Как снимают игрушки для девочек

Обновлено: 16.04.2024

Рассматриваются следующие темы:

  • Съемка для Switcheroo
  • Настройка освещения
  • Настройки камеры
  • Контроль контрастности
  • Распределение света
  • Минимизация отражений

Съемка для Switcheroo

Художники Мишель Валигура и Аманда Виселл являются творческими гениями Switcheroo и предлагают керамические изделия, основанные на оригинальных произведениях искусства, а также игрушки, показывая стилизованных личностей, таких как бродяг, слонов, ковбоев, индейцев. После того, как они попросили меня сделать съемку для каталога, я подумал, что это можно сделать с помощью 4-х источников, настроив универсальную схему, чтобы можно было снимать как отражающие поверхности, так и не отражающие. Следующие настройки освещения предназначены для обеспечения очень быстрой съемки большого количества предметов.

Я использовал для съемки две длинных и две небольших стойки, рулон белой бумаги для бесшовного фона, четыре источника постоянного света с лампами накаливания 500 Вт света, а также софтбоксы различных размеров и отражатели.


Я расположился возле стены, поставил туда стол. С помощью Мишель закрепил клейкой лентой край бумаги для фона высоко на стене и развернул его так, чтобы он немного свисал с края стола.


Я отрезал лишнюю бумагу и закрепил ее зажимами на краю стола. Теперь мне достаточно потянуть стол от стены, чтобы получить плавную кривизну поверхности от стола к стене.


Настройка освещения

Затем я принялся расставлять источники света. При съемке отражающих объектов ключевым является правильное размещение источников света таким образом, чтобы подчеркнуть объем объекта. При использовании постоянного света это можно сделать быстрей и эффективнее, так как вы видите то, что делаете.


Сначала я разместил небольшие софтбоксы с обеих сторон, главным образом для подсветки фона. Я подобрал их расположение таким образом, чтобы они также давали часть света на предмет, образуя светлый край. Затем я расположил софтбокс среднего размера почти прямо сверху. Он не только выступает в качестве мягкого рисующего света, но и в качестве основного света для создания бликов на керамической части.


Затем я поставил еще один средний софтбокс справа на 45 градусов, чтобы обеспечить мягкий направленный свет. Это также поможет создать дополнительные блики.


Настройки камеры

Теперь я готов приступить к съемкам. Я установил фотоаппарат Canon EOS 5D c объективом EF 50 mm f/1.4 на штатив и использовал следующие настройки:

  • Режим экспозиции ручной М
  • Диафрагма f/8
  • Выдержка 1/25 с
  • ISO 100
  • Баланс белого – лампы накаливания 3200К
  • Фокусное расстояние 50 мм

Контроль контрастности

Левая сторона была менее освещенной намеренно, чтобы создать некоторую тень. Если бы я добавил еще один софтбокс слева. то изображение выглядело бы плоским. Но для некоторых предметов, таких как эта двуглавая овца, я использовал 12-дюймовый отражатель, чтобы несколько уменьшить контраст.




Распределение света

Эта же схема освещения хорошо работает и для плоских объектов. Чтобы получить представление о том, как работает каждый источник света, я сделал несколько снимков с каждым по отдельности.

Этот снимок сделан только с софтбоксом справа спереди


Ниже приведены снимки. сделанные только с верхним софтбоксом, затем с источниками для подсветки фона



И, наконец, снимок со всеми источниками


Минимизация отражений

Для некоторых плоских объектов верхний свет дает слишком сильное отражение


Для контроля отражений я использовал кусок черного пластика, который выборочно закрывает части софтбокса. Приспособления для закрытия части источника света называют гобо.



Как вы видите, гобо действительно помогло свести к минимуму отражение и улучшило текстуру поверхности. Теперь, когда сделаны основные настройки света, вы сможете очень быстро отснять большое количество предметов, лишь иногда внося незначительные коррективы. Вот еще несколько снимков из этой серии.




Надеюсь, данный простой способ освещения, который я показал, поможет вам получить прекрасные результаты даже при съемке большого количества предметов. Использование постоянного света дает удивительное преимущество – то, что вы сразу видите результат, прежде чем снимать. Это особенно полезно, когда вы пытаетесь уменьшить блики от отражающих поверхностей или объектов. Но это ни в коем случае не единственный способ! Не бойтесь экспериментировать с настройками и разными вариантами, а главное – получайте от этого удовольствие!

Тематическая фотография игрушек переживает бурный рост популярности среди любителей и профессионалов фотосъемки. В социальных сетях, на сайтах и в журналах появляются разные снимки и фотосессии машинок или героев фильма «Звездные войны». Рассмотрим рекомендации, которые помогут добиться красивых фото кукол, роботов и других изделий.

kak-fotografirovat-igrushki

Совет № 1. Настройки камеры

В процессе фотосъемки любых игрушек обычно используют крупный план. Вот некоторые рекомендации, о которых важно знать при установке камеры:

  • Чтобы добиться большей детализации на снимке, выбирайте меньшее значение диафрагмы.
  • Если близко подходите к объекту, то получите меньшую глубину резкости. Профессионалы часто ставят диафрагму от f/5,6 до f/8. Если это будет крупный план, то все равно выйдет эффект боке.
  • Уделите больше внимания выбору объектива. Подумайте о том, где планируете размещать игрушки. Добиться хорошей глубины резкости поможет фокус-стекинг.
  • Используйте ручную фокусировку, чтобы получить большую точность. Если занимаетесь съемкой мелких деталей, то автофокус сбивается. Фотографу нужно переходить на ручную фокусировку, что замедляет процесс работы. Иногда достаточно изучить снимки на экране компьютера, чтобы выбрать оптимальный режим фокусировки.

Не забудьте уменьшить ISO для получения качественных снимков. При использовании штатива выбирайте ISO100. Это поможет настроить свет, уберет шум в кадре.

Совет № 2. Используйте оборудование

Перед съемками нужно подготовить оборудование:

  • Штатив. Требования к фото игрушек такие же, как и к фото натюрморта. Поэтому без штатива не обойтись. Вам не придется каждый раз перенастраивать камеру, если вам необходимо немного передвинуть игрушку.
  • Пульт спуска затвора. Это важный инструмент для работы фотографа, так как он позволяет меньше трогать камеру во время работы. Используя пульт управления Grifon UTR , снабженный таймером, можно контролировать скорость и задержку затвора камеры, режим экспозиции, число кадров в единицу времени, интервал между сигналами и другие опции. Некоторые пульты имеют встроенный WI-FI.
  • Фон. Используйте нейтральный фон позади игрушек и под ними. Это позволит сделать акцент только на кукле, машинке.
  • Инструменты. Необходимо заранее собрать для съемки небольшой набор полезных инструментов. В список вошли маникюрные ножнички, клейкая лента, деревянные шпажки или зубочистки, пинцет. Все они помогут красиво отрегулировать положение объекта в кадре.

Проще отрезать пару ниток или переместить мелкие детали при помощи зубочистки, чем работать в Photoshop. Держите под рукой влажную салфетку или пульверизатор. Благодаря крупным и очень крупным планам на фото станет видна каждая пылинка.

  • Осветительные элементы. Иногда нужна фотовспышка, лампа, но лучше работать с естественным освещением и отражателями.
  • 3D-платформа или стол. Чтобы делать кадры игрушек со всех сторон, купите стол для предметной фотосъемки . Он позволит смотреть на объект «на уровне глаз» так же, как вы снимаете на камеру людей.

Совет № 3. Делайте кадры на улице

Идеальный выбор – немного облачный день с мягким ровным светом. В качестве фона, окружения используйте все, что под руку попадется. Это может быть трава, бетон, лужи, цветы, кусочки веток.

Совет № 4. Добавьте эмоции

Это позволит рассказать историю своей игрушки. Зритель не только узнает вашу историю, но и сможет создать свою, привязать к игрушке собственные эмоции и чувства.

Совет № 5. Можно сделать съемку людей с игрушками

Пригласите друзей к съемке. Совместная работа приносит вдохновение, при этом можно использовать для кадров их игрушки.

Совет № 6. Сфокусируйте фото для большей детализации

Прием наложения фокуса или фокус-стекинг означает объединение кадров одинакового объекта, но с разными фокусами. Выполнить это все можно в программе Photoshop. Каждый кадр можно поставить с разных точек фокусировки, чтобы при соединении нескольких из них в фокус попадала часть картинки. Любое фото делается с одной и той же позиции. Используйте в работе штатив.

Совет № 7. Смените угол обзора

Это уловки портретной съемки. Можно при помощи фотосъемки сверху или снизу добавить объекту эмоциональную окраску, то есть рассказать какую-то историю.

Совет № 8. Чаще заглядывайте в интернет

Там найдете крупные онлайн-сообщества игрушечных фотографов, которые с удовольствием делятся своими портфолио. Загляните в работы Mitchel Wu и Kim Leuenberger.

Совет № 9. Не пренебрегайте макросъемкой

Такая техника делает объекты более натуральными, позволяет увидеть их свежим взглядом. На игрушках можно потренироваться в получении идеальной глубины резкости.

Совет № 10. Советы по съемке разных игрушек

Мир игрушек обширен, но некоторых из них занимают ТОП в коллекциях фотографов. Если вы делаете снимки фигурок, то попробуйте расположить их в типичных или неожиданных позах. Когда нужно сделать кадры с куклами, то практикуйте портретные техники освещения и позы.

Интересные фото получаются с игрушечными машинками, если поставить их на «дорогу». Используйте при этом гладкую бетонную поверхность, тогда масштаб будет более реальным. Что касается игрушек из саги про «Звездные войны», то это популярная тема. Если не смотрели этот фильм, то сами создайте свою историю фото с ними.

Вывод

Фотографирование кукол и других игрушек – способ создания уникальных кадров. Начните с посещения магазина игрушек, что позволит вам получить вдохновение и вспомнить детство.

Профессионалы нередко оставляют свой выбор на жанре свадебной фотографии, включающем в себя целую серию снимков: действий, ритуалов, портретов, творческих работ. Мастер должен помнить, что.

Создание художественных черно-белых снимков сама по себе задача довольно сложная. При пейзажной фотосъемке это одна из наиболее сложных задач. Следует быть особенно осторожным с.

Что, по сути, представляет собой фотография? Если воспринимать ее с точки зрения освещения, - это сочетание теней и бликов. Именно тени позволяют придать изображению глубину и резкость.

Фотография – одна из наиболее популярных разновидностей искусства. Она позволяет визуально выразить творческий потенциал. При этом существует множество рекомендаций, направленных на.

Интерьерная съёмка имеет множество тонкостей и нюансов, для описания которых не хватит и целой книги. В этой же статье практикующий фотограф найдёт дельные и понятные.

Портретная съемка требует от мастера соблюдения таких технических нюансов, как правильно выбранная схема освещения, градус разворота лица, соотношение различных источников света.

В последние несколько лет тематическая фотография игрушек пережила бурный рост популярности среди любителей и профессионалов фотосъемки. В разных ресурсах - журналах, интернет-сайтах, социальных сетях появляется множество фотографий и целых фотосессий от игрушек "Звездные войны" до игрушечных машинок. В этой статье расскажем об интересных практиках подобной фотосъемки.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

1. Как настроить камеру

При съемке игрушек часто используется крупный и очень крупный план. Вот несколько вещей, о которых стоит помнить при настройке камеры:

  • для большей детализации выбирайте меньшее значение диафрагмы
  • чем ближе вы подходите к объекту, тем с меньшей глубиной резкости вам придется работать. Фотографы часто придерживаются диафрагмы от f/5,6 до f/8, но если это будет крупный план, все равно получается эффект боке. и продумайте, где вы размещаете игрушки. Чтобы создать приличную глубину резкости, используйте фокус-стекинг (см. совет №6).
  • для большей точности используйте ручную фокусировку

Photo by Daniel Cheung

При использовании штатива придерживайтесь ISO100. Таким образом можно оптимизировать свет и уменьшить шум на фотографии.

2. Подготовьте подходящее оборудование.

К фотографии игрушек предъявляются те же требования, что и к фотографии натюрморта, и штатив всегда занимает первое место в обязательном списке. К тому же с ним вы не будете разворачивать камеру каждый раз, когда вам нужно немного сдвинуть игрушку.

Возможность выполнять спуск затвора удаленно очень важно, так как предотвращается малейшее сотрясение камеры. Также можно использовать специальные программы для удаленного доступа к камере. Большинство современных камер имеют встроенный WIFI.

Для фотографирования мелких объектов под разными углами лучше всего иметь стол для работы. Это поможет смотреть на игрушки «на уровне глаз» так же, как вы фотографируете людей.

Имейте под рукой нейтральный фон, который можно использовать за игрушками и под ними.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Полезно носить с собой мини-набор инструментов с маленькими ножницами, пинцетом, клейкой лентой и деревянными шпажками, которые помогут с регулировкой положений объектов в кадре. Гораздо быстрее отрезать несколько случайных ниток и аккуратно переместить объекты с помощью инструмента, чем потом возиться в Photoshop.

По той же причине держите под рукой чистящую салфетку и обычный пульверизатор. Благодаря крупным планам на ваших фотографиях будет видна каждая пылинка.

Иногда используют лампу и/или вспышку, но чаще предпочтителен рассеянный естественный свет через окно и работа с отражателем.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

3. Снимайте на открытом воздухе

Идеален слегка облачный день с мягким ровным светом. Изучите свое окружение и посмотрите, как оно влияет на историю вашей игрушки.

Photo by Heather Milne

4. Включите эмоции, чтобы рассказать историю своей игрушки

Наверное, самое интересное в фотографии игрушек это рассказывать истории. Зритель не только видит вашу историю, но и может привязать к игрушке собственные эмоции и чувства. В сюжете может быть игрушечный грузовик, потерянный в лесу, куклы высоко на подоконнике, или животные на ферме во время обеда. Если в кадре несколько игрушек, подумайте, как они соотносятся друг с другом и где находятся их линии глаз. Посмотрите, что сообщает их «язык тела».

Рассказ должен быть простым и понятным.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Photo by Marina Shatskih

5. Сделайте групповую съемку людей с игрушками

Если у вас есть более молодые друзья или семья, пригласите их детей к съемке игрушек. Совместная работа часто дает новое вдохновение, к тому же вы сможете использовать их игрушки для съемки.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Photo by olia danilevich from Pexels

6. Попробуйте сфокусировать фотографии для большей детализации

Фокус-стекинг (прием наложения фокуса) означает объединение фотографий одного и того же объекта с разными фокусами. Вы можете сделать это в Photoshop.

Каждую фотографию можно установить в разных точках фокусировки, чтобы при объединении нескольких из них в фокус попадала большая часть изображения. Каждая фотография должна быть сделана с одной и той же позиции. Здесь вам пригодится штатив.

На фото - набор из 6 изображений игрушечной машины с красным кружком, обозначающим фокальную плоскость каждого кадра.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Img by Chad Verzosa

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

7. Измените угол обзора

Как и в портретной съемке, съемка сверху или снизу может добавить игрушке эмоциональный элемент и помочь рассказать историю.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Photo by Lewis Burrows

8. Вдохновляйтесь игрушечными фотографами в интернете

Существует огромное онлайн-сообщество игрушечных фотографов, которые делятся своими произведениями.

Mitchel Wu создает невероятные сцены в своих игрушечных фотографиях с персонажами, которых мы все знаем и любим.

У Kim Leuenberger есть фантастическая автомобильная тема, которая пронизывает ее работы. Она красиво демонстрирует игрушечные машинки в потрясающих местах.

9. Используйте макросъемку

Техника макросъемки делает игрушки более натуральными и помогает нам увидеть их свежим взглядом. И кстати, игрушки позволят вам тренироваться на них, чтобы добиться идеальной глубины резкости.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Photo by Thomas Stephan

10. Советы по фотографии для разных игрушек

Хотя мир игрушек обширен, некоторые игрушки остаются более популярными среди коллекционеров и фотографов.

Многие игрушечные фигурки могут стоять, обладают гибкостью или подвижностью суставов. Попробуйте расположить их в типичных или неожиданных позах. Покажите игрушечных солдатиков, прячущихся в цветочных горшках, чтобы они выглядели как игрушечные солдатики в "джунглях" в натуральную величину. Сфотографируйте злодеев, врывающихся через кошачью дверь. Пусть ваш любимый герой комиксов или боевиков поработает по дому, используя кисть вместо метлы.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Photo by Jean-Philippe Delberghe

Естественная природа кукол делает фотографии интригующими. Их черты лица, волосы и одежда вызывают у нас самые разные воспоминания. Практикуйте при съемке кукол портретные техники освещения и позы. С куклами большего размера вы можете рассказать историю, которая соответствует возрасту и стилю куклы. Поищите в комиссионных магазинах старые куклы, которые нужно переделать. Проявите немного фантазии, поэкспериментируйте с краской, ножницами и костюмами.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Машинки приятно фотографировать. Они стабильны, имеют красивые линии и изгибы и обладают индивидуальностью. Если вы хотите поставить их «на дорогу», используйте очень гладкую бетонную поверхность, чтобы масштаб не был слишком невероятным. Вы можете делать несколько крутых вещей с принудительной перспективой (посмотрите фотографии Майкла Пола Смита). Машинки также можно просто вырезать в графической программе и комбинировать с другим фоном.

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

  • Советы по фотографии игрушек из Звездных войн

Эта тема может показаться очень конкретной, но игрушки из «Звездных войн» - популярная тема фотографии. Это неудивительно, учитывая долговечность популярности «Звездных войн», размер фанатской базы и массовую ностальгию. Есть и юмористический подход к теме "Звездных войн", когда персонажи выполняют необычные действия. Представьте себе штурмовиков, принимающих ванну с пеной. Так что не имеет значения, если вы даже не смотрели один из фильмов - создайте свою собственную уникальную историю «Звездных войн».

Как фотографировать игрушки. 10 креативных приемов

Заключение

Фотографирование игрушек - это способ создавать уникальные забавные изображения. И кстати, это также повод вспомнить свое детство и посетить магазин игрушек. Дайте волю своему воображению!

Видеоканал Фотогора

Фотография игрушки должна быть красивая и запоминающаяся!

Фото для игрушки, словно сверкающая корона на голове Мисс Мира, а для мастера удачное фото — итог долгих часов упорной работы, его визитная карточка. Плохое фото игрушки перечеркивает все дни и ночи трудов над ее созданием. Перед вами 5 простых советов для начинающих мастеров игрушек, которые могут помочь повысить качество фотографий и представить вашу работу в лучшем виде. Если ваши фотографии безупречны, множество людей с восхищением рассматривают их, а игрушки продаются за считанные минуты после опубликования, то эта статья не для вас. Если же дела обстоят не так блестяще, то давайте разбираться вместе.

1. Никогда не спешите!

После окончания всех процессов работы над новой игрушкой мастера посещает большое желание, и я не являюсь исключением, скорее показать ее миру. Вы не спали ночами, вязали, кроили, шили, лепили, валяли и клеили. И теперь она готова. Казалось бы, нужно немедленно взять фотоаппарат и начать снимать, но в этот момент вспомните мою первую подсказку: никогда не торопитесь фотографировать готовую работу. Игрушки не терпят спешки. Спешка на любом этапе создания игрушки может привести к печальным результатам в итоге. Это же правило касается и фотографирования игрушек. Запомните: наспех сделанное некачественное фото не может произвести хорошего впечатления и вызвать интерес у аудитории не только к созданной игрушке, но и к вашему творчеству. Плохое фото перечеркивает все труды мастера. Никогда не спешите в этом вопросе. Выделите достаточно времени для сьемки и только тогда приступайте к фотографированию.

2. Влюбитесь в нее!

Звучит крайне странно, ведь вы сами создали это чудо. Создали, а теперь влюбитесь в эту игрушку! Это второй совет. Рассмотрите свою игрушку с любовью и обожанием. Рассмотрите каждую петельку и ниточку, глазки, лапки, ушки, обратите внимание на то, как игрушка держит голову, как она сидит, как смотрит, поймайте ее взгляд, ее настроение, отметьте для себя сильные стороны работы, а затем причешите, пригладьте, поправьте игрушку и вновь посмотрите на нее с восторгом. Запомните все, что вы сейчас увидели и почувствовали, а теперь взгляните на игрушку через объектив и расскажите о ней с помощью фотоаппарата (влюбленный взгляд обязателен).

3. Да будет свет! И никаких вспышек!

Хорошее освещение во время съемки является чуть ли не самым главным условием успеха. Утренние часы, когда солнышко уже поднялось и ласково светит в окно, самые благодатные для фотографирования работ. Третий совет: выбирайте подходящее время для съемки с естественным солнечным светом и никогда не используйте вспышку фотоаппарата.

4. Хороший фон — залог успеха!

Четвертый совет: тщательно подбирайте фон для съемки. Выбор подходящего фона для съемки вашей работы всегда представляет особую сложность. Самый простой и универсальный фон — чистый белый лист. Он подходит для съемки абсолютно любых объектов. А если вам хочется цветной фон? Отличная идея для цветного фона, которая не требует затрат, использование красивого разворота книги большого формата в качестве фона для съемки игрушки. Выберите гармоничный по цвету разворот и приступайте.

5. Всем выйти из тени!

Скажите «нет» теням и затемнениям на фотографии, всегда подсвечивайте игрушку при съемке. В этом заключается последний пятый совет: используйте отражатель. Самым простым отражателем может служить обычный белый лист бумаги формата А4. Посоветую его немного усовершенствовать в практических целях, сделав его твердым. Для этого нам понадобится обычный лист картона (примерно 20*25 см), канцелярский клей и фольга. Промазываем одну сторону картона канцелярским клеем, обворачиваем ее фольгой, края фольги загибаем на обратную сторону и тоже приклеиваем к картону. Наш отражатель готов!

5 простых советов для начинающих мастеров игрушек по фотографированию своих работ, фото № 1

Теперь вы знаете 5 секретиков. Давайте закрепим полученные знания на практике. Итак, ваша чудесная игрушка готова к съемке и смотрит на вас своими трогательными глазками. Съемку будем проводить на подоконнике. Для этого нам потребуются:

  1. Хорошее естественное освещение (предпочтительнее утреннее).
  2. Объект съемки.
  3. Фотоаппарат с выключенной вспышкой.
  4. Книга большого формата с красивым разворотом.
  5. Отражатель.

Раскрываем книгу и кладем ее поперек подоконника (вместо подоконника можно использовать любую другую поверхность, расположенную вблизи окна, например, стул, стол или диван). Берем игрушку и усаживаем ее на раскрытую книгу. Вооружаемся фотоаппаратом и отражателем. Настраиваем свой «влюбленный» взгляд, а к игрушке подносим отражатель таким образом, чтобы осветить ту половину игрушки, которая оказывается в тени (тут нужно будет немного потренироваться, чтобы удерживать в руках фотоаппарат и отражатель). Снимаем!

5 простых советов для начинающих мастеров игрушек по фотографированию своих работ, фото № 2

Получившиеся фотографии обработайте на компьютере с помощью любой специальной программы.

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для развития ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

Воспитание самостоятельного ребенка

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.

Егорка не выдерживает:

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

Читайте также: