Как сделать игрушки на пальчики

Обновлено: 27.04.2024

Цель моей работы:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

2. Развивать у детей мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать память.

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

4. Обогащение словарного запаса.

5. Повышение уровня речевого развития.

6. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении.

Методы:

Игровой, творческий, словесный.

Предварительная работа:

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Что такое пальчиковый театр?

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

3. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета

(например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо);

для знакомства с героями и сюжетом сказки,

для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом».

4. А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки. С их помощью можно оживить любые стихи, сказки, потешки. Незамысловатые игрушки развивают интонацию, артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, внимание, фантазию.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

• Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

• Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

• Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;

• В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Виды пальчиковых кукол

1. Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.

2. Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Может быть использован во всех возрастных группах.

3. Пальчиковый театр из бросового и природного материала. Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т. д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать во всех возрастных группах при соблюдении учета физиологии детей.

4. Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.

5. Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться во всех возрастных группах.

6. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.

7. Пальчиковый театр «Кукольные головки». Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении.

Опыт работы «Пальчиковый театр». Мастер-класс по изготовлению пальчиковой куклы






Вот такой театр у нас получился.

Теперь хочу познакомить вас, с изготовлением пальчиковой куклы техникой оригами.

Мастер класс для педагогов ,это важный компонент в развитии по мелкой моторике,поэтому хочется поделиться находками по данной теме.

ВложениеРазмер
master_klass_dlya_pedagogov.docx 85.37 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила :воспитатель первой категории

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики .

Форма проведения : мастер – класс

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да» .

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли ? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер -класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса « Веселые пальчики » .

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики , поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики .

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать !

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают, на что похожа их смятая бумажка)

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём ,

Заниматься мы начнём!

Для чего мы делали это упражнение?

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса , сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание :

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев » .

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”- писал Н. Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом .

Что такое моторика ?

Моторика , в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику .

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике .

Крупная моторика это основа , вначале ребенок осваивает крупную моторику , а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики .

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы .

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика .

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук ?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев . Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки !

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память , мышление, внимание, связная речь.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием .

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки) . Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

« Мастер на все руки »

«Положа руку на сердце»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

способствует овладению навыками мелкой моторики ;

помогает развивать речь ;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы : внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока» , но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

(совместно с педагогами проводится игротренинг) .

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – я .

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки , на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику , которую они используют в своей работе.

Показ пособия « Пальчиковые шаги » Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.

«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки . Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!»

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Игры с предметами и материалом

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры , но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

1. Игры с прищепками, скрепками

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

Ущипнуть тебя он хочет.

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки) .

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу .

Очень интересно для детей «приделывать» недостающие части, к вырезанным из картона игрушкам, животным.

Аналогично со скрепками.

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Пособие « Веселые прищепки »

Пособие «Разноцветная полянка»(с крабиками)

Ребенок закрепляет на полянке цветочки, бабочки ( «крабики» ).

2. Игры с пинцетом и пипеткой

3. Игры – шнуровки

(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

4. Наматывание ленточек

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

5. Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки , гороха, фасоли).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая :

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

3. Дидактические игры «Накорми Колобка» , «Накорми птичку» , «Золушка»

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку) . Проведите пальцем ребенка по крупе . Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

5. Пособие «Волшебная коробочка» . Рисование крупой

6. Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки, кладем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики . Двигаемся на «лыжах» -

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

(Упражнение проводится с педагогами) .

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Дидактические пособия «Раскрась рисунок» , «Чего не хватает» ,сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера и цвета; воспитатель помогает.

«Чудесная коробочка» ( «сухой бассейн» )

7. Игра со спичечными коробками «Найди маму»

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Игры с бусинами, макаронами, трубочками.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается : пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Пособие «Собери бусики»

10. Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

11. Теневой, пальчиковый театр .

12. Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.

Конструирование и работа с мозаикой, паззлами.

Освоение ремесел : шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

13. Художественно-творческая деятельность

И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как :

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

Аппликация (мозаичная, обрыванием) .

На них мы не будем заострять наше внимание

14. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, камушками, зубными щётками и т. д.)

(Упражнение проводится с педагогами)

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать .

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик ,

Быть послушным научу

(упражнение проводится с педагогами) .

Упражнение «Накрути ленточку на палочку»

Игра с крупными бигудями

В машине, в машине

Катают бигуди между ладошек

Руки держат перед собой.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского :

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев . От пальцев , образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке ,тем умнее ребенок».

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей . Форма, цвет, звук : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития » ., 1997.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития » ., 1997.

Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей . М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . М., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс для педагогов "Веселые пальчики"

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами.


Мастер -класс для педагогов "Веселые пальчики"

мастер класс для педагогов по пальчиковым играм.


Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики».


Театральная деятельность – это не просто развлечение. Во время показа представления дети знакомятся с различными художественными произведениями, у них развивается связная речь и произвольная память, внимание и умение сосредотачиваться. Во время показа спектакля ребенок различает эмоции персонажей, как их передают интонацией голоса артисты, учится узнавать хороших и отрицательных героев, понимать смысл истории.

В каждой группе детского сада обязательно присутствуют несколько видов театра. Это настольный и пальчиковый, теневой и кукольный. В нашей статье пойдет речь о том, как сделать своими руками пальчиковых кукол для театральных игр дома и в садике. Есть несколько видов таких изделий, которые при желании можно с легкостью выполнить самостоятельно.

На фотографиях вы увидите популярные варианты изготовления этих небольших поделок, созданных из разных материалов. Пошаговое объяснение и выкройки помогут понять, как правильно создать пальчиковых кукол своими руками. За основу поделок выбирают листы фетра или бумагу, ткань или делают фигуры из пряжи, связав их крючком или спицами. Интересно выглядят куклы из синельной проволоки.

Бумажный пальчиковый театр

Для изготовления таких пальчиковых кукол своими руками нужно приготовить плотную бумагу, карандаши или восковые мелки, ножницы, степлер. Для начала нужно измерить объем пальцев и добавить 2 см на свободное прилегание и на скрепление боковых сторон. Затем определите середину прямоугольника, высота которого соответствует длине пальцев, и нарисуйте нужного персонажа простым карандашом. Если вы не умеете рисовать, не страшно. Можно распечатать героев сказки, пользуясь интернетом и принтером.

бумажные куклы

Затем по контурам раскрасьте героя яркими цветами. Остается аккуратно вырезать своими руками пальчиковую куклу с помощью ножниц, оставив внизу нетронутыми боковые части прямоугольника для надевания на палец. Примерив фигуру на палец, соедините края вместе и приколите скрепкой с помощью степлера.

Вариант с отверстиями для пальцев

Существует еще один вариант изготовления пальчиковых кукол из бумаги своими руками. Для работы лучше всего брать картон, так как фигуры должны четко удерживать вертикальное положение, а тонкая бумага при надевании ее на пальцы сможет порваться, и картинка накренится вперед. Размер фигуры персонажа может быть большим, так как на сам палец она не надевается. Снизу каждой картинки вырезают два круглых отверстия. Ребенок вдевает туда указательный и средний пальцы и удерживает фигуру перед собой лицом к зрителям.

куклы с отверстиями

Как сделать пальчиковую куклу? Персонажа можно создать аппликацией, нарисовать на картоне карандашами, маркерами или гуашевыми красками, вырезать из старой книжки или сделать детали из ткани. Тыльную сторону можно не оформлять, а оставить белой, так как она не видна зрителям. Отверстия для надевания фигуры должно быть большего диаметра, чем пальцы ребенка, чтобы картинка надевалась быстро и свободно, ведь в течение спектакля придется сменить несколько героев.

На фотографии в статье вы видите выкройку пальчиковых кукол. Своими руками можно их перерисовать или использовать, как образец. Фигурки персонажей можно сделать объемными. Для этого можно приклеить отдельно руки, уши или хвост сзади.

Мобильные куклы

Из плотной бумаги можно сделать оригинальные куклы для пальчикового театра, которые могут выполнять простейшие движения головы или хвоста. Состоят такие фигуры из двух частей. Одна выполняет функцию туловища и надевается глубоко на палец. Ее делают либо в форме трубочки, либо добавляют пышный хвост сзади. На первую фалангу пальца надевается вторая часть поделки, на которой создана голова персонажа.

мобильные куклы из бумаги

Она может быть любой формы, в зависимости от героя сказки. У мышки это конус, у попугая - длинный загнутый вниз клюв, у лошади - усеченный конус с закрытой передней частью. Первая и вторая часть поделки обязательно соединяются между собой спереди или сзади. Соединение может быть цельно вырезанным, а может прикрепляться отдельно. При показе спектакля палец нужно сгибать или разгибать, совершая головой персонажа движения по тексту сказки. Раскрашивать куклу желательно ярко, чтобы присутствовало много оттенков. Можно сделать поделку на плотном белом листе, а потом ее оклеить цветной бумагой.

Выкройки для поделок

На фотографии ниже есть несколько часто встречающихся персонажей наших сказок, которые можно перерисовать для своего домашнего театра. Воспитатель в детском саду может отпечатать их на принтере и дать детям для раскрашивания.

выкройки для фигур пальчикового театра

Потом готовые фигуры нужно наклеить на плотный картон и аккуратно вырезать по контурам ножницами. Для того чтобы сделать отверстия, сначала проколите кружок острием маникюрных ножниц, а потом обрежьте лишнюю бумагу по кругу.

Пальчиковая кукла из ткани

Своими руками можно пошить небольшую куклу для домашнего театра. Обычно голова персонажа в таком случае делается твердой с отверстием внутри, куда малыш должен вставить палец. Это может быть деревянный или пенопластовый, ватный или синтепоновый шарик. На него сверху натягивается ткань и завязывается вокруг шеи героя.

кукла из ткани

Ее нижний край сшивается с тыльной стороны, образуя чехол на палец. Чем хороша кукла, сшитая из ткани, так это тем, что к ней можно прикрепить руки и ноги, надеть шляпу или косынку на голову, одежду и остальные мелкие детали, например, кобуру для пистолета или пояс с саблей для героя. Для персонажей женского пола можно сшить красивое платье и передник, сделать длинные волосы с косичками или хвостиками из ниток пряжи.

Поделки из фетра

Пальчиковые куклы из фетра своими руками шить приятно и просто, так как ткань мягкая, теплая. В магазинах швейной фурнитуры можно выбрать листы любого цвета и оттенка. Материал прекрасно сшивается и вырезается ножницами. Такие мелкие детали, как нос или глаза героя можно просто прикрепить с помощью клея ПВА. Чаще всего фигурки для пальчикового театра делают цельными. Для этого нужно сделать шаблон на картоне и обрисовать его на ткани выбранного цвета. Потом вырезается фигура персонажа, причем в двух экземплярах, для тыльной и лицевой стороны. Затем оба края сшиваются нитками, подобранными в цвет ткани, чтобы они не выделялись.

фетровые куклы

Дальнейшая работа проводится над мелкими деталями. Это глаза и рот, нос и уши, коготки на лапах и усы. На тыльной стороне можно сделать хвост или косынку героя. Детали можно отдельно вырезать из фетра другого цвета, а можно вышить нитками мулине иголкой. Так как фетр хорошо клеится, то многие поделки дополняют аппликацией из листов других цветов.

Фигуры из частей

Делают следующий вид пальчиковых кукол из фетра своими руками по выкройкам, одна из которых представлена ниже на фотографии. На данном образце видно, что фигура слона состоит из центральной основы в виде круглой головы, рук и нижней юбки, на которой удерживается поделка на пальце ребенка или взрослого артиста. Главная деталь будущей фигуры вырезается в двух экземплярах. Эти части пока одинаковые с двух сторон.

выкройка слона

Потом рисуют переднюю часть головы с хоботом, заостренные бивни и два уха. По шаблону детали вырезаются отдельно и пришиваются таким образом, чтобы они были подвижными. Можно сделать хвост и пришить его только за верхнюю часть стежками. Низ хвоста должен свободно висеть. Уши пришиваются к голове только внутренним краем. Хобот тоже свободно свисает, как и белые бивни. С лицевой стороны прикрепляют игрушечные глаза слону, вот и все, фигурка готова для показа спектакля.

Разновидность кукол из фетра

Мы рассмотрели, как сделать пальчиковую куклу из фетра, которую можно надевать на один палец. Давайте познакомимся с еще одним вариантом изготовления фетровых персонажей, которые можно надевать на два пальца. Получается, что у сказочного героя появляются ноги, и он может передвигаться по поверхности стола. На фотографии ниже видно, что туловище кота сшито из двух частей с закругленными краями лап снизу. Сшиваются основания из фетра только по краям и между лап зверя снизу. Голова и хвост прикрепляются отдельно только на лицевую часть поделки.

куклы из фетра

Мышка сделана немного иначе, в виде кармашка. Нижняя часть не видна зрителю, поэтому состоит только из кусочка фетра для удержания пальцем. Верхняя часть поделки – лицевая, поэтому именно на ней вырезается хвост, заостренный носик мыши, пришиваются уши, нос и вышиваются черными нитями глаза. Мышку используют в представлении только в положении лежа на поверхности стола.

Куклы из синельной проволоки

Последнее время все большей популярностью пользуются поделки из синельной проволоки. Если вы не знаете, что это такое, то давайте познакомимся поближе с данным материалом. Такая проволока с мягким и пушистым покрытием была придумана исключительно для чистки курительных трубок, однако со временем мастера рукоделия стали делать из нее разнообразные поделки. Это цветы и насекомые, персонажи сказок и птицы.

синельная проволока для кукол

Не обошли вниманием мастера и пальчиковых кукол. Для создания головы обычно берут пушистые шарики, подобранные в цвет проволоке. На него наклеивают глаза и рот персонажа. Из синели скручивают спиралевидную ножку, в которую вставляют палец при надевании куклы на руку. Отдельно прикрепляют руки. хвост, уши и другие необходимые детали. Делать поделки из синельной проволоки достаточно просто. Она прекрасно принимает необходимую форму сгибанием и скручиванием. Она мягкая и пушистая, поэтому часто используется в творческих работах детей.

Как видите, сделать самостоятельно кукол для пальчикового театра несложно, интересно использовать разные материалы. Попробуйте сделать их своими руками вместе с ребенком. Потом вечерами показывайте спектакли для членов семьи. Это увлекательное и полезное развлечение.

бумажные куклы для детей

Игрушки

Пальчиковые куклы для детей — обязательная игрушка для малышей старше 1 год и до школьного возраста. Почему? Расскажем.

Наборы пальчиковых кукол — отличный выбор, чтобы сделать чтение сказок и любые рассказы для малыша увлекательными.

Пальчиковые куклы можно использовать как реквизит, чтобы помочь детям узнать о разных животных и других персонажах, услышать много историй о них. Они также помогают развивать воображение ребенка, эмоциональный интеллект, счет, мелкую моторику и словарный запас.

Пальчиковые куклы своими руками

Из резиновых перчаток

На создание таких купол уходят считанные минуты — и вы готовы к постановке в вашем пальчиковом театре!

  • новые плотные резиновые перчатки,
  • маркеры (не на водной основе, они размажутся) или акриловые краски,
  • ножницы.

пальчиковые куклы для детей своими руками из резиновых перчаток
пальчиковые куклы для детей своими руками из резиновых перчаток
пальчиковые куклы для детей своими руками из резиновых перчаток
пальчиковые куклы для детей своими руками из резиновых перчаток

Возьмите перчатки и отрежьте пальцы. Вы можете оставить куклы желтыми (если перчатки были желтыми) или вывернуть пальцы наизнанку, чтобы сделать белых пальчиковых кукол.

Дайте волю своему творчеству и рисуйте персонажей прямо на резиновых пальцах. Вот и все — готово! Через несколько минут вы окажетесь с целой труппой прекрасных актеров пальчикового театра.

Из бумаги

Вы можете сделать пальчиковых кукол из бумаги просто нарисовав любых персонажей и прикрепив их к бумажному колечку.


Из ЭВА

Куклы из ЭВА можно делать по тем же шаблонам, что и бумажные. Распечатать красиво не получится, все мордочки придется рисовать. Зато такие игрушки гораздо прочнее бумажных!


Тканевые

Очень уютные и прочные пальчиковые куклы получаются из фетра, ткани и пряжи. Но это уже не детские поделки, а полноценный взрослый проект по созданию игрушки своими руками. Вот некоторые идеи для вдохновения:

Выкройки для пальчиковых кукол из фетра

Кукол из фетра легко изготавливать. Этот недорогой материал не сыпется, его можно сшивать вручную или на швейной машине, склеивать.

Готовые куклы имеют в высоту примерно 7 см.

Шаблоны пальчиковых кукол — динозавров


Глаза и ноздри выполнены нитками стежком «французский узелок». Для начинающий динозавроведов поясняю: синий — стегозавр, красный — птеранодон, желтый — трицератопс, зеленый — бронтозавр, розовый — тираннозавр.



Выкройки пальчиковых кукол — драконов из фетра




Выкройка пальчиковой куклы из фетра «Лягушка»







Собака



Белка



Кролики




Рождественские куклы




Выкройки для фетровых пальчиковых кукол — машинок

Выкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинокВыкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинок


Выкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинок

Выкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинок
Выкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинок


Выкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинок
Выкройки для фетровых пальчиковых кукол - машинок

Польза пальчиковых кукол

Есть два способа развития мелкой моторики с помощью кукол:

  • Ношение и использование пальчиковой куклы развивает мелкую моторику.
  • Создание пальчиковой куклы путем вырезания, склеивания, шитья.

Помимо мелкой моторики, игра с пальчиковыми куклами развивает эмоциональный интеллект, творческий потенциал, уверенность в себе, ясную речь.

пальчиковый театр из бумаги

Поделки

Пальчиковый театр из бумаги своими руками: распечатать красивые бумажные шаблоны человечков и других персонажей для пальчиков.

Пальчиковые куклы отлично подходят для того, чтобы привлечь внимание ребенка и удержать его. А в сочетании с книгой, песней, упражнением или стихотворением они могут стимулировать детское развитие и даже вызывать всевозможные магические результаты 😜

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны

Пальчиковый театр из бумаги своими руками

Чтобы изготовить пальчиковый театр из бумаги, вам понадобятся: распечатанный шаблон, ножницы, фломастеры или карандаши для раскрашивания, скотч.

Распечатайте бумажных кукол и вырежьте в нескольких миллиметрах от контуров, за исключением небольшой полоски вокруг пальца, которую вы можете вырезать точно по шаблону.

Оберните полоску вокруг пальца, чтобы получить правильный диаметр кольца пальчиковой куклы, закрепите полоску с помощью скотча.

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны

Если вы хотите раскрасить своих маленьких персонажей, сделайте это перед вырезанием или, по крайней мере, перед тем, как свернуть полоску, так будет намного проще!

Пальчиковый театр «Школа»

Среди этих пальчиковых персонажей вы найдете учителя и учеников.

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны

Семья

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны

Пальчиковый театр «Зверюшки»

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны
Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны
Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны

Зоопарк

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны

Весна


Репка

Пальчиковый театр «Репка» представлен в двух вариантах — выбирайте что больше нравится!

пальчиковый театр Репка


Красная Шапочка


Пальчиковый театр из бумаги «Лето»

Пальчиковый театр из бумаги своими руками - распечатать шаблоны
Поросята


Ферма


Забавные змейки


Распечатайте цветной или черно-белый шаблон. Для детских пальчиков, возможно, вы захотите уменьшить размер змеек — воспользуйтесь настройкой печати «Масштаб».


Вырежьте тело змеи по контура и склейте, как на фото.

Вот шаблоны-змейки пальчикового театра из бумаги:

Пальчиковый театр из бумаги — объемные куклы





Бумажные куклы пальцами-ногами

Динозавры

Пальчиковый театр из бумаги для двух пальцев



Пальчиковый театр из бумаги: польза для детского развития

Развитие речи

По мере того, как дети взаимодействуют с марионетками и играют с ними, они упорядочивают свои мысли и совершенствую речь.

Дети естественным образом вырабатывают структуру предложений и используют активный словарный запас, чтобы выразить свою точку зрения. Их взаимодействие часто отражает их опыт и знания о реальном мире, давая детям возможность лучше понять эту информацию в игре.

Развитие воображения

Куклы являются основной игрушкой для сюжетно-ролевых игр и позволяют детям совершенствовать творческое воображение.

Когда ребенок играет, появляются истории и персонажи с личностями. Они могут испытывать счастье, грусть или быть нахальными и глупыми.

С куклами-животными дети могут просто тратить время на мяуканье, как кошка, и мычание, как корова. Это, конечно, тоже хорошо!

Процесс игры с пальчиковым театром предлагает скачок для их творческого потенциала, и по мере развития ролевой игры дети будут развивать свои языковые навыки и навыки рассказывания историй, даже не осознавая этого.

Развитие мелкой моторики

Когда дети манипулируют пальчиковыми куклами, чтобы заставить их двигаться, менять их положение с пальца на палец, задействована детская мелкая моторика.

Процесс игры куклами также полезен для координации рук и глаз.

Все эти полезные навыки развиваются в ходе игры с пальчиковыми куклами. А если ребенок помогает вам делать пальчиковый театр из бумаги своими руками, он совершенствует:

Читайте также: