Как раскрасить русские народные игрушки

Обновлено: 18.04.2024

Автор: Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим

-Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор



Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)



Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш






4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)









Вот петух нарядный,
Весь такой он важный,
У большого петуха
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный,
Краской красною горя,
Как корона у царя.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

• Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

• Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.

• Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.

• Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.

• Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

• ромбов и зигзагов,

• кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская игрушка — история промысла для детей: как лепить и раскрашивать



«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году»

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году» На праздник мам родители получили в подарок не только свои портреты, но и дымковскую игрушку - барышню-водоноску. Они были в восторге.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского "папка на коленях", дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM Как уроженка Кировской области, как ценитель народных промыслов, как педагог, - я никак не могла пройти мимо темы дымковской игрушки и не.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.



Автор: Мишина Наталья Викторовна, воспитатель, МАДОУ Малинский ЦРР д/с «Ивушка», поселок Малино, Ступинский район, Московская область.

Описание: данный мастер-класс будет полезен воспитателям и педагогам для работы, как с родителями, так и с детьми, а так же творческим людям.
Цель: повысить компетентность родителей по декоративно-прикладному искусству и заинтересованность к детскому саду, через совместный мастер-класс по рисованию Дымковских игрушек.
Задачи:
1. Познакомить родителей мастер-класса с Дымковской игрушкой.
2. Обучить родителей основам рисования Дымковской игрушки.
3. Нарисовать на декоративных деревянных кругах Дымковские игрушки.
Материалы для рисования:
- деревянные декоративные круги;
- акриловые краски, разных цветов;
- кисти, разных размеров;
- простой карандаш;
- наглядный дидактический материал;
- бесцветный лак.




Группа у нас раннего возраста. Ребята очень часто лезут в эти кусты. И мы с родителями решили обезопасить детей от травм (не хотелось, чтобы дети поцарапались об ветки) и оборудовать детскую площадку, чтобы она была безопасной и красочной.
Папы по периметру площадки выстроили забор. Раскрасили его в цвета радуги.



Чтобы забор непросто был ограждением, а нёс какую-нибудь познавательную информацию, предложили родителям прикрепить на забор декоративные круги с изображением Дымковский игрушек (так как вся площадка оформлена в русском стиле).
Почему именно Дымковская игрушка? Дымковская игрушка - яркая, нарядная, с простыми узорами русская народная игрушка, которая привлекает к себе внимание. Дымковская игрушка хорошо служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания не только детей, но и взрослых.
Для нашего забора мы сделали 12 декоративных кругов с дымковской игрушкой.
Покажу вам мастер-класс одной из них – «Барабанщик»
Ход работы:
1. Берем наглядный дидактический материал. Нашла в виде раскраски. Такой дидактический материал очень удобный, особенно для начинающих.

Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: эта сказка написана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и может быть использована педагогами при ознакомлении дошкольников с некоторыми народными промыслами. Сказка разделена на главы, чтобы легче было познакомить дошкольников с одним народным промыслом. При этом сюжет познавательной сказки выстроен в виде путешествия одного персонажа – девочки Василисы.



Цель: ознакомление дошкольников 5-7 лет с народными промыслами через путешествие девочки Василисы
Задачи:
1)расширить представление дошкольников о некоторых народных промыслах;
2)рассказать, каким образом мастера изготавливают игрушки, посуду и различные предметы, используя различные технологии изготовления;
3)воспитывать любовь к народным промыслам и уважение к мастерам;
4)воспитывать любовь к познавательным сказкам

Глава 1. Путешествие Василисы в город мастеров Дымково.
Жила – была красавица девочка по имени Василиса. Это была любознательная, веселая и аккуратная девочка, которая очень любила путешествовать и узнавать новое. А главное, Василиса увлекалась тем, что интересовалась народными игрушками, изделиями с различными русскими народными росписями.



У Василисы в ее квартире хранились очень интересные игрушки из белой глины: яркая Барыня, ее Кавалер и Петушок.
Игрушки эти Василисе подарила давным – давно ее бабушка Прасковья Николаевна. Василиса берегла эти игрушки, всегда аккуратно с ними обращалась, но ей было интересно, как же можно сделать такую необычную игрушку.




Василиса внимательно слушала рассказ мастерицы Марии и смотрела за ее работой.
«Ваша Барыня сейчас коричневая, а моя игрушка белого цвета и ярко раскрашенная. Расскажите, как же получаются дальше такие игрушки», - попросила Василиса.
«Хорошо», - ответила мастерица Мария. «Дальше мы сушим наши игрушки на воздухе 3-5 дней. Давным – давно эти игрушки обжигали в русских печах, глина становилась как бы прозрачной в горячей печи, потом игрушки медленно остывали. Сейчас обжиг игрушек происходит в муфельных печах, высокая температура больше 1000 градусов придаст игрушкам прочность. Эти печи большие по размеру, поэтому игрушек там обжигают много.
Когда игрушки вынимают из печи, то они коричнево – красные. Для того, чтобы игрушка стала белой мастерицы в старину использовали раствор мела на молоке, они окунали туда игрушку полностью. Молоко на игрушке скисает, образуется пленка козеинового клея белого цвета.
Теперь мастерица приступает к росписи игрушки. Мастерицы в старину сухие краски растирали с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Расцветок было мало, только основные цвета, использовали сажу, фуксин, хром. Позже мастерицы стали использовать гуашь, разведенную на яйце. Сейчас делаются росписи яркими и стойкими акриловыми красками. Сверху краски наклеиваются кусочки сусального золота или потали – смеси цинка и меди. Все это придает игрушкам яркость и блеск. Вот так получаются наши знаменитые на всю Россию Дымковские игрушки» - так завершила рассказ мастерица Мария.



Василисе очень понравился рассказ мастерицы Марии, она угостила ее пирожками, которые приготовила в дорогу ей бабушка. Мария и Василиса пили чай из чашек белого цвета с прекрасными голубыми розами в центре. Мария подарила Василисе игрушку «Карусель» на память о таком необычном путешествии.



Василиса поблагодарила мастерицу Марию за познавательный рассказ и отправилась на встречу с мастерицей подругой Марии, которая расписывает фарфор Гжельскими узорами.
Глава 2. Путешествие Василисы в село по производству Гжельского фарфора.
Василиса узнала от мастерицы Марии о том, что есть в Московской области село Гжель, где изготавливают знаменитый на весь мир фарфор с рисунками синего цвета. Также Мария подсказала Василисе, как найти ее подругу Анну, которая расписывает этот фарфор.

Василиса быстро нашла дом, где жила Анна и встретилась с ней. В доме Анны было очень много сувениров и посуды, выполненной в стиле Гжельской росписи. Василисе захотелось узнать об истории этого русского промысла.



Анна начала свой рассказ так: « Очень давно люди, которые жили в наших местах, хотели заниматься земледелием, но это было неудачное занятие, потому что в этих краях было много белой глины. Потом гончарные мастера поняли, что эту глину можно использовать, чтобы получать удивительные игрушки, посуду.
Отличаются работы гжельских мастеров своей неповторимой росписью – узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок с растительными орнаментами. Контраст кобальтовой краски и белого фона восхищают всех тех, кто хоть раз видел гжельскую роспись. Также работы наших мастеров изготавливаются вручную до сих пор.
Рисунок мастера наносят под глазурь, только потом изделия обжигают в печах. Кобальтовая краска выдерживает температуру 1300 градусов.
Мастера изготавливают из фарфора чайные пары, сервизы, различные вазы, заварочные чайники, сахарницы, розетки для варенья, самовары и различные сувениры».
«Это очень интересно!» - сказала Василиса, рассматривая у Анны сувениры в виде талисманов Сочинской Олимпиады.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие яркие и красивые предметы», - попросила Василиса Анну.
Мастерица Анна продолжила свой рассказ: «Ты видишь, что все изделия разные. Наши мастера должны быть очень аккуратными, с творческим воображением, чтобы создавать такие сувениры или предметы посуды.
А сам процесс можно разделить на 5 этапов: создание заготовки, подготовка к росписи и первый обжиг, контроль и отбраковка изделий, роспись, второй обжиг.
При заготовке мастер создает форму из глины под фарфор по эскизам художника. При этом мастер использует гончарный круг. Когда форма из гипса готова, в нее заливают фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу. Мастер изготавливает все элементы посуды в разных формах, поэтому он должен быть очень аккуратным.
Потом проходит подготовка к росписи. Здесь мастер делает шлифовку изделия и обжиг. Когда художники наносят рисунок, он должен ровно ложиться на изделие. Для этого мастер зачищает изделие ножичком и шлифует. Все это делается вручную. Все неровности сглаживаются поролоновым валиком. Изделие поступает на обжиг в печь, где проводит 8 часов.



После обжига надо мастеру проконтролировать качество изделия и найти, есть ли в нем дефекты. Для этого мастер использует раствор фуксина, который в неровностях скапливается и окрашивается ярко-красным цветом. Если дефект нельзя устранить, изделие попадает в брак, а потом на переплавку.
Потом начинается самый интересный этап - роспись. У каждого мастера свой стиль росписи, в конце работы мастер ее подписывает. Потом мастер отправляет изделие вручную в ванну с горячим парафином, потом в глазурь и на второй обжиг. Этот обжиг проходит 18 часов.



Роспись называется подглазурная. Изделия с гжельской росписью можно мыть как вручную, так и в посудомоечной машине.
Узор на изделии вначале тщательно продумывается, потом наносится на фарфоровую поверхность. Мастера в древности наносили рисунок без эскизов. Вдохновляла их природа или картины народной жизни. Роспись делается раствором окиси кобальта, который приобретает после обжига насыщенно синий цвет. Мастера используют в работе беличьи кисточки.



После обжига изделия отправляют на фасовку и в магазины.
Все работы мастера выполняют вручную, работа сложная, кропотливая, поэтому и работают там женщины» - так завершила свой рассказ мастерица Анна.
«Это так увлекательно, работать на таком заводе и изготавливать такие интересные изделия и сувениры!» - сказала Василиса. «Мне было очень интересно узнать об истории и о том, как же такие изделия получаются!»
Мастерица Анна подарила на память любознательной девочке Василисе сувениры – символы Олимпиады в Сочи. Василиса поблагодарила мастерицу Анну за подарок.



И тут Василиса увидела, что у Анны есть необычная игрушка – Матрёшка.
Анна рассказала Василисе, что есть у нее подруга мастерица Варвара, которая расписывает этих ярких матрешек.
Глава 3. Путешествие в город Семёнов и знакомство с Матрешкой.
Василиса отправилась в город Семёнов, который находится в 70 км от нижнего Новгорода. Именно там живет мастерица Варвара. Василиса быстро нашла дом, где жила Варвара.
Когда Василиса зашла, то увидела на полках самых разных матрешек: там были и неваляшки, и матрешки - девочки и даже матрешки – мужички и матрешки – мальчики.



Василиса обратила внимание на то, что у всех них есть общие особенности: волосы черного цвета, у девочек на голове платок, лицо и руки не закрашены, по деревянному фону нарисованы глаза, брови дугой и яркие щеки, рот небольшой и алые губы. Все матрешки – девочки в передниках с яркими бордовыми или красными цветами. Руки у матрешек опущены по бокам, на платках сзади изображен богатый букет цветов.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие матрешки», - попросила Василиса мастерицу Варвару.
«Хорошо!» - ответила мастерица Варвара. «У нас на заводе есть мастера – токари. Они вытачивают вручную болванки – белье под роспись матрешек.



У мастеров есть разделение труда. Каждый мастер выполняет только свою часть работы. Одни мастера грунтуют изделия, другие делают наводку – черной краской рисуют все нужные контуры – глаза, волосы, одежду, руки, лицо. Также мастера один закрашивает красным, другой желтым цветом, расписывают цветы на матрешках. Также потом все изделия покрывают лаком. Работают мастерами в основном женщины. Все эти операции мастерицы делают вручную. Все матрешки получаются разными, никогда нет с одинаковым лицом и одеждой.



Каждая мастерица может заменить другую при необходимости, потому что обучаются всему процессу изображения матрешки», - вот так и получаются наши Семёновские матрешки, завершила свой рассказ мастерица Варвара.



«Мне очень нравятся эти расписные деревянные игрушки. С ними приятно играть, они такие красочные, везде во всем мире узнают матрешек!» - сказала Василиса. «Спасибо Вам, Варвара за такой интересный рассказ. Интересно узнавать о народных промыслах, которые есть у нас в России, которые известны во всем мире».
Василиса заметила на полке у Варвары набор деревянной посуды черного цвета с яркими красными, зелеными и золотыми росписными элементами.
«Какой интересный набор посуды. Это тоже делают у Вас на фабрике?» - спросила Василиса у Варвары.
«Нет, это подарок от моей подруги мастерицы Ольги. Она работает на фабрике «Хохломская роспись». Можешь сходить к ней в гости, она тебе расскажет про Хохлому», - ответила Варвара
«Спасибо, Вам Варвара. Мне очень приятно было с Вами познакомиться!»- сказала Василиса.
Варвара подарила Василисе на память прекрасных деревянных матрёшек, выполненных в стиле семёновских матрешек.



Глава 4. Путешествие к мастерам Хохломской росписи.
Василиса отправилась в гости к мастерице Ольге. Ольга жила недалеко от Варвары.
Ольга приветливо встретила любознательную девочку.
«Много слышала о тебе, Василиса, от моей подруги Варвары. Она рассказала мне, что ты увлекаешься историями о народных игрушках и промыслах. Хочешь, расскажу тебе о Хохломе?» - спросила Ольга.



«Мне очень интересно послушать Ваш рассказ, дорогая мастерица!» - ответила Василиса.
Ольга усадила Василису на диван, и начала свой рассказ.
«История промысла Хохлома началась очень давно. Рассказывают наши мудрые старики, что давным – давно жил один человек, который умел вырезать из дерева чашки, ложки, а когда он их раскрашивал, то все думали, что они сделаны из чистого золота. Об этом человеке узнал царь, очень рассердился, что у него нет такого мастера. Солдаты пошли выполнять приказ царя, только не нашли они этого мастера, он ушел, зато научил крестьян делать такую удивительную яркую золотую посуду», - начала свой рассказ с истории промысла мастерица Ольга.
«Очень интересная история! Как же потом стали изготавливать такую необычную деревянную посуду?» - спросила Василиса.
«Сейчас я тебе об этом расскажу!» - продолжила Ольга. «Сначала мастера делают грубые бруски – заготовки из дерева. Потом на токарном станке заготовкам придают нужную форму, это называется «белье». После сушки «белье» грунтуют жидкой глиной – вапой. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями льняного масла – олифы. Это очень важная операция, от нее зависит качество изделия. Так мастер покрывает изделие 3-4 раза за день. Последний раз сушат изделия до «небольшого отлипа» - олифа прилипает к пальцу и не пачкает его. Дальше операция «лужение» - мастер втирает тампоном из овечьей кожи в поверхность изделия алюминиевый порошок. Тогда изделия приобретают блеск и готовы к росписи.
В росписи художники применяют масляные краски. Главные цвета Хохломской росписи – красный (киноварь) и черный (сажа). Также используют коричневый, зелень светлого тона и желтый, чтобы оживить цвет изделий. Мастера используют различные орнаменты в росписи: «пряник», «травка», «кудрина». Все изделия мастер расписывает вручную.



Расписанные изделия покрывают лаком в 4- 5 слоев и закаливают 3-4 часа в печи при 150-160 градусах до получения маслянисто – лаковой пленки золотого цвета. Вот так и получаются изделия «Золотой Хохломы»- завершила свой рассказ мастерица Ольга.



«Спасибо, Ольга! Вы так интересно все рассказали. Я узнала много нового о народной росписи Хохлома. А еще я поняла, что каждый мастер, который занимается народным промыслом, изготавливает свои изделия вручную, ни одно изделие не похоже на другое!» - ответила Василиса.
Ольга подарила для Василисы набор расписных досок и пожелала успехов в ее путешествии.



Василиса попрощалась с Ольгой. Теперь ей пора было возвращаться домой и рассказать своим друзьям и бабушке Прасковье Николаевне обо всем том, что она узнала от мастериц и их народных промыслах.
Бабушка похвалила свою внучку Василису за то, что она заинтересовалась несколькими русскими народными промыслами. Василиса побывала в гостях у разных мастериц своего народного промысла. Теперь девочка сможет различить изделия разных промыслов друг от друга, а главное, она расскажет об этом своим друзьям и подругам в школе, чтобы они смогли приобщиться к народным промыслам и гордиться мастерами своей земли. "Всякая работа своего мастера хвалит" – так говорит народная мудрость.

Читайте также: