Как научить ребенка не забирать игрушки у детей

Обновлено: 24.04.2024

Родители переживают не только когда у их ребенка отнимают игрушки в песочнице, но и когда он сам жадничает. Как научить ребенка делиться, почему это важно? Разбираемся вместе с детским психологом Натальей Дорохиной.

Вопрос. Трехлетний ребенок на прогулках и в детском саду постоянно жадничает и отказывается делится игрушками с другими детьми. Что делать?

Ответ. Умение делиться — это навык, которому ребенка необходимо обучать. В определенном возрасте дети совершенно не хотят делиться: в 2 года, например, они могут говорить «моё» даже про те вещи, которые только похожи на принадлежащие им — и это нормальный этап развития. В 3 года дети учатся играть вместе, их речь уже лучше развита — и родители могут рассказать им, почему делиться с другими нужно и как это делать.

Объяснения с мотивацией «другим будет приятно» могут быть не очень продуктивны, потому что эмпатия у детей развивается чуть позже, ближе к восьми годам. Трехлетним лучше объяснить, что умение делиться — это полезный навык взаимодействия с другими людьми, который поможет выстраивать отношения в будущем, например, сказать, что с теми, кто делится, другие дружат и играют охотнее.

С человеком, который не научился в раннем детстве делиться с другими, может быть сложно общаться, дружить, строить семью. Люди, у которых нет этого навыка, могут даже не понимать, почему другие их избегают. Любовь к другому человеку и забота о нем обязательно включают желание сделать приятно — в том числе поделиться тем, что у тебя есть.

Расстраиваться, что маленький ребенок жадничает, не стоит (навык делиться — не врожденный), но учить его этому — одна из задач родителей.

Как научить ребенка делиться

  • Признайте тот факт, что ребенок может не хотеть делиться чем-то. Не отрицайте его эмоции.
  • Объясните плюсы ситуаций, когда дети делятся друг с другом вещами. Например, если каждый перестанет жадничать, то все в итоге поиграют с бОльшим количеством игрушек.
  • Начинайте издалека и постепенно приучайте ребенка делиться тем, что у него есть. Начать можно с простого: кормите вместе животных и птиц хлебом, семечками, орехами.
  • Станьте для ребенка примером: покажите, как родители сами делятся вещами друг с другом и с другими людьми.
  • Прочитайте ему сказки про жадность и обсудите поведение персонажей.
  • Придумайте сюжет с игрушками про жадность. Поинтересуйтесь у ребенка, как он видит эмоции участников процесса: «Как ты думаешь, что испытывает эта игрушка? А эта? А как бы ты поступил в такой ситуации?»

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки,делиться и не давать себя в обиду?

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук,он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще неимеет и не может иметь никакого представления о том, что такое "мое" и чтотакое "чужое". Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"!

Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в

песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь

в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему. Вещи,

которым не следует попадать в детские ручонки, вы старались просто

держать подальше от него.

Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний

ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы

собственности и "распределения благ" в садикевообще очень часто

обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень

нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны,

малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за

чего обычно разыгрываются целые баталии. Итак, начнем обучать малыша

проведению и соблюдению границ. Как только кроха выбирается из коляски

и приступает к играм в песочнице, в его жизни появляются понятия "своего"

Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение

малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего

общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему

в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с

умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей,

отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой

детской площадке можно увидеть и такую маму.

Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической

точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие

игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень

последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые

намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а

мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные

качества, говорит ему: "Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку,

пусть поиграет!". Если вы действительно хотите позаботиться о будущем

своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"!

И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка

нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте

Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго

чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои

желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша

меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова

"дай!" и "на!", а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему

нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по

песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим

мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если

"сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не

можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое

нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему

какую-нибудь новую игру.

И пожалуйста, забудьте слово "жадный"! Никогда не употребляйте его в

отношении своего, а тем более чужого ребенка. В полтора и даже в два года

ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим

детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а

потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и

отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить

себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить

границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и

"чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и

постепенно приучится с уважением относиться к собственности других

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления.


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, ч.

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?
Консультация для родителей "Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?"

Консультация-памятка для родителей на встречах, круглых столах или для стендов для ознакомления.

Как помочь детям раннего возраста понять, что такое "моё" и что такое "чужое"? На этот вопрос родители получат исчерпывающий ответ, прочитав этот материал.

ВложениеРазмер
kak_nauchit_rebyonka_ne_otbirat_igrushki.docx 13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, что такое "мое" и что такое "чужое". Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"!

Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в

песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь

в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему. Вещи,

которым не следует попадать в детские ручонки, вы старались просто

держать подальше от него.

Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний

ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы

собственности и "распределения благ" в садикевообще очень часто

обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень

нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны,

малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за

чего обычно разыгрываются целые баталии. Итак, начнем обучать малыша

проведению и соблюдению границ. Как только кроха выбирается из коляски

и приступает к играм в песочнице, в его жизни появляются понятия "своего"

Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение

малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего

общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему

в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с

умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей,

отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой

детской площадке можно увидеть и такую маму.

Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической

точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие

игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень

последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые

намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а

мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные

качества, говорит ему: "Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку,

пусть поиграет!". Если вы действительно хотите позаботиться о будущем

своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"!

И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка

нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте

Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго

чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои

желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша

меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова

"дай!" и "на!", а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему

нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по

песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим

мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если

"сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не

можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое

нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему

какую-нибудь новую игру.

И пожалуйста, забудьте слово "жадный"! Никогда не употребляйте его в

отношении своего, а тем более чужого ребенка. В полтора и даже в два года

ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим

детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а

потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и

отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить

себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить

границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и

"чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и

постепенно приучится с уважением относиться к собственности других

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления.


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, ч.

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?
Консультация для родителей "Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?"

Консультация-памятка для родителей на встречах, круглых столах или для стендов для ознакомления.


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, что такое "мое" и что такое "чужое". Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"! Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему. Вещи, которым не следует попадать в детские ручонки, вы старались просто держать подальше от него.

Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы собственности и "распределения благ" в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за чего обычно разыгрываются целые баталии. Итак, начнем обучать малыша проведению и соблюдению границ. Как только кроха выбирается из коляски и приступает к играм в песочнице, в его жизни появляются понятия "своего" и "чужого".

Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой детской площадке можно увидеть и такую маму.

Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему: "Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!". Если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"! И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки.

Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова "дай!" и "на!", а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если "сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.

И пожалуйста, забудьте слово "жадный"! Никогда не употребляйте его в отношении своего, а тем более чужого ребенка. В полтора и даже в два года ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и "чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и постепенно приучится с уважением относиться к собственности других детей.

Если спросить наших бабушек, все в один голос скажут, что нас в детстве учили делиться своими вещами. Это и воспитательная работа, да и приличия нужно было соблюдать. Сейчас же всё чаще всплывает мнение, что делиться не нужно, ведь игрушка — собственность ребёнка. А что из этого правильно и нужно ли учить ребёнка делиться игрушками? На самом деле и те, и другие в чем-то правы, а в чем-то нет.

«Своё» и «чужое»

Эти два понятия малыш должен четко понимать: есть его вещи и есть чужие. С первым, обычно, всё просто. А вот объяснять, что чужие игрушки нельзя просто так хватать и отнимать — задача родителей. И начинать объяснять это нужно с первых выходов на площадку (или в другие общественные места), тогда уже в полтора года ребёнок понимает, что есть чужое и брать его нельзя (это, конечно, не дает гарантию, что не возьмет, но понимает).

В процессе наблюдения за игрой своего крохи, у родителей часто возникают следующие вопросы: как научить ребёнка делиться своим игрушками и как внушить не отнимать чужие.

Отнимают «своё»

Это может быть как выдернутая из рук игрушка, так и та, что просто лежит рядом и в данный момент малыша не интересует. Вариант, когда мама не вмешивается и дает ребёнку самому разобраться с проблемой (сейчас это очень модно) подходит для детей старше трёх лет, но однозначно плохая позиция для крохи 1,5-2 лет. В этом возрасте он только учится ощущать свои границы, учится, как себя вести, все эти ситуации новы и неприятны — и мама здесь — спасение и защита.

Вопрос, который волновал меня в том числе, как себя вести? Ведь родители второго малыша не всегда принимают участие в играх, и приходится иметь дело непосредственно с ребёнком. Ответ оказался достаточно простым: моё поведение зависит от того, чему я хочу научить своего малыша. Если я хочу вырастить цивилизованного человека, умеющего делиться, но и способным защитить свои интересы, то и поведение должно быть соответственное.

Например, если у Маши забрали игрушку, и она расстроена по этому поводу, хочет её забрать, то ваша задача подойти к чужому ребёнку, поздороваться, познакомиться и сказать, что эта вещь Машина, и сейчас она хочет с ней поиграть. Можно предложить поиграть после Маши или играть вместе с игрушками второго ребёнка. В большинстве случаев подобный диалог поможет получить свою вещь обратно. Если негативное поведение другого малыша продолжается, можно прибегнуть к другой тактике, сказать, что вы учите своего кроху не забирать без спроса чужие игрушки, потому что это не красиво, и с такими детками никто играть не захочет.

Если ребёнок только хочет взять игрушку, не спешите отдавать её самостоятельно или говорить что-то из серии: «Надо делиться!». Спросите у малыша, не против ли он, что в его игрушку немного поиграет другой мальчик или девочка. И только если ваш ребёнок согласен, можно её отдать. Если же он против, ни в коем случае не отбирайте игрушку насильно в угоду другим людям (обычно мамам на площадке), так вы предаете своего малыша. Но после происшедшего, постарайтесь объяснить, что делиться игрушками необходимо, ведь и он иногда просит поиграть с чужими вещами, а если он не будет уступать, то и ему перестанут. В любом случае, старайтесь сохранять гибкость, ведь вы не только защищаете интересы своего крохи, но и показываете ему пример, как решать конфликтные ситуации в будущем.

Также имейте в виду, что малыши редко делятся своими любимыми игрушками, поэтому желательно их на улицу не брать.

Хочется «чужое»

Случай из жизни: придя на площадку с палкой-каталкой «Вертолет», Вова увидел 2 такие же, и, естественно, играл с одной из них. Чужие игрушки всегда вызывают интерес и желание взять поиграть. Однако, следует сразу обозначать ребёнку, что чужие вещи без разрешения трогать нельзя, и, по возможности, находить владельца, представляться и просить его игрушку поиграть на время. При этом, если вам отказали — значит вам отказали, ребёнок имеет на это право. Своего малыша постарайтесь успокоить, проговорите его чувства, если он расстроился или разозлился из-за этого, и только после этого отвлекайте игрушками или совместными играми.

Если ваш малыш всё же отобрал чужую игрушку у другого ребёнка (именно отобрал, без вопросов и разрешения), вы забираете её и отдаете владельцу, параллельно объясняя, почему так делать нельзя и как надо. Конечно, эта ситуация вызовет у вашего крохи много неприятных эмоций и ваша задача — помочь ему их прожить: проговорить его чувства, выслушать его обиду или злость. Обязательно учите ребёнка просить игрушку: можно начать делать это вместе, подходить, знакомиться, просить поиграть. Тогда со временем малыш поймет, как делать это правильно. И, конечно, не менее важно научить его справляться с отказами, которые иногда будут случаться.

Никогда не стыдите своего ребёнка — это не поможет ему в решении проблемы, но в итоге пошатнет его уверенность в себе. А ведь наша цель — вырастить личность с нормальными ценностями и чувством собственного достоинства. Так давайте будем стараться делать это уже с песочницы!

Читайте также: