Как отнять у ребенка игрушку

Обновлено: 04.05.2024

Если спросить наших бабушек, все в один голос скажут, что нас в детстве учили делиться своими вещами. Это и воспитательная работа, да и приличия нужно было соблюдать. Сейчас же всё чаще всплывает мнение, что делиться не нужно, ведь игрушка — собственность ребёнка. А что из этого правильно и нужно ли учить ребёнка делиться игрушками? На самом деле и те, и другие в чем-то правы, а в чем-то нет.

«Своё» и «чужое»

Эти два понятия малыш должен четко понимать: есть его вещи и есть чужие. С первым, обычно, всё просто. А вот объяснять, что чужие игрушки нельзя просто так хватать и отнимать — задача родителей. И начинать объяснять это нужно с первых выходов на площадку (или в другие общественные места), тогда уже в полтора года ребёнок понимает, что есть чужое и брать его нельзя (это, конечно, не дает гарантию, что не возьмет, но понимает).

В процессе наблюдения за игрой своего крохи, у родителей часто возникают следующие вопросы: как научить ребёнка делиться своим игрушками и как внушить не отнимать чужие.

Отнимают «своё»

Это может быть как выдернутая из рук игрушка, так и та, что просто лежит рядом и в данный момент малыша не интересует. Вариант, когда мама не вмешивается и дает ребёнку самому разобраться с проблемой (сейчас это очень модно) подходит для детей старше трёх лет, но однозначно плохая позиция для крохи 1,5-2 лет. В этом возрасте он только учится ощущать свои границы, учится, как себя вести, все эти ситуации новы и неприятны — и мама здесь — спасение и защита.

Вопрос, который волновал меня в том числе, как себя вести? Ведь родители второго малыша не всегда принимают участие в играх, и приходится иметь дело непосредственно с ребёнком. Ответ оказался достаточно простым: моё поведение зависит от того, чему я хочу научить своего малыша. Если я хочу вырастить цивилизованного человека, умеющего делиться, но и способным защитить свои интересы, то и поведение должно быть соответственное.

Например, если у Маши забрали игрушку, и она расстроена по этому поводу, хочет её забрать, то ваша задача подойти к чужому ребёнку, поздороваться, познакомиться и сказать, что эта вещь Машина, и сейчас она хочет с ней поиграть. Можно предложить поиграть после Маши или играть вместе с игрушками второго ребёнка. В большинстве случаев подобный диалог поможет получить свою вещь обратно. Если негативное поведение другого малыша продолжается, можно прибегнуть к другой тактике, сказать, что вы учите своего кроху не забирать без спроса чужие игрушки, потому что это не красиво, и с такими детками никто играть не захочет.

Если ребёнок только хочет взять игрушку, не спешите отдавать её самостоятельно или говорить что-то из серии: «Надо делиться!». Спросите у малыша, не против ли он, что в его игрушку немного поиграет другой мальчик или девочка. И только если ваш ребёнок согласен, можно её отдать. Если же он против, ни в коем случае не отбирайте игрушку насильно в угоду другим людям (обычно мамам на площадке), так вы предаете своего малыша. Но после происшедшего, постарайтесь объяснить, что делиться игрушками необходимо, ведь и он иногда просит поиграть с чужими вещами, а если он не будет уступать, то и ему перестанут. В любом случае, старайтесь сохранять гибкость, ведь вы не только защищаете интересы своего крохи, но и показываете ему пример, как решать конфликтные ситуации в будущем.

Также имейте в виду, что малыши редко делятся своими любимыми игрушками, поэтому желательно их на улицу не брать.

Хочется «чужое»

Случай из жизни: придя на площадку с палкой-каталкой «Вертолет», Вова увидел 2 такие же, и, естественно, играл с одной из них. Чужие игрушки всегда вызывают интерес и желание взять поиграть. Однако, следует сразу обозначать ребёнку, что чужие вещи без разрешения трогать нельзя, и, по возможности, находить владельца, представляться и просить его игрушку поиграть на время. При этом, если вам отказали — значит вам отказали, ребёнок имеет на это право. Своего малыша постарайтесь успокоить, проговорите его чувства, если он расстроился или разозлился из-за этого, и только после этого отвлекайте игрушками или совместными играми.

Если ваш малыш всё же отобрал чужую игрушку у другого ребёнка (именно отобрал, без вопросов и разрешения), вы забираете её и отдаете владельцу, параллельно объясняя, почему так делать нельзя и как надо. Конечно, эта ситуация вызовет у вашего крохи много неприятных эмоций и ваша задача — помочь ему их прожить: проговорить его чувства, выслушать его обиду или злость. Обязательно учите ребёнка просить игрушку: можно начать делать это вместе, подходить, знакомиться, просить поиграть. Тогда со временем малыш поймет, как делать это правильно. И, конечно, не менее важно научить его справляться с отказами, которые иногда будут случаться.

Никогда не стыдите своего ребёнка — это не поможет ему в решении проблемы, но в итоге пошатнет его уверенность в себе. А ведь наша цель — вырастить личность с нормальными ценностями и чувством собственного достоинства. Так давайте будем стараться делать это уже с песочницы!

Вчера столкнулась с ситуацией и вот уже второй день думаю о том, как неправильно поступила. А как надо было поступить — не знаю. Может, кто сталкивался с подобным? Что делали?

У моего Макса второй день обострился какой-то вдруг взявшийся откуда-то страх за свои игрушки. Одну из машинок он из рук вообще не выпускает, даже спит с ней. На улице в обоих руках свои игрушки носит, даже на качелях вместе с ними катается. Вот и вчера катаю его на карусели, на соседнем сидении катаются 2 его машинки (любимая и еще одна, которая под руку попалась). Вдруг подбегает мальчик лет 3 и хватает одну из машинок (не фаворитную). Хотела ему детскими словами сказать ему, что не надо так беспардонно хватать чужие игрухи, которыми в данный момент играют, но Макс просто с офигением смотрел, попыток заныть и пуститься отбирать машину не выказал и я ему сказала, что мальчик поиграет и отдаст. Успокоился-катаемся дальше. Потом нам уде надо домой уходить, а тот мальчик все играет. А дома голодный муж. Иду к мальчику, пытаясь объяснить, что мы домой, игрушка наша, давай ее сюда. В подкрепление взяла ничейную машину (она оказалась того же размера и вообще почти такая же, без кузова правда). В ответ мальчик уносится с ором и ни одного слова не говорит (понятно на говорит — что-то мычит). От машинки ничейной отбрыкивается. А нам надо идти. В итоге уговаривала, просила, пыталась заиграть — не подействовало. Я не додумалась ни до чего более умного, чем взять машинку, когда ребенок ее из рук выпустил и скрыться (потому что такой ор поднялся, как будто слона в Африке обидели). К тому моменту на подмогу по отбиранию игрухи подоспела его сестра-подросток, которая гуляла с друзьями и занималась своими делами (я даже до этого момента и не поняла, что она с этим мальчиком как-то связана). Со стороны это выглядело ужасно. Теперь мальчик будет думать, что взрослые — засранцы, отбирающие насильно игрухи. :(

Как поступать в подобных ситуациях, когда родителей ребенка или нет рядом, или они бездействуют?

Ходим на занятия с ребенком, там дети от года до двух. В таком возрасте конечно каждый месяц дети взрослеют и между моим, и детьми которым по 1,5 года разница огромная. Часто дети постарше пытаются у моего отнять игрушку, он отпускает и смотрит в недоумении. Мамы деток, кто отнимает никак не реагируют. Вот я и задумалась… Как реагировать, если отнимают у моего и как реагировать, если станет отнимать мой?

Что Вы делаете, если другой ребенок у Вашего отбирает игрушку?


Комментарии

Сейчас сыну говорю разбирайся сам, это если ровесники его. а если детки на года два старше, то уже вмешиваюсь. И не стесняясь мам, начинаю учить ее ребенка что так делать нельзя. А если мой отберет, то «получит люлей». С рождения учила что чужое и без спроса брать нельзя. Поэтому отбирает очень редко, в основном просит, а если не дают, то плакать начинает. Тогда уже начинаю ему объяснять почему ему не дали игрушку.

У меня даже случай был, сыну был годик. Пришли на площадку, а там мамочку с двумя детишками. Один нас старше на 1,5 года, другой грудничок. И вот Мишка берет игрушку старшего мальчика, я у мамочки спрашиваю «ничего страшного что он взял?» Та «Да ничего, пусть подержит». Стоим дальше, сын держит машинку и стоит возле меня. Подбегает ее мальчик, и со всей дури вырывает свою машинку из рук, и крича «моя». Я естественно начинаю ему говорить, что так нельзя и т.д. Что подойди и скажи, что это мое и он отдаст, нам чужого не надо. Сын стоит не поймет что произошло конечно. И мамочка давай «Ну это же его игрушка! Подошел и взял» И мы с ней сцепились языками. Я так возмущалась конечно. Говорю «Что машина его, не означает что он должен вырывать вместе с руками ее, нужно попросить. Если твой сын не знает как себя вести, как просить и т.д. То учить надо, и не строить из себя. » В общем та мамочка рот закрыла и пошла. А то методика у нее такая, разрешать ребенку все что он хочет, и за это ему ничего не говорить.

Мой ребёнок — мальчик 1 год и 5 мес — не умеет отбирать игрушки и отстаивать их у других детей, и когда его пытаются ударить или толкнуть, начинает плакать и бежать ко мне за защитой. Как научить его давать сдачи, отбирать обратно игрушки? Иногда замахнётся в ответ, но как-то трусливо и с опаской. Или это черта характера? Я и муж в детстве были такими же. Помогите, как у кого в этой ситуации было? Мы уже и с мужем показывали ему на себе, как надо. Ну очень обидно за сына.(((

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Здравствуйте, вот все тут рассказывают, что нужно учить делиться и все такое… И возраст все пишут 2-3 года… я вот «доучила» щедрости((((Старшему 5 лет… когда берет куда свои игрушки, то ими играют все, кроме него… когда просит у кого-то игрушку, а ему не дают, сразу расстраивается т.к.свои раздал и играть нечем… приходят к нам гости, он готов хоть все игрушки подарить… Даже вещи, которыми мы строго на строго запретили делиться (планшет) втихую дал подружке и она его благополучно разбила… Вокруг все клевали, мол надо учить доброте, а в итоге? Его обзывают дураком, он даже не реагирует( смеётся вместе с оскорбившим его мальчишкой)… Он самый старший в группе, а его даже в пол головы меньше мальчишки задиоают иногда… играют с девочкой подружкой, раньше говорила ему уступать девочкам, а потом как увидела, что он у нее как прислуга ( играют они видите ли так), да еще его собачкой тявкой называет . сказала, ему, что девочкам надо уступать, но если ты чего-то не хочешь делать, то не делай… не хочешь играть, не играй… Вот до чего доводит стремление воспитать доброго ребенка( однозначно я перегнула палку(((()Теперь приходиться учить его жадничать, давать сдачи, и отстаивать свои желания при совместных играх.

Спасибо за мнение. Да, есть такой момент. Иногда сомневаешься в каких-то моментах воспитания, и ошибаешься, конечно.

Я прекрасно понимаю автора, дочке 2 года и она у нас одуван, вечно все у нее отбирают игрушки, толкают, шпуняют, а она просто отходит в сторону, пытаемся договариваться, взаимодействовать, но к сожалению нам попадаются неадекватные дети, капризные, избалованные, которые привыкли что если они хотят, то вынь и полож, я ума не приложу что делать, за ребеека своего обидно, да и не хочется чтобы выросла затюканной

Так в том- то и дело, что он спокойно игрушку не отдаёт, у него забирают, а он не может отобрать её обратно или сразу отстоять и сразу с ором и слезами ко мне несётся.

Не надо лезть в взаимоотношения к детям тем более учить сдачи давать, пусть сами разбираются… тем более самой защищать а так вырастит а привычка защищать везде и всегда сына останется

Не согласна: если пустить их там в песочницу одних да и не влазить во взаимоотношения, то там неизвестно что твориться будет. Многие дети и толкаются, и ударить могут. А нам травмы не нужны. Мне кажется, что не лезть к ним можно годам к 3, а сечас ещё надо помочь ребёнку.

Просто подходишь забираешь ребенка и уходишь в другое место, поверь в 3 года ты так же будешь думать и в 20, просто есть спокойные дети которые не дерутся и отдают спокойно игрушки, этому надо радоваться

а вот еслиб каждая мама учила своего ребенка такому вот- страшно представить, что на дет.площадках станет, да и что потом из детей вырастит! проще учить ребенка делится и не обижаться, когда берут его игрушку, а если бьют, то это проблемы тех мам, которые не останавливают своих детей, когда ее ребенок бьется… я свою просто увожу от такого ребенка… всегда своей говорю, чтоб делилась мячиком или еще чем-то, так вот когда она гуляет с мячиком и видит ребенка, то бегит к нему и кидает ему мяч и они играют вместе, а если кто-то отберет у нее игрушку, то у нее никогда не было криков и психов с ревом, она просто доставала из коляски другую игрушку… учите своих деток добру, а не агрессии.

Приходило ли вам когда-нибудь в голову отобрать у ребёнка игрушки? Не одну, не две, а ВСЕ. Нет, не с целью наказания. С целью развития и обогащения внутреннего мира- «Что за бред? » - скажет кто-то из вас. А мне есть что возразить.

Можно забрать 2-3 игрушки, что бы через некоторое время преподнести как новые, но это проходит только с маленькими детьми

Да. Тавк и представляю, как у 3-4 леток игрушки забрали и они бедолаги карячатся в садике кровать на кровать ставят, домик строят!

нельзя отбирать все игрушки) т. к. у детей обязано быть любимая игрушка, с которой он разговаривает, играет) даже у взрослых есть любимые игрушки с которыми спят ночами, а рядом муж) а что говорить о детях

Я бы предложила такое детям как НОВУЮ ИГРУ - без игрушек.
Кстати, интересно было бы попробовать. Только дети уже выросли.

Ну правильно, ведь, например, детки в возрасте от 6-ти до10-12 месяцев больше интересуются предметами обихода и быта, нежели игрушками.. . Так что это "самой природой заложено" - кастрюли открывать-закрывать, экспериментировать с дверцами шкафчиков.. .

Можно почитать Монтессори - при некоторых недостатках, имеются и достоинства: находить интересное и развиваться посредством бытовых предметов. Как, например, учиться пересыпать крупу из одной емкости в другую, собирать губкой жидкость и др.

Хотя не уверена, что такой кардинальный подход (убрать все игрушки на три месяца) хорош: для ребенка это огромный срок, большая часть жизни.

мой вот совсем в игрушки не играет. Все убрали. Стоят спрятанные в коробке. Играет только в свой компьютер (детский) , да изредка на доске для рисования рисует. Если убрать и их, то я повешусь! Т. к. он начинает мне помогать посуду мыть (читай - бить) , или папе помогать что-нибудь ремонтировать (фанат отверток - открутил дома все саморезы, болты и шурупы, до которых смог дотянуться) . Ему пока 3,5 года, что будет дальше?!

Отбирать не отбирала, но на неделю к бабушке-дедушке отправляла, а игрушек там небыло.. . Сыну было все равно, у него фантазия хорошая, он любой предмет способен в игрушку для себя превратить, так что особо не страдал :))

Нет, погодите! Игрушки - это СОБСТВЕННОСТЬ ребенка. Он такой же человек. На каком основании они отбираются вообще-то? Я бы возражала, если б у меня "с целью обогащения внутреннего мира" отобрали мои личные вещи:)

Ну. даже не знаю.. . Мне кажется, что мальнький ребенок познает мир через игрушки, красочные цвета и т. д. Зачем отбирать детство. Игрушки думаю можно будет отбрать, когда он станет уже взрослее.

а у нас их и так мало мыло и мой сын мог придумать всегда что-то из ничего, кстати, если и были игрушки, только такие, которые помогают думать, например, кубики и конструкторы, мы и веточки всякие собирали. так что я понимаю, о чем Вы, и согласна, но должны быть подручные материалы, из которых можно что-то смастерить

Мы оставляли 1-2-3 (конструктор, машинку, медведя) + подручные материалы, и он с ними придумывал всякие новые игры. Особенно удобно на даче, много интересных предметов и игрушки таскать не надо туда-сюда.

Читайте также: