Как сделать дымковскую игрушку из глины барышню

Обновлено: 02.07.2022

Авторы: Даутова Карина, ученица 2 класса и Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: Мастер-класс рассчитан на детей и взрослых, всех тех, кто хочет сотворить чудо.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: изготовление и роспись дымковской барышни
Задачи:
- Прививать интерес к народному художественному творчеству
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета
- Доставить удовольствие себе и окружающим

-«Дымка», так ласково называют в народе дымковскую игрушку. Глядя на любую из них, с трудом сдерживаешь возглас восхищения! Дымковская барышня –символ материнства и плодородия. Каждый из узоров, используемые при её росписи имеет своё особое значение: кольцо –символ солнца, каравая хлеба, точки – звёзды, волнистые линии – символ воды, прямая линия – символ дороги. Узор кажется довольно простым. Но вы не сможете найти двух одинаковых игрушек, так как один и тот же узор никогда не повторяется. Существует одна тонкость при росписи барышни: в узоре на юбке, обязательно, используются цвета головного убораи жакета и ещё любые два цвета.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.



Для работы нам понадобятся инструменты и материалы:
-пластиковая бутылка
-ножницы
-гуашь
-пластилин
-кисти






5.Можно добавить дополнительные детали: оборки на юбку, фартук, ворот и т.д. Покрываем получившуюся барышню 2-3 слоями белил.












- Посмотрите на нашу красавицу. В ней столько доброты и веселья. Глядишь на неё и улыбаться хочется.
…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки,
Сотни лет…

Детский мастер-класс «Дымковская барышня из пластиковой бутылки и глины»

Это будет заготовка для будущей барышни.

1. Делаем лепешку из глины.


Теперь необходимо облепить всю поверхность бутылки тонким слоем

Очень важно сделать ровный и аккуратный слой из глины без разводов и неровностей, по всей поверхности бутылки. Смачивая глину водой.


Так делаем до тех пор,пока вся поверхность бутылки не будет покрыта глиной.


2 Верх бутылки. цельным куском глины и формируем туловище будущей барыни,соединяем верхнию часть с юбкой


3. Затем берем небольшой кусочек глины,лучше взять полтора кусочка глины и делаем шарик,который будет выполнять роль головы,будущей барыни. Делаем шею. Голову и шею прикрепляем к туловищу,хорошо приглаживаем водой и придаём форму,нашей барышни.


4. Обязательно делаем из глины высокий кокошник,заплетаем косу. Руки сделаем очень просто-достаточно раскатать колбаску из глины и разделить её по полам и прикрепить к туловищу.





Не забудем что наша барышня держит в руках всевозможные дополнительные элементы: сумочку,цветок,коромысла,ребенка,хлеб.


Теперь глиняную форму необходимо смочить водой,чтобы барышня была ровной,дать подсохнуть. Вот что у нас получилось.



5. Вот наши барышни просохли,теперь можно приступать к раскрашиванию.

Все игрушки не простые:

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки

На мольберте вывешиваем разные дымковские росписи.








Вот что у нас получилось.





Полюбуйтесь это наши дымковские красавицы.






Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки» Руководитель проекта: Эседуллаева Диана Зумрудиновна Краткая аннотация В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок,.

Дымковская барышня своими руками из бутылки и пластилина

Дымковская барышня своими руками из бутылки и пластилина Дымковская барышня своими руками для ИЗО уголка. Задачи: - Прививать интерес к народному художественному творчеству. - Развивать фантазию,.

Поделка из пластиковой бутылки и шишек «Ёжик»

Поделка из пластиковой бутылки и шишек «Ёжик» Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе, Гриб, надетый на колючки, Тащит еж к своей норе. Прогуливаясь с ребенком по лесу, не проходите.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Мастер-класс «Дымковская барышня» из пластилина и бросового материала

Мастер-класс «Дымковская барышня» из пластилина и бросового материала Хотелось бы, поделиться с Вами своим опытом при работе с пластилином. Шаг1 Берем ложечку из киндера и наносим на нее кусок пластилина.

Мастер-класс по изготовлению кошечки из пластиковой бутылки

Мастер-класс по изготовлению кошечки из пластиковой бутылки После публикации «Чудеса из бросового материала» некоторые коллеги написали в отзывах, что им понравилась кошечка из пластиковой бутылки.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Пингвин» из пластиковой бутылки

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Пингвин» из пластиковой бутылки Когда мне и моей дочке становиться скучно, то мы придумываем чем себя занять полезным и приятным. Мы уже показывали, как из пластиковой.

Мастер-класс «Три полезные вещицы из одной пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Три полезные вещицы из одной пластиковой бутылки» Для людей с фантазией и умелыми руками не составит труда превратить ненужные вещи в настоящие шедевры. Сегодня предлагаю потратить время.

Подарок папе из пластиковой бутылки

Подарок папе из пластиковой бутылки Задачи: Ознакомление детей с умением изготовлений простой формы из пластиковой бутылки. Совершенствование самостоятельного поиска оригинальных.

Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки» ПРОЕКТ «Вторая жизнь пластиковой бутылки» Паспорт проекта. Тема: «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Проблема: Многие улицы города захламлены.

России, существует на Вятской земле более четыр хсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял сво значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей, фартук. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок или кокошник, украсить косами.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным. Но можно высушить игрушку без печи, в темном месте, на это уйдёт 3-4 дня. Далее игрушку покрывают побелкой или водоимульсионнлй краской, сушат.

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе Цель: Учить детей лепить лошадку комбинированным способом. Задачи : - учить передавать в лепке характерные особенности дымковской игрушки,.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

Рисование в средней группе «Дымковская барыня» с использованием нетрадиционных техник

Рисование в средней группе «Дымковская барыня» с использованием нетрадиционных техник Задачи: • Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, точек. • Учить рисовать узор на силуэте.

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.


Автор: Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва.

Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни.
Задачи:
- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;
- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;
- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.

В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской.


Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.



В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни.
Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты.
1.Начинаем работу с рисунка на юбке - нанесение белого фона.
Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки.



Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу.
Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой.



1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина.
Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой.
2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями.



3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука.
4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.



Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками.
Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики.

1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки.
2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик.
3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик.
4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.



Украшаем фартук оборкой.

Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.






2.Второй шаг - это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.




1) Из белого пластилина формируем голову.
2) Присоединяем к торсу.
3) Примазываем, придаём форму лифа.



Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник.
Рисуем украшение на шее – бусы.



Делаем для куклы красивую прическу.
1)Из тонких колбасок делаем жгутики.
2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.
3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.
4)Закручивая по спирали, делаем пучок.



Делаем головной убор.
1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.
3) Формируем кокошник.





Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.

Читайте также: