Как влияют на детей современные игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Автор – составитель: Имангулова Лилия Кабировна, воспитатель МАДОУ №44 г.Салавата Республики Башкортостан.
Описание: данная работа поможет воспитателям и родителям правильно выбирать современные игрушки для детей.
Цель работы: выявить как влияют современные игрушки на развитие ребенка.
Не нужна мне пирамидка,
Завалялся мяч в углу,
А железную дорогу
Я братишке подарю…
Я теперь играю в тачки
Тамогочи мне милей.
Бакуган, трансформер, зублз
Вместе с вами веселей…

Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.
Давайте задумаемся, во что играют наши дети. Какие игрушки мы им покупаем?
Во всех этих пушистых зайцах, погремушках, пестрых пазлах, блочных кубиках скрыта мощная - созидательная или разрушительная – воспитательная сила.


Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а нужных и важных для детского развития игрушек очень мало. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Выбор игрушек становится чрезвычайно хаотичным. Комплекс «самых лучших в мире родителей» съедает здравый разум подчистую. Если ребенок прожужжал все уши о том, что у Пети и Вани по четыре бакугана, а у него только три, то мы немедля восполняем недостающего – пусть и бесполезного – мультяшного героя. Наш ребенок не хуже других, хоть и непонятно совершенно, зачем ему эта игрушка нужна.



Таким образом, актуальность проблемы правильного выбора игрушки очевидна, что и способствовало определению цели моей работы.
Цель: определить психолого-педагогическое влияние игрушки на развитие ребенка, пути правильного выбора и её использования. (задачи слайд)
Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества, о чем свидетельствуют раскопки.
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывали у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.
Современный же ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 40–30 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг и журналов, цветные рекламные щиты на улице, и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Игрушки покупаются, как сказал один многодетный папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, представления о добре и зле.
Рассмотрим некоторые современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби.


Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей ребёнка, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом.

Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или мягкая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то глубинные потребности маленького существа.


А что продается сейчас? На полках магазинов игрушек мы с вами видим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски. Вот в магазине игрушек сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!


Чтобы понять, как же родители моих дошколят выбирают игрушки для своих детей и нуждаются ли они в психолого-педагогической помощи, провела опрос-анкетирование.
Как показал опрос, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые чаще вовсе не учитывают.
Так был организован клуб "Школа для родителей", целью которого стало знакомство родителей с требованиями и методами выбора игрушек для малышей.
Были подготовлены ряд консультаций на тему: «Детские игрушки и требования к ним», «Перечень игрушек необходимых для ребенка раннего возраста и детей дошкольного возраста», «Бесполезные игрушки». Также, родители были познакомлены с письмом Министерства Образования РФ от 17 мая 1995 года N 61/19-12 О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях.
В ходе деловой игры: «Подбираем игрушку правильно», вместе с участниками встречи разделили игрушки на три группы.
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд). Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
В процессе работы нашего клуба, родители узнали, что существуют определенные требования к игрушке. Первое и необходимое требование – потенциальная возможность стать предметом соответствующей деятельности ребенка. Выбирая забаву, родители стали ориентироваться на возраст, стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Также стали учитывать тот факт что, возможность активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре.
Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовая божья коровка на колесах, которая одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности.
Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить её, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий, весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребенка далеко не единственный критерий оценки. Организуя круглый стол с родителями и детьми на тему «Любимая игрушка» мы пришли к выводу: игрушка обязательно должна, с одной стороны, развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие.
Интересно прошел тренинг "Современная игрушка – что это?". Было отмечено, чтобы игрушка подняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.
Маленький ребенок - это веер возможностей. Он активно усваивает мир, чтобы его преобразовывать, а игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Вместе с родителями мы пришли к выводу, что самые лучшие игрушки природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки – они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!
Иногда ребенок сам находит «игрушки» - предметы-заместители, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь ракушка, камушек, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. После наших интересных встреч родители, обнаружив подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке или, выворачивая карманы детской одежды перед стиркой, не выбрасывают их. Теперь они уверены: лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Ведь игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Современная игрушка претерпела эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, домашнего обихода в древности - через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX - первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия).
Конечно, не все современные игрушки играют отрицательную роль в жизни ребенка. В наши дни существуют и такие игрушки, которые отвечают правилам современной педагогики. Это развивающие игрушки, всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные игрушки, игры-головоломки и т. д.
Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком.
Правильная современная игрушка должна быть сделана из экологически чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.
Помните: правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована и не запылится на полке!

Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства ,исследовать окружающий мир, учат общаться с родственниками и познавать себя. Действуя с игрушкой ребёнок адаптируется в окружающем мире , преобщиться к жизни взрослых. Игрушка-предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребёнок берет в игре на себя роль мамы,надо иметь в руках « куклу-дочку»,которую можно укладывать спать,кормить,одевать и т.д.Игрушка должна быть такой ,чтобы ребёнок мог с ней активно действовать,разыгрывать свою роль. Бывает так,что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел.Сейчас высоко рассматриваеться проблема о неправильном использовании игрушки.Каким образом,она не благоприятно влияет на психику и здоровье детей?Чем руководствуються взрослые,покупая игрушку для своего ребёнка, задумываються ли они над тем,что игрушка это не просто забава.Подбор игрушек дело серьёзное и ответственное От успешного выбора игрушки зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка,взрослым следует осознанно подходить к её выбору.Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно:наряду с традиционными (куклы,мишки.,мячики,неволяшки,

матрешки)появляются новые ( трансфермеры, пауки,Бетмэны

, роботы и т.д.)Как выбрать то,что нужно ребёнку? Чрезвычайно важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства,но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становления новых форм его деятельности.Выбирая ту или иную игрушку взрослый должен сразу представить,что ребёнок с ней будет делать.Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов,с помощью игрушек ребёнок познает свойства предмета,мыслей.При игре активизируються все познавательных прцессы:Воображение,внимание,

,память,мышление.Игрушки являются отображением нашей действительности.Редко встретишь современного ребёнка, у которого нет игрушечный о могильник а или планшета,не говоря уже об бесчисленных машинках и прочей техники.Казалось бы в этом нет ничего плохого взаимодействия с такими игрушками,ребёнок имитирует поведение взрослого,а следовательно обучаеться. Но есть одна прблема:в погоне за увеличением продаж,производители стремяться максимально приблизить игрушку к её реальному аналогу. Детский планшет или игрушечный компьютер практически не отличить от взрослого,и он с огромным количеством электроники..Все,что остаеться ребёнку это просто нажимать кнопки,и получать запрограммированный результат.Соответственно замедляет у ребёнка мыслительный процесс,никакого развития воображения,отсутствие игровой деятельности,и способствует нарушению не окрепшей нервной системы.Но переутомление и перевозбуждение,это не самая главная проблема для ребенка,которую могут нести современные игрушки .Современные игрушки несут в мир ребёнка искаженые образы.Многочисленые функции не дают ребёнку контролировать игрушку,говорить за неё, совершать определённые действия.Это тоже сказывается на развитии ребенка.Играя в современные игрушки (Бетмэнов,роботов,трансформеры) ребёнок причиняет не намеренно физический вред.Играя с такими игрушками ребёнок становиться жёстким и злым,соответственно с возрастом у ребёнка развиваться агрессия.Родителям следует помнить, что игрушка предназначен не только для развлечения,но ребёнок с помощью игрушки обязательно чему-нибудь научиться.Игрушка представляет собой определённый образ,шаблон,ориентируясь на который ребёнок учиться проживать эмоции и строить взаимоотношения со сверстники. И если образ игрушки несёт неправильный посыл,например агрессивный,то родителям нужно быть внимательным при выборе игрушек.Не ленитесь играть с ребёнком, и объяснять ему простые истины,нести положительные эмоции,больше разговаривать с ребёнком в игре,придумывать игровые ситуации.Игра-это идеальная ступень для обучения и развития у ребёнка всех умственные и психологический процессов.Игры и положительные игрушки пробуждают у детей заботливое,бережное отношение,внимательность и нежность,помогают накопить опыт положительных эмоций.Трасформеры,роботы и т.д.-способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка,которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабыми животным и маленьким детям.

Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную задачу- учит добру и красоте,пониманию и сопереживанию.Игрушка закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла.Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности.Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям, когда ребёнок проявляет безразличие,агрессию,жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра являеться ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки,а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере, красоте и мудрость.

ВложениеРазмер
statya.docx 25.59 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА».

Игрушка -это специально изготовленный предмет, служащий для развлечения

и психического развития ребёнка. Игрушка это изображение людей и животных.

Их роль и функциональное назначение, способствует развитию различных форм общения

Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства ,исследовать окружающий мир, учат общаться с родственниками и познавать себя. Действуя с игрушкой ребёнок адаптируется в окружающем мире , преобщиться к жизни взрослых. Игрушка-предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребёнок берет в игре на себя роль мамы,надо иметь в руках « куклу-дочку»,которую можно укладывать спать,кормить,одевать и т.д.Игрушка должна быть такой ,чтобы ребёнок мог с ней активно действовать,разыгрывать свою роль. Бывает так,что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел.Сейчас высоко рассматриваеться проблема о неправильном использовании игрушки.Каким образом,она не благоприятно влияет на психику и здоровье детей?Чем руководствуються взрослые,покупая игрушку для своего ребёнка, задумываються ли они над тем,что игрушка это не просто забава.Подбор игрушек дело серьёзное и ответственное От успешного выбора игрушки зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка,взрослым следует осознанно подходить к её выбору.Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно:наряду с традиционными (куклы,мишки.,мячики,неволяшки,

матрешки)появляются новые ( трансфермеры, пауки,Бетмэны

, роботы и т.д.)Как выбрать то,что нужно ребёнку? Чрезвычайно важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства,но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становления новых форм его деятельности.Выбирая ту или иную игрушку взрослый должен сразу представить,что ребёнок с ней будет делать.Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов,с помощью игрушек ребёнок познает свойства предмета,мыслей.При игре активизируються все познавательных прцессы:Воображение,внимание,

,память,мышление.Игрушки являются отображением нашей действительности.Редко встретишь современного ребёнка, у которого нет игрушечный о могильник а или планшета,не говоря уже об бесчисленных машинках и прочей техники.Казалось бы в этом нет ничего плохого взаимодействия с такими игрушками,ребёнок имитирует поведение взрослого,а следовательно обучаеться. Но есть одна прблема:в погоне за увеличением продаж,производители стремяться максимально приблизить игрушку к её реальному аналогу. Детский планшет или игрушечный компьютер практически не отличить от взрослого,и он с огромным количеством электроники..Все,что остаеться ребёнку это просто нажимать кнопки,и получать запрограммированный результат.Соответственно замедляет у ребёнка мыслительный процесс,никакого развития воображения,отсутствие игровой деятельности,и способствует нарушению не окрепшей нервной системы.Но переутомление и перевозбуждение,это не самая главная проблема для ребенка,которую могут нести современные игрушки .Современные игрушки несут в мир ребёнка искаженые образы.Многочисленые функции не дают ребёнку контролировать игрушку,говорить за неё, совершать определённые действия.Это тоже сказывается на развитии ребенка.Играя в современные игрушки (Бетмэнов,роботов,трансформеры) ребёнок причиняет не намеренно физический вред.Играя с такими игрушками ребёнок становиться жёстким и злым,соответственно с возрастом у ребёнка развиваться агрессия.Родителям следует помнить, что игрушка предназначен не только для развлечения,но ребёнок с помощью игрушки обязательно чему-нибудь научиться.Игрушка представляет собой определённый образ,шаблон,ориентируясь на который ребёнок учиться проживать эмоции и строить взаимоотношения со сверстники. И если образ игрушки несёт неправильный посыл,например агрессивный,то родителям нужно быть внимательным при выборе игрушек.Не ленитесь играть с ребёнком, и объяснять ему простые истины,нести положительные эмоции,больше разговаривать с ребёнком в игре,придумывать игровые ситуации.Игра-это идеальная ступень для обучения и развития у ребёнка всех умственные и психологический процессов.Игры и положительные игрушки пробуждают у детей заботливое,бережное отношение,внимательность и нежность,помогают накопить опыт положительных эмоций.Трасформеры,роботы и т.д.-способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка,которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабыми животным и маленьким детям.

Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную задачу- учит добру и красоте,пониманию и сопереживанию.Игрушка закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла.Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности.Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям, когда ребёнок проявляет безразличие,агрессию,жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра являеться ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки,а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере, красоте и мудрость.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Для современного ребенка игрушка – это способ познания реальности. Детская фантазия – безгранична и, порой, из самых примитивных игрушек малыш сможет создать в своем воображения целый мир с увлекательными сюжетными линиями. Главное условие – игрушки должны быть ярких цветовых оттенков, которые привлекают внимание детворы.

влияние игрушек на развитие ребенка

Негативное влияние игрушек на развитие ребенка имеют говорящие игрушки, которые заметно притормаживают процесс речевого развития чада, как минимум на 2-3 года. Во время общения с такой игрушкой ребенок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.

Если с раннего возраста приучать малыша к использованию всевозможных гаджетов – это негативно скажется на психическом развитии ребенка. Виртуальный мир способствует развитию клипового мышления. В результате, мозг перестает воспринимать новую информацию линейно – в текстовом виде. Именно поэтому вместо планшета или робособаки лучше всего купить ребенку плюшевую игрушку, конструктор или пазлы.

Влияние современных игрушек на развитие ребенка

Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:

  • Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
  • Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.

влияние игрушек на развитие ребенка

Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.

Виды игрушек

Учитывая влияние игрушек на психику ребенка,выделяют четыре основных типа детских игрушек:

  1. Сюжетно-образные – всевозможные куклы, машинки, самолетики, зверушки и прочие фигурки, прообразы которых существуют в реальном мире. Благодаря таким игрушкам чадо сможет моделировать различные ситуации, способные произойти в жизни.
  2. Развивающие – кубик Рубика, конструктор, пазлы, логические головоломки. Все эти игры объединяет одно – они имеют определенные правила и цели. Это помогает ребенку развивать творческое мышление, логику и быть более усидчивым.

влияние игрушек на развитие ребенка

По мере взросления малыша его коллекция игрушек должна меняться с учетом его пожеланий, творческих и психологических наклонностей.

Требования к игрушкам для детей

Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке».

Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:

  • Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
  • Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.

влияние игрушек на развитие ребенка

Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).

На сколько важны игрушки для психологического развития ребенка

Большую половину своего свободного времени ребенок проводит именно с игрушками. Он с ними отправляется на прогулку, в детский сад, проводит свободное время дома. Именно поэтому каждая новая игрушка играет важную роль в процессе психологического развития малыша.

  • Первые шаги – от 1 до 3 лет. В этот период малыш узнает себя, и знакомится с окружающим его миром. Потому важно показывать малышу игрушки, которые создают различные мелодии, яркие и реалистичные модели.
  • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Это один самых важных этапов в развитии каждого чада. В таком возрасте ребенок в полной мере чувствует свою самостоятельность и испытывает желание в ее самореализации. В качестве
  • игрушек используют: куклы, машинки, разноцветные кубики, пирамидки, конструкторы.

влияние игрушек на развитие ребенка

Помните о том, что развитие ребенка осуществляется не тогда, когда он отрабатывает определенные умения, а когда он учится самостоятельно принимать решения.

Читайте также: