Как слепить глиняную игрушку

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов г.Фрязино

Мастер-класс для учителей ИЗО «Лепим из глины»

Разработала учитель ИЗО

МОУ СОШ №4 с УИОП

Середа Марина Николаевна

Тема : « Лепим из глины » .

Цель : Передача опыта работы учителя по работе с глиной .

1. Дать практические знания педагогам о правильной подготовке глины к работе , сушке глиняного изделия , обжиге.

2. Повысить интерес к глине , как к природному материалу и желание работать с ней.

3. Привлечь коллег – учителей ИЗО к совместной работе с глиной при изготовлении коня : игрушки – свистульки.

4. Повысить уровень мастерства учителей .

5. Вызвать положительный настрой в работе с глиной .

Сегодня тема нашего занятия – древнее искусство керамики (лепки из глины) Изучение истории мировой культуры непременно начинается с керамики. Еще в мифах о сотворении мира повествуется о том, как Бог стал месить глину, придал ей форму по образу и подобию своему и вдохнул жизнь в свое создание.

Первые глиняные сосуды появились в эпоху неолита, когда кочевники перешли к оседлому образу жизни и им понадобились предметы обихода для длительного хранения продуктов. Со временем люди научились обжигать глиняную посуду на огне, что сделало ее прочной и водонепроницаемой. К этому времени относятся и первые свидетельства об украшении глиняных сосудов.

Глиняная игрушка — одно из ярких проявлений массовой народной культуры. Ее роль в жизни человека прослеживается с глубокой древности. В те времена игрушка носила культовую, обрядовую функцию, когда созданные образы служили целям языческих верований. Многие из архаичных (то есть древних) образов выражали единство человека и природы, его связь с кормилицей-землей, олицетворяли ее плодородие, служили оберегами от темных сил.

Игрушки делают разные: это и свистульки, сопелки, гудухи, и погремушки.

Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева различными животными, птицами и орнаментами.

Узкий, устойчивый круг тем и сюжетов, непринужденная, часто с "брачком" лепка, свободная, скоротечная манера росписи, древние мотивы в узоре и то, что почти все игрушки - свистульки, а не просто безделушки - во всём этом сказывается характер крестьянского народного творчества.

Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички.

Кроме свистулек, у мастериц есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Часто грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики.

Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для декорирования – важный момент творческого процесса, от которого в значительной мере зависит конечный результат. Глинами называются осадочные породы, образовавшиеся в результате длительного процесса выветривания горных пород, проходившего под воздействием окружающей среды: перепада температур, воздействия воды и других факторов.

Издавна люди использовали глину : делали из неё кирпичи, строили дома. В старые времена печи называли «горны» , отсюда и пошло слово «гончары» . Из глины делали посуду и , конечно же, игрушки – себе на забаву, детишкам на потеху. А ещё глиной лечились . Так что же такое глина ?

Глина – пластичный природный материал. Она не пропускает воду, не гниёт. В природе встречается бурая глина , красная, голубая, белая и чёрная. Глина бывает жирная , тощая, средняя.

Подготовка глины . Для лепки пригодна глина с низким содержанием песка (15% песка) . Глину измельчают , помещают в ёмкость, накрывают тканью. Затем через ткань льют кипяток на глину , покрывают сверху плёнкой, а затем тканью. В таком виде глину оставляют на ночь , чтоб «настоялась» . После этого, необходимо взять ситцевую влажную ткань и завернуть в неё небольшой ком глины . Через ткань глину разминают в тонкую лепёшку, сворачивают и снова разминают. Периодически ткань прополаскивают, отжимают и снова разминают глину через ткань . Эту процедуру повторять до тех пор, пока глина не станет пластичной. Глина не должна содержать никаких примесей, мелких камешек, воздуха. Чтобы узнать готовность глины , надо скатать из неё колбаску и свернуть калачом. При сворачивании на глине не образуется трещин, - значит, глина готова к лепке . Если трещины появились, то глина ещё не готова к работе. Если в глине много воды , надо взять сухую ткань и разминать глину через сухую ткань (ткань забирает лишнюю влагу) . При сухости глины используют влажную ткань.

(В современных условиях глину для работы можно также приобрести в магазине канцелярских принадлежностей, где она продаётся полностью подготовленная к работе).

Оборудование.

Рабочее место должно быть чистым, удобным, чтобы всё было под рукой. Нам понадобится глина , ёмкость с водой, тряпочки, разные по размеру стеки, деревянные лопаточки, ножи. Часть инструментов у вас всегда найдётся в доме. Это вилки, тёрки, скалка, формочки для выпечки, расчёска, зубочистка и т. д. Хорошо приобрести или сделать самим турнетку – подставку для глиняной поделки . С помощью турнетки вам не придётся каждый раз брать изделие в руки. Достаточно лишь повернуть колесо турнетки вокруг себя. Глиняную игрушку при желании можно расписать яркими красками, покрыть лаком.

Рекомендации.

Изделие надо делать полыми (пустыми) внутри, чтобы поделка быстро, равномерно сохла и не была очень тяжёлой. Все неровности надо выравнивать, затирать влажной тряпочкой, а детали тщательно примазывать друг к другу. Если вам необходимо выполнить отверстия, то делать их надо сразу. Иначе, после высыхания изделия сделать это будет практически невозможно. Во время лепки глину необходимо накрывать влажной тканью, чтобы она не высыхала.

Сушка.

Сушить изделие нужно 2-3 дня подальше от отопительных приборов, естественным путём. Через 3 дня поделку можно досушить на противне. Если на изделии появились трещины, то их надо замазать шликером (специальный водно- глиняный клей ) и вновь просушить. Неровности затереть наждачной бумагой.

Обжиг.

Обжиг изделия нужно проводить в муфельной печи (можно в русской печи) при температуре 800 градусов. После обжига глина (кроме белой) меняет цвет на бурый, красный, зеленоватый, цвета топлёного молока, масла, в зависимости от первоначального цвета глины . Если технология лепки из глины выполнена правильно ( глина хорошо вымешана , не имеет примесей, достаточно высушена, то после обжига глина приобретает цвет , это керамика. Если технология приготовления глины и сушка нарушены , то при обжиге изделие может лопнуть. Иногда перед обжигом изделие покрывают суриком свинцовым (окись свинца) для придания красивого оттенка.

Немного интересных сведений о материале, с которым мы будем сегодня работать.

Глина – целитель .

Глина вытягивает болезни . При болях в ногах глину разводят (растирают) в воде и ставят на солнце. Затем больные ноги опускают в эту воду на 2 часа. Если болят суставы, можно сделать из глины лепёшку и положить её на больное место.

Вопрос для интеллектуалов:

В передаче «Поле чудес» Л. Якубович задал вопрос : «В Китае, прежде чем впустить в город странников, им предлагалось это съесть. Что надо было съесть, прежде чем войти в город?» ( Ответ : «Кусочек глины » .) Оказывается, глина хорошо чистит кишечник. Её используют в косметологии : в кремах, масках, т. к. глина хорошо чистит кожу . Комочек глины кладут в молоко , чтоб молоко не прокисло.

Итак, приступим к работе.

Сегодня я предлагаю вам слепить из глины игрушку – грематуху в виде петушка.

hello_html_m6a2d3164.jpg

Рассмотрим основные приемы лепки, такие как лепка «пальцевыми защипами», спиральная лепка из жгутов и спиральная лепка из пластин. Еще в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Свою первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепешку и загибая ее края.

-Прежде чем лепить, согреем глину теплотой своих рук, разомнем ее.

-А какие приемы лепки мы знаем? Давайте, повторим их: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание. Для соединения деталей, смачиваем их водой.

Для работы нам понадобится глина, влажная тряпочка, разнообразные стеки, «штампики».

hello_html_m26aac179.jpg

Подготовим всё и начнём лепку

hello_html_m5292fc18.jpg

Отделить от большого куска небольшой комок и скатать из него шарик

hello_html_m65ed8d65.jpg

Большим пальцем надавить в центр шарика по оси и постепенно вращая и продолжая нажимать пальцем внутри шарика, изготовить сферическую форму:

hello_html_10d70a22.jpg

hello_html_m5ae3e37.jpg

hello_html_m224d192f.jpg

Важно: толщина стенок должна быть одинаковой со всех сторон и не тонкой (около 1см)

hello_html_m198d66ec.jpg

hello_html_3f2a9ed4.jpg

Скатать из глины несколько горошин, завернуть каждую в клочок газеты и поместить их внутрь полой формы. Во время сушки изолированные друг от друга с помощью газеты «горошины» не слипнуться друг с другом. В процессе обжига газета истлеет и «горошины» будут свободно перемещаться внутри полой сферы – грохотать.

hello_html_m4d3a26fa.jpg


hello_html_1b04306f.jpg

Из небольшого комка глины скатать шарик, на доске на тряпочке ладонью расплющить его и полученной лепёшкой закрыть полую заготовку.

Важно: кусочки газеты не должны попасть между стенками и лепёшкой иначе после обжига в этом месте будет трещина и звук грематухи будет не четким.

hello_html_m48998c99.jpg

hello_html_m503e232b.jpg

Аккуратно примазать лепёшку к стенкам так, чтобы не осталось ни какого шва и получился шар.

Важно: движения пальцев нужно контролировать – не нажимать сильно, иначе из-за полости внутри форма может повредиться.

hello_html_m561de59e.jpg

С одной стороны шара защипнуть глину и сформовать головку и клюв (они должны быть в форме конуса). С другой стороны таким же образом сформовать хвостик.

Скатать небольшой жгут (колбаску) из глины, нарезать её на одинаковые кусочки – порции и скатать из них шарики (из нарезанного на одинаковые кусочки жгута получаются одинаковые по размеру шарики)

hello_html_m61cd90f.jpg

Маленький шарик зажать в кончиках пальцев (как в клюве птички) и слегка сплющить. Повернуть на 90 градусов и снова приплющить. Должна получиться форма, похожая на капельку.

hello_html_6a564817.jpg

Подготовленные капельки прикрепить под клювом в виде бородки. Гребешок примазать с помощью стеки или влажными пальчиками

hello_html_m1aecbfec.jpg

Стеком выполнить выемки на гребешке

hello_html_e205c45.jpg

Лезвием ножа (или широкой стекой) движениями, напоминающим царапанье, снять несколько слоёв с поверхности куска глины. Получившиеся «наплывы» очень напоминают пряди волос, или пучки травы, или пёрышки…

hello_html_m649bc18f.jpg

Снимать «наплывы» нужно аккуратно с помощью другого стека. Они будут имитировать крылышки петушка.

Важно: крылышки нужно крепить симметрично относительно центральной линии спинки и центральной линии грудки

hello_html_44382e55.jpg

Палочкой сделать глазки. Важно: палочка должна пройти до полости. Если не будет отверстий, то при обжиге горячий воздух внутри сферы расширится и разорвёт изделие.

Таким же приёмом вылепить курочку и цыплят. С помощью различных штампиков выполнить насечку, имитирующую рябенькие пёрышки на грудке, спинке или где будет угодно. А цыплята могут быть в разных позах: клевать зёрнышки, любоваться облаками и т.п.

Дорогие коллеги! Думаю, что вам понравилось лепить из глины . Во время лепки у вас было хорошее настроение, все работали с желанием.

Советую вам : когда лепите из глины , улыбнитесь ей! Ведь глина живой материал . Слепили голову игрушки , нарисовали глаза. Смотрите, она глядит на вас. Поздоровайтесь с ней! И вы уже хорошие друзья с этим маленьким комочком глины . Глина отблагодарит вас ! Она принесёт вам и вашим детям радость, здоровье и массу положительных эмоций!

Литература:

1. Буббико Дж., Крус Х. Керамика: техника, материалы, изделия (Пер. с итал,- Издательство «Ниола- Пресс), 2006-128с.

2. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль 1998г.- 192с.

igrushki-iz-polimernoj-gliny

Лепка – процесс увлекательный и для детей, и для взрослых. Развитие ведь не заканчивается в детстве, следовательно, арт-терапия, которая, безусловно, сопутствует лепке, будет полезна людям разных возрастов. Если боитесь «связываться» с классической глиной, можете попробовать ее современный вариант – полимерную глину. Игрушки из полимерной глины получаются такими милыми и реалистичными, что это хобби надолго останется с вами.

Что необходимо для лепки

Полимерную глину также могут называть пластикой. Вещество, легко деформирующееся и пластичное, без риска разрушений и трещин, стало излюбленным материалом поклонников лепки. Первое, что понадобится для работы, это сама пластик-субстанция, которая бывает разных видов.

kak-vybrat-polimernuyu-glinu

Полимерная глина для ручной лепки может быть:

  • Самоотвердевающей – отвердевает на воздухе, потому хранится в вакуумной упаковке. Она, в свою очередь, подразделяется на тяжелую, легкую и холодный фарфор.
  • Запекаемая. Твердеть такой материал начинает при температуре выше 100 градусов, так как при таких условиях испаряются пластификаторы. Может быть жидкой, обычной, с наполнителями или полупрозрачной.

Глина – основа лепки, но кроме нее придется запастись еще кое чем. Например, не обойтись без скалки (ее может заменить стеклянная бутылка), острого ножа для бумаги, разной толщины кисточек, тонкой проволоки (будущий каркас), трафаретов для фигур.

Рабочее место должно быть комфортным: можно создавать маленькие шедевры на плитке, на пластиковой доске, стекле или очень прочной бумаге. Дабы не запачкать глину, работать лучше в перчатках. Для запекания/обжига мастеру нужны салфетки или фольга. Приобретать все и сразу не нужно: отдельные инструменты на первых порах заменят подручные средства. Со временем ваш рабочий уголок «обживется» всем необходимым.

Запекать игрушки вы, вероятно, будете в духовом шкафу на кухне. Микроволновки, мультиварки и гриль тоже используют, но значительно реже. Все же названные приборы не дают возможности контролировать процесс обжига полноценно. В инструкции к полимерной глине идет описание температур, которые она выдерживает – на них и ориентируйтесь.

Учимся делать различные простые фигурки

Если все материалы и инструменты собраны, приступайте к первым урокам. Не забудьте убрать волосы и вымыть руки, одежда не должна вам мешать. Сразу приступать к лепке сложной игрушки не стоит: потренируйтесь на простых приемах, лепите незатейливые фигурки.

Предлагаем вам посмотреть видео в котором представлен мастер-класс по лепке из полимерной глины.

А чтобы все получалось без ошибок, учитывайте следующее:

      1. Перед началом работы тесто нужно хорошенько размять, пластика должна стать мягкой и теплой. Температурный и фактурный индикатор – ваши руки, они по мере опыта приобретут особую чувствительность.
      2. Если работаете с самоотвердевающей глиной, не отщипывайте большие кусочки. То, что остается, прячьте в пленку, а незавершенные детали смачивайте водой.
      3. Работая с термопластикой, следите, чтобы не оставалось в ней воздушных пузырьков – при нагревании они расширятся, и ваша кукла или, допустим, мишутка потеряют изначальные пропорции.

Новичкам рекомендовано обязательно делать эскиз будущей поделки. Без предварительного этапа работы не получится сделать что-то стоящее: продумайте эскиз, цвета, концепцию. Возможно, вы будете дополнять фигурку бисером или перышками (хотя начинающим не стоит сразу так усложнять работу).

Сначала лепится центр композиции – самая массивная деталь. Если вы делаете фигурку на проволочном скелете, работаете над ним. Принцип действия тот, что и с пластилином. К слову, это хорошая практика: делаете небольшой объемный эскиз из пластилина, а потом повторяете работу по образцу, но уже с пластикой.

Если ни того, ни другого давно (или вовсе никогда) не брали в руки, начинайте с примитивных поделок – колобок, снеговик, простой мишка. Чем дальше, тем больше вы начнете декорировать работу. И когда руки привыкнут к новой деятельности, станут увереннее, можно приниматься за более сложные композиции.

Мастер-класс: делаем игрушку из полимерной глины своими руками

Какой-нибудь мимимишный персонаж – это то, что надо для первой большой работы. Почему бы и вам не попробовать себя в лепке зайчика, которого можно оставить себе в качестве сувенира (или подарить близкому). А если поместить его в красивую коробочку, подарок вызовет восторг.

Для работы нужны:

  • полимерная глина четырех цветов – белая, блекло-розовая, насыщенно-розового и голубого цветов, а также совсем немного черной глины;
  • нож-скальпель;
  • стек с шариками;
  • ровная рабочая поверхность;
  • медицинские перчатки (работайте в них).
      1. Из белой глины привычным образом катаем шарик, а потом немного его сплющиваем, чтобы получился треугольник с округлыми краями.
      2. Перекладываем его на рабочую поверхность, сглаживаем углы, следим за пропорциями.
      3. Из голубой глины лепим капельку, сплющиваем немного, чтобы сформировался вытянутый треугольник. Выкладываем на рабочую поверхность, приклеиваем голову к туловищу – на данном этапе работа напоминает «мороженку».
      4. Берем скальпель и делаем надрез на туловище, дабы сформировать ножки.
      5. Из белой глины делаем маленький кружочек, разрезаем пополам его. Одну часть кружочка приклеиваем под головкой – получится шейка.
      6. Катаем две колбаски разного размера, от каждой отрезаем два одинаковых кусочка. Из них делаем капельки. Большие капельки сплющиваем – из них получатся ушки. В итоге у вас будут две лапки-капельки и два ушка.
      7. Лапки присоединяем к туловищу, а ушки к голове. Одно ушко можно чуть-чуть загнуть.
      8. Катаем два белых шарика, приклеиваем их к мордочке. Из темно-розовой глины катаем крохотный носик.
      9. Стеком с шариками делаем углубления для глаз. Из черной глины делаем черные шарики, чуть сплющиваем их и приклеиваем в сделанные углубления. Туда же – белые шарики поменьше.
      10. Катаем шарики белые, совсем маленькие, приклеиваем на черные – это будут блики на зрачках. Из крошечных розовых шариков делаем зайке щечки.
      11. Катаем из черной пластики тонкую нить (очень-очень тонкую), нарезаем на кусочки, делаем реснички. На каждый глаз иголочкой приклеиваем по три реснички. Над глазками из этих же кусочков клеим брови.
      12. Зайка почти готов, его следует запекать 15 минут на 110 градусах.

Остывший зайка прекрасен – возможно, именно он станет вашей первой игрушкой из полимерной глины своими руками! Осталось только придумать, как его преподнести. Можно сделать его магнитом, можно – частью объемной открытки, а можно из красивых маленьких лоскутков и кружев сшить вручную для него одеяльце. И в этом милейшем одеяльце спрятать зайчика в маленькую красивую коробочку, и подарить тому, кого любишь. Обрадуется не только ребенок!

Идеи, куклы ручной работы из полимерной глины

Возможно, симпатяжки-игрушки вдохновят вас на новые идеи. Например, захочется снять свой мультик, в котором герои – авторства маминых рук. Оригинальная идея для сюрприза ребенку на День рождения. Можно привлечь домочадцев к процессу (мама лепит, папа делает фото или монтирует, братья-сестры ассистируют). И вот именинник получает персональный мультик на День рождения, героев которого можно потрогать!

А, может быть, захочется переключиться на кукол ручной работы из полимерной глины? Это уже не просто игрушки, а шикарный интерьерный декор, находка для чьей-то коллекции. Возможно, вы начнете с Мальвины или Пьеро, а потом дорастете до собственной выставки авторской игрушки.

В следующем видео рассказывается про то как сделать куклу с полимерной глины своими руками.

Для мастеров осовремененное ремесло становится средством заработка. На ярмарках люди любят приобретать красивые фигурки из пластика. Кто-то делает с ними целые панно, кто-то снимает анимацию, кто-то лепит на потеху детям, а кто-то находит художественное призвание через работу с полимерной глиной. Главное – начать, быть может, это увлечет всерьез и надолго!


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Фигурки из глины

Чтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал.

Подбор материала и его подготовка к работе

Лепка

Гончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Лопатки для лепки

Техники лепки

Рисунок на глине

    Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.

Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)

В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.

Ну что ж, приступим!

Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 1

Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 2

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 3

Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 4

С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 5

Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 6

Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 7

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 8

Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 9

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 10

Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 11

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 12

Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 13

Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 14

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 15

Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 16

Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 17

Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 18

Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.

Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 19

Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 20

Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 21

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 22

Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 23

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 24

Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 25

Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 26

Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 27

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 28

Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 29

Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 30

Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 31

В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 32

Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 33

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 34

Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 35

С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 36

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 37

В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 38

Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 39

В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)

Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Читайте также: