также: