Как сделать богородскую игрушку кузнецы

Обновлено: 07.05.2024

- Познакомить с богородской резной игрушкой, её особенностями, историей её появления.

-Формировать представление о характерных отличительных признаках богородской игрушки.

- Дать понятие об отличии названий мастеров, изготавливавших фигурки людей, птиц и зверей, расширять кругозор.

- Развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

- совершенствовать умение правильно строить предложения, чётко и ясно формулировать свои мысли.

- Формировать чувство любови и уважения к русской национальной культуре, на основе изучения труда народных мастеров.

- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что создали народные мастера.

-Наглядный (демонстрация слайдов) игровой (показ сказки, словесные (рассказ педагога, беседа)

- Загадывание загадки, показ способов действий с игрушкой, словесный (вопросы к детям, пояснение, создание игровой ситуации.

Формирование словаря: «птичник», «зверист», «фигурист», богородская игрушка

Возраст детей: 5-6 лет

Материал: сундучок, богородские игрушки для сказки «Мужик и медведь», презентация по теме нод

- Знакомство со значением слов кузница, кузнецы, дровосек, рыболов, ярмарка, скульптурка

- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением пахоты, подковывания лошади, работы кузнецов в кузнице.

- Дидактическая игра «Узнай дерево», знакомство с липой

- Чтение литературных произведений.

- Беседы с элементами диалога.

- подвижные народные игры «У медведя в бору», «Медведюшко»

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:

- Дети знают и называют богородску игрушку.

- Дети называют отличительные признаки богородской игрушки.

- Дети знают отличия в названии мастеров по изготовлению из дерева фигурок людей, зверей, птиц.

- Дети внимательно и заинтересованно слушают истории и сказки о богородской игрушке.

- Дети проявляют интерес к народным игрушкам.

Формы подведения итогов:

- Беседа с детьми о содержании нод

- Игры детей с богородскими игрушками

Ход нод:

Воспитатель. Ах, как много их бывает!

С ними дети не скучают.

В детском садике и дома,

в магазине, у знакомых

и на новогодней ёлке,-

будто бы она не колка.

Нравятся они детишкам,

любят дети играть слишком.

Вы, ребята, догадались, о чём пойдёт речь?

Дети. Об игрушках

Воспитатель. А вы, ребята любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

Воспитатель. Современные игрушки изготавливаются на специальных фабриках с помощью машин и вручную

(слайд № 2) (слайд № 3)

Воспитатель. В старину не было заводов по изготовлению игрушек. Кто же их делал детям?

Дети. Высказывают свои предположения.

Воспитатель. Из чего делали игрушки?

Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю. В маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу.

Через несколько дней дети разорвали игрушку.

Сделала из соломы.

К вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго забавлялась ребятня, а потом им игрушка наскучила. Отвёз её отец на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась занятной. Заказал купец отцу целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни, где жила семья, занялись игрушечным мастерством.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с игрушками, сделанными народными мастерами и членами их семей. Русские люди любили родную землю, своих детей. Вот для них и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. Эти игрушки называются богородскими и вырезаны они из дерева.

Воспитатель. Ребята, как по названию можно узнать «адрес» их рождения?

Дети. Высказывают свои предположения (Богородское)

Воспитатель. Да, это село Богородское.

Воспитатель. Богородская игрушка,

мишка, зайка, петушок,

Вот и курочки пеструшки развесёлые подружки,

Дружно рядышком идут, квохчут, зёрнышки клюют.

В мастерской кипит работа,

есть у каждого забота,

рубят, пилят, двор метут,

дружный разговор ведут

Мишка, мишенька, медведь

Кушай сладенький медок,

набирайся силы впрок.

Медведица в бочонке

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

Богородская игрушка

Деревянная белка зверушка.

По орешку стук, да стук,

Слышен молоточка звук.

Баню любит медвежонок,

Чистоплотен он с пелёнок.

Мишка в колокол звонит,

собираться всем велит:

«Воду все скорей несите,

И пожар большой тушите!»

Два медведя за столом

Не спеша ведут беседу

про погоду и соседа.

Воспитатель. Какой характерный отличительный признак игрушки вы можете назвать?

Дети. Игрушка не раскрашена

Воспитатель. Какого персонажа предпочитали богородские мастера?

Воспитатель. Действительно, медведь – любимый герой богородских мастеров. Ведь в старину на Руси было много лесов, в них водились медведи. Про них слагали сказки, а фигурки медведей вырезали из дерева и давали детям играть.

Воспитатель показывает детям сундучок, в котором лежат богородские игрушки.

Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку, герои которой спрятались в этом сундучке

Воспитатель, рассказывая сказку, постепенно достаёт игрушки.

(слайд № 18) (слайд № 19)

(мужичок) (медведь)

(слайд № 20) (слайд № 21)

(медведь-рыболов) (медведь-дровосек)

(мужик и медведь)

Сказка о мужике и медведе.

Жил был старичок. Однажды пошёл он в лес за ягодой, видит, медведь сидит на пеньке и кряхтит. Подошё л к нему старичок и спрашивает: «От чего ты, косолапый, кручинишься, ягода не спелая?» А медведь ему отвечает: «Ягода хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду, все лапы стоптал. А ты, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдёшь?» А старик ему и отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: «Ты, наверно, какой-нибудь секрет знаешь?» Старик: «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти. Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить, дрова колоть, почувствовал прилив сил, да ещё и деду в кузнице стал помогать. Понял медведь в чём был секрет старика.

Воспитатель. А вы, ребята, догадались?

Дети. Медведь был ленивым, ничего не делал, бездельничал, а старик научил его, как от лени вылечиться. Рассказал ему, что нужно трудиться, а не сидеть на месте.

Воспитатель. Как вы думаете, медведь из сказки стал сильнее, выносливее?

Воспитатель. А что ещё нужно для развития силы, выносливости?

Топай, мишка, хлопай мишка,

приседай со мной, братишка,

руки вверх, вперёд и вниз,

улыбайся, не ленись.

Раз – подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихонечко присесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие богородские игрушки помогли нам познакомиться с этой сказкой?

Дети. Называют игрушки (мужичок, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, медведь и мужик)

Воспитатель. Ребята, богородские игрушки непростые. Мастера придумали одну хитрость, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь с мужиком в кузнице работают, молоточками стучат, раскрутишь игрушку – медведь рыбу ловит, потянешь за ручку – медведь дрова рубит.

Воспитатель демонстрирует детям как играть.

Воспитатель. Забавные игрушки, правда? Много радости они людям приносят. А за такое умение делать своими руками, своим трудом такие замечательные игрушки богородским мастерам говорят большое спасибо. Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки,

Получаются игрушки.

Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник», «зверист».

Игра «Назови мастера» (демонстрируются слайды, дети называют мастера)

(слайд № 23) (слайд № 24) (слайд № 25) (слайд № 26)

(слайд № 27) (слайд № 28)

(слайд № 29) (слайд № 30)

(слайд № 31) (слайд № 32)

В наши дни организована фабрика «Богородская игрушка».

(слайд № 33) (слайд № 34)

На ней работает много мастеров. Но игрушки, по-прежнему, делают вручную

из дерева. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям. Современная богородская игрушка делается с покрытием, её расписывают.

(слайд № 36) (слайд № 35)

Воспитатель. Как называются игрушки, с которыми мы сегодня познакомились?

Дети. Богородские

Воспитатель. Какие отличительные особенности богородских игрушек вы знаете?

Дети. Они не раскрашены, их можно привести в движение.

Из какого материала их делают?

Дети. Из дерева липы

Воспитатель. Какие игрушки вам понравились?

Дети. Рассказывают о своих впечатлениях

Воспитатель. В Богородском стар и млад-

все игрушки мастерят.

Для забавы, для игры,

Для весёлой детворы.

Конспект НОД «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка»

Конспект НОД «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка» Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка — медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект интегрированной НОД «Моя любимая игрушка» Программное содержание: познакомить детей с историей появления игрушек; закрепить знания об игрушках и их назначении; закреплять приемы.

Конспект НОД «Моя любимая игрушка» Цели: знакомить детей с названиями игрушек; развивать память, воображение, определять и называть местоположение предмета; воспитывать любовь.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД «Спички детям не игрушка» Цель: 1. Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Познакомить со свойствами огня. 3. Вызвать у детей желание быть всегда.

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка»

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: Моя любимая игрушка Цель: Уточнение и расширение представлений об игрушках,.

НОД «Моя любимая игрушка» Нод «Моя любимая игрушка» Цель: Формировать первичные представления о любимой игрушке. Задачи: Познавательная: Формировать интерес к играм.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: • Знакомить с историей Дымковской игрушки. • Воспитывать любовь и уважение к труду.

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Игрушка

Вот об одном таком эксперименте, а именно — об изготовлении русской народной игрушки «Кузнецы», но не из дерева, а из картона, я и хочу вам сегодня рассказать, а заодно поделиться всеми нашими практическими наработками. Быть может, эта идея вам также в какой-то момент пригодится. Тем более, что в отличие от традиционного прототипа, сделать картонную копию под силу каждому.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, — великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

kuznetsy_eskiz

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

С материалом определились, идем дальше.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Игрушка

Вот вырезаны все детали наковальни:

Игрушка

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм. В данном случае лучше использовать шпажку потолще.Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Игрушка

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Игрушка

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Игрушка

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

Игрушка

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Игрушка

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Игрушка

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Игрушка

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Игрушка

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Игрушка

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Игрушка

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Игрушка

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Игрушка

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Игрушка

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Игрушка

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Игрушка

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же.

Игрушка

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

kuznetsy-iz-kartona-24

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

kuznetsy-iz-kartona-23

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

kuznetsy-iz-kartona-25

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Игрушка

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Шоколадница к 8 Марта

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

Пропишитесь в КАРТОНКИНО
и живите полной творческой
жизнью, получая новые идеи
и мастер-классы на свой e-mail

Бумажная радуга ремёсел

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.
В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

 Деревья различны, как буквы в строках, Но липа – мягка и послушна. У мастера нашего в чутких руках Из липы родится игрушка. В ваших руках игрушка такая Станет подвижной, словно живая, Вот планки – подвинуть их только нужно, Тогда кузнецы заработают дружно (фото 1)


В местах где указаны точки сделать отверстия шилом.

В местах где указаны точки сделать отверстия шилом. (фото 3)

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец.

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец. (фото 4)

На шаблоне Медведь написать цифру 1.

 На шаблоне Медведь написать цифру 1. (фото 5)

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1.
Игрушку раскрасить.
И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик.
Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь.

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1. Игрушку раскрасить. И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик. Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь. (фото 6)

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон.

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон. (фото 7)

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов. Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.



Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.


Развод (разводятся планочки)


Баланс.К рутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.


Кнопочная игрушка. Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки.


Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.



В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.


В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Сразу оговоримся: это конечно не настоящая богородская игрушка.

Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Цыплята» для патриотического уголка

Но не имея оригинала все равно интересно показать ее детям, познакомить с принципом работы народной игрушки.

Для работы нам понадобится: фанера,копировальная бумага, клей момент, шлифшкурка, лобзик,саморезы, отвертка, электровыжигатель, деревянные планочки.

Распечатываем шаблон. Мы будем делать цыплят, которые клюют зернышки с тарелки:


Прежде, чем делать игрушку, внимательно изучим чертеж, и лишь потом приступим к разметке фигурок персонажей на фанере. Обычно в каждой фигурке имеются слабые места, которые могут сломаться еще в процессе выпиливания или при испытании. У наших цыплят - клювики. В процессе работы так и случилось(


Старайтесь при разметке, по возможности, располагать эти элементы вдоль волокон, а при выпиливании следите, чтобы пилочка лобзика двигалась с внешней стороны разметки (чтобы не уменьшались размеры, а, следовательно, и прочность). Особенно внимательно относитесь к разметке и выпиливанию элементов, которые будут при эксплуатации испытывать ударные нагрузки. В нашем случае это лапки.

Переносим рисунок с помощью копировальной бумаги на фанеру



Выпиливаем. Крупные детали можно выпилить электролобзиком.


Теперь зачищаем все неровности напильником и наждачной бумагой.


Выжигаем контур, крылышки и глазки, тарелочку, с которой они клюют зерна. (кстати,на нее можно приклеить бисер)

Переходим к самой ответственной части. Крепим фигурки. Тарелочку приклеиваем придерживаясь размеров чертежа, с помощью клея на одной из планок.

Теперь кладем планки так, как показано на чертеже, со смещением 30 мм.


В фигурках прокалываем отверстия для саморезов.

Крепим фигурку цыпленка так, чтобы клювик коснулся тарелочки. Саморезы пока не закручиваем полностью, возможно их придется убрать при настройке и закрутить в другое место.

Кладем фигурку другого цыпленка так, чтобы его голова была приподнята над тарелочкой. Обратите внимание! Линии, мысленно проведенные через центры саморезов, должны быть параллельны. Для контроля можно приложить две линейки.

Пробуем игрушку в действии. При смещении планок цыплята по очереди клюют зернышки с тарелки! Теперь закрепляем саморезы поглубже.

Игрушка готова!


Мастер-класс «Цыплята на лужайке»

Мастер-класс «Цыплята на лужайке» Работу "Цыплята на лужайке" можно сделать с детьми на пасхальные праздники или просто для поднятия настроения,потому что получив результат,дети.

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня»

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Для данной работы, мне понадобились: - пластиковая бутылка; - скульптурный пластилин; - водоэмульсионная краска; - гуашь; - кисточки;.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок» Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно - эстетическое восприятие,.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Волчок»

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Волчок» Предназначен как для педагогов, так и для родителей. У каждого из нас в детстве одной из любимых игрушек была юла или ее разновидность-волчок.

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Светофор» с оформлением в технике «канзаши»

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Светофор» с оформлением в технике «канзаши» Разрешите представить Вашему вниманию мой мастер-класс по изготовлению интересной игрушки, которая может очень пригодиться на занятиях.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Обезьянка из бросового материала и цветной бумаги»

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Обезьянка из бросового материала и цветной бумаги» Предлагаю вашему вниманию свою поделку. Вам понадобятся: 2 упаковки из-под плавленого сыра, цв. бумага коричневая: 11,5*11,5 см - 4 шт. ,18*2,3.

Мастер-класс по изготовлению «Жителя природного уголка Лешика»

Мастер-класс по изготовлению «Жителя природного уголка Лешика» Идея изготовления такого сказочного персонажа пришла в голову, когда гуляя по лесу нашла бревнышко, которое напомнило мне лешия из мультфильма.

Мастер-класс (тестопластика) «Подсолнух и цыплята»

Мастер-класс (тестопластика) «Подсолнух и цыплята» Цель: Упражнять детей выполнять приёмы тестопластики, вызвать интерес к лепке из соленого теста. Задачи: Развивать глазомер, ориентировку.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина» Я хочу задать вам вопрос- что вы делаете со старым пластилином? Чаще всего мы просто выбрасываем старый, использованный, грязно-серый материал.

Цель: создать условия для формирования представления детей об игрушке -забаве и развития навыка работы с картоном.

1. Обучающие задачи: формировать навык мастерить игрушку-забаву из картона;

2. Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, творческие способности. Развивать интерес к народной игрушке.

3. Воспитывающие задачи: воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к её изготовлению, к народным умельцам-мастерам-резчикам по дереву.

Образовательные области: -художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа: просмотр презентации «Богородская игрушка», посещение выставки «Русская изба», д/и лото «Народная игрушка»

Формы организации образовательной деятельности: групповая, совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, активизация словаря.

Активизация словаря: Богородская игрушка, мишка-дергунчик, умелец, купец, ярмарка

Развивающая предметно-пространственная среда: музыкальное сопровождение «Золотая ярмарка»

-демонстрационный материал: Богородские игрушки, образец игрушки забавы-медведь дергунчик, иллюстрации ремесленников, ярмарки.

- раздаточный материал: цветной картон, простой карандаш, ножницы, тонкая проволока, готовый шаблон, фломастеры

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивационно-ориентировочный этап : под песню «Золотая ярмарка» дети входят в группу, где выставлены, как на ярмарке Богородские игрушки.

-Ребята, песня вам подсказывает, где мы находимся?

-Посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?

- Из чего они сделаны, как вы думаете?

-Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

--А что необычного в этих игрушках?

-Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Медведя — дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Медведь и Мужик — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Возьмешь в руки балансир с курочками и услышишь дружный перестук клювиков.

- Ребята, а вы хотели бы иметь дома эти игрушки? Мы с вами их не можем купить…. но, смотрите рядом с игрушкой медведь-дергунчик лежит схема, по которой сделана эта игрушка. Может мы сами смастерим Медведя-дергунчика и вернемся с ярмарки не с пустыми руками?

Дети садятся за столы

-Ребята, из чего мы будем делать свои игрушки?

- У вас на столах лежат готовые шаблоны, обведите их на цветном картоне.

После чего аккуратно вырезаем туловище, голову и лапы медведя.

- Теперь детали нужно соединить все вместе, для этого, с помощью дырокола (с помощью воспитателя) нужно сделать дырочки в тех местах, как показано на шаблонах.

- После, посмотрите, у вас в тарелочках лежит проволочка, аккуратно берем проволочку, пропускаем ее через наши отверстия и скрепляем нашу игрушку, посмотрите, как делаю я.

- Наша игрушка почти готова, можно немного передохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит (сжимают пальцы правой руки в кулачок,

начиная с большого)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится (показывает мизинец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькнет он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую

Напетлял, и был таков!

- Теперь с новыми силами приступаем к самой ответственной работе, ведь у нас не простой медведь, а дергунчик, который должен одновременно шевелить всеми лапами. Для этого нужно со спины связать последовательно, сначала передние лапы, а затем задние лапы. Теперь берем еще одну ниточку и делаем, так называемый позвоночник, который соединит передние и задние лапы и станет нашим манипулятором.

- Осталось самое легкое, с помощью фломастеров нарисовать нашему медведю мордочку.

- давайте покажем друг другу наших медведей-дергунчиков, выставив их на общей ярмарке выставке.

-Теперь, когда все полюбовались нашими игрушками, мы можем забрать их с нашей ярмарки домой, и поиграть дома с родителями, братьями и сестрами. Вам понравилось на ярмарке? Какие игрушки понравились больше всего? Почему? А вы хотели бы еще смастерить какую-нибудь игрушку? Тогда будем искать новые схемы на следующих ярмарках.

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы», под

2. Сайт «Картонкино. Столица бумажно-картонного мира»

3. Сайт Щи. Ru Русский народный быт

4 Сайт путешествуем по России. Богородская игрушка. Напоминание о детстве.

Детский мастер-класс по конструированию игрушки из картона «Котик»

Детский мастер-класс по конструированию игрушки из картона «Котик» Мастер – класс может быть полезен: детям старшего дошкольного возраста, воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного образования.

Фотоотчёт по изготовлению игрушки-дергунчик «Зимняя птица»

Фотоотчёт по изготовлению игрушки-дергунчик «Зимняя птица» За многовековую историю кукольного театра люди придумали и создали очень много разнообразных кукол. Театральные куклы могут быть как маленькими.

Конспект НОД по конструированию из бросового материала «Петушок» (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по конструированию из бросового материала «Петушок» (подготовительная к школе группа) Цель: изготовление игрушки – петушка из бросового материала. Задачи: - учить создавать поделку из бумаги и бросового материала своими.

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Грач в технике «оригами» (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Грач в технике «оригами» (подготовительная к школе группа) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Корзинка с цветком в подарок маме» подготовительная к школе группа

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Корзинка с цветком в подарок маме» подготовительная к школе группа Цель: изготовление из бумаги объемной поделки «Корзинка с цветком». Задачи. Образовательные: - формировать умение выполнять поделку из.

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Закладка для книги «Котик» в технике оригами» (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Закладка для книги «Котик» в технике оригами» (подготовительная к школе группа) Цель: изготовление закладки для книги в технике оригами с элементами аппликации. Задачи: - научить детей делать закладки для книг своими.

Конспект НОД в младшей группе по конструированию игрушки-качалки из картона и бумаги «Пингвин»

Конспект НОД в младшей группе по конструированию игрушки-качалки из картона и бумаги «Пингвин» Цель: изготовление игрушки-качалки из картона и бумаги «Пингвин». Задачи: совершенствовать навыки работы с бумагой, картоном, клеем;.

Конспект НОД по LEGO конструированию «Майло, научный вездеход» (подготовительная группа) Цель: развивать познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность детей средствами LEGO WeDo 2.0. Задачи: Развивающие: - развивать.

Читайте также: