Как проверить моторчик на игрушке

Обновлено: 28.03.2024

Завтра я иду к своему первому настоящему клиенту и очень волнуюсь. Почему он первый? Потому что я только закончил обучение и стал дипломированным специалистом.

Дома я могу делать всякую работу, инструмент у меня имеется. Например, шуруповерт, который мне подарил отец еще в детстве. Его я беру с собой.

Но что-то мне подсказывает, что именно здесь может быть осечка. Инструмент-то со стажем. Надо проверить движок. Заодно и протестирую свой новый мультиметр Mestek MT102.

Для начала разберемся, что такое коллекторный двигатель, от которого и работает мой шуруповерт.

Как устроен электродвигатель шуруповерта

В электрической схеме коллекторного двигателя цепи обмоток ротора и статора соединены через щеточно-коллекторный узел. Схема их подключения выглядит следующим образом.

Итак, со схемой разобрались. Теперь посмотрим, где что находится. В собранном состоянии электродвигатель с коллекторным механизмом выглядит так.

Обмотка ротора состоит из секций с одинаковым количеством витков. Они последовательно подключены к своим коллекторным пластинам, изолированным друг от друга, имеют совершенно одинаковую конструкцию и поэтому обладают равным электрическим сопротивлением.

Для проверки двигателя я решил использовать мультиметр в режиме омметра, тем более, что устройство коллектора мне позволяет это сделать.

Как проверить якорь коллекторного двигателя

Существует три методики такой проверки. Проверяю их последовательно.

Способ первый: замер сопротивления между соседними ламелями

На фото вы видите определение сопротивления между коллекторными пластинами именно таким способом.

Щупы мультиметра я ставлю на соседние ламели. Место первой проверки отметил маркером, и двигался от него последовательно по кругу, проверяя коллекторные пластины одну за другой. При таком способе надо иметь большое терпение, скажу я вам.

По своему незнанию, я совершил ошибку, от которой хочу вас предостеречь. При проверке необходимо извлекать щетки из щеткодержателя, так как они создают дополнительные подключения электрических цепочек, искажающих реальную картину. Данные замера получаются недостоверными.

Следует внимательно следить за показаниями мультиметра, у меня они были все одинаковые: класс точности у омметра довольно высокий.

Когда он недостаточен, то прибором будет работать затруднительно, так как сопротивление этих частей небольшое. В этом случае используют другую методику.

Способ второй: замер сопротивления диаметрально противоположных ламелей

То, что я вам говорил про терпение, это были цветочки. Вот где потребуется восьмидесятый уровень внимательности и точности.

Щупы омметра требуется ставить не на соседние ламели, а на диаметрально противоположные, то есть на те места, которые на двигателе коммутируются щетками. Их я тоже отмечал маркером.

Способ третий: замер падения напряжения вольтметром

Я собрал следующую цепь:

· аккумулятор на 12 В;

· сопротивление повышенной мощности на 20 Ом;

· мультиметр со щупами;

Здесь хочу сделать небольшое отступление и объяснить, что правильность измерения повышает стабилизация источника тока за счет:

· большой емкости аккумулятора, которая создает постоянный уровень напряжения во время кратковременной проверки;

· увеличенной мощности резистора, которая не дает ему нагреваться и сохраняет точность параметров при силе тока менее 1 А;

· низкоомных соединительных проводов.

Первый соединительный провод я подвел напрямую с клеммы аккумулятора на пластину коллектора. Во второй вставил резистор токоограничивающий, которым ограничил высокий ток. Параллельно с коллекторными пластинами установил вольтметр. Получилось так.

Затем я последовательно ставил щупы на пары ламелей коллектора и снимал показания вольтметра. Аккумулятор через резистор и соединительные провода на время замера выдает одинаковое напряжение. Поэтому показания вольтметра по закону Ома зависят только от сопротивления цепи.

Этот же метод позволяет измерять миллиамперметром силу тока через коллекторные пластины и сравнивать его.

Измерение сопротивлений у меня получились одинаковыми во всех трех случаях. Я сделал вывод, что в моей электрической схеме якоря дефектов нет. Уфф! Шуруповерт готов к боевому крещению!

А как же мой новый мультиметр? Пусть у него есть свои недочеты, но он справился с поставленной задачей.

Окончательный вывод об исправности коллекторного двигателя можно сделать после проверки его статора.

Статью для вас написала Рогожникова Елена. С ней вы можете связаться по следующим адресам:

Ремонт электромоторчиков для игрушек. Как починить моторчик своими руками

Нередко случается так, что игрушка, моделька, которая работает от электрического моторчика ломается, и неисправным оказывается именно электромоторчик. Что делать если такое случилось, как подчинить маленький электродвигатель самому? Задача это в принципе не сложная. Обычно ломаются в таких двигателях наиболее уязвимые части. Давайте же в этой статье посмотрим, какими бывают основные неисправности в этих мини электрических моторах, и что делать при обнаружении той или иной поломки, дефекта.

Итак, ремонт электромоторчиков для игрушек начинается с нахождение конкретной неисправности. Самой распространённой поломкой таких моторов является место контакта щеток и контактного барабана ротора (движущейся части электродвигателя). Именно эти самые щётки со временем стираются, подгибаются, отходят на некоторое расстояние (не доставая до ротора мини моторчика). После снятие крышки у электромотора сначала смотрим на состояние этих щёток (в моторчиках для игрушек они сделаны из металла, реже из графита). Если видим, что явно с этими щетками что-то не в порядке, исправляем дефект.

Также электромоторчик для игрушек может не работать если его контакты на контактном барабане ротора сильно сместились со своего нормального (ровного, равноудаленного) положения. Бывает даже, что они касаются друг друга, чего точно не должно быть (происходит замыкание обмоток электрического моторчика на роторе). Если это произошло, аккуратно подгибаем контакты на свое нормальное положение. Может быть так, что между этими контактами попался мусор, проводящий ток (маленький кусочек провода, металлическая стружка, притянутая постоянным магнитом и т.д.). Опять же будет короткое замыкание обмоток электромоторчика, что спровоцирует его неисправность. Если нашли мусор, удаляем его.

Менее распространенной, но всё же также встречаемой неисправностью бывает случаи, когда постоянный магнит (что стоит на статоре электромоторчика по сторонам, внутри) смещается относительно своего нормального положения. Это приводит к заклиниванию ротора электрического моторчика. Естественно нужно просто вытащить магнит и снова ровно поставить его на то место, где он должен быть. Такое встречается с новыми Китайскими моторчиками, поскольку в них постоянные магниты крепятся специальной пружиной, что при сильном ударе двигателя может просто вызвать смещение магнитов.

При ремонте электромоторчиков вы также можете обнаружить, что между щетками электродвигателя для игрушек и самыми выходными контактами (что выходят наружу мотора) нет электрического контакта. Он может быть прерван на крышке (внутри), на которой крепятся щетки и контакты. Сначала для уверенности прозвоните тестером, и убедитесь, что контакта нет, а после уже принимайте меры по устранению этого дефекта.

P.S. Ну и совсем редко бывает так, что произошел обрыв самих обмоток на роторе моторчика. Либо по причине плохого качества изоляции медного провода, что намотан на роторе, было вызвано межвитковое короткое замыкание. Тут уж найти такую неисправность будет посложней. Для этого осторожно отпаяйте проводки на роторе (чтобы они были каждый сам по себе и отвечали только за свою обмотку) и мультиметром проверьте сопротивление этих обмоток. Если увидите, что оно не равно между собой, то попробуйте перемотать эту/эти обмотки.

Ремонт электрического мини моторчика своими руками

Мини электродвигатели постоянного тока применяются во многих устройствах. Многие должны были сталкиваться с их поломкой, хотя бы в быту это поломка любимой машинки на моторчике у ребенка. Естественно, покупать новую игрушку или иное электрическое устройство только из-за одного сломанного электродвигателя не совсем выгодно и разумно. Гораздо лучше и проще просто восстановить прежнюю работоспособность этого моторчика. Причем в большинстве случаев приходится встречаться с простыми неисправностями, которые вполне может сделать человек, даже не связанный с профессией электрика и электронщика. В этой статье давайте с вами разберем основные неисправности мини электродвигателей, моторчиков, их причины и способы устранения.

Итак, большинство малогабаритных электрических двигателей постоянного тока разбираются очень просто. Достаточно отогнуть металлические скобы, зажимчики, которые держат заднюю крышку, плотно прилегающей к основанию мотора. Далее мы просто снимаем эту крышку. На ней, изнутри, можно увидеть две небольших щетки, которые прислоняются к контактам ротора, соединенных с обмотками двигателя. Эти щетки у мини моторчиков сделаны из металла, имеющего хорошую проводимость и пружинность. Именно по ним передается постоянное питание на ротор электродвигателя. Так вот, очень часто бывает, что эти щетки имеют плохой электрический контакт с ротором. Они могут быть отогнуты в сторону, или ослабнуть в результате чрезмерного нагрева, или на них мог образоваться нагар либо грязь. Естественно, в этом случае электрический ток не будет поступать на ротор, и мини моторчик не будет вращаться.

проверка щеток на мини моторчике, малогабаритном электродвигателе, ремонт

Первым делом после снятия задней крышки на маломощном электродвигателе проверьте состояние этих щеток. Если они отогнуты, то подтяните их, поставив в нормальное положение. Если на них образовался нагар, из-за сильного искрения при работе, то аккуратно ножом или наждачной бумагой зачистите, чтобы был хороший электрический контакт с ротором мотора. В более мощных моторчиках постоянного тока на щетках могут стоять графитовые вставки. Графит со временем стирается от имеющегося трения между щеткой и ротором. Если вы увидели, что графитовая вставка уже стерлась, то придется ее заменить на новую. Процесс относительно трудоемкий, но вполне решаемый. Сделать самодельную графитовую щетку можно из большего куска графита, выточив ее пилкой для металла, напильником и т.д.

Основные неисправности электродвигателя и простые способы их устранения

Если с щетками все нормально, то далее проверяем сами контактные выводы ротора, к которым припаяны концы обмоток. Может быть, что эти контактные лепестки между собой соприкоснулись (в нормальном состоянии между ними должен быть небольшой зазор). Тогда будет короткое замыкание между обмотками, естественно, мини мотор работать также не будет. Внимательно осматриваем эти контактные выводы ротора. Шилом, концом ножа, иголкой на всякий случай пройдитесь по канавкам между контактами. Обратите внимание на состояние этих контактов. Нет ли на нем нагара, грязи, окисла. Если есть, ножом или наждачной бумагой (самой мелкой) снимите грязь, Эти контакты должны быть чистыми.

Более сложными неисправностями мини моторчиков могут быть повреждения обмоток ротора (вращающейся части электродвигателя). Это может быть из-за чрезмерного нагрева обмоток в случае очень больших механических нагрузок на вал двигателя. Или просто, изначально мини электродвигатель имеет невысокое качество сборки. Для этого нужно взять обычный мультиметр, выставить на нем измерения сопротивления и прозвонить все обмотки. Сопротивление на них должно быть одинаковое. Для маломощных моторчиков оно может быть около 5-300 ом. Если сопротивление на одной из обмоток заметно меньше, то этот моторчик уже будет работать не так как надо. А в последствии может вовсе выйти из строя. Дефектную обмотку нужно перемотать, хотя это не простое дело для новичка.

Порой причиной плохой работы мини моторчика может быть не электрическая, а механическая неисправность. То есть, вследствии падения, чрезмерной механической нагрузки на мини электродвигателе могут образоваться механические дефекты. Ось вращения может сместиться и ротор может внутри статора касаться постоянных магнитов, что заклинит мотор. Или ось ротора может погнуться, что также вызовет повышенную механическую нагрузку и малогабаритный электрический двигатель не будет работать. Просто внимательно осмотрите имеющийся двигатель на наличие физических, механических повреждений, дефектов. При обнаружении таковых по возможности исправьте их. Хотя порой бывает трудно достичь изначальной ровности, что ухудшает работу мини моторчиков после их ремонта.

Видео по этой теме:

P.S. В большинстве при восстановлении работоспособности маломощных мини электродвигателей, моторчиков достаточно просто иметь под рукой острый глаз, небольшую отвертку и мультиметр, которыми мы и можем выявить имеющуюся неисправность. Как правило, поломки легко обнаруживаются при тщательном осмотре моторчика, а если не уверены, то берем мультиметр и начинаем прозванивать цепи по сопротивлению. Вот и все!

Zeni Agentt

Реверсирование таких двигателей осуществляется сменой фазировки пусковой обмотки относительно рабочей. Надо разбираться со схемой станка, что за провода из него приходят и за что отвечают. Конденсаторы не помешало бы проверить, могут быть от них сюрпризы. На видео ниже точно такой же, по схеме, движок, только без брно.

Возможно двигатель коротит на корпус. Если корпус двигателя заземлён,то когда ноль на корпусе он работает,когда фаза то К.З. и авпомат выбиват. Переброской проводов питания, мне так кажется, не получится получить реверс.

Здравствуйте. Спасибо за схему, попробовал подключить так, но работает не так как ожидалось. Для двигателя предусмотрен переключатель реверса, который имеет три положения: вращение двигателя по часовой стрелке, нейтральное и вращение против часовой стрелки. На такой переключатель приходит 4 провода: 2 - 220 в и 2, отвечающих за смену направления вращения. Способ подключения - показал на рисунке. Проблема в том, что двигатель работает только в 1 определенном положении переключателя реверса. Работает достаточно тихо, гуда нет, вроде бы ничего не греется. НО при переключении реверса в другое направлении СРАЗУ ЖЕ срабатывает автомат. В чем ошибка подключения? КЗ в способе подключения нет, схему перепроверял.

поправляю. Вы утверждаете, что это компьютерный кулер ? И не понимаете принципиальной разницы с коллекторным мотором ? В таком случае, схема не годится. Выискивать блох вроде погашения несуществующих (на этих моторчиках) импульсов - вообще бессмысленно. Диод бесполезен, конденсатор в ключевой цепи - вреден. Еще посмотреть надо, что скажет вентилятор в ответ на подачу импульсов на него.

Диего

Лёха58

Чтобы не было разочарования, сначала проверь, есть ли у тебя дома хоть какой-нибудь сигнал на св и дв диапазонах с помощью заведомо исправного приемника. Ловить лучше вечером - ночью. Компьютер, светодиодные лампочки, зарядки - выключить.

Romanchek82

посему начните с чтения ЭТОЙ книги. Это очень пользительно для начинающих. Книга старая, элементная база совсем устарела, но основы электроники и электротехники в ней описаны в доступном виде и в полном объеме

Помимо бессонных ночей, подгузников, пелёнок-распашонок, первых улыбок, шагов, слов, начинаешь замечать счастливые моменты в любых мелочах. Но есть ещё один бонус ‑ папа наконец-то может поиграться теми игрушками, которые всегда хотел, но раньше не находил повода.

Недавно Мише исполнился год и при выборе подарка ко дню рождения наш папа задумал купить игрушечную машинку на радиоуправлении. По опыту друзей-родителей мы заметили, что маленькие дети часто не выражают интереса к машинкам, не просто так на их упаковках пишут минимальный возраст детей от 3 лет.

Изначально муж хотел купить себе грузовик ГАЗ 66 – он аккумуляторный, полный привод, металлическая рама и надежная подвеска, рассчитанная на перевозку небольших грузов, таким можно играть на улице ‑ настоящий вездеход. В России в продаже таких не нашлось, покупать с "братского" Алиэкспресса в эпоху пандемии мы не решились, а с учетом опыта обращения Миши с игрушками решили взять машинку попроще, неизвестно сколько падений переживёт хорошая машинка, а к её покупке в более старшем возрасте уже можно научить правильно относиться к вещам.

При выборе машинки было несколько ограничений: высокий клиренс, чтобы не застревать пузом на ковре, плюс чтобы не разориться на батарейках машинка должна быть аккумуляторной . На сайте одного из российских онлайн-ритейлеров попался вроде бы подходящий вариант ‑ джип на радиоуправлении с аккумулятором, который мы сразу заказали.

Сюрпризы начались уже при распаковке:

  • во-первых, машина оказалась меньше, чем мы ожидали, это важный факт при заказе в интернете вещей ‑ надо визуально четко представлять себе их размеры, мы на эту ловушку попадаемся уже не в первый раз;
  • во-вторых, в комплекте не было инструкции, аккумуляторы были в форм-факторе батарейки и папа решил, что они для пульта радиоуправления, а внутри автомобиля уже есть встроенный аккумулятор. Естественно при нажатии кнопок на пульте светодиод светился, но машинка не ехала, пришлось разобрать. Оказалось, что аккумуляторы в комплекте должны устанавливаться внутрь машинки, для этого можно снять пластиковый кузов, в пульт потребовались другие батарейки, что было ожидаемо, но информации о том, как снять кузов и, что аккумуляторы нужно установить внутрь самой машины, не было написано даже на английском языке на коробке;

Если поддеть пальцем кузов в районе переднего бампера и потянуть вверх, перед нами откроется аккумуляторный отсек, фото автора

Если поддеть пальцем кузов в районе переднего бампера и потянуть вверх, перед нами откроется аккумуляторный отсек, фото автора

  • в-третьих, когда проблема с питанием была решена, и мы попытались с машинкой поиграть, она никак не реагировала на нажатия кнопок на пульте даже после зарядки аккумулятора, но при положении антенны около корпуса машинки получилось добиться реакции ‑ движения колёс.

На этом этапе можно было упаковать машинку назад в коробку и сдать обратно в магазин, но папа заявил: «я у мамы инженер», и пошел разбираться.)

Игрушку пришлось разобрать до печатных плат.

На платах внутри пульта и машинки были обнаружены подстроечные индуктивности регулировки (белые квадратики с черными цилиндрами внутри) для частоты контура радиопередатчика.

Пришлось взять тонкую отвертку, желательно использовать пластиковую, и аккуратно покрутить сердечник в катушке на плате машинки.

Перед тем, как крутить, необходимо отметить изначальное положение сердечника маркером, а машинку установить на какой-нибудь предмет, чтобы колеса вращались в воздухе.

Подавая сигнал движения вперед с пульта нужно плавно крутить сердечник влево-вправо максимум на один оборот.

Если колеса начали крутиться, расстояние между антенной и машиной следует увеличить и повторить операцию. Если отвертка металлическая – она вносит ошибку (влияет на индуктивность), поэтому надо повторить операцию настройки несколько раз, добиваясь максимальной дальности.

После достижения максимального расстояния при настройке сердечника на машинке, необходимо так же подстроить катушку на плате пульта. После выполнения всех операций рекомендуется зафиксировать положение сердечников клеем или герметиком, иначе настройку придется выполнять после каждого падения.

Кстати, можно попробовать начать настройку с платы пульта, и если повезет, на этом настройка и закончится.

Уже во время эксплуатации всплыла еще одна проблема – управлять таким пультом практически невозможно : скорость не регулируется, только направление вперед-назад, поэтому приходится давать газу по чуть-чуть, чтобы успевать хоть как то менять направления.

Повороты машинке тоже даются тяжело, маневрировать сложно, нажатие на кнопку поворота выворачивает колеса на максимум, повернуть на небольшой угол таким образом тоже не получится, только коротким нажатием на кнопку поворота можно попробовать объехать препятствие.

Таким образом, папа остался разочарован машинкой, но доволен собой, ведь заставил работать не работающую игрушку, и греет душу мечтами о ГАЗ-66.

Мишу в День его рождения машинка и без радиоуправления зацепила, можно брать ее в руки, катать вокруг себя, и радоваться. И это главное.

Читайте также: