Как сделать винт для игрушечной лодки

Обновлено: 16.05.2024

Известно, что гребной винт для судомоделей имеет достаточно сложную технологию изготовления, связанную с тонкой механической обработкой и точной пайкой лопастей. Еще больше проблем у моделистов, выступающих в классах FSR, F3,— им приходится вытачивать винт из стальной болванки или отливать в специальной форме.

Разумеется, начинающим спортсменам такие операции оказываются не по силам. Поэтому мы предлагаем свою технологию выполнения гребных винтов и крыльчаток, опробованную и успешно испытанную в нашем кружке. Она предельно проста и в то же время позволяет очень точно выдержать геометрию винта при любых заданных параметрах.

Суть нашего предложения в следующем. Прежде всего, надо подобрать заготовки — толстостенные стальные или латунные трубки — такие, чтобы внутренний диаметр позволял нарезать резьбу под концевик гребного вала, а внешний соответствовал диаметру ступицы. Затем трубку размечают, исходя из заданных условий: числа лопастей, шага и т. п.

С торца выполняют продольные пазы — так, как это показано на рисунке. Лопасти обрабатывают после их отгиба. Продольные пропилы могут быть выполнены не параллельно оси трубки, а под углом — тогда винту придается «саблевидность». Если потребность в гребных винтах будет довольно большой, то можно ускорить процесс их изготовления благодаря применению специальных кондукторов. Последние представляют собой своеобразные матрицу и пуансон.

Упорный кондуктор («матрица») надеваются на трубку-заготовку, а подвижный («пуансон») производит отгиб лопастей по заранее обработанной поверхности. Последнюю можно подготовить таким образом, чтобы при необходимости придать лопастям крутку — вручную это будет сделать непросто.

Кстати, изготовление винтов с помощью кондукторов можно рекомендовать и промышленным предприятиям. Аналогичным образом изготавливают и крыльчатки — например, для вентиляторов. Следует отметить, что оснастка для их выпуска весьма проста и может быть налажена параллельно с производством винтов.

(Автор: Ю. БЕЛОШЕНКО, преподаватель кружка, г. Антрацит, Луганская обл.)

Заготовка гребного винта

Рис. 1. Заготовка гребного винта.

Развертка трубы с разметкой трехлопастного винта. Угол а выбирается исходя из заданного шага винта

Р и с. 2. Развертка трубы с разметкой трехлопастного винта. Угол а выбирается исходя из заданного шага винта.

Варианты формы лопастей винтов

Рис. 3. Варианты формы лопастей винтов.

Изготовление винтов с помощью кондукторов

Рис. 4. Изготовление винтов с помощью кондукторов: 1 — кондуктор-пуансон, 2 — заготовка винта, 3 — упорный кондуктор-матрица.

Отформованная заготовка десятилопастной крыльчатки перед началом придания лопастям требуемого профиля

Рис. 5. Отформованная заготовка десятилопастной крыльчатки перед началом придания лопастям требуемого профиля.

Наша судьба иногда зависит от всяких случайностей, например, проявленный к какой-либо теме интерес в детстве может стать и почвой для профессиональных интересов всей жизни. Секрет Мастера предлагает родителям построить своими руками вместе с детьми простой кораблик с двигателем на резиномоторе.

Как сделать кораблик на резиномоторе своими руками

Материалы

Для строительства кораблика применены следующие материалы:

1. Обрезок доски шириной 120 мм, толщиной 20 мм и длиной 250-300 мм.

2. Три пластиковых карточки.

3. Два самореза или гвоздя длиной 30-40 cм.

4. Несколько банковских резинок.

Инструмент

Инструмент также нехитрый: ручная пила или электролобзик, отвертка и ножницы. Как опция может понадобится термопистолет с термоклеем

Порядок строительства кораблика своими руками

Строительство осуществляем по пошаговой инструкции.

Шаг 1. Размечаем контуры корпуса кораблика на обрезке доски. Нос корабля может быть с прямыми или плавными обводами. Длина кораблика 250 мм, глубина выреза в корме под гребное колесо 90 мм, а ширина 70мм.

Шаг 2. В 40 мм от кормы на одинаковых расстояниях от бортов прикручивается два самореза или прибивается два гвоздя. Шляпки должны быть на высоте 20-25 мм.

Шаг 3. Изготавливаем гребное колесо. Подробную схему смотри на фото. Если вы начинающий кораблестроитель, то рекомендуется сначала сделать четырех лопастное колесо, а если есть опыт, то сразу сделать шести лопасное. После сборки колеса для надежности и фиксирования положения лопастей лучше подклеить последние у основания термоклеем.

Шаг 4. Гребное колесо устанавливаем в корпус используя минимум 2-3 резинки. Колесо должно находиться строго по центру выреза в корме.

Шаг 5. Проверяем работу резиномотора, закручивая колесо в сторону кормы.

Испытания кораблика на воде

Испытания кораблика проводим на водоеме, желательно без сильного ветра, течений и препятствий в виде водных растений или камней. Поодумайте о спасении кораблика после остановки мотора. Дальность плавания зависит от степени закручивания резинок, количества резинок и качества резинок, а также от прочности гребного колеса. Смотри видео.


После покраски катера, начал монтировать навесные детали.
Они включают в себя:
— так называемые «ножи» (не знаю как правильно, но эта деталь на Али называется именно так).
Они устанавливается почти на все радиоуправляемые катера, и их размер зависит от размера катера. Не смог найти в интернете их научное объяснение, но в целом их задача — стабилизация катера на поворотах.




В целях минимальной экономии я сделал эти детали самостоятельно. Из полоски алюминия толщиной 2 мм выпилил 2 прямоугольника 20х55 мм. Придал форму «ножей» и заточил. Так же, чтоб они не выделялись по цвету, покрасил их той же краской в несколько слоев, и залакировал.


В строительном магазине были куплены маленькие уголки (используются вроде для мебели и деревянных конструкций), и на винтах и самозажимных гайках М4 собрал узел.

— транцевые плиты. Научно, наверное, не смогу объяснить их назначение, но в двух словах: они нужны для более быстрого и «легкого» выхода на глиссирование, за счёт уменьшения давления воды на дно катера в районе транца.

Обращаясь опять же на различные обзоры радиоуправляемых катеров, видим, что они тоже в большинстве случаев устанавливаются на катера.


Размер их я не смог точно определить конкретно для моей модели. Но их есть огромное множество с различными размерами и типами.

Не думаю, что тут действует принцип «больше-лучше». Учитывая размер катера, они должны оказывать большое влияние на управляемость.

Когда я забрал машину у родственника, в багажнике я обнаружил такие детали:


Я не знаю что это, для чего это используется, но они очень «пружинные». То ли они каленые, то ли такая сталь, но я решил что они могут идеально подойти на роль транцевых плит.
Родственник занимается установкой окон. Возможно это как то применяется в этой сфере. Размеры 30х30 (одна половина детали).

Было решено использовать их. Пока только по одной с каждой стороны. У меня таких есть 5-6 штук.
Выбрал более-менее одинаковые, Выровнял загнутые края, придал ровные плоскости, и сделал одинаковый угол.

Перед установкой так же покрасил и залакировал.
Прикрутил на винты и гайки М4

— кронштейн вала (не знаю как правильно называется эта деталь). Так как вал гибкий, мы можем изменять «угол атаки винта», его «вылет», и прочее за счёт изменения положения деталей друг относительно друга.


Крепится на 4 винта М3. По факту оказалось что эту деталь прикрутить сложнее всего. Ровно выдержать ее и ровно просверлить.
Во время сверления, когда сверло прошло насквозь, зацепил патроном эту деталь. Так как сзади поверх фанеры приклеена бальса, которая очень пористая, образовался косяк. Пришлось брать шпатлёвку и замазывать.


— руль. Рассказывать для чего он конечно же не буду. Напомню, его длина 95мм. Крепится на 2 винта М3.
Я его начал крепить сразу после кронштейна, и не подумав, просверлил пока одно отверстие для него. Когда я прикинул его, заметил, что он будет задевать винт при повороте руля.
СНАЧАЛА ДУМАЕМ, ПОТОМ СВЕРЛИМ.
Не повторяем моих ошибок.
Перенёс руль на пару см вправо. Это его место. Руль и должен быть сбоку (не спрашивайте почему, я сам не знаю), опять же почти на всех моделях так.
Ну и без косяка не обошлось, руль прикрутил кривенько.

То ошибочное отверстие рассверлил до 6 мм и вклеил штуцер для системы охлаждения (тот который двойной).


Планировалась, что рычаг для поворота руля будет справа, но из-за того что руль переехал чуть правее, пришлось перекрутить его на левую сторону.
Мелким сверлом я прикидывал примерное место прохождение тяги через транец, смотрел на изгиб этой проволоки, и уже потом смещал тем же сверлом отверстие. Потом я рассверливал сверлом на 10 и вклеивал штуцер для пыльника тяги.


Т.к. китайцы качественно не смогли сделать эту деталь (штуцер не подходит к диаметру пыльника), обрезал бортик на конце пыльника и вклеил его на силикон. Выглядеть стало гораздо лучше.

Финальный штрих — прикрутил винт.


Винт решил взять на 38 мм. Опять же точных размеров и правильного выбора винта я не смог найти. Судя по форумам это оптимальный размер для такой модели. Возможно потребуется на 36 мм. Посмотрим как он себя поведёт.


ДИСКЛЕЙМЕР:
ВСЕ ЧТО ЗДЕСЬ ОПИСАНО, ДЕЛАЛ Я САМ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ГОВОРЮ ЧТО «ТАК ПРАВИЛЬНО, ДЕЛАЕМ ТАК». ЭТО НЕ ИНСТРУКЦИЯ К ПОСТРОЙКЕ КАТЕРА. У МЕНЯ НЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ДЕРЕВОМ. ПРОСТО МНЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ РУКАМИ, ПОЛУЧАТЬ ОПЫТ, СОЗДАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ.

Все началось в начале февраля, когда я случайно на всем известном китайском сайте наткнулся на детали для радиоуправляемых катеров и катамаранов. Порадовала их невысокая цена, относительно другого рода моделей (до этого момента была идея собрать трагги или монстра на базе давно валяющегося на балконе шот-корса, масштабом 1:10. Но цены на детали огорчали).
И я загорелся.
Своим инженерным мышлением прикинул, какие детали надо и что надо установить.
Стал думать, как построить корпус. Так как я ни разу не судостроитель, начал искать чертежи корпуса в интернете. Потратив несколько дней на поиски, я смог их найти. Если кто то вдруг тоже захочет сделать подобное, ключевые слова «Wasabi900e».


900 — это длина катера в мм. Так же видел чертежи на 1300 мм для катера с ДВС.

Поехал в печатный центр и распечатал чертежи в формате А1. Оригинальный pdf файл именно такого формата. Все распечаталось с точностью до мм. (У меня курсовые даже с такой точностью никогда не печатались, даже если по размеру были созданы). Печатаем 2 копии, а лучше 3, на всякий случай.
Одна копия основной чертёж, для сверки, второй для трафарета. Третий — пусть будет.


Идём в нормальный строительный магазин и смотрим фанеру. Нужна фанера в идеале 6мм. Я такую не смог найти, но нашёл фанеру 4мм, распиленную квадратами 50х50см. Берём 2 ровных(!) листа. Также понадобится клей ПВА столярный (у меня уже был универсальный, но позже я докупил банку водостойкого). Так же смотрим ручной лобзик и пилки для него.

Если есть какой-то специнструмент для фигурной резки — вообще замечательно. Пилить надо много и долго.

Ищем место для работы, желательно большой стол с хорошим освещением, клеим на ПВА вырезанные детали с одного из чертежей. Зажимаем к столу струбциной фанеру, и начинаем возвратно-поступательные движения лобзиком, и попутно вспоминая алкаша-трудовика в школе.

Делал модель на работе. За одну ночную смену я сделал нос катера.



Небольшой нюанс. Центральная часть, на которую крепятся шпангоуты из 4мм фанеры получилась, на мой взгляд, тонкая. Она легко гнулась, и была кривовата. Приклеиваем ее на фанеру, хорошо прижав по всей площади, даём высохнуть, и вырезаем такую же по форме уже выпиленной. Получаем 8мм толщину. Уже посерьезней.
Приклеиваем шпангоуты, не забыв что пазы на них (в центре) рассчитаны для 6мм фанеры, надо расширить до 8мм.

В следующую ночную смену делал кормовую часть. На чертеже видно что она состоит из нижней такой «доски» толщиной 6 мм. Читаем чертёж и вычисляем длину — 441мм. Заранее начертил на бумаге, приклеил на фанеру, выпилил. Оставшиеся шпангоуты пилим таким же образом. Склеиваем киль и шпангоуты вместе, выдерживая размеры. Делаем все точно, чтоб не было криво.

Следующий этап склейка корпуса вместе. Состыковка происходит в центре. Я взял доску, положил на неё кормовую часть и носовую. Зафиксировал изолентой. Под носовую часть примерно в центре, подложил изоленту, для того чтобы нос был правильно приклеен, а не смотрел вниз.


Важный момент: на чертеже, на шпангоутах есть прямоугольные высокие «уши». Они нужны для того, чтоб когда катер перевернут дном вверх, он стоял на них на одинаковой высоте. По идее он и должен собираться таким образом.

В общем скелет готов. Следующий момент — стрингера(ы) (хз как правильно) — продольные длинные палки, соединяющие шпангоуты вместе. В том же строительном магазине взял штапик 10х10 мм, длиной 150см. По чертежу они должны быть 6х6 мм. Зажимаю в тиски и канцелярским ножом срезаю лишнее. Можно рубанком, но я не стал тратить лишние деньги, а найти его мне негде.
Вклеиваем их начиная с кормы к носу, зажимая их проводом из витой пары. Нос пока не спешим клеить, там много работы, чтоб вывести его красиво.


Очень давно еще в детстве с отцом занимался постройкой примитивных лодочек под парусами, на электрических двигателях и батарейках и тому подобных.

Но всегда хотелось построить полноценную радиоуправляемую модель катера, только вот во времена моего детства с РУ запчастями была проблема. да и жил в таком месте, где их было достать попросту не реально.
И вот не так давно, буквально в конце прошлого года решил осуществить давнюю мечту)
Нашел понравившиеся чертежи, распечатал их в необходимом масштабе и начал постройку корпуса.


Строить решил из бальзы: внутренний каркас — 2мм., внешняя обшивка — 1мм.
Корпус изнутри пропитан жидкой эпоксидной смолой, имеет большое количество ребер жесткости, скрытых под двойной палубой.



После полной сборки получился очень прочным, нигде не играет.


Ближе к оконцовке изготовления корпуса, были заказаны все комплектующие для него. Список был очень большим. по общей сумме комплектующие вместе с доставкой встали почти в 10 килорублей.



Из основного:



В качестве радиоуправления была выбрана аппаратура Hobby King GT-2 2.4Ghz (2 канала).
Ну и соответственно огромное количество необходимых разъемов, креплений, термоусадок, гребных винтов разных диаметров и шагов для подбора, тяг и всего прочего).







Зарядка с балансиром, переходники для зарядки были прикуплены еще заранее, так что это все было.

Итак, выкладываю фотки процесса постройки. Также закину видео самого первого заплыва)

Скажу сразу, радости и адреналина была масса, когда видишь как построенная своими руками модель вполне не плохо функционирует))).





Что касательно его веса и размеров:

вес всей использованной на данный момент начинки - 845г;

вес голого корпуса - 260г;

вес в полностью собраном виде - 1105г;

длина вместе с рудером — 830 мм;

ширина по транцу — 150 мм;

максимальная высота (вместе с кабиной) — 105 мм.

После подбора винтов остановился вот на этом:

Видео смотреть с 1.09 минуты)

Читайте также: