Как списать игрушки в детском саду ведомостью или актом

Обновлено: 06.05.2024

В жизнедеятельности каждого бюджетного учреждения наступает момент, когда та или иная часть имущества устаревает или изнашивается по каким-либо иным причинам, в итоге она не может функционировать дальше и подвергается списанию. В составе имущества учреждений культуры особое место занимают музыкальные инструменты, списание которых имеет некоторые особенности. Поэтому бухгалтерам таких учреждений всегда интересно узнать, каков порядок списания указанных объектов, как оформить эту процедуру документально и отразить данные операции в бухгалтерском учете.

Напомним, что в учреждениях культуры все музыкальные инструменты относятся к объектам основных средств и в соответствии с Инструкцией N 25н числятся на балансе учреждения на счете 101 09 000 "Прочие основные средства". Отражение их в составе основных средств обуславливается тем, что музыкальные инструменты отвечают требованиям, установленным в п. 10 Инструкции N 25н, то есть срок полезного использования данных объектов более 12 месяцев независимо от их стоимости.

Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Каждому музыкальному инструменту, кроме тех, стоимость которых менее 1000 руб., присваивается уникальный инвентарный номер, который наносится на объект краской, прикреплением жетона либо иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. При невозможности обозначения инвентарного номера, например когда нанесение краски на корпус инструмента будет влиять на его звучание, присвоенный инвентарный номер отражается в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на музыкальный инструмент.

При списании музыкальных инструментов также следует руководствоваться Инструкцией N 25н. Рассмотрим основные особенности списания таких объектов.

Списание музыкальных инструментов стоимостью до 1000 рублей

Согласно п. 21 Инструкции N 25н учреждение не обязано вести учет объектов основных средств стоимостью до 1000 руб.: стоимость таких объектов списывается на расходы учреждения при отпуске их в эксплуатацию. Выдача в эксплуатацию объектов ОС оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Однако это не означает, что осуществлять учет музыкальных инструментов после их выдачи в эксплуатацию не нужно. Ведь отпуск данных объектов в эксплуатацию не свидетельствует о том, что они устарели и перестали функционировать. Напротив, инструменты в полной мере используются в деятельности учреждений культуры, но теперь обеспечить их сохранность практически невозможно. Поэтому для обеспечения сохранности таких объектов учреждение культуры может организовать их учет на забалансовом счете. Поскольку данный счет Инструкцией N 25н не предусмотрен, его можно ввести самостоятельно. При этом учреждению культуры нужно организовать учет таких объектов ОС по местам их эксплуатации и материально ответственным лицам.

Если же в учреждении учет музыкальных инструментов стоимостью до 1000 руб. не ведется даже на забалансовых счетах, то это может привести к определенным проблемам при инвентаризации имущества. Ведь в соответствии с Методическими указаниями N 49 инвентаризации подлежит все имущество. Поэтому при проведении инвентаризации могут быть выявлены излишки по неучтенным объектам ОС, которые необходимо оприходовать по рыночной стоимости (п. 20 Инструкции N 25н).

Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Музыкальные инструменты, учитываемые на забалансовом счете, подлежат списанию только вследствие их физического или морального износа, уничтожения в результате стихийных бедствий или аварий. Порядок списания данных объектов аналогичен порядку списания ОС стоимостью свыше 1000 руб. В соответствии с п. 21 Инструкции N 25н выбытие основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств N ОС-4 (ф. 0306003), актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) N ОС-4б (ф. 0306033) , которые утверждаются руководителем учреждения.

Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Пример 1. Учреждение культуры закупило музыкальные трещотки (2 шт. стоимостью 800 руб. каждая) и звуковые ложки (2 шт. стоимостью 400 руб. каждая). После выдачи этих инструментов в эксплуатацию они были поставлены на забалансовый счет.

В бюджетном учете данные операции будут отражены следующим образом:

Согласно п. 236 Инструкции N 25н бюджетным учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета.

Списание музыкальных инструментов стоимостью свыше 1000 рублей

Выше был рассмотрен порядок списания музыкальных инструментов, относящихся к основным средствам стоимостью до 1000 руб. Характерной особенностью здесь является то, что на данные объекты не начисляется амортизация, поэтому их стоимость списывается на расходы учреждения (п. 43 Инструкции N 25н).

На остальные основные средства (стоимостью свыше 1000 руб.) амортизация начисляется в обязательном порядке:

  • на ОС стоимостью свыше 1000 до 10 000 руб. - в размере 100% при вводе их в эксплуатацию;
  • на ОС стоимостью свыше 10 000 руб. - исходя из действующих норм амортизации линейным способом, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию.

Следовательно, такие музыкальные инструменты списываются либо полностью за счет амортизации (амортизация начислена полностью), либо частично (амортизация начислена не полностью). При этом полностью начисленная амортизация не является основанием для списания объекта основных средств с баланса учреждения культуры.

В соответствии с Инструкцией N 25н операции по списанию музыкальных инструментов стоимостью свыше 1000 руб. отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет счета 104 07 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет амортизации"

Кредит счета 101 09 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";

  1. ОС самортизировано не полностью:
  • на сумму начисленной амортизации:

Дебет счета 104 07 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет амортизации"

Кредит счета 101 09 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств;

Дебет счета 401 01 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит счета 101 09 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств".

Порядок списания музыкальных инструментов

Музыкальный инструмент учреждения культуры может быть списан по следующим причинам:

  • физический износ;
  • недостача и порча, выявленные при инвентаризации активов и обязательств;
  • авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации;
  • моральный износ.

При этом основные средства подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть переданы в установленном порядке другим муниципальным предприятиям и (или) учреждениям либо реализованы сторонним организациям.

Стоимость музыкальных инструментов, которые выбывают по вышеперечисленным причинам, подлежит списанию с регистров бюджетного учета организации. Процесс списания включает следующие этапы:

  • определение технического состояния каждой единицы;
  • оформление акта на списание;
  • получение разрешения на списание от вышестоящей организации;
  • демонтаж, разборка, выбраковка;
  • оприходование материальных ценностей, выявленных при списании;
  • сортировка и утилизация вторичного сырья;
  • списание с балансового счета.

Определение технического состояния списываемого объекта

Целесообразность дальнейшего использования музыкальных инструментов, их пригодность к эксплуатации, возможность и эффективность их восстановления определяются специально созданной комиссией. В ее состав входят руководитель учреждения, главный бухгалтер и лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность объекта, намеченного к списанию.

В компетенцию комиссии входят (Письмо Роспотребнадзора от 13.10.2005 N 0100/8489-05-32):

  • осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, анализ его технической документации, а также данных бухгалтерского учета;
  • установление причин списания объекта;
  • выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
  • установление возможности использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов основных средств, определением их количества и веса;
  • составление акта на списание объекта.

На практике члены комиссии не всегда могут принять решение о дальнейшей пригодности к работе списываемого музыкального инструмента в силу неимения специальных знаний и опыта. Поэтому в комиссию могут входить технические специалисты и эксперты, которые выдают квалифицированные заключения, либо учреждения культуры прибегают к услугам сторонних организаций, которые проводят диагностику инструментов либо музыкального оборудования и выдают заключение по их списанию или возможности дальнейшего функционирования.

Примечание. Согласно Указаниям N 74н расходы на оплату таких услуг следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, так как услуги по диагностике не связаны с содержанием основного средства (его ремонтом, техническим обслуживанием).

Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Оформление акта на списание

По окончании работы комиссии составляется акт на списание музыкального инструмента. Как отмечалось выше, это может быть акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) N ОС-4, акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) N ОС-4б.

В акте обязательно следует указать:

  • год изготовления или постройки объекта;
  • дату его оприходования и ввода в эксплуатацию;
  • первоначальную стоимость (для переоцененных основных средств - восстановительную);
  • сумму начисленной амортизации;
  • число проведенных ремонтов;
  • причины списания и их обоснование;
  • состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов;
  • отсутствие или наличие виновных лиц, решение о привлечении виновных к ответственности или освобождение от нее.

После утверждения акта комиссией его подписывает руководитель учреждения.

Дата и номер акта о списании заносятся в инвентарную карточку ликвидируемого основного средства, с указанием в ней стоимости этого объекта, суммы списываемой начисленной амортизации, а также причин списания.

Получение разрешения от вышестоящей организации

В силу того что учреждения культуры не являются собственниками имущества, числящегося у них на балансе, списание или продажу основных средств необходимо согласовывать с органами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а в некоторых случаях - и с Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Согласно разд. 3 Положения N 142 предложения о списании ОС представляются учреждениями культуры, как правило, при условии полностью начисленной амортизации. При этом имущество, предложенное для списания, не используется учреждением в своей деятельности.

Приказ Роскультуры от 02.11.2004 N 142 "Об утверждении Положения о согласовании Федеральным агентством по культуре и кинематографии списания, продажи и изъятия основных средств".

Для согласования списания, продажи или изъятия основных средств учреждения культуры направляют в Роскультуру письменное обращение о списании либо даче согласия на продажу или изъятие имущества с приложением необходимых документов (разд. 4 Положения N 142). Перечень данных документов представлен в Приложении 2 к Положению N 142.

После рассмотрения таких документов с учетом специфики деятельности учреждения культуры органы Роскультуры выносят заключение о невозможности списания данного имущества, о нецелесообразности этого списания либо в заключении подчеркивается необходимость такого списания.

При этом визовый экземпляр обращения с приложением экземпляра акта о списании основных средств остается на хранении в Управлении делами Роскультуры, а два акта с прилагаемыми материалами возвращаются учреждению культуры.

Демонтаж, разборка списываемого объекта

Зачастую одним списанием музыкального инструмента или оборудования дело не ограничивается. После выбытия основного средства, как правило, от него остаются детали, запчасти и другие материалы, которые можно использовать в деятельности учреждения. Их следует оприходовать по рыночной стоимости.

Согласно п. 21 Инструкции N 25н разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.

Пример 2. Театр списывает гитару стоимостью 30 000 руб., приобретенную за счет средств от приносящей доход деятельности. Сумма амортизации по данному объекту составила 15 000 руб. После списания гитары театр произвел ее демонтаж, воспользовавшись услугами сторонней организации. Рыночная стоимость высвобожденных запасных частей после списания гитары составила 8000 руб. Их установят на действующее музыкальное оборудование в качестве замены вышедших из строя запасных частей. Стоимость услуг сторонней организации по демонтажу равна 1500 руб. (в том числе НДС - 229 руб.).

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:

Примечание. Стоимость услуг по демонтажу не включается в фактическую стоимость оприходованных запасных частей. Аналогичного мнения придерживаются специалисты Минфина в Письмах от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27, от 23.06.2005 N 03-03-04/1/29. В них указано, что расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы на ликвидацию имущества (демонтаж, разборку), учитываются в составе внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произведена ликвидация. Хотя данные разъяснения касаются налогового учета, их можно применить и в отношении бухгалтерского учета. То есть в рассматриваемом случае расходы по демонтажу гитары будут уменьшать доходы от реализации активов (счет 2 401 01 172), возникающие при оприходовании запасных частей.

Частичное списание музыкального инструмента

Когда основное средство списывается полностью, картина ясна. Однако выйти из строя может и часть сложного инвентарного объекта, состоящего из нескольких составных частей, но числящегося под одним инвентарным номером. В данном случае речь идет о частичном списании.

Как правило, на такие объекты заводится одна инвентарная карточка, в которой расписывается состав и стоимость сложного основного средства, сумма начисленной амортизации по каждой части.

В результате частичного списания стоимость основного средства и сумма начисленной амортизации становятся меньше. К примеру, стоимость музыкального оборудования равна 15 000 руб., в результате частичного списания она уменьшилась до 9000. При этом амортизация была начислена не полностью. Возникает вопрос: стоит ли начислять амортизацию полностью, так как в соответствии с Инструкцией N 25н на такие объекты начисляется 100%-ная амортизация, либо нужно продолжать начислять амортизацию линейным способом согласно амортизационным нормам до полного списания первоначальной стоимости?

По мнению автора, по данному объекту стоит начислять амортизацию по тем нормам, которые были установлены исходя из первоначальной стоимости объекта, до полного его списания, так как частичная ликвидация изменяет лишь стоимость ОС, а не срок его полезного использования. Аналогичной позиции придерживаются специалисты Минфина в Письме от 14.03.2006 N 03-03-04/1/229. Хотя в данном Письме финансисты рассматривают ситуацию с позиций налогового учета, это мнение можно принять к сведению и при начислении амортизации в бухгалтерском учете.

Пример 3. На балансе музыкальной школы числится шумовой комплект инструментов стоимостью 13 000 руб., состоящий из:

  • дудки (1000 руб.);
  • трещотки (500 руб.);
  • деревянных ложек (1500 руб.);
  • бубна (4000 руб.);
  • треугольника (3000 руб.);
  • кастаньет (3000 руб.).

В процессе деятельности учреждения из комплекта в результате устаревания списан бубен, не подлежащий ремонту. Сумма амортизация по данному объекту на момент списания составила 3000 руб. В целом начисленная амортизация шумового комплекта равна 9000 руб. Какова остаточная стоимость шумового комплекта инструментов после частичной ликвидации?

Без компьютеров, принтеров, МФУ и другой оргтехники сейчас не обойтись. Но все вещи имеют свойство ломаться или изнашиваться. Просто так выкинуть принтер или монитор нельзя — можно заработать штраф. Расскажем, как правильно списать технику, какие документы для этого нужны и как ее утилизировать.

Почему просто не выкинуть оргтехнику?

Назовем три причины.

1. Загрязнение окружающей среды.

Офисная техника включает в себя множество деталей, в том числе блоки питания, нагревательные элементы. Они изготавливаются из неразлагаемого пластика, а также опасных и тяжелых металлов, которые портят окружающую среду. Поэтому просто выкинуть принтер или монитор на свалку нельзя.

Кроме того, неправильная утилизация офисной техники — это нарушение законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

2. Нарушение порядка списания основных средств с баланса.

В большинстве компаний оргтехнику относят к основным средствам. Она бывает очень дорогой и может стоить не одну сотню тысяч рублей.

Например: производительные МФУ, принтеры, специализированные компьютеры, серверы.

Чтобы ее правильно списать в учете — необходимо провести техническую экспертизу и получить акт от специализированной компании , в котором будет указаны причины по которым ОС не могут быть использованы по назначению. Без такого акта просто взять и снять с баланса офисную технику не получится.

3. Вторичное использование запчастей.

Из любой списываемой оргтехники, в том числе и сломанной, можно достать рабочие детали. Чаще всего их используют для ремонта старых моделей техники. Также в оборудовании имеются элементы, которые могут переданы на вторичную переработку. В этом случае можно не просто утилизировать старую технику, но еще и получить небольшую компенсацию, которая частично покроет расходы на приобретение новой.

Есть принтеры, МФУ или компьютеры, которые морально устарели и вы хотите их заменить? Обращайтесь в Делис Архив ! Мы занимаемся скупкой и утилизацией техники. Постоянным клиентам — более высокая оплата за выкуп. Наши специалисты сами приедут, проведут оценку оборудования и вывезут его из вашего офиса.

Определяемся: ремонт или списание офисной техники

Определите, по какой причине нужно списать объект:

  • износ;
  • поломка;
  • устаревание модели.

Если офисная техника физически износилась или сломалась, нужно обратиться в специализированную компанию по ремонту или утилизации оргтехники. Только она сможет дать заключение о том, подлежит ли МФУ, принтер, компьютер восстановлению или ремонту : сначала проведут техническую экспертизу оборудования, а потом выдадут акт.

В нем будут указаны:

  • наименование, модель и инвентарный номер объекта;
  • внешние признаки поломки или причины вызова специалистов;
  • результаты технической экспертизы (возможность ремонта, его целесообразность или невозможность восстановления).

Акт подписывают члены комиссии, которые проводили техническую экспертизу.

На основании этого акта можно списать оргтехнику с баланса и решить, что с ней дальше: утилизировать или продать на запчасти. Например, если ремонт выходит дорого и финансово это не выгодно — то офисную технику лучше списать и утилизировать.

Подать заявку на утилизацию в Делис Архив

Утилизируем технику правильно

Утилизировать оргтехнику вправе только специализированные компании, для которых такая деятельность основная и осуществляется на основании лицензии. У них есть лицензия по переработке и собственно утилизации. Офисное нерабочее оборудование относится к вредным и опасным отходам .

К примеру, компьютеры и принтеры относятся к IV классу опасности, картриджи — к III или IV классу в зависимости от количества тонера, а бесперебойники — ко II классу (приказ Роспотребнадзора от 22.05.2017 № 242).

Вы подпишите договор на утилизацию, сдадите технику, а утилизационная компания выдаст вам акт приемки-передачи, а после — акт об утилизации.

Самостоятельно делать ничего не надо. Специалисты сами подготовят все необходимые документы, разберут оргтехнику и правильно ее утилизируют.

Делис Архив специализируется на оказании услуг по вывозу, разборке и дальнейшей переработке старого оборудования. У нас вы можете заказать утилизацию компьютеров, мониторов, планшетов, ноутбуков, принтеров, ксероксов, серверных комплексов, сканеров, мышей, клавиатур, банковского оборудования и прочих технических устройств.

Списание оргтехники с баланса

После того, как у организации на руках есть акт технической экспертизы и акт об утилизации — можно переходить к списанию офисного оборудования в бухучете.

Первоначально надо списать стоимость ОС и суммы накопленной амортизации или обесценения.

Обесценение — новое понятие, которое появилось с началом использования ФСБУ 6/2020. Оно означает, что балансовая стоимость актива выше, чем сумма от его использования или продажи. Компании, ведущие упрощенный учет могут не проверять ОС на обесценение, они могут продолжат считать балансовую стоимость как разницу между первоначальной стоимостью и амортизацией.

Для учета обесценения рекомендовано открывать отдельный субсчет на счете 02.

При выбытии основного средства накопленную амортизацию и обесценение списываем на снижение первоначальной стоимости:

Дт 01 «Выбытие» — Кт 01.1 — списана первоначальная стоимость;

Дт 02 («Амортизация» или «Обесценение») — Кт 01 «Выбытие» — списана накопленная амортизация (обесценение).

Расходы на демонтаж, утилизацию, проводимые сторонней компанией отмечаем в учет проводкой:

Дт 91.2 — Кт 62 (76).

И в заключение списывается балансовая стоимость утилизированной оргтехники:

Дт 91.2 — Кт 01 «Выбытие».

Результат от списания ОС (разница между стоимостью по балансу и расходами на его выбытие с одной стороны, с учетом поступлением денег от выбытия ( см. ниже ) отражается в отчете о финансовых результатах свернуто ( т. е. в виде конечного результата от операций по ОС ).

Бывает, что при утилизации офисной техники компания получает какие-либо рабочие запчасти. В этом случае перед списанием балансовой стоимости ОС надо принять их к учету:

Дт 10 (41, 08) — Кт 01 «Выбытие».

Организация должна руководствоваться ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» при оценке тех частей списываемой техники, которые она собирается продать.

В бухгалтерском учете такие запчасти можно оценить двумя способами:

  • по размеру балансовой стоимости утилизируемого ОС и расходов на извлечение и подготовку к продаже ТМЦ;
  • предполагаемой стоимости реализации ТМЦ за минусом расходов на извлечения и предпродажной подготовке.

Выбирается наименьший показатель.

В налоговом учете ТМЦ, оцененные по рыночной стоимости, на дату акта о списании ОС включаются во внереализационные доходы. Из-за разницы между БУ и НУ могут возникнуть временные разницы (для тех кто применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Ответственность за неправильную утилизацию оргтехники

За нарушение правил утилизации отходов могут предприятие могут наказать (ст. 28 закона № 89-ФЗ «Об отходах»).

За нарушение правил утилизации опасных отходов (п. 1 ст. 8.2 КоАП):

  • от 10 тысяч до 30 тысяч рублей — должностное лицо;
  • от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или приостановление деятельность на срок до 90 суток — ИП;
  • от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или приостановление деятельность на срок до 90 суток — компанию.

Кроме этого к ответственности могут привлечь и за осуществление деятельности без лицензии, когда она обязательна (п. 2 ст. 14.1 КоАП):

Если инвентарь или другие рабочие принадлежности утратили свои функции или по каким-либо другим обстоятельствам их невозможно использовать, то такие объекты списывают. Инвентарь в сельском хозяйстве списывают, заполняя акт на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Он имеет форму 421-АПК. Рассмотрим особенности его заполнения.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Работа с актом по форме 421-АПК

Назначение документа — оформление списания мелкого инвентаря и хозпринадлежностей при полной или частичной их ликвидации из-за износа или потери необходимых свойств. Также инвентарь списывают, если закончился срок его службы.

В результате ликвидации инвентаря можно получить возвратные отходы или предметы для утилизации. Это дрова, металлолом, инструмент или иные предметы. Документ выступает основанием для оприходования полученной массы.

Важно! Акт оформляют по каждому структурному подразделению, где использовался инвентарь и пришел в негодность (фермы, цеха, бригады, отделения).

Составлением занимается специальная комиссия, которая формируется на основании приказа руководителя. В состав комиссии нужно включать главу внутрихозяйственного подразделения (бригадира, начальника цеха), материально ответственное лицо и других сотрудников, связанных с использованием инвентаря или иных предметов. Она осматривает инвентарь, проверяет сроки использования и принимает решение о дальнейшей эксплуатации. Если принято решение ликвидировать предметы, то производится списание. После списания и ликвидации возвратные отходы указывают в специальной таблице как материальные ценности.

Акт подписывают все члены комиссии и главный бухгалтер после проверки всей информации, особенно на предмет правомерности списания объектов и оприходования отходов. Утверждает документ руководитель компании или его доверенное лицо, а далее бухгалтер делает записи в бухучете организации.

О форме 421-АПК

Унифицированную форму 421-АПК специально разработали для акта на списание инвентаря и хозпринадлежностей. Ее утвердил Минсельхоз приказом от 16 мая 2003 года №750. С начала 2013 года форма перестала быть обязательной для организаций, занимающихся сельским хозяйством, как и остальные подобные бланки. Компании получили право разрабатывать самостоятельно формы для первичных учетных документов (п. 4 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Что важно? При разработке собственного бланка надо внести в него все обязательные реквизиты первичного учетного документа, иначе он не будет действительным (п. 2. ст. 9 ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Кроме того, нужно прописать в учетной политике, какие бланки будет применять компания. Делается это на основании приказа руководства.

Заполняем акт по форме 421-АПК

В шапке указывают такие сведения:

  • Номер заполненного акта.
  • Номер формы.
  • Дату составления документа. Ее пишут в формате «число, месяц, год».
  • Наименование организации и ее код по ОКПО.
  • Номер отделения, фермы, бригады.

Акт на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей по форме 421-АПК. Часть 1


Рядом с шапкой располагается гриф «Утверждаю» для руководителя компании. Он должен расписаться в том, что документ им утвержден. Кроме того, необходимо вписать дату.

В основной части нужно заполнить таблицу. Необходимо внести следующие данные:

  • Номер по порядку.
  • Название объекта (инвентаря).
  • Инвентарный номер.
  • Количество инструментов.
  • Цену и сумму.
  • Дебет и кредит.
  • Основание для списания объекта.

Далее комиссия указывает, каким путем были уничтожены объекты. После этого все члены комиссии и материально ответственное лицо, отвечающее за хранение объектов, расписываются в подтверждение указанной информации.

На оборотной стороне оформляют расчет результатов от ликвидации объектов. Данные требуется занести в таблицу. Что нужно указать:

  • Информацию по затратам: наименование подтверждающего затраты документа, статью затрат и сумму.
  • Информацию по поступлению средств от ликвидации: наименование подтверждающего документа, полученную сумму.

Акт на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей по форме 421-АПК. Часть 2

Затем бухгалтер указывает сумму амортизации, результаты от ликвидации, какой датой отмечено списание имущества в книге учета. Завершающую подпись ставит главный бухгалтер.

Важно! Если при заполнении формы была обнаружена фактическая ошибка, то ее исправляют посредством традиционного алгоритма. Сначала аккуратно зачеркивают фрагмент с ошибкой, далее верный вариант указывают рядом или сверху. После этого исправления надо завизировать отметкой «Исправленному верить» и постановкой подписи и даты. С исправлениями должны быть ознакомлены все члены комиссии и другие работники, связанные с заполнением документа.

Объясните, пожалуйста, кто может, как вести учёт игрушек в детских садах. Их надо учитывать как основные средства или как материальные запасы? Если как ОС, то к какому ОКОФ их отнести? Если как МЗ, то что делать со сроком эксплуатации? На игрушки срок эксплуатации не указывается, а в учреждениях они используются больше года.

Если точно никто не знает, может быть кто-то предположения выскажет.

"В Интернете нашла вот это:

Просим дать разъяснения по отнесению на статьи экономической классификации расходов бюджета (операций сектора государственного управления) расходов детского сада по приобретению: детских игрушек (кукол, машинок, игрушечных колясок, пирамидок, мягких игрушек, матрешек, наборов кубиков), конструкторов напольных (стоимостью 2 400 - 5 200 руб. за набор), детских массажных дорожек (по цене 1 000 - 2 500 руб.), детских сюжетно-ролевых игр (стоимостью 8 800 - 9 420 руб.), комплектов для игры с водой и песком (11 906 руб.), детских игровых координационных дорожек (по цене 1 200 - 2 500 руб.), дидактических игр, головоломок, мозаик, наглядно-дидактических пособий в картинках, наборов муляжей, настольных игр, манежей, ходунков, ведер, елочных украшений и гирлянд. Для медицинских кабинетов детсадов - термометров ртутных и электронных.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг.
На статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ *(1).
Такие же нормы содержатся и в Инструкции N 25н*(2). Для целей бюджетного учета в соответствии с п. 10 Инструкции N 25н основными средствами являются материальные объекты, которые независимо от их стоимости удовлетворяют следующим требованиям:
- используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
- находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданы в аренду;
- срок полезного использования этих объектов превышает 12 месяцев.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы*(3). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 39 Инструкции N 25н).
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов.
К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (п. 48 Инструкции N 25н).
Перечисленные в вопросе материальные ценности не содержатся в ОКОФ. Таким образом, главным критерием отнесения того или иного предмета из списка будет срок его эксплуатации. То есть материальные ценности со сроком службы свыше 12 месяцев следует учитывать по статье 310, а менее 12 месяцев - по статье 340 КОСГУ.

О. Фурагина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

1 июля 2008 г.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2008 г.


P.S. Конечно, уже прошло почти два года, но всё-таки.


"

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы


Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Читайте также: