Как объяснить ребенку что игрушка дорогая

Обновлено: 21.05.2024

Для начала нужно понять, что правильно отказывать ребенку нужно научиться не только в ситуации с дорогостоящей игрушкой, но и вообще с любой. Дети почти с самого рождения учатся манипулировать. Они прощупывают окружающий мир и Вас в том числе. Рычагов манипуляции бесчисленное множество, и они сменяются один за другим. Потому если Вы решили отказать ребенку – держите курс до самого конца. Нет – означает нет. Отказывать нужно аккуратно и мягко. Предлагаю Вашему вниманию несколько способов не потакать всем прихотям чада правильно.

1. Переводите фокус внимания на что-то другое.

Пример: - Мама, я хочу вот эту машинку; - Да, она очень красива. Похожа на твою. Кстати, хочешь взять ее с собой вечером на прогулку? Куда мы пойдем сегодня?

Этот способ хорош и в том случае, если ребенок хочет очень дорогую игрушку.

- Мама, я хочу эту куклу Барби. – Но она очень дорогая, Катюша. Смотри, какие красивые наклейки! Может, посмотрим их?

2. С ребенком постарше можно говорить на простом языке цифр. Объяснить ему, что такое ценность и цена вещи, в чем разница и почему конкретная вещь не стоит своих денег. Или, если денег она своих стоит, но сейчас возможности купить ее нет – так и скажите. Это дорого и пока мы себе это позволить не можем. Дети все прекрасно понимают. Будьте с ними честны.

3. Используете правильную интонацию. Если Вы решили просто сказать НЕТ, то это должно быть твердое и спокойное нет, полностью уверенное и непоколебимое. Даже небольшие колебания, жалость, стыд и прочее ребенок считает моментально и продолжит давить на «болевые точки».

4. Позиция должна быть аргументирована. Просто «нет» загоняет в угол, вызывает кучу вопрос и желание сделать наперекор. Объясните четко и доступно свою позицию. Вместо фразы «Эта вещь вреда для здоровья» лучше сказать малышу — «От нее у тебя заболит живот». Вместо «У меня ползарплаты уйдет на твое желание» — «Если мы это купим, то нам придется отказаться от поездки на море». Абстрактные фразы для ребенка мало что значат; чем больше конкретики — тем лучше.

5. Будьте последовательны. Если вы пообещали купить гаджет за оконченный учебный год без 3-ек – выполните свое обещание. Если сказали, что чипсы нельзя и что это вредно – не покупайте их. Себе в том числе!

6. С другой стороны, важно не поддаваться соблазну угодить малышу во всем. Позитивный пример важен в отношении вредных привычек. Многие родители бросаются из крайности в крайность. На одном из полюсов будут те мамы и папы, что запрещают ребенку вредные вещи — те же чипсы — в то время как сами их употребляют у малыша на глазах. Таким образом, ребенок получает двойное послание, и подсознательно усваивает простую истину: несоответствие дела и слова — это вполне нормально.

На другом полюсе находятся те родители, которые совершают не менее досадную ошибку. Они не заботятся о себе, думая в первую очередь о потребностях ребенка. Казалось бы, родитель делает для малыша все, что нужно, но на самом деле ребенок усваивает установку: в первую очередь нужно заботиться не о других, а о себе.

Каждый во время полета на самолете слышал, как стюардесса напоминает во время инструктажа: кислородную маску нужно надеть сначала на себя, а потом — на ребенка. Так что, если у мамы нет денег на лекарство или другой предмет первой необходимости — не стоит спешить покупать ребенку дорогую куклу.

7. Не стоит поддаваться истерике ребенка. Если родитель один раз «сдался», и удовлетворил желание ребенка только ради того, чтобы прекратить его истерику — пиши пропало. Теперь малыш понял, что его стратегия действенна, и что с ее помощью можно добиться, чего угодно.

YouTube
Instagram

Брендовые игрушки, навороченные гаджеты, модная одежда и аксессуары стоят недешево. Вам бы и в голову не пришло пускаться в неоправданные расходы, но ребенок, доверительно заглядывая в глаза, просит: «Купи, пожалуйста, мне очень нужно…» И вы ломаете голову, как поступить. Во что бы то ни стало доставить ребенку радость? Твердо отказать, попытавшись объяснить, что деньги нужно тратить с умом? А может быть, возможен компромисс? Или он только навредит? Разбираемся с психологом Анной Хидирян.

Пришел, увидел, захотел

Прежде всего следует учитывать возрастные особенности детей. Маленький ребенок не умеет ограничивать свои желания. Это взрослые – да и то не все – руководствуются рациональными соображениями, оценивают свои финансовые возможности, прежде чем купить дорогостоящую вещь. А ребенок до определенного возраста умеет только желать. Вот почему у двух- или трехлетки, оказавшегося в магазине рядом с полкой с игрушками, загораются глаза и он заявляет: «Хочу это, и это, и это!» А если слышит «нет», расстраивается и злится. «Абсолютно естественная реакция, которая, тем не менее, пугает и приводит в замешательство многих родителей», – замечает психолог.

Отказы безболезненные и травмирующие

Современные мамы и папы часто переживают, что их отказ вызовет у ребенка психотравму. Уж поверьте, эти опасения в большинстве случаев беспочвенны. Более того, ребенок нуждается в ограничениях, потому что иначе он не научится соизмерять свои возможности с реальностью. «Став взрослым, он будет бросать деньги на ветер, брать кредиты, поддаваясь сиюминутным порывам», – предупреждает Анна Хидирян.

Проще всего сказать «нет» малышу, потому что желания у него импульсивные и сиюминутные. Переключите его внимание, уберите вожделенную игрушку из поля зрения, предложите купить что-нибудь другое – дешевле в несколько раз, но способное доставить аналогичную по интенсивности радость. Просто побудьте рядом, пока распластавшийся на полу ребенок не устанет вопить дурным голосом: «Хочуууу! Купииии!» Успокаивайте, говорите, что понимаете, как ему обидно, но настаивайте на своем. Главное, чтобы вы вели себя уверенно и спокойно. В итоге ребенок успокоится и примирится с ситуацией. «Истерика в магазине чревата психотравмой только в том случае, если вы грубо схватите ребенка (или тем более ударите), начнете зло и уничижительно отчитывать, вгоняя в стыд и вину», – акцентирует психолог.

Разумные ограничения должны быть в жизни маленького человека, но ни в коем случае нельзя душить его отказами раз за разом. Если ребенок постоянно получает отказ, рано или поздно он перестает просить. Он усвоил, что это бесполезно. Или опасается, что на него снова посыплются упреки и обвинения, и он опять будет сгорать от стыда. В результате вырастает человек, которому трудно получать удовольствие от жизни, а это значит, что он наверняка близко познакомится с депрессией. Обращаться за помощью, просить о чем-то ему будет крайне неловко.

«С установкой «мир – это место, где для меня ничего нет» трудно почувствовать себя счастливым. Поэтому, ради блага своего ребенка, время от времени находите возможность удовлетворять его желания, в том числе спонтанные», – рекомендует Анна Хидирян. Будем объективны: маленьких детей в магазине далеко не всегда привлекают запредельно дорогие игрушки. Поэтому, если 3-летний карапуз ткнул пальцем в копеечный грузовик и по его сияющей физиономии вы понимаете, что он, заполучив игрушку, будет на седьмом небе от счастья, не торопитесь отказывать…

С 6-7 лет с ребенком уже можно договориться, объяснить, почему вы не можете или не хотите раскошелиться на ту или иную вещь: «слишком дорого для нашей семьи», «не уверен(а), что кукла стоит таких денег», «многие врачи и педагоги против того, чтобы младшеклассники пользовались гаджетами». Дети многие вещи способны понять – говорите с ними как с равными, не прививая чувство вины за их желания. Но при этом будьте предельно внимательны и чутки: если у ребенка с языка не сходят просьбы о дорогой игрушке или планшете, возможно, имеет смысл пойти навстречу.

Многие родители очень тревожатся, что у ребенка сформируется интернет-зависимость, поэтому покупают ему кнопочный телефон и остаются глухи к мольбам о смартфоне, компьютере. «На мой взгляд, они перегибают палку. Гаджеты, интернет – часть современной реальности, в которой нужно ориентироваться и при желании можно извлекать огромную пользу», – делится своей точкой зрения Анна Хидирян. Однако без правил и ограничений, разумеется, не обойтись: нельзя допустить, чтобы ребенок постоянно пребывал в виртуальной реальности. «Она не должна мешать учебе, живому общению, различным социальным и физическим активностям, – обращает внимание психолог. – Но если ребенок дозированно общается со сверстниками в соцсетях, смотрит в интернете интересные фильмы, познавательные видео, беспокоиться не о чем».

Сложнее всего родителям детей старше 10 лет. Подростков чрезвычайно волнует их внешний вид. Они сравнивают себя со сверстниками и остро переживают, если одеты хуже, или у них нет модных аксессуаров, или их гаджеты слишком просты. В агрессивной среде такие дети подвергаются травле. Поэтому лучше семь раз подумать, прежде чем отказать. «Если есть возможность купить то, о чем он просит, лучше сделать это, даже если вы считаете, что это откровенное барахло. Поверьте, для подростка эта никчемная, на ваш взгляд, вещь представляет большую ценность», – говорит психолог.

Вместе с ребенком прикиньте, сколько времени потребуется на то, чтобы скопить необходимую сумму – пару месяцев, полгода, год. Идеально, если подросток внесет свою лепту, заработав часть денег собственным трудом. Это воодушевит его, наполнит верой в себя, гордостью за то, что он, совсем как взрослый, сам реализовывает свои желания.

Если же вы никак не можете выкроить деньги, что ж, на айфонах жизнь не заканчивается. «Катастрофы не случится, если подросток уверен и чувствует, что близкие его любят, у него есть друзья, он успешен в учебе, или творчестве, или спорте. Конечно, он очень огорчится, но не будет воспринимать ситуацию как убийственную», – утверждает Анна Хидирян. В ваших силах поддержать ребенка: примите его злость как естественную реакцию, попечальтесь вместе с ним. И тогда велика вероятность, что он, шагнув во взрослую жизнь, не примется искать «спонсоров», а будет сам обеспечивать себе безбедное существование.

Родителю тоже не сладко

Отказ в покупке игрушки или гаджета часто не меньший стресс для родителя. Так, если маленький ребенок устраивает сцену в магазине, неуверенные в себе взрослые испытывают мучительный стыд. Они ловят на себе осуждающие взгляды продавцов и других покупателей и от этого ощущают себя нищими, или жадными, или никудышными родителями, которые растят избалованное чудовище. И их единственное желание в такой ситуации – провалиться сквозь землю. «Сосредоточьтесь на мысли, что ваш двух- или трехлетка ведет себя естественно. Он разочарован и пока не умеет справляться с нахлынувшей злостью, и от этого ему плохо. Не оставляйте его одного – будьте рядом, возьмите за руку. Не стыдите, не угрожайте – попытайтесь отвлечь, заинтересовать другой игрушкой, забавой, пообещайте поиграть с ним дома», – рекомендует психолог. Действуйте в интересах своего ребенка и перестаньте беспокоиться о том, что подумают о вас совершенно посторонние люди.


tuttotisane.it

Бывает, родители панически боятся злости ребенка, не способны выдержать его гневный крик и плач. В этом случае они чаще всего исполняют все прихоти чада – и роют яму и ему, и себе. «Если ребенок не чувствует ограничений, то постоянно требует «Купи!», не считаясь с чувствами и возможностями родителя. Он растет с убеждением «мне все должны». Родитель ощущает такого ребенка как маленького тирана, и год от года злость нарастает», – замечает психолог. Чтобы этого не случилось с вами, зарубите на носу: детям полезно иногда слышать «нет».

У некоторых взрослых (в подавляющем большинстве у женщин) есть стойкое убеждение, что «хорошие» родители должны быть безотказными, жертвовать своими интересами, игнорировать насущные потребности. Желая в собственных глазах выглядеть идеальным родителем, такие мамы перебиваются с хлеба на воду, не покупают себе необходимую одежду (например, зимой ходят в осенней куртке из секонд-хенда и мерзнут в обуви с лопнувшей подошвой), лишь бы у их ребенка был смартфон последней модели и чуть ли не дизайнерская одежда.

«Когда «хороший» родитель во всем ущемляет себя, он непременно начинает злиться на ребенка. Только злость эта завуалированная», – говорит Анна Хидирян. Ребенок быстро потерял интерес к подарку – родителя жжет обида, ему трудно удержаться от упреков: мол, я в своем детстве и мечтать не мог о такой игрушке, а ты не хочешь играть! А если ребенок испортил или тем более потерял вещь, за которую была выложена половина месячной зарплаты, родителя может накрыть волна гнева. В лучшем случае ребенок услышит в свой адрес уничижительные и оскорбительные слова, в худшем – пострадает от рукоприкладства. И то и другое он, скорее всего, будет помнить до конца своих дней… Подумайте об этом прежде, чем сорваться на визг или занести руку над тем, кто пока что слабее вас.

Если родитель, вынужденный отказать, чувствует себя нищим ничтожеством, то злость на ребенка можно опознать по полной горечи и жалости к себе мысли: «он как паразит: присосался и тянет из меня все соки». «Задумайтесь, насколько объективны ваши обвинения. Если ребенок раз в полгода просит купить что-то подороже, его никак нельзя назвать бессовестным потребителем, который горазд транжирить родительские денежки», – считает психолог. Порывы втолковать неразумному чаду, что «деньги – страшное зло» и «лучше быть бедным, но честным», тоже свидетельствуют о бессознательном желании родителя преодолеть свое чувство неполноценности.

Уход в вину тоже выбивает у родителей почву из-под ног. За виной прячется злость на себя («я не могу позволить себе дорогую покупку») и ребенка («он просит у меня то, что мне не по карману»). «Вы упускаете из виду, что игрушки и гаджеты вторичны. Если вы в избытке даете ребенку любовь, поддержку, заботу, но при всем желании не можете купить ему айфон, вы не перестаете быть хорошим родителем», – подчеркивает Анна Хидирян.

Баланс интересов

Итак, резюме. Наши желания – мощные мотиваторы, поэтому не заставляйте детей чувствовать себя виноватыми, если они грезят о дорогой игрушке или гаджете. Пусть они учатся мечтать и, став взрослыми, будут позволять себе хотеть большего. Прислушивайтесь к их просьбам – не действуйте из позиции «я лучше знаю, что тебе нужно». Но и ущемлять себя тоже не вариант – договаривайтесь с ребенком. Ищите баланс интересов, это главное. И обязательно анализируйте свои реакции на просьбы купить ту или иную вещь. Это поможет новыми глазами взглянуть на себя, а значит, понимать и находить общий язык с ребенком вам будет гораздо легче.

Несмотря на то что для каждой семьи определение материального благополучия – свое, отсутствие денег на важные (а порой необходимые) вещи в детстве почти всегда оставляет отпечаток на психологии уже взрослого человека.

Если мама c грустью вспоминает свое детство с единственными зимними сапожками, то своему малышу она может купить несколько ненужных пар. Если папа в своем детстве так и не получил в подарок долгожданные ролики, то наверняка они появятся у его сына. Так взрослые люди пытаются замаскировать комплексы, связанные с бедностью в детстве. Хотя иногда бывают и другие сценарии, более болезненные.

Жизнь в режиме «от зарплаты до зарплаты» заставляет отказывать ребенку в действительно полезных покупках.

Если у родителей сложилась такая ситуация, важно разобраться: как объяснить ребенку отсутствие денег на вещи, которые не относятся к роскоши; как это делать правильно, чтобы у сына или дочери не зародились комплексы, и можно ли вообще говорить ребенку, что «наша семья бедная».

С этими вопросами «Летидор» отправился к экспертам департамента психологии Института педагогики и психологии образования (МГПУ) Полине Викторовне Смирновой и Ольге Викторовне Цаплиной.

Все взрослые понимают, что деньги – это не только возможность купить необходимое для жизни, это еще комфорт, уважение, безопасность, высокая самооценка и так далее.

Для ребенка социальный статус семьи воспринимается естественным образом – ему кажется, что так живут все люди.

Однако малыш взрослеет, входит в социум – детский сад и школу – и обнаруживает, что его семья может существенно отличаться от семей сверстников.

Различия в финансовых возможностях становятся очевидными, и тут ребенок начинает задавать неудобные вопросы.

Как отказать дошкольнику в покупке, если на нее нет денег

Если это дошкольник, то он еще не понимает связи «деньги – вещь». Он не осознает, что значит много или мало денег, поэтому и объяснение их отсутствия должно быть кратким, максимально понятным.

Однако если родитель не будет аргументировать отказ от покупки, а просто скажет: «Не куплю, потому что не куплю!», «Куплю в следующий раз», «Тебе эта вещь не нужна», – то

ребенок может расценивать постоянные отказы как неуважение к его личности.

Ему будет казаться, что родители его не любят, наказывают за что-то или просто равнодушны.

Говорить о том, что в семье мало денег, нужно обязательно. Ребенок должен понимать, что мама и папа не могут купить вещь не потому, что он не достоин ее, а потому что пока на нее не хватает денег. Разумеется, малыш спросит: «Почему у нас не хватает денег?» И тут уже не стоит пояснять, что «наша семья бедная» или что «мама и папа мало зарабатывают».

Лучше сказать малышу, что сейчас деньги нужны на что-то важное для семьи, на то, что имеет большое значение для всех ее членов. А что это будет – ремонт в доме или курс лечения для дедушки, – решайте, исходя из вашей семейной ситуации.

Не желательно сравнивать материальное положение семьи с другими, например, более бедными семьями.

Это может сформировать у ребенка неверное представление о мире, чувство превосходства или, наоборот, чувство неполноценности.

И ни в коем случае нельзя оправдывать свой отказ в покупке тем, что «в нашей стране богато живут только воры и жулики».

ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

Многим родителям знакома ситуация, когда на одной чаше весов оказывается содержимое кошелька, а на другой – новая игрушка, которую ребенок очень хочет. Сегодня мы поговорим о том, как объяснить ребенку отказ от покупки новой игрушки.

Материалы по теме:

Содержание

Детские капризы и родительские деньги ↑

« Мама, мама, купи мне этот воздушный шарик-куклу-робота-розовую пони! Купи мне эту игрушку! Купи мне эту машинку! » . Кто из родителей не сталкивался с беспрерывным потоком хотелок от своего ребенка. И как бывает подчас непросто объяснить, что эту машинку мы не можем купить, и не потому что не хотим сделать приятно, а просто потому что – уже лишняя трата в семейном бюджете.

С одной стороны, ребенок очень хорошо должен понимать, что его хотения должны быть в меру, и что ему могут купить и подарить далеко не все, что ему хочется.

Однако, ответ «У нас нет денег» – слишком взрослый. Что для 3–4–5 летнего малыша деньги? Бумажки или блестящая карточка, которые мама достает из кошелька. Чуть более чем ничто. К тому же, когда вы вместе идете в магазин за продуктами, ребенок видит, что вы покупаете много разного в красивых обертках, почему же ему одну маленькую, – или не очень маленькую, – игрушку нельзя? Может, он еще не умеет считать, но сравнить-то уже может.

Как объяснить ребенку, почему ему не купят эту игрушку, откуда берутся деньги и денежные затруднения родителей?

Есть многие родители, кто в детстве был лишен многого, и мечтал себе новую «барби», «пуховик». Советские дети, и дети 90-х сейчас уже стали родителями, и очень хорошо помнят, что такое дефицит, очереди и нехватка не только продуктов и одежды, но и игрушек. И часто им очень тяжело отказать своим детям – «Мне ведь несложно, а ему так хочется. Никогда не забуду, как мечтал, но родители не могли мне купить». И ребенок получает даже больше, чем ему нужно, а потом, в момент финансовых затруднений, поток подарков прекращается. И этот момент важно объяснить.

Классический капризный ребенок, которые получает все, что хочет, это вовсе не счастливый. Часто постоянные потакания не ведут ни к чему положительному для самого ребенка.

Как сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам? ↑

Первое, что нужно объяснить ребенку, – откуда берутся деньги. Напомните, что мама или папа, бабушка и дедушка, – кто в семье работает, – ежедневно уходят на работу на целый день. Зачем? Чтобы заработать денег. И зарабатывают они столько-то и столько-то.

А еще очень важно объяснить ценность денег. Объясните, что все, что все игрушки, даются не просто так. Что они не сыплются с неба. Для ребенка очень сложно понять ценность этой самой бумажки. И родители должны помочь ему объяснить это. Например, подарите ребенку копилку, и отдавайте ему мелочь и объясните, что на нее можно купить что-то. Дайте задание собрать мелочь по всему дому, если она может валяться в разных его частях. Это мотивирует ребенка к порядку, помощи по дому, и заодно ребенок осознает, что несмотря на то, что монет-то много, в итоге он купит на них не так уж и много.

Можно вводить его в курс экономической жизни семьи: рассказать в общих чертах, как формируется бюджет, сколько стоят основные продукты, одежда, обувь, обучение, развлечения, спортивная секция. Какую часть от родительской зарплаты что отнимает. Слова могут быть малышу малопонятны, поэтому лучше объясните картинкой. Таким образом ребенок получит представление о том, как расходуются деньги внутри семьи.

Когда у ребенка появятся «собственные», – накопленные или карманные – деньги, которыми ребенок будет распоряжаться сам, у него появится возможность применить на практике данные родителями знания о планировании личного бюджета.

Объяснения и альтернативы ↑

Ребенок очень хорошо должен понимать, что ему могут купить и подарить далеко не все, что ему хочется и пожелается. Ребенку надо дать понять, что это не просто прихоть родителей не покупать желаемую вещь, а действительность. Поэтому ему нужно объяснить, что что кроме него в семье есть другие члены семьи – братья или сестры – у которых тоже есть потребности. А если других детей в семье нет, есть родители, бабушки, дедушки. И у всех есть свои потребности. Очень сложно бывает просто сказать – «Извини сын, это мы не купим, у нас нет денег». Ребенок этого и не поймет. Ведь что может быть важнее новой куклы (конструктора, робота, машинки, заколки с героем мультфильма, и проч.)?

Всегда давайте понять ребенку, объясняйте, что вы не покупаете конкретную вещь не из прихоти. Предлагайте всегда ребенку выбор. Если ты получишь платье именно это, тогда кто-то из вашей семьи будет чего-то лишен. Ребенок просто должен понять, что деньги с неба не падают, и что даются не так-то просто. И что родители бы рады дать ребенку все, что он захочет, но не получается так. Вероятно, объяснять одно и то же нужно будет не один раз, но это нужно будет делать, пока ребенок не поймет.

Стоит ребенку говорить не о том, что нет денег или дорого, а давать альтернативу. И давать понятное объяснение. Если игрушка стоит ну слишком дорого, а в этом месяце у вас запланирована большая покупка, например, новая стиральная машина. Объясните чаду, что если мы купим эту игрушку, мы не сможем купить стиральную машинку. И тогда маме придется стирать все руками. Руки у нее будут очень болеть, ей будет тяжело. Она будет много времени проводить за стиркой, вместо того, чтобы вместе с ребенком поиграть и почитать книжку. Таких альтернатив можно предоставить много.

Понаблюдайте за ребенком. Если он не играет в свежекупленные игрушки или быстро их ломает и требует новую, то проблема лежит куда глубже – это требование внимания. Ребенок испытывает радость только в момент получения новой игрушки — радость обладания, символ внимания родителя. Это чувство яркое, но быстро притупляется. Не «откупайтесь» от ребенка, водя его в магазин.

Давайте какую-то замену. Например, когда идете в место, где много аттракционов, шариков и соблазнов, где ребенку очень сложно не хотеть все сразу. Проведите заранее с ним разговор. Объясните ему, что все сразу не получится купить. И дайте выбор – скажите, что можете купать что-то сладкое, покататься на определенном количестве каруселей. Заранее оговорите их количество, в зависимости от ваших возможностей. И пусть ребенок сам выберет – хочет ли он съесть что-то вкусное, или же покататься на паровозике. Если сделать это заранее, это, конечно, не панацея, но будет проще.

А еще очень важная вещь – счастливый ребенок, который в достаточном объеме получает внимание родителей, никогда не будет зацикливаться на таких вещах, как новая игрушка. Ведь ему всегда есть чем заняться с родителями. Если в семье нет денег, есть тысячи средств сделать жизнь ребенка настолько интересной, что все другие дети со всеми гаджетами мира будут завидовать такому детству. И это главных принцип, если вы хотите, чтобы ребенок понимал ценность не только денег, но и труда родителей. Проводите с ребенком больше времени. Собирайте осенние листья, рисуйте, учите играть в шахматы, лазайте по деревьям, ставьте детские спектакли, вырезайте из картона, зарывайте клады – сделайте жизнь яркой. И тогда разочарование от некупленной вещи не будет трогать ребенка.

Одному шотландскому мальчику папа каждый год дарил на день рождения бутылку хорошего виски. Зачем, спросите вы, если в Шотландии, как и в большинстве других стран, пить спиртные напитки можно только после совершеннолетия?

Все психологи и бизнес-коучи в один голос твердят:

чем раньше приучать ребенка к деньгам и объяснять ему элементарные правила, тем увереннее он будет обращаться со своими сбережениями в будущем.

Вместе с издательством «Альпина.Дети», в котором выходит серия о жизненных навыках «Лучший друг — Конни», мы собрали 6 «финансовых» тем для разговора с детьми.

Пробегитесь по списку и проверьте, обо всем ли знает ваш ребенок?

Иллюстрация из книги серии «Лучший друг — Конни»

Что такое деньги и зачем они нужны?

Важно объяснить ребенку, что все жизненные потребности (еда, вода, свет, крыша над головой) нельзя удовлетворить просто так. Деньги нужны, чтобы жить в светлой комнате с игрушками, чтобы покупать конфеты, чтобы ездить на море (да и просто ездить на автобусе).

Деньги не появляются из ниоткуда — их нужно зарабатывать, то есть тратить свое время и силы (физические и умственные).

А чтобы время стоило больше, нужно учиться, ведь умный человек гораздо интереснее и полезнее, чем необразованный.

Расскажите ребенку, что работать не только необходимо, но и увлекательно — можно попробовать разные занятия, чтобы понять, что нравится больше всего.

А еще покупать что-то на свои деньги гораздо приятнее, чем просить у родителей, — сразу чувствуешь себя взрослым и ответственным.

Почему одно мы можем купить, а другое — нет?

Разберите с ребенком, чем отличаются потребности от желаний, то есть «хочу» от «надо».

Например, спросите ребенка: «Как ты думаешь, позавтракать — это надо или хочу?» Ответ, конечно, ясен: надо. «А новая игрушка?» Поразмыслив (с вашей помощью, разумеется), малыш придет к выводу, что игрушка — это «хочу».

Потренируйтесь на простых примерах и переходите к более сложным: «Новые кроссовки — это надо или хочу?» И вот здесь ответ уже будет зависеть от разных параметров: если это пятая пара, то весы будут склоняться к чаше «хочу», а вот если нога выросла из старой обуви, то это будет «надо».

Все как во взрослой жизни.

Отточить навык можно с помощью игры из серии «Съедобное-несъедобное»:

вы бросаете мячик и говорите при этом предмет или действие, а ребенок отбивает или ловит, выбирая «надо» или «хочу».

Иллюстрация из книги серии «Лучший друг — Конни»

Зачем нужно составлять список покупок?

Совместные походы в магазин — отличный повод потренировать самостоятельность и ответственность. Многие родители отказываются от этого, опасаясь лишних капризов, но совершенно напрасно. Пойти вместе с малышом в магазин — значит еще раз поговорить с ним о важности планирования и о разумном обращении с деньгами: список покупок помогает нам заранее продумывать наши планы по готовке и не покупать лишних продуктов.

Облегчить задачу поможет книга «Конни идет за покупками» из серии «Лучший друг — Конни». На примере ровесницы, которая тоже пошла в магазин с мамой, ребенку будет проще сориентироваться в супермаркете и запомнить несколько магазинных «ритуалов».

Составить список покупок, взвесить овощи, сложить продукты в сумку — благодаря этим вещам малыш почувствует себя взрослым, а у вас появится ответственный помощник.

Как быстрее накопить на новую игрушку?

Хочется новый велосипед? Почему бы не продать старый на «Авито» или «Юле» и не вложить эту сумму в новую покупку? Если объяснить такой принцип, обновление велопарка обойдется вам дешевле, а у ребенка появится представление о том, что такое ликвидность.

Более того, подобный подход научит дошкольника или ученика младшей школы относиться к вещам бережнее и думать, что в них вложены приличные деньги.

Сейчас многие производители телефонов и владельцы магазинов электроники придерживаются следующего правила: если вы не выбрасываете старый телефон, а приносите его в магазин, то получаете скидку на покупку нового. Чем лучше сохранился ваш телефон, тем больше скидка.

Поэтому если ребенок уже второй месяц вымаливает последний айфон, намекните ему, что если бы не разбитый экран предыдущего, мечта была бы гораздо доступнее.

Как сохранить деньги, чтобы хватило и на завтрак, и на игрушку?

Лучшим примером будет распоряжение карманными деньгами.

Сколько давать? Сумма может варьироваться в зависимости от доходов семьи и детских нужд: кому-то достаточно купить шоколадку раз в несколько дней, а кому-то нужно тратить ежедневно на проезд и на обеды. Сначала можно давать деньги ежедневно, потом — раз в неделю (конечно, сумма увеличится) и постепенно переходить к тому, чтобы давать карманные деньги раз в месяц.

Читайте также: