Как научить ребенка прибирать за собой игрушки

Обновлено: 18.04.2024

О том, почему дети не хотят уби­раться и как пре­вра­тить уборку в раз­ви­ва­ю­щее заня­тие. “В вос­пи­та­нии не тре­бу­ется ни излиш­няя мяг­кость, ни суро­вость – тре­бу­ется разум­ность.” Свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (с)

«Ребе­нок играл и в какой-то момент необ­хо­димо уби­рать игрушки. Мно­гие роди­тели ста­ра­ются с ран­него дет­ства при­учить малыша уби­рать игрушки и мно­гие при этом тер­пят фиа­ско. Попро­буем разо­браться почему. На мой взгляд, самый саж­ный важ­ный момент при при­уче­нии ребенка к уби­ра­нию игру­шек – это коли­че­ство игру­шек у совре­мен­ных детей и орга­ни­за­ция их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы дево­чек тоже регу­лярно обща­ются. Мама Кати посто­янно жалу­ется, что Катя не уби­рает игрушки и маме каж­дый вечер при­хо­дится делать уборку вме­сто Кати. У Оли­ной мамы такой про­блемы нет.

Давайте загля­нем домой к каж­дой девочке и посмот­рим, что же про­ис­хо­дит вечерами.

У Кати много заме­ча­тель­ных игру­шек. Целый игру­шеч­ный рай. Из-за изоби­лия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки акку­ратно хра­нятся в боль­ших короб­ках в дет­ской ком­нате. Точ­нее, так хоте­лось бы маме. В иде­але. В реаль­но­сти дела обстоят так. Каж­дый вечер Катя и мама перед сном начи­нают уби­рать игрушки. Точ­нее, Катя про­дол­жает играть, а мама бес­си­стемно запол­няет пустые кон­тей­неры игруш­ками и закры­вает крыш­ками. В одну коробку попа­дают и кубики, и куклы, и набор док­тора. В дру­гой коробке мы най­дем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пира­мидки и т.д. Ком­ната при­об­ре­тает внешне опрят­ный вид. Деся­ток боль­ших раз­но­цвет­ных кон­тей­не­ров акку­ратно стоят по пери­метру ком­наты. Утром Катя начи­нает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому про­сто выва­ли­вает игрушки из каж­дого кон­тей­нера на пол. Ком­ната начи­нает напо­ми­нать свалку. Катя роется в игруш­ках, ее вни­ма­ние пере­клю­ча­ется от одной игрушки к другой.

В чем же про­блема? Мама орга­ни­зо­вала про­стран­ство жизни девочки без учета осо­бен­но­стей ребенка. Давайте пред­ста­вим себе, что кто-то дру­гой «помог» вам с орга­ни­за­цией хра­не­ния ваших вещей. Вам выде­лили много сим­па­тич­ных коро­бо­чек и хао­тично сло­жили туда ваши вещи: в первую коробку сло­жили джинсы, часть ниж­него белья, сви­тера, во вто­рую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не зна­ете, что и где у вас лежит. Поиски нуж­ной вещи зани­мают массу вре­мени. Вам хочется раз­ло­жить все акку­ратно, но оби­лие вещей затруд­няет наве­де­ние порядка. Готовы ли вы каж­дый день акку­ратно уби­рать в шкаф свои вещи, если их каж­дый день будут снова выбра­сы­вать на пол? Хва­тит ли у вас на это сил? Ско­рее нет, чем да. Точно так же про­ис­хо­дит и с Катей. Коли­че­ство игру­шек у девочки настолько велико, что ей не хва­тает энер­гии их убрать. Именно поэтому это при­хо­дится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игру­шек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор док­тора, машинка, кон­струк­тор, пира­мидки. С пер­вого взгляда может пока­заться, что в Оли­ной ком­нате шка­фов больше, чем игру­шек. Дей­стви­тельно, суще­ствен­ную часть ком­наты зани­мают невы­со­кие стел­лажи, на кото­рых акку­ратно раз­ло­жены игрушки. Куклы сидят на полке, неко­то­рые игрушки лежат в пла­сти­ко­вых ящич­ках или кор­зи­ноч­ках, кон­струк­тор в коробке. Оля пом­нит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама нико­гда не пере­кла­ды­вает вещи девочки. Поэтому Оля нико­гда не тра­тит время на поиски. Она про­сто достает с полки то, что ей нужно. А после игры уби­рает. Да, ино­гда ока­зы­ва­ется убрано не все, ино­гда неко­то­рые детали зака­ты­ва­ются под кро­вать. Бывает, что мама Оли в отсут­ствие тра­тит немного вре­мени на то, чтобы раз­ло­жить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется стран­ным, что Оля уби­рает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего стран­ного. У каж­дого ребенка есть внут­рен­няя тяга к порядку. Она даже силь­нее, чем у взрос­лого. Но взрос­лый спо­со­бен сам орга­ни­зо­вать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все все­гда лежит на своих местах, и он может найти нуж­ную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка пере­ме­ща­ются, как в слу­чае Кати, то ребе­нок не живет в состо­я­нии порядка. Поэтому задача роди­те­лей – орга­ни­зо­вать про­стран­ство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было боль­шого коли­че­ства игру­шек, чтобы каж­дая игрушка имела свое место. Тогда ребе­нок смо­жет под­дер­жи­вать порядок.

Отдельно стоит пого­во­рить и о раз­лич­ных роди­тель­ских при­тя­за­ниях и тре­бо­ва­ний. Все­гда ли тре­бо­ва­ния роди­те­лей адек­ватны и все­гда ли ребе­нок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисо­вать. Она часами может сидеть за сто­лом и рисо­вать. Вера очень любит цвет­ные рисунки и у нее отлич­ное цве­то­вое вос­при­я­тие, она очень тонко чув­ствует оттенки. Поэтому Вере поку­пают очень боль­шие наборы каран­да­шей, по 30–50 штук. Обычно Вера орга­ни­зо­вы­вает свое рабо­чее про­стран­ство так: выкла­ды­вает перед собой все каран­даши, кото­рые у нее есть и рисует. У девочки есть спе­ци­аль­ная полка, где хра­нятся аль­бомы, под­ставки с каран­да­шами и краски. После рисо­ва­ния Вера обычно ста­вит каран­даши в ста­кан­чик, уби­рает аль­бом. Но Вери­ному папе не нра­вится сам про­цесс орга­ни­за­ции рисо­ва­ния. Его раз­дра­жает стол, зава­лен­ный каран­да­шами. Он гово­рит: «Неужели трудно дер­жать каран­даши в ста­кане? Ты рису­ешь одним каран­да­шом! Нужно брать один каран­даш, рисо­вать, ста­вить его в ста­кан и брать дру­гой. А так у тебя на столе бар­дак», — воз­му­ща­ется папа. Вера ста­ра­ется уго­дить папе. Она ста­вит перед собой ста­кан, но потом каран­даши все равно ока­зы­ва­ются на столе: так ей удоб­нее выби­рать. А папа сердится.
Что мы видим в этом при­мере? Тре­бо­ва­ния, кото­рые не только не соот­вет­ствуют воз­расту ребенка, но и про­ти­во­ре­чат здра­вому смыслу. Про­блема ско­рее в педан­тич­но­сти папы, чем в Вере. Именно папе стоит пере­смот­реть свои взгляды в сто­рону мень­шего стрем­ле­ния к все­об­щему порядку».

Тру­до­лю­бие через игру

Есть еще вари­анты, как пре­вра­тить непо­сред­ственно про­цесс уборки в игру. Учи­ты­вая пси­хо­ло­ги­че­ские фак­торы, не стоит также забы­вать о воз­расте и доступ­ных игро­вых мето­дах в целях вос­пи­та­ния тру­до­лю­бия. Исполь­зуя немного фан­та­зии, можно научить ребенка под­дер­жи­вать поря­док без выра­ботки нега­тив­ных ассо­ци­а­ций к про­цессу уборки.

Игра — это и при­ятно и полезно для детей. Можно пред­ста­вить себя стро­и­тельно-убо­роч­ной тех­ни­кой, кото­рая соби­рает мусор (раз­ные игрушки) и сор­ти­рует их. Машинки могут раз­во­зить кукол по домам, боль­шие машинки могут соби­рать малень­кие к себе в «гараж». Пыле­сос­ный монстр в слу­чае отказа спец.техники выпол­нять свое зада­ние может засо­сать все раз­бро­сан­ные игрушки, и их необ­хо­димо будет срочно спасать.

Кре­а­тив­ный спо­соб вызвать инте­рес – при­ду­мать полез­ные изоб­ре­те­ния для уборки. Это может быть что угодно из под­руч­ных мате­ри­а­лов. Напри­мер, из ненуж­ной кар­тон­ной коробки можно сде­лать реак­тив­ный само­лет по сбору игру­шек. Ков­ром-само­ле­том, кото­рый соби­рает вся­кие мелочи, может стать кусок кар­тона. Такой спо­соб раз­ви­вает твор­че­ское мыш­ле­ние, рас­ши­ряет кру­го­зор, ведь необ­хо­димо при­ду­мать что-то новое и полезное.

Поскольку уборка игру­шек рано или поздно пре­вра­ща­ется в рутин­ную обя­зан­ность, при­хо­дится при­ду­мы­вать что-то нестан­дарт­ное для под­дер­жа­ния инте­реса. Так, можно объ­яв­лять время уборки кон­крет­ных вещей. Напри­мер, «время лего» по звонку коло­коль­чика или свистку – и ребе­нок уби­рает кон­струк­тор. Посте­пенно такую так­тику можно дове­сти до игры. Напри­мер, под­го­то­вить спи­сок с переч­нем вещей и два кубика. Один кубик ука­зы­вает на кате­го­рию игрушки, дру­гой на коли­че­ство. Так, ребе­нок бро­сает кубики и выпол­няет зада­ние. Не только инте­ресно, но и полезно – можно таким обра­зом научиться счи­тать. А когда и такая форма надо­ест, раз­ба­вить игру можно при­ят­ными зада­ни­ями с кар­точ­ками, как-то кувы­рок на коль­цах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Люби­мое роди­тель­ское «не будешь смот­реть мульт­фильм, пока не наве­дешь поря­док», можно транс­фор­ми­ро­вать в увле­ка­тель­ный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нари­со­вать карту из 7–10 стан­ций. Ребе­нок путе­ше­ствует от одной стан­ции к дру­гой и на каж­дой его встре­чают мест­ные жители и дают зада­ния. Жите­лям одного города нужно очи­стить дно озера (помыть рако­вину), дру­гого – помочь собрать уро­жай (все тот же рас­сы­пан­ный лего), тре­тьи про­сят пора­бо­тать в саду (полить цветы). А на чет­вер­той стан­ции жители могут про­сто уго­стить путе­ше­ствен­ника ябло­ком. Конеч­ная цель путе­ше­ствия (мульт­фильм) тоже имеет зна­че­ние, хотя боль­шин­ство детей увле­чется и самим про­цес­сом – при­клю­че­ни­ями, ожи­да­нием новых встреч.

Можно заве­сти общие семей­ные суб­бот­ники. Напри­мер, гене­раль­ной убор­кой зани­маться всем вме­сте, чтобы не только мама, но и все члены семьи под­клю­чи­лись. Таким обра­зом, дети будут чув­ство­вать себя частью кли­нин­го­вого про­цесса, а не наблю­да­те­лями со сто­роны. Еже­дневно можно взять за пра­вило уборку 10-минутку перед ужи­ном, например.
Ино­гда сов­мест­ный труд может вре­менно усту­пить место состя­за­нию. Для него удобно пове­сить на холо­диль­ник таб­личку, где каж­дый будет отме­чать вымы­тую им посуду или выне­сен­ный мусор. А через неделю под­ве­сти итоги и награ­дить побе­ди­теля. Даже если взрос­лые будут про­дол­жать все делать обыч­ным обра­зом, азарта ребенка хва­тит на всех.

Какую бы игру вы не выбрали, не забы­вайте о похвале и награ­дах. Конечно, моти­ва­ция уборки ради муль­ти­ков или кон­фет не педа­го­гична. Очки, набран­ные во время убо­роч­ных игр должны быть при­ят­ной мело­чью – наклей­кой, инте­рес­ной открыт­кой, дет­ским жур­на­лом. Ребенку будет инте­ресно копить и зара­ба­ты­вать эти очки, если он смо­жет потра­тить их на что-то суще­ствен­ное, напри­мер, поход в музей или зоо­парк. Приз можно назна­чить зара­нее. А можно напи­сать целый спи­сок раз­ных наград с рас­цен­ками, пусть ребе­нок сам выбирает.

Разум­ность в вос­пи­та­нии, о кото­рой гово­рил Свя­ти­тель Фила­рет, должна быть и в деле при­уче­ния к труду. Конечно, малень­ких детей проще увлечь игрой, и необ­хо­димо это делать, потому что лучше так, чем уль­ти­ма­тумы, нака­за­ния и выра­ботка нега­тив­ных ассо­ци­а­ций вкупе с потра­чен­ными нерв­ными клет­ками роди­те­лей. К тому же игры раз­ви­вают фан­та­зию и логику, так или иначе учат систем­ному мыш­ле­нию и акку­рат­но­сти. Однако дети рас­тут, и поня­тие игры должно посте­пенно заме­няться поня­тием ответ­ствен­но­сти. Поря­док и уборка игру­шек, а затем и лич­ных вещей, а затем и осталь­ного дома должны стать ответ­ствен­ным делом, и, в конеч­ном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в ран­нем дет­стве это будет ради очков и наград. Но взрос­лея, ребенку полезно будет понять, что тру­дится он не только для себя, но и для окру­жа­ю­щих. Посе­ян­ные зерна тру­до­лю­бия в дет­стве обя­за­тельно дадут доб­рые плоды в будущем.

А как Вы при­уча­ете детей к труду? Поде­ли­тесь сове­тами на нашем форуме!

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?

Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и игрушек растет, а малыш словно не замечает создаваемого им беспорядка. Что же делать? Как у маленького человечка выработать привычку убирать за собой?

Подавайте личный пример

Как бы вы ни старались словами объяснить малышу, что он должен поддерживать в детской порядок, добиться этого будет непросто, если вы сами не всегда делаете то, что от него требуете. Как и в любом другом навыке, который вы хотите привить ребенку, самым главным будет личный пример, который вы ему подаете. Посмотрите, а всегда ли вы сами убираете на место свои вещи? Если вы бросаете одежду на стулья, не всегда сразу моете за собой посуду, а книжку оставляете в кресле, то не стоит удивляться, что и ребенок бросает свою одежду где попало, а игрушки у него весь день разбросаны по полу.

Так что, прежде чем требовать от малыша любви к порядку, начните с себя. Придя домой, аккуратно развесьте одежду на вешалки и уберите в шкаф, после еды сразу же мойте за собой тарелки, зубную щетку убирайте в шкафчик, а не оставляйте на раковине, книги и журналы после чтения аккуратно ставьте на полку.

Видя каждый день пример для подражания, ребенок с самого раннего возраста будет усваивать такую модель поведения, в которой соблюдение порядка является делом вполне естественным.

Когда начинать приучать к порядку?

Нередко можно видеть такую картину. Малыш, пытаясь подражать взрослым, берет лейку, чтобы полить цветы или несет чашку в мойку, чтобы ее помыть. Но взрослые, опасаясь, что он прольет воду из лейки на мебель или подоконник, уронит и разобьет чашку, тут же отбирают их у него, считая, что это дело не для малышей. Со временем у малыша пропадает желание проявлять инициативу, и он оставляет все дела вам. Стоит ли после этого удивляться, что впоследствии он предоставит вам «почетное право» убирать за ним.

Чтобы этого не случилось, старайтесь с раннего детства поддерживать его желание вам помочь, быть похожим на вас, делать то, что делают взрослые. Пусть он расплескает воду, поливая цветы, или уронит тарелку в мойку, но зато у него будет вырабатываться привычка к заведенному в доме порядку, которая станет залогом аккуратности в будущем.

У всех вещей должно быть свое место

Если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы у всех вещей в доме было свое место. Малыш должен твердо знать, что в этом шкафу хранится одежда родителей, на этой полке стоят папины книги, на той – лежат мамины журналы, в этом ящичке лежат фотоальбомы, а в том – инструменты. Такие же места должны быть и у детских вещей. Выберите, где вы будете хранить мягкие игрушки, где будут лежать кубики, пластилин, альбомы и краски для рисования, солдатики, куклы и игрушечная посуда. Определите, в каком шкафчике, на каких полках и вешалках разместится детская одежда. Ведь чтобы убирать за собой вещи и игрушки, ребенку нужно знать, куда их убирать.

Можно сделать красивые наклейки с картинками на каждую коробку или шкафчик, с изображением того, что находится внутри. Так будет гораздо проще запомнить, что и куда нужно класть.

Чтобы приучить малыша к порядку, не стоит идти на поводу у детских капризов. Возьмите за правило - убирать за собой нужно всегда! Нередко дети, пытаясь определить грань дозволенного, начинают испытывать родительское терпенье, чтобы узнать, что будет в том или другом случае непослушанья. Трудно устоять, видя хныкающего и изображающего усталость ребенка, и не убрать игрушки самому вместо него. Но это отнюдь не лучший вариант. Если ребенок капризничает и упирается, не кричите и не ругайте его, а попробуйте ему помочь с уборкой. Малыш должен понимать, что убирать за собой придется в любом случае, и, видя это, вскоре перестанет этому противиться.

Превратите уборку в веселую игру

Чтобы уборка не становилась причиной хныканья и капризов, попробуйте превратить ее в игру. Сделать это не так уж и сложно. Можно придумать несколько вариантов увлекательной уборки.

Кто больше соберет.

Начните увлекательное соревнование, кто больше соберет игрушек. На раз, два, три дайте старт и не заметите, как быстро будут собраны все игрушки. Тот, кто собрал больше, получает маленький приз.

Кто соберет быстрее

Другой вариант соревновательной уборки. Разделите комнату пополам и убирайте каждый свою половину на скорость. Маленький приз достается тому, кто убрал быстрее.

Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки» Уборка игрушек волнует многих родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка прибирать игрушки?» Проблема разбросанных по всему дому игрушек и детей, не желающих убирать их на место, актуальна для многих родителей. Ребёнок начинает помогать.

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Почему ребенок не хочет убираться

Когда малыш повзрослеет, он может капризничать из-за того, что не хочет убираться. Одна из причин такого поведения, что он проверяет родителей. Крохе интересно, что будет, если не выполнить поручение. В этом случае спокойно и твердо, без крика, истерик и потакании повторяйте просьбу. Спросите, нужна ли ваша помощь.

Если ребенок все равно отказывается убираться, отступите. Через некоторое время ему что-нибудь станет нужно. Например, попросит печенье или сок. В этом случае, скажите, что дадите только после того, как кроха выполнит незавершенную работу и обязательно предложите помощь. Совместная уборка ускорит процесс и поможет наладить контакт с малышом.

Как уговорить ребенка убирать игрушки

Когда вы просите ребенка что-то выполнить, говорите спокойно, уверенно, твердо и доброжелательно. Не кричите и не раздражайтесь. А когда кроха выполнит задание, не забудьте похвалить за проделанную работу и добрый поступок.

Если описанные выше методы не работают, можно перейти к следующему способу. Скажите, что если он не уберется, вы уберете игрушки самостоятельно и спрячете изделия на несколько дней. Если малыш так и не выполнил просьбу, спокойно соберите игрушки, сложите в коробку и уберите на два дня. Обязательно скажите, что раз он не убрался, вы спрятали игрушки, как и обещали.

Проявите твердость и не поддавайтесь на уговоры! Даже если кроха слёзно будет просить только книжку или один маленький конструктор. Отдайте предметы только в тот день, на который договаривались. Когда отдаете игрушки, обязательно договаривайтесь с ребенком, что тот после игры обязательно уберет игрушки на место.

Еще один интересный и действенный способ - завести штрафной ящик, куда отправляются игрушки, которые не убраны к конкретному часу. Каждый раз напоминайте крохе об уборке и, что приближается час, к которому все должно быть убрано. Неубранные игрушки убирайте в ящик и не отдавайте дня два.

Приучайте делать уборку и делайте уборку вместе ежедневно в одно и то же время. Поможет календарь уборки, где каждый пройденный день уборки вы будете вместе заклеивать интересными стикерами или наклейками. Когда малыш уберется, пусть он выберет понравившуюся наклейку и заклеит нужную дату. Показывайте такой календарь родственникам и друзьям, говорите, какой малыш молодец, что он самостоятельно каждый день убирает за собой игрушки.

Лучший метод при приучении детей к порядку - поставить ребенка в условия, когда он захочет убираться самостоятельно. Поможет и собственный пример. Всегда поддерживайте чистоту и порядок в доме, регулярно делайте уборку и постепенно вовлекайте в процесс малыша.

Давайте ребенку задания, которые он в силах выполнить. При этом помогайте крохе, но не делайте все за него. Это не только воспитает самостоятельность, но и не сделает уборку чем-то тяжелым и неприятным. Еще несколько рекомендаций, как приучить детей к домашним обязанностям, вы найдете здесь .

Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки? Детские капризы

Почти в каждой семьи, где есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убирать за собой игрушки. Вот самая распространенная картина, которая знакома многим современным родителям: "Родители сидят и смотрят телевизор, малыш играет со своими игрушками. При этом сосредоточенность ребенка на какой-либо одной игре или игрушке меняется через каждые 5 минут.

Переключая внимание на другую игру, малыш просто оставляет игрушку и достает другую. Уже через час, разбросанные по дому игрушки, создают впечатление, что по комнате прошелся настоящий ураган. Родителям приятно смотреть, как малыш играет самостоятельно, но только до той самой минуты, пока они не просят его убрать за собой игрушки. Малыш никак не реагирует на просьбы родителей и наотрез отказывается подчиняться". Самой распространенной ошибкой родителей в такой ситуации становиться то, что они насильно заставляют ребенка убирать игрушки, прибегая к угрозам и наказанию. Этого делать нельзя ни в коем случае.

Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка ответственным и трудолюбивым человеком. Ребенок окликается на просьбы родителей помочь, начиная с годовалого возраста. Он может принести что-то, положить грязные вещи в стиральную машину, достать книжку или игрушку. С этого же возраста и надо начинать его учить осваивать главное правило поведения: поиграл - убери за собой сам. Если вы попросите ребенка, которому исполнился только 1 год, убрать за собой игрушки, вряд ли он начнет бунтовать и капризничать. А вот дети возраста 2-3 лет уже начинают проявлять свой характер и испытывают родителей на прочность. Им интересно знать, как поведет себя мама или папа, если он откажется подчиняться.

как заставить ребенка убирать игрушки

В любом возрасте не надо начинать воевать с ребенком или самому убирать игрушки за ним. Если даже вам не удалось заставить ребенка выполнить вашу просьбу, никогда не собирайте его игрушки сразу же сами, подождите, когда ребенок обратится к вам с какой-нибудь просьбой. Например, если он попросит вас посмотреть вместе книгу, доброжелательно и твердо ответьте ему, что вы будете делать то, что он просит только после того, как он уберет свои игрушки на место. С маленьких лет ребенок должен понимать, что нельзя начинать второе дело, оставив незаконченным первое. Он должен знать, что родители будут ему читать книжку, рисовать и играть вместе только тогда, когда он будет соблюдать правила, которые должны придерживаться все члены семьи.

С того самого возраста, когда ребенок начинает играть с игрушками, родители должны показать ему пример бережного отношения к игрушкам. Помогите ребенку освоить простые действия в обращении игрушками. Если купили новую игрушку, покажите ему, как надо с ним играть и куда ее надо убрать после того, когда игра окончена. Не надо стараться держать все игрушки у ребенка на виду, оставьте только те, которые ему наиболее интересны и соответствуют его возрасту. Остальные уберите в укромное место и доставайте только по мере необходимости. Когда разбросано много игрушек, ваша просьба убрать их, кажется ребенку невыполнимой. В этом случае без помощи мамы ему не обойтись.

как заставить ребенка убирать игрушки

Предложите малышу собрать игрушки вместе и разделите процесс уборки на простые действия: "Мама соберет кубики в коробку, а ты убери вот эту машинку в гараж. Молодец! Вот какой помощник у меня растет! А теперь положи мячик в коробку, а я соберу пирамиду". Таким образом, сортируя игрушки по видам, вы приучите малыша не только их убирать, но и научите его определять место для каждой игрушки. Он должен знать, что книги надо положить туда, где лежат книжки, машинки к машинкам, куклы к куклам и так далее. Если же сама мама раздраженно кидает все игрушки в одну большую коробку, вместо того, чтобы терпеливо их собирать вместе с ребенком, и каждый раз небрежно вытряхивает эту коробку, чтобы достать нужную игрушку, то и требовать у ребенка обращаться аккуратно с игрушками не стоит. Он будет вести себя так же, как мама. Разбрасывать их и кидать, чтобы они быстрее сломались.

Если ребенок поиграл с игрушкой и захотел взять следующую, сразу же попросите его сначала убрать на свое место ту игрушку, с которой он поиграл. Маленькие дети могут не понять просьбу мамы, помогите ему и скажите: "Вот сейчас мы с тобой уберем эту машинку на место, ты ведь больше не хочешь с ним играть. Пусть она пока спит в гараже, а мы с тобой возьмем пирамидку". Если ребенок откажется убрать какую-то игрушку, незаметно спрячьте ее.

Спустя некоторое время спросите его, где эта игрушка. Пусть малыш ищет, а когда он не найдет ее, расскажите ему сказку о том, как игрушка долго лежала на полу, потом пошла искать свое место, не нашла его и ее взял к себе жить другой хозяин. Этот хозяин оказался очень аккуратным и добрым, он играет с игрушкой очень бережно и каждый раз убирает его на место. Перед тем как вернуть игрушку, предупредите ребенка, что если он после игры не уберет ее на место, она опять исчезнет. Так шаг за шагом воспитывайте у ребенка чувство ответственности и аккуратность.

При условии терпеливого и кропотливого труда с вашей стороны к 3 годам ваш малыш будет сам убирать свои игрушки и книжки на место. Конечно, приучить ребенка к порядку за один день и даже за месяц никому не удастся. В первое время неизбежны капризы, слезы и действия, направленные вам назло. Злиться и раздражаться из-за этого не следует. Старайтесь не заострять внимание на капризах ребенка и не убирайте игрушки сами. Помогайте ему, но при этом дайте ребенку возможность четко понять, что убирает игрушки он, а вы ему только помогаете.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"


Дети и беспорядок — это синонимы. Конструктор в самых неожиданных местах, крошки печенья на диване и динозавры в ванне — так выглядит квартира, в которой есть ребёнок. Можно ли это изменить? В блоге Департамента труда и соцзащиты Москвы на этот вопрос отвечает психолог семейного центра СЗАО Тимур Орлов.

Дети обычно не понимают, что вокруг них беспорядок. Разве что сами наступят пяткой на конструктор или машинку. Но порядок в комнате необходим родителям и детям не только для эстетики и удобства, но и для безопасности (в первую очередь — самого ребёнка).

Каждой игрушке — свое место

Требование постоянно убирать игрушки на место прерывает детскую игру, поэтому иногда всё-таки стоит разрешить оставить на полу куклу, мячик и медвежонка — пускай они пьют чай из игрушечного сервиза. А когда же тогда убирать игрушки? Выберите для этого специальное время: например, перед тихим часом или отходом к ночному сну. Таким образом ребёнку будет легче смириться с тем, что игрушкам пора расходиться по своим контейнерам и полкам. Конечно, небольшие внеплановые уборки тоже можно устраивать: если беспорядок слишком уж затрудняет передвижение по комнате.

С какого возраста учить ребёнка наводить порядок

Навести полноценный порядок в комнате ребёнок способен примерно с трёхлетнего возраста, но приучать его к этому можно уже с года. Попросите малыша подать кубик, чтобы положить его в контейнер, или поставить пирамидку на полку. Обязательно похвалите ребёнка, но если у него что-то не получается, не требуйте от него слишком многого. Ребенок научится порядку постепенно.

Чтобы ребёнку было проще, придумайте для каждой игрушки своё место. Так он будет знать, куда именно надо убрать предмет, и не будет теряться при наведении порядка

Хорошим решением будет покупка контейнера для хранения игрушек. Лучше, чтобы они были разного цвета: так проще запомнить, что в каком контейнере должно храниться. Например, овощи, фрукты, посуда — в белом, машинки — в красном, куклы — в розовом, животные — в синем и т. д. Можно использовать и одинаковые емкости, но тогда стоит их как-то пометить — например, наклеить на каждый контейнер наклейку или разрисовать его вместе с ребенком.

Если ребёнок убрался, но игрушки находятся не на своих местах, не стоит просить его переделывать. Таким вы обесцените его труд. Вы можете просто рассказать, какие игрушки нужно будет положить на другие места в следующий раз.

Если дети протестуют против порядка

Так как все дети разные, то идеального рецепта не существует. Чтобы подобрать ключик именно к своему ребёнку, стоит попробовать несколько разных способов:

  • Превратите уборку в игру. Соревнуйтесь, кто больше соберёт игрушек. Если ребёнок увлечется игрой, позвольте ему выиграть. Или представьте себя в виде мышек, которые прячут припасы по норкам. Так ребёнку будет легче вовлечься в деятельность.
  • Найдите или придумайте сказку про неубранные игрушки и что с ними происходит. Важно, чтобы в такой сказке всегда был счастливый финал — все игрушки вернулись на свои места.
  • Попробуйте убирать игрушки необычным способом — например, локтями! Или издавать смешные звуки, когда предмет попадает на своё место.
  • Поощряйте ребенка специальными наклейками, которые он будет зарабатывать за хорошо сделанную уборку.

Ни в коем случае не стоит играть на страхах ребенка, угрожая выбросить игрушки, если ребёнок не уберет их. Сработает ли такая стратегия? Безусловно. Но ребёнок не только получит дозу стресса, но также может затаить обиду и злость на взрослого, а это негативно скажется на детско-родительских отношениях.

Помните, что любое овладение навыком всегда проходит несколько стадий:

1. Ребенок наблюдает за действиями взрослого.

2. Пробует делать вместе со взрослым.

3. Действует сам, но под наблюдением взрослого, иногда пользуясь его помощью и поддержкой.

4. Начинает действовать самостоятельно.

Поэтому сначала пусть ребёнок смотрит, как наводите порядок вы. Потом начинайте привлекать его, чтобы он по чуть-чуть помогал вам. Через некоторое время ребёнок уже будет стараться сам класть игрушки на место, и ваша помощь потребуется лишь изредка, когда ребёнок не заметит какую-то «спрятавшуюся» игрушку или забудет, перепутает, где правильное место для паровозика. А позже ваша помощь и вовсе не потребуется, и вы с удивлением обнаружите, как хорошо малыш умеет наводить порядок.

Если вам трудно найти общий язык с ребенком и вы чувствуете, что терпение на пределе, обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: