Как разобрать игрушки в детской

Обновлено: 25.06.2022

Вам, конечно, знакома адская боль от кубика лего, впившегося в пятку в темном коридоре. Проходя из спальни до гостиной, вы постоянно поддаете ногами машинки разного калибра. Или мячики. Или фигурки животных. Думаю, многие родители сейчас несколько раз произнесли удрученное «о, да!».

Обычно с появлением детей, количество игрушек в доме растет со скоростью, близкой к скорости света. И обнаружив очередную деталь конструктора в своей пятке, вы понимаете, что проблема есть и немаленькая.

Начнем с осознанности

Подумайте и зафиксируйте, как игрушки появляются у вас дома. Можете составить список, чтобы было более наглядно. Скорее всего в вашем списке будут следующие пункты:

  • Игрушки дарят на праздники.
  • Игрушки дарят гости просто так.
  • Вы покупаете игрушку или киндер в качестве поощрения (не орал в магазине, быстро ушел с площадки, стойко выдержал укол и т.д.).
  • Покупаете игрушки сами, потому что ребенок собирает коллекцию.
  • Из отпуска привозите чуть ли не полчемодана новых игрушек.

Осознав пути появления игрушек, можно их немного ограничить или перекрыть совсем. Например, попросить бабушек не привозить внукам игрушки, а заменить их книжкой или вкусняшкой.

Почему дети не убирают игрушки?

Если наши дети не убирают за собой игрушки, причина в нас самих.

Значит, родители не смогли организовать простую и понятную малышу систему хранения игрушек. И теперь пожинают плоды.

К тому же родители очень часто требуют от ребенка делать что-то, что сами не делают. Взгляните на свое рабочее место, на туалетный столик или на тумбочку в прихожей. Вряд ли там царит идеальный порядок, а у каждой вещи есть свое место. И вы не убираете все это за собой вечером. Родители – главный пример для ребенка. Поэтому, если хотите приучить ребенка к порядку, соответствуйте этому запросу.

Как навести порядок в детской?

Начать нужно с сортировки игрушек. Самое главное правило – сортировать вместе с детьми. Это их вещи, и только дети могут решить, что им нужно и дорого, а с чем они готовы расстаться.

Сортируем сразу в мусорный мешок, пакет с надписью «Отдать» и несколько контейнеров по категориям (например, конструктор, железная дорога, маленькие машинки, динозавры и т.д.).

Поймите, что процессом сортировки рулите вы. Вы объясняете ребенку, почему детали от сломанных игрушек уже не нужны, почему что-то нужно отдать. Вместе с вами малыш учится делить вещи на категории, развивает навык объединения предметов по признакам. Впоследствии ребенку будет проще найти какую-то игрушку, ведь он сам знает, куда ее положил. На контейнеры с игрушками можно наклеить изображения того, что там лежит. Для детей постарше можно подписать контейнеры.

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для развития ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

Воспитание самостоятельного ребенка

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.

Егорка не выдерживает:

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

529_large

У Екатерины Касянчук ( @sdelai.udobno ) большой опыт в организации систем хранения. Она уверена, что везде можно навести порядок, который будет легко поддерживать. Даже в детской комнате.

Вот список распространенных родительских ошибок — если исправите их, то увидите в детской чистоту и порядок.

Чем больше корзина для игрушек, тем лучше

Мы думали: скидал в корзину все, что валяется на полу — и вуаля! Чистота-порядок.

На самом деле: чтобы поиграть лошадкой со дна сундука, придется вытряхнуть все содержимое на пол — здравствуй, бардак!

Не разбирайте игрушки по категориям

Как навести порядок в детской, если много игрушек

Мы думали: зачем? Дети все равно в игре все перемешают.

На самом деле: храните игрушки категориями, соответствующими логике детей. Машинки отдельно, куклы отдельно. Но если куклы ездят в машинках, их можно совместить — главное, чтобы было понятно.

Не убирайте игрушки, из которых ребенок уже вырос

Мы думали: вдруг он захочет поиграть пирамидкой и погремушками?

На самом деле: ценность имеют только актуальные, соответствующие интересам вещи. Только их хочется содержать в порядке. Всегда на ура заходят детям игрушки для открытой игры.

Чем больше игрушек, тем лучше

Идеи организации игрового пространства в детской

Мы думали: ребенок сам поиграет и даст маме отдохнуть и поработать.

На самом деле: психологи уверены, что заваливать ребенка игрушками — плохая идея, и дают четкие рекомендации, какое количество позволит ребенку организовать самостоятельную игру.

Убирайте игрушки сами

Мы думали: так точно будет быстрее, чем просить и заставлять детей.

На самом деле: в какие-то дни вы уберете игрушки сами или поможете ребенку, и это хорошо. Но в обычное время пусть удобная система хранения и четкие правила помогают вашему малышу стать самостоятельнее и научиться выбирать, ценить, прислушиваться к себе.

Хотите, чтобы мы подробнее рассказали о том, как организовать хранение игрушек и поддерживать в детской порядок? А может, у вас есть свои секреты, и вы готовы ими поделиться?

Эти стильные способы хранения игрушек понравятся вашим детям и удовлетворят даже самых придирчивых дизайнеров интерьера.

051_large

Гараж для игрушечных автомобилей


Каждый, у кого в доме растёт любитель маленьких машинок, знает как утомительно собирать их по всему полу, не говоря о том, что это ещё и опасно! А вот каждый вечер отправлять в такой «гараж» весь свой автомобильный парк — это не утомительная обязанность, а часть игры.

А собрать этот парк можно из автомобильных конструкторов, которые продаются в магазине «Десятое королевство».


Ферма для игрушечных животных


Вместо того, чтобы оставлять плюшевых львов и медведей на свободе и постоянно об них спотыкаться, убедите ребёнка, что животные лучше чувствуют себя на ферме. Верёвочные прутья «решётки» будет легко раздвинуть, чтобы вытащить нужного зверя.

Мини-гардеробная


Каждому ребёнку понравится подиум для игр с переодеваниями. Что может быть веселее, чем представлять себя любимым певцом или актёром? В такой гардеробной наряды будут всегда в порядке и под рукой.


Полка-качели


Ваш малыш будет представлять, что он спит в зоопарке, если вы посадите его любимых игрушечных зверей на качели и развесите их по всей комнате. А главное — они перестанут валяться на полу.

Шкаф с маркировками


Даже если двери шкафа и скрывают горы игрушек от посторонних взглядов, очень важно правильно организовать пространство внутри. Например, можно использовать чёрно-белые этикетки с подписями на корзинках.

Подставка на колёсиках


Даже если в доме есть целая комната для рисунков и поделок, ваш ребёнок будет рисовать и лепить по всему дому! Вот почему такая тележка будет спасением для вашего дома и поможет хранить все принадлежности для творчества в одном месте и легко перемещать по квартире.

Уголок для чтения


Ничто так не успокаивает, как правильно подобранное освещение. Простые ящики и буквы с подсветкой помогут создать уютный уголок, в котором ребёнок почувствует, что читать — это круто!

Многофункциональная стена


Купить подобный органайзер можно в магазине SunnyToy

Если в доме вечно не хватает места, этот гениальный органайзер — ваше спасение. Дети будут хранить внизу свои вещи, а вверху разместятся книги, которые вы читаете им перед сном.

Милая кухня


Эта игрушечная кухня в стиле ретро — образец для подражания! Хочется воплотить её в натуральную величину! В золотистых корзинах и шкафчиках можно хранить любые мелочи. А чтобы добиться эффекта изысканности, нужно просто покрасить ручки и крючки золотой краской.

Раскрашенные контейнеры


Можете ли вы поверить, что это всего лишь белая полка с деревянными контейнерами внутри? Ярко-бирюзовая кромка будет отлично сочетаться с разноцветными игрушками.

Книжная полка на колёсиках


Казалось бы, это просто игрушечный вагончик. Но если поместить туда книги, получится прекрасный способ хранения в винтажном стиле.

Игровая скамейка


Вместо того, чтобы заполнять комнату дочери сотнями ящиков для хранения, сделайте их многофункциональными. Добавьте полки и коробки, накидайте подушек — получится уютное местечко для посиделок с подружками. Ещё один секрет: игрушки в ящиках можно поделить по категориям, чтобы было легче их искать.

Иногда кажется, что они везде, в детской, зале, кухне. Иногда к вечеру кажется, что ими покрыто 98% всей площади квартиры. Часто их находишь в таких местах, где по идеи их не должно быть. И это все о них — о детских игрушках.

Проект "Квартирный детокс". День 11. Детские игрушки

Сейчас очень часто говорят, что у детей слишком много игрушек, они их не ценят, не хотят их убирать. Может быть. Однако 25 лет назад у нас с сестренкой тоже было много игрушек, однако нам хватало одного маминого напоминания, чтобы мы убирали свои игрушки. У нас все игрушки лежали в одной большой коробке, настольные игры и книги на полках, многочисленные куклы — часть на антресоли в коридоре, это те, которыми не играли, часть, которыми играли, сидели на стульях в нашей спальне.

Я не помню, чтобы разбирала их мама, наверное, она делала это очень незаметно.

Проект

Я уже почти 6 лет стараюсь организовать игрушки. Сейчас старший ребенок знает систему, которую мы с ним сделали. Младший пока еще учится.

Как разобрать детские игрушки, несколько советов от меня.

1. Совсем поломанные я выкидываю сразу. Если мелочь из киндер-сюрприза, то даже не сообщаю об этом.

2. Если игрушка большая и пользующаяся спросом, показываю, что она сломана. Решаем, можно ли ее починить. Если нет, то выкидываю сразу в утиль. В принципе, я сама определяю степень испорченности и чаще решение мое, но я всегда советуюсь.

3. Есть игрушки, которые и не сломаны, но с ними дети не играют, тогда я их убираю на время, если о них долго не вспоминают, то в утиль.

4. Игрушки не по возрасту сортируются периодически. Например, младший уже сейчас играет в трансформеров и роботов, хотя ему нет еще и 3.

5. Бывает, что вместе с ними разбираю игрушки, которые надо отнести в подвал, чтобы потом их поменять на те игрушки, с которыми они наигрались. Через какое-то время мы их меняем.

Раньше делала, теперь перестала. Если уборка затягивается, то бывало, что я начинаю сердится и говорить, что сейчас все соберу и выкину. Пару раз собирала, но не выкидывала, а оставляла около двери. Теперь поняла свои ошибки. Во-первых, у ребенка пропадает ценность игрушки. Если мама ее выкидывает, то и я могу ее выкинуть или совсем не беречь, всё равно ее потом выкинут. И второе, если вы, действительно, не собираетесь выкидывать игрушки, то не стоит этим манипулировать. Ребенок быстро поймет, что «мама только пугает».

И еще несколько советов по хранению игрушек.

— Если вы не поклонник Монтессори-педагогики, то лучше избегать открытых систем хранения. Однако, стоит подумать о том, чтобы игрушки были выставлены перед ребенком, чтобы он их видел и ими играл. Для себя я вывела некоторое среднее. Пока игрушек не слишком много, то это не сложно организовать.

Проект

— Примерно до 3-х лет не стоит усердствовать с сортировкой. Конечно, можно выделить корзину для мягких игрушек и для машинок, ну а более детально оставьте на вырост.

Проект

— С возрастом ребенка есть смысл начать сортировать игрушки по коробкам. Для этого очень удобно использовать пластиковые боксы и стеллажи от икеа.

Проект

— Чтобы ребенок быстрее сориентировался в коробках, можно наклеить картинки игрушек, а если ребенок уже читает, то и подписать. При этом сделать картинки не просто из интернета, а именно фото тех игрушек, что будут лежать в этой коробке. Эту идею я подсмотрела в нашем садике.

Проект

— Очень удобно сортировать игрушки по мешкам с окошками или на которых нарисовано то, что в них лежит.

Проект

Проект

— Мелкие игрушки, одежки, запчасти от конструкторов можно хранить в зип-пакетах.

Проект

— Очень удачным решением, на мой взгляд, могут быть сетчатые мешочки

Проект

Как приучить ребенка к порядку.

1. Самый главный совет — лучше, как можно раньше.

2. Приучать убирать игрушки сразу, как закончили играть. Для многих детей такой порядок успокаивает.

3. Если ваш ребенок творческая личность, то не стоит мешать. Однако, в конце всех игр, чаще всего вечером, стоит организовать уборку, сделав это ритуалом перед сном. Я примерно знаю, сколько надо моим мальчишкам на уборку. Поэтому у меня стоит будильник, по которому я их оповещаю, что наступило время уборки. Бывает, что они сами все убирают, чтобы меня удивить. Бывает, что стоит стоять над душой. Но если делаем все вместе, играя, в итоге получаем «спокойная мама-счастливый малыш».

4. Если вижу, что игра очень завлекла, то оставляем все, как есть крупное, мелкое собираем.

5. Если вижу, что устали, то убираю сама. Так удобней доя всех.

И опять повторюсь, если у всех игрушек есть свое место и их не слишком много, то наведение порядка — это дело 5-10 минут.

Читайте также: