Как организовать порядок в игрушках

Обновлено: 28.03.2024

Порядок в детской — то, о чём мечтают многие родители. Мы подготовили несколько интересных идей, которые помогут правильно организовать хранение вещей малыша и приучить его класть игрушки на свои места

Малыш растёт, и многие родители всё больше замечают, что квартира постепенно заполняется детскими рисунками, книгами и игрушками. Даже если у ребёнка есть своя комната, её потребуется оборудовать дополнительными системами хранения. А чтобы пробудить в чаде интерес к уборке и сделать интерьер уникальным, подойдите к этому процессу творчески.

1. Слинго-полки для книг

Чтение книг и изучение красочных иллюстраций к сказкам — одно из самых любимых занятий юных почемучек, которым они увлекаются ещё в возрасте 1—3 лет. Порой книг накапливается столько, что одной или нескольких книжных полок становится недостаточно.

Помощниками в этом случае могут стать слинго-полки для книг. Их можно изготовить своими руками или купить готовые, а установить такие полки (если это навесная модель) лучше всего на уровне, удобном для ребёнка.

Такой книжный «домик» будет развивать в малыше бережное отношение к книгам и приучать его к порядку.






2. Задействуйте дверь

Оригинальный и удачный в плане экономии пространства способ хранения вещей — задействовать дверь. Для этого достаточно установить на дверь несколько крючков для одежды и повесить на них текстильные сумки с игрушками. Также можно сшить текстильные кармашки для хранения всяких мелочей или купить готовые органайзеры на двери.

Этот вариант будет хорош для хранения обуви, игрушек, а также мелких вещей, носочков, расчёсок и резинок.





3. Уголок для творчества

Каждый ребёнок любит творить — рисовать, лепить, вырезать аппликации, клеить и что-то мастерить своими руками. После увлекательного творческого процесса малыша сложно заставить собрать карандаши. Но есть один хитрый приём — создание отдельного уголка, некоего рабочего кабинета.

Это может быть просто стена, вдоль которой развешаны ведёрки с карандашами и мелками. Оклейте её обоями-раскрасками или покройте краской с эффектом меловой доски. Поставьте рядом пуфик или стульчик, но не исключено, что ребёнок захочет рисовать стоя.

Другой вариант «кабинета» — детский столик. Стену, к которой он примыкает, здорово декорировать работами юного художника, так вы решите и проблему с хранением детских рисунков.

Наше мнение:

— Для хранения карандашей используйте декоративные ведёрки или прозрачные банки. Краски хорошо хранить в пластиковых контейнерах, как и пластилин. Если вам позволяет время, то можете создать текстильный органайзер для хранения карандашей и кисточек. Он позволит держать их в порядке, особенно хорош такой пенал для восковых карандашей и пастели, которые являются очень хрупкими и боятся ударов.

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для развития ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

Воспитание самостоятельного ребенка

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.

Егорка не выдерживает:

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

Вам, конечно, знакома адская боль от кубика лего, впившегося в пятку в темном коридоре. Проходя из спальни до гостиной, вы постоянно поддаете ногами машинки разного калибра. Или мячики. Или фигурки животных. Думаю, многие родители сейчас несколько раз произнесли удрученное «о, да!».

Обычно с появлением детей, количество игрушек в доме растет со скоростью, близкой к скорости света. И обнаружив очередную деталь конструктора в своей пятке, вы понимаете, что проблема есть и немаленькая.

Начнем с осознанности

Подумайте и зафиксируйте, как игрушки появляются у вас дома. Можете составить список, чтобы было более наглядно. Скорее всего в вашем списке будут следующие пункты:

  • Игрушки дарят на праздники.
  • Игрушки дарят гости просто так.
  • Вы покупаете игрушку или киндер в качестве поощрения (не орал в магазине, быстро ушел с площадки, стойко выдержал укол и т.д.).
  • Покупаете игрушки сами, потому что ребенок собирает коллекцию.
  • Из отпуска привозите чуть ли не полчемодана новых игрушек.

Осознав пути появления игрушек, можно их немного ограничить или перекрыть совсем. Например, попросить бабушек не привозить внукам игрушки, а заменить их книжкой или вкусняшкой.

Почему дети не убирают игрушки?

Если наши дети не убирают за собой игрушки, причина в нас самих.

Значит, родители не смогли организовать простую и понятную малышу систему хранения игрушек. И теперь пожинают плоды.

К тому же родители очень часто требуют от ребенка делать что-то, что сами не делают. Взгляните на свое рабочее место, на туалетный столик или на тумбочку в прихожей. Вряд ли там царит идеальный порядок, а у каждой вещи есть свое место. И вы не убираете все это за собой вечером. Родители – главный пример для ребенка. Поэтому, если хотите приучить ребенка к порядку, соответствуйте этому запросу.

Как навести порядок в детской?

Начать нужно с сортировки игрушек. Самое главное правило – сортировать вместе с детьми. Это их вещи, и только дети могут решить, что им нужно и дорого, а с чем они готовы расстаться.

Сортируем сразу в мусорный мешок, пакет с надписью «Отдать» и несколько контейнеров по категориям (например, конструктор, железная дорога, маленькие машинки, динозавры и т.д.).

Поймите, что процессом сортировки рулите вы. Вы объясняете ребенку, почему детали от сломанных игрушек уже не нужны, почему что-то нужно отдать. Вместе с вами малыш учится делить вещи на категории, развивает навык объединения предметов по признакам. Впоследствии ребенку будет проще найти какую-то игрушку, ведь он сам знает, куда ее положил. На контейнеры с игрушками можно наклеить изображения того, что там лежит. Для детей постарше можно подписать контейнеры.

Игрушки вашего ребёнка заполнили весь дом? Хотите раз и навсегда избавиться от беспорядка в детской? Мы разобрались, где и как хранить игрушки так, чтобы поддерживать порядок было легко и приятно. Советы дизайнера прилагаются

Если вы давно мечтали раз и навсегда навести порядок в детской, сейчас самое время этим заняться. Разбирать завалы игрушек предлагаем не хаотично, а следуя простому, но эффективному плану: пять последовательных шагов плюс наши рекомендации — и в детской комнате наконец будет полный порядок.


Шаг первый: избавьтесь от лишнего

С этого пункта начинается любая генеральная уборка, а в контексте детской комнаты он особенно актуален — особенно если игрушек у вашего ребёнка много (а так бывает почти всегда). Проводить ревизию лучше самостоятельно, поскольку с игрушками, даже объективно ненужными, дети расстаются очень неохотно.

Итак, какие же игрушки однозначно подлежат удалению из детской комнаты?

  • Сломанные, повреждённые и уже точно не подлежащие восстановлению. Сюда же можно отнести мозаику с утерянными пазлами, конструкторы с недостающими деталями и прочие неполноценные комплекты.
  • Те, из которых ребёнок «вырос». Это не относится к любимой мягкой игрушке, если таковая имеется, но если ваше чадо собирается в первый класс, а в детской до сих пор хранятся пупсы, кубики и пирамидки, от них определённо стоит избавиться.
  • Те, в которые ребёнок не играет и, скорее всего, не собирается. Выкидывать или отдавать кому-то такие игрушки сразу, конечно, не стоит: лучше на несколько месяцев спрятать их подальше и посмотреть, вспомнит про них ребёнок или нет.



Шаг второй: сгруппируйте оставшееся

После того как вы проредили игрушки, лучше разделить их на несколько групп. Первая — любимые, те, с которыми ребёнок играет каждый или почти каждый день. Как правило, это самая немногочисленная категория, поэтому найти для любимых игрушек место под рукой не составит труда.

Важны два принципа: ребёнку должно быть удобно доставать и ставить их на место и он (а в идеале — и все члены семьи) должен точно знать, где они лежат.



Вторая категория — игрушки, в которые ребёнок играет реже. Это могут быть домики для кукол, конструкторы, мини-кухни или игрушки, которые малыш предпочитает использовать в компании друзей. Их уже можно убрать подальше: например в шкаф, ящик или на полки. При этом ребёнок также должен иметь к ним доступ и знать, где их можно найти. Для этого избегайте глубоких ёмкостей, в которых игрушки свалены огромной кучей: лучше, если полки будут неглубокими, чтобы игрушки стояли в один или два ряда. То же самое с корзинами и ящиками: пусть их будет больше, но сами они будут меньше. Для упрощения поисков закрытые ёмкости можно снабдить надписями или фотографиями того, что в них хранится.

Выбирая мебель для комнаты ребенка, в первую очередь нужно подумать, где будут храниться игрушки. Задача усложняется тем, что их набор будет постоянно меняться — по мере взросления ребенка. Разбираемся вместе с дизайнером, как правильно организовать хранение в детской.

Мебель в детской

Как правило, до определенного возраста ребенка количество игрушек в детской только растет, поэтому есть смысл заранее предусмотреть дополнительные шкафы, стеллажи и комоды. Хорошо подходят для детской варианты с комплектами из кровати, стола и стенки; их всегда можно дополнить другой мебелью.

Габариты стеллажей

Иногда при обстановке детской возникает мысль сэкономить на покупке мебели и заказать гарнитуры сразу под взрослого человека, чтобы не менять их через несколько лет. Делать этого не стоит. Ребенку комфортнее в пространстве, где он может дотянуться до всего необходимого самостоятельно. Поэтому стеллажи в комнате ребенка должны быть невысокими, не более 150 см. На самых доступных нижних полках размещают те вещи, которыми дети пользуются чаще всего.

Сундуки и коробки

Если игрушки не помещаются в шкаф, это еще не значит, что его нужно менять на более объемный вариант. Иногда достаточно больших деревянных контейнеров, коробок или сундуков, стилизованных в духе всего интерьера. Их удобно ставить друг на друга прямо на полу или на широком подоконнике. Если пространства недостаточно, небольшие мягкие короба можно разместить на настенных полках и на столе.

Прозрачные шкафы

В большом объеме вещей трудно ориентироваться и практически невозможно быстро найти нужное. Можно облегчить детям задачу, выбрав полупрозрачные коробки или даже целые сборные стеллажи из мягкого пластика. Отдельные ячейки позволяют хранить вещи по выбранным категориям, игрушки и книги аккуратно убраны в шкаф, но при этом их видно снаружи.

Подписанные контейнеры

Еще один отличный вариант для быстрого поиска нужных вещей — подписать коробки или наклеить на них стикеры. Так можно обозначить категории игрушек или имена детей, если их в семье несколько. Лучше, если коробки будут с крышками, чтобы игрушки не пылились. Как вариант — можно выбрать стеллаж для выдвижных контейнеров.

Корзины

Плетеные корзинки — отличный декоративный элемент для детской. В них удобно хранить большие мягкие игрушки, кукол и разные аксессуары. Учитывайте, что без крышки на корзине вещи будут покрываться пылью, их потребуется чаще перебирать, чистить и стирать. Зато изящная корзинка украсит интерьер.

Подвесные варианты

Вариация на тему полок и корзин — подвесные решетчатые полусферы. В отличие от объемных закрытых коробок, в таких корзинках все видно. Вот только хранить в них придется относительно крупные игрушки, для коллекций с мелкими деталями стоит подыскать герметичное пространство.

Открытые полки

Если ребенок гордится коллекциями игрушек, для интерьера хорошо подойдут открытые полки. Их располагают на стене над столом или кроватью. Дизайнеры предлагают выделить под такие полки одну из частей стены у окна. При этом варианте надо быть готовыми к тому, что уборку сокровищ придется проводить еженедельно: открытые полки быстро покрываются пылью, и вытирать ее придется тщательно, с каждой игрушки отдельно.

Мешки

В последнее время стали популярны мешки со шнурком, внутри которых хранятся все необходимые игрушки для «быстрого доступа». Они мгновенно оказываются на полу перед ребенком и также быстро убираются: достаточно потянуть за веревку. Объемный мешок можно разместить под кроватью или хранить в шкафу.

Скрытое хранение

Дети редко стремятся к минимализму в комнате, но если для родителей важно приучить ребенка к порядку, можно рассмотреть варианты без открытых полок и стеллажей. Тогда большинство игрушек надо разложить по ящикам и коробкам и убрать их под диван или кровать. Подойдут контейнеры на колесиках, которые удобно доставать. Важно согласовать с детьми, какие игрушки они хотят держать на виду, а какие готовы убрать подальше.

Хранение канцелярии

Отдельного внимания заслуживают принадлежности для учебы и творчества. Карандаши, фломастеры, краски, пластилин и цветная бумага должны быть в зоне доступа ребенка, не будучи при этом хаотично разбросанными по полу. Здесь идеально подойдут ящики и полки рабочего стола. Если ребенок еще маленький и вы пока не видите смысла покупать школьную мебель, под канцелярские принадлежности можно отвести часть книжного шкафа или стеллажа. Все эти вещи можно разместить в папках-уголках, разноцветных стаканах или прозрачных контейнерах.

Ревизия и порядок

Сколько бы в детской комнате ни было пространства, за порядком придется следить. Хотя бы раз в сезон надо перебирать содержимое комнаты вместе с детьми. Возможно, какие-то игрушки уже перестали быть интересными — тогда их можно отдать детям помладше, освободив место для новых покупок и подарков.

Читайте также: