Как сделать филимоновскую игрушку из глины

Обновлено: 23.04.2024

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее : «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…»

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, маленький кусок глины маленькому ребёнку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой из глины перед воспитателями ставятся определё нные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определённое место и имеет свою специфику. В результате обучения дети дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

Своеобразным является и содержание детской лепки, дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не понимают красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель – создать предмет, с которым можно играть. Дети старшей группы научились понимать, какие предметы получаются красивее из глины или пластилина, а какие лучше рисовать или делать из спичечных коробков, дощечек, палочек и т. д.

В работе с детьми используются три вида лепки : лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждая из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым. Дети с интересом лепят фигурки людей и животных.

Сюжетная лепка также имеет свою специфику. В лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

Сюжетная лепка проводится лишь в старших группах, так как они владеют разными приёмами изображения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию.

Обычно в детском саду для лепки используют глину или пластилин.

Человек с давних времён знает, что из глины можно лепить, и с давних времён люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из неё готовят посуду, глиняными обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - землистая масса, которая при смешивании с водой превращается в пластичный материал. Высохшая сохраняет форму, которую ей придают, и, если её обжечь, она становиться твёрдой.

Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине часто не возможно. Глина имеет ещё одно преимущество над пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.

Таким образом, для работы с детьми нужно использовать и глину. Глину можно выбирать прямо из грунта или купить в магазине.

Воспитателей затрудняет, а часто и пугает подготовка глины для лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно её заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.

Прежде всего, сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают со старыми работами детей, которые не нужны для дальнейшего сохранения и не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два, то, на сколько возможно, нужно промешать её палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешанное тесто, отстающая от рук. Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый пакет, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро и т. д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и опрыскивают водой.

Особое внимание уделяю народному прикладному искусству и приобщаю детей к нему: расширяю знания в области декоративно-прикладного искусства, знакомлю с творчеством народных мастеров, знакомлю с новыми приёмами лепки.

Рассматриваем разные предметы народного декоративного искусства. Одним из таких предметов является Филимоновская игрушка.

Немного расскажу об истории возникновения филимоновской игрушки.

Народным промыслом является деревня Филимоно Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Из красной глины здесь делали кирпич и черепицу, а иссиня – чёрная (синика) шла на игрушки. Возможно, это и определило её промысел (легенда говорит, что жил дед Филимон, он и делал игрушки). Но, в основном, игрушки лепили только женщины. Занимались они этим зимой для ярмарок. Лепили кукол – барынь, солдатиков, животных, всадников. Делали и свистульки. Брали особую пластичную глину и вытягивали всю фигурку из целого куска. Если при высыхании ГЛИНА «садилась», то фигурку опять вытягивали. Потом удлинённые фигурки обжигали в муфельных печах или земляных горнах. Игрушки становились белого цвета с оттенком розового, жёлтого, серого. Обожжённые фигурки расписывали куриным «пёрышком» (кисточкой). Роспись по схеме традиционна, цвета – красный, зелёный, синий (или фиолетовый). Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны, как были и раньше – это барыни, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны с тугозакрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи.

Все игрушки очень весёлые, и когда их много – это праздник. Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. Филимоновские игрушки, как правило, - свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребёнок играл с ними.

Прежде, чем начать лепить ту или иную филимоновскую игрушку, мы с детьми тщательно рассматриваем её. Так как в наличии мало экспонатов, рассматриваем игрушки по компьютеру (показать слайд филимоновских игрушек).. Ведь филимоновскую игрушку нельзя лепить по представлению.

А сейчас я покажу способы изготовления некоторых филимоновских игрушек. На экране дети видят каждый этап лепки игрушки и лепят. (показ слайдов)

«Сказки из глины». Лепка из красной глины

«Сказки из глины». Лепка из красной глины Отпуск продолжается. И, нам скучать некогда. Целый день на улице, хорошая погода: можно купаться, играть в подвижные игры, помочь взрослым.

Лепка из глины «Дед Мороз и Снегурочка»

Лепка из глины «Дед Мороз и Снегурочка» Скоро, совсем скоро наступит долгожданный для всех праздник Новый год! На улицах нашего города появляются красивые гирлянды, на Бульваре.

Конспект ООД в подготовительной группе. Лепка из глины «Изразцы». Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Область «Художественно – эстетическое развитие». Лепка.

Лепка «Елочка». Мастер-класс

Лепка «Елочка». Мастер-класс Когда в садике мы репетировали песенки и стишки к Новогоднему утреннику, я заметила, что дети с удовольствием поют про елочку, которой.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Мастер-класс «Ёлочные украшения из глины»

Мастер-класс «Ёлочные украшения из глины» Дорогие коллеги и друзья все снова готовимся к Новому Году. В современном мире огромное количество ёлочных украшений, всё доступно нужно.

Мастер-класс по лепке плоских фигур из глины «Морская рыбка» для детей в возрасте 7–9 лет

Мастер-класс по лепке плоских фигур из глины «Морская рыбка» для детей в возрасте 7–9 лет Цели и задачи: -познакомить детей с новым пластическим материалом-глиной и ее свойствами; -развитие мелкой моторики; -развитие положительных.

Тульский пряник, филимоновская игрушка и праздник кукурузоманов!

Тульский пряник, филимоновская игрушка и праздник кукурузоманов! Сезон кукурузы подошел,пора заготавливать талаш-кукурузные листья, с которых многие мастерицы и мастера такие шедевры научились делать,что.

Автор: Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.


Цель: изготовление игрушки из глины.
Задачи:
– Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
– Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
– Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
– Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
– Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
– Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
Материал:
- Глина (кембрийская);
- Индивидуальные доски для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый-художественный);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
- Ватные палочки;
- Лак для волос.

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.




Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.




Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.



Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.



Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.



Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.



Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.



Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.





Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.





Слепим для петушка другую подружку – уточку.
Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.



Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.









Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!



Филимоновские игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь нас всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Наши яркие цвета.

Родилась Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер с 1981 года, член Союза художников России. с 1987 г., член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР (г. Москва). Потомственная мастерица, училась мастерству у прабабушки Дербенёвой Авдотьи Григорьевны, бабушки Карповой Антонины Ильиничны и мамы Марченковой Марии Николаевны. Работы хранятся в краеведческом и художественном музеях г. Тулы, в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Имеет множество дипломов, грамот, награждена наградным знаком” За достижения в культуре”.

О ПРОМЫСЛЕ :

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева в удивительных местах Тульского края, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Сколько существует деревня Филимоново, столько и существует филимоновская игрушка, одна из самых древних в России. Из поколения в поколение передавали мастерицы секреты своего искусства детям, внукам. Игрушку делали всегда, и когда был голод, и когда были войны, что называется, и в горе, и в радости. Лепили с поздней осени, сушили на русской печи или на лежанках. В феврале-марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках.

Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами.

Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон, прибыл он в здешние края по желанию князя Воротынского, а было это во времена Ивана Грозного. Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Процесс изготовления игрушки длительный: «Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», - так ласково называла глину Антонина Ильинична Карпова. Затем через какое-то время необходимо её вымесить как тесто, дать «отдышаться» и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается и может ставиться сушить. Подсохнет и в обжиг, а после обжига начинается роспись в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются ещё 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным или зеленым. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д. Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком».

Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Создатели игрушки – это многие поколения. Их чудесные игрушки пользовались неизменным успехом не только на ярмарках, но и на художественных выставках всех рангов – от областных до международных, приобретались музеями и коллекционерами, как ценнейшие экспонаты народного творчества.

В настоящее время в Филимонове старых мастериц не осталось. Но, к счастью, выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует многовековой опыт своих предков и по-своему его развивает. Так, Гончарова Алла Ивановна является представительницей четвертого поколения известных мастериц: прабабушка Авдотья Григорьевна Дербенева, бабушка Антонина Ильинична Карпова, мать Марченкова Мария Николаевна. Дочь Аллы Ивановны Романова Анна Вячеславовна потомственная мастерица в пятом поколении. С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Новое поколение мастеров стремится не только лепить игрушку, но и готовить себе смену. На сегодняшний день единственное в Тульской области учебное заведение - Одоевская детская школа искусств, где преподавание лепки и росписи филимоновской игрушки ведется строго в соответствии с традициями и канонами этого старинного промысла. Многие ученики, окончив основной курс занятий в школе, продолжают обучение, получая мастер–классы у народных мастеров, становятся студентами художественных колледжей и вузов.

Художественные промыслы, рассеянные по всей России как жемчужины, являются уникальным явлением в жизни народа. Для Тульской области такой жемчужиной является филимоновская игрушка, прославившая свою деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущих поколений. В наше время промысел стабильно развивается, интерес к игрушке растёт, многие её знают и любят.

Гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить - с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка играл какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как свистки - обереги».

«С самого раннего детства рядом с бабушкой, мамой я впитывала любовь к игрушке, и непроизвольно училась мастерству. Часто вспоминаю, о чём говорили во время лепки, росписи – вся жизнь перед глазами. Бабушка рассказывала, как тяжело жилось: войны, голод, но игрушка отвлекала, привносила в жизнь радость. Когда рассматриваю игрушки, сделанные бабушкой ли прабабушкой – вижу отпечатки пальцев, запечатленные, закаленные огнём прикосновения – незабываемые ощущения, как будто-то бы прикасаюсь к родным рукам, невольно проверяю себя: «Так же я леплю?». О чём думала Авдотья Григорьевна Дербенёва, когда лепила? Что происходило вокруг? Что она переживала в эти минуты? Вопросы, вопросы… и светлая грусть. Возможно, они рады за нас, за то, что мы не прервали традицию!?

Я однажды спросила бабушку: «Ты рада, что я продолжила твое дело?». Недолго думая, улыбаясь, глядя мне в глаза, она ответила: «Тяжело это, дочушка» И сердце наполнилось радостью и гордостью: «Пусть тяжело! Кто-то должен продолжить! А как же иначе! А теперь уже и своей жизни не представляю без игрушки. Мы ведь с ней единое целое!»

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение. Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую или слегка розоватого оттенка игрушку! Это ли не чудо?!

Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, мы хотим вас познакомить с некоторыми секретами филимоновской игрушки. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?

Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты.

Желтый - цвет солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет – символ возрождения жизни.


Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Сверяясь с расписанной игрушкой или с изображением любой игрушки с нашего сайта, наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.


Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой») и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.

Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.


Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.

Хочется поделится опытом по созданию игрушки в стиле филимоновской росписи.

Вот какие игрушки теперь есть у нас в группе

Мастер класс «Филимоновская игрушка»

Недавно мы с моими ребятками познакомились с Филимоновской игрушкой. Узнали историю этой игрушки, какие цвета особенные для нее - малиновый, зеленый, желтый. Игрушки, расписанные в этом стиле получаются яркими, веселыми и очень красивыми.

К сожалению, в нашей группе нашлись только картинки, а вот самих игрушек не оказалось. Но на помощь нам пришла воспитательница из соседней группы, она нам одолжила несколько игрушек для рассмотрения. Игрушки сделаны из пластилина, раскрашены краской и покрыты лаком.

Детям очень понравились игрушки! И мы решили сделать и для нашей группы несколько игрушек в этом стиле, к тому же это совсем просто.

Для работы нам потребовалось:

- гуашь (белая, малиновая, желтая, зеленая);

Мы решили сделать три игрушки - кошечку, петушка и лошадку.

Для начала делаем из пластилина основу наших фигур. Я использовала старый, смешанный пластилин.


Дальше красим белой гуашью


И вот теперь начинается самое интересное - раскрашивание! Очень кропотливая и трудоемкая работа, ведь нужно стараться проводить ровные линии.

Вот наша лошадка




А вот и петушок


А вот и кошечка



Когда краска высохнет, можно приступать к покрытию изделий лаком. Я использовала обычный бесцветный лак для ногтей. Лучше покрывать лаком в вечернее время суток, когда деток уже забрали домой.

Как только лак высохнет, можно и поиграть с новыми игрушками в стиле филимоновской росписи.


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства. Задачи: • продолжать знакомить с народным промыслом.

Игрушка на ёлку. Мастер-класс

Игрушка на ёлку. Мастер-класс По китайскому гороскопу в год огненного петуха необходимо использовать для украшения игрушки треугольной формы. Не всегда их можно купить.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Научить.

Лепка во второй младшей группе «Филимоновская игрушка» Лепка во второй младшей группе «Филимоновские свистульки- игрушки» Задачи: познакомить с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно.

Мастер-класс «Новогодняя игрушка»

Мастер-класс «Новогодняя игрушка» Мастер-класс «Новогодняя игрушка.» Новогодние праздники ждут все, и взрослые, и дети. В эти дни мы ждем чудес и исполнения желаний. Яркие.

Мастер-класс «Новогодняя игрушка»

Мастер-класс «Новогодняя игрушка» онспект мастер – класса для родителей и детей 2 группы «Новогодняя игрушка» Цель: привлекать родителей к совместному сотворчеству с.

Мастер-класс «Контейнер-игрушка»

Мастер-класс «Контейнер-игрушка» Как часто мы сталкиваемся с проблемой уборки игрушек. Учим детей этому,прививая любовь к порядку. Сегодня я покажу вам мастеркласс по изготовлению.

Непосредстенно-образовательная деятельность «Филимоновская игрушка» ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Структурные компоненты деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Мотивация.

Работа с детьми по изобразительной деятельности по мотивам художественных промыслов России «Филимоновская игрушка»

Работа с детьми по изобразительной деятельности по мотивам художественных промыслов России «Филимоновская игрушка» Работа с детьми по изобразительной деятельности по мотивам художественных промыслов России "Филимоновская игрушка". Мне очень нравятся занятия.

Мастер-класс «Игрушка на ёлку»

Мастер-класс «Игрушка на ёлку» Вот и зимушка зима пожаловала. А вместе с ней и морозы трескучие,и снег,и лёд и. Но как говорится, у природы нет плохой погоды. Каждая погода.

Читайте также: