Как рисовать народные игрушки

Обновлено: 28.03.2024

Автор: Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим

-Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор



Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)



Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш






4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)









Вот петух нарядный,
Весь такой он важный,
У большого петуха
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный,
Краской красною горя,
Как корона у царя.

Шаблоны, силуэты, образцы дымковской игрушки (петушки, барыня, лошадка) для раскрашивания для детей: где можно скачать?

Шаблон дымковской игрушки можно найти прямо здесь, в моем ответе. Шаблон можно скачать или использовать, как трафарет, обведя по контуру через монитор.

В этих шаблонах рисунок необходимо придумать самому.

Вот такой шаблон можно взять лошадки:


Можно взять шаблон оленя:






А вот так для примера выглядят раскрашенные дымковские игрушки оленя и утки:


Если вам необходим шаблон с нанесенным рисунком, то подойдет такой вариант, осталось только раскрасить.



Не забываем основные элементы дымковской игрушки:


Краски выбираем яркие (красный, оранжевый, синий), ведь сама дымковская игрушка очень яркая и красочная. Выглядит она вот так:


В младшей группе детского сада ребенок расписывал шаблон дымковской игрушки из бумаги, очень понравилось, хотелось бы и дома попробовать нарисовать дымковскую игрушку по образцу. Силуэты и шаблоны дымковской игрушки я искала по раскраскам и готовым картинкам. Главные цвета дымковской игрушки - красный, желтый и синий. Шаблон дымковского петушка - это обведенная детская ладошка.

Автор: Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», г.Стерлитамак, р. Башкортостан
Описание материала: предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Дымковская игрушка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, направленный на развитие интереса у детей к народному декоративно-прикладному искусству, приобщение к национально–культурным традициям, расширение и углубление знаний о народных игрушках.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства..
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),
вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Материалы и оборудование:
• дымковские игрушки;
• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
• Королева-кисточка
• мольберт;
• элементы росписи дымковской игрушки;
• образцы, украшенных росписью силуэтов лошадок;
• изображение солнышка;
Предварительная работа:
• просмотр презентации «Дымковская игрушка»;
• рассматривание дымковской игрушки;
• узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;
Методы и приемы:
психологический настрой (установление эмоционального контакта);
приветствие в стихах «Здравствуй»;
демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
словесная игра;
динамическая пауза - игра «Что вышло?»;
сюрпризный момент;
игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»;
загадка Королевы-кисточки;
имитационное упражнение;
пальчиковая гимнастика;
самостоятельная работа детей (рисование);
гимнастика для глаз «Лучик солнца»;
выставка детских работ, обсуждение;
рефлексия.

I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте
Рассказ о том, как появились дымковские игрушки
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вставь словечко»
Словесная игра
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое … („Дымково") назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-… (сказки),
И лепили там из … (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-… (расписные),
Белоснежны, как березки
… (Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает
Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,
Но отвести не в силах взор». а так же изображения
Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей
Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях
А вот … (олень) на стройных ногах,
Вся краса у оленя в … (рогах).
А вот дымковские … (барыни):
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»
Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Загадка Королевы-кисточки
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Давайте изобразим, как ходят лошадки
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Королева-кисточка приготовила для вас лошадок, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать лошадок. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (грива, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.


Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)



Ш. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши лошадки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
Королева кисточка приготовила для вас сладкий сюрприз.
На этом занятие окончено.
Воспитатель: Ребята,давайте покажем нашим гостям какие красивые лошадки у нас получились!
Воспитатель: Ребята, Вы сегодня –умнички,отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!

Здесь мы подробно с картинками разберем, как нарисовать дымковскую игрушку. Интересная лошадка с забавным узором – хороший объект для рисования с ребенком, не слишком сложно, при этом результат получится очень ярким и приятным. Также вы можете посмотреть, как нарисовать коня и лошадь.


Начинаем рисовать дымковскую игрушку с вот такой плавной закругленной линии. Эта линия обозначит размер игрушки, длину ее головы и спинки.


Теперь похожей линией рисуем переднюю часть.


Плавными линиями нарисуем контур передних лапок игрушки.


Обозначим положение задней ноги игрушки.


Нарисуем плавную, закругленную ногу на заднем плане, она частично прикрыта туловищем игрушки.


По верхнему контуру нам нужно нарисовать челку лошадки, гриву и хвостик. Можно нарисовать только контур или сразу же раскрасить всю поверхность черным цветом, разницы нет.


Снова черным цветом закрашиваем копытца дымковской игрушки. Толстыми, плавными линиями рисуем сбрую.


Берем зеленый карандаш или фломастер. Рисуем ушки дымковской игрушки. По поверхности лошадки в хаотичном порядке нужно нарисовать круги зеленым цветом.

Продолжаем рисовать характерный для этого стиля узор. Здесь нам понадобится красный и черный цвет, рисуем круги с темным центром.


Нарисуем глаз дымковской лошадки, добавим черных капелек на тело.


Осталось добавить желтые круги с черными полосками в свободные места.


Вот так легко и просто у нас получилось нарисовать дымковскую игрушку для детей. Красивым рисунком можно украсить альбом или стену в комнате.

Мастер-класс по рисованию и росписи игрушки «Дымковский петушок»

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу.

Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку.

К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями.

Цель: роспись дымковской игрушки

Задачи:

Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры.

Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.

Доставить удовольствие себе и окружающим.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением дымковских игрушек

Для работы нам понадобятся

Ход работы:


Возьмём альбомный лист и обводим ладошку, ребёнка.


Затем дорисовываем контур петушка и вырезаем его.

По шаблону обведем крыло петушка.

Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи мы знаем (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)



Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.




Затем мы рисуем крыло петушку





А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.


Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!



Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи Детский мастер – класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Цель: развитие интереса у детей к народной культуре, народному промыслу. Задачи: - развивать умение использовать разные элементы росписи.

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок»

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок» Для изготовления небольшой модульной игрушки "Петушок"нам понадобится: Льняная ткань 15 х 15 см Ткань красного цвета 5 х 20 см Холлофайбер.

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок»

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок» Дети старшей группы попробовали себя в роли художников-декораторов и украсили силуэт петушка элементами дымковской росписи на занятии по.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок» Новый, 2017 год по восточному календарю наступит относительно рано – 28 января – во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Согласно.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста Цель: сделать игрушку «Петушка» из яичных лотков Задачи: 1. Обучить технике изготовления объемной игрушки «Петушок» из яичных лотков.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Читайте также: