Как вылепить из глины дымковскую игрушку

Обновлено: 09.05.2024

России, существует на Вятской земле более четыр хсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял сво значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей, фартук. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок или кокошник, украсить косами.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным. Но можно высушить игрушку без печи, в темном месте, на это уйдёт 3-4 дня. Далее игрушку покрывают побелкой или водоимульсионнлй краской, сушат.

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе Цель: Учить детей лепить лошадку комбинированным способом. Задачи : - учить передавать в лепке характерные особенности дымковской игрушки,.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

Рисование в средней группе «Дымковская барыня» с использованием нетрадиционных техник

Рисование в средней группе «Дымковская барыня» с использованием нетрадиционных техник Задачи: • Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, точек. • Учить рисовать узор на силуэте.

Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад К/В №8 «Росинка», город Пущино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.
Назначение: пополнение Центра творчества в группе, подарок, игрушка на выставку, конкурс.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному
труду.



Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.


Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.



2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.



3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.



4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.















13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.










20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.




21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.

Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.


Автор: Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва.

Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни.
Задачи:
- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;
- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;
- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.

В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской.


Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.



В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни.
Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты.
1.Начинаем работу с рисунка на юбке - нанесение белого фона.
Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки.



Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу.
Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой.



1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина.
Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой.
2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями.



3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука.
4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.



Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками.
Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики.

1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки.
2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик.
3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик.
4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.



Украшаем фартук оборкой.

Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.






2.Второй шаг - это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.




1) Из белого пластилина формируем голову.
2) Присоединяем к торсу.
3) Примазываем, придаём форму лифа.



Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник.
Рисуем украшение на шее – бусы.



Делаем для куклы красивую прическу.
1)Из тонких колбасок делаем жгутики.
2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.
3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.
4)Закручивая по спирали, делаем пучок.



Делаем головной убор.
1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.
3) Формируем кокошник.





Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

- научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

- развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.

Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.

Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.

Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.

Примазываем хвост – лепешку к туловищу.

Оставшуюся часть делим еще на две равных части.

Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.

Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.

Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.

После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.

Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Разработка занятия по лепке из глины «Индюк» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛЕПКИ ДАТА УРОКА: ТИП УРОКА: постановка и решение задачи. ТЕМА УРОКА: Лепка из глины народной игрушки «Индюк».

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс)

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс) Изучив все этапы изготовления глиняной игрушки, приступаем к работе. Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело интересное. Но в.

Занятие по лепке из глины в подготовительной группе для детей с ЗПР «Дымковские глиняные расписные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары.



Автор: Вероника Поевская 6,5 лет, воспитаница подготовительной группы МДОУ№98.
Педагог: Часовских Светлана Олеговна, воспитатель МДОУ№98 п.Октябрьский Люберецкий район МО
Назначение: участие в конкурсе.
Цель:роспись дымковских животных пластилином.
Задачи:закрепить знания о дымковских игрушках,элементах росписи.
Закрепление умения работы с пластилином.
Учить составлять знакомые узоры из пластилина.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.
Материал:восковой пластилин, стека, белый картон.



Дымковская игрушка, — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.




Украшаем шею петуха, волнистые и прямые линии делаем из тоненьких колбасок, расплющиваем маленькие шарики, добавляем контрастные цвета.













Для украшения всех игрушек используем практически одни и те же элементы, эксперементируем в разных сочетаниях элементов и в цвете.Это лошадка.

Читайте также: