Как называются фарфоровые игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Все о фарфоровых статуэтках

Фарфоровые статуэтки – отличный предмет для декора, среди которых можно найти настоящие произведения искусства. Сам материал фарфор изобретён достаточно давно, во времена расцвета Древнего Китая. Фарфоровыми статуэтками всегда украшались дома знати и аристократов, а подарить такую статуэтку означало высказать всецелое уважение хозяину дома.







Особенности

Ценность фарфоровых изделий определяется временем и местом их происхождения, а также особенностью оформления, состояния (сколы, трещины), авторством и спросом у современных коллекционеров.

Для изготовления статуэтки требуются такие материалы, как гипс для создания модели, пемза, вода для полировки, специально разработанные краски и сама фарфоровая глина.

Глина – это смесь таких веществ, как каолин, кварц и полевой шпат.

Для начала нужно создать эскиз. Для эскиза модели нужна сырая глина. Нужно выстроить более грубую модель для создания «силуэта» статуэтки, который будет максимально отображать её очертания. Затем, по маленьким кусочкам отсекается глина для того, чтобы придать шаблону больше деталей.



Для окончательного литья фарфор должен пройти около пятидесяти обработок. Шликер (жидкая фарфоровая масса) заливается в гипсовые формы. Гипс должен пройти тщательную подготовку для более точной передачи формы скульптуры. Время сушки гипса – около 30 минут. Затем гипсовую форму открывают и достают само изделие. Его отправляют на сушку, которая будет длиться около 50 часов, при температуре 35 градусов.

Далее за дело берётся профессионал. С заготовки вручную должны быть удалены все неровности, шероховатости и швы. Шаблон приобретает более художественный вид.



После этого производится обжиг уже более похожей на авторскую задумку модели. Фигурки помещают в печь и начинают обжигать при температуре 1260 градусов на протяжении 12 часов. Под действием температуры глина начинает менять основной цвет и структуру. После обжига следует кропотливая отшлифовка и полировка. Для дальнейшей росписи необходима максимально гладкая поверхность.

Дальше идёт работа для настоящих искусных художников. Они должны владеть разнообразными техниками росписи, передавая суть задумки автора. После детальной росписи следует повторный обжиг, который проводится в электрической туннельной печи. Этот обжиг нужен для должного закрепления краски на фарфоре. После обжига следует жесткий контроль качества статуэтки. Идёт осмотр на правильность и количество неровностей. Изменение цвета зависит от примесей в составе глины для фарфора.

При несоответствии критериям данный продукт можно считать бракованным.

Статуэтки из фарфора советского периода

В советский период фарфоровые фигурки можно было увидеть практически в каждом доме. Сейчас статуэтки, которые изготавливались в прошлом столетии, пользуются большой популярностью среди коллекционеров и могут стоить очень дорого.




Особенности

Статуэтки из фарфора советского периода отличаются высоким качеством. Старинные фигурки выглядят очень красиво, несмотря на свой возраст. Кроме долговечности, у них есть и другие преимущества.

Уникальность. В процессе создания фигурок их декору уделялось много внимания. Поэтому каждая серия статуэток получалась оригинальной и особенной.

Функциональность. Во времена СССР выпускалось большое количество красивых пепельниц, чернильниц, подсвечников и подставок, украшенных изящными фигурками.

Прочность. При создании фарфоровых фигурок использовалась специальная техника обжига. Благодаря этому статуэтки до сих пор выглядят ярко и не выцветают со временем.




Единственный минус советских изделий заключается в том, что заполучить оригинальную фарфоровую фигурку в свою коллекцию сейчас довольно сложно. Особенно если она относится к какой-то редкой серии.



Обзор производителей

При покупке статуэток лучше всего обращать внимание на продукцию крупных производителей.

Дулевский завод

Это предприятие много десятилетий подряд занималось производством уникальных изделий. Фигурки, которые выпускались на этом заводе, украшал изысканный флористический орнамент, состоящий из роз с крупными бутонами и округлыми лепестками.

Яркий цветной узор привлекает внимание своей изящностью. Чаще всего для украшения фигурок использовались разные оттенки красного.




Ломоносовский завод

Это предприятие является одним из наиболее старинных производителей керамики. В начале прошлого столетия там выпускались лучшие образцы агитационного фарфора. Статуэтки тех времен сейчас ценятся коллекционерами очень высоко.

Фигурки, производимые на Ломоносовском заводе, имеют гладкую белую поверхность, покрытую яркой росписью.



Дмитровский завод

Это предприятие известно далеко за пределами России. Качество продукции, которая им выпускается, подтверждено большим количеством наград и премий. Мировую известность завод получил в 30-х годах ХХ столетия. Именно фигурки, которые выпускались в тот период, сейчас продаются по самым высоким ценам. Особое внимание заслуживают работы, созданные по мотивам народных сказок.




Гжельский завод

Это предприятие выпускало большое количество красивых статуэток, декорированных кобальтовой росписью. Фарфоровые статуэтки, выпускаемые на этом заводе, чаще всего украшает изысканная голубая роспись, выполненная руками талантливых мастеров. Именно по сочетанию синего и белого цветов можно узнать настоящую гжель.


Киевский завод

Это предприятие было основано в начале прошлого века. Изначально там выпускали только краски для керамической промышленности. Производством оригинальных изделий из фарфора завод занялся только после окончания Второй мировой войны. За несколько десятилетий существования там было выпущено много интересных фигурок. Наиболее известными и ценными считаются статуэтки «Карась и Одарка», «Бандуристка», а также «Дети с голубями». Найти их сейчас не так просто.




Самые дорогие модели

Редкие фарфоровые фигурки, созданные в СССР, сейчас продаются за сотни, а то и тысячи долларов.

«Счастливое детство»

Эта серия фигурок была разработана Галиной Столбовой. Фигурки, изображающие детей, производили на многих заводах. Наиболее ценным приобретением станут статуэтки производства Дулево и ЛФЗ. Они изображают играющих, читающих и мечтающих о светлом будущем пионеров.




«Казак на коне»

Фигурки, выпускаемые на Дмитровском фарфоровом заводе, сейчас продаются по несколько сотен долларов за штуку. Особенно ценными являются статуэтки, которые выпускались в довоенные годы.



«А зори здесь тихие»

Статуэтки из этой серии были выпущены в 70-х годах ХХ столетия. Выглядят фигурки, изображающие двух героинь истории о войне, красиво и изящно. Каждая из них продумана до мелочей.



«Пробуждающийся Восток»

Коллекция фигурок, изображающих восточную женщину с газетой в руках, увидела мир в 20-х годах ХХ столетия. Над ее созданием работала Елена Данько. Красивые восточные статуэтки, выпущенные в разных цветах, сейчас пользуются большой популярностью среди покупателей со всего мира.



«Красное и черное»

Во времена СССР среди жителей страны большой популярностью пользовались балет и шахматы. Эти занятия вдохновляли многих мастеров на создание оригинальных произведений искусства. Автором этих оригинальных статуэток для агитационных шахмат была Наталья Данько, талантливая художница, создавшая много интересных фигурок из фарфора.



«Доярка»

Такие статуэтки выпускались на Гжельском фарфоровом заводе в 50-х и 60-х годах ХХ века. Средняя стоимость таких фигурок в современных каталогах – 500-600 долларов.



«Девушка с яблоками»

Изящная фигурка, изображающая девушку с корзинкой фруктов в руках, на сегодняшний день стоит очень дорого. Это и неудивительно, ведь такую же статуэтку, изготовленную на Ломоносовском фарфоровом заводе, можно увидеть в коллекции Эрмитажа.




«Кузнец и жнец»

Простые статуэтки, изображающие двух малышей, были созданы Екатериной Якимовской. Они представляют собой отличный пример агитационного фарфора. Купить фигурку, изготовленную во времена зарождения СССР, можно за несколько сотен долларов.



«Кобылица»

Большой популярностью среди советских мастеров пользовались фигурки, изображающие различных животных. Чаще всего полки украшали маленькие фарфоровые собаки и кошки. Сейчас же большой популярностью пользуется фигурка, изображающая лошадь. Фигурки, выпускаемые в 1950-х годах ХХ века, оцениваются коллекционерами очень высоко.




«Золушка»

Герои разных сказок часто вдохновляли мастеров на создание изящных фарфоровых изделий. Статуэтка, изображающая Золушку, была создана по мотивам произведения Шарля Перро в середине ХХ века. А также популярностью пользуются фигурки Снегурочки и Красной Шапочки. Выглядят они очень красиво.



Фарфоровые статуэтки советского периода станут отличным подарком для коллекционера. Главное, покупать их в проверенных магазинах или у торговцев с хорошей репутацией.


Что означают клейма и метки на фарфоре, смотрите в видео.

Какие статуэтки ценятся у коллекционеров?

Старинные фарфоровые статуэтки ценят не только простые обыватели, но и коллекционеры. Любителям красивых и изысканных вещей стоит обратить внимание на самые популярные фигурки.







Старинные модели СССР

В советский период фарфоровые изделия пользовались большой популярностью. Сейчас на рынке также можно найти много интересных изделий родом из СССР.

«Аленушка и братец Иванушка»

Красивая статуэтка была создана мастером, вдохновившимся одноименной сказкой. Изображает она сестрицу Аленушку, которая сидит рядом с братцем Иванушкой, уже превратившимся в козленочка. Выглядит фигурка изящно и очень красиво.


«Кобылица»

Эта фигурка была создана в Германии во второй половине прошлого столетия. Массивная статуэтка станет прекрасным дополнением любой коллекции.


«Мужик с чертом в карты играют»

Статуэтка, выполненная учеником одного из лучших скульпторов Орлова. Фигурка выглядит красиво и очень изящно. Каждая деталь этой скульптуры проработана до мелочей. Расписана она в классическом стиле.

Данное творение советских мастеров можно назвать настоящим произведением искусства.


«Хозяйка Медной горы»

Фарфоровые статуэтки, изображающие главную героиню одной из наиболее известных русских сказок, выпускались на многих заводах. Наибольшей популярностью пользовались статуэтки, выпущенные в Дулево. Как правило, эту величественную красавицу изображают вместе с ее ценными дарами. Чаще всего хозяйку Медной горы «наряжают» в синие или зеленые платья с красивым узором.


«Солоха и дьяк»

Фигурки, изображающие знаменитых сказочных персонажей, были выпущены на Дмитровском фарфоровом заводе. Сохранившиеся статуэтки смогут украсить даже самый изысканный интерьер.


«А зори здесь тихие»

Статуэтка, выпущенная на Дулевском фарфоровом заводе. Ее автором является А. Бржезицкая. Скульптура изображает двух главных героинь этой истории. Каждая из них продумана до мелочей.


«Пионерка с кроликом»

Фигурка, изображающая девочку с кроликом, была выпущена на Дмитровском фарфоровом заводе в 60-х годах прошлого столетия. Ее автором является скульптор Артамонова. Фигурка отличается небольшим размером, но выглядит при этом довольно мило и изящно.


«Урожай»

Скульптуры, принадлежащие к этой серии, были выпущены на ЛФЗ в середине прошлого столетия. Они были созданы автором Н. Данько и посвящены открытию сельскохозяйственной выставки, которая состоялась в Москве в 1939 году. Каждая фигурка из этой серии изображает девушку, держащую в руках фрукты или овощи.




«Гусыня с гусятами»

Статуэтка, выполненная в середине прошлого столетия на Дулевском фарфоровом заводе, известна также под названием «Гусиный переполох». Изображает она двух крупных птиц и нескольких маленьких гусят.


Другие антикварные статуэтки

Большой популярностью среди коллекционеров пользуются редкие фигурки, выпущенные Ломоносовским фарфоровым заводом в 20-х и 30-х годах прошлого столетия. Они были выпущены очень малым тиражом, поэтому особо высоко ценятся у коллекционеров.

  • «Конная разведка». Эта работа была создана Натальей Данько. За свою жизнь скульптор создала более 300 оригинальных работ. Но именно эта стала одной из наиболее популярных. Фигурка изображает двух мужчин на лошадях, которые всматриваются вдаль. Скульптура проработана до мелочей и украшена большим количеством изящных деталей.


  • «Готовы к обороне». Данная скульптура была создана в 1918 году. Ее автором также является Наталья Данько. Изображает фигурка простых и смелых трудящихся, готовых строить светлое будущее и защищать своих близких.


  • «Физкультурницы». Фарфоровая чернильница представлена в музее Императорского фарфорового завода. Она изображает двух молодых спортсменов в простых нарядах.

Обратить внимание стоит и на другие советские фигурки, которые ценятся на мировом рынке не менее чем китайские, немецкие или итальянские изделия.


«Освобожденная женщина Востока»

Данная скульптура изображает красивую восточную женщину, читающую газету. Создана она была в начале прошлого столетия и посвящена первому съезду народов Востока. Фарфоровая статуэтка также известна под названием «Турчанка». В свое время она пользовалась большой популярностью в СССР. Выпущена фигурка была в разных расцветках.

Стоит выделить скульптуру с изображением портрета Зиновьева на газете, которую читает девушка. После расстрела этого революционера все статуэтки такого типа постарались уничтожить. Но несколько из них все же удалось сохранить. Сейчас они считаются большой редкостью. Одна из таких фигурок была продана за несколько десятков тысяч фунтов.


«Влюбленные»

Эта статуэтка авторства Константина Сомова была выпущена в 1921 году. В этот период фигурки выпускали в стиле соцреализма. Поэтому данная статуэтка довольно сильно выделялась на фоне всех остальных. Выпущена она была на Государственном фарфоровом заводе.


«Красные и белые»

Это редкие фарфоровые агитационные шахматы, которые пользуются большой популярностью среди коллекционеров, изображают борьбу красных и белых фигур на шахматном поле. Выглядят очень красиво и имеют большое историческое значение. Красные (они же белые) фигуры представляют собой представителей рабоче-крестьянских сил. Черные же олицетворяют павший царский режим. Автором фигур, идеально характеризующих ушедшую эпоху, является Наталья Данько.


«Девушка с яблоками»

Статуэтка, выпущенная в 1927 году, была создана Леонидом Яковлевичем Хортиком. Изображает она красивую хрупкую девушку, держащую в руках корзинку с яблоками. Такую же фигурку можно увидеть в коллекции фарфоровых изделий в Эрмитаже.

Статуэтка является одной из самых дорогих и редких во всем мире.


«Кузнец и жнец»

Как понятно из названия фигурки, она также является примером агитационного фарфора. Изображает она двух малышей, которые с самого раннего возраста готовы к тяжелой работе. Статуэтка была создана талантливым советским мастером Екатериной Якимовской.


Как узнать, что антиквариат подходящий?

Купить качественную фарфоровую статуэтку так же сложно, как и изделия из серебра, металла или мраморные фигурки. В процессе выбора нужно обращать внимание на некоторые детали.

  • Внешний вид фигурки. Если человек интересуется изделиями из фарфора, ему будет достаточно нескольких минут для того, чтобы заметить, что перед ним подделка. Настоящие статуэтки выглядят изысканно и проработаны до мелочей. Дешевые подделки выдает упрощенная и слегка небрежная роспись.
  • Размер статуэтки. Еще один момент, на который надо обратить внимание – вес и размер фигурки. Очень часто копии получаются чуть меньшими, чем оригинальные изделия. Кроме того, они могут быть более легкими, чем оригинальные статуэтки из фарфора.
  • Особенности дна. Помочь отличить подлинную фигурку от ее дешевой подделки может и осмотр ее донышка. Обращать внимание надо на его форму, наличие меток, толщину черепка.
  • Расцветка. В некоторых случаях авторы подделок повторяют большую часть деталей, характерных для оригинала. Но при этом статуэтки немного отличаются расцветкой. Поэтому надо обращать внимание и на цвет фигурки, а также на особенности росписи.
  • Клеймо завода. Это одна из самых важных деталей, на которую нужно обращать внимание при выборе фигурки. Перед покупкой понравившейся статуэтки надо изучить, как выглядело клеймо в определенный период существования завода. Сделав это, надо сравнить рисунок на картинке с тем, который присутствует на донышке фигурки. Стоит отметить, что в некоторых случаях клеймо может и вовсе отсутствовать.
  • Выбранный стиль. Покупая работу, созданную известным мастером, стоит заранее изучить стилистику, в которой выполнены остальные его творения. Это поможет лучше понять, на какие характерные детали стоит обращать внимание, и не ошибиться при покупке.
  • Стоимость изделия. Важную роль играет и цена. Если она сильно занижена, это может свидетельствовать о том, что продаваемая фигурка является фальшивкой. Ведь очень часто мошенники стараются сбыть такие статуэтки как можно быстрее, чтобы получить за них хотя бы какие-то деньги.




Если есть возможность, статуэтки лучше осматривать вживую. Это позволит рассмотреть все детали изделия и заметить возможные недостатки. Перед тем как покупать в свою коллекцию новую фигурку, стоит походить по антикварным магазинам и посмотреть на редкие изделия, чтобы понять, как выглядят оригинальные статуэтки от знаменитых производителей.

Оригинальные статуэтки, которые производились в Советском Союзе, станут отличным дополнением коллекции фарфора.

Фарфоровая кукла

Фарфоровая кукла – это не только игрушка, сделанная из фарфора, но и изящное неповторимое украшение интерьера, а также предмет многих коллекций. Нашим далеким предкам куклы служили тотемами и атрибутами черной магии. Вскоре, конечно, куклы просто стали украшением обыденности, и все суеверия остались в далеком прошлом. Их изготавливали из слоновой кости, глины, дерева и других материалов. В XVIII веке люди открыли для себя новый, неизвестный ранее материал – фарфор. Сначала из фарфора производили только посуду, но вскоре этот материал стал использоваться и в производстве игрушек. Фарфоровые куклы впервые появились во Франции, и вскоре, для создания более бледного оттенка лица и матового эффекта, их стали делать из неглазурованного фарфора. А еще, спустя некоторое время, куклы обзавелись настоящими волосами и глазами из стекла. Все это увеличило спрос на игрушки и сделало их еще более реалистичными.

С развитием прогресса фарфоровых кукол перестали делать вручную и "поставили на поток". Стоимость осталась прежней, а вот индивидуальность была потеряна. Однако, благодаря все тем же французам, фарфоровые куклы превратились в миниатюрных манекенов с огромным количеством модных платьев – и спрос на них вновь стал набирать обороты. Пик популярности пришелся на конец XIX начало ХХ века, пока на прилавках не появился винил. Виниловые куклы отличались тем, что практически все части тела у них были подвижными, в отличие от фарфоровых.

Описание игрушки

  • Каждая кукла уникальна.
  • Все наряды сшиты из натурального шелка и отделаны роскошным кружевом.
  • По желанию заказчика элитная фарфоровая игрушка может обладать собственным украшением из драгоценных или полудрагоценных камней

Как играть?

Играть с такой куклой - одно удовольствие. Можно одевать в шикарные наряды, любоваться необыкновенной красотой. Восхищаться талантами гениального мастера, сотворившего это чудо, можно бесконечно. Фарфоровые куклы прекрасно подходят для сюжетно-ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с куклами. Прекрасные куклы могут украшать детскую комнату или занимать почетное место в гостиной. Из-за хрупкости, фарфоровые куклы обычно используются в декоративных целях. Можно собрать целую коллекцию таких особенностей интерьера. Именно так люди получают удовольствие, наслаждаясь их великолепием, если не рассматривают их как предмет игры.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры, развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива. Замечательно, когда у человека есть любимое хобби. Одно из самых удивительных и оригинальных занятий – коллекционирование. Очень часто можно столкнуться с тем, что прекрасный пол собирает холодное оружие, а сильная половина человечества радуется, приобретая куклы фарфоровые коллекционные.

Производство

Производством таки фарфоровых кукол занимаются несколько компаний: MasterPiece Gallery, Paradise Galleries, Fayzah Spanos, Rustie, Mundia Collection, Ashton-Drake, Marie Osmond и другие. Они выпускают самые прекрасные фарфоровые куклы в мире. Некоторые из таких игрушек уникальны, так как выполняются на заказ по индивидуальным требованиям заказчика. В этом случае производители используют даже драгоценные камни или другие дорогостоящие материалы.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Читайте также: