Как выбирать детские игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Игра приходит в жизнь малыша с самого раннего детства. Мало что может оказаться важнее и интереснее для вашего ребенка, чем игра. Это способ обучения, познание нового, радость общения, творчество, а также подготовка к «взрослой жизни». Малыш учится взаимодействовать с внешним миром. Все, что он узнает в игре – станет фундаментом для дальнейшей жизни. Игра – источник развития необходимых личностных качеств. Она формирует правильное поведение, активизирует познавательные процессы, развивает воображение, создает образное мышление. В игре ребенок принимает и воссоздает различные действия взрослого и получает опыт общения. Уже годовалые малыши в своих играх стремятся подражать действиям взрослых. Позже игры становятся более разнообразными, сложными. Все свои ощущения и переживания малыш обращает на игрушки, и из этого процесса много можно узнать о его обычной жизни и о его душевном состоянии. Все, чего добивается человек в жизни, обучении, общении, творчестве – все берет истоки в детской игре.

Детские игры призваны всесторонне развивать ребёнка, но задачей родителей остается правильно их подобрать исходя из возраста, потребностей ребёнка, и так же некоторых других его особенностей и показателей. С каждым годом на прилавках появляется все больше игрушек с заманчивым словом «Развивающая». Давайте, определим, как же правильно подобрать развивающие игры и игрушки для ребенка:

- учитывайте возраст ребёнка, чем детки меньше, тем они активнее, а, следовательно, и игра должна содержать в себе какие-то задания к физическим действиям, более всего тут подойдут игры с мячом;

- определите круг интересов вашего ребёнка, ведь он должен наслаждаться процессом игры, только тогда она будет для него полезна в развивающем плане. Немаловажный момент – игрушки должны быть актуальными. Каждое поколение имеет своих героев из мультфильмов и сказок, которые формируют эстетические вкусы у детей. Дети в дошкольном периоде жизни могут сами выбирать понравившиеся занятия. Нельзя заставлять детей играть в ту или иную полезную игру. Согласуйте ваши цели и желания ребенка.

- игры должны помогать развивать социальные навыки малышей, и учить их взаимодействию с другими людьми, а так же командной работе. Обязательно найдите время, чтобы присоединиться к действиям своего малыша, чтобы направлять его и подсказывать. При этом следует принимать во внимание именно общественный фактор, ведь, если ребенок играет один, он будет руководствоваться исключительно собственными эмоциями и пожеланиями, когда же в игру вовлечено несколько человек, будь то друзья или члены семьи, малышу придется учитывать мнения и пожелания других играющих. Для социализации ребёнка в обществе, это является едва ли не основным принципом.

- игра не должна побуждать к жестокости или даже агрессии, вызывать страх или тревогу, унижать человеческое достоинство, а также искажать восприятие окружающей его действительности. Ребёнок может проявлять силу воли, упорство, внимательность, сосредоточенность. Постарайтесь выбрать те развивающие игры, которые будут положительно влиять на все эти качества. Внутренний мир ребенка в этом возрасте чрезвычайно богат. К сожалению, ребёнок может испытывать массу негативных эмоций. Постарайтесь, чтобы ваши занятия сопровождались только хорошим настроением. Стыд, гнев, досаду, обиду, разочарование надо выявлять как можно раньше и предпринимать адекватные меры.

Выбирая развивающие игры и игрушки для своих детей, следует принять во внимание следующие критерии безопасности:

- материал изготовления. Чаще всего игрушки изготавливают из металла, резины и синтетических тканей. Некачественные материалы могут привести к отравлению и вызвать аллергию у ребенка. Игрушки, выполненные из натуральных тканей, дерева и шерсти считаются самыми безопасными.

- запах. Игрушки не должны иметь резкий неприятный запах. Если запах присутствует, это может означать, что изделие содержит высокое количество опасного для здоровья вещества - фенола.

- качество. Часто достаточно определить качество игрушки, просто подержав ее в руке: изделия из качественной пластмассы на ощупь твердые и холодные; у мягкой игрушки должны быть крепкие швы, мех должен прочно соединяться с основой, набивка не должна быть видна. Качество не всегда, к сожалению, определяет цена. Выбирайте игрушки известных и проверенных брендов и только в специализированных магазинах, где можно проверить сертификат качества.

- размер и вес. На упаковке должен быть указан вес, размер игрушки и возраст ребенка, для которого она предназначен. Для ребенка до 7 лет вес игрушки должен быть не больше 400 грамм: это гарантия того, что при падении игрушки не будет травм.

- производитель и цена. Если хотите обезопасить своего ребенка, покупайте игрушки проверенных и известных брендов. Покупая простые по назначению игрушки, не стоит переплачивать и покупать дорогие игрушки раскрученных брендов. А вот при сложных моделях экономить не стоит: игрушка должна служить долго и не поломаться сразу после покупки.

Ассортимент развивающих игр для детей просто огромен. Их можно распределить на 3 вида:

1) конструкторы и пазлы, улучшающие мелкую моторику и координацию движений. Такие игрушки развивают воображение, фантазию и память, тренируют логическое мышление, а так же необходимость видеть задачу с разных сторон. Так как они состоит из множества мелких деталей, у ребёнка возникает необходимость соотносить эти части между собой, управлять ими в поисках подходящего элемента.

2) настольные игры, при помощи которых происходит общение с коллективом. Такие развивающие игры способствуют социализации ребенка, чтобы ваш малыш комфортно чувствовал себя в коллективе, умел взаимодействовать в команде, был коммуникабельным.

3) ряд образовательных игр, которые могут углубить познания ребенка в биологии, иностранных языках и др., способствуют усидчивости, внимательности. Особым вниманием детей и родителей пользуются увлекательные мини-игры. С их помощью можно тренировать память, логику, внимание. Есть и упражнения для улучшения речи, фонематического, музыкального слуха, изучения азбуки и цифр. Улучшить дикцию, сформировать фонематический слух можно с помощью таких развивающих игр, как викторины.

Некоторые родители уверены, что имея игрушки ребенок должен сам играть и учиться логически мыслить. Это не совсем так. У ребенка может быть комната просто завалена конструкторами, мозаиками, пазлами, но малыш в них не играет. Помогите своему малышу, уделите ему время, научите его творчески и самостоятельно мыслить. Иначе интерес ребенка к игрушке будет потерян. Грамотно, без давления, корректируйте и направляйте развитие своего ребенка. Развивающие игрушки помогут в обучении, выявят склонности и способности ребенка. Но большое количество игрушек не всегда положительно влияет на процесс развития ребенка. Во многих случаях маленькое количество игрушек способствует лучшему развитию воображения, ребенок играет с ними чаще и придумывает множество новых игр.

«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет

«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет В нашем районе, в преддверии новогодних каникул проходит акция юных инспекторов движения «Безопасные каникулы или правильный Новый год».

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Нововведение: «Выбор редакции МAAM» Администрация МААМ добавляет работы в раздел «Выбор редакции МААМ». Каждая работа награждается "голосами" от 200. В «Выбор редакции МААМ».

О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов Поиграем?Прошло три года с тех пор, как ко мне обратилась Вера Калужина с просьбой помочь ей стихотворно оформить образ Алисы из многими.

Стенгазета «Мама, папа ваш выбор-моё будущее»

Стенгазета «Мама, папа ваш выбор-моё будущее» Сейчас вся Россия готовиться к важному и ответственному событию в жизни страны. Выборы президента Российской Федерации. Повсеместно идёт призыв.

Стихи «Выбор профессии 3» для детей 5–12 лет. Объяснение нужности и пользы профессии Стихотворения позволяют ребёнку самому стать участником происходящего действия. Т. Е глубже, внутренне почувствовать происходящее. Это, я.

Стихотворения для детей 4–12 лет «Выбор профессии 4» Публикация направлена на то, чтобы ребёнок через свои мироощущения понял для чего нужна та или иная профессия и какую пользу она приносит.

Фотоотчет «Ваш выбор — мое будущее!»

Фотоотчет «Ваш выбор — мое будущее!» «Мама, папа! Ваш выбор – моё будущее». 18 марта в нашей стране состоялись выборы президента Российской Федерации. В рамках этого мероприятия.

Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.

Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.

С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же сортеры, крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.

С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин), фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).

С 5 до 7 – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).

2. Безопасность и качество

Обычно родители уделяют этому пункту особое внимание. Основное, на что стоит здесь обратить внимание:

  • форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить,
  • отсутствие резкого запаха любой этимологии,
  • естественные цвета без «кислотного» оттенка,
  • возрастная маркировка,
  • срок годности. Да, на игрушках он тоже должен быть, представляете? Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из эко-материала, который с течением времени разлагается\рассыпается,
  • наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине

3. Развитие

Да, в принципе, каждая игрушка для ребенка развивающая. Даже простая кастрюля с крышкой может стать многофункциональной развивашкой. Но, выбирая в магазине игрушку, лучше заранее знать, что именно вы хотите развивать на данном этапе взросления малыша – это поможет сузить круг поиска, сэкономить время и облегчит муки выбора.

Нужна мелкая моторика? Берем сортеры, матрешки, пазлы, конструкторы, шнуровки, пластилин.

Нужно развивать речь? Обращаем внимание на духовые музыкальные инструменты, книги, логопедические пособия.

И здесь тоже нужно учитывать возраст. Потому что развивать мелкую моторику в 1 год и в 5 лет детки будут по-разному.

4. Соответствие интересам

Сколько раз мы с вами уже наступили на эти грабли?

«Ну, может, если дома будет не 101-ая лошадка, а хотя бы один бегемот, он увлечется бегемотами?»

Если ребенок увлекается лошадками (бегемотами, машинками, динозаврами, феями), нужно брать игрушки этой тематики, НО… подсмотреть в пункт 3 и взять игрушки, которые развивают разные навыки. Лошадок можно не только расставлять в рядок, но и

  • собирать с ними пазлы,
  • решать про них задачки,
  • читать про них книги и запоминать породы,
  • строить конюшни из конструкторов,
  • лепить им еду из пластилина, вырезать из бумаги, учить про них стихи,
  • учиться заплетать им косички и даже сделать самим мыло для лошадок!

Подобно поступаем и с машинками-динозаврами-феями.

5. Простота

«Пакет подарков дарят Васе:

машинки, книжки, арбалет!

Ребенок радостно играет…

Знаете, почему так получается? Потому что пакет оставляет пространство для творчества, с ним можно фантазировать, придумывать разные способы его применения, изучать и экспериментировать с его свойствами.

У ребенка должны быть игрушки, которые оставляют пространство для творчества, чтобы можно было что-то снять-поменять-переставить (сменить одежду, чтобы пожарный стал доктором, а доктор - ковбоем), вообразить одно другим (кубик – это хлебушек, кирпичик, стульчик, тряпочка – это юбочка, седло, полотенце и фата), по-разному использовать свойства одного предмета и использовать его в разных играх.

Обратите внимание, есть ли такие игрушки у вашего ребенка сейчас?

6. Как вы ее подадите

Не в том смысле, на какой праздник и в какой упаковке.

А как вы научите ребенка с ней играть. Да, ребенка нужно учить играть: показать ему возможности игры, как ее использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании.

А главное – играя вместе с вами, ребенок получает положительные эмоции. И потом, когда ребенок сам увидит эту игру, он будет ассоциировать с тем интересом, азартом и радостью, которые были у него в прошлый раз, и захочет играть снова.

7. Вторая жизнь

Об этом тоже лучше подумать заранее, особенно если вы любите эффективность, универсальность и практичность – ваше все.

Головоломки, конструкторы, мозаики – всегда практичны. Дети могут играть ими 5-7 лет. А потом такие игрушки переходят младшим братикам и сестричкам. Особенно, если игрушки качественные и пользовались ими аккуратно.

Куда и кому можно будет пристроить игрушку после того, как ребенок вырастет из нее?

  • Младшенькому,
  • родственникам, соседям, знакомым,
  • выложу в группу «Отдам за…»,
  • в благотворительные организации или развивающие центры,
  • перекочуют на дачу,
  • книги отдам в библиотеку,
  • спрячу игрушки на балкон и дождусь внуков – я терпеливая!

8. Выбирайте игрушечки с удовольствием и в хорошем настроении!

И играйте в них вместе с детками смачно, от души, забывая про возраст и время! Ведь для этого мы их и покупаем.


Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».

— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Взгляд из колыбели

— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.

2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.

3. Большая неваляшка - с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.

Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.

Первые шаги — первые умения

— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Скоро в школу!

— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.

Основные типы игрушек для дошкольников:

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.

Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.

Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.

Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.

Детство или отрочество

— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.

Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:

1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.

Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.

2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.

Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.

3. Партнерские игры — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.

В наше время детские магазины предлагают такой выбор игрушек, что разбегаются глаза. Выбор игрушки – серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д.

Игрушка для ребенка – это не только развлечение, но и развивающее пособие. Игрушки стимулируют развитие мелкой моторики и умственное развитие в целом. Так, играя с ребенком, вы можете без особого труда обучать его различным вещам, а также развивать в эмоциональном плане. В процессе игры дети намного легче усваивают различного рода информацию, приобретают полезные умения и навык, потому что на них отсутствует всяческое давление.

Игры с различного рода конструкторами, строительными кубиками, а также мячами и другим спортинвентарем положительно отражаются на развитии моторных рефлексов.

Игрушки для ролевых игр развивают эмоции детей и прививают им нормы общения с окружающими людьми.

Следует обратить внимание на ассортимент —отсутствие героев западных блок-бастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия —признаки правильного магазина детских игрушек. А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формата Барби). Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Это далеко не полный перечень, к тому же в нем не учтены половозрастные особенности, сезонность игровой активности и уличное игровое и спортивное оборудование. И мы говорим о дошкольном возрасте, поэтому электронная игрушка и компьютеры с программным обеспечением к ним не упомянуты.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка: 7 простых правил

1. Берем игрушку по возрасту

Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.

Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.

С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же сортеры, крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.

С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин), фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).

С 5 до 7 – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).

2. Безопасность и качество

Обычно родители уделяют этому пункту особое внимание. Основное, на что стоит здесь обратить внимание:

  • форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить,
  • отсутствие резкого запаха любой этимологии,
  • естественные цвета без «кислотного» оттенка,
  • возрастная маркировка,
  • срок годности. Да, на игрушках он тоже должен быть, представляете? Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из эко-материала, который с течением времени разлагается\рассыпается,
  • наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине

Да, в принципе, каждая игрушка для ребенка развивающая. Даже простая кастрюля с крышкой может стать многофункциональной развивашкой. Но, выбирая в магазине игрушку, лучше заранее знать, что именно вы хотите развивать на данном этапе взросления малыша – это поможет сузить круг поиска, сэкономить время и облегчит муки выбора.

Нужна мелкая моторика? Берем сортеры, матрешки, пазлы, конструкторы, шнуровки, пластилин.

Нужно развивать речь? Обращаем внимание на духовые музыкальные инструменты, книги, логопедические пособия.

И здесь тоже нужно учитывать возраст. Потому что развивать мелкую моторику в 1 год и в 5 лет детки будут по-разному.

4. Соответствие интересам

Сколько раз мы с вами уже наступили на эти грабли?

«Ну, может, если дома будет не 101-ая лошадка, а хотя бы один бегемот, он увлечется бегемотами?»

Если ребенок увлекается лошадками (бегемотами, машинками, динозаврами, феями), нужно брать игрушки этой тематики, НО… подсмотреть в пункт 3 и взять игрушки, которые развивают разные навыки. Лошадок можно не только расставлять в рядок, но и

  • собирать с ними пазлы,
  • решать про них задачки,
  • читать про них книги и запоминать породы,
  • строить конюшни из конструкторов,
  • лепить им еду из пластилина, вырезать из бумаги, учить про них стихи,
  • учиться заплетать им косички и даже сделать самим мыло для лошадок!

Подобно поступаем и с машинками-динозаврами-феями.

Игра на логику Три поросенка

«Пакет подарков дарят Васе:

машинки, книжки, арбалет!

Ребенок радостно играет…

Знаете, почему так получается? Потому что пакет оставляет пространство для творчества, с ним можно фантазировать, придумывать разные способы его применения, изучать и экспериментировать с его свойствами.

У ребенка должны быть игрушки, которые оставляют пространство для творчества, чтобы можно было что-то снять-поменять-переставить (сменить одежду, чтобы пожарный стал доктором, а доктор - ковбоем), вообразить одно другим (кубик – это хлебушек, кирпичик, стульчик, тряпочка – это юбочка, седло, полотенце и фата), по-разному использовать свойства одного предмета и использовать его в разных играх.

Обратите внимание, есть ли такие игрушки у вашего ребенка сейчас?

6. Как вы ее подадите

Не в том смысле, на какой праздник и в какой упаковке.

А как вы научите ребенка с ней играть. Да, ребенка нужно учить играть: показать ему возможности игры, как ее использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании.

А главное – играя вместе с вами, ребенок получает положительные эмоции. И потом, когда ребенок сам увидит эту игру, он будет ассоциировать с тем интересом, азартом и радостью, которые были у него в прошлый раз, и захочет играть снова.

7. Выбирайте игрушечки с удовольствием и в хорошем настроении!

И играйте в них вместе с детками смачно, от души, забывая про возраст и время! Ведь для этого мы их и покупаем.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Консультация для родителей. Как выбрать игрушку для ребенка

Рекомендации для педагогов и родителей при выборе игрушек "Осторожно игрушка!"

Автор: Мозжухина Д.А, воспитатель МБДОУ "Детский сад №34".

Осторожно !Игрушка!
Игрушка для ребенка – это не только развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть полезной, а главное, безопасной. В этой статье мы постараемся актуализировать и дополнить представления о требованиях к безопасности детских игрушек, о критериях выбора их с учетом безопасности для психического и физического здоровья ребенка.

Игрушки в значительной степени влияют на психическое развитие и личностное становление детей дошкольного возраста. Они являются помощниками ребенка в познании окружающего мира, в освоении различного вида деятельности, способствуют развитию психических процессов. Положительный эффект от использования игрушки зависит от ее правильного выбора. При неумелом подборе она в лучшем случае становится просто предметом интерьера, в худшем – может нанести значительный вред психическому и физическому здоровью ребенка.

По статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с детьми, 15 связанны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики-детские пистолеты, магнитные конструкторы и воздушные шарики.

Выстрел из игрушечного пистолета пластмассовыми пульками и шариками, может приводить к серьезным травмам. В большинстве стран мира, торговля подобными игрушками категорически запрещена.

Магнитные конструкторы опасны тем, что при проглатывании нескольких шариков они притягиваются друг к другу и вызывают формирование меж кишечных свищей. Это требует срочной операции на брюшной полости.

Если ребенок надувает воздушный шарик ртом, то он может попасть в гортань, перекрыть ее и вызвать гибель ребенка. В ходе исследования, проводившегося в США в течение 20 лет, выяснилось, что половина смертей детей от игрушек связана с воздушными шариками.

Весьма распространенный результат покупки некачественной игрушки – аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка, на краску, наполнитель. К различным видам травм приводит покупка не соответствующих возрасту игрушек с мелкими, плохо закрепленными деталями.

С появлением новых игрушек возникают новые опасности для детей, которые взрослым необходимо знать и уметь выявлять. Важно понимать, какое значение имеют различные игрушки для развития ребенка, научиться подбирать игрушку, которая бы его развивала и была бы при этом безопасна. Ведь игрушки делают из более ярких, привлекающих детей материалов. Они приобретают новые развивающие возможности, средства воздействия на детей. И в то же время новые красители не всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной системы. Игрушки могут оказывать пагубное влияние на психику ребенка.

Что же нужно знать, чтобы ориентироваться в мире игрушек. Как ответить на вопрос какие педагогически ценные качества есть у данной игрушки, каков ее развивающий потенциал (располагает ли к сюжетной игре, развивает ли психические процессы, способствует личностному развитию ребенка и т.д.) и безопасна ли она здоровья малыша.

Выбирая игрушку попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее возможный развивающий эффект, позитивные и негативные стороны.

1. Оцените механическую (физическую) безопасность игрушки – неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы.
Механическая безопасность игрушки - прочность, безопасная конструкция, безопасный размер, безопасный вес, безопасный звук.

2. Оцените химико-биологическую безопасность игрушки.
Запах. Игрушка не должна обладать резким или неприятным запахом, говорящем о ее токсичности.
Цвет. Негативное воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка может оказать слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.
Материал. Безопасность материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка, должна быть заверена в специально прилагающемся паспорте. В нем также должно быть указано, что она не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных химических веществ, не обладает токсичностью.
Гигиеничность. Возможность мыть или стирать игрушку.

3. Оцените игрушку исходя из педагогической ценности игрушки:
а) возраст ребенка, на который рассчитана игрушка;
б) развивающее назначение игрушки;
в) категория по виду игр, на которых используется игрушка;
г) функциональные свойства;
д) художественно-образное решение игрушки;

4. На основе ниже приведенных психолого-педагогических критерий безопасности игрушки оцените выбранное вами изделие.
а) отсутствие явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;
б) отсутствие в игрушки грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;
в) функциональная привлекательность игрушки для ребенка (возможность использования в сюжетных играх, в индивидуальной и коллективной деятельности);
г) возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие);
д) развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки, необходимые для развития детей;
е) эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, в описании логики игры.
ж) соответствие игрушки принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Обратите внимание, что далеко не всегда можно объективно оценить все позитивные и негативные стороны игрушек. Также внешне может никак не проявляться концентрация вредных веществ в пластмассовых, ярких тканевых, резиновых игрушках, в детской бижутерии. С учетом этого, необходимо покупать игрушки в специализированных магазинах, помните, что если выбранная Вами игрушка оказалась бракованной или с наличием вредных веществ, Вы в праве поменять ее на другую или получить деньги назад.
Помните, какой бы не была игрушка, главное, чтобы она была безопасной!

Читайте также: