Как приучить ребенка складывать игрушки на место

Обновлено: 24.04.2024

Консультация для родителей о том как превратить скучное занятие в игру.

ВложениеРазмер
kons_ubiraem_igrushki.docx 106.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка убирать игрушки?

В детской комнате всегда очень много игрушек. Так уж принято. И все советы о том, что для игры ребёнку достаточно двух — трех игрушек заботливые бабушки, дедушки, а иногда и мамы с папами пропускают мимо ушей. Принято даже хвастаться тем, что у ребёнка много разных красивых и дорогих игрушек. Но когда мама начинает каждый день убирать их сама по несколько раз, она понимает, что это непросто. В этом случае появляется желание привлечь к этому процессу малыша.
Но как научить ребёнка убирать игрушки, если он категорически отказывается это делать?

Вариантов может быть несколько. Предлагаем вам три простых правила, которые помогут вам научить ребёнка убирать свои игрушки:

Прежде всего первое время убирая игрушки самостоятельно делайте это с удовольствием. Ребёнок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что вам это доставляет радость.

Затем предложите ребёнку помочь вам. Начните убирать сама, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребёнок первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребёнок согласился, похвалите его.

Когда убираете с ребёнком игрушки можно напевать весёлую песенку:

Мы игрушки убираем,
Раз, два, три.
По местам их расставляем,
Посмотри.
Раз игрушка,
Два — игрушка,
Три игрушка.

Придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные детские места для игрушек будут притягивать ребёнка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои места.

Научить ребёнка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь потом это поможет маме приучать ребёнка наводить порядок в комнате, быть аккуратным и внимательным к своим личным вещам.

Убирая игрушки можно учить азам математики.

  • расставить машины по размеру
  • посадить на каждую полочку по 3 зверушки
  • сложить отдельно круглые и квадратные предметы
  • поставить на каждую полочку поровну игрушек
  • сложить в разные ящики кубики и кирпичики
  • расставить зверей по росту и т. п.

Для малышей можно сделать специальные пластиковые или картонные банки – сортеры, в которые будут помещаться игрушки определенного цвета или размера. Банки можно пометить специальными наклейками – бирками.

Учите детей не просто выполнять рутинную работу, а попробуйте превратить её в веселую и занимательную игру.

Как не дать игрушкам заполонить все пространство детской комнаты? Как научить ребенка собирать игрушки и наводить порядок? Несколько советов дает Катя Шницлер - журналистка, ведущая колонки об образовании, семье и путешествиях в крупнейшей немецкой газете Süddeutschen Zeitung.

Творческий беспорядок или перегрузка внимания? В определенном возрасте хаос может быть результатом творческих игр, если он только не переходит определенные границы — например, границы комнаты. Детям постарше нравится перемешивать свои игрушки: машинки у них въезжают в игрушечный город, а прямо над ними пролетает космический корабль. Таким образом дети открывают для себя новые возможности для игр.

Дети поменьше оказываются перегружены слишком большим количеством игрушек. Для них важно иметь возможность сфокусироваться на небольшом наборе вещей.

Скажите, чего вы на самом деле хотите. Считаете ли вы указание «убери все в этом углу» конкретным? Ваш ребенок так не думает. Помогите ему сделать первые шаги: «Сложи конструктор в ящик, а диски в шкаф». Такие указания важны еще и потому, что влекут за собой похвалы. Вам надо все осмотреть, глубоко вдохнуть и сказать: «Ну вот, ты сложил диски на полке, а все части конструктора положил в ящик. Я очень рада, что у тебя теперь такая хорошая и аккуратная комната». В педагогике это называется описательной похвалой, и она оказывает необыкновенно сильное воздействие. Чем больше деталей будет в нее включено, тем сильнее ребенок будет гордиться.

Как упростить уборку. Чем больше ребенок участвует в решении вопроса о том, что где в его комнате будет «жить», тем лучше он запомнит эти места. Можно отметить разными цветами сундучки и ящики. Плохо только, если их будет слишком много: переизбыток игрушек мешает наведению порядка. Так что сделайте усилие и уберите те, с которыми ребенок больше не играет. Когда вы их снова достанете, они опять будут интересны. А можно от них вообще избавиться.

Правильное время. В данном случае тоже помогают ритуалы — например, если игрушки ставятся на полку всегда перед ужином. Промежутки между уборками не должны быть слишком большими, чтобы каждый раз приходилось убирать не очень долго, и чтобы ребенок (и родители) ощутили свой успех, а не капитулировали перед огромной кучей игрушек.

Правильные слова. Надо обратить внимание и на то, каким образом вы предлагаете ребенку начать уборку: если вы, проходя мимо, бросаете: «Ну убери же у себя», — то с таким же успехом можно обращаться к комнатным растениям. Волшебный ключ к успеху уборки — это правильная последовательность: сначала надо привлечь к себе внимание, а потом уже призвать навести порядок.

Подойдите к своему ребенку. Теперь установите с ним зрительный контакт, чтобы войти в его мир: «Ты хорошо играешь со зверюшками из зоопарка». Говорить стоит вполне конкретные вещи: «Я хочу, чтобы ты собрал кубики и сложил их в ящик. А потом ты сможешь еще поиграть». В целом надо формулировать позитивно, объясняя, чего вы хотите, а не ругая ребенка за «постоянный беспорядок». Это ничего не меняет и только портит настроение.

Вместе убирать легче. Так, может быть, вы в это же время сложите все на своем письменном столе? И, совместно потрудившись, родители и ребенок будут вместе радоваться тому, что живут в аккуратной квартире. И будут хвалить друг друга за то, какие они все старательные.

Взросление ребенка примечательно не только его новыми навыками, которые радуют с каждым днем все больше, но и дополнительными хлопотами для родителей.

Растущий и познающий мир человечек стремится все проверить на собственном опыте. Малыш открывает все доступные дверцы, достает от туда вещи, нюхает, пробует на зуб, щупает и раскидывает то, что ему уже неинтересно.

То же самое происходит и с игрушками, которые ребенок старается забросить как можно дальше. Такая привычка у многих малышей сохраняется к двум, трем и даже пяти годам.

Стоит только приступить к приучению ребенка собирать разбросанные им же по комнате вещи, он отчаянно сопротивляется и не хочет наводить порядок.

Специалисты по этому поводу рекомендуют родителям разобраться в том, кому нужен этот порядок. Нужен ли порядок в комнате ребенку с его точки зрения? Ведь если малыш не желает собирать свои игрушки, то вполне вероятно, что его все устраивает.

Получается, что подобный порядок необходим самим родителям. В таком случае и собирать игрушки придется именно им.

Но все мы понимаем, что такой подход к воспитанию неправилен. Детей нужно приучать к уборке, но как делать это, не вызывая у малыша откровенного протеста?

5 способом научить малыша собирать разбросанные игрушки

  1. Уборка, как игра. В этом случае родителям необходимо брать на себя основную часть по уборке, а малыш при этом выступает лишь в роли помощника. Таким образом, ребенок будет запоминать, что после игры игрушки необходимо возвращать на места: куколку в кроватку, машинку в гараж, а медвежонка на полку к зайчику, потому, что они друг за другом соскучились.
  2. Уборка игрушек в компании с другом. Такой метод актуален, когда у малыша в гостях был еще один ребенок, они вместе играли и раскидывали игрушки. Лучше всего отводить детям на совместную игру ограниченное время, а за несколько минут до окончания игрового периода, говорить детям, что им пора заканчивать, перед этим нужно сложить игрушки. Вдвоем дети сделают уборку охотнее, чем в одиночку. При этом не стоит их заставлять. Лучше пообещать, что после того, как они управятся, их ждет угощение.
  3. Процесс уборки для малыша должен проходить весело и в позитивном настроении. Не нужно упрекать малыша, что он поставил малыша не на свое место или сделал это криво и некрасиво. Он еще маленький и может рассчитывать на поблажки.
  4. Если ребенок, взрослея, отказывается собирать свои вещи самостоятельно, то нужно терпеливо объяснить причину такой необходимости. Ребенок с удовольствием выполнит любое посильное поручение, если оно будет звучать не как наказание или приказ, а просьба о помощи.
  5. Стимуляция поощрением. В данном случае речь идет не о сладостях или прогулке и подходит более, старшим деткам дошкольного возраста. Можно попросить ребенка помочь прибрать в квартире, отведя в его распоряжение комнату с его игрушками, и пообещать за это помочь с выполнением задания, сделать с ним поделку, помочь с раскраской или стихотворением.

Основное правило заключается в том , что сбор игрушек не должен звучать, как наказание, иначе игрушки будут постоянно лежать на своих местах, а малыш переключится на то, что впоследствии не нужно убирать.

С пасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!

Однажды одна мамочка очень капризного малыша, задала мне очень интересный вопрос:

«Маргарита Владимировна, У меня ребёнок всё время не хочет собирать игрушки, когда я прошу его это сделать. Все просьбы и уговоры не помогают. В итоге слёзы, истерики. И я сама убираю всё за него. Так быстрее и лучше всем. Как мне быть в такой ситуации?».

Думаю коллеги, кому-то данная информация пригодиться по работе с родителями. Ответ на данный вопрос был дан в виде консультации для родителей в процессе дистанционного обучения. Да, уж. С течением времени наши маленькие детки подрастают и у нас к ним, конечно же, вырабатываются какие-то требования. Нам хочется, чтобы малыш всегда наводил порядок после устроенного погрома в своей детской комнате или в гостиной. Но, редко кто из взрослых задумывается о том, чтобы малыш убирал после игры все свои разбросанные игрушки, его этому надо научить. И в роли учителя, конечно же, в первую очередь выступают родители. Ведь научиться беречь свои вещи, это тоже сложно для малыша, впрочем, как и убирать за собой беспорядок. Детям часто тяжело объяснить, почему так важно беречь игрушки, книжки, одежду. Иногда это даже становится проблемой - не для ребенка, конечно, а, в основном, для родителей. Почему? Да потому, что не всегда и не каждый родитель знает как найти правильный поход к малышу, показать и доказать ему, что: НЕЛЬЗЯ специально ломать игрушки и НЕЛЬЗЯ каждый раз оставлять игрушки разбросанными по всему дому. Понятно, что дай волю родителям, и список этих «нельзя» будет бесконечным. Поверьте, милые родители, я не агитирую сделать из ребенка правильного робота. Каждый малыш должен хоть раз в жизни попробовать порвать книгу и еще какие-то вещи, поломать не одну игрушку, и сделать 100 раз в доме приличный бардак. Но в жизни мамы и ребенка рано или поздно настанет момент, когда все же маме захочется подчинить малыша правилам, по которым живет вся семья, и это естественно и правильно. Я дам вам несколько советов и чуточку рекомендаций. Надеюсь, они помогут вам решить эту проблему, и ваш малыш обязательно научиться беречь и убирать свои игрушки, а главное перестанет ставить вам свои условия.

СОВЕТ №1. «Игра»

Я думаю Екатерина, важно начинать обучение ребенка элементарной дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и запретами. Учитесь, играя - «Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?». Но одно условие, давайте карапузу выиграть. Обязательно придумайте вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое, что любит ваш малыш.

СОВЕТ №2. «Собственный пример» : «Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места». Примеров из жизни множество, возможно, они вам помогут, ведь дети так хотят подражать взрослым и быть самостоятельными. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать, как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.

СОВЕТ №3. «Чтение художественной литературы» Можете прочесть сказки Корнея Чуковского «Федорино Горе» или «Мойдодыр». Впрочем Катюш, это первое, что мне пришло на ум, вы наверняка найдете более удачные близкие именно вашему малышу стихи или сказки.

СОВЕТ №4. Выберите в детском магазине вместе с малышом красивый мешок для игрушек или ящик, такой чтобы нравился ребенку и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место, в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилам взрослых.

И последний СОВЕТ №5. «Пропажа» Если четыре выше изложенных мной совета плохо действуют или ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки и продолжает ставить вам условия, есть один очень Чудодейственный способ: «Игрушки обиделись и ушли к другому малышу».

Что я имею ввиду: Ребенок отказался собрать после себя разбросанные игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом начинается ВОЛШЕБСТВО. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел. Ваш малыш просыпается, а вокруг пусто…Через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки. На вопрос: «Где они?» - вы спокойно отвечаете, что обиделись, наверное, и ушли к другому малышу.

- НЕЛЬЗЯ отдавать малышу игрушки сразу при первых слезах. Обговорите с ним ещё раз, что случилось вчера и почему утром игрушек не стало. Разъясните малышу, что так поступать нельзя. Пусть он час, другой побудет без любимых игрушек. Поймёт как ему скучно без них.

- После этого, как-то отвлеките малыша и верните игрушки на место. Детскому счастью не будет придела и далее малыш будет гораздо более бережно относиться к своим игрушкам.

- Вероятно, что через некоторое время ребенок может забыть о том, как от него сбежали игрушки - это сигнал к тому, что урок стоит повторить еще раз.

«Как научить ребёнка говорить». Консультация для родителей детей младших групп Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда.

Как научить ребёнка общаться с природой Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться.

Как научить ребёнка принимать и справляться с неудачами? Каждый ребенок хочет выигрывать. Но жизнь диктует свои правила, и иногда кто-то другой оказывается лучшим. Некоторые дети довольно стойко.

Как научить ребёнка запоминать стихи? «Как научить ребенка запоминать стихи?»Заучивание стихотворений требует активной работы ума. Традиционно считается, что для того, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку» Важным моментом в жизни каждого ребёнка является поступление в школу. Чтобы адаптация ребёнка прошла наиболее успешно, необходимо наличие.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка слушаться» Искусство воспитания состоит не в том, чтобы побеждать ребенка, а в том, чтобы боя как такового не возникало, а у ребенка не сформировалась.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности» Консультация для родителей на тему: «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности?» В народе.

Консультация по правилам дорожного движения для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» Консультация о Правилах Дорожного Движения Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только.

Семинар «Как научить ребёнка безопасному поведению» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №243» Руководитель метод объединения по ОБЖ Берлизова Ольга.


Дети и беспорядок — это синонимы. Конструктор в самых неожиданных местах, крошки печенья на диване и динозавры в ванне — так выглядит квартира, в которой есть ребёнок. Можно ли это изменить? В блоге Департамента труда и соцзащиты Москвы на этот вопрос отвечает психолог семейного центра СЗАО Тимур Орлов.

Дети обычно не понимают, что вокруг них беспорядок. Разве что сами наступят пяткой на конструктор или машинку. Но порядок в комнате необходим родителям и детям не только для эстетики и удобства, но и для безопасности (в первую очередь — самого ребёнка).

Каждой игрушке — свое место

Требование постоянно убирать игрушки на место прерывает детскую игру, поэтому иногда всё-таки стоит разрешить оставить на полу куклу, мячик и медвежонка — пускай они пьют чай из игрушечного сервиза. А когда же тогда убирать игрушки? Выберите для этого специальное время: например, перед тихим часом или отходом к ночному сну. Таким образом ребёнку будет легче смириться с тем, что игрушкам пора расходиться по своим контейнерам и полкам. Конечно, небольшие внеплановые уборки тоже можно устраивать: если беспорядок слишком уж затрудняет передвижение по комнате.

С какого возраста учить ребёнка наводить порядок

Навести полноценный порядок в комнате ребёнок способен примерно с трёхлетнего возраста, но приучать его к этому можно уже с года. Попросите малыша подать кубик, чтобы положить его в контейнер, или поставить пирамидку на полку. Обязательно похвалите ребёнка, но если у него что-то не получается, не требуйте от него слишком многого. Ребенок научится порядку постепенно.

Чтобы ребёнку было проще, придумайте для каждой игрушки своё место. Так он будет знать, куда именно надо убрать предмет, и не будет теряться при наведении порядка

Хорошим решением будет покупка контейнера для хранения игрушек. Лучше, чтобы они были разного цвета: так проще запомнить, что в каком контейнере должно храниться. Например, овощи, фрукты, посуда — в белом, машинки — в красном, куклы — в розовом, животные — в синем и т. д. Можно использовать и одинаковые емкости, но тогда стоит их как-то пометить — например, наклеить на каждый контейнер наклейку или разрисовать его вместе с ребенком.

Если ребёнок убрался, но игрушки находятся не на своих местах, не стоит просить его переделывать. Таким вы обесцените его труд. Вы можете просто рассказать, какие игрушки нужно будет положить на другие места в следующий раз.

Если дети протестуют против порядка

Так как все дети разные, то идеального рецепта не существует. Чтобы подобрать ключик именно к своему ребёнку, стоит попробовать несколько разных способов:

  • Превратите уборку в игру. Соревнуйтесь, кто больше соберёт игрушек. Если ребёнок увлечется игрой, позвольте ему выиграть. Или представьте себя в виде мышек, которые прячут припасы по норкам. Так ребёнку будет легче вовлечься в деятельность.
  • Найдите или придумайте сказку про неубранные игрушки и что с ними происходит. Важно, чтобы в такой сказке всегда был счастливый финал — все игрушки вернулись на свои места.
  • Попробуйте убирать игрушки необычным способом — например, локтями! Или издавать смешные звуки, когда предмет попадает на своё место.
  • Поощряйте ребенка специальными наклейками, которые он будет зарабатывать за хорошо сделанную уборку.

Ни в коем случае не стоит играть на страхах ребенка, угрожая выбросить игрушки, если ребёнок не уберет их. Сработает ли такая стратегия? Безусловно. Но ребёнок не только получит дозу стресса, но также может затаить обиду и злость на взрослого, а это негативно скажется на детско-родительских отношениях.

Помните, что любое овладение навыком всегда проходит несколько стадий:

1. Ребенок наблюдает за действиями взрослого.

2. Пробует делать вместе со взрослым.

3. Действует сам, но под наблюдением взрослого, иногда пользуясь его помощью и поддержкой.

4. Начинает действовать самостоятельно.

Поэтому сначала пусть ребёнок смотрит, как наводите порядок вы. Потом начинайте привлекать его, чтобы он по чуть-чуть помогал вам. Через некоторое время ребёнок уже будет стараться сам класть игрушки на место, и ваша помощь потребуется лишь изредка, когда ребёнок не заметит какую-то «спрятавшуюся» игрушку или забудет, перепутает, где правильное место для паровозика. А позже ваша помощь и вовсе не потребуется, и вы с удивлением обнаружите, как хорошо малыш умеет наводить порядок.

Если вам трудно найти общий язык с ребенком и вы чувствуете, что терпение на пределе, обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: