Как сделать абашевскую игрушку своими руками

Обновлено: 18.04.2024

Во все времена человечества, начиная с примитивных племен и заканчивая сегодняшним днем, его сопровождали игрушки. Первоначально, это были примитивные фигурки божков, которым люди поклонялись, но постепенно они стали развивающим и развлекающим атрибутом для детей.

Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».

История глиняной игрушки

Гончарное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, поэтому узнать, кто впервые из остатков глины после лепки посуды начал формировать и обжигать фигурки людей и животных, невозможно. Абашевская глиняная игрушка названа так благодаря своему «происхождению» из одноименного села в Спасском уезде Пензенской губернии.

В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.

абашевская игрушка

Некоторые мастера опирались на традиции древности, но были и такие, что зародили совершенно новые формы, которые передавались в семье из поколения в поколение. Абашевская игрушка, история которой напрямую связано с историей села, смогла «пережить» и сохранить свою самобытность до наших дней.

Село Абашево

Большая часть населения села придерживалась старообрядчества. Избегая общения с иноверцами, раскольники выбирали народные виды промыслов, которые можно ограничивать рамками общины. У них были достаточно строгие правила, которые предписывали избегать иноверцев, как на уровне личного общения, так и атрибутов быта.

Их религия нашла отражение в свистульках, «визитной карточкой» которой стала абашевская игрушка в виде оленя с высокими, как лестница в небеса, рогами. Большинством мотивов глиняных безделиц были фигурки животных, которые издревле для славян символизировали различные аспекты жизни:

  • птица – это удача, счастье;
  • конь символизировал солнце;
  • медведь – силу, власть и могущество;
  • баран и корова – символ плодородия;
  • олень – изобилие.

Абашевская игрушка (фото это отражает) часто выполнялась мастерами в виде людей, характеризующих отношение их автора к окружающему миру. Например, барыни символизировали глупых городских девиц в смешных шляпках, а отношение к властям часто выполнялось в виде фигуры городового или полисмена. Если у них в руках были птицы, это значило, что у власти стоят воры.

абашевская игрушка фото

В начале 20 века абашевская игрушка стала настолько популярна, что ее выставки проходили не только в Москве, но и Лондоне, и Париже.

Отличительные черты абашевской игрушки

Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина. В начале 20 века уже полностью сформировалась, как форма, так и окраска глиняных дудочек из Абашево.

абашевская глиняная игрушка

Хотя все «герои» абашевских мастеров вполне узнаваемы, им присущи некоторые фантастические черты:

  • вытянутые несоразмерно тела животных устойчиво стоят на коротких широко расставленных ногах;
  • длинные утолщенные шеи заканчиваются маленькой головой;
  • тщательно и глубоко прорезанные глаза;
  • головы козлов, оленей, быков и баранов украшают большие, часто многоярусные рога;
  • четкие линии челок, грив и бород.

По своей форме абашевская игрушка больше напоминает наскальную живопись, когда древние люди еще только учились воплощать окружающий мир через рисунок. Рога животных символизируют древо жизни, а их хвосты являются отверстием, куда нужно подудеть, чтобы игрушка начала «говорить». Мастера из Абашева никогда не лепили сценки из жизни, не придавали своим поделкам движение. Все они крепко «стоят» на ногах, символизируя прочные корни с матерью-землей.

Благодаря тому, что этот вид народного промысла был сосредоточен в одной деревне, он положил начало зарождению династий мастеров.

Династии абашевских мастеров

Династия Зоткиных, самых знаменитых мастеров глиняной игрушки, началась с Акинфия Фроловича, рожденного в 1883 году, и его брата Лариона. Их внуки и правнуки живы сегодня и продолжают традиции своих прадедов.

Именно Ларион Зоткин в 20-30-е годы дал «новую» жизнь абашевской игрушке. В селе даже была организована гончарная артель. Его работы легли в основу произведений его последователей. Абашевская игрушка (фото это демонстрирует) имеет свой музей, но не только в родном селе выставлены работы династии Зоткиных. Они находятся в музеях Пензы, Сергиева Посада и в частных коллекциях.

абашевская игрушка история

Среди других знаменитых фамилий династии Зузенковых, Малышевых, Еськиных, Нагаевых и других. Каждое новое поколение приносило свое видение в образ абашевской игрушки.

Подготовка глины

Прежде чем думать, как слепить абашевскую игрушку, требуется особое внимание уделить подготовке глины к работе. В 19 веке добыча необходимого сорта глины часто сопровождалась риском для жизни. Ее готовили зимой с запасом на многие месяцы.

Сегодня глину можно взять из карьера или купить в магазине. Если глина из места ее добычи, без синтетических добавок, то ее предварительно следует просушить. После этого глину измельчают, удаляя примеси, и разводят водой в пропорции 1/3.

Важно, чтобы масса получилась без комков. Разведенный материал следует оставить на некоторое время, чтобы песок и другие примеси осели на дно емкости.

как сделать абашевскую игрушку

Очищенной таким образом глине нужно дать слегка загустеть до уровня теста для пельменей, после чего тщательно размять руками, удаляя лишний воздух. Чтобы проверить готовность глины к работе, из нее следует скатать «колбаску» и медленно согнуть в подкову. Если она не даст трещин, можно приступать к лепке.

Лепка абашевской игрушки

Сегодня одним из способов развития моторики рук, фантазии и интереса к народному промыслу у детей является обучение их лепить фигурки из пластилина и глины. Начиная с самых простых и понятных малышам «блинов» и «колбасок» из глины, можно показать им, как лепить абашевскую игрушку поэтапно:

  • Глина тщательно разминается пальчиками, чтобы согреть материал и придать ему эластичность.
  • Из комка глины скатать «колбаску» с утолщенным, как у морковки концом.
  • В более толстую часть заготовки вставить до середины ее размера деревянный округлый брусок, который позволит оставить внутри игрушки пустоту, необходимую для свистка.
  • Верхнюю часть глиняной заготовки над бруском согнуть – это будет шея животного, из конца которой лепится небольшая мордочка.
  • Из туловища вынуть брусок, вылепить небольшие утолщенные ноги, а «хвостик» вытянуть в виде мундштука дудочки.
  • Сделать по бокам туловища дырочки, чтобы дудочка засвистела

абашевская игрушка раскраска

Можно стекой вырезать фигурке не только глаза, но и «шерсть», уздечку, различные украшения. Дети постарше могут самостоятельно вылепить рога, малышам проще начинать с собачек и кошечек, которые им хорошо знакомы. Подобную игрушку будет интересно сделать не только ребенку. Многие взрослые люди начинают увлекаться гончарным искусством, одним из видов которого является абашевская игрушка.

Обжиг и роспись

После того как изделие подсохло, его необходимо подвергнуть обжигу. Старые мастера использовали для этого специальные горны – круглые печи из огнеупорного кирпича. Стандартный размер таких печей был 1,5 м в ширину и 2 м в высоту, и когда-то в Абашево почти в каждом дворе ежедневно разжигались горны, чтобы сделать посуду или игрушки крепкими и прочными.

Чтобы игрушки не треснули, их обкладывали черепками, а печку топили дубовыми или березовыми дровами. После обжига следующий этап, который проходила абашевская игрушка – раскраска. Ей свойственна узнаваемая всеми манера росписи – готовое изделие покрывалось сплошным слоем однотонной яркой краски. Мастера 19 века использовали глазурь, но после того, как появились масляные краски, перешли на них.

как слепить абашевскую игрушку

Покрытые слоем масляной краски, фигурки высыхали, после чего расписывались мелкие элементы и на последнем этапе покрывались лаком. С появлением эмали необходимость в лакировании отпала.

В современных гончарных печах процесс проходит быстрее и с большей безопасностью для изделий, а используя глину, купленную в специализированных магазинах, нет ничего проще, чем понять, как сделать абашевскую игрушку своими руками.

Музей в Абашево

Усилиями энтузиастов и мастеров, проживающих и сегодня в Абашево, в бывшем доме Зоткиных устроен музей игрушек из глины. В коллекции есть как изделия мастеров 19 – начала 20 века, так и тех, кто производил игрушки в артели, а позже на фабрике.

Возрождение абашевского промысла

Специально созданный фонд возрождения абашевской игрушки заботится о том, чтобы традиции старых мастеров продолжали жить. Фонд поощряет молодежь проявлять интерес к этому виду искусства, для чего в Спасском колледже открыт новый факультет – «специалист по керамике».

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МДОУ Цильнинский детский сад «Терем – Теремок» МО «Цильнинский район»

МАСТЕР-КЛАСС

для обучающихся 5 класса Ульяновской средней общеобразовательной школы № 78

образовательной деятельности «Технология изготовления глиняной игрушки-свистульки по мотивам Абашевской игрушки»

hello_html_22f8c0fd.jpg

Обучающие – Формировать умение лепить глиняную свистульку, используя деревянную палочку, способствовать формированию умения видеть отличия

Абашевской игрушки от других народных глиняных игрушек.

Развивающие: закреплять приемы лепки (раскатывание, вытягивание, примазывание, сглаживание, прищипывание)

Воспитательные – воспитывать интерес к лепке народной игрушки.

Демонстрационный материал: флэшкарта с презентацией «Абашевская

игрушка», ноутбук, образцы готовых изделий глиняных игрушек-свистулек по

мотивам Абашевской игрушки. Музыкальное сопровождение (звучание

народной свистульки, русская народная мелодия)

Раздаточный материал:

дощечки, глина, палочка (основа), палочка со скошенным концом, губка, влажная

тряпочка для рук, салфетки, баночка с водой, технологические карты.

Предварительная работа : лепка образцов глиняных свистулек по мотивам абашевской народной игрушки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Андреева С.А., Котлякова Т.А. Технологические карты по формированию творческих способностей в лепке, художественном труде, в объемной пластике // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998. - Вып 2. - С.63-94

2. Грибовская А. А. « Лепка в детском саду » . - М.: ТЦ «Сфера», 2012г .

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2011 г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

Ход ОД: В музее организована выставка глиняных игрушек-свистулек по мотивам Абашевской народной игрушки. Дети сидят за столами.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Евгеньевна, я воспитатель Цильнинского детского сада «Терем-Теремок». (Дети представляются). Сегодня я научу вас лепить глиняную свистульку по мотивам Абашевской народной игрушки. Приглашаю вас рассмотреть готовые изделия, которые мы представили вам на выставке. Послушайте, как она свистит, попробуйте сами посвистеть. (Дети свистят, рассматривают игрушки. Затем садятся на места). Посмотрите на экран. (Просмотр презентации).

Воспитатель: Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. В 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.

hello_html_m67e1125c.jpg

Заготовки игрушек покрывают яркими масляными красками, порой в самых неожиданных сочетаниях. Чаще всего используется три основных цвета: синий (символизирует небо), красный (жизнь), зеленый (плодородие). Затем, отдельные части – рога, уши, копытца, круглые прилепы, оборки, ожерелья – «оживляются» серебряной или золотой краской. Часть свистульки, которую берут в рот, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный цвет обожженной глины.

Традиционный размер Абашевской игрушки – в ладонь. В Абашевской игрушке просматривается глубокая связь с древностью. Фигурки передают метаморфозу между природным и человеческим началами. Тело человека дополняется телом животного, и перед нами – кентавр; хвосты – дудки, рога – деревья, оживляющие игрушку. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Считалось, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога.

Воспитатель: Напомню вам основные приемы лепки (Показ и рассказывание):

hello_html_m44167b1f.jpg

Абашевская игрушка лепится на деревянной палочке. Все животные вначале лепятся одинаково.

Ребята, подумайте, кого бы вы хотели слепить. На столах у вас технологические карты по изготовлению различных игрушек-свистулек. Посмотрите, определитесь с выбором. (Дети рассматривают, выбирают животного для лепки).

Сначала разделите пласт глины на две части: из большого куска мы слепим основную часть игрушки в форме морковки, а маленький кусок используем для лепки ног и мелких дополнительных деталей. Раскатываем «морковку». В середину тупого конца «морковки» вставляем деревянную палочку и проталкиваем ее почти до середины. Затем заостренную часть «морковки» загибаем книзу. Сдвигаем глину с тупого конца морковки в сторону середины, и образуем задние ноги животного. Сглаживаем тело животного, пальцами, смоченными о мокрую губку. Формируем передние ноги из дополнительного куска глины. Для этого раскатываем валик, смачиваем место крепления водой, примазываем его к телу животного со всех сторон, выглаживаем водой. Теперь, осторожно, вынимаем палочку из тела животного. Внутри образовалось пространство. Осторожно, не сдавливая бока, запечатываем вход, формируя хвост. Отверстия пока делать не будем, нужно чтобы глина немного подсохла.

hello_html_3468ce09.jpg

А теперь уже каждый следует своей технологической карте. Шея, голова, небольшие рога, уши лепятся способом вытягивания и прищипывания. Ветвистые рога лепятся отдельно. Места крепления смачиваются водой. Не забывайте все время смачивать пальцы о мокрую губку и сглаживать изделие. ( Побуждать детей к самостоятельному творчеству). Тщательно выглаживаем изделие.

hello_html_m6f2041ed.jpg

Теперь, берем палочку со скошенным концом, вставляем ее в середину хвоста и проталкиваем в сторону живота насквозь, не прокалывая полость. Затем, острым концом палочки прокалываем полость в месте выхода получившегося отверстия под углом 40 градусов. Пробуем извлечь звук. Если все сделали правильно, свистулька готова.

(Устраивается выставка готовых изделий)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки получились! Какие вы молодцы! Ребята, понравилось вам лепить игрушку-свистульку? (Дети высказывают свое мнение о мастер-классе, о том, что понравилось, какие сложности возникали, чья игрушка получилась наиболее удачной)

Воспитатель: теперь вы усвоили принцип изготовления Абашевской свистульки. Остается только дождаться, когда игрушки просохнут, а затем, раскрасить их акриловыми красками и покрыть лаком. Игрушку можно подарить вашему музею или близким людям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Абашевская игрушка.pptx

Абашевская игрушка урок ИЗО 5 классАфанасьева Галина Александровна учитель ИЗ.


Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


«Музыкальная деятельность и одаренность ребенка. Выявление уникальных способностей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Абашевская игрушка урок ИЗО 5 классАфанасьева Галина Александровна учитель ИЗ.

Абашевская игрушка
урок ИЗО 5 класс
Афанасьева Галина Александровна
учитель ИЗО
МБОУ «Лицей» р.п. Земетчино

Пензенская область. Абашево - старинное русское село с глубокими историческим.

Самые старые игрушки из села Абашево Наровчатского района Пензенской губернии.

Самые старые игрушки из села Абашево Наровчатского района Пензенской губернии относятся к началу ХХ века.Типаж их довольно обычен — всадники, дамы, птицы.Абашевские игрушки имеют особенности пластики: всадники без ног, их тела слиты с конем в одну фигуру. Такая условность не бросается в глаза, а кажется естественной. Лица всадников и морды коней полны экспрессии…

Маленькие головы коней на длинных шеях с торчащими, как бы настороженными уша.

Маленькие головы коней на длинных шеях с торчащими, как бы настороженными ушами, придают облику выражение наивной беспечности. Фигурки людей немного гротексны. Это не подобия реальных людей, условные существа, созданные народной фантазией. Своеобразны и птицы-свистульки. Петух скорее похож на старого швейцара с пышными бакенбардами, утка с утятами — на хлопотливую заботливую мамашу.

Особенности абашевской игрушки Абашевская игрушка - это свистульки, изображаю.

Особенности абашевской игрушки Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рога.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Роспись игрушек Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспос.

Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.

В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем.

В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.

Абашевская игрушка Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 го.

Абашевская игрушка Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех кто возродил а башевскую игрушку. Все игрушки мастера Зоткина-свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебрянными рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку. Самые обыкновенные животные преврашались в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.

Тимофей Никитович Зоткин (1930-1988), мастер скульптуры малых форм и игрушки.

Тимофей Никитович Зоткин (1930-1988), мастер скульптуры малых форм и игрушки. Член Союза художников РСФСР. Образцы его изделий из глины находятся во многих музеях России, выставлялись за рубежом.

Во все времена человечества, начиная с примитивных племен и заканчивая сегодняшним днем, его сопровождали игрушки. Первоначально, это были примитивные фигурки божков, которым люди поклонялись, но постепенно они стали развивающим и развлекающим атрибутом для детей.

Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».

История глиняной игрушки

Гончарное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, поэтому узнать, кто впервые из остатков глины после лепки посуды начал формировать и обжигать фигурки людей и животных, невозможно. Абашевская глиняная игрушка названа так благодаря своему «происхождению» из одноименного села в Спасском уезде Пензенской губернии.

В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.

абашевская игрушка

Некоторые мастера опирались на традиции древности, но были и такие, что зародили совершенно новые формы, которые передавались в семье из поколения в поколение. Абашевская игрушка, история которой напрямую связано с историей села, смогла «пережить» и сохранить свою самобытность до наших дней.

Село Абашево

Большая часть населения села придерживалась старообрядчества. Избегая общения с иноверцами, раскольники выбирали народные виды промыслов, которые можно ограничивать рамками общины. У них были достаточно строгие правила, которые предписывали избегать иноверцев, как на уровне личного общения, так и атрибутов быта.

Их религия нашла отражение в свистульках, «визитной карточкой» которой стала абашевская игрушка в виде оленя с высокими, как лестница в небеса, рогами. Большинством мотивов глиняных безделиц были фигурки животных, которые издревле для славян символизировали различные аспекты жизни:

  • птица – это удача, счастье;
  • конь символизировал солнце;
  • медведь – силу, власть и могущество;
  • баран и корова – символ плодородия;
  • олень – изобилие.

Абашевская игрушка (фото это отражает) часто выполнялась мастерами в виде людей, характеризующих отношение их автора к окружающему миру. Например, барыни символизировали глупых городских девиц в смешных шляпках, а отношение к властям часто выполнялось в виде фигуры городового или полисмена. Если у них в руках были птицы, это значило, что у власти стоят воры.

абашевская игрушка фото

В начале 20 века абашевская игрушка стала настолько популярна, что ее выставки проходили не только в Москве, но и Лондоне, и Париже.

Отличительные черты абашевской игрушки

Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина. В начале 20 века уже полностью сформировалась, как форма, так и окраска глиняных дудочек из Абашево.

абашевская глиняная игрушка

Хотя все «герои» абашевских мастеров вполне узнаваемы, им присущи некоторые фантастические черты:

  • вытянутые несоразмерно тела животных устойчиво стоят на коротких широко расставленных ногах;
  • длинные утолщенные шеи заканчиваются маленькой головой;
  • тщательно и глубоко прорезанные глаза;
  • головы козлов, оленей, быков и баранов украшают большие, часто многоярусные рога;
  • четкие линии челок, грив и бород.

По своей форме абашевская игрушка больше напоминает наскальную живопись, когда древние люди еще только учились воплощать окружающий мир через рисунок. Рога животных символизируют древо жизни, а их хвосты являются отверстием, куда нужно подудеть, чтобы игрушка начала «говорить». Мастера из Абашева никогда не лепили сценки из жизни, не придавали своим поделкам движение. Все они крепко «стоят» на ногах, символизируя прочные корни с матерью-землей.

Благодаря тому, что этот вид народного промысла был сосредоточен в одной деревне, он положил начало зарождению династий мастеров.

Династии абашевских мастеров

Династия Зоткиных, самых знаменитых мастеров глиняной игрушки, началась с Акинфия Фроловича, рожденного в 1883 году, и его брата Лариона. Их внуки и правнуки живы сегодня и продолжают традиции своих прадедов.

Именно Ларион Зоткин в 20-30-е годы дал «новую» жизнь абашевской игрушке. В селе даже была организована гончарная артель. Его работы легли в основу произведений его последователей. Абашевская игрушка (фото это демонстрирует) имеет свой музей, но не только в родном селе выставлены работы династии Зоткиных. Они находятся в музеях Пензы, Сергиева Посада и в частных коллекциях.

абашевская игрушка история

Среди других знаменитых фамилий династии Зузенковых, Малышевых, Еськиных, Нагаевых и других. Каждое новое поколение приносило свое видение в образ абашевской игрушки.

Подготовка глины

Прежде чем думать, как слепить абашевскую игрушку, требуется особое внимание уделить подготовке глины к работе. В 19 веке добыча необходимого сорта глины часто сопровождалась риском для жизни. Ее готовили зимой с запасом на многие месяцы.

Сегодня глину можно взять из карьера или купить в магазине. Если глина из места ее добычи, без синтетических добавок, то ее предварительно следует просушить. После этого глину измельчают, удаляя примеси, и разводят водой в пропорции 1/3.

Важно, чтобы масса получилась без комков. Разведенный материал следует оставить на некоторое время, чтобы песок и другие примеси осели на дно емкости.

как сделать абашевскую игрушку

Очищенной таким образом глине нужно дать слегка загустеть до уровня теста для пельменей, после чего тщательно размять руками, удаляя лишний воздух. Чтобы проверить готовность глины к работе, из нее следует скатать «колбаску» и медленно согнуть в подкову. Если она не даст трещин, можно приступать к лепке.

Лепка абашевской игрушки

Сегодня одним из способов развития моторики рук, фантазии и интереса к народному промыслу у детей является обучение их лепить фигурки из пластилина и глины. Начиная с самых простых и понятных малышам «блинов» и «колбасок» из глины, можно показать им, как лепить абашевскую игрушку поэтапно:

абашевская игрушка раскраска

  • Глина тщательно разминается пальчиками, чтобы согреть материал и придать ему эластичность.
  • Из комка глины скатать «колбаску» с утолщенным, как у морковки концом.
  • В более толстую часть заготовки вставить до середины ее размера деревянный округлый брусок, который позволит оставить внутри игрушки пустоту, необходимую для свистка.
  • Верхнюю часть глиняной заготовки над бруском согнуть – это будет шея животного, из конца которой лепится небольшая мордочка.
  • Из туловища вынуть брусок, вылепить небольшие утолщенные ноги, а «хвостик» вытянуть в виде мундштука дудочки.
  • Сделать по бокам туловища дырочки, чтобы дудочка засвистела

Можно стекой вырезать фигурке не только глаза, но и «шерсть», уздечку, различные украшения. Дети постарше могут самостоятельно вылепить рога, малышам проще начинать с собачек и кошечек, которые им хорошо знакомы. Подобную игрушку будет интересно сделать не только ребенку. Многие взрослые люди начинают увлекаться гончарным искусством, одним из видов которого является абашевская игрушка.

Обжиг и роспись

После того как изделие подсохло, его необходимо подвергнуть обжигу. Старые мастера использовали для этого специальные горны – круглые печи из огнеупорного кирпича. Стандартный размер таких печей был 1,5 м в ширину и 2 м в высоту, и когда-то в Абашево почти в каждом дворе ежедневно разжигались горны, чтобы сделать посуду или игрушки крепкими и прочными.

Чтобы игрушки не треснули, их обкладывали черепками, а печку топили дубовыми или березовыми дровами. После обжига следующий этап, который проходила абашевская игрушка – раскраска. Ей свойственна узнаваемая всеми манера росписи – готовое изделие покрывалось сплошным слоем однотонной яркой краски. Мастера 19 века использовали глазурь, но после того, как появились масляные краски, перешли на них.

как слепить абашевскую игрушку

Покрытые слоем масляной краски, фигурки высыхали, после чего расписывались мелкие элементы и на последнем этапе покрывались лаком. С появлением эмали необходимость в лакировании отпала.

В современных гончарных печах процесс проходит быстрее и с большей безопасностью для изделий, а используя глину, купленную в специализированных магазинах, нет ничего проще, чем понять, как сделать абашевскую игрушку своими руками.

Музей в Абашево

Усилиями энтузиастов и мастеров, проживающих и сегодня в Абашево, в бывшем доме Зоткиных устроен музей игрушек из глины. В коллекции есть как изделия мастеров 19 – начала 20 века, так и тех, кто производил игрушки в артели, а позже на фабрике.

Возрождение абашевского промысла

Специально созданный фонд возрождения абашевской игрушки заботится о том, чтобы традиции старых мастеров продолжали жить. Фонд поощряет молодежь проявлять интерес к этому виду искусства, для чего в Спасском колледже открыт новый факультет – «специалист по керамике».

Филимоновская роспись и узоры. История филимоновской игрушки

В 19-м веке филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие такой фигурки в доме было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар. .

Узнаем как изготовить свисток из дерева самостоятельно?

Свисток из дерева - забавная детская игрушка. Процесс его изготовления может вызвать интерес как у ребенка, так и у взрослого человека, тем более что сделать его самостоятельно достаточно легко.

Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки

Филимоновская игрушка – разновидность национальных художественных промыслов, которыми весьма богата наша страна. Ее родиной является Тульская область, Одоевский район. Деревня Филимоново, где в середине прошлого столетия несколько мастериц возродили .

Узнаем где провести день рождения ребенка в СПб? Узнаем где провести детский праздник в Санкт-Петербурге?

Вопрос, где провести день рождения ребенка в СПб, ежедневно встает перед множеством родителей, которые хотят, чтобы этот веселый праздник надолго запомнился имениннику и его гостям. В каждом районе города найдется множество мест, где дети смогут .

Очаровательные поделки: барашки из соленого теста

Если вы не знаете, чем заняться со своим ребенком в свободное время и любите сооружать всевозможные поделки, идея создания фигурок животных из теста обязательно вам понравится. Барашки из соленого теста сделать очень легко. Более того, для такой .

Дымковская игрушка – одна из визитных карточек не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.

Узнаем как появилась дымковская игрушка. История для детей и взрослых

В каждом регионе России издревле существуют какие-то свои особенные ремесленные техники и изготавливаются особые изделия. Яркий тому пример - дымковская игрушка. Как сделать из пластилина своими руками фигурку, похожую на те, что изготавливаются в селе Дымково настоящими мастерами?

Традиционная дымковская игрушка: как изготовить из пластилина своими руками?

Наверное, у каждого дома хранится та или иная вещь, напоминающая о советском времени. Эти своего рода артефакты когда-то были частью жизни наших бабушек и дедушек, наших родителей и вообще всех тех, кто еще успел пожить при советской власти.

Редкие фарфоровые статуэтки СССР

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Дымковская роспись. Элементы дымковской росписи

Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.

Читайте также: