Как выглядит дымковская игрушка барыня

Обновлено: 13.05.2024

Описание: работу можно выполнить с детьми разного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.

Приятно осознавать, что наша Вятская Дымковская игрушка – это символический образ русской женщины . И с этим трудно не согласиться, если заглянуть в глубь веков нашей истории и Культуры Русского народа. Символические знаки на юбке, фартуке, блузе, кокошнике и сарафане Дымковской барыни подчеркивают, что женщина - это, прежде всего, продолжательница Рода своего и её мужа.

  • Если разглядывать русскую глиняную красавицу снизу «от Земли» (потому как – женская наша натура и энергия, земная!), то юбку-понёву мы увидели бы в «клетку», где полоски разной ширины и разных размеров до семи цветов радуги – многоцветье. Клетка издревле – символ плодородия земного и женского. Очевидно, это идёт от древней руны в виде ромба с точкой в центре, что означало – засеянное поле, плодоносящая земля. А фон юбки, в основном, синего, коричневого, или белого цвета, что и было в более ранние времена (славяне носили одежды в основном из белого льна). По низу подола юбки – три полосы, «трёхполосье» , что означает по древним славянским воззрениям три Мира: Правь, Явь, Навь.
  • Блуза или рубаха предпочиталась – зелёной , как символ цветения Земли Матушки, разнотравья и урожая. Горох по юбке и блузе мог означать - рассыпанные зёрна. А вот большие круги многоцветные, круг в круге, могли быть красные с златым (жёлтого цвета и голубого не было, были названия цветов – златый и небесный) или алым и оранжевым. Круги, ромбы – всегда знак Солнца. Волна – сине-небесных, озёрных оттенков, - знак Воды.
  • Кокошник . Самый нарядный и красивый, потому и красный, и только на нём золотой ромбик , лучик Солнца, знак Цветения и Достатка. А может быть и совершенства…? Вспомните, что на кокошниках русских народных женских костюмов всегда изображалось «Вселенское Древо» или «Древо Жизни» с отходящими веточками, на которых чаще всего были ешё и цветочки. Что означает, что только Женщина как Земля Матушка, способна вкупе с Мужем своим, зародить, здоровое потомство, родить детей, продлить свой Род.
  • У Барыни-Водоноски – ведёрки красного цвета, - опять же, символизирует достаток и богатство.

А самое главное – форма юбки – КОЛОКОЛ! Именно он помогает вбирать силу, сохранить красоту и молодость русской красавице. И это означало – быть здравой, разумной, доброй, трудолюбивой и полноценной матерью.

На том стояла, и стоять будет Земля Русская! Живи и цвети, Вятская красавица, Барыня из села Дымково!

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество "Любаслава" Вконтакте.

Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на мой канал!

Кажется, что радуга щедро поделилась с художниками своим многоцветием – каждая фигурка восхищает яркостью и сочностью красок. Барыни в пышных платьях, петухи и индюки с хвостами, похожими на павлиньи, фантастические двуглавые кони в узорах – эти самобытные персонажи заставляют вспомнить народные сказки. Дымковская игрушка – явление поистине уникальное. Её невозможно спутать с глиняными изделиями из других краёв.

Загадочный праздник

Сейчас слобода Дымково – это часть города Кирова (прежние названия – Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние – он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.

Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».

В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл – оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.

Возрождение красочной сказки

В конце XIX века рукотворные глиняные фигурки были вытеснены фабричными гипсовыми изделиями. Однако известный вятский художник Алексей Иванович Деньшин взялся за возрождение промысла. Тщательно изучались особенности уникального ремесла, собирались материалы. В 30-е годы XX столетия была организована артель «Вятская игрушка». Она объединила замечательных мастериц, в числе которых – Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.

Возрождение промысла было прервано началом войны, однако в 1942 году производство ярких изделий возобновилось. По словам Алексея Деньшина, «дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 50-60-е годы промысел активно развивался. Искусство выдающихся мастериц было отмечено многочисленными наградами. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».

Точки, линии, круги…

Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно перемешивается с мелким песком. Игрушки нередко состоят из множества деталей, каждая из которых лепится по отдельности. Затем фигурка собирается – для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности аккуратно сглаживаются.

Игрушка вначале просушивается на воздухе, затем обжигается. После этого она покрывается белилами и расписывается. В былые времена для побелки использовался мел, разведённый в молоке. Краски делались на основе яйца с квасом. Иногда в конце вся фигурка покрывалась взбитым белком для блеска. Рисунки наносились птичьими перьями. Сейчас для росписи используются анилиновые красители. Иногда приклеиваются квадратики из сусального золота или его имитации – потали.

Одна из особенностей дымковской игрушки – богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета – красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии – воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние.

Летние краски посреди зимы

Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок. Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это – задолго до научных изысканий. Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете.

В 1968 году на Кировской студии телевидения был снят документальный фильм «Дымковская игрушка», посвящённый уникальному промыслу. Авторы оживили фигурки – перед зрителями на экране предстал целый город, населённый весёлым народом. Закачались качели, закрутились карусели, по дорогам помчались быстрые тройки. Игрушки как будто зажили своей жизнью.

Красочные фигурки действительно выглядят живыми – достаточно лишь повнимательнее присмотреться к ним. Они похожи на народные песни – задорные, весёлые, наполненные тёплым юмором. Это настоящий фейерверк красочных фантазий. Каждая игрушка несёт на себе отпечаток минувших столетий. Она вобрала в себя мудрость, которую мастера стараются передать будущим поколениям.

Мудрость народного творчества

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы!

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы! (фото 1)

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал!

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал! (фото 2)

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый.

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый. (фото 3)

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска.

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска. (фото 4)

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом.

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом. (фото 5)

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища.

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища. (фото 6)

Ручки гибкие - использовала каркас.

Ручки гибкие - использовала каркас. (фото 7)

Связала головной убор.

Связала головной убор. (фото 8)

Вместо волн у меня зигзаги.

Вместо волн у меня зигзаги. (фото 9)

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг.

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг. (фото 10)

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр.

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр. (фото 11)

Теперь очередь фартука.

Теперь очередь фартука. (фото 12)

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки!

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки! (фото 13)

Украшение из кружочков.

Украшение из кружочков. (фото 14)

Вот Барыня готова!

Вот Барыня готова! (фото 15)

Теперь свяжем ведёрки.

Теперь свяжем ведёрки. (фото 16)

А коромысло? (фото 17)

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое.

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое. (фото 18)

Покрутимся! (фото 19)

Дымковская Барыня (фото 20)

Дымковская Барыня (фото 21)

Работа выполнена из пряжи Пехорка детская новинка, крючком 1,75. Кружочки на фартуке – из пряжи Пехорка ажурная. Каркас – проволока 0,9мм и синельная проволока. В незначительном количестве использован бисер и бусины, кружочки фетра. Наполнитель – синтепон. Высота игрушки – 16 см.


Валечка, БРАВО Вашей фантазии и золотым ручкам - ПРЕКРАСНАЯ ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ!

Елена Ивановна! Спасибо огромное!

Валентина,какая же Вы выдумщица, прекрасная получилась дымковская барышня,да очаровательная какая! Здорово!

Как интересно - дымковская игрушка крючком ! Неожиданно и красивое и аккуратное исполнение !

Хороша барышня в ярком наряде, да краснощёкая

Какая красивая. А идея великолепная какая, ммм. 😍😍😍

Как же мне нравится Ваша барышня.

Ну, до чего же хороша! Просто прелесть!

Ладная! Статная! Сплошное ОЧАРОВАНИЕ.

Спасибо, Вера Михайловна!

Ой, Валюш, как здорово получилось! Я вот даже не представляю, как все такое малипусенькое вязать. Умничка, барышня - загляденье.

Игрушка совершенно очаровательная! И никогда не разобьется! И6рай хоть заиграйся, яркая, нарядная!👍👏👏👏👏👏🌹

Спасибо, Татьяна Ивановна!

Я не сразу поняла, что барышня связана крючком))) Просто чудесно получилось, очень похоже на оригинал, браво.

Ух ты! Вязанная Дымковская игрушка! Обожаю дымковскую игрушку. А в твоем исполнении - огонь! Скажи, вот как можно связать такую мелочь так красиво и качественно?!

Спасибо, Люда! В последнее время мелочевка даётся с трудом, зрение сильно "подсело".


Спасибо, Николай Михайлович!

замечательная игрушка получилась

Ух ты ж,Валя. Боже,какая ты молодец! Это потрясающе! Чудеснейшая Дымковская Барышня!! В таком варианте,вязаном,я ещё не видела! Браво,браво!!

Сплошное очарование, игрушка получилась замечательной. Восторг и восхищение

Спасибо, Альбина Николаевна!

Красавица! Барыня барыней, больше никак не назовешь!

Спасибо, Ольга Викторовна!

Даже представить не могла , что такую барышню можно связать ! Замечательная работа !

Валентина, какая очаровательная Барыня! Я в восторге! Умничка!

Спасибо, Вера Андреевна!

Надо же, вязаная барышня! Прелесть какая! И ведерочки вязаные - как мило!

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: