Как раскрасить дымковскую игрушку барыню

Обновлено: 28.03.2024

Приятно осознавать, что наша Вятская Дымковская игрушка – это символический образ русской женщины . И с этим трудно не согласиться, если заглянуть в глубь веков нашей истории и Культуры Русского народа. Символические знаки на юбке, фартуке, блузе, кокошнике и сарафане Дымковской барыни подчеркивают, что женщина - это, прежде всего, продолжательница Рода своего и её мужа.

  • Если разглядывать русскую глиняную красавицу снизу «от Земли» (потому как – женская наша натура и энергия, земная!), то юбку-понёву мы увидели бы в «клетку», где полоски разной ширины и разных размеров до семи цветов радуги – многоцветье. Клетка издревле – символ плодородия земного и женского. Очевидно, это идёт от древней руны в виде ромба с точкой в центре, что означало – засеянное поле, плодоносящая земля. А фон юбки, в основном, синего, коричневого, или белого цвета, что и было в более ранние времена (славяне носили одежды в основном из белого льна). По низу подола юбки – три полосы, «трёхполосье» , что означает по древним славянским воззрениям три Мира: Правь, Явь, Навь.
  • Блуза или рубаха предпочиталась – зелёной , как символ цветения Земли Матушки, разнотравья и урожая. Горох по юбке и блузе мог означать - рассыпанные зёрна. А вот большие круги многоцветные, круг в круге, могли быть красные с златым (жёлтого цвета и голубого не было, были названия цветов – златый и небесный) или алым и оранжевым. Круги, ромбы – всегда знак Солнца. Волна – сине-небесных, озёрных оттенков, - знак Воды.
  • Кокошник . Самый нарядный и красивый, потому и красный, и только на нём золотой ромбик , лучик Солнца, знак Цветения и Достатка. А может быть и совершенства…? Вспомните, что на кокошниках русских народных женских костюмов всегда изображалось «Вселенское Древо» или «Древо Жизни» с отходящими веточками, на которых чаще всего были ешё и цветочки. Что означает, что только Женщина как Земля Матушка, способна вкупе с Мужем своим, зародить, здоровое потомство, родить детей, продлить свой Род.
  • У Барыни-Водоноски – ведёрки красного цвета, - опять же, символизирует достаток и богатство.

А самое главное – форма юбки – КОЛОКОЛ! Именно он помогает вбирать силу, сохранить красоту и молодость русской красавице. И это означало – быть здравой, разумной, доброй, трудолюбивой и полноценной матерью.

На том стояла, и стоять будет Земля Русская! Живи и цвети, Вятская красавица, Барыня из села Дымково!

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество "Любаслава" Вконтакте.

Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на мой канал!

-воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству; уважение к труду мастеров.

ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Дымковская игрушка-оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотёрках комовой мел, в остальное время-лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к Свистунье белили мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Мастер-класс по росписи дымковской барыни

ЦВЕТОВАЯ ГАММА: малиновый, красный, зелёный, желтый, оранжевый, синий.

ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ: кружочки, прямые полоски, клеточки, пятна, точки. Узор кажется довольно простым. Но вы не сможете найти двух одинаковых игрушек, так как один и тот же узор никогда не повторяется. Существует одна тонкость при росписи барышни: в узоре на юбке, обязательно, используются цвета головного убора и жакета и ещё любые два цвета.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для воспитателя:

плакаты «Дымковская игрушка»

Презентация «Дымковская игрушка»

Фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов ВГТРК для создания музыкального фона

Для детей:

Модель для раскрашивания

Акриловые краски, гуашь

Баночка для воды

Тычок (ватные палочки)

ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ:

1. Начинаем роспись: простым карандашом намечаем контуры одежды нашей барышни и лицо.


2. Вначале раскрашиваем желтой краской все элементы: кофту, оборку юбки и кокошник.


3. Оранжевой краской рисуем орнамент на юбке – кружки.


4. Даем немного подсохнуть орнаменту на юбке и следующим этапом будет прорисовка в кружках прямых тоненьких линий, которые создают эффект снежинки.


5. Берем зеленую краску и украшаем ворот.


6. Далее приступаем к окраске волос. В наборе не было коричневой краски. Поэтому мы сначала смешали черную краску и красную, получили необходимый оттенок и приступили к прорисовке волос.


7. Остались последние штрихи – пуговицы на кофте нашей барышни. Прорисовываем их черной краской.


8. Заключающим этапом будем украшение нашей барышни золотой краской. Берем ватную палочку и украшаем кокошник тремя кружочками.


Все, наша красавица готова!

Посмотрите на нашу красавицу. В ней столько доброты и веселья. Глядишь на неё и улыбаться хочется.

От дымковской игрушки,

Идёт тепло и свет,

Он не иссякнет годы, десятки,

Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

Конспект НОД во второй младшей группе по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи на тему: «Волшебная Дымка». МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД во второй младшей группе по декоративному рисованию по.

Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» Выполнила: Маркова Т. Ю. Цель: Формировать представление о Дымковской росписи. Задачи: Образовательные: - Учить приемам рисования плавных.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки «Барыня»

Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки «Барыня» Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки «Барыня» Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни, расширяя знания педагогов.

Мастер-класс по росписи разделочной доски «Рыбка».

Мастер-класс по росписи разделочной доски «Рыбка». Здравствуйте гости и коллеги моей страницы!Хотела вас пригласить на мастер-класс по росписи декоративной разделочной доски "Рыбка" хохломским.

Мастер-класс по росписи по ткани в технике «холодный батик»

Мастер-класс по росписи по ткани в технике «холодный батик» Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Мастер-класс по росписи ткани «Слоники»

Мастер-класс по росписи ткани «Слоники» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ.

Мастер класс «Весёлая карусель!» по дымковской росписи.

Мастер класс «Весёлая карусель!» по дымковской росписи. Мастер-класс "Весёлая карусель"[/b](дымковская роспись). На прошедшей неделе у нас в садике проходила тематическая неделя по знакомству.

Дымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-класс

Сколько бы лет, столетий не прошло - самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть "народной". Она никогда не наскучит, не выйдет "из моды", всегда будет востребована и любима. Почему? Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь. Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они сделали сами! При работе над Дымковской барыней, Ульяна задала мне вопрос: "Любовь Геннадьевна, а когда мы сделаем барыню, можно будет забрать её домой?" и, немного подумав, добавила: "Мне так уже хочется её забрать!". "Конечно, Ульяна! Вы все заберёте барынь домой, ведь это ваши игрушки, вы их создали!" - поспешила заверить ребёнка я. И, каждый раз, мастеря с ребятами новых кукол, ещё и ещё раз убеждаюсь в том, что нет ничего роднее и ближе, чем то, что сделано своими руками и с душой.

Детский мастер-класс.

Хочется сказать слова огромной благодарности за идею, которую мы воплотили с детьми "в жизнь", Патраковой Наталье Владимировне! Уважаемая Наталья Владимировна, Ваша публикация: "Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки "Барыня"" вдохновила нас с ребятами и наш мастер-класс мы посвящаем Вам!

Для выполнения поделки нам понадобился следующий материал:

1. Скульптурный или обычный пластилин.

2. Половина пластиковой бутылки (верхняя часть с крышкой).


3. Клей ПВА, салфетки бумажные белые, ножницы.


4. Присыпка детская (тальк).


5. Краски акриловые глянцевые.

6. Лак акриловый глянцевый.

7. Кисти "Нейлон" № 4 и № 5.


Ход работы.

1. Пластилин разогрели до мягкого состояния, размяли руками и покрыли им заготовленную часть бутылки вместе с крышкой.


2. Разгладили пластилин на заготовке, чтобы поверхность была гладкой и ровной.



3. Отдельно слепили: голову, руки, косу, кокошник, детали наряда - всё собрали на заготовке и закрепили.


Примечание:перед тем, как мы начали лепить с ребятами "Барыню", рассмотрели все варианты и, каждый выбрал себе ту, которая понравилась.

4. Заготовку из скульптурного пластилина присыпаем тальком, а заготовку из обычного пластилина обклеиваем бумажными салфетками белого цвета, нарезанные на не большие квадраты. Заготовка должна просохнуть. Как только заготовка обсохла, приступаем к раскрашиванию "Барыни".



5. Покрываем заготовку белой акриловой краской (2 слоя). Даём просохнуть.



6. Далее, раскрашиваем теми цветами, и той росписью, которая есть на образце, выбранном детьми. Даём просохнуть.




7. Покрываем всю "Барыню" акриловым лаком, даём просохнуть в течение суток. Дополняем деталями декора. Дымковская игрушка "Барыня" готова!


Вот такие "Барыни" получились у наших ребят:








А, это моя "Барыня с цветком" - от всей души всем Вам: моим друзьям и гостям!


Прикреплённые файлы:

Дымковские игрушки

Дымковские игрушки "Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. " Село Дымково уже.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки» Тема: "Дымковские игрушки". Интеграция областей: познавательная, речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Дымковские игрушки» Конспект занятия по изодеятельности Тема: «Дымковские игрушки» Вид нетрадиционной техники изображения: оттиск пробкой, рисование ватными.

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись» Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Мастер-класс «Нитяные игрушки»

Мастер-класс «Нитяные игрушки» Мастер-класс «Нитяные игрушки» Развитие детских пальчиков — мелкой моторики детских ручек способствует развитию речи и интеллекта малыша.

Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца»

Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца» Близится праздник Пасха и как всегда,как мне кажется,у педагогов возникает вопрос,что бы такого интересного придумать для подделок. В этом.

Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше»

Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше» Весна. Солнышко греет и всё оживает кругом. У всех прекрасное весеннее настроение. И мы хотим вам предложить работу,сделанную девочками из.

Проект создания детской коллекции «Чудеса народных промыслов: игрушки не простые — глиняные, расписные» Продолжительность проекта: 1 месяц Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Возраст детей: 4 - 5 лет Значимая для детей проблема,.

Конспект занятия — творческой мастерской с использованием интерактивной доски «Дымковские игрушки» Тема: «Дымковская мастерская» Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и.

Мастер-класс «Дымковская барышня» (поэтапное раскрашивание)

Арт-терапевтический эффект от раскрашивания фигурок из гипса выражается в том, что творчество даёт и взрослым, и детям хорошую возможность раскрепоститься, выразить себя, своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.

Предлагаю раскрасить фигурку барышню под Дымку. Лучше всего использовать акриловые краски, так как они хорошо ложатся, быстро сохнут и не пахнут. Чтобы краска ложилась хорошо, нанесите слой грунта. Чтобы краска хорошо держалась, после высыхания фигурка покрывается лаком.

Для работы нам потребуется:

Гипсовая фигурка барышни;

грунт художественный акриловый;

акриловые художественные краски (белый, синий, желтый, зеленый, красный, золото);

лак акриловый глянцевый;

простой карандаш (ТМ);

ёмкость с водой;

кисть круглая №5 (белка);

кисть круглая №2 (пони);

кисть плоская №0 (синтетика);

кисть круглая №3 (синтетика).

Первое, что нам нужно, это покрыть акриловым грунтом нашу фигурку.


Приступаем к разукрашиванию. Сначала наносим краску на вверх платья и низ оранжевым цветом.


Теперь красным цветом раскрашиваем шляпу и рисуем круги, характерные Дымке.


И в завершении работы наносим ватными палочками маленькие точки по центру кругов. Золотом делаю маленькие штрихи на платье и шляпке. И, в завершении, все покрываю акриловым лаком.


«Была кормушка простая, а стала расписная». Поэтапное раскрашивание кормушки

«Была кормушка простая, а стала расписная». Поэтапное раскрашивание кормушки "Была кормушка простая, а стала расписная "-поэтапное раскрашивание кормушкиЦель:украшение рисунком деревянной кормушки. Привлечение детей.

«Дымковская барышня». Демонстрационный материал для детей старшей и подготовительной групп

«Дымковская барышня». Демонстрационный материал для детей старшей и подготовительной групп Начну с того, что идея была подсказана преподавателем в колледже, и на сегодняшний день, "окунувшись с головой" в работу с детьми, я оценила.

Дымковская барышня из пластиковой бутылки. Мастер-класс

Дымковская барышня из пластиковой бутылки. Мастер-класс Дымковская тема меня захватила и не отпускает, поэтому мне после бумажных барышень захотелось сделать что-то более фундаментальное. Почему.

Игрушка из пластиковой бутылки «Дымковская барышня»

Игрушка из пластиковой бутылки «Дымковская барышня» Игрушка своими руками. Дымковская барышня. Всё из бросового материала. Для работы необходимо приготовить: - маленькая пластиковая бутылка.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня»

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дымковская барышня»

Конспект занятия в подготовительной группе «Дымковская барышня» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских.

Мастер-класс: поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня»

Мастер-класс: поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня» Доброго времени суток! Представляю вашему вниманию барышню, изготовленную из срезанной пластиковой бутылки и пластилина. Так же можно применить.

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Предлагаю вашему вниманию изготовление объёмной дымковской игрушки. Для изготовления игрушки необходимы: бумага, карандаш простой,.

Непосредственная образовательная деятельность по лепке «Дымковская барышня»

Непосредственная образовательная деятельность по лепке «Дымковская барышня» Непосредственная образовательная деятельность «Дымковская барышня» Цель: Продолжить знакомство детей с дымковской игрушкой. Задачи:.

Описание: работу можно выполнить с детьми разного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.

Читайте также: