Как убраться в игрушках

Обновлено: 28.03.2024

Вам, конечно, знакома адская боль от кубика лего, впившегося в пятку в темном коридоре. Проходя из спальни до гостиной, вы постоянно поддаете ногами машинки разного калибра. Или мячики. Или фигурки животных. Думаю, многие родители сейчас несколько раз произнесли удрученное «о, да!».

Обычно с появлением детей, количество игрушек в доме растет со скоростью, близкой к скорости света. И обнаружив очередную деталь конструктора в своей пятке, вы понимаете, что проблема есть и немаленькая.

Начнем с осознанности

Подумайте и зафиксируйте, как игрушки появляются у вас дома. Можете составить список, чтобы было более наглядно. Скорее всего в вашем списке будут следующие пункты:

  • Игрушки дарят на праздники.
  • Игрушки дарят гости просто так.
  • Вы покупаете игрушку или киндер в качестве поощрения (не орал в магазине, быстро ушел с площадки, стойко выдержал укол и т.д.).
  • Покупаете игрушки сами, потому что ребенок собирает коллекцию.
  • Из отпуска привозите чуть ли не полчемодана новых игрушек.

Осознав пути появления игрушек, можно их немного ограничить или перекрыть совсем. Например, попросить бабушек не привозить внукам игрушки, а заменить их книжкой или вкусняшкой.

Почему дети не убирают игрушки?

Если наши дети не убирают за собой игрушки, причина в нас самих.

Значит, родители не смогли организовать простую и понятную малышу систему хранения игрушек. И теперь пожинают плоды.

К тому же родители очень часто требуют от ребенка делать что-то, что сами не делают. Взгляните на свое рабочее место, на туалетный столик или на тумбочку в прихожей. Вряд ли там царит идеальный порядок, а у каждой вещи есть свое место. И вы не убираете все это за собой вечером. Родители – главный пример для ребенка. Поэтому, если хотите приучить ребенка к порядку, соответствуйте этому запросу.

Как навести порядок в детской?

Начать нужно с сортировки игрушек. Самое главное правило – сортировать вместе с детьми. Это их вещи, и только дети могут решить, что им нужно и дорого, а с чем они готовы расстаться.

Сортируем сразу в мусорный мешок, пакет с надписью «Отдать» и несколько контейнеров по категориям (например, конструктор, железная дорога, маленькие машинки, динозавры и т.д.).

Поймите, что процессом сортировки рулите вы. Вы объясняете ребенку, почему детали от сломанных игрушек уже не нужны, почему что-то нужно отдать. Вместе с вами малыш учится делить вещи на категории, развивает навык объединения предметов по признакам. Впоследствии ребенку будет проще найти какую-то игрушку, ведь он сам знает, куда ее положил. На контейнеры с игрушками можно наклеить изображения того, что там лежит. Для детей постарше можно подписать контейнеры.

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для развития ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

Воспитание самостоятельного ребенка

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.

Егорка не выдерживает:

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

убираем детские игрушки

Уборка - ахиллесова пята многих детей и, конечно, мучения для родителей. Блоки, автомобили, чучела животных, головоломки отлично смотрятся на полках магазинов или в недавно прибранной детской комнате, намного хуже, если всё это смешивается и заполняет всю комнату. С раннего возраста мы должны научить наших детей поддерживать порядок. Как научить ребенка убирать игрушки после игры? С какого возраста начать требовать? Что сделать, чтобы уборка за собой вошла в привычку? Как мотивировать ребенка на уборку игрушек?

Приучаем ребенка к порядку

уборка игрушек

Ребенок должен учиться убирать за собой с раннего возраста, в этом нет никаких сомнений. Чем раньше мы начнем приучать его к порядку, тем больше вероятность того, что уборка войдет в привычку. Помните, что до трех-четырех лет ребенок всему учится через игру, поэтому ключом к успеху будет разработка правильных игр, в которые можно играть во время уборки. Например, вы можете притвориться, что плюшевые медведи и куклы, разбросанные по полу, должны быть спасены и что они будут в безопасности только на полке. Будет полезно использовать время уборки, чтобы заняться развитием малыша.

Для того чтобы это было весело, мы не должны отдавать приказы, вместо этого пусть ребенок решит, что он предпочитает делать: бросать блоки в коробку или ставить книги на полку. Что касается порядка, то принцип, что ребенок может начать играть со следующей игрушкой только после того, как положит на место ту, которой играет сейчас, - отличное решение. В приучении ребенка к порядку важны последовательность и терпение.

Организация и хранение

Это очень важный момент при уборке. Все специалисты по ведению домашнего хозяйства говорят: если мы создадим постоянное место в доме для каждой вещи, нам никогда не придется делать уборку, надо будет просто вернуть вещь на место. Именно поэтому основой для уборки в комнате малыша будет хорошая организация игрушек. Существует множество способов хранить сокровища вашего ребенка: пластиковые и деревянные ящики различной формы, полки, коробки, корзины, пуфы. Вы наверняка найдете что-нибудь подходящее.

Хорошая идея ходить по магазинам с ребенком и позволить ему выбирать те ящики и коробки, которые ему больше всего нравятся, конечно, при условии, что они достаточно функциональны. После покупки подпишите коробки: куклы, блоки, плюшевые мишки и т. д. Каждая игрушка должна иметь свое постоянное место.

Где хранить игрушки Если вы не хотите тратить деньги на коробки - никаких проблем. Вы можете сделать их из того, что есть у вас дома. Пусть ребенок украсит коробки самостоятельно! В качестве основы для таких самодельных ящиков можно использовать коробки из-под мороженого, обуви или любые другие.

Помните о регулярных проверках и сортировке Из большинства игрушек малыш последовательно вырастает, поэтому вам придется постепенно избавляться от них. И довольно регулярно. У детей есть уникальный талант уговаривать родителей, а также дедушек и бабушек покупать всё новые игрушки, и, несмотря на хорошую уборку, если мы не будем сортировать старые игрушки, скоро они заполонят всю квартиру.

Что делать с ненужными игрушками?

приучаем ребенка убирать игрушки

Если вы не хотите выбрасывать игрушки в мусорку (потому что они всё еще пригодны для использования и могут пригодиться другому ребенку), отдайте их младшему ребенку родственников или друзей. Хорошая идея отдавать игрушки детям из малоимущих семей, благодаря этому вы научите ребенка сочувствию и сопереживанию окружающим и донесете до него мысль, что не каждый может позволить себе всё, что он хочет.

Если вы не хотите выбрасывать или отдавать какие-то игрушки, но их скопилось уже много, можете разделить все игрушки на две-три части, часть оставить, а остальные спрятать на несколько месяцев на балкон или в кладовку. По прошествии этого времени достаньте убранные игрушки и замените ими те, которые уже наскучили малышу. Благодаря этому у ребенка будут чаще появляться «новые» игрушки.

Другая идея - обмен игрушками по тому же принципу с соседями, родственниками или друзьями. Кто-то скажет, что нелегко учить ребенка убирать за собой. Это так, но лучше приложить усилия и научить малыша, чем каждый день в течение нескольких лет наводить порядок в детской комнате вместо ребенка.

Иногда кажется, что они везде, в детской, зале, кухне. Иногда к вечеру кажется, что ими покрыто 98% всей площади квартиры. Часто их находишь в таких местах, где по идеи их не должно быть. И это все о них — о детских игрушках.

Проект "Квартирный детокс". День 11. Детские игрушки

Сейчас очень часто говорят, что у детей слишком много игрушек, они их не ценят, не хотят их убирать. Может быть. Однако 25 лет назад у нас с сестренкой тоже было много игрушек, однако нам хватало одного маминого напоминания, чтобы мы убирали свои игрушки. У нас все игрушки лежали в одной большой коробке, настольные игры и книги на полках, многочисленные куклы — часть на антресоли в коридоре, это те, которыми не играли, часть, которыми играли, сидели на стульях в нашей спальне.

Я не помню, чтобы разбирала их мама, наверное, она делала это очень незаметно.

Проект

Я уже почти 6 лет стараюсь организовать игрушки. Сейчас старший ребенок знает систему, которую мы с ним сделали. Младший пока еще учится.

Как разобрать детские игрушки, несколько советов от меня.

1. Совсем поломанные я выкидываю сразу. Если мелочь из киндер-сюрприза, то даже не сообщаю об этом.

2. Если игрушка большая и пользующаяся спросом, показываю, что она сломана. Решаем, можно ли ее починить. Если нет, то выкидываю сразу в утиль. В принципе, я сама определяю степень испорченности и чаще решение мое, но я всегда советуюсь.

3. Есть игрушки, которые и не сломаны, но с ними дети не играют, тогда я их убираю на время, если о них долго не вспоминают, то в утиль.

4. Игрушки не по возрасту сортируются периодически. Например, младший уже сейчас играет в трансформеров и роботов, хотя ему нет еще и 3.

5. Бывает, что вместе с ними разбираю игрушки, которые надо отнести в подвал, чтобы потом их поменять на те игрушки, с которыми они наигрались. Через какое-то время мы их меняем.

Раньше делала, теперь перестала. Если уборка затягивается, то бывало, что я начинаю сердится и говорить, что сейчас все соберу и выкину. Пару раз собирала, но не выкидывала, а оставляла около двери. Теперь поняла свои ошибки. Во-первых, у ребенка пропадает ценность игрушки. Если мама ее выкидывает, то и я могу ее выкинуть или совсем не беречь, всё равно ее потом выкинут. И второе, если вы, действительно, не собираетесь выкидывать игрушки, то не стоит этим манипулировать. Ребенок быстро поймет, что «мама только пугает».

И еще несколько советов по хранению игрушек.

— Если вы не поклонник Монтессори-педагогики, то лучше избегать открытых систем хранения. Однако, стоит подумать о том, чтобы игрушки были выставлены перед ребенком, чтобы он их видел и ими играл. Для себя я вывела некоторое среднее. Пока игрушек не слишком много, то это не сложно организовать.

Проект

— Примерно до 3-х лет не стоит усердствовать с сортировкой. Конечно, можно выделить корзину для мягких игрушек и для машинок, ну а более детально оставьте на вырост.

Проект

— С возрастом ребенка есть смысл начать сортировать игрушки по коробкам. Для этого очень удобно использовать пластиковые боксы и стеллажи от икеа.

Проект

— Чтобы ребенок быстрее сориентировался в коробках, можно наклеить картинки игрушек, а если ребенок уже читает, то и подписать. При этом сделать картинки не просто из интернета, а именно фото тех игрушек, что будут лежать в этой коробке. Эту идею я подсмотрела в нашем садике.

Проект

— Очень удобно сортировать игрушки по мешкам с окошками или на которых нарисовано то, что в них лежит.

Проект

Проект

— Мелкие игрушки, одежки, запчасти от конструкторов можно хранить в зип-пакетах.

Проект

— Очень удачным решением, на мой взгляд, могут быть сетчатые мешочки

Проект

Как приучить ребенка к порядку.

1. Самый главный совет — лучше, как можно раньше.

2. Приучать убирать игрушки сразу, как закончили играть. Для многих детей такой порядок успокаивает.

3. Если ваш ребенок творческая личность, то не стоит мешать. Однако, в конце всех игр, чаще всего вечером, стоит организовать уборку, сделав это ритуалом перед сном. Я примерно знаю, сколько надо моим мальчишкам на уборку. Поэтому у меня стоит будильник, по которому я их оповещаю, что наступило время уборки. Бывает, что они сами все убирают, чтобы меня удивить. Бывает, что стоит стоять над душой. Но если делаем все вместе, играя, в итоге получаем «спокойная мама-счастливый малыш».

4. Если вижу, что игра очень завлекла, то оставляем все, как есть крупное, мелкое собираем.

5. Если вижу, что устали, то убираю сама. Так удобней доя всех.

И опять повторюсь, если у всех игрушек есть свое место и их не слишком много, то наведение порядка — это дело 5-10 минут.

Игрушки вашего ребёнка заполнили весь дом? Хотите раз и навсегда избавиться от беспорядка в детской? Мы разобрались, где и как хранить игрушки так, чтобы поддерживать порядок было легко и приятно. Советы дизайнера прилагаются

Если вы давно мечтали раз и навсегда навести порядок в детской, сейчас самое время этим заняться. Разбирать завалы игрушек предлагаем не хаотично, а следуя простому, но эффективному плану: пять последовательных шагов плюс наши рекомендации — и в детской комнате наконец будет полный порядок.


Шаг первый: избавьтесь от лишнего

С этого пункта начинается любая генеральная уборка, а в контексте детской комнаты он особенно актуален — особенно если игрушек у вашего ребёнка много (а так бывает почти всегда). Проводить ревизию лучше самостоятельно, поскольку с игрушками, даже объективно ненужными, дети расстаются очень неохотно.

Итак, какие же игрушки однозначно подлежат удалению из детской комнаты?

  • Сломанные, повреждённые и уже точно не подлежащие восстановлению. Сюда же можно отнести мозаику с утерянными пазлами, конструкторы с недостающими деталями и прочие неполноценные комплекты.
  • Те, из которых ребёнок «вырос». Это не относится к любимой мягкой игрушке, если таковая имеется, но если ваше чадо собирается в первый класс, а в детской до сих пор хранятся пупсы, кубики и пирамидки, от них определённо стоит избавиться.
  • Те, в которые ребёнок не играет и, скорее всего, не собирается. Выкидывать или отдавать кому-то такие игрушки сразу, конечно, не стоит: лучше на несколько месяцев спрятать их подальше и посмотреть, вспомнит про них ребёнок или нет.



Шаг второй: сгруппируйте оставшееся

После того как вы проредили игрушки, лучше разделить их на несколько групп. Первая — любимые, те, с которыми ребёнок играет каждый или почти каждый день. Как правило, это самая немногочисленная категория, поэтому найти для любимых игрушек место под рукой не составит труда.

Важны два принципа: ребёнку должно быть удобно доставать и ставить их на место и он (а в идеале — и все члены семьи) должен точно знать, где они лежат.



Вторая категория — игрушки, в которые ребёнок играет реже. Это могут быть домики для кукол, конструкторы, мини-кухни или игрушки, которые малыш предпочитает использовать в компании друзей. Их уже можно убрать подальше: например в шкаф, ящик или на полки. При этом ребёнок также должен иметь к ним доступ и знать, где их можно найти. Для этого избегайте глубоких ёмкостей, в которых игрушки свалены огромной кучей: лучше, если полки будут неглубокими, чтобы игрушки стояли в один или два ряда. То же самое с корзинами и ящиками: пусть их будет больше, но сами они будут меньше. Для упрощения поисков закрытые ёмкости можно снабдить надписями или фотографиями того, что в них хранится.

Читайте также: