Как сделать русскую народную игрушку из глины своими руками

Обновлено: 24.04.2024

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки : филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)


Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»

Традиции народного промысла. Глиняная игрушка «Золотой петушок»


Перепелкова Ольга Юрьевна

педагог дополнительного образования

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Глиняная игрушка – это один из видов мелкой пластики, к которой относятся изображения животных, людей, многофигурные композиции и предметы быта. Игрушка из глины – это одна из значительных областей народного искусства. Традиции творчества народных умельцев всегда передавались из поколения в поколение. Глиняная игрушка не просто поделка, выполненная своими руками. Это самостоятельно придуманная творческая работа, выражающая вкус, мысли, настроение. Ребенок не только играл и играет игрушками, но и стремится повторить, сделать их самостоятельно - это побуждает его к труду, к творчеству - вот одно из главных достоинств русской игрушки.

Цель: Сформировать и развить художественно-теоретические и художественно-практические знания, умения и навыки по технологии изготовления народной игрушки из глины.

1. Научить лепить народную игрушку «Петушок» на основе филимоновской игрушки;

2. Ознакомить детей с технологией лепки из глины;

3. Развить внимание, аккуратность и усидчивость;

4. Развить мелкую моторику и творческое мышление.

При проведении данного мастер-класса использованы следующие методы и приемы обучения:

· наглядные методы и приемы (использование образа, схем, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

· словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, и т.д.);

Материалы и оборудование:

· баночки с водой;

· стержни от ручки;

Посмотрите, как можно слепить филимоновскую игрушку из глины (характерным признаком этих фигурок является то, что их делают, как свистульки, однако петушки и индюки ‒ исключение, так как они не свистят).

Важный пёстрый Петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт!

1. Возьмите кусок глины и разделите его на три части – для подставки, для мелких деталей (бородки, гребешка и крыльев) и для основной части фигуры.


2. Самую большую ‒ основную часть скатайте в морковку. От того, каких размеров и параметров она будет, зависит и будущий вид вашего изделия.


3. Согните эту заготовку посередине под прямым углом. Там, где часть потолще, будет хвост, а из острой части необходимо сформировать головку с клювом. Если на месте сгибов появились трещинки, загладьте их мокрыми пальцами.

4. Сожмите несколько раз утолщенный конец, чтобы у вас получился большой плоский хвост. Можете подровнять его с помощью стэка.



5. Для подставки слепите конус из глины. Острый конец отрежьте стэком. Когда будет готово, поставьте подставку на клеёнку и прикрепите сверху фигурку на шликер. (Шликер - жидкая глина, которая используется для скрепления деталей. Вылепите мисочку из глины, налейте туда немного воды и помешивайте кисточкой)



6. Крылья- из шарика сделайте пластинку, нарисуйте на ней две капельки и вырежьте стэком. С помощью шликера прикрепите петушку с двух сторон, придайте форму стэком.


7. Гребешок сделайте из маленького цилиндра, сжатого между пальцами– просто смажьте головку фигурки шликером и плотно прижмите гребень. Форму гребешку придайте стэком.

8. Бородку скатайте из небольшого шарика и прикрепите шликером под клювом.

9. Стержнем по глине можно нанести узоры на крыльях и хвосте, наметить глазки.


10. Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают в электрической муфельной печи.



Результат мастер-класса:

1. Освоили навыки работы с глиной;

2. Научились видеть и передавать характерные пропорции народной игрушки «Золотой петушок»;

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад К/В №8 «Росинка», город Пущино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.
Назначение: пополнение Центра творчества в группе, подарок, игрушка на выставку, конкурс.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному
труду.



Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.


Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.



2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.



3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.



4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.















13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.










20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.




21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.

Автор: Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.


Цель: изготовление игрушки из глины.
Задачи:
– Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
– Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
– Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
– Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
– Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
– Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
Материал:
- Глина (кембрийская);
- Индивидуальные доски для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый-художественный);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
- Ватные палочки;
- Лак для волос.

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.




Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.




Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.



Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.



Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.



Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.



Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.



Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.





Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.





Слепим для петушка другую подружку – уточку.
Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.



Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.









Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!



Филимоновские игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь нас всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Наши яркие цвета.

Читайте также: