Как открыть музей игрушки

Обновлено: 06.05.2024

Хочу предложить вашему вниманию знакомство с музеем "Мир детства", экспозиция которого посвящена советским игрушкам. Игрушки детства — очень благодарная тема, ведь именно они являются самой первой основой нашего культурного и художественного восприятия мира, тем, на чем мы выросли и что вспоминаем всю жизнь.

Музей находится в селе Вятском в 30-ти км от Ярославля. Вятское — старинное село, богатое в прежние времена, о чем нам говорит двухэтажная каменная застройка ХIХ века и две большие церкви. Разумеется, в советское и постсоветское время многое было разрушено и безвозвратно утрачено, но Вятскому повезло, так как некоторое время назад ярославкий меценат Жаров Олег Алесеевич взялся за восстановление и реконструкцию села и, таким образом, тут появился великолепный историко-культурный комплекс, включающий, в настоящее время, 10 музеев. Надо сказать, что даже то, что не относится к музеем, также восстановлено или вновь создано с такой любовью к старине, что историю и культуру можно изучать, например, находясь в гостинице, ее интерьеры включают старинные предметы, найденные на местных чердаках, а в ресторане собрана коллекция старинных часов с боем, время на которых установлено со сдвигом так, что каждый час можно по очереди слушать мелодии этих часов. Новодельных построек нет, все музеи, гостиницы и пр. располагаются в старинных зданиях села, имевших в прежние времена не только жилое, но и социальное назначение. Вот и музей "Мир детства" находится в бывшей пожарной части, о чем нам сейчас напоминает фигура пожарного на вышке.

Музей

Экспозиция музея создана на основе частной коллекции Ирины Леонидовны Бусевой-Давыдовой и насчитывает в постоянном доступе около 4 тысяч предметов. Это самая крупная постоянно действующая экспозиция советской игрушки в России и, соответственно, в мире. Ирина Леонидовна, будучи доктором искусствоведения, собирала свою коллекцию концептуально, охватывая все периоды истории советской игрушки и все ее типы. Приятной особенностью является также то обстоятельство, что все предметы собрания, за исключением очень редких, сохранившихся в единичных экземплярах, находятся в прекрасном состоянии, большинство кукол в оригинальной одежде, игры в подлинных коробках, и, таким оразом, мы можем увидеть, как все это выглядело на витринах магазинов в свое время.

Экспозиция начинается с демонстрации антикварных кукол немекого и польского производства начала ХХ века для того, чтобы можно было получить представление какая огромная разница была в производстве кукол в Европе и России в начале ХХ века. Слева европейские куклы, справа русские до 17-го года и ранние советские.

Музей

В 20-е годы куклы и игрушки изготавливались кустарным способом мелкими предпринимателями и артелями из сподручных материалов - глины, дерева, папье-маше, ткани.

На фото игрушки 20-50-х годов.

Музей

В 30-е годы советское правительство способствовало укреплению производства игрушек и созданию предприятий, изготавливавших игрушек. Во вновь созданном Интституте игрушки в г. Загорске была разработана древесно-опилочная масса для изготовления кукол и разрабатывались модели кукол и игрушек, которые внедрялис в различные производства. .На фото ниже слева куклы из опилочной массы, справа и внизу — сувенирные с обтяжными головками

Музей

На Охтинском химическом комбинате изготовливали кукол из целлулоида. Этот опыт перенимали другие химические комбинаты страны.

Музей

Музей

60-80-е годы — эра полиэтилена. Многочисленные предприятия страны изготавливают игрушки, откликаясь на значимые события и культурные явления.

Музей

Тему кукол в традиционных костюмах республик СССР развивает каждая кукольная фабрика.

Музей

"Фабрика сувенирных и подарочных игрушек"

Музей

Музей

С полета Гагарина развивается космическая тематика

Музей

Механические игрушки латвийской фабрики "Страуме".

Музей

Музей

Для кукол производятся наборы мебели, посуды и всякой другой утвари

Музей

Отдельным видам животных посвящены разные витрины, я покажу котов.

Музей

Мы мирные люди, но наш бронепоезд.

Музей

Музей

Игрушки для мальчиков.

Музей

Музей

Гордость советской игрушечной индустрии — железная дорога. Поезд ездит, везет вагоны, семафоры и фонари включаются по мере прохождения состава. Все это очень впечатляет. Ирина Леонидовна включает железную дорогу.

Музей

Музей

То, что я здесь показала - небольшая часть экспозиции. В музее можно провести пару часов для внимательного осмотра. Интересно здесь каждому. Всякий найдет игрушки своего детства, а специалистов и коллекционеров заинтересуют редкости, коих тоже здесь немало.

Для детей предусмотрен интерактив — игрушки, которые можно взять в руки и поиграть. Практика показывает, что в них с удовольствием играют и взрослые. особенно любят наряжаться в доспехи для фотографирования.

Музей

Надеюсь, что и на вас музей "Мир детства" произвел приятное впечатление.

Как устроен рынок частных музеев в России

Валенки, самовары, темнота, мат, яблоки, традиции народов Севера — предметом музейной коллекции может стать буквально что угодно. И даже если она не имеет исторической или художественной ценности, то вполне может приносить прибыль.

Игорь Хмелев

Анастасия Борисова

Эксперты — Игорь Хмелев, руководитель музея «Фабрика елочных игрушек», Анастасия Борисова, совладелец музея лего «Let'sGo», Звенигород, и Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Наталья Ветрова.

Какие обязательства накладывает на компанию использование слова «музей»

Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет музей как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

При этом закон фокусируется на государственных музеях и упускает из виду частные. А их, по данным Ассоциации частных и народных музеев России, в стране около 1200. Все это музеи, созданные по инициативе частных лиц, обычно — на собственные или привлеченные средства, без участия государства.

Владелец центра генеалогических исследований

Все они могут называться музеями, как и любая другая частная организация, — закон никак не регулирует использование этого слова. Необязательно регистрировать коллекцию в Музейном фонде и вступать в отношения с министерством культуры. Можно при своей организации создать музей — музей Поля Чудес, например. Ничто не мешает сделать на заводе собственный музей, поставить туда старые станки. Естественно, они не будут иметь того статуса, который придает закон «О Музейном фонде». И, соответственно, не смогут получать те льготы, которые полагаются учреждениям культуры.

Таким образом, в случае частного предприятия «музей» будет частью названия, а организационно-правовая форма — соответствующей коммерческой цели.

Как правильно выбрать организационно-правовую форму музея

Частные музеи могут быть оформлены как ИП, ООО или НКО. НКО, ИП и ООО на упрощенной системе налогообложения платят 6%. Это оптимальная система для частных музеев — при обороте малых и микромузеев система «доходы минус расходы» со ставкой 15% показывает меньшую эффективность.

Как предпринимателю планировать финансы

ООО и ИП оптимальны, если музей ставит своей целью только и исключительно получение прибыли, не выполняя просветительской или культурной функции. Ключевая разница между ними заключается в легкости распоряжения средствами — и ИП выигрывает: «В ООО необходимо вести бухучет, придумывать, как забрать деньги из общества, кроме как через зарплату. ИП никаких зарплатных налогов не платит — выплатил взносы, дальше можно тратить по своему усмотрению».

У НКО же основная цель — культурно-просветительская. Эта форма требует жесткой отчетности. При этом им никто не запрещает извлекать доход из той деятельности, которую они ведут. Самый яркий пример — плата за входные билеты. Деятельность, по большому счету, приносящая прибыль в прямом смысле слова. Единственный нюанс: они эту прибыль не распределяют, как в коммерческих компаниях между учредителями, а расходуют, и делать это они должны на цели, связанные с созданием этого НКО. Например, на выплату заработных плат, рекламные цели, пополнение коллекций.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП.

Существует и компромиссный вариант — разделение бизнеса: музей может быть оформлен как НКО (мастер-классы и экскурсии тоже вполне укладываются в эту деятельность), а за доход от кафе или магазина на территории можно отчитываться по ИП на УСН.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП. «Например, аренда площади на НКО, потому что она тратит деньги на свои уставные цели и к ним может относиться оплата аренды. Она получает деньги за билеты, участвует при этом в каких-то грантах, получает денежные средства и льготы от государства. А когда есть необходимость провести мастер-класс на территории музея или корпоратив, пригласить специалиста или актера для выступления, отчитаться за кафе или магазин на территории — это можно спокойно и законно делать на ИП».

Что учесть при создании бизнеса


Как на ярмарках продают книги, помощь людям и еду

Объектом интереса нового музея может стать не только коллекция предметов — важна возможность взаимодействия с ними. Интерактивность лежит в основе «Фабрики елочных игрушек» — сезонного музея, совмещенного с показательным производством.

В коллекции музея 2500 экспонатов — елочных игрушек, произведенных за последние сто лет лет в разных странах мира. Но игрушки без контекста не так интересны, поэтому в музее есть 12 залов, которые представляют историю празднования Нового года. Самая яркая и запоминающаяся часть музея — производство елочных игрушек: выдувка стеклянных шаров, серебрение и окраска. На мастер-классах гости могут попробовать сделать игрушку самостоятельно.




На «Фабрике» есть и магазин с готовыми игрушками на продажу от производств и художников самого музея, есть онлайн-магазин и опция новогодних игрушек на заказ — например, с лого компании или фотографиями родных

«Мы в Союзе частных музеев хотим сделать понятие “музей” шире, чем витрина и сидящая на стульчике бабушка. Это слово для современных детей попахивает нафталином, поэтому мы стремимся сделать это понятие максимально широким и весомым. Много коллег проводят интерактивные выставки и популяризируют это направление. Концепция музеев меняется — и речь не о диджитал-технологиях, а о развитии человеческих ощущений, чувств», — рассказывает руководитель музея «Фабрика елочных игрушек» Игорь Хмелев. Понять, может ли новый музей вовлечь посетителей эмоционально, нужно на этапе проектирования концепции.

«Прийти и посмотреть на полки с экспонатами, ничего не понять и уйти — уже никого не привлекает».

Идею качественного вовлечения пользователей разделяет Музей лего «Let'sGo». Это большая экспозиция по Звездным войнам и Гарри Поттеру, редкие наборы, собранные по всему миру, целый большой город с электричеством и кнопочками, запускающими движущиеся механизмы, — все это на площади 400 м². Музей рассказывает ее историю: как она развивалась, какие крупные серии выпускала, какие наборы перестала производить и почему. С производителем наборов музей не связан, хотя в будущем и думает о сотрудничестве.



В ближайшее время в музее появится большая игровая комната. «Молодежь и люди лет 35 любят более современные музеи. Прийти и посмотреть на полки с экспонатами, ничего не понять и уйти — уже никого не привлекает. Нужны классные аудиогиды, экскурсоводы, сотрудники, которые идут на контакт, виртуальная реальность, квесты на территории музея. Поэтому при планировании музея нужно учитывать все возможности привлечения разной аудитории», — говорит Анастасия Борисова, совладелец музея лего «Let'sGo».

Кроме того, необходимо четко представлять целевую аудиторию будущего музея: сколько этих людей, как они будут приезжать. В первую очередь это важно для выбора локации. Например, расположить музей, рассчитанный на детей, разумно недалеко от кластера школьных и развивающих центров. Но бывают и менее очевидные контексты: «Создавая “Фабрику елочных игрушек” в Москве, мы попали в мейнстрим — здесь существовала давняя традиция посещать заводы елочных игрушек, ездить для этого в Клин, например, перед Новым годом. Это был такой ритуал, погружение в праздничную атмосферу. А в Питере никогда не было таких заводов, и в детстве никто на производство не ездил. Когда мы привозили музей в Питер, нам пришлось объяснить петербуржцам идею, что это такое и зачем придумано, — не было исходного запроса», — рассказывает Игорь Хмелев.

В Подмосковье подобные заводы работают и по сей день, но все они находятся далеко от Москвы, потому что в больших городах сложно содержать производство. Добраться до них зимой с детьми в напряженной предпраздничной суете рискуют не все. Ключевой бизнес-идеей Игоря Хмелева было «привезти» фабрику в Москву на короткий срок к людям — если они не могут приехать сами. Иными словами, как в любом бизнесе, нужно изучить рынок и понять возможные ниши — и попробовать занять их.

Также нужно понять и воможную сезонность в работе музея. Например, новогодний музей предсказуемо работает с ноября по январь, а музей лего — круглогодично, но с четверга по воскресенье, так как на неделе дети учатся. Такой подход помогает более точно составить бизнес-план и прогнозировать прибыль.

«Тяжело найти хороших сотрудников — заинтересованных, дружелюбных, готовых общаться с посетителями и развиваться».

Другой важный аспект подготовки — поиск подрядчиков и сотрудников. На него нужно закладывать достаточно много времени, и даже с запасом, ведь срыв сроков часто чреват убытками.

«На любом этапе нужны хорошие подрядчики, которые сделают фирменный стиль, стеллажи, разработают сайт, произведут аудиогиды, если они нужны. На это нужно закладывать много времени. Точно так же тяжело найти хороших сотрудников. Мы искали смотрителей — заинтересованных, дружелюбных, готовых общаться с посетителями и развиваться. Это время тоже нужно учитывать в построении бизнеса», — делится Анастасия Борисова.

Стоит продумать и дополнительные возможности времяпрепровождения. После знакомства с экспозицией или лекции посетители часто готовы отдохнуть или перекусить — этот потенциал нужно использовать. «Обязательно должно быть пространство, наполненное разными активностями. Если помещение позволяет, нужно открывать кафе и реализовывать любые другие идеи, которые позволят людям качественно и полноценно провести время, Такие места будут пользоваться спросом и популярностью — есть все шансы, что это будет успешный бизнес», — говорит Анастасия Борисова.

Продвижение — все пути хороши

Лучшая реклама в бизнесе — сарафанное радио, но первых посетителей нужно как-то привести. Неплохим вариантом может быть локальный маркетинг — коллаборации с соседним кафе или магазином. «У нас уже есть кросс-промо с одной кофейней в Звенигороде — мы им дали флаеры с нашей скидкой, описанием. Это работает, и мы планируем пробовать дальше, потому что это самое ближайшее окружение и с ним нужно работать», — говорит Анастасия Борисова.

Другой важный канал — социальные сети, причем не только самого музея, но и районные или тематические сообщества. Музей лего «Let'sGo», например, активно пользуется этим каналом: «Мы сотрудничаем с местными группами в Facebook, размещаем информацию о музее. Многие наши гости, кто живет недалеко, тоже либо сами пишут о нас, либо комментируют наши посты — получается такое сарафанное радио».

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Открытие музея

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.
  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Центр современного искусства

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

Организация бизнеса

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

ВНИМАНИЕ: предпринимателям-новичкам рекомендуется использовать упрощенную систему налогообложения (УСН).

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Поиск помещения для музея

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Поиск экспонатов для музея

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Как открыть единственный в Новокузнецке интерактивный музей для детей

Еще несколько лет назад научно-развлекательные центры, дающие возможность участвовать в экспериментах, ставить опыты и наблюдать за различными явлениями, можно было встретить только за границей. В России формат стал набирать обороты благодаря отдельным энтузиастам, но пока преимущественно в городах-миллионниках.

Варвара Михеева, основатель «Кузницы наук» в Новокузнецке, в интервью Контур.Журналу рассказала о том, как ей удается конкурировать за посетителей во времена тотальной популярности научных шоу, сотрудничать со школами и продвигать свой проект в небольшом городе.

Старт со множеством вопросов

Наш музей открылся для посетителей в прошлом году 5 октября. Хотя формально сам проект появился задолго до этого, два года мы только готовились к тому, чтобы воплотить мечту в реальность: закупали экспонаты, писали программы, делали ремонт, набирали сотрудников и решали много разных задач.

Толчком к созданию проекта стало посещение интерактивного музея науки «Ньютон Парк» в Красноярске, который сегодня является нашим партнером. Мы там побывали, нам очень понравилось воплощение идеи и подача информации, мы увидели интерес детей и взрослых к такому формату и решили, что Новокузнецк тоже достоин того, чтобы здесь появилось что-то подобное. Поэтому мы принялись писать планы, составлять проект, и через два года мы запустили «Кузницу наук».

На первом этапе работы над проектом возникало немало вопросов. Самый главный был связан с источником финансирования: где взять деньги для запуска интерактивного музея? Дело в том, что экспонаты изготавливаются вручную, и это стоит очень дорого. Второй вопрос: где разместиться, чтобы все выглядело красиво, атмосферно, с рациональным использованием площади и без дополнительных денежных вложений?


Эти проблемы в значительной степени мы смогли решить благодаря поддержке крупной российской металлургической компании. В нашем городе проходит конкурс грантов в рамках программы «Территория РУСАЛа». Мы подали заявку на участие в нем — и победили. Для нас очень важно, что большая компания доверила нам право осуществлять работу по созданию уникального музей.

А потом пошла кропотливая работа, долгая и сложная. Это было связано с тем, что мы абсолютно не имели опыта работы в той сфере, в которую погрузились. Поэтому нужно было многое исследовать: какие экспонаты пользуются популярностью, какими они должны быть по размеру и цвету, из какого материала, сколько всего экспонатов мы сможем разместить на имеющихся площадях и как красиво, удобно, логично это сделать.

Кроме музея мы планировали создать отдельное пространство для занятий с ребятами и специальную территорию для проведения шоу. И тут тоже появлялись вопросы: какие это должны быть шоу, чему дети должны на них учиться, кто может проводить подобные программы, есть ли у нас в городе такие люди? Мы ставили перед потенциальными сотрудниками специфические задачи, которые частично пересекались с компетенциями сразу трех профессий — экскурсовода, аниматора и учителя. Постепенно мы набрали штат, который и по сей день работает практически в том же составе. Нам удалось освоить программы, к которым мы изначально даже боялись подступиться, а сейчас уже мечтаем о новых.

Поиск новых подходов

Размер гранта от «РУСАЛа» составил 4 млн руб. Это полностью целевые деньги, мы их не тратили на зарплаты и финансирование команды. Инвестиции пошли на ресурсы, необходимые для осуществления деятельности: экспонаты, методические материалы, оборудование. К тому же мы привлекли еще 1,5 млн руб. на помещение для музея и ремонтные работы, партнером стала бывшая швейная фабрика «Березка».

Мы очень благодарны компании «РУСАЛ» за то, что нам доверили создание музея, ведь поначалу было много сомнений — все-таки мы молодая команда, которая ни разу не реализовывала такие большие проекты и даже не занималась бизнесом. Обычно в подобных конкурсах больше шансов на победу у инфраструктурных проектов образовательных, культурных, спортивных учреждений, которые имеют ресурсы, штат и программы, и они лишь дополняют свою деятельность. В нашем случае нужно было все сделать с нуля, но нам это удалось, и я думаю, что в итоге «РУСАЛ» остался доволен результатом. «Кузница наук» была представлена на Всероссийском слете социальных предпринимателей, который проходил осенью прошлого года в Сколково. Параллельно с финансовой поддержкой мы получили очень хорошую образовательную базу. «РУСАЛ» запустил обучающую программу для социальных предпринимателей, благодаря которой мы разобрались с основами выстраивания бизнес-процессов — как планировать, как работать с персоналом и с клиентами.


Деньги, которые нам выделили, — это вклад компании «РУСАЛ» в развитие социально значимых проектов. Все-таки когда металлургическое предприятие понимает, что инженерные кадры нужно растить с малых лет, возникают и проекты, которые обеспечивают эту подготовку. Сегодня молодежь Новокузнецка проявляет большой интерес к техническим направлениям, потому что мы живем в промышленном регионе. Люди знающие, разбирающиеся в физике, химии, математике и прочих науках, сейчас очень нужны.

Для того, чтобы пробудить в ребенке интерес к знаниям и науке, нужны новые подходы в образовании. Мы называем наш проект интерактивным музеем, хотя это не просто музей, а центр, который предполагает и музейную работу, и эксперименты, и развивающие занятия по различным предметам, а также профориентацию, в том числе по металлургическим направлениям.

Сегодня у нас есть понимание, как «Кузница наук» может двигаться и развиваться дальше. Мы наблюдаем за деятельностью коллег в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске, у них очень много интересных идей. Нам хочется на них равняться, потому что мы совсем еще малыши по сравнению с ними. Но для того, чтобы развиваться, нужны дополнительные инвестиции. Мы работаем в небольшом городе с численностью населения 550 000 и, конечно, живем и развиваемся совсем не так, как города-миллионники. Стопроцентными коммерсантами здесь быть не приходится, у нас есть и конкретные социальные задачи: привлечение детей к науке, пробуждение в них маленьких исследователей, социальные программы для детских домов и для детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому мы развиваемся как социальные предприниматели.

Экспонаты

Интерактивные музеи сегодня можно увидеть по всему миру. Причем основные способы демонстрации законов физики аналогичны во всех музеях, а дополнительные эффекты зависят от размера бюджета. Если ты хочешь получить крутой экспонат, он будет стоить очень дорого.

Любой музей привлекает новых посетителей только тогда, когда в нем происходят изменения, открываются новые выставки, появляются интересные экспонаты. Понятно, что есть музеи, которые работают на бюджетной основе и могут ничего не менять столетиями: показывать одни и те же экспозиции, ходить по одним и тем же точкам и говорить одни и те же заученные тексты. Но поскольку мы работаем в коммерческом секторе, нам важно создавать что-то новое и необычное, чтобы привлекать людей. Отсюда возникает потребность в новых экспонатах.

Пока все музейные объекты для нас изготавливали наши коллеги из красноярского «Ньютон Парка». Но мы стараемся в своей команде выращивать ребят, способных работать в этом направлении: готовых к кропотливой работе и ручному труду, понимающих нюансы разных элементов и специфику общения детей с объектами. Дети все трогают, дергают, крутят, толкают, поэтому экспонаты должны быть красивыми, привлекательными, демонстрировать законы физики, плюс ко всему быть вандалоустойчивыми.

Командная работа

Сейчас у нас в команде 10 человек, но мы находимся в поиске сотрудников, потому что развиваем новые направления. Мы отработали почти год, поняли интересы людей к определенным темам и сейчас выстраиваем свою программу относительно запросов, которые поступают от жителей города.

Персонал — это уникальные люди, найти таких действительно сложно, но мне повезло, что у нас сформировалась дружная команда, которая умеет работать с детьми и в то же время хорошо знает и понимает физику, химию, биологию, географию.


До запуска интерактивного музея я никакого отношения к образовательной деятельности не имела вообще. Наверное, тяга к этому направлению возникла на генном уровне — прабабушка и мама посвятили свою жизнь профессии учителя. Мне нравится работать с детьми, особенно создавать для них интересные вещи, которые помогают в лучшем освоении школьной программы. Самое главное — мы даем детям ответы кучу вопросов об устройстве окружающего мира: как что устроено, где мы каждый день сталкиваемся с законами законы физики и химии, и почему об этом знать важно знать? благодаря чему происходит научно-технический прогресс и какие научные открытия легли в основу современных приспособлений, машин, гаджетов? Эта взаимосвязь между наукой и жизнью открывает для детей новый образ ученого — не просто человека в белом халате, который сидит в лаборатории и проводит какие-то вычисления и опыты, а большого исследователя-экспериментатора, который совершает много интересных открытий и развивает мир.

Программы для посетителей

Наши посетители — это дети разного возраста. У нас предусмотрена зона работы с малышами от года до шести лет, в формате бэби-спектаклей и творческих лабораторий, в которых дети занимаются вместе с родителями. Здесь им позволено все то, что родители дома запрещают– рассыпают зерно, льют краски, организуют взрывы вулканов. У нас можно наряжаться в различные костюмы, получать роли, быть самостоятельным.

Также у нас есть программа для ребятишек–школьников. Младшим школьникам интересно наблюдать за явлениями и получать ответы на вопросы, например, как образуется торнадо, почему вода не смешивается с маслом, как распространяется звук в разных средах, как образуются цвета. У них есть желание трогать экспонаты и контактировать с ними. И им очень нравится, когда есть ведущий экскурсовод, который с ними общается на равных, но при этом является наставником, которому можно доверять, и он сопровождает их в научном путешествии.

Ребятам из средней и старшей школы, конечно, интересно самим проводить эксперименты. У нас есть курс развивающих занятий по занимательной физике, сформированный из отдельных тематических модулей. На курсе дети вместе с преподавателем проводят множество экспериментов — собирают пропеллер, ракету или электрическую цепь, наблюдают за явлениями, делают расчеты, решают нестандартные задачки. С сентября будет набор новых абитуриентов на этот курс.

Старшеклассники к нам приходят на профориентационные блоки. Им интересно познать себя как личность, понять, где они могут реализоваться. У нас есть комплексная тренинговая профориентационная программа для старшеклассников и их родителей. Сейчас в дополнение к ней мы формируем экскурсионной блок, в рамках которого будем показывать реальную деятельность разных предприятий. В Новокузнецке много куда можно вывести ребят, показать, как работают разные специалисты: кто такие литейщики, старшие мастера, сварщики, лаборанты. Например, показать ребятам службу экологического мониторинга — что она делает и кто вообще эти люди.

К нам приходит и работающая молодежь. Чаще всего им хочется просто хорошо провести время. У нас можно и повеселиться, и посмотреть увлекательное шоу, и самому сделать какой-нибудь научный сувенир. В рамках игротеки мы учим молодежь играть в разные экономические и логические игры, проводим командные интеллектуальные турниры QUIZ.

Конкуренты

Мы чувствуем конкуренцию, несмотря на то, что подобных интерактивных музеев у нас в городе больше нет. Зато есть аниматоры, которые работают в сфере научных праздников. Это, конечно, совсем другой уровень, больше развлекательный. Мы же стараемся включать содержательную часть в программу, для того, чтобы дети не просто повеселились и посмотрели, как на руку льют азот и при этом с человеком ничего не происходит, а узнали, почему это происходит, как это работает, где еще наблюдаются аналогичные явления.

В части развивающих занятий также существует конкуренция. Территориально мы находимся в центре семейных событий «Фабрика». В этом здании раньше действовало швейное предприятие. Теперь пространство получило новую жизнь, здесь работает целое семейство организаций сферы развивающих занятий для детей и взрослых: танцы, вокал, иностранные языки, ментальная арифметика, детская модельная студия и другое. Все, кто с точки зрения ведения бизнеса связан с детьми, всегда находятся в конкурентной среде друг с другом, потому что родители делают выбор, куда потратить деньги. Но здесь все зависит от приоритетов. Если родителям важно, чтобы ребенок подтянул физику или проявил интерес к науке, то они ведут детей к нам — в «Кузницу наук».

Мы до сих пор сталкиваемся с проблемой донесения идеи своего бизнеса до потенциального клиента. Хотя у нас есть поддержка администрации: она размещает информацию о нас на своих ресурсах и помогает приглашать местные СМИ.

Руководителей школ города мы тоже приглашали к себе в музей, показывали, как у нас все устроено. Они похвалили нас, сказали, что у нас прекрасный демонстрационный ресурс, который может стать отличным дополнением к занятиям по физике. Но дальше — к учителям, родителям и детям информация, видимо, не дошла. Так как от многих родителей мы до сих пор слышим, что почему же про «Кузницу наук» нам никто на школьных собраниях не рассказывал.

Мне сложно объяснить, почему оказывается так сложно донести до целевой аудитории, что мы есть и то, что мы делаем -это круто, полезно и интересно. Может быть, причина — в сформировавшемся отношении к музеям вообще — как очень скучному и неинтересному месту. И, получается, что «Кузнице наук» нужно сломать этот стереотип.

Впрочем, есть и другие причины. До того, как мы открылись, в городе стало появляться много научных шоу, были заезжие представители, которые гастролировали в Новокузнецке. Сейчас таких предложений очень много: есть хорошие с интересной базой, но есть и те, которые скорее портят впечатление о программе.

Кроме того, научные шоу сами приезжают на праздники, людям при этом не нужно никуда ходить. Возможно, это тоже имеет значение. У нас есть оборудованный зал для проведения эксперимент-шоу, который имеет множество преимуществ, позволяет делать разные эксперименты, которые на выезд проблематично повторить.

Сейчас мы стараемся распространять о себе рекламу везде, где только можем, но пока желаемого wow-эффекта не добились. Для нас загадка, почему в маленьком городе так медленно распространяется информация. Мы видим совершенную другую ситуацию в красноярском музее: он расположен в музейном центре и туда идет очень большой поток посетителей. Музей «Экспериментариум» в Москве тоже принимает группы одну за другой.

Планы на будущее

С нового учебного года посетителей ждут преображения внутри музея. У нас запланирован запуск трех новых программ для детей разного возраста: это модульные развивающие занятия по окружающему миру для детей с первого по четвертый класс, занятия по занимательной физике с пятого по восьмой класс, а также профориентационные занятия для старшеклассников. Кроме того, нам очень хочется запустить большой научный фестиваль для детей, объединив все возможности, которые есть в городе — робототехнику, планетарий и др.

Вообще развитие научно-технического творчества на достойном не местечковом уровне требует больших ресурсов и поддержки. Нам очень хочется перенимать лучший российский и зарубежный опыт, создавать детям в Новокузнецке качественную среду. Важно, чтобы интерактивные музеи науки поддерживались властью и социальными программами крупного бизнеса.

Нам повезло, что в Новокузнецке работает «РУСАЛ», который не просто помог нашему проекту грантом, но сопровождает нас и сейчас — через свои программы по социальному предпринимательству, ресурсами по работе со СМИ, включению в фестивали, праздники и пр. Такая поддержка — импульс для дальнейшего развития.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Инфографика: Как открыть музей с нуля

kak-otkryt-muzej-s-nulya

Оценка стоимости бизнеса
Финансовый анализ по МСФО
Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel
Оценка акций и облигаций

Преимущества и недостатки открытия музея

Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.

Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»

  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС 26%, тогда как для других видов деятельности 34%.

Как открыть музей с нуля?

В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук «Экспериментаниум» Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей «Винзавод» в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов. Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства «Гараж» и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей «Космонавтики», а рядом с зоопарком «Московский планетарий». Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Топ 5 интересных музеев мира

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. «Международный музей и исследовательский центр НЛО» (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) — был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. «Музей Star Wars» — музей любителей и поклонников культового фильма «Звездные войны».
  3. «Музей Советских игровых автоматов» — для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. «Музей плохого искусства» (США, штат Массачусетс) — собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. «Музей бокса» — ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея ~1200 000 руб. (мебель ~200 000 руб., ~стеллажи 100 000 руб., витрины ~100 000 руб., отделка и ремонт помещения ~400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция ~500 000 руб.).

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Как открыть музей: затраты бизнеса

Финансовые показатели бизнеса

Основное время посещения музея — это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб., можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет ~500 000 руб., чистая прибыль за вычетом постоянных затрат ~100 000 руб.

Читайте также: