Как слепить романовскую игрушку

Обновлено: 02.07.2022

Цель занятия: создать условия для лепки из глины «Романушки» и успешной социализации детей с ОВЗ.

1. Обучить детей поэтапному изготовлению глиняной игрушки.

2. Продолжить знакомство с народным промыслом глиняной игрушки.

3. Закрепить полученные навыки работы с материалом и инструментами

1. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук, пространственное мышление, творческие и логические способности.

2. Расширять кругозор обучающихся.

1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;

2. Воспитывать уважительное отношение к родной культуре

Оборудование : ноутбук, видео-презентация, магнитная доска, магниты, иллюстрации, выставка образцов

Материалы и инструменты: глиняные заготовки, глина, стеки, кисточки, салфетки-тряпочки, фартуки, вода

- словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, беседа);

- наглядные (демонстрация, электронная презентация);

- практические (практическая работа)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

- Ребята, кто вспомнит, какую глиняную игрушку мы уже знаем.

Сегодня мы начинаем изучать романовскую глиняную игрушку.

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Чтение текста: 3 минуты

Педагог: На этом столе вы видите богатую выставку разнообразных романовских глиняных игрушек и пришло время выбрать приём лепки и образец для лепки.

Педагог: Давайте посмотрим на экран – рассказ Ольги Волокитиной народного мастера романовской глиняной игрушки. Выбираем приём лепки и образец для лепки

Видео №1 – 1 мин 20сек

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Чтение текста 40 сек

Показ образца изделия на репродукции, слайде в презентации и наглядно

Видео №2 – 1 мин 44 сек

Чтение текста: 2 минуты

Педагог : Сегодня мы с вами будем делать вот такую барыньку-кормилицу в технике раскатывания и примазывания глиняных колбасок. На прошлом занятии мы с вами сделали заготовки-основы: туловище с платьем и головой. Приготовим их к работе, достанем их полиэтиленовых пакетов, в которые мы их упаковали, чтобы не высохли.

Давайте разберем все этапы изготовления и посмотрим короткое видео от Анастасии Короленко – народного мастера России по лепке романовской барышни (видео с этапами работы) Педагог показывает и комментирует.

Педагог: Мы с вами довольно долго всматривались в монитор компьютера и, чтобы глаза отдохнули, предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Мастер-класс по лепке из глины романовской игрушки «Козлик»

Из всех материалов для лепки глина - самая удивительная. Глина - это уникальный природный материал. Предметы, вылепленные из неё, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определённой твёрдости, а затем окрасить, покрыть росписью. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребёнок может пользоваться в жизни и играть.

С помощью этого мастер-класса по лепке из глины вы можете изготовить с детьми игрушку по мотивам народной романовской игрушки "Козлик".


Для лепки понадобится :

глина, дощечка, скалка, заостренный стек.


Сначала шар из глины нужно сплющить между ладонями.


Затем получившуюся лепешку раскатать на дощечке скалкой до толщины примерно 2 см.


Теперь нужно поднять вверх два края глиняной лепешки и соединить их, оставляя внутри воздушное пространство.


Получится, так называемый, пельмень с воздухом внутри.


Шов на пельмене осторожно сглаживаем пальцем и переворачиваем его швом вниз.


Теперь аккуратно формируем с одной стороны хвост, а с другой стороны голову козлика.


Из оставшейся глины между ладонями прямыми движениями рук раскатываем три валика.


Первый валик прикрепляем снизу игрушки, под шеей, и формируем передние ножки, примазывая их под туловищем.


Второй валик прикрепляем снизу игрушки, под хвостом, и формируем задние ножки. Все неровности аккуратно сглаживаем пальцем.


Третий валик закрепить на голове, вытянуть вверх рожки, кончики заострить. Не забывайте разглаживать места соединения деталей.


Затем рожки загнуть, прикрепить ушки и бороду.


Стеком с заостренным концом вдавить глазки, ноздри, рот козлика, чёлку и бороду стеком покрыть короткими штрихами.


Ещё раз осмотреть козлика со всех сторон, прогладить неровности пальчиком. Наша игрушка "Козлик" готова! Сушить её можно при комнатной температуре до полного высыхания, а затем украсить росписью и покрыть лаком.


Благодарю за внимание!

Чудо-игрушки из глины. Фотоотчет

Чудо-игрушки из глины. Фотоотчет “Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство.

Детский мастер-класс по изготовлению игрушки из глины «Котик»

Детский мастер-класс по изготовлению игрушки из глины «Котик» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению игрушки из глины. Этот вид деятельности не требует больших финансовых.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа В рамках работы над проектом "Волшебная глина", в непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Козлик»

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Козлик» Конспект образовательной деятельности лепка в средней группе. Тема: «Козлик». Разработала Рудакова М. С. – воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар,.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Конспект занятия по лепке «Козлик» по мотивам дымковской игрушки

Конспект занятия по лепке «Козлик» по мотивам дымковской игрушки Конспект занятия по лепке "Козлик" по мотивам дымковской игрушки Цель: формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному.

Мастер-класс по лепке из глины романовской игрушки «Козлик»

Мастер-класс по лепке из глины романовской игрушки «Козлик» Из всех материалов для лепки глина - самая удивительная. Глина - это уникальный природный материал. Предметы, вылепленные из неё, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определённой твёрдости, а затем окрасить, покрыть росписью. Обожженная глиняная работа становится.

Фотоотчет «Романовская игрушка»

Фотоотчет «Романовская игрушка» Романовская глиняная игрушка давно стала бредом нашей Липецкой области. 2022 год объявлен Годом народного творчества. Предлагаю познакомиться с жемчужиной народного творчества Липецкого края - романовской игрушкой! Узнать традиционную романовскую игрушку несложно. Это глиняные.

Романовские игрушки - Лэпбук «Романовская роспись»

Лэпбук «Романовская роспись»

Публикация «Лэпбук «Романовская. » Романовская игрушка - из липецких краев. Композиции глиняных игрушек есть в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет.

Фотоотчет о занятии по лепке по мотивам романовской игрушки «Собачка»

Фотоотчет о занятии по лепке по мотивам романовской игрушки «Собачка» План мероприятий на октябрь по теме «Обычаи и традиции Липецкой земли» 1. Совместная деятельность воспитателя с детьми «Путешествие в бабушкин сундук» 2. Народные промыслы: лепка по мотивам романовской игрушки «Собачка» 3. КВН «Знатоки города Липецка» 4. Беседа «История Липецких.

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные.

Самоанализ ОД «Знакомство с романовской игрушкой» в старшей группе с использованием технологии «лэпбук» Тема: «Знакомство с романовской игрушкой» Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет. Конспект ОД разработан с учётом индивидуальных особенностей воспитанников старшей группы. Длительность составила 28 минут (из них - 26 минут ОД и 2 минуты –.

Романовские игрушки - НОД «Знакомство с романовской игрушкой» для детей 5–6 лет с использованием технологии «лэпбук»

Статья «НОД «Знакомство с романовской игрушкой» для детей 5–6 лет с. » Цель: познакомить детей с романовской игрушкой. Образовательные задачи: - формировать представление об истории возникновения романовской игрушки; - закреплять умение находить характерные особенности «романушек»; - способствовать приобщению дошкольников к истокам русской народной.

Конспект НОД в рамках проекта «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка» Проект: «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка». Подготовила: воспитатель ДОУ №14. Г. Липецка, Горбачева Анастасия Николаевна. Паспорт проекта: Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя. Участники проекта: Воспитатели.

НОД «Лепка жаворонка по мотивам романовской игрушки»

НОД «Лепка жаворонка по мотивам романовской игрушки» Цель : продолжать знакомить детей с романовской игрушкой, закреплять основной приём романовской лепки - "пельмень". Задача: продолжить знакомство с историей создания романовской игрушки, учить лепить жаворонка приёмом "пельмень"; воспитывать интерес и уважение к промыслам.

Тема: «Сокровище российской глубинки».

Лепка романовской собачки

из «катушки».

образования высшей категории

Тема: «Сокровище российской глубинки».

Лепка романовской собачки из «катушки».

Приобщение детей к культурному наследию родного края, формирование чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

- изучить технологию лепки романовской глиняной игрушки собачка из «катушки»;

- продолжить знакомство детей с историей возникновения промысла, бытом народа и отражением его в тематике игрушки;

- закрепить знания о народных мастерах романовского промысла.

- развивать внимательность, терпеливость, воображение, прививать интерес к истории народного творчества.

Воспитательные: - дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

воспитать чувство сопричастности к важному делу: возвращению романовской игрушки.

Ожидаемый результат: через самостоятельное творчество дети познакомятся с народными традициями и историей родного края.

Оборудование для детей: глина, стеки, кисти, баночки для воды, тряпочки, палочки для прокалывания свистка, трубочки.

Оборудование для педагога: мультимедийная установка, экран, презентация по романовской игрушке, образцы народных игрушек.

а) Введение в тему (просмотр презентации, беседа по презентации, рассказ о промысле, рассматривание игрушек).

б) Объяснение последовательности лепки романовской собачки. 10-12мин

3. Практическая часть: лепка по образцу романовской собачки. 15-20

4. Рефлективная часть: организация выставки, коллективная оценка выполненных творческих задач. 3-5 мин

5. Итог занятия. Беседа о бездомных животных. 4-5 мин

Ход занятия:

1. Организационный момент. На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о традиционной игрушке и слепим романовскую игрушку. Слайд 1

2. Беседа об истории романовской игрушки.

Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.

Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.

В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли. Слайд2

Местная гончарная глина – черная, красная, желтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп.

Д. П. Семенов – ученый-статистик, сын известного нашего земляка, выдающегося географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, (1902 г.) писал: «В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ…».

Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. Именно к Егорьевской ярмарке, проводимой в г. Липецке, с. Борино и Усмани с 17 по 23 апреля, было приурочено их массовое производство. Слайд 3

В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла.

Слайд4. Лишь в 90-е годы ХХ века благодаря усилиям и энтузиазму Виктора Васильевича Маркина удалось возродить этот своеобразный промысел (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.

очень пластичная, живописная, и по–своему повторяет простые, непосредственные, сказочные, самобытные творения прежних романовских мастеров. Ивану Федоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Игрушки мастера хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее.

- Какие же сюжеты в романовской игрушке?

Слайд6 Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька. До

Петра I чаще лепили домашних животных: петушки, кони, собачки, барашки…

Слайд 7,8. Открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир. Изображали даже царя. (Обращаюсь к выставочным работам).

Вы знаете, что свистульки – это обереги.

Игрушки имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие и т. д.

Мы с вами уже лепили романовскую игрушку.

- Из какой формы ее лепили? (пельмень)

Сегодня будем лепить из «катушки».

б) Объяснение последовательности лепки романовской собачки Слайд9

Подготовить глину. Скатать толстый жгут. Слайд10

Из толстого жгута вытянуть катушку, т. е. сместить глину от центра к краям. Один край необходимо сделать с большим количеством глины (с этой стороны будет голова). Слайд11

Каждый край зрительно разделить на три части: две ноги, шея и голова. Сформировать ноги: обжать по кругу, сделать немного коническую форму. Слайд12

Второй край также делим на три части: две ноги, хвост или свисток. Из самой объемной части куска вылепить шею, завершая ее мордой и ушами. Слайд13

В романовской игрушке ушки у собачки лепили по – разному (у овчарки – вверх, у дворняжки - опущены). Слайд14

Сформировать хвост калачиком. Слайд15

Наметить рот, ноздри, глаза, пальцы. Слайд16

Высунутый язык сделать так: проткнуть дырочку, вставить небольшой жгутик, загнуть его книзу. Слайд17

Можно слепить ошейник (жгут) и украсить его. Слайд18 Свисток игрушек из «катушки», делается немного по - другому. Так как полость внутри игрушки отсутствует, сделать ее с помощью проколки. Далее срезать лишнюю глину и проколоть хвост с выходом «встык» к краю нижнего отверстия. (Показываю).

3. Практическая часть: лепка по образцу романовской собачки.

- Ребята, собачка может быть как со свистком, так и без него. (Помогаю детям).

4. Рефлективная часть: организация выставки, коллективная оценка выполненных творческих задач. 3-5 мин

Беседа о бездомных животных. Слайды из презентации о бездомных животных 3, 5, 7, 8, 9

- Из формы «катушка» выполняются еще некоторые образы романовской игрушки. Но почему я предложила вам слепить собачку?

Пусть наша собачка напоминает каждому о проблеме, и пусть свистулька поет только от радости, живущей в нашей душе. Дарите добро!

Р омановская игрушка сформировалась в XVII веке, и называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в XVII веке с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии. Братья Романовы привезли на новые места крепостных крестьян из своей старой вотчины – села Вослебы, Скопинского уезда, Рязанской губернии. Есть версия, что скопинские переселенцы – потомственные гончары, зародили гончарный промысел в местах, богатейших залежами глины – красной, чёрной, жёлтой, белой. Однако, романовская игрушка довольно далека от скопинской своими формами, цветом и сюжетом. При строительстве железоделательных заводов в городе Липецке Петром I (1720 г.), где отливались пушки и якоря для флота, начался отток не только состоятельных граждан, дворян, купечества из Романова в город Липецк, но и крестьян, среди которых было немало мастеров гончарного промысла. С этого момента гончарный промысел и игрушка угасают, а бывший г. Романов разделяется на сёла: Пады, Троицкое, Романово (ныне Ленино), а Липецк в 1766г. получает статус уездного города.

Широкое распространение романовский промысел получает в конце XIX- начале ХХ вв. В начале XIX века в городе Липецке открывается первый в России курорт, и это послужило толчком к активному расцвету романовского народного промысла. Липецкий курорт того времени собирал большое количество петербургской и московской знати. С этого времени на романовских мастеров оказывает влияние бурная городская жизнь. Игрушечники стали вносить светские, городские мотивы в свои работы. Наряду с традиционными свистульками в виде птиц и зверей, есть фигурки барынь в больших шляпах, кафтанах и длинных юбках, «всадниц» в костюмах для верховой езды, сидящих на украшенных лошадях. Лица фигур не расписывались, а лишь отмечались нас, глаза и рот отверстиями.
Свистульки использовались как музыкальный инструмент в основном весной на закличках птиц. Так же считалось, что четыре звуковых отверстия позволяющие извлечь шестиступенчатый звукоряд отгонял порчу от человека и от жилища. Отличают игрушку пластичность и многообразие образов, лаконичность цветов – зеленый, красный, желтый, серебряный. "Романушка" единственная глиняная игрушка, где используется в росписи серебрянка. Краску покупали на вес (порошок), варили её с клеем и квасом, а затем наносили на обожженную игрушку (красный, жёлтый, синий, зелёный цвета, а серебрянка только как орнамент.). Существует около 80-ти сюжетов.

Техника изготовления. Гончарное дело часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Материалом для игрушки служила белая глина. Глину очищали от примесей, долго разминали. На каждое ведро влажной глины добавляли три литра воды и песок, глиняная масса считалась пригодной к лепке, если глина свободно отставала от рук. Инструменты при лепке: мокрые тряпки для сглаживания швов и острые лучинки, ими мастер делал глаза, волосы, прорабатывал мелкий орнамент. По окончании лепки игрушки ставили на полки для просыхания. Сушили они 4-5 дней и больше, чем лучше просохнут, тем меньше брака при обжиге. Обжиг производился в земляном горне. Изделия укладывались плотно по стенкам горна. Игрушки обжигали заодно с посудой. Их клали в внутрь горшков, махоток. Полный горн сверху накрывали черепицей, чтобы сильнее нагревался. В печь закладывали дрова. Горн накалялся до бела. Температура обжига достигала 1500 градусов. Игрушки светились, пламенели. Обжиг в горне продолжался 10 часов, а иногда и больше. Это зависело от степени накалённости горна.

Современными мастерами и главными хранителями старой романовской школы являются исследователь Н.А. Прямкова, член Союза художников России, Народный мастер России В.В. Маркин, Народные мастера России О.Л. Волокитина, А.С. Короленко, С.В. Ильина, народный мастер России, Член Союза художников Е.Г. Смолеевская.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Технология изготовления романовской игрушки».


Романовский козел. Мастер А.С. Короленко, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер О.Л. Волокитина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Лев" мастер А.С. Короленко. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Бронепоезд" мастер С.В. Ильина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Паровоз" мастер С.В. Ильина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская парочка. Мастер О.Л. Волокитина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка, композиция «Балаган», мастер В.В. Маркин Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка, композиция романовские барышни, мастер О.Л. Волокитина Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер В.В. Маркин, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер В.В. Маркин, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.

Видеозаписи

Читайте также: