Как выглядит петрушка игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Вот и наступает Масленица - самый веселый и красивый российский праздник, который многие за границей считают русским карнавалом. И опять появляются на улицах красочные ярмарки с балаганами, скоморохами-затейниками, ряжеными и любимым Петрушкой.


Когда-то в стародавние времена бродили по российским дорогам скоморохи -циркачи, актеры, музыканты, ряженые и медвежьи дрессировщики. Люди они были вольные, правилам и законам особо не подчинялись, а иногда и разбоем промышляли. Поэтому в XVII веке власти скоморошество запретили, два указа вышло по этому поводу - в 1648 и 1657 годах. И пришлось скоморохам переквалифицироваться - в медвежьих поводырей, шарманщиков и кукольников. По крайней мере, именно с XVII века в России известны перчаточные куклы Петрушки

Изначально, актер-кукольник, показывающий Петрушку работал без ширмы. Он подвязывал к поясу юбку, на которую был нашит обруч. Затем эта юбка поднималась и образовывала собой подобие кабинки, внутри которой играл кукольник.

1643 А. Олеарий. Кукольник. 1643 .jpg

Адам Олеарий. Кукольник. 1643 г гравюра из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно"

"Их плясуны — вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол, устраивают представление (у голландцев оно называется Kiucht). Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры. "


Только в XIX веке для представлений Петрушки появилась переносная ширма. Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и была достаточно большой, чтобы скрывать кукольника.

_Capture.JPG


Соломаткин Леонид Иванович "Петрушка" 1878 г

В России петрушечниками были только мужчины. Чтобы привлечь публику на ярмарочных представлениях голос Петрушке делали очень громким и писклявым. А чтобы достичь этого эффекта использовали специальный пищик. В результате речь у Петрушки была очень быстрой и "пронзительной". Ни с кем Петрушку было не спутать! И никак его представление было не пропустить!

1882 Леонид Иванович Соломаткин Петрушка.jpg


Соломаткин Леонид Иванович "Петрушка" 1882 г Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

А еще собирать зрителей помогала шарманка - старинный механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений, похожий на коробку с ручкой. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке уметь было не надо. Крутишь ручку - она сама и играет. С шарманщиками кукольники объединились в XIX веке, хотя иногда петрушечник был и актером и шарманщиком в одном лице.

1888 Петрушка идёт! Корзухин Алексей Иванович Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.jpg


Корзухин Алексей Иванович "Петрушка идет" 1888 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева Слева как-раз виден шарманщик

В театре Петрушки существовало несколько основных сюжетов: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её и т.д. В зависимости от этого использовались различные куклы, которых у петрушечника могло быть от 7 до 20. Сюжеты для представления передавались от актёра к актёру, из уст в уста, но обычно представляли собой сатирические сцены, в которых Петрушка побеждал всех и вся - попов, полицию, черта и смерть.

1908 В.Е.Маковский «Кукольный театр в деревне». 1908.jpg


Маковский Владимир Егорович "Кукольный театр в деревне". 1908 г.

В начале XX века "Комедия о Петрушке" начинает разрушаться. Помимо балаганных представлений петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, поэтому текст сценок стали менять на более приемлемый для данных целей.

1910 Cудейкин Сергей Юрьевич. Масленичный Петрушка. 1910-е г..jpg


Cудейкин Сергей Юрьевич. Масленичный Петрушка. 1910-е гт

Кроме того стали появляться стационарные кукольные и детские театры, для которых авторские сценарии писали профессиональные писатели. Например, С. Я. Маршак в 1927 году написал пьесу для детского театра "Петрушка-иностранец"

1915 Сергей Судейкин. Петрушка. 1915. Собрание В.Я. Андреева. Москва..jpg


Сергей Судейкин. Петрушка. 1915 г. Собрание В.Я. Андреева. Москва.


В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой, так и живым актером на сцене. И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.



Тышлер Александр Григорьевич "Петрушка" 1965 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева"

Традиции забылись до такой степени, что на редких изображениях советского времени кукольники выглядели как-то совсем уж фантастично.

Тут аж трое кукольников прямо с разобранной ширмой на лошади едут



Тышлер Александр Григорьевич "Петрушка. Кукольный театр". Серия "Русский театр". 1966 г. Коллекция А.Г. Тышлера,Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина"

А тут вообще скоморохи без Петрушки, но с куклами, которые изображают сцену приставания попа к женщине. При этом публики у скоморохов не наблюдается, зато наблюдаются фонари очень современного вида.



Валентин Ходов "Кукольники". 1980 г.


Или вот на этой иллюстрации это обруч такой? Где там место для кукол в такой тесноте и как это все не падает?

В.А. Милашевский. Иллюстрация к сказке "Конёк-Горбунок" 1986 г.

А тут картина названа "Петрушка", но когда это у Петрушки был такой наряд, как у Арлекино? К тому же куклы непонятно какие - и на перчаточных не похожи, и на марионеток тоже.



Аланнэ Кирилл "Петрушка" 2009 г.

А вообще Петрушку с кукольником стали на картинах очень редко изображать, вместо этого стали рисовать очень много картин, где Петрушка сам по себе, типа Петрушка-скоморох. Я их сюда даже вставлять не буду, не по теме.



Дмитрий Холин "Масленка"

Зато появились настоящие кукольники-петрушечники и даже с настоящими шарманками. И веселят публику на Масленицу!

Петрушка

Петрушка – это перчаточная кукла, главный персонаж русских народных театров, фольклорный персонаж, кукла-марионетка, герой литературных пьес. Первая кукла появилась в России в конце XIX века. Внешность куклы не совсем русская. Она очень схожа с внешними данными итальянской куклы Пульчинеллы: большие руки, голова, не в меру увеличенные черты лица, огромные черные глаза и горбатый нос.

Так как «Петрушка» пользовался огромной популярностью среди людей разного сословия, самыми востребованными театрами были бродячие, где актеры прямо на улице разыгрывали целые представления. Главным атрибутом таких представлений являлась шарманка, звуки которой привлекали зрителей и обещали им массу впечатлений и эмоций. По окончанию действия народ обычно рукоплескал главному герою - плуту, забияке и мошеннику и просили продлить комическое представление.

Настоящие кукольные театры в России появились в 30-х годах. Театр С. Образцова в Москве был самым крупным театром тех лет, он и сейчас остается крупнейшим театром мира. А чтобы сохранить русские традиции уличных представлений художником В. Смирновой и А. Шавель был создан народный театр «Петрушка». В 80-е годы его труппа в одном из подмосковных городов устроила 30-и минутное балаганное представление прямо на улице. В спектакле использовали куклу - точную копию того самого Петрушки, который веселил толпу российских городов 200 лет назад.

В XX веке Петрушка приобрел новый статус, изменился его характер, исчезла грубость, агрессия, появились добродетельные черты, сценические тексты стали добрее. Он все чаще и чаще стал появляться на детских праздниках, народная кукла являлась желанным гостем на новогодних елках. Обычно петрушка одет в красную рубаху и холщовые штаны, на голове его надет остроконечный колпак с кисточкой на конце.

Описание игрушки

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники использовали куклу по-разному:
В марионеточных театрах в качестве кукол-марионеток, движение которых приводилось при помощи нитей, прикрепленных к частям тела.
В театрах «Петрушки» - в качестве перчаточных кукол, которые одевались на руки кукольника.
В «вертепных» театрах» кукол приделывали к длинным стержням, с помощью которых приводили в движение. Театральным вертепом считается двухэтажная конструкция, где этажи ранее символизировали как «рай» и «ад».

Как играть?

Играть с Петрушкой можно во что угодно. Такая кукла прекрасно подходит для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с Петрушкой и его друзьями.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сегодня одним из последних петрушечников является А. Архипов, который хранит традиции балаганного представления и раскрывает все секреты народного театра для его маленьких посетителей. В городе Мытищи под Москвой им создан семейный театр «Петрушкина Слобода», который пользуется большим успехом. Уникальная атмосфера, прекрасный интерьер, вкусное угощение и самое главное, незабываемое театральное представление, где главный герой Петрушка расскажет удивительную историю каждому маленькому гостю.

Производство

В настоящее время на рынке детских игрушек, Петрушка представлен в разных образах. Но основным по сей день остается перчаточный вариант куклы. Различные компании предлагают Петрушку в виде пирамидки, деревянного дергунчика, плюшевой или пластиковой куклы. Из таких компаний можно выделить Мастерская Сереброва, Умная игрушка, WoodFun, 1TOY, ABtoys и другие.

Странный вопрос скажите вы? Но смотрите сами: у каждого свое отношение к кукле и видение её образа. Кукла может быть игрушкой для развлечения ребёнка, идолом или образом божества. Сегодня я хотела поговорить с вами об очень интересной и своеобразной кукле, имя которой Петрушка.

Кто такой Петрушка?

Согласно словаря В.Даля: «Петрушка — кличка балаганной куклы, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп».

Учёные до сих пор спорят, где впервые появилась эта кукла. Одни считают, что родом Петрушка из Неаполя, Англии, Франции, Турции, Германии, Испании. Но, ни как не из России. И внешность то у него не русская, нос не той формы, глаза не того разреза. Хотя принимать во внимание размер головы и рук куклы всерьез нельзя. Гипертрофированные размеры некоторых частей куклы или яркие наряды и специфические атрибуты помогают сконцентрировать внимание на специальной роли, которая отведена именно этой кукле.

К сожалению, специальных исторических исследований родословной Петрушки не проводили. Хотя, первое описание, причем официальное, проведено в 17 веке учёным из Германии. Известный исследователь заинтересовался потешной куклой в период своего нахождения в Московии.

Так вот, есть версии, что своим появлением Петрушка обязан бродячим актёрам — скоморохам. Многие учёные уверены, что Петрушка исконно русская кукла.

Как выглядит Петрушка?

Одежда куклы соответствует народному костюму. В нём преобладают красные цвета. На голове Петрушки длинный колпак с колокольчиком или кисточкой на конце. Чаще всего колпак раздваивается и у каждой части на конце свой колокольчик или кисточка. Кукла в основном была перчаточной, то есть одевалась на руку артиста, который ей управлял. Такую куклу называли верховой (а не марионеткой), потому что кукловод находился ниже самой куклы и сцены, на которой проходило выступление.

Почему в народе любили Петрушку?

Петрушка всегда был любим в народе. Это собирательный образ, подчеркивающий в первую очередь национальный характер и менталитет нашего народа. Петрушка помогает торжествовать справедливости, бороться со злом. Он смелый и находчивый, в общем, как почитаемые герои русских народных сказок. Эта кукла славилась своим задиристым характером и смело высмеивала не только отрицательные черты простого человека, но и могла замахнуться на сословие выше. Народу импонировало, что Петрушка мог бросить вызов представителям власти. И артисту это сходило с рук, потому что, мол говорила кукла, не он. Представляете, кукол воспринимали как фигур с самостоятельным бытием. Особенно часто такое наблюдалось в 16 веке, когда скоморохи стали подвергаться гонениям со стороны правительства и церкви. Актеры нашли выход и свои выступления стали маскировать под игру кукол. Самой частой куклой на этих представлениях как раз был Петрушка. Народ ему доверял больше всего.

Что стало с Петрушкой в наши дни?

Со временем Петрушка перешел с уличных балаганов в кукольные детские театры. Здесь он главный затейник праздничных представлений. Дети обожают яркого и веселого балагура.

Образ народного Петрушки использовал С.Я. Маршак в пьесах для детского театра.

В подмосковном городе Мытищи создан семейный театр «Петрушкина Слобода». Его основал Анатолий Архипов. Его называют петрушечником России.

В 2014 году группа авторов Московского Театра Поэтов нашли народному персонажу новую роль: появился Поэт-Петрушка с острым языком.

Сегодня Петрушка пользуется большой популярностью на телевидение. Он знаковая фигура на канале НТВ.

Вот так, кукла из глубокой древности получила вторую жизнь в наше время. Причем это не единственный случай. Продолжают свою историю русские кокошники и Матрешки. О кокошнике у меня есть публикация: «Кокошник — "визитная карточка" на голове у женщины» .

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один из "веселых человечков" отступил под натиском современных персонажей. Началось это не вчера, а еще в начале ХХ века. Особой изысканности в Петрушке не наблюдалось, высокой культуры то-же, поэтому его власти не жаловали: ни царская, ни советская. В 50 гг. ХХ века Петрушка появится в мульфильмах и детских журналах, но и там его будут держать на "вторых " ролях. История персонажа проста, но интересна. Почему не славянская внешность? Глуп или умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обниматься лезет? За что любили, а потом забыли? Давайте посмотрим!

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Каков герой?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Это печаточная кукла, "верховая". Играли Петрушку только мужчины. Каков он? - горластый, пискливый забияка, с петушиным профилем. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик.

Марионетки (куклы на веревочках), "низовые", появились в России в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с Петрушкой расставались неохотно. Он стал выходить на сцену марионеткой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Петрушка будет оставаться , в основном, перчаточной куклой весь XIX век.

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту . Позднее их станет трое - добавится ведущий . Ведущий комментировал очередное действие или картинку, вел повествование, импровизировал. Он мог попутно сообщить новость или слух, поделиться свежим анекдотом, продемонстрировать свои знания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он мог даже вступить в дискуссию с аудиторией, или с кукловодом. Главным в деле ведущего была импровизация и артистизм. Позднее ведущий стал и музыкантом: появилась шарманка. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке легко. Крутишь ручку - она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий союз.

Когда появился Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам , а потом появились кукольные театры. Предположительно, именно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Смотрим на гравюру выше: кукольник на переднем плане показывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошади . Со знанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошади под хвост, что бы убедиться - лошадь хороша!

Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVI I века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении. Вот как описывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : ". вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Klücht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления".

В 17 веке "официальный" театр кукол существовал в Росии на уровне государственного признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному влиянию немецких, итальянских, французских традиций."Подлый" театр кукол существовал на самом дне русской городской и посадской жизни, адресовался "подлому" люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и "подлый" и "официальный" влияли друг на друга. Видимо, что "русский" Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному влиянию.

Поступки и словеса героев "подлого" (народного) театра не отличались изысканностью: убийства, драки и ругань были обычным делом в представлении. Петрушка был именно таким драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Поэтому и был близок простым мужичкам и их семьям.

В конце XIX века - начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники становятся участниками массовых представлений для детей, утренников и новогодних елок, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

Как появилось у куклы имя?

Ученые предположили, что в XVII в. этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а новое прозвище герой комедии получил по имени известного в России шута царицы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Вероятно и то, что свое имя Петрушка мог получить от одного из кукольников, представления которого были наиболее известны, например Петра Якубовского. Можно предположить, что нередко в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам по характеру — вылитый петух, мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок” . Однако Петрушкой устойчиво стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Имеется у него и "паспортное" полное прозвание Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Шуты и народные комические герои нередко получали прозвища по названиям различных кушаний и приправ. Немецкий Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, английский Джек Снак — Легкая закуска.

"Семья" Петрушки и его "родственники".

Считать Петрушку исконно русским персонажем? Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Великобритании (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много похожего наблюдалось в Иране, где похожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой рот и торопливый писклявый говорок. И драться они все мастера - палкой, дубиной, сковородкой.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не столь уж груб и кровожаден. Впрочем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, под влиянием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское лечение”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошади, падение с лошади, обращение к Лекарю-шарлатану, вслед за раскрытием обмана - убийство и похороны, конфликт с властью, попытки сбежать с армейской службы.

В зависимости от сюжета использовались различные куклы, которых у "петрушечника" могло быть от 7 до 20.

Развивалось представление ( чаще всего) по такой линии:

1. Петрушка встречался с Невестой и обсуждал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее достоинства и недостатки;

2. Встречался с Цыганом, покупал у него лошадь, расплачиваясь «березовыми деньгами» - палочными ударами;

3. Упав с коня – звал Лекаря-немца. После комической сцены лечения, как правило, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), затем следовала сцена пародийных похорон;

4. Далее появлялся Капрал или Солдат и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, затем учил его солдатским приемам. Эта сцена также традиционно заканчивалась избиением или убийством Капрала.

5. Подобным образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, или с Отцом убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия чаще всего тем, что появлялся Барбос, или чёрт, который хватал Петрушку и волок за ширму. Петрушка с криком: «Прощай, жизнь молодецкая. » прощался с публикой до следующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста — румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский ), поп и черт . Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость.

В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой или марионеткой , так и живым актером на сцене . И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие образа Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка» , действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом. Костюм и грим Петрушки некоторая "смесь"образа калссического Петрушки и Пьеро.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки» , главными героями журнала должны были стать маленькие весёлые человечки. Их всего 8 , в том числе и Петрушка. Но выглядит он несколько отличным от привычной куклы.

4. Существует несколько мультфильмов ( снятых с 1957 года по 1996 гг.), в которых действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

900 x 600 Петрушка — Андрис Лиепа .jpg

Будучи предприимчивым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты. Он пригласил на работу в свою компанию целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов, он сотрудничал со знаменитыми художниками и известными композиторами тех лет, как российскими, так и европейскими. Кроме того, он открыл миру Игоря Стравинского, который написал для Дягилева три балета, одним из которых был "Петрушка"

Балет этот появился на свет достаточно случайно.

Дягилев пригласил Стравинского к сотрудничеству после того, как побывал не премьере сюиты "Фавн и пастушка", одного из ранних сочинений композитора , написанных под руководством Римского-Корсакова, у которого Стравинский брал уроки.

Стравинский с радостью согласился и написал балет "Жар-птица", премьера которого в 1910 году с огромным успехом прошла в Парижском театре Гранд-опера. После этого Игорь Федорович уехал на отдых в Швейцарию, чтобы восстановить силы перед написанием другого заказанного ему балета - "Весна Священная". И именно там на отдыхе, когда ему было н e ч e м заняться, он экспромтом сочинил небольшую концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем, назвав ее "Петрушка". Когда музыку прослушал Дягилев, он решил, что из нее получится прекрасный самостоятельный балет.

Так родился балетный Петрушка.

Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом

Особую роль в создании как балета, так и образа Петрушки сыграл художник Александр Николаевич Бенуа. Он создал для балета "Петрушка" либретто, декорации и костюмы, и в работе его вдох­новляли детские воспоминания о петербургских масленичных гуляньях.

Русский балет в 1911 году все еще цеплялся за французские классические корни. Несмотря на то, что еще в XIX веке появилось движение славянофилов, а к концу века был создан псевдорусский стиль в архитектуре, собраны русские сказки, написаны картины и даже оперы на русские сюжеты, но вот именно в балете царил застой. B императорских театрах ставили классических "Жизель", "Эсмеральду", "Дочь фара­она", "Баядерку", "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу", ни одного русского героя, ни одного русского мотива.

И балет "Петрушка" на этом фоне стал просто прорывом. там не было никакого классического балетного танца, там на сцене гуляла русская Масленица, под русские песни и с русскими плясками.

1911 Capt34444ure.JPG

Слева: А.Н. Бенуа Петрушка. Эскиз костюма В.Ф. Нижинского для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". 1911 г.

1911 Capttrrttrture.JPG



Вацлав Нижинский в образе Петрушки 1911 год, Париж,

1911 Т.Карсавина и В. Нижинский. Сцена из балета «Петрушка» PetrushkaKar&Nij.jpg


Сцена из балета "Петрушка" 1911 год театр "Шатле", Париж. Петрушка — Вацлав Нижинский, Балерина — Тамара Карсавина. Художник Александр Бенуа

Как видно на этих картинках и фотографиях, у Петрушки было два варианта костюма - с клетчатыми штанами и однотонными, колпак был в двух вариантах, и рубашка тоже - в более русском стиле и что-то ближе к Пьеро.

1917 А.Н.Бенуа «Эскизы для балета Стравинского «Петрушка» - Комната Петрушки. 2c.jpg


А.Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". 1911 г

1912 Georges LEPAPE .jpg
1913 Capture.JPG

Справа: Рене Булль (René Bull) Балет Игоря Стравинского "Петрушка". Сцена с Арапом, Балериной и Петрушкой. 1913 год

1913 Drawing by René Bull .JPG


Рене Булль (René Bull) Балет Игоря Стравинского "Петрушка". Бурлеск Сцены в 4 картинках 1913 год

1948 Франц Клайн Нижинский в роли Петрушки 1948 год e.jpg


Франц Клайн (Franz Kline). Нижинский в роли Петрушки. 1948 г.

После оглушительнейшего успеха в Европе балет захотели поставить и в России. В 1917 году Бенуа даже сделал специальные костюмы и декорации, но из-за известных событий премьера состоялась только в конце 1920 года - уже в Петроградском театре оперы и балета, а в начале 1921 года балет поставили в Большом театре в Москве

1917 Бенуа Александр Николаевич Эскиз мужского костюма. Петрушка. Петрушка (Премьера.JPG
1917 ABenuaPetrushka.jpg

Слева: Бенуа Александр Николаевич Эскиз костюма "Петрушка". 1917 год Для балета "Петрушка" (Премьера: 20.11.1920 г). "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"



Бенуа Александр Николаевич Эскиз костюма "Петрушка". 1917 год

1917 Benua 456801@2x.jpg


Бенуа Александр Николаевич Эскизы для балета Стравинского "Петрушка" - Комната Петрушки. 1917 год

1918 Бенуа Александр Николаевич Эскиз декорации к балету .JPG


Бенуа Александр Николаевич Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка" Период создания: 1918 год. Самарский областной художественный музей

Ну и далее во всех постановках всех советских театров художники использовали этот же образ Петрушки, до такой степени он стал классическим.

Например, в 1935 году зарисовки балета сделал художник Визель Эмиль Оскарович.

1 fffCapture.JPG

Л. С. Леонтьев - Петрушка в балете "Петрушка" И.Ф.Стравинского. 1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"

5 Capthethehture.JPG


Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"

3 Cahjyypture.JPG


Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"

2 Cathttrtrpture.JPG


Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"

4 Capthhthrture.JPG

Посередине портрет Л. С. Леонтьева в роли Петрушки. 1934 год Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Не могу сказать за все постановки за границей, но в 1925 году костюм Петрушки для Метрополитен-оперы создал русский художник-иммигрант Судейкин, и его Петрушка выглядел сильно иначе, не похожим на Петрушку Бенуа

1925 Судейкин Сергей Юрьевич Эскиз костюма Петрушки к балету «.JPG


Судейкин Сергей Юрьевич Эскиз костюма Петрушки к балету "Петрушка" в Метрополитен-опере 1925 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Но этот нью-йоркский образ тем не менее не прижился. В моде вечный Бенуа, и вот так обычно выглядит Петрушка на сцене.



Слева направо: Михаил Барышников в оригинальном костюме Петрушки Нижинского. 1978 год; Филипп Степин в роли Петрушки; Андрей Меркурьев в роли Петрушки.

Ну и если кто хочет посмотреть сам балет, он довольно короткий.

Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья. В центре событий находится любовная драма кукол — Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает соперника — Петрушку. В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва, которые соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины — представляют собой массовые сцены праздничного гулянья.

Читайте также: